Скачать 213.5 Kb.
|
УТВЕРЖДАЮ Директор Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт российской истории Российской академии наук ________________Ю.А. ПЕТРОВ « » ________2012 г. РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК Федеральное государственное бюджетное учреждение науки ИНСТИТУТ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ Рабочая программа дисциплины «Актуальные проблемы изучения отечественной истории» Специальности: 07.00.02 – Отечественная история 07.00.09 – Историография, источниковедение и методы исторического исследования Форма обучения: очная, заочная М., 2012 Рабочая программа дисциплины «Актуальные проблемы изучения отечественной истории» (ОД.А.05.2) предназначена для аспирантов, обучающихся по специальностям 07.00.02. – Отечественная история и 07.00.09 – Историография, источниковедение и методы исторического исследования. Рабочая программа разработана ведущим научным сотрудником центра истории русского феодализма, доктором исторических наук Д.В. Лисейцевым. Рабочая программа принята Ученым советом ИРИ РАН, протокол № 8 от 15.11.2012 г. 1. Цели и задачи дисциплины: Настоящая рабочая программа «Актуальные проблемы изучения отечественной истории» предназначена для аспирантов и соискателей, работающих над диссертациями по отечественной истории с древнейших времен до наших дней. Программа нацелена на развитие у аспирантов способности оценивать существующие научные проблемы с разных точек зрения, с учетом многофакторности картины исторического процесса, формирование проблемного понимания основных процессов и явлений истории России на всем ее протяжении, отработка навыков научно-исследовательской деятельности, повышение уровня профессиональной подготовки обучающихся. Для достижения поставленной цели в рамках курса решаются следующие задачи: – сформировать системное видение узловых проблем исследовательской практики в области отечественной истории; – расширить представления и знания аспирантов о методологических, историографических и источниковедческих аспектах исследования отечественной истории. 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Актуальные проблемы изучения отечественной истории» относится к блоку дисциплин по выбору аспирантов по специальностям 07.00.02 «Отечественная история», 07.00.09 «Историография, источниковедение и методы исторического исследования». В результате освоения дисциплины аспирант должен знать: содержание дискуссий по ключевым проблемам отечественной истории с древнейших времен до начала XXI в.; фактологический материал по отдельным проблемным кейсам отечественной истории. уметь: выстраивать систему научных аргументов при доказательстве той или иной оценки событий отечественной истории; осуществлять обоснованный выбор теоретических концепций и методологических подходов к решению задач исследования по истории России. владеть: целостной системой представлений и знаний о современном исследовательском состоянии ключевых проблем отечественной истории; основами современной методологической культуры исследования, навыками исторического анализа; методиками сравнительно-исторического, проблемно-хронологического анализа процессов и явлений отечественной истории. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
4. Содержание дисциплины 4.1. Разделы (блоки) дисциплин и виды занятий
4.2. Содержание разделов (блоков) дисциплины
5. Материально-техническое обеспечение дисциплины: – наличие доступного для аспирантов выхода в Интернет; – наличие специально оборудованных кабинетов и аудиторий для мультимедийных занятий. 6. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Дисциплина «Актуальные проблемы изучения отечественной истории» предполагает проведение 36 часов аудиторных занятий (лекции). Курс рассчитан на два года обучения аспирантов. В рамках курса предусмотрена активная самостоятельная работа аспирантов. Всего курс рассчитан на 108 часа, 3 зачетные единицы. Основной задачей лекционных занятий является анализ ключевых проблем отечественной истории и их современного состояния. Формой итогового контроля по дисциплине «Актуальные проблемы изучения отечественной истории» является зачет. Он осуществляется в виде защиты аспирантом реферата по проблематике курса. В качестве темы реферата может быть выбран любой из разделов курса, а также проблемы, связанные с научно-исследовательской работой аспиранта. Выбор и согласование темы реферата производится в индивидуальном порядке в ходе консультаций аспиранта с научным руководителем и руководителем центра. Обязательными требованием к подготовке реферата являются: проблемная постановка задачи, проработка основной отечественной и зарубежной литературы, фундированная источниковая база. Промежуточный контроль осуществляется в виде отчетов аспиранта о ходе работы над рефератом. Тематический план лекционного курса
Содержание разделов дисциплины. Общие проблемы истории России. Проблемы периодизации истории России, ключевые особенности каждого их периодов, их место в общем контексте развития России. Особенности политического развития России с древнейших времен до начала ХХ в. Феномен русской культуры – от древности до наших дней. Россия в мире: основные периоды и особенности развития внешней политики России. Древняя и средневековая Русь. Проблемы исследования древнейшего периода истории России: источниковедческий аспект. Монгольское завоевание в истории России: хронология и последствия. Северо-Восточная Русь как центр объединения русских земель и складывания централизованного государства. Древняя Русь и Европа. Россия в XVI-XVII вв. Московское царство – особый период в истории России. Эволюция Русского государства в XVI-XVII в. Россия XVII в. перед вызовами современности: проекты реформ, преобразования и их итоги. Приказная система Московского государства XVI-XVII вв.: формирование, этапы развития и эволюции от Ивана Грозного до Петра I. Россия в XVIII – начале XX в. Становление Российской империи: ключевые проблемы исследования. Вопросы политической истории. Экономическое развитие России в XVIII-XIX в. Российское предпринимательство: от истоков до начала ХХ в. Власть и общество в имперский период: механизмы идеологического контроля власти, система ценностей общества, феномен русской фронды. Общественное сознание в России XVIII–XIX вв.: проблемы и методы исследования. Проблемы экономического развития России в XVIII – начале XX в. Россия в ХХ в. Основные проблемы исследования истории России XX в. Россия в революциях, войнах. Политическая, экономическая, аграрная, демографическая история России XX в. История повседневности. Власть и общество в СССР. Источники, особенности и перспективы изучения взаимоотношений власти и общества в СССР. Социальная история СССР. История ГУЛАГа. Актуальные проблемы отечественной истории в современной историографии. Проблемы периодизации советской и современной российской истории. Дискуссии. Подходы к исследованию и оценке ключевых событий советской и современной российской истории: коллективизация и модернизация, Великая отечественная война, послевоенный период развития страны, перестройка, проблемы государственного строительства России в 1990-2000-е гг. Национальный вопрос. Этапы развития отечественной исторической науки. Становление отечественной исторической науки в XVIII – XIX вв. Историк и власть. Судьбы исторической науки и историков в ХХ в. Феномен советской исторической науки. Историческая мысль русской эмиграции. Новые направления исследований в современной отечественной исторической науке: военно-историческая антропология, историческая демография, история повседневности и др. в контексте изучения ключевых проблем отечественной истории. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: Основная литература:
Дополнительная литература:
8. Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины а) материально-техническое обеспечение – наличие доступного для аспиранта выхода в Интернет; – наличие специально оборудованных кабинетов и аудиторий для мультимедийных занятий. б) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерной программы Л. Ф. Климановой (Программы для начальной школы.... | Конспект урока Тема урока: Воспроизводство населения. Фио (полностью)... География России: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений /А. И. Алексеев, В. В. Николина, С. И. Болысов/, под ред. А.... | ||
Российская академия сельскохозяйственных наук Сибирская научная сельскохозяйственная... Автор: Петошина С. И., кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры «Социальных наук» | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Кф рпа минюста России; Л. И. Потапова, кандидат исторических наук, заведующая кафедрой гуманитарных и социальных дисциплин Калужского... | ||
Бюллетень Новые данные о минералах. Российская академия наук. Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана | Российская академия наук федеральное государственное бюджетное учреждение... ... | ||
Учебно-методический комплекс москва 2010 государственное образовательное... А. В. Морозов, доктор юридических наук, кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой | Российская академия сельскохозяйственных наук Использование интерактивной доски Smart Board и программного обеспечения Notebook | ||
Российская академия наук институт психологии московская гуманитарно-социальная академия На предыдущих уроках мы изучали каждый падеж в отдельности. Сегодня мы обобщим всё, что о них узнали, чтобы лучше отличать один падеж... | Российская академия наук федеральное государственное бюджетное учреждение... Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» для специальностей среднего профессионального образования техниче- ского профиля | ||
Физиологическое общество имени и. П. Павлова российская академия... Рабочая программа по бурятской литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования,... | Российская академия наук Учреждение Российской академии наук Институт... В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2007 года №402 19-21 октября в г. Москве состоялся III всероссийский... | ||
Ш. Н. Хазиев (Институт государства и права ран) Российская академия наук внесла существенный вклад в становление и развитие судебной экспертизы. В свою очередь судебные эксперты... | Российская академия сельскохозяйственных наук О предложениях Медведевской районной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ по проекту | ||
Российская академия сельскохозяйственных наук Сибирское отделение Использование в отчётном году акционерным обществом видов энергетических ресурсов 20 | Российская академия наук Методические указания по выполнению лабораторной работы «Определение серосодержащих соединений в природных и сжиженных газах» |