Методические рекомендации педагогическим работникам образовательных организаций для использования в работе по проведению тематической недели «Безопасность Интернет»





Скачать 131.62 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации педагогическим работникам образовательных организаций для использования в работе по проведению тематической недели «Безопасность Интернет»
Дата публикации08.04.2015
Размер131.62 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Информатика > Методические рекомендации
ПРИЛОЖЕНИЕ

к письму Отдела народного образования

администрации городского округа город Первомайск Нижегородской области

от _____________ № _______

Методические рекомендации

педагогическим работникам образовательных организаций

для использования в работе

по проведению тематической недели «Безопасность - Интернет»

30 ноября все цивилизованное сообщество отмечает Международный день защиты информации. Праздник был объявлен в 1988 году американской Ассоциацией компьютерного оборудования. Именно в этом году произошла первая эпидемия сетевого червя, созданного Робертом Моррисом. 
Необходимость памятной даты навеяна духом времени. Информация, хранящаяся в электронном виде, может быть похищена злоумышленниками, находящимися за тысячи километров. Компьютерные вирусы наносят миллионные ущербы и нарушают работу крупнейших компаний. 
Ежегодно 30 ноября проводятся международные конференции, посвященные вопросам информационной безопасности. Главная цель праздника и связанных с ним мероприятий — донести до каждого пользователя важность профилактических мер, направленных на защиту своих данных.

Какие же опасности ждут школьника в сети Интернет? Прежде всего, можно выделить следующие:

- суицид-сайты, на которых дети получают информацию о «способах» расстаться с жизнью;

- сайты-форумы потенциальных самоубийц;

- наркосайты. Интернет пестрит новостями о «пользе» употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления «зелья»;

- сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие: экстремизм, национализм, фашизм;

- сайты порнографической направленности;

- сайты знакомств. Виртуальное общение разрушает способность к общению реальному, «убивает» коммуникативные навыки подростка;

- секты. Виртуальный собеседник не схватит за руку, но ему вполне по силам «проникнуть в мысли» и повлиять на взгляды на мир.

Это далеко не весь список угроз сети Интернет. Любой школьник может попасть на такие сайты случайно: кликнув по всплывшему баннеру или перейдя по ссылке. Есть дети, которые ищут подобную информацию специально, и естественно, находят. Кроме этого, появились психологические отклонения, такие как компьютерная и Интернет–зависимость, игромания (зависимость от компьютерных игр). Для преодоления негативного воздействия сети Интернет на детей, в образовательном учреждении должна проводиться целенаправленная воспитательная работа учителей совместно с родителями. Образовательному учреждению необходимо выработать единую стратегию безопасности совместными усилиями педагогических работников, родителей и обучающихся.

Задача организации участников образовательного процесса, заинтересованных в безопасном использовании интернета подростками и детьми, заключается в следующем:

1) Родители должны знать, чем заняты их дети. Самое простое – разговаривать с детьми: чем живет, чем интересуется, какие сайты любит посещать и почему, с кем дружит, в том числе, и в Интернете. Кроме того (не вместо – кроме!), семейный фильтр на поисковой машине, контроль по журналам посещенных страниц, логам и проч. Дети должны владеть основами безопасного пользования Интернет-сетями. Мы учим их не разговаривать с незнакомцами? Мы объясняем, что нельзя называть незнакомцам свой домашний адрес? В глобальной сети действуют все те же правила.

2) Учитель должен понимать, зачем он отправляет детей в Интернет. Учить «с Интернетом» нынче модно. Всегда ли это оправдано? Предположим, учитель сформулировал конкретные задачи урока, реализуемые с помощью Интернет-ресурсов. Какие здесь могут быть варианты обеспечения безопасности:

а) закрытые среды обучения, например, учебные блоги, где могут оставлять свои комментарии только те, кто получил соответствующий доступ от учителя, ведущего блог;

б) постановка конкретной учебной задачи: что хочу найти? где? как использую?

в) формирование навыков критического мышления;

г) список проверенных учителем ресурсов, с которых предлагается использовать информацию;

д) все те же фильтры и контроль системного администратора, если таковой в школе имеется.

Самое главное – приучать детей не «проводить время» в Интернете, а активно пользоваться полезными возможностями сети.


Учителям и родителям важно:

1. Установите на все домашние и школьные компьютеры специальные защитные программы, почтовые фильтры и антивирусные системы для предотвращения заражения программного обеспечения и потери данных. Такие приложения наблюдают за интернет-активностью и могут предотвратить как прямые атаки злоумышленников, так и атаки, использующие вредоносные приложения.

2. Используйте только лицензионные программы и данные, полученные из надежных источников. Чаще всего вирусами бывают заражены пиратские копии программ, особенно игр.

3. Объясните ребенку, как важно использовать только проверенные информационные ресурсы и не использовать нелицензионные программы, в том числе скаченные из Интернета.

4. Периодически старайтесь полностью проверять свои рабочие компьютеры.

5. Делайте резервную копию важных данных на внешнем устройстве – флеш-карте, оптическом диске, переносном жестком диске.

6. Старайтесь периодически менять пароли (например, от электронной почты) и не используйте слишком простые пароли. То есть пароль должен быть не меньше 6 знаков, с использованием как букв, в том числе заглавных, а также – цифр.

Для наглядности в классе сделайте вместе с ребятами специальный стенд с Памяткой по безопасному поведению в интернете и периодически обновляемым материалам по данной теме. Этот стенд можно сделать в классе детей любого года обучения с 1-го до 11-го.
Правила для учителей начальных классов:

1. Перед первым выходом вашего ученика в Интернет как можно четче оговорите правила пользования сетью. Обсудите с ребенком, куда ему можно заходить (возможно, на первых порах стоит составить список сайтов), что можно и что нельзя делать, сколько времени можно находиться в интернете.

2. Сообщите ему о том контроле, который вы намерены осуществлять: проверка посещенных ребёнком страниц, контроль времени, проведенного в Сети, проверка адресов электронной почты. Объясните ребёнку, что вы доверяете ему и заботитесь о его безопасности.

3. Договоритесь с ребёнком о соблюдении им следующих правил:

- сообщить родителям свое регистрационное имя и пароль, если ребенку разрешено участвовать в чатах или блогах, e-mail адрес и пароль почтового ящика;

- никому, кроме родителей, эти сведения сообщать категорически нельзя;

- не сообщать без разрешения родителей для каждого отдельного случая личную информацию (домашний адрес, номер телефона, номер школы, место работы родителей);

- не отправлять без разрешения родителей свои фотографии или фотографии членов семьи другим людям через Интернет;

- сразу обратиться к родителям, если ребенок увидит нечто неприятное, тревожащее, угрожающее на сайте или в электронной почте;

- не соглашаться лично встретиться с человеком, с которым ребенок познакомился в сети;

- если кто-то предлагает ребенку какой-то необычный "секрет" - тут же сообщить об этом родителям; - не скачивать, не устанавливать, не копировать ничего с дисков или из интернета без разрешения родителей на каждый отдельный случай;

- не делать без разрешения родителей в интернете ничего, что требует оплаты;

- проявлять уважение к собеседникам в интернете, вести себя так, чтобы не обидеть и не рассердить человека.

4. В течение некоторого времени сопровождайте ребенка в его путешествиях по сети для того, чтобы убедиться, что ребенок соблюдает ваш уговор.

5. Периодически проверяйте в браузере журнал посещённых ребёнком интернет-страниц. Конечно, журнал можно очищать, но не всякий ребёнок умеет это делать.
С возрастом дети становятся более «продвинутыми» пользователями. Надо стараться отслеживать появление новых тенденций в сети, заглядывая на те сайты, о которых вы можете узнать от своих учеников. Старайтесь наладить с ними виртуальное общение по электронной почте, по skype, задавайте им задания, связанные с необходимостью налаживания такого рода общения. Например, преподаватель биологии может попросить своих учеников, посадивших семена огородных растений дома для домашнего наблюдения за их ростом, присылать фотографии стадий роста растений по электронной почте.

Необходимо как можно больше внедрять в школьную жизнь выполнение мультимедийных проектов, поощрять участие старших школьников в конкурсах с использованием интернет – технологий.

Учитель должен говорить своим ученикам:

- Относись к информации осторожно. То, что веб-сайт эффектно выглядит, еще ни о чем не говорит. Спроси себя: для чего этот сайт сделан? В чем меня хотят убедить его создатели? Чего этому сайту не достает? Узнай об авторах сайта: зайди в раздел «О нас» или нажми на похожие ссылки на странице. Узнай, кто разместил информацию. Если источник надежный, например, университет, то, вполне возможно, что информации на сайте можно доверять.

- Часто в Сети можно столкнуться с подделками под известные сайты социальных сетей или почтовых сервисов, так называемым «фишингом». После неосторожного ввода имени пользователя и пароля на страницах не настоящих, поддельных сайтов, злоумышленники используют пароли в своих целях на реальных сайтах. Например, для рассылки спама от имени владельца почтового ящика или злоумышленного обращения в социальных сетях от имени владельца аккаунта. Каждый сайт в Интернете имеет свой уникальный адрес. Необходимо проверять именно адрес страницы, не доверяя внешнему оформлению, которое может быть скопировано с оригинального.

- Используя информацию из интернета в своей работе, следуй правилу трех источников. Организуй поиск и сравни три разных источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять. Не забывай, что факты, о которых ты узнаешь в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если ты будешь использовать их в своей работе.

- Хотя Интернет – специфическая среда для общения, в ней существуют определенные правила вежливости, которые широко обсуждаются в Интернете, но, к сожалению, культура общения остается на низком уровне. В сети нередко можно наблюдать грубость, речевую агрессию, нетерпимость к чужим мнениям. Желательно сохранять правила человеческого общения даже в случае анонимной коммуникации. На эмоциональное послание лучше отвечать не мгновенно, а через некоторое время, дабы не плодить излишний негатив в общении. Поговорите о сетевом этикете.
Работа с родителями.

Что родители могут сделать для повышения безопасности пребывания своих детей в сети Интернет? Действия родителей должны быть скоординированы с рекомендациями учителей. Надо напомнить родителям о том, чтобы они, подтверждая информацию данную учителем, также рассказали своим детям о существовании злоумыш-ленников и о потенциальных опасностях Интернета.

Надо спросить родителей: вот вы, родители, на данный момент знаете, какими сайтами пользуются ваши дети? Нет? Очень печально. Именно с этого надо начинать работу с безопасным интернетом.

В интернете пользователя-подростка могут обидеть, запугать или даже оскорбить. Лучшей защитой является руководство собственным здравым смыслом. Наиболее важной задачей является предупреждение детей об опасностях Интернета, неоднократное напоминание о том, чтобы они вели себя осторожно. Кроме того, необходимо обсуждать с детьми все вопросы, которые могут у них возникнуть при использовании Интернета. Не только учитель, но и родители не должны дистанцироваться от вопросов детей, а наоборот надо стараться максимально завоевать их доверие, постоянно интересуясь их времяпрепровождением в сети. Тогда вы будете в курсе той информации, которой владеют ваши дети. Даже если ребенок не сталкивался с оскорблениями в Интернете, рекомендуется объяснить ему следующее:

- Не распространяй контактную или личную информацию, например, фотографии, без тщательного обдумывания возможных последствий. Сетевая дружба может закончиться, а личная информация может быть скопирована и использована злоумышленникам.

- В интернете как и в жизни каждый человек имеет право на уважительное отношение.

- Лучше человеческие отношения переносить в сетевое общение, а не наоборот.

- Родители — твои друзья, которые больше всех заинтересованы в физическом и эмоциональном здоровье ребенка.
Необходимую информацию можно найти на сайтах: «Школьный сектор. Права и дети в Интернете» (schoolsectorp.wordpress.com), «Безопасность» (http://sos-ru.info), «Безопасный Интернет» (http://www.saferinternet.ru).


Приложение:
Мероприятия для обучающихся

Проведение круглого стола «Основы безопасности в сети Интернет»
Цель: формирование устойчивых жизненных навыков при работе в сети Интернет.

Работе круглого стола предшествует предварительная подготовка обучающихся по предложенной тематике. Перечень вопросов для обсуждения выявляется в результате анкетирования обучающихся.

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Для чего нужен Интернет?

2. Какие существуют риски при пользовании интернетом, и как их можно снизить?

3. Какие виды мошенничества существуют в сети Интернет?

4. Как защититься от мошенничества в сети Интернет?

5. Что такое безопасный чат?

6.Виртуальный собеседник предлагает встретиться, как следует поступить?

7. Как вы можете обезопасить себя при пользовании службами мгновенных сообщений?

При подведении итогов круглого стола обучающимся можно предложить правила поведения в сети Интернет.
Конкурс буклетов «Правила поведения в сети Интернет»

Целью данного конкурса является формирование у обучающихся четкого представления о правилах поведения в сети Интернет.

Данный конкурс проходит в два этапа: заочный и очный. За 14 дней предлагается определенная тематика конкурсных заданий, разрабатывается критериальный аппарат, даются методические рекомендации по составлению буклета.

Заочный этап предполагает анализ и отбор 20 лучших работ, отобранных экспертной комиссией, в состав которой входят как педагоги, так и обучающиеся. Очный этап конкурса предполагает публичную защиту буклета и ответы на вопросы одноклассников. По результатам данного этапа определяется победитель.


Мероприятия для родителей

Проведение родительского собрания

Родительские собрания целесообразно проводить по ступеням возрастного развития обучающихся.

В начале родительского собрания рекомендуется провести анонимное анкетирование, которое позволит выявить отношение родительской общественности к внедрению в образовательный процесс ИКТ. По результатам анкетирования будет определена дальнейшая стратегия работы ОУ по безопасности детей в сети Интернет. Примерный перечень вопросов анкетирования:

Анкета для родителей

Просим Вас ответить на несколько вопросов. (Все вопросы не являются обязательными для ответа. Если Вы выбираете "другое" - не забудьте поставить напротив галочку).

1. В каком классе учится Ваш ребенок?

2. Отношение к внедрению ИТ в образование. Внедрение информационных технологий (ИТ) в образование относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. Среди ИТ, внедряемых в сфере образования, можно выделить следующие: обучающие, тренажеры, справочные, единые информационными образовательные пространства (сайт школы, дистанционное обучение, электронные дневники), техническое обеспечение кабинетов и др.

- скорее положительно

- скорее отрицательно (не вижу необходимости)

- другое:_______________________________________________________

3. Информационные технологии и обучение в школе проводятся различные мероприятия с применением информационных технологий (проектная деятельность, уроки, классные часы и родительские собрания).

- урок, с применением новых информационных технологий более популярен у моего ребенка (более интересен, понятен и т.п. - со слов ребенка)

- ребенок с интересом и удовольствием выполняет проекты (рефераты, доклады), используя компьютер

- ребенок готовится к уроку, используя компьютер (Интернет, полезные ссылки на сайте школы, рекомендуемые учителем сайты и т.п.)

- классный классный руководитель проводит родительские собрания с использованием компьютера

- другое:_______________________________________________________

4. Работа «Электронного журнала». Одной из возможностей ресурса является просмотр на страницах этого ресурса в Интернете оценок учащегося, которые выставляют учителя на уроках и их комментарии, домашнее задание... (пароль доступа индивидуален для каждого пользователя)

- в нашем классе есть "Электронный журнал", его работа очень важна для нас

- в нашем классе есть "Электронный журнал", но в его работе нет необходимости

- возможности "Электронного журнала" очень важные, но в нашем классе он не работает

- в нашем классе он не работает и думаю, что нет в нем необходимости

- другое:_______________________________________________________

5. Посещение Школьного сайта

- часто посещаем (в том числе раздел Новости)

- очень редко посещаем

- не посещаем

- другое:_______________________________________________________

6. Школьный сайт. Напишите, пожалуйста, что бы Вы хотели бы изменить в работе сайта. Ваши предложения и рекомендации Вы можете написать в этом разделе!______________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

7. Есть ли у Вас дома компьютер

- да (один)

- да (несколько)

- нет

Другое:_______________________________________________________

8. Кто пользуется компьютером у Вас дома?

- только родители

- только ребенок

- все члены семьи (родители и дети)

После анкетирования проводится беседа по проблеме доступа ребенка к сети Интернет, в которой поднимаются наиболее актуальные вопросы. Далее даются рекомендации родителям по работе детей в сети Интернет.

В конце родительского собрания всем родителям предлагается памятка по безопасности детей в сети Интернет при помощи программных средств

Примерный список вопросов, которые планируется обсудить на родительском собрании

1. В каком возрасте следует разрешить детям посещение интернета?

2. Следует ли разрешать детям иметь собственные учетные записи электронной почты?

3. Какими внутрисемейными правилами следует руководствоваться при использовании интернета?

4. Как дети могут обезопасить себя при пользовании службами мгновенных сообщений?

5. Могу ли я ознакомиться с записью разговоров моего ребенка в программе обмена мгновенными сообщениями (MSN Messenger, ICQ, Mail Agent)?

6. Могут ли дети стать интернет-зависимыми?

7. Что должны знать дети о компьютерных вирусах?

8. Как проследить какие сайты посещают дети в интернете?

9. Что следует предпринять, если моего ребенка преследуют в интернете?

10. Помогает ли фильтрующее программное обеспечение?

11. На какие положения политики конфиденциальности детского сайта нужно обращать внимание?

12. Какие угрозы встречаются наиболее часто?

13. Как научить детей отличать правду ото лжи в Интернет?
Литература:

  1. Методические рекомендации по проведению уроков «Безопасность в интернете» в начальной и средней школе. Автор: Комарова Наталия Ивановна — кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник НИИСО МГПУ. Технический консультант: Гончаров Дмитрий Константинович - старший научный сотрудник НИИСО МГПУ

  2. Методические рекомендации: Методика организации недели «Безопасность - Интернет»./Авторы составители: Селиванова О. В., Иванова И. Ю., Примакова Е. А., Кривопалова И. В. - Тамбов, ИПКРО 2012.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации педагогическим работникам образовательных организаций для использования в работе по проведению тематической недели «Безопасность Интернет» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации предназначены для руководящих и педагогических работников образовательных учреждений и могут быть использованы...
Методические рекомендации педагогическим работникам образовательных организаций для использования в работе по проведению тематической недели «Безопасность Интернет» iconПлан мероприятий Недели «Интернет-безопасность» в мбоу «оо солдатская...
Общешкольная линейка по проведению недели «Интернет-безопасность». Объявление конкурса «Мой безопасный интернет»
Методические рекомендации педагогическим работникам образовательных организаций для использования в работе по проведению тематической недели «Безопасность Интернет» iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению в образовательных...
Настоящие методические рекомендации включают в себя материалы, призванные помочь руководящим и педагогическим работникам при планировании,...
Методические рекомендации педагогическим работникам образовательных организаций для использования в работе по проведению тематической недели «Безопасность Интернет» iconМетодические рекомендации по проведению урока (классного часа), посвященного...
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области
Методические рекомендации педагогическим работникам образовательных организаций для использования в работе по проведению тематической недели «Безопасность Интернет» iconМетодические рекомендации педагогическим работникам
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Терновская детская школа искусств»
Методические рекомендации педагогическим работникам образовательных организаций для использования в работе по проведению тематической недели «Безопасность Интернет» iconМетодические рекомендации для уполномоченных по охране труда по проведению...
Методические рекомендации для уполномоченных по охране труда по проведению проверок детских оздоровительно-воспитательных организаций...
Методические рекомендации педагогическим работникам образовательных организаций для использования в работе по проведению тематической недели «Безопасность Интернет» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...
Методические рекомендации педагогическим работникам образовательных организаций для использования в работе по проведению тематической недели «Безопасность Интернет» iconМетодические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных...
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области
Методические рекомендации педагогическим работникам образовательных организаций для использования в работе по проведению тематической недели «Безопасность Интернет» iconМетодические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных...
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области
Методические рекомендации педагогическим работникам образовательных организаций для использования в работе по проведению тематической недели «Безопасность Интернет» iconМетодические рекомендации по организации и проведению государственного...
Методические рекомендации предназначены для использования должностными лицами гпн при организации и проведении плановых и внеплановых...
Методические рекомендации педагогическим работникам образовательных организаций для использования в работе по проведению тематической недели «Безопасность Интернет» iconМетодические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений Тамбов, 2012
Рекомендации «Безопасный Интернет». / Автор-сост.: Н. И. Баскакова,/ Под общей ред. Н. К. Солоповой, к п н., доцента, проректора...
Методические рекомендации педагогическим работникам образовательных организаций для использования в работе по проведению тематической недели «Безопасность Интернет» iconМ. В. Ломоносов первый
Урока М. В. Ломоносова" в образовательных учреждениях страны. В связи с этим Рособразование направляет методические рекомендации...
Методические рекомендации педагогическим работникам образовательных организаций для использования в работе по проведению тематической недели «Безопасность Интернет» iconМетодические рекомендации по изучению курса «поиск информации в сети...
«Поиск информации в сети Интернет для использования в процессе обучения». Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы...
Методические рекомендации педагогическим работникам образовательных организаций для использования в работе по проведению тематической недели «Безопасность Интернет» iconМетодические рекомендации по проведению декады (недели) молодого потребителя
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Методические рекомендации педагогическим работникам образовательных организаций для использования в работе по проведению тематической недели «Безопасность Интернет» iconМетодические рекомендации руководителям организаций любых форм собственности,...
Федеральная служба в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области
Методические рекомендации педагогическим работникам образовательных организаций для использования в работе по проведению тематической недели «Безопасность Интернет» iconМетодические рекомендации для школ, подключаемых к сети Интернет...
Должностная инструкция ответственного за работу «точки доступа к Интернету» в школе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск