Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Терновская детская школа искусств»
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»
Предметная область П0.02. Теория и история искусств
Программа по учебному предмету ПО.02.УП.03.
«ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА»
Терновка 2013 г.
Структура программы учебного предмета.
Пояснительная записка:
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения данного учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий данного учебного
предмета; II. Содержание учебного предмета:
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Формы и методы контроля, система оценок:
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
Методическое обеспечение учебного процесса:
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по использованию методов организации и реализации
образовательного процесса, направленных на обеспечение теоретической и практической подготовки;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
- Список литературы;
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе. Программа учебного предмета «История хореографического
искусства» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество». Учебный предмет "История хореографического искусства" направлен
на:
- создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов
мира;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные
учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства. Обучение истории хореографического искусства включает в себя:
знания основ музыкальной грамоты;
знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных
и зарубежных композиторов;
формирование слуховых представлений программного минимума
произведений симфонического, балетного и других жанров музыкального искусства;
знания элементов музыкального языка;
знания в области строения классических музыкальных форм;
знания этапов становления и развития искусства балета;
знания отличительных особенностей хореографического искусства
различных исторических эпох, стилей и направлений;
формирование навыков восприятия музыкальных произведений
различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды.
2. Срок реализации учебного предмета.
Данная программа рассчитана на 2 года обучения по 8-летней образовательной программе в области «Хореографическое творчество». Для поступающих в образовательное учреждение, реализующее основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства, срок обучения может быть увеличен на 1 год (9-летняя образовательная программа). 3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения по предмету «История
хореографического искусства»:
Таблица 1
Содержание
| 7-8 классы
| 9 класс
| Максимальная нагрузка (в часах).
| 132
| 82.5
| Количество часов на аудиторные
занятия.
| 66
| 49.5
| Общее количество часов на аудиторные занятия.
| 115.5
| Количество часов на аудиторные
занятия (в неделю)
| 1
| 1.5
| Общее количество часов на
Внеаудиторные (самостоятельные) занятия.
| 66
| 33
|
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий:
Групповая, наполняемость групп 12-14 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу. 5. Цель и задачи учебного предмета.
Цель:
художественно-эстетическое развитие личности учащихся на основе
приобретенных ими знаний, умений, навыков в области истории
хореографического искусства, а также выявление одаренных детей,
подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Задачи:
- формирование знаний в области хореографического искусства,
анализа его содержания в процессе развития зарубежного, русского и
советского балетного театра;
- осознание значения хореографического искусства в целом для
мировой музыкальной и художественной культуры;
- ознакомление учеников с хореографией как видом искусства;
- изучение истоков происхождения танцевального искусства и его
эволюции;
- анализ хореографического искусства в различных культурных эпохах;
- знания этапов развития зарубежного, русского и советского балетного искусства;
- знания образцов классического наследия балетного репертуара;
- знание основных этапов становления и развития русского балета;
- овладение знаниями об исполнительской деятельности ведущих
артистов балета;
- знания средств создания образа в хореографии;
- систематизация информации о постановочной и педагогической
деятельности балетмейстеров на разных этапах развития хореографического искусства;
- знания принципов взаимодействия музыкальных и
хореографических выразительных средств;
- умение анализировать произведение хореографического искусства с учетом времени его создания, стилистических особенностей, содержания,
взаимодействия различных видов искусств, художественных средств
создания хореографических образов;
- умение работать с учебным материалом;
- формирование навыков диалогического мышления;
- овладение навыками написания докладов, рефератов.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета «История хореографического искусства». Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы "Содержание учебного предмета". 7. Методы обучения. - словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- интегрированный (сочетание форм работы и подачи материала
нескольких предметных областей);
- диалогический;
- инструктивно-практический (работа с материалом);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического
мышления);
- информационно-обобщающий (доклады, рефераты). 8. Описание материально-технических условий для данного учебного предмета.
Материально-техническая база образовательного учреждения
соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории, предназначенные для данного учебного
предмета «История хореографического искусства», оснащены
пианино/роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляны наглядными пособиями.
Для работы со специализированными материалами аудитория
оснащены современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение данного предмета «История хореографического искусства», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2
Классы.
| Распределение по годам обучения.
| 7 класс.
| 8 класс.
| 9 класс.
| Продолжительность
учебных занятий
(в неделях)
| 33
| 33
| 33
| Количество часов на
аудиторные занятия
(в неделю)
| 1
| 1
| 1.5
| Общее количество часов на аудиторные занятия.
| 66
| 49.5
| Количество часов на самостоятельную работу в неделю
| 1
| 1
| 1
| Общее количество часов на самостоятельную работу по годам
| 33
| 33
| 33
| Общее количество часов на аудиторную и самостоятельную работу
| 66
| 33
| Максимальное количество часов занятий в неделю (аудиторные и самостоятельные)
| 2
| 2
| 2.5
| Общее максимальное количество часов на весь период обучения (аудиторные и самостоятельные)
| 132
| 82.5
| Объем времени на консультации (по годам)
| 4
| 4
| 2
| Общий объем времени на консультации
| 8
| 2
| Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части
образовательной программы в области хореографического искусства
распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ. 2. Требования по годам обучения. Предмет является основополагающим в формировании мировоззрения учащихся в области хореографического искусства, определяет знания
основных этапов развития хореографического искусства, становления и развития искусства балета, основные отличительные особенности
хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и
направлений, балетную терминологию, знакомит с творчеством выдающихся мастеров балета прошлого и настоящего. Учебный материал распределяется по годам обучения – классам.
Каждый класс имеет свои дидактические задачи, объем времени,
предусмотренный для освоения учебного материала. Содержание учебного предмета «История хореографического искусства раскрывает следующие темы:
формирование, преемственность и закономерности развития основных этапов зарубежной и отечественной хореографии;
творческая деятельность великих балетмейстеров, композиторов,
танцовщиков;
произведения классической, народной, бытовой и современной хореографии.
Учебно- тематический план.
7 класс( 1 год обучения).
№
| Наименование раздела, темы.
|
Вид учебного занятия.
| Общий объём времени (в часах).
| Максимальная учебная нагрузка.
| Аудиторные занятия.
|
|
| групповые
| 33
|
| 1.
| Раздел 1.
«Зарубежный балетный театр».
|
| 33
|
| 1.1
| Тема 1.
Танец первобытного общества
|
|
| 3
| 1.2
| Тема 2.
Танцевальная культура древней Греции.
|
|
| 3
| 1.3
| Тема 3.
Танец эпохи Средневековья.
|
|
| 3
| 1.4
| Тема 4.
Танцевальная культура эпохи Возрождения.
|
|
| 3
| 1.5
| Тема 5.
Ж.Ж.Новерр и его реформа.
|
|
| 3
| 1.6
| Тема 6.
Романтизм в балете.
|
|
| 3
| 1.7
| Тема 7.
.Кризис балетного жанра (вторая половина XIX века).
|
|
| 2
| 1.8
| Тема 8.
Балетный театр XX века.
|
|
| 3
| 1.9
| Тема 9.
Балет Франции XVII века
|
|
| 3
| 1.10
| Тема 10.
Танцевальная культура Западной Европы XVIII века.
|
|
| 2
| 1.11
| Тема 11.
Хореографический театр Италии XVIII века.
|
|
| 2
| 1.12
| Тема 12.
Современное балетное искусство стран Европы и Зарубежья.
|
|
| 3
| Учебно- тематический план.
8 класс( 2 год обучения).
№
| Наименование раздела, темы.
|
Вид учебного занятия.
| Общий объём времени (в часах).
| Максимальная учебная нагрузка.
| Аудиторные занятия.
|
|
| групповые
| 33
|
| 1.
| Раздел 1.
«
«Русский балетный театр».
|
| 33
|
| 1.1
| Тема 1.
Основные черты русского балета.
|
|
| 3
| 1.2
| Тема 2.
Народные истоки русского балета.
|
|
| 3
| 1.3
| Тема 3.
Возникновение и становление балетного театра в России ( до конца XVII века).
|
|
| 3
| 1.4
| Тема 4.
Балетный театр России начала XIX века .
|
|
| 3
| 1.5
| Тема 5.
Романтизм в русском балете.
|
|
| 3
| 1.6
| Тема 6.
Кризис балетного романтизма, русский балетный театр 60-х годов.
|
|
| 3
| 1.7
| Тема 7.
Русский балет 2-ой половины XIX века .
|
|
| 3
| 1.8
| Тема 8.
Русский балет на рубеже двух веков (конец XIX- начало XX века).
|
|
| 3
| 1.9
| Тема 9.
Русский балет второй половины XX века.
|
|
| 3
| 1.10
| Тема 10.
« Русские сезоны» в Париже.
|
|
| 3
| 1.11
| Тема 11.
Балетный театр социалистических стран.
|
|
| 3
| Учебно- тематический план.
9 класс (дополнительный год обучения).
№
| Наименование раздела, темы.
|
Вид учебного занятия.
| Общий объём времени (в часах).
| Максимальная учебная нагрузка.
| Аудиторные занятия.
|
|
| групповые
| 49.5
|
| 1.
| Раздел 1.
« « Советский и Российский балет XX- XXI веков».
|
| 49.5
|
| 1.1
| Тема 1.
Советский балетный театр первых послереволюционных лет.
|
|
| 6
| 1.2
| Тема 2.
Балетный театр 30-х годов XX века.
|
|
| 6
| 1.3
| Тема 3.
Советский балет в годы Великой Отечественной войны.
|
|
| 6
| 1.4
| Тема 4.
Советский балет в послевоенные годы.
|
|
| 6
| 1.5
| Тема 5.
Советский балетный театр 60-80-х годов.
|
|
| 3
| 1.6
| Тема 6.
Ленинградская школа балета.
|
|
| 3
| 1.7
| Тема 7.
Московская школа балета.
|
|
| 3
| 1.8
| Тема 8.
Звезды русского балета.
|
|
| 3
| 1.9
| Тема 9.
Русский балет второй половины XX века.
|
|
| 6
| 1.10
| Тема 10.
« Русские сезоны» в Париже.
|
|
| 4.5
| 1.11
| Тема 11.
Балетный театр социалистических стран.
|
|
| 3
|
Содержание программы.
7 класс(1 год обучения).
|