Скачать 205.09 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского Социологический факультет УТВЕРЖДАЮПроректор по учебно-методической работе профессор_______________Е.Г. Елина «__»__________2012 г. Рабочая программа дисциплины «Теория социального прогресса в социологии» Направление подготовки 040100 - «Социология» Профиль подготовки «Социология политики и международных отношений» Квалификация (степень) выпускника Магистр Форма обучения очная Саратов 2012 год1. Цели освоения дисциплины. Целью освоения дисциплины «Теория социального прогресса в социологии» является формирование у студентов фундаментальных теоретических знаний об основных теоретико-методологических подходах к изучению закономерностей общественного развития, условиях и предпосылках возникновения проблемы социального прогресса в социологии, ее особой значимости в современном мире. Данный курс знакомит студентов с представителями и содержанием важнейших теорий социального прогресса отечественной и зарубежной социологической мысли; с характеристиками прогресса как общемирового процесса; с теориями глобализации и трансформации, со спецификой модернизации российского общества. 2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры. Предлагаемая программа дисциплины «Теория социального прогресса в социологии» составлена на основе действующего государственного образовательного стандарта РФ по направлению 040100 - «Социология». Учебный курс «Теория социального прогресса в социологии» является составной частью «профессионального цикла» М 2+. Дисциплина базируется на курсах «Философия», «Социология», которые студенты проходили в рамках подготовки по направлению бакалавриата, и взаимосвязан с такими дисциплинами общенаучного цикла магистратуры, как «Социология политики», «История и методология социологии». Дисциплина является предшествующей по отношению к дисциплинам по выбору, входящим в «профессиональный цикл» магистратуры и дисциплинам, преподаваемым в аспирантуре по специализации 22.00.05 –политическая социология. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. В ходе освоения дисциплины «Теория социального прогресса в социологии» обучающийся должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способностью накапливать и актуализировать потенциал личностного, интеллектуального и культурного роста (ОК-1); способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессиональные знания основ философии и социально-гуманитарных наук (ОК-6); способностью собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-9); Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): в научно-исследовательской деятельности: способностью и умением самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения (ПК-1); способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии (в соответствии с профилем ООП магистратуры) и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2); способностью осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования (ПК-3); в производственно-прикладной деятельности: умением обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-9); способностью использовать углубленные специализированные теоретические знания, практические навыки и умения для организации научных и научно-прикладных исследований, учебного процесса, экспертной, аналитической и консалтинговой деятельности (в соответствии с профилем ООП магистратуры) (ПК-11); в педагогической деятельности: способностью и умением использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (углубленное знание основных школ и направлений, способность к социологической рефлексии) (ПК-13). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - фундаментальную структуру социологической теории, ее основные категории, подходы и проблемы, а также вспомогательные ключевые понятия, такие как социальная структура, стратификация, социальный институт, социальное взаимодействие, класс, гендер, идентичность; - историю социологической мысли, вклад ведущих классических и современных социологов. Уметь: - использовать основные социологические понятия и теории как инструмент социологического исследования; - произвести реконструкцию истории своей научной области; - самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения, расширять и углублять собственную научную компетентность; - формулировать и отстаивать в дискуссии свои научные результаты. Владеть: - методиками представления и защиты полученных научных результатов. 4. Структура и содержание дисциплины. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
Лекция № 1. Социальный прогресс как социологическая категория. Понятия «социальный процесс», «социальное изменение», «общественное развитие», «эволюция», «социальная динамика», «прогресс», «регресс». «Социальный прогресс»: узкое и широкое понимание. Соотношение понятий «общественный прогресс» и «социальный прогресс». Критерии прогресса. Различные точки зрения на критерии социального прогресса. Лекция № 2. Истоки и специфика возникновения концепции социального прогресса. Античная мысль. Отношение к идее направленности общественного развития в различные исторические периоды. Эпоха Просвещения. Ж.А.Кондорсе. Возникновение социологии. О.Конт, Г.Спенсер. Усиление внимания ученых к феномену социального прогресса. Лекция № 3. Идеи социального прогресса в отечественной социологии Х1Х века. Социологические теории народников. Социальный прогресс как объект внимания субъективной школы. Теория прогресса П.Л.Лаврова. Теория «героев и толпы» Н.К.Михайловского. Своеобразие взглядов на прогресс С.Н.Южакова, Н.И.Кареева. Проблема социального прогресса в работах М.М.Ковалевского. «Формула прогресса». Взгляды на прогресс последователей М.М. Ковалевского (Де Роберти, П.Сорокин, Я.А. Новиков и др.). Пессимистический подход к прогрессу. К.Н.Леонтьев, М.А.Энгельгардт. Лекция № 4. Богословские представления о прогрессе. Христианская теория прогресса (взгляды В.С.Соловьева, С.Н.Булгакова, С.Л.Франка, П.Б.Струве). Проблемы взаимосвязи личности и общества. Трагизм исторического процесса. Неоднозначность подходов представителей богословского направления. Значение данного направления в формировании концепции социального прогресса. Лекция № 5. Революционные идеи социального прогресса. Марксистские концепции прогресса. Взгляд на критерии прогресса. Марксистское направление в отечественной социологии. Различные подходы к прогрессу. Г.В.Плеханов, В.И.Ленин. Социальный прогресс в интерпретации ученых советского периода. Взгляды ученых 20-50-х годов. Общественный прогресс, культурный прогресс, научно-технический прогресс. Концепции прогресса советских обществоведов 60-80 г.г. ХХ века. Работы по прогрессу (А.П.Казаков, В.И.Мишин, Г.В.Осипов, А.П.Бутенко, Г.Х.Шахназаров и др.). Лекция № 6. Концепции социального прогресса современных отечественных социологов Соотношение категорий «трансформация» и «модернизация». Социальное прогнозирование. Теория социальных систем. Понятия «флуктуация», «бифуркация». Прогресс как вероятность поступательного развития. И.В.Бестужев-Лада, И.Пригожин и др. Лекция № 7. Проблема социального прогресса в зарубежной социологии. Понятие глобализации: сущность и содержание. Теории социальной модернизации: история формирования и основные представители. Цивилизационный прогресс. Взгляды европейских ученых на проблему социального развития (Валлерштейн И., Хантингтон С., Тоффлер А. и др.). Концепции социального прогресса в американской социологии (Айзенштадт Ш. и др.). Лекция № 8. Модернизация российского общества и социальный прогресс. Современные модернизационные процессы в России, их теоретическое обоснование. Социальные инновации в различных сферах жизнедеятельности. Транзитивное состояние современного российского общества. Социальные прогнозы будущего России. Планы семинарских занятий Тема 1. Социальный прогресс как социологическая категория. Вопросы для обсуждения:
Темы рефератов и докладов:
Тема 2. Истоки и специфика возникновения концепции социального прогресса. Вопросы для обсуждения:
Темы рефератов и докладов:
Тема 3. Идеи социального прогресса в отечественной социологии Х1Х века. Вопросы для обсуждения:
Темы рефератов и докладов: 1. Теория прогресса П.Л.Лаврова. 2. Теория «героев и толпы» Н.К.Михайловского. 3. Взгляды на прогресс М.М.Ковалевского и его последователей (Де Роберти, П.Сорокин, Я.А. Новиков и др.). 4. Своеобразие взглядов на прогресс С.Н.Южакова, Н.И.Кареева. 5. Пессимистические теории (К.Н.Леонтьев, М.А.Энгельгардт). Тема 4. Богословские представления о прогрессе. Вопросы для обсуждения:
Темы рефератов и докладов: 1. Взгляды на прогресс В.С.Соловьева, С.Н.Булгакова, С.Л.Франка, П.Б.Струве и др. 2. Значение богословского направления в формировании концепции социального прогресса. Тема 5. Революционные идеи социального прогресса. Вопросы для обсуждения:
3. Социальный прогресс в интерпретации ученых советского периода. Темы рефератов и докладов: 1. Г.В.Плеханов, В.И.Ленин о социальном прогрессе. 2. Взгляды на прогресс советских ученых 20-50-х годов. 3. Концепции прогресса советских обществоведов 60-80 г.г. ХХ века. Работы по прогрессу (А.П.Казаков, В.И.Мишин, Г.В.Осипов, А.П.Бутенко, Г.Х.Шахназаров и др.). Тема 6. Концепции социального прогресса современных отечественных социологов. Вопросы для обсуждения:
Темы рефератов и докладов: 1. Соотношение категорий «трансформация» и «модернизация» в отечественной социологии. 2. Прогресс как вероятность поступательного развития. И.В.Бестужев-Лада, И.Пригожин и др. 3. Понятия «флуктуация», «бифуркация» в теории социальных систем. Тема 7. Проблема социального прогресса в зарубежной социологии. Вопросы для обсуждения:
Темы рефератов и докладов: 1. «Социальная модернизация»: история возникновения и развития концепции в зарубежной социологии. 2. Теории прогресса современных зарубежных социологов (Будон Р., Поппер К., Тойнби А. Дж., Тоффлер А., Хантингтон С., Штомпка П., Эйзенштадт Ш. и др.). 3. Научно-технический прогресс: современное понимание результатов и последствий. Тема 8. Модернизация российского общества и социальный прогресс. Вопросы для обсуждения: 1. Транзитивное состояние современного российского общества. 2. Источники и ресурсы социальной модернизации России. 3. Социальные инновации как основа прогресса. Темы рефератов и докладов:
Тематика эссе к теме 3 1. Вклад различных социологических школ в формирование теории социального прогресса. 2. П.Л.Лавров и Н.К.Михайловский – основатели субъективной школы в социологии. 3. Проблема социального прогресса в работах М.М.Ковалевского. 4. Взгляд П.Сорокина на содержание социального прогресса. 5. «Прогресс как эволюция жестокости» М.А. Энгельгардта. к теме 8
5. Социальные прогнозы будущего России. 5. Образовательные технологии. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки магистра, реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинарские и практические занятия, коллоквиумы и групповые дискуссии, деловые и ролевые игры, тренинги, рефераты и доклады, компьютерное тестирование) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов. В учебном курсе предусмотрены мастер-классы экспертов и специалистов. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Самостоятельная работа магистра включает в себя подготовку и выполнение заданий к коллоквиуму и семинарским занятиям, работу с первоисточниками и классической литературой, анализ периодических изданий, реферирование журнальных статей и исследований монографического уровня. Промежуточные формы контроля - тестовые задания, темы эссе и рефератов. Итоговый контроль осуществляется в форме зачета. Итоговая оценка включает в себя: - оценку, полученную в ходе тестирования (20 баллов); - оценку за самостоятельную аудиторную работу ( 20 баллов); - оценку за самостоятельную внеаудиторную работу ( 20 баллов); - оценку за научную и исследовательская деятельность по дисциплине ( 20 баллов). - промежуточная аттестация (20 баллов) Соответственно, зачет по дисциплине складывается из всех набранных студентом баллов по схеме: 0-59 - «незачет», 60-100 - «зачет». Тестовые задания Тест 1. Из предлагаемых вариантов выберите один правильный ответ I. Родоначальник теории общественного прогресса: 1) О.Конт 2) Ж.Кондорсе 3) В.И.Ленин II. Последовательная смена состояний, представляющих непрерывное единое движение – это: 1) прогресс 2) эволюция 3) процесс III. Автор научного произведения «Герои и толпа»: 1) С.С. Новиков 2) К.Н.Леонтьев 3) Н.К.Михайловский IV. Частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя – это: 1) революция 2) эволюция 3) реформа V. Он не является представителем богословского направления в социологии:
VI. Объективная школа в социологии:
Тест 2. Из предлагаемых вариантов выберите один правильный ответ I. Это направление рассматривает прогресс как ряд последовательных, комплексных действий естественного закона развития: 1) богословское 2) позитивистское 3) постмодернистское II. Основоположники субъективной школы в социологии: 1) П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский 2) К. Маркс и Ф. Энгельс 3) М. Ковалевский и П.Сорокин III. Многообразные перемены, происходящие в обществе как целостной системе, в его структуре, культуре, в социальных общностях, институтах, организациях - это: 1) социальный регресс 2) социальное развитие 3) социальное изменение IV. Он является сторонником пессимистического взгляда на прогресс:
V. Возвращение, движение назад – переход от более высоких форм развития к низшим, изменение к худшему – это:
VI. Идея социального прогресса как научная концепция возникла:
Тест 3. Тест состоит из утверждений, истинность которых следует установить (с помощью ответов «да» или «нет») 1. Основоположники субъективной школы - П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский. 2. Родоначальником теории общественного прогресса считается французский философ О.Конт. 3. Научное произведение «Герои и толпа» принадлежит М.М.Ковалевскому. 4. П.А.Сорокин и Я.А.Новиков явились последователями К.Маркса. 5. Среди представителей богословского направления можно назвать И.Пригожина. 6. К.Н. Леонтьев - видный философ, социолог, публицист, один из первых критиков массового общества, сторонник пессимистического взгляда на прогресс Тест 4. Вставьте пропущенные слова, чтобы предложение приобрело верный смысл 1. ……… - переход общества из одного качественного состояния в другое. Носит скачкообразный характер. 2. П.Л. Лавров – представитель ……….. школы в социологии. 3. ………. – переход от более высоких форм развития к низшим, изменение к худшему. 4. Научное произведение «Герои и толпа» принадлежит ……….. . 5. ……… – всякое движение или изменение, приводящее либо к усилению какой-либо тенденции, либо к ее ослаблению. Как правило, развитие спокойное и равномерное. 6. Родоначальником теории общественного прогресса считается французский философ ………. . Тест 5. Тест состоит из утверждений, истинность которых следует установить (с помощью ответов «да» или «нет») 1. Ж.А. Кондорсе - родоначальник христианской теории прогресса. 2. Прогресс - изменения от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. 3. Основоположником объективной школы в социологии является Г.Спенсер. 4. П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский являются приверженцами «монистического» подхода к определению критериев прогресса. 5. Пессимистический подход к прогрессу развивал М.А.Энгельгардт. 6. Богословская концепция прогресса исходит из материалистического понимания истории и характеризуется диалектико-материалистическим подходом к проблеме прогресса, выдвижением его объективного критерия. Вопросы к зачету
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. а) основная литература:
б) дополнительная литература: 3. Глотов М.Б. Социология. М., 2011. 4. Современные глобальные проблемы. М.: Аспект-Пресс, 2010. 5. Социология: история и современность / Учебное пособие: отв.ред. Волков Ю.Г. Ростов н/Д., 2007. в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
http://socis.isras.ru/ - журнал "Социологические исследования" http://www.isras.ru/ - Институт социологии РАН http://lib.socio.msu.ru - Электронная библиотека социологического факультета МГУ. http://library.sgu.ru/ - Зональная научная библиотека им. В. А. Артисевич Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского. http://www.biblioclub.ru/ - Зональная научная библиотека Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского он-лайн http://socio.rin.ru/ - Портал по социологии с большим количеством информации. http://socioline.ru - Электронная библиотека по социологии с оригинальными материалами и коллекцией тематических ссылок. Библиотека Социологии и Политологии - Бесплатная он-лайн библиотека содержит учебные пособия, монографии, сборники, статьи, диссертации и ответы на билеты по социологии и политологии. Автор рассылки читает спецкурс "Россия в системе международной безопасности" в МГУ им Ломоносова http://www.i-u.ru Русский Гуманитарный Интернет-Университет http://www.socinf.narod.ru/ - сайт социологов РГСУ http://christsocio.info - Христианская Социология Allan Shade Homepage - Небольшая социологическая библиотечка с оригинальными материалами // http:// www.wciom.ru - ВЦИОМ: информационные материалы // http://www.humanities.edu.ru - Федеральный фонд учебных курсов по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам // http:// www.ecsocman.edu.ru - Федеральный образовательный портал: Экономика. Социология. Менеджмент http:// www.nsu.ru / sociol http:// www.sociol.com 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины. Учебные аудитории, оборудованные техническими средствами для проведения презентаций, компьютерный класс, доступ к сети Интернет. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по напрвлению подготовки 040100-Социология. Автор: доктор социологических наук, профессор кафедры прикладной социологии О.Г. Антонова Программа одобрена на заседании кафедры прикладной социологии протокол № ____________ от ______________ года Зав. кафедрой прикладной социологии, доктор исторических наук, профессор А.Д. Крахмалева Декан факультета, доктор философских наук. профессор Г.В.Дыльнов |
Реферат по социологии Тема: Теория социального обмена Различные варианты теории социального обмена получили распространение в социологии, социальной психологии, экономике, социальной... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «теория измерений... Цель освоения дисциплины «Теория измерений в социологии» формирование у студентов навыков практического использования наиболее эффективных... | ||
Рабочая программа дисциплины право социального обеспечения (наименование... ... | Рабочая программа дисциплины право социального обеспечения (наименование... ... | ||
Протокол № от 20 Вопросы к зачету по социологии Социология как наука. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии. Понятие социального | Рабочая программа дисциплины теория государства и права (наименование... ... | ||
М. Вебер: концепция понимающей социологии Целью данной работы является рассмотрение методологической основы социологии М. Вебера, предпосылки формирования, основные понятия,... | М. Вебер: концепция понимающей социологии Целью данной работы является рассмотрение методологической основы социологии М. Вебера, предпосылки формирования, основные понятия,... | ||
Рабочая программа дисциплины Дисциплина «Экономическая теория» входит в состав базовой части, гуманитарного, социального и экономического цикла ооп бакалавриата... | 2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата по социологии Целями освоения дисциплины (модуля) «История социологии часть I» являются следующие | ||
Рабочая программа Социология наименование дисциплины по учебному... Цель – дать теоретическое и методологическое обоснование социологии, выявить основные особенности данной области социогуманитарного... | Методическая разработка Цель освоения дисциплины «Теория измерений в социологии» формирование у студентов навыков практического использования наиболее эффективных... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Анализ данных в... «Анализ данных в социологии»: познакомился с основными направлениями анализа данных в социологии, осуществляемых с помощью математических... | Протокол начисления баллов Цель освоения дисциплины «Теория измерений в социологии» формирование у студентов навыков практического использования наиболее эффективных... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины общая экономическая теория (название... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Литература. 23 Эти и иные аспекты научной, образовательной, экологической, военной и другой мощи России являются базой, необходимой для социального... |