Им. И. С. Черных г. Томска





Скачать 130.91 Kb.
НазваниеИм. И. С. Черных г. Томска
Дата публикации02.07.2015
Размер130.91 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка
Муниципальное общеобразовательное учреждение,

средняя общеобразовательная школа №4

им. И.С.Черных г. Томска

«Принято» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании кафедры ЕНЦ на МС МОУ СОШ№4 Директор МОУ СОШ №4

_________А.Д.Широкова ________С.Н.Шмакова ____________В.И.Зятнин

Протокол № _____ от

«___»___________200 г. «___»________200 г. «___»________200 г





Элективный курс

по технологии:

«Цветы из ткани»

(ориентационный)

Программу разработала:

учитель технологии Трофимова Наталия Олеговна

Классы: 8
Количество часов: 1
Всего 28 часов; в неделю 1 час


Планирование составлено на основе: Сборника программ курсов по выбору

и элективных курсов по технологии 8 -11 классы, под ред. С.В.Кондратьева- 2-е

издание, стереотип.- Москва: Глобус, 2007г. - 232с. (серия «Профильная школа»

приложение к журналу «учебный год», №21)

Томск 2008 г.

Пояснительная записка

Элективный курс «Художественная обработка материала» (Цветы из ткани) – курс ранней предпрофильной ориентации для обучающихся 8 классов общеобразовательной школы (28 часов в рамках инновационного проекта «Школа ранней предпрофильной ориентации»).

Глубокие изменения в современном мире затронули практически все сферы социальной и политической жизни общества и привели к возникновению серьёзнейших проблем. Уже сегодня необходимо наметить пути к иному образу жизни, мышлению и типу поведения в окружающей среде. Красота спасет мир – эти слова великого Ф. Достоевского в наши дни, приобретают наибольшую актуальность.

Изготовление цветов – декоративно-прикладное искусство. Один из видов лоскутной пластики доступен для восприятия, его красота пробуждает интерес к истории и культуре своей Родины.

Изготовление цветов – интересное и увлекательное занятие, требующее проявления творчества и фантазии. Пределу совершенства в этом виде рукоделия нет. Оно может перейти в настоящее искусство.

Цель данного элективного курса - знакомство с легендами и преданиями о цветах, путём формирования у обучающихся знаний и умений по изготовлению цветов из ткани. Развитие чувства красоты и гармонии.

Задачи:

Обучающиеся:

-познакомить обучающихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного искусства;

-обучить навыкам и приёмам работы с тканью;

-формировать умение самостоятельно решать поставленные задачи в процессе изготовления изделия;

-ознакомить с профессиями;

-познакомить обучающихся с основами обработки ткани;

-привить практические трудовые навыки по изготовлению цветов из ткани;

-развить художественный вкус;

-развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий;

-создать условия для подготовки к профессиональному самоопределению в ходе работы над изготовлением изделия - цветов из ткани.

-развивать творческий подход к порученному делу.

Воспитательные:

-способствовать развитию художественно-творческих способностей и эстетического вкуса обучающихся;

-формировать чувство самоконтроля;

-воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности;

Развивающие:

-создавать условия для развития личности каждого обучающего, раскрытия его способности к творчеству;

-развить образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;

-развивать положительные эмоции и волевые качества;

- развивать моторику рук, глазомер.

Мотивационные:

-создавать комфортную обстановку на занятиях, атмосферу доброжелательности и сотрудничества;

-развивать активную деятельность.

Социально-педагогические:

-формирование активности, реализация в социуме.

-формировать духовно-нравственные качества личности;
Учащиеся должны знать:

1. Основные сведения о видах художественной обработки ткани.

2. Историю возникновения цветов из лоскута.

3. Применяемые инструменты.

4. Технологический процесс изготовления цветов.

5. Правила безопасности труда, пожарной безопасности, требования и организацию рабочего места.

Учащиеся должны уметь:

1. Владеть инструментом и технологией обработки ткани.

2. Проектировать изделие и изготовлять его.

3. Организовать рабочее место.

4. Соблюдать правила безопасности труда.
Содержание обучения предусматривает ознакомление обучающихся с тем, что значат цветы в жизни человека; основами композиции; материаловедением; с технологией изготовления цветов из ткани. В процессе занятий обучающихся необходимо знакомить с литературой и иллюстративным материалом, с легендами и преданиями о цветах. Возможно, посещение выставок по изучению декоративно-прикладного искусства, экскурсий по наблюдению за живой природой.

Теоретический материал по теме “Основы композиции” усваивается в сочетании с практическими работами. Теоретическое и практическое обучение обучающихся проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала.

В процессе практического обучения обучающиеся осваивают виды обработки основных деталей цветка, выполняют сборку цветка. Программа предусматривает проведение традиционных занятий: лекции, беседы, групповые и индивидуальные занятия.

Особое место отводится в овладении данным курсом индивидуальной работе с обучающимися. Весь процесс обучения должен быть творческим, должен быть направлен на изготовление красивых и нужных изделий, созданных руками обучающихся. Именно это имеет большое значение для воспитания у них здорового нравственного начала, уважения к своему труду и к людям труда. Гуманизм и жизнеутверждающая сила декоративно-прикладного искусства, уникальность технических приёмов во многом способствует формированию мировоззрения обучающихся, их сознательному отношению к окружающему миру, определению своего “Я” в жизни.

Содержание программы предусматривает подведение обучающихся к сознательному выбору художественно-эстетического профиля.

 Контроль знаний. Балловая система.


№ п/п

Наименование выполняемой работы

Минимальное кол-во баллов

Максимальное кол-во работ

Максимальное кол-во баллов

1

Выполнение тестов (по каждой теме).

1

8

8

2

Участие в интеллектуальных играх.

2

2

4

3

Посещение экскурсий.

2

1

2

4

Организация выставок и проведение собственных экскурсий.

3

1

3

5

Выполнение индивидуальных практических работ.

4

4

16

6

Выполнение мини-проектов в группах.

5

2

10

7

Составление тестов обучающимися.

3

5

15

8

Выполнение рефератов.

4

2

8

9

Выполнение творческих проектов.

15

2

30

10

Оказание помощи другим обучающимся в выполнении творческих работ.

3

8

24

ИТОГО:

 

 

120

Учебно-тематический план


п\п

Подраздел

Тема занятия

Количество учебных часов

Форма занятий

Форма контроля

1

Вводное занятие. ТБ 3-0, 3-1, 3-2, 3-3, 3-4. Материалы, инструменты и приспособления. Мир цветов.

1

Инструктаж,

лекция

Тестирование, анкетирование

2

Основы композиции.

2

Лекция, иллюстрированный рассказ, работа с наглядным материалом

Опрос, контроль подготовки рабочего места

3

Технология изготовления цветов:

-ромашка;

-яблоневый цвет;

-цветок из шотландки;

-георгин;

-хризантема;

-астра;

-лилия;

-роза.

19

Практикум

Контроль выполнения качества работы

4

Отделка и составление букета в композицию.

4

Практикум

Контроль ыполнения

5

Защита проекта.

2

Проблемно – поисковый

Защита творческой работы

Всего:

28 часов



Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие. ТБ №3-0, 3-1,3-2,3-3. Инструменты и материалы для изготовления цветов из ткани. Мир цветов.

Теоретические сведения: Цели и задачи курса. Общие сведения о цветах. Правила безопасности труда и гигиены. Профессия «дизайнер». Основные приёмы и правила работы с нагревательным прибором. История возникновения и развития цветов из лоскута. Цветы в легендах и преданиях. Виды лоскутной пластики. Цветы – один их разделов лоскутной пластики.

Практическая работа: Изучение инструкций по безопасности труда, санитарии и гигиены. Ознакомление с квалификационными требованиями профессии «дизайнер». Ассортимент цветов из лоскута.

Тема 2- 3. Основы композиции.

Теоретические сведения: Понятие о композиции декоративно-прикладного произведения. Композиционное пространство, пропорции, симметрия, ритм, линия. Значение цвета в изделиях декоративно-прикладного искусства. Цветоведение.

Практическая работа: Основы цветовой гармонии. Подбор ткани.

Тема 4-22. Технология изготовление цветов.

Теоретические сведения: Выбор ткани по цвету и фактуре. Подготовка ткани. Инструменты и их применение. Изготовление выкроек и шаблонов. Изготовление основных деталей цветов. Сборка цветов.

Практическая работа: Изготовление цветов ромашки, яблоневый цвет, цветок из шотландки, георгина, хризантемы, астры, лилии, розы.

Тема 23-26. Отделка и составление букета, композиции.

Теоретические сведения: Виды и способы отделки. Искусство составления букета.

Практическая работа: Составление букетов и оформление в композицию.

Тема 27-28. Защита проекта.

Практическая работа:

Презентация творческой работы.


Литература для учителя:
1.Золотницкий Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях. Москва.:Дрофа, 2002.

2.Клевенская. Цветы в интерьере. М.: 1993.

3.Козинкина. Цветы из ткани. М.: Легпромбытиздат, 1990.

4.Маракаев. Первый букет. Ярославль, 1999.

5.Моложавенко. Тайны красоты. Книга о цветах. М.: Педагогика, 1993.

6.Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии, М.: Дрофа, 2000.

7.Стельмахович Л. Н. Цветы из ткани. М.: Лёгкая промышленность. 1977.

8.Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. Пособие для учителей. М.: Просвещение; 1981.

Список литературы для обучающихся:
1.Журнал “Интерьер”- 2003-2009 г.

2. Журнал “Ручная работа”- 2003-2009 г.

3. Журнал “Коллекция идей”- 2001-2009 г.

4. Журнал “Диана креатив”- 2005- 2009 г.

5. «Энциклопедия моды».

Методические рекомендации и учебно-методические разработки
Приложение 1

Рекомендации. В помощь учителю.

При организации элективного курса рекомендуются следующие формы деятельности обучающихся – групповая (при изучении особенностей изготовления цветов), индивидуальная (разработка цветовых композиций и их презентация).

Для эффективного изучения курса рекомендуется использование современных технических средств – компьютера, мультимедийного проектора, интерактивной доски, электронного планшета и возможности сети Internet т.д.

Владея мастерством, совсем нетрудно помочь детям изготовить забавные и смешные поделки. А если поделки эти еще и полезны, необходимые вещи – тогда от работы-игры ребенок испытывает не только радость, но и гордость, потому что выполняет нужное дело.

Приложение 2
История появления

Еще 3 тысячи лет до нашей эры, в древнем Египте появились первые искусственные цветы из папируса. Позже искусство изготовления цветов переняли в Древней Греции, а в Древнем Риме женщины стали носить цветы пропитанные духами. Эти надушенные корсажи и броши из цветов имели двойное назначение: цветы служили как украшение платья, а духи использовались для обольщения поклонников. Такие аксессуары для женщин как искусственные цветы с запахом были очень тонким оружием. Причем интересно, чем благороднее, и насыщеннее был запах духов, тем выше был статус у его обладательницы, тоже касалось и кропотливо выполненных цветов, не все могли себе позволить носить такую роскошь.

В эпоху средневековья в Италии и Испании цветы изготавливали в монастырях и украшали ими церкви, соборы и храмы к религиозным праздникам. 
В XV веке из Италии это искусство распространяется во Францию, которая стала и до сих пор остается законодательницей моды в изготовлении одежды и аксессуаров к ней, в том числе и искусственных цветов. Здесь это искусство стало светским. Возникли большие центры ручного производства в Париже и Лионе.

В середине XIX века уже при каждой швейной или шляпной мастерской были свои мастерицы, занимающиеся цветами. В то же время искусство создания декоративных цветов из Польши пришло в Петербург – город слывший законодателем российской моды.

Во времена СССР это искусство считалось «пережитком буржуазного прошлого» и на долгие годы ушло в забытие. Возродилось оно благодаря женам офицеров перенявшим искусство цветоделия от прибалтийских мастериц. После Отечественной войны и присоединении к России Прибалтики, где традиция украшения одежды цветами из ткани не прерывалась. Наши жены в военных гарнизонах, всегда славились и отличались большой любовью к рукоделию: женщины вязали, вышивали, шили, украшали одежду и свои дома, и во многом благодаря им в нашей стране сохранились различные ремесла.

Искусство создания цветов имеет многовековую историю и содержит в себе громадный опыт, основанный на культуре, традициях, а также техниках и секретах разных мастеров. Но научиться делать цветы может каждый, кто небезразличен к рукодельному творчеству.
Приложение 3

Инструменты и приспособления для изготовления мягкой игрушки

Для изготовления бутоньерок наиболее подходят ткани из натурального шёлка, крепдешин, атлас, креп-сатин. Для изготовления цветов «для вазы» – хлопчато- бумажные (ситец, сатин, штапель), синтетические ткани. Любую ткань (обязательно сухую) необходимо предварительно обработать: хлопчато-бумажную: желатином или крахмалом из картофельной муки; шёлковую или трикотажную – желатином; бархат – картофельным крахмалом или желатином.

Картофельный крахмал – 2 ст. ложки крахмальной муки заливают ½ стакана холодной воды и, помешивая раствор, вливают ½ литра крутого кипятка.

Для изготовления цветов необходимы следующие инструменты и приспособления:

  1. ножницы (обыкновенные) и зигзаг для вырезания из ткани лепестков и листьев.

  2. Бульки разных размеров для выдавливания круглых лепестков.

  3. Ножи двойные, тройные, одинарные для обработки лепестков и листьев.

  4. Шило для прокалывания отверстий.

  5. Плоскогубцы для работы с проволокой.

  6. Крючок для завивания лепестков.

  7. Резиновые подушечки – мягкие, полутвёрдые и твёрдые для обработки лепестков и листьев.

  8. Кисти мягкие для акварели применяются при окрашивании лепестков.

  9. Вырубка и молоток для выбивания мелких венчиков цветка.

  10. Ножницы или кусачки для нарезания проволоки

  11. Клей «ПВА»; «Феникс»; «Аго».


Приложение 3
Технология изготовления цветка «РОЗА»

Для изготовления розы необходимо раскроить: 8 лепестков 1, по 6 лепестков 2 и 3, шесть листьев 4.

Лепестки 1 сложить вместе по два, и края в круговую прогофрировать пинцетом. Середину лепестков 2 и 3 обработать булькой, чтобы получилась ямка. Края лепестков закрутить.

Проволоку обернуть белой бумагой, на конце сделать крючок. Подвязать к нему гофрированные лепестки 1. Ниже сделать из ваты утолщение , прикрепить к ней в круговую лепестки 2. Затем приклеиваем лепестки 3. Лепестки должны заходить один на другой.

На листья наклеивают проволоку и наносят жилки, собирают ветки и соединяют с цветком.

Приложение 4

Цифровые образовательные ресурсы созданные обучающимися




(более подробно можно посмотреть в электронном пособии данного методического пособия)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Им. И. С. Черных г. Томска iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Полное название образовательного учреждения: маоу сош №4 им И. С. Черных г. Томска
Им. И. С. Черных г. Томска iconИ. С. Черных г. Томска Предмет : естествознание (физика) Класс : 5 6 Тема : Решение
Приглашаем в школьный дом, Здесь живёт Гном-Эконом. Он живёт не первый год, Знает всё наперечёт
Им. И. С. Черных г. Томска iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Города Томска, приказами департамента образования и департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью...
Им. И. С. Черных г. Томска iconКонкурс проектных работ Конкурс исследовательских работ конкурс рефератов...
Мау имц г. Томска, тгпу, маоу гимназия №18 г. Томска в феврале-марте 2013г проводят сетевую муниципальную научно-практическую конференцию...
Им. И. С. Черных г. Томска iconО портфолио выпускников 9-х классов маоу сош №43 г. Томска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №43 г. Томска
Им. И. С. Черных г. Томска iconШахматная доска представляет собой поле из 64-х (8×8) черных и белых...
В шахматной игре участвует 32 боевые единицы – по 16 от черных и белых. Набор фигур состоит из короля, ферзя, двух слонов, коней,...
Им. И. С. Черных г. Томска iconПротокол №14 заседания Комиссии по землепользованию и застройке города Томска
Коренев В. И. заместитель начальника Департамента строительства и архитектуры Администрации г. Томска — заместитель председателя...
Им. И. С. Черных г. Томска iconПротокол №3 заседания комиссии по землепользованию и застройке Города Томска
Владимир Иннокентьевич Коренев начальник департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, заместитель председателя...
Им. И. С. Черных г. Томска iconПоложение о системе оплаты труда работников муниципальных образовательных...
Едомственных департаменту образования администрации города Томска, (далее – Положение) определяет порядок и условия оплаты труда...
Им. И. С. Черных г. Томска iconИзменения типа муниципального образовательного учреждения г. Томска,...
Томска создано путем изменения типа муниципального образовательного учреждения г. Томска, зарегистрированного муниципальным учреждением...
Им. И. С. Черных г. Томска iconУрока Образовательная
Авторы: Филатова А. Б., учитель географии маоу гимназии №24 им. М. В. Октябрьской г. Томска; Прохорова Н. А., учитель биологии маоу...
Им. И. С. Черных г. Томска iconДоклад о состоянии и результатах деятельности маоу сош №42 г. Томска...
Публичный доклад о деятельности маоу сош №42 г. Томска уже стал традиционным. Мы говорим, открыто о наших достижениях и недочетах,...
Им. И. С. Черных г. Томска iconДепартамент образования города Томска Муниципальное автономное учреждение...
Подлинные создания искусства потрясают нашу душу, вызывают восторг, слезы, негодование, радость, будь то живопись или музыка. Но...
Им. И. С. Черных г. Томска iconСократ Общие положения Конференция проводится на базе сетевой образовательной...
Конференция проводится на базе сетевой образовательной площадки маоу гимназии №18 г. Томска муниципальной образовательной сети, координатором...
Им. И. С. Черных г. Томска iconРабочая программа По музыкальному искусству
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новоилимская средняя общеобразовательная школа имени Н. И. Черных»
Им. И. С. Черных г. Томска iconПрограмма по присвоению названий улицам, переулкам, площадям города...
По присвоению названий улицам, переулкам, площадям города томска «томский именослов»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск