Скачать 381.04 Kb.
|
ГОУ гимназия №1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория» Диплом по психологии Самооценка учениками 10 класса своих организаторских и лидерских качеств Выполнила: Кливиткина Любовь, 10 «Б» класс. Руководитель: Смирнова О.М. Москва 2011 Содержание Введение ……. Глава I. Самооценка лидерских и организаторских качеств подростка как компонент его самосознания ….
3.1 Теории происхождения лидерства Выводы….. Глава II. Характеристика самооценки организаторских и лидерских качеств учеников 10 класса, участвующих в социальных практиках ГОУ гимназия № 1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория» Выводы..... Заключение…….. Список литературы…….. Приложения..... Введение Актуальность темы. Самооценка является одним из ведущих элементом самосознания. В гимназии 1505 ученики выезжают на социальные, даже в некотором роде, педагогические практики. Таким образом, на этих практиках ученики имеют прекрасную возможность развить свою коммуникативность, а также лидерские и организаторские качества. Благодаря моей исследовательской работе, ученики смогут проверить является ли их самовосприятие адекватным и правдивым. Также моя исследовательская работа актуальна для преподавателей гимназии 1505. С помощью этого исследования они смогут еще лучше находить общий язык с учениками. Разработанность темы. Понятие самосознания наиболее четко сформулировали С.Л. Рубинштейн (2006), В.А Аверин (1999). О том, что изучение личности завершается раскрытием её самосознания, писал С.Л. Рубинштейн. И.В. Дубровина, И. С. Кон. Становление самосознания описано в работе В.А. Аверина. Понятие самооценки, ее уровни и общие характеристики сформулированы и описаны такими авторами, как Л. И. Божович, В. А. Аверин. О теориях происхождения лидерства писали Ф. Фидлер, Р. Л. Кричевский. О лидерстве и руководстве в малых группах писали А. Л. Журавлев, Р. Л. Кричевский, Б. Д. Парыгин, М. М. Рыжак. Объект – ученики 10 класса, участвующие в социальных практиках.. Предмет исследования: самооценка организаторских и лидерских качеств учеников 10 класса. Цель – выявить самооценку учениками 10 класса проявлении своих организаторских и лидерских качеств в процессе прохождения ими социальной практики. Для достижения цели диплома были поставлены следующие задачи: Теоретические:
Практические:
Гипотеза исследования: адекватным для ученика 10 класса гимназии, участвующих в социальных практиках, в среднем является высокий уровень самооценки. Методы исследования: теоретический анализ, тестовый метод, экспертная оценка. Методики исследования: Для изучения самооценки организаторских и лидерских качеств учеников 10 классов была разработана методика «Компоненты социальной кккомпетентности. Самооценка» и бланк экспертной оценки. Структура работы. Работа объемом 42 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной в работе литературы и приложений. В первой главе определяется понятие самосознания, его структура, включающая «Я-концепцию» и самооценку. Также описываются и сопоставляются лидерство и руководство в малых группах. Глава I. Самооценка лидерских и организаторских качеств подростка как компонент его самосознания 1. Понятие самосознания Для самого человека, субъективно, личность - это «Я». Мы думаем, размышляем о себе, даем себе отчет в своих поступках. Процесс осознания себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств называется самосознанием (И.В. Дубровина, 2004, с.287). Процесс становления человеческой личности включает в себя как неотъемлемый компонент формирование сознания и самосознания. Личность осознает не только окружающую действительность, но и саму себя в своих отношениях с окружающим. Сам же процесс осознания себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств называется самосознанием. Ведущая функция самосознания – это саморегуляция поведения личности. Механизмы самосознания Основным механизмом формирования самосознания личности являются феномены субъективного уподобления и дифференциации. В. В. Столин выделяет следующие механизмы: 1) принятие точки зрения другого на себя (прямое усвоение или опосредованное, другой точки зрения); 2) прямое и косвенное внушение ребенку со стороны родителей, как способы усвоения ребенком, транслируемых ему оценок, норм, стандартов, способов поведения и т. д.; 3) трансляция ребенку со стороны родителей конкретных оценок, стандартов, что формирует у ребенка уровень ожиданий и уровень притязаний; 4) система контроля за ребенком; 5) система семейных отношений; 6) семейная идентичность, т. е. вовлечение ребенка в реальные взаимоотношения в семье. 7) механизм идентификации. Самосознание подростка Этапы формирования самосознания совпадают с этапами психического развития ребенка – становления его интеллектуальной и личностной сфер. В 12—14 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием “подросткового кризиса”. Подростковый кризис — пик переходного периода от детства к взрослости. На образование подросткового кризиса влияют как внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы: постоянный контроль со стороны взрослых, зависимость и опека, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать по своему усмотрению. Внутренние факторы состоят в привычках и чертах характера, мешающих подростку осуществить задуманное (внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым и др.). 2. Структура самосознания Самосознание личности – это совокупность ее представлений о себе, выражающейся в «концепции – «Я» и оценка личностью этих представлений – самооценка (А.В. Аверин, 1999, с. 83). 2.1. Я-концепция В процессе осознания себя человек крайне редко бывает нейтрален, он всегда каким-то образом относится к себе. Поэтому мысли о себе всегда эмоционально окрашены и часто содержат оценку себя, отдельных сторон своей личности, деятельности. Мнение человека о себе реализуется в поведении, в отношениях с другими людьми, в его ожиданиях относительно того, чего следует ждать от себя в будущем. «Я-концепция» объединяет все знания человека о себе и то, как он оценивает себя. Она существует не только на осознаваемом, но и на неосознаваемом уровне, отражая представленные только в переживании установки человека по отношению к себе. Человек рассматривает себя, как и других, одновременно с точки зрения реального, возможного, воображаемого, желаемого, должного и изображаемого. Соответственно различаются образы наличного (реального), возможного, воображаемого, желаемого, должного и «представляемого», изображаемого «Я»: каким человек видит себя в данный момент; какое «Я» кажется ему возможным; кем он воображает себя; каким он хотел бы стать; каков образ его идеального, должного «Я»; какое «Я» он «представляет», разыгрывает для окружающих. Каждый такой образ – своеобразная когнитивная схема, имеющая свою собственную систему отсчета (И. С. Кон, 2003, с. 98). В структуре самосознания принято выделять:
И.С. Кон выделяет психологические процессы и механизмы самосознания: 1. Действующее «Я», которое всегда выступает как некое суммарное целое. 2. Рефлексивное «Я», допускающее дробление на элементы. М. Розенберг разработал модель рефлексивного «Я», включающего ряд аспектов. Компоненты рефлексивного «я» лингвистически распадаются на существительные (мальчик, рабочий, отец и т.п.) и прилагательные (умный, красивый, завистливый и т.д.). Первые отвечают на вопрос «Кто я?», вторые на вопрос «Какой я?». (И.С. Кон, 2003, с.97) Структура этих компонентов строится, во-первых, по степени отчетливости осознания, представленности того или иного из них в осознании, во-вторых, по степени их важности, субъективной значимости, в-третьих, по степени последовательности, логической согласованности друг с другом, от чего зависит и последовательность, непротиворечивость «образа Я» в целом. Измерения, характеризующие отдельные компоненты или «образ Я» в целом, включают в себя:
Фокусы внимания позволяют выявить место, которое занимают «Я-концепция» или ее отдельные свойства в сознании индивида: сосредоточено его внимание преимущественно на себе или на внешнем мире, озабочен ли он своими внутренними качествами или производимым на других впечатлением и т.д. Области «Я-концепции» подразумевают ее широкие сферы: «телесные» и «социальные», «внутренние» и «внешние», «осознанные» и «неосознанные», «подлинные» и «неподлинные» «Я» или их свойства. Стремление к положительному образу «Я» - один из главных мотивов человеческого поведения. Люди всегда предпочитают высокое самоуважение низкому, ясные, кристаллизованные образы – расплывчатым и неопределенным, устойчивые – изменчивым, последовательные – непоследовательным, уверенность в себе – неуверенности и т.п. отношение человека к себе никогда не бывает безразлично-нейтральным, незаинтересованным. Причем эмоциональная тональность, направленность (являются ли они положительными или отрицательными), интенсивность, сила этих чувств пронизывают все сферы человеческой жизнедеятельности. Самый устойчивый и, возможно, сильнейший мотив такого рода – самоуважение. Второй специфический мотив – чувство «постоянства Я», побуждающее индивида поддерживать и охранять устойчивость однажды сложившейся «схемы самости», даже если она не вполне удовлетворительна (И.С. Кон, с. 98). 2.2. Самооценка Самосознание, включая то или иное отношение к себе, тесно связано и с самооценкой. Самооценка - оценка личностью себя в целом (общая самооценка) и отдельных сторон своей личности, деятельности, отношений с другими людьми (частные, или парциальные самооценки). Самооценка может быть:
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т.е. уровнем трудности целей, которые человек ставит перед собой и определяющее, какие достижения он будет воспринимать как неудачу, а какие - как успех. Уровень притязаний основывается на самооценке, сохранение которой стало для человека потребностью. Для нормального развития личности очень важно, чтобы уровень притязаний был несколько выше самооценки, несколько опережал ее, создавая тем самым возможности роста. Поэтому уровень притязаний, полностью совпадающий с самооценкой, для личностного развития неблагоприятен. Столь же неблагоприятным является низкий или средний уровень притязаний в значимых для человека областях. В конкретной деятельности самооценка и уровень притязаний могут быть достаточно точно установлены. Поэтому применительно к конкретной деятельности можно говорить об уровнях самооценки и притязаний - высоком, среднем и низком. В этих случаях можно говорить и об адекватности самооценки. Самооценка является адекватной, если она соответствует реальной успешности человека в какой-либо деятельности. Неадекватной самооценка бывает в тех случаях, когда она не соответствует успешности человека. Неадекватная самооценка может быть завышенной (человек существенно завышает свои актуальные возможности) и заниженной (занижает их). И неадекватно завышенная, и неадекватно заниженная самооценка - сильный тормоз и общего развития, и успешности в какой-либо деятельности. 3. Лидерство и руководство в малых группах Проблемы лидерства и руководства не просто относятся к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают субъекта этой интеграции. В современных условиях проблема лидерства должна быть поставлена значительно шире, как проблема руководства группой. Поэтому крайне важно сделать прежде всего терминологические уточнения и развести понятия "лидер" и "руководитель". Лидерство в малой группе – это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов (А. Л. Журавлев, «Лидерство в малых группах». Социальная психология: учебное пособие, глава 6 «Лидерство в малых группах»). Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс (Социальная психология и социальное планирование, 1973. С. 84). Поэтому лидерство как явление, основанное на социально-психологических механизмах, следует отличать от руководства, в основе которого лежит использование экономических, организационных и командно-административных методов воздействия (Б.Д. Парыгин, 1971, с.310). Таблица № 1. Различия лидера и руководителя (Парыгин Б. Д., 1971. С. 310)
Лидер и руководитель имеют тем не менее дело с однопорядковым типом проблем, а именно, они призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены. Хотя по происхождению лидер и руководитель различаются, в психологических характеристиках их деятельности существуют общие черты, что и дает право при рассмотрении проблемы зачастую описывать эту деятельность как идентичную, хотя это, строго говоря, не является вполне точным. Лидерство основано на личных качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе (Журавлев, глава 4). |
Образовательная программа мбоу дод «Центр внешкольной работы» Обеспечение занятости детей социально значимой деятельностью, их самореализацией и социальной адаптации, формирования лидерских качеств,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Знания и умения 21 века способствуют формированию у учащихся самостоятельности и развитию у них гражданских, профессиональных и лидерских... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: воспитание чувства патриотизма; развитие целостного восприятия при общении в двойках; развитие лидерских качеств, прочувствованное... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дмоо «143-е измерение» школьная общественная организация, способствующая развитию лидерских качеств, формированию гражданственности... | ||
План воспитательной работы Совета начальных классов «Росток» мбоу... Цель : развитие и проявление ребёнком своих личностных качеств, формирование его индивидуальности, способности к нравственной и творческой... | Как поднять самооценку первокласснику? Обычно в возрасте 6-7 лет самооценка ребенка уже полностью сформирована. Но когда ребенок идет в первый класс эта самооценка подвергается... | ||
Урока. Установочно-мотивационный этап Кто я? Что я могу?), самопризнание себя как личности (адекватная самооценка, уверенность в своих силах, успешность), коммуникативные... | Диплом 1 место 5 класс Диплом 1 место 8 класс Диплом 1 место 11 класс... Посещают секцию мальчики и девочки разных возрастов ( от 7 до 16 лет). В конце каждого учебного организуются общешкольные ежегодные... | ||
Диплом за II место Рецензент(ы) доцент кафедры прикладной психологии Разумова Ольга Геннадьевна, к псх н., доц | Книга доступна и полезна также и мамам (отцам, бабушкам и дедушкам),... Член-корр. Российской академии образования, д-р психол наук, профессор, зав кафедрой психологии личности факультета психологии мгу... | ||
Тема Содержание работы Определение психологии как науки. Этапы становления психологии как науки. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии. Взаимосвязь... | Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов,... Неофициальный сайт факультета Психологии мгу. "Флогистон" был задуман и реализован как народный проект, посвященный психологии. На... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вы сможете отслеживать новости, общаться через личный блог с учениками, родителями и учителями, работать с сообщениями, создавать... | Иванова Надежда Ефимовна Кот: Здравствуйте, ребята! Вы сегодня станете настоящими первоклассниками, учениками нашей пятой школы. Но сначала я проверю, а готовы... | ||
Полностью готовый диплом Реферат прилагается в 2-х экземплярах: один вшивается в диплом, второй вкладывается | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (психологии человека, психологии развития, педагогической... |