Рабочая программа дисциплины «Теория социального прогресса в социологии»





Скачать 205.09 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «Теория социального прогресса в социологии»
Дата публикации26.05.2015
Размер205.09 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского
Социологический факультет


УТВЕРЖДАЮ


Проректор по учебно-методической работе

профессор_______________Е.Г. Елина

«__»__________2012 г.


Рабочая программа дисциплины

«Теория социального прогресса в социологии»


Направление подготовки

040100 - «Социология»

Профиль подготовки

«Социология политики и международных отношений»

Квалификация (степень) выпускника

Магистр
Форма обучения

очная


Саратов 2012 год



1. Цели освоения дисциплины.

Целью освоения дисциплины «Теория социального прогресса в социологии» является формирование у студентов фундаментальных теоретических знаний об основных теоретико-методологических подходах к изучению закономерностей общественного развития, условиях и предпосылках возникновения проблемы социального прогресса в социологии, ее особой значимости в современном мире.

Данный курс знакомит студентов с представителями и содержанием важнейших теорий социального прогресса отечественной и зарубежной социологической мысли; с характеристиками прогресса как общемирового процесса; с теориями глобализации и трансформации, со спецификой модернизации российского общества.
2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры.

Предлагаемая программа дисциплины «Теория социального прогресса в социологии» составлена на основе действующего государственного образовательного стандарта РФ по направлению 040100 - «Социология».

Учебный курс «Теория социального прогресса в социологии» является составной частью «профессионального цикла» М 2+. Дисциплина базируется на курсах «Философия», «Социология», которые студенты проходили в рамках подготовки по направлению бакалавриата, и взаимосвязан с такими дисциплинами общенаучного цикла магистратуры, как «Социология политики», «История и методология социологии».

Дисциплина является предшествующей по отношению к дисциплинам по выбору, входящим в «профессиональный цикл» магистратуры и дисциплинам, преподаваемым в аспирантуре по специализации 22.00.05 –политическая социология.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
В ходе освоения дисциплины «Теория социального прогресса в социологии» обучающийся должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью накапливать и актуализировать потенциал личностного, интеллектуального и культурного роста (ОК-1);

способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессиональные знания основ философии и социально-гуманитарных наук (ОК-6);

способностью собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-9);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в научно-исследовательской деятельности:

способностью и умением самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения (ПК-1);

способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии (в соответствии с профилем ООП магистратуры) и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);

способностью осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования (ПК-3);

в производственно-прикладной деятельности:

умением обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-9);

способностью использовать углубленные специализированные теоретические знания, практические навыки и умения для организации научных и научно-прикладных исследований, учебного процесса, экспертной, аналитической и консалтинговой деятельности (в соответствии с профилем ООП магистратуры) (ПК-11);

в педагогической деятельности:

способностью и умением использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (углубленное знание основных школ и направлений, способность к социологической рефлексии) (ПК-13).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- фундаментальную структуру социологической теории, ее основные категории, подходы и проблемы, а также вспомогательные ключевые понятия, такие как социальная структура, стратификация, социальный институт, социальное взаимодействие, класс, гендер, идентичность;

- историю социологической мысли, вклад ведущих классических и современных социологов.

Уметь:

- использовать основные социологические понятия и теории как инструмент социологического исследования;

- произвести реконструкцию истории своей научной области;

- самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения, расширять и углублять собственную научную компетентность;

- формулировать и отстаивать в дискуссии свои научные результаты.

Владеть:

- методиками представления и защиты полученных научных результатов.
4. Структура и содержание дисциплины.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.




п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

лекции

Прак

ти

чес

кие

Семи

нар

ские

СРС

1.

Социальный прогресс как социологическая категория.

2






2

-

2

6

тест

2.

Истоки и специфика возникновения концепции социального прогресса

2




2

-

2

4

реферат

3

Идеи социального прогресса в отечественной социологии 19 века

2




3




3

4

эссе

4

Богословские представления о прогрессе.

2




2

-

2

4

реферат

5

Революционные идеи социального прогресса.

2




2

-

2

4

тест

6

Концепции социального прогресса современных отечественных социологов

2




2

-

2

6

коллоквиум

7

Проблема социального прогресса в зарубежной социологии.

2




2




2

6

реферат

8

Модернизация российского общества и социальный прогресс

2




2




2

4

эссе


зачет


Лекция № 1. Социальный прогресс как социологическая категория.

Понятия «социальный процесс», «социальное изменение», «общественное развитие», «эволюция», «социальная динамика», «прогресс», «регресс».

«Социальный прогресс»: узкое и широкое понимание. Соотношение понятий «общественный прогресс» и «социальный прогресс».

Критерии прогресса. Различные точки зрения на критерии социального прогресса.
Лекция № 2. Истоки и специфика возникновения концепции социального прогресса.

Античная мысль. Отношение к идее направленности общественного развития в различные исторические периоды. Эпоха Просвещения. Ж.А.Кондорсе.

Возникновение социологии. О.Конт, Г.Спенсер. Усиление внимания ученых к феномену социального прогресса.
Лекция № 3. Идеи социального прогресса в отечественной социологии Х1Х века.

Социологические теории народников.

Социальный прогресс как объект внимания субъективной школы. Теория прогресса П.Л.Лаврова. Теория «героев и толпы» Н.К.Михайловского. Своеобразие взглядов на прогресс С.Н.Южакова, Н.И.Кареева.

Проблема социального прогресса в работах М.М.Ковалевского. «Формула прогресса». Взгляды на прогресс последователей М.М. Ковалевского (Де Роберти, П.Сорокин, Я.А. Новиков и др.).

Пессимистический подход к прогрессу. К.Н.Леонтьев, М.А.Энгельгардт.
Лекция № 4. Богословские представления о прогрессе.

Христианская теория прогресса (взгляды В.С.Соловьева, С.Н.Булгакова, С.Л.Франка, П.Б.Струве). Проблемы взаимосвязи личности и общества. Трагизм исторического процесса.

Неоднозначность подходов представителей богословского направления. Значение данного направления в формировании концепции социального прогресса.
Лекция № 5. Революционные идеи социального прогресса.

Марксистские концепции прогресса. Взгляд на критерии прогресса.

Марксистское направление в отечественной социологии. Различные подходы к прогрессу. Г.В.Плеханов, В.И.Ленин.

Социальный прогресс в интерпретации ученых советского периода. Взгляды ученых 20-50-х годов. Общественный прогресс, культурный прогресс, научно-технический прогресс.

Концепции прогресса советских обществоведов 60-80 г.г. ХХ века. Работы по прогрессу (А.П.Казаков, В.И.Мишин, Г.В.Осипов, А.П.Бутенко, Г.Х.Шахназаров и др.).
Лекция № 6. Концепции социального прогресса современных отечественных социологов

Соотношение категорий «трансформация» и «модернизация». Социальное прогнозирование. Теория социальных систем. Понятия «флуктуация», «бифуркация». Прогресс как вероятность поступательного развития. И.В.Бестужев-Лада, И.Пригожин и др.
Лекция № 7. Проблема социального прогресса в зарубежной социологии.

Понятие глобализации: сущность и содержание. Теории социальной модернизации: история формирования и основные представители. Цивилизационный прогресс.

Взгляды европейских ученых на проблему социального развития (Валлерштейн И., Хантингтон С., Тоффлер А. и др.).

Концепции социального прогресса в американской социологии (Айзенштадт Ш. и др.).
Лекция № 8. Модернизация российского общества и социальный прогресс.

Современные модернизационные процессы в России, их теоретическое обоснование. Социальные инновации в различных сферах жизнедеятельности.

Транзитивное состояние современного российского общества.

Социальные прогнозы будущего России.
Планы семинарских занятий

Тема 1. Социальный прогресс как социологическая категория.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятия «социальный процесс», «социальное изменение», «общественное развитие», «эволюция», «социальная динамика», «прогресс», «регресс».

  2. «Социальный прогресс»: узкое и широкое понимание. Соотношение понятий «общественный прогресс» и «социальный прогресс».

  3. Критерии прогресса.

Темы рефератов и докладов:

  1. Научное содержание понятия «социальный прогресс»: особенности интерпретации.

  2. Различные точки зрения на критерии социального прогресса.


Тема 2. Истоки и специфика возникновения концепции социального прогресса.

Вопросы для обсуждения:

  1. Этапы формирования концепции социального прогресса.

  2. Эпоха Просвещения. Ж.А.Кондорсе.

  3. Возникновение социологии. О.Конт, Г.Спенсер.

Темы рефератов и докладов:

    1. Античные мыслители о закономерностях развития общества.

    2. Ж.А.Кондорсе – родоначальник теории социального прогресса.

    3. Отношение к идее направленности общественного развития в различные исторические периоды.


Тема 3. Идеи социального прогресса в отечественной социологии Х1Х века.

Вопросы для обсуждения:

  1. Социологические теории народников.

  2. Социальный прогресс как объект внимания субъективной школы.

  3. Школа М.М. Ковалевского. «Формула прогресса».

Темы рефератов и докладов:

1. Теория прогресса П.Л.Лаврова.

2. Теория «героев и толпы» Н.К.Михайловского.

3. Взгляды на прогресс М.М.Ковалевского и его последователей (Де Роберти, П.Сорокин, Я.А. Новиков и др.).

4. Своеобразие взглядов на прогресс С.Н.Южакова, Н.И.Кареева.

5. Пессимистические теории (К.Н.Леонтьев, М.А.Энгельгардт).
Тема 4. Богословские представления о прогрессе.

Вопросы для обсуждения:

  1. Христианская теория прогресса.

  2. Проблемы взаимосвязи личности и общества в богословских концепциях.

  3. Неоднозначность подходов представителей богословского направления.

Темы рефератов и докладов:

1. Взгляды на прогресс В.С.Соловьева, С.Н.Булгакова, С.Л.Франка, П.Б.Струве и др.

2. Значение богословского направления в формировании концепции социального прогресса.
Тема 5. Революционные идеи социального прогресса.

Вопросы для обсуждения:

  1. Марксистские концепции прогресса. Взгляд на критерии прогресса.

  2. Марксистское направление в отечественной социологии.

3. Социальный прогресс в интерпретации ученых советского периода.

Темы рефератов и докладов:

1. Г.В.Плеханов, В.И.Ленин о социальном прогрессе.

2. Взгляды на прогресс советских ученых 20-50-х годов.

3. Концепции прогресса советских обществоведов 60-80 г.г. ХХ века. Работы по прогрессу (А.П.Казаков, В.И.Мишин, Г.В.Осипов, А.П.Бутенко, Г.Х.Шахназаров и др.).
Тема 6. Концепции социального прогресса современных отечественных социологов.

Вопросы для обсуждения:

  1. Трансформационное общество: характерные черты и признаки.

  2. Теория социального прогресса и социальное прогнозирование.

  3. Системный подход к сущности социального развития.

Темы рефератов и докладов:

1. Соотношение категорий «трансформация» и «модернизация» в отечественной социологии.

2. Прогресс как вероятность поступательного развития. И.В.Бестужев-Лада, И.Пригожин и др.

3. Понятия «флуктуация», «бифуркация» в теории социальных систем.
Тема 7. Проблема социального прогресса в зарубежной социологии.

Вопросы для обсуждения:

  1. Теории социальной модернизации.

  2. Цивилизационный прогресс.

  3. Взгляды европейских ученых на проблему социального развития.

  4. Концепции социального прогресса в американской социологии.

Темы рефератов и докладов:

1. «Социальная модернизация»: история возникновения и развития концепции в зарубежной социологии.

2. Теории прогресса современных зарубежных социологов (Будон Р., Поппер К., Тойнби А. Дж., Тоффлер А., Хантингтон С., Штомпка П., Эйзенштадт Ш. и др.).

3. Научно-технический прогресс: современное понимание результатов и последствий.
Тема 8. Модернизация российского общества и социальный прогресс.

Вопросы для обсуждения:

1. Транзитивное состояние современного российского общества.

2. Источники и ресурсы социальной модернизации России.

3. Социальные инновации как основа прогресса.

Темы рефератов и докладов:

    1. Реформы в России: прогресс или регресс?

    2. Современные мировые процессы: место и роль России.


Тематика эссе

к теме 3

1. Вклад различных социологических школ в формирование теории социального прогресса.

2. П.Л.Лавров и Н.К.Михайловский – основатели субъективной школы в социологии.

3. Проблема социального прогресса в работах М.М.Ковалевского.

4. Взгляд П.Сорокина на содержание социального прогресса.

5. «Прогресс как эволюция же­стокости» М.А. Энгельгардта.
к теме 8

  1. Историческая миссия «горбачевской» перестройки.

  2. Проблемы и перспективы социальных изменений, происходящих в российском обществе.

  3. Социальные инновации в различных сферах российского общества: сущность и содержание.

  4. Объективные и субъективные факторы российской модернизации.

5. Социальные прогнозы будущего России.
5. Образовательные технологии. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки магистра, реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинарские и практические занятия, коллоквиумы и групповые дискуссии, деловые и ролевые игры, тренинги, рефераты и доклады, компьютерное тестирование) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов. В учебном курсе предусмотрены мастер-классы экспертов и специалистов.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Самостоятельная работа магистра включает в себя подготовку и выполнение заданий к коллоквиуму и семинарским занятиям, работу с первоисточниками и классической литературой, анализ периодических изданий, реферирование журнальных статей и исследований монографического уровня.

Промежуточные формы контроля - тестовые задания, темы эссе и рефератов.

Итоговый контроль осуществляется в форме зачета. Итоговая оценка включает в себя:

- оценку, полученную в ходе тестирования (20 баллов);

- оценку за самостоятельную аудиторную работу ( 20 баллов);

- оценку за самостоятельную внеаудиторную работу ( 20 баллов);

- оценку за научную и исследовательская деятельность по дисциплине ( 20 баллов).

- промежуточная аттестация (20 баллов)

Соответственно, зачет по дисциплине складывается из всех набранных студентом баллов по схеме:

0-59 - «незачет»,

60-100 - «зачет».

Тестовые задания

Тест 1. Из предлагаемых вариантов выберите один правильный ответ

I. Родоначальник теории общественного прогресса:

1) О.Конт

2) Ж.Кондорсе

3) В.И.Ленин

II. Последовательная смена состояний, представляющих непрерывное единое движение – это:

1) прогресс

2) эволюция

3) процесс

III. Автор научного произведения «Герои и толпа»:

1) С.С. Новиков

2) К.Н.Леонтьев

3) Н.К.Михайловский

IV. Частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя – это:

1) революция

2) эволюция

3) реформа

V. Он не является представителем богословского направления в социологии:

  1. С.Н. Булгаков

  2. С.Л.Франк

  3. М.А. Энгельгардт

VI. Объективная школа в социологии:

  1. рассматривает личность источником прогресса

  2. считает прогресс объективным процессом

  3. выступает за многофакторный подход к понятию прогресса

Тест 2. Из предлагаемых вариантов выберите один правильный ответ

I. Это направление рассматривает прогресс как ряд последовательных, комплексных действий естественного закона развития:

1) богословское

2) позитивистское

3) постмодернистское

II. Основоположники субъективной школы в социологии:

1) П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский

2) К. Маркс и Ф. Энгельс

3) М. Ковалевский и П.Сорокин

III. Многообразные перемены, происходящие в обществе как целостной системе, в его структуре, культуре, в социальных общностях, институтах, организациях - это:

1) социальный регресс

2) социальное развитие

3) социальное изменение

IV. Он является сторонником пессимистического взгляда на прогресс:

  1. Н.И.Кареев

  2. К.Н. Леонтьев

  3. С.Н.Южаков

V. Возвращение, движение назад – переход от более высоких форм развития к низшим, изменение к худшему – это:

  1. регресс

  2. утопия

  3. транзитивность

VI. Идея социального прогресса как научная концепция возникла:

  1. в период перестройки

  2. в античное время

  3. в эпоху Просвещения


Тест 3. Тест состоит из утверждений, истинность которых следует установить

(с помощью ответов «да» или «нет»)

1. Основоположники субъективной школы - П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский.

2. Родоначальником теории общественного прогресса считается французский философ О.Конт.

3. Научное произведение «Герои и толпа» принадлежит М.М.Ковалевскому.

4. П.А.Сорокин и Я.А.Новиков явились последователями К.Маркса.

5. Среди представителей богословского направления можно назвать И.Пригожина.

6. К.Н. Леонтьев - видный философ, социолог, публицист, один из первых критиков массового общества, сторонник пессимистического взгляда на прогресс
Тест 4. Вставьте пропущенные слова, чтобы предложение приобрело верный смысл

1. ……… - переход общества из одного качественного состояния в другое. Носит скачкообразный характер.

2. П.Л. Лавров – представитель ……….. школы в социологии.

3. ………. – переход от более высоких форм развития к низшим, изменение к худшему.

4. Научное произведение «Герои и толпа» принадлежит ……….. .

5. ……… – всякое движение или изменение, приводящее либо к усилению какой-либо тенденции, либо к ее ослаблению. Как правило, развитие спокойное и равномерное.

6. Родоначальником теории общественного прогресса считается французский философ ………. .
Тест 5. Тест состоит из утверждений, истинность которых следует установить

(с помощью ответов «да» или «нет»)

1. Ж.А. Кондорсе - родоначальник христианской теории прогресса.

2. Прогресс - изменения от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному.

3. Основоположником объективной школы в социологии является Г.Спенсер.

4. П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский являются приверженцами «монистического» подхода к определению критериев прогресса.

5. Пессимистический подход к прогрессу развивал М.А.Энгельгардт.

6. Богословская концепция прогресса исходит из материалистического понимания истории и характеризуется диалектико-материалистическим подходом к проблеме прогресса, выдвижением его объективного критерия.

Вопросы к зачету


  1. Социологическая категория «социальный процесс», сходство и различие с понятиями «изменение», «развитие», «эволюция», «динамика».

  2. Понятие критериев прогресса. Прогресс и регресс.

  3. Различные теоретико-методологические подходы к определению социального прогресса.

  4. Истоки и основные этапы развития теории прогресса.

  5. Эпоха Просвещения и концепция прогресса.

  6. Взгляд на прогресс основателей социологии О.Конта и Г.Спенсера.

  7. Идеи социального прогресса в отечественной социологии Х1Х века. Основные представители.

  8. Теории прогресса П.Л.Лаврова и Н.К.Михайловского.

  9. Проблема социального прогресса в трудах М.М. Ковалевского.

  10. П.Сорокин о социальном прогрессе.

  11. Христианская теория прогресса. Основные представители, различие их взглядов.

  12. Революционные идеи прогресса.

  13. Марксистская теория прогресса в отечественной социологии.

  14. Неопозитивизм и концепции социального прогресса.

  15. «Пессимистические» теории социального развития.

  16. Социальный прогресс в интерпретации ученых советского периода.

  17. Работы по прогрессу отечественных социологов 50-80-х гг.

  18. Теории прогресса зарубежных социологов.

  19. Глобализация и изменение взглядов на прогресс в современном мире.

  20. Понятия «трансформация» и «модернизация», их соотношение и виды.

  21. Теории социальной модернизации.

  22. Информационное общество и пути его становления.

  23. Теория мировой системы И.Валлерштейна.

  24. Понятие цивилизационного прогресса. Культура и цивилизация.

  25. Постмодернистские концепции прогресса. Отечественные и зарубежные представители.

  26. Трансформационные процессы в современной России. Понятие транзитивности.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

а) основная литература:

  1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. Издательство:  М., Директ-Медиа, 2007. - 1366 с.

  2. Штомпка П. Социология социальных изменений. Издательство:  М., Директ-Медиа, 2007. - 828 c.


б) дополнительная литература:

3. Глотов М.Б. Социология. М., 2011.

4. Современные глобальные проблемы. М.: Аспект-Пресс, 2010.

5. Социология: история и современность / Учебное пособие: отв.ред. Волков Ю.Г. Ростов н/Д., 2007.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

  1. Электронные версии учебников по «Социологии», «Истории социологии», «Социологии социальных изменений», медиа-презентации (socio.sgu.ru)

  2. Адреса электронных библиотек:

http://socis.isras.ru/ - журнал "Социологические исследования"

http://www.isras.ru/ - Институт социологии РАН

http://lib.socio.msu.ru - Электронная библиотека социологического факультета МГУ.

http://library.sgu.ru/ - Зональная научная библиотека им. В. А. Артисевич Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского.

http://www.biblioclub.ru/ - Зональная научная библиотека Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского он-лайн

http://socio.rin.ru/ - Портал по социологии с большим количеством информации.
http://socioline.ru - Электронная библиотека по социологии с оригинальными материалами и коллекцией тематических ссылок.

Библиотека Социологии и Политологии - Бесплатная он-лайн библиотека содержит учебные пособия, монографии, сборники, статьи, диссертации и ответы на билеты по социологии и политологии. Автор рассылки читает спецкурс "Россия в системе международной безопасности" в МГУ им Ломоносова
http://www.i-u.ru Русский Гуманитарный Интернет-Университет

http://www.socinf.narod.ru/ - сайт социологов РГСУ

http://christsocio.info - Христианская Социология

Allan Shade Homepage - Небольшая социологическая библиотечка с оригинальными материалами

// http:// www.wciom.ru - ВЦИОМ: информационные материалы

// http://www.humanities.edu.ru - Федеральный фонд учебных курсов по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам

// http:// www.ecsocman.edu.ru - Федеральный образовательный портал: Экономика. Социология. Менеджмент

http:// www.nsu.ru / sociol

http:// www.sociol.com
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Учебные аудитории, оборудованные техническими средствами для проведения презентаций, компьютерный класс, доступ к сети Интернет.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по напрвлению подготовки 040100-Социология.

Автор: доктор социологических наук,

профессор кафедры прикладной социологии О.Г. Антонова
Программа одобрена на заседании кафедры прикладной социологии

протокол № ____________ от ______________ года
Зав. кафедрой прикладной социологии,

доктор исторических наук, профессор А.Д. Крахмалева
Декан факультета,

доктор философских наук. профессор Г.В.Дыльнов

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «Теория социального прогресса в социологии» iconРеферат по социологии Тема: Теория социального обмена
Различные варианты теории социального обмена получили распространение в социологии, социальной психологии, экономике, социальной...
Рабочая программа дисциплины «Теория социального прогресса в социологии» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «теория измерений...
Цель освоения дисциплины «Теория измерений в социологии» формирование у студентов навыков практического использования наиболее эффективных...
Рабочая программа дисциплины «Теория социального прогресса в социологии» iconРабочая программа дисциплины право социального обеспечения (наименование...
...
Рабочая программа дисциплины «Теория социального прогресса в социологии» iconРабочая программа дисциплины право социального обеспечения (наименование...
...
Рабочая программа дисциплины «Теория социального прогресса в социологии» iconПротокол № от 20 Вопросы к зачету по социологии
Социология как наука. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии. Понятие социального
Рабочая программа дисциплины «Теория социального прогресса в социологии» iconРабочая программа дисциплины теория государства и права (наименование...
...
Рабочая программа дисциплины «Теория социального прогресса в социологии» iconМ. Вебер: концепция понимающей социологии
Целью данной работы является рассмотрение методологической основы социологии М. Вебера, предпосылки формирования, основные понятия,...
Рабочая программа дисциплины «Теория социального прогресса в социологии» iconМ. Вебер: концепция понимающей социологии
Целью данной работы является рассмотрение методологической основы социологии М. Вебера, предпосылки формирования, основные понятия,...
Рабочая программа дисциплины «Теория социального прогресса в социологии» iconРабочая программа дисциплины
Дисциплина «Экономическая теория» входит в состав базовой части, гуманитарного, социального и экономического цикла ооп бакалавриата...
Рабочая программа дисциплины «Теория социального прогресса в социологии» icon2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата по социологии
Целями освоения дисциплины (модуля) «История социологии часть I» являются следующие
Рабочая программа дисциплины «Теория социального прогресса в социологии» iconРабочая программа Социология наименование дисциплины по учебному...
Цель – дать теоретическое и методологическое обоснование социологии, выявить основные особенности данной области социогуманитарного...
Рабочая программа дисциплины «Теория социального прогресса в социологии» iconМетодическая разработка
Цель освоения дисциплины «Теория измерений в социологии» формирование у студентов навыков практического использования наиболее эффективных...
Рабочая программа дисциплины «Теория социального прогресса в социологии» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Анализ данных в...
«Анализ данных в социологии»: познакомился с основными направлениями анализа данных в социологии, осуществляемых с помощью математических...
Рабочая программа дисциплины «Теория социального прогресса в социологии» iconПротокол начисления баллов
Цель освоения дисциплины «Теория измерений в социологии» формирование у студентов навыков практического использования наиболее эффективных...
Рабочая программа дисциплины «Теория социального прогресса в социологии» iconРабочая программа учебной дисциплины общая экономическая теория (название...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины «Теория социального прогресса в социологии» iconЛитература. 23
Эти и иные аспекты научной, образовательной, экологической, военной и другой мощи России являются базой, необходимой для социального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск