Российская академия наук





Скачать 213.5 Kb.
НазваниеРоссийская академия наук
Дата публикации04.03.2016
Размер213.5 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
УТВЕРЖДАЮ

Директор

Федерального государственного бюджетного

учреждения науки Институт российской истории

Российской академии наук

________________Ю.А. ПЕТРОВ

« » ________2012 г.

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

Федеральное государственное бюджетное

учреждение науки

ИНСТИТУТ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ


Рабочая программа дисциплины

«Актуальные проблемы изучения отечественной истории»

Специальности:

07.00.02 – Отечественная история

07.00.09 – Историография, источниковедение и методы исторического исследования

Форма обучения:

очная, заочная

М., 2012

Рабочая программа дисциплины «Актуальные проблемы изучения отечественной истории» (ОД.А.05.2) предназначена для аспирантов, обучающихся по специальностям 07.00.02. – Отечественная история и 07.00.09 – Историография, источниковедение и методы исторического исследования.

Рабочая программа разработана ведущим научным сотрудником центра истории русского феодализма, доктором исторических наук Д.В. Лисейцевым.

Рабочая программа принята Ученым советом ИРИ РАН, протокол № 8 от 15.11.2012 г.

1. Цели и задачи дисциплины:

Настоящая рабочая программа «Актуальные проблемы изучения отечественной истории» предназначена для аспирантов и соискателей, работающих над диссертациями по отечественной истории с древнейших времен до наших дней. Программа нацелена на развитие у аспирантов способности оценивать существующие научные проблемы с разных точек зрения, с учетом многофакторности картины исторического процесса, формирование проблемного понимания основных процессов и явлений истории России на всем ее протяжении, отработка навыков научно-исследовательской деятельности, повышение уровня профессиональной подготовки обучающихся.

Для достижения поставленной цели в рамках курса решаются следующие задачи:

– сформировать системное видение узловых проблем исследовательской практики в области отечественной истории;

– расширить представления и знания аспирантов о методологических, историографических и источниковедческих аспектах исследования отечественной истории.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Актуальные проблемы изучения отечественной истории» относится к блоку дисциплин по выбору аспирантов по специальностям 07.00.02 «Отечественная история», 07.00.09 «Историография, источниковедение и методы исторического исследования».

В результате освоения дисциплины аспирант должен

знать:

    содержание дискуссий по ключевым проблемам отечественной истории с древнейших времен до начала XXI в.;

    фактологический материал по отдельным проблемным кейсам отечественной истории.

уметь:

    выстраивать систему научных аргументов при доказательстве той или иной оценки событий отечественной истории;

    осуществлять обоснованный выбор теоретических концепций и методологических подходов к решению задач исследования по истории России.

владеть:

    целостной системой представлений и знаний о современном исследовательском состоянии ключевых проблем отечественной истории;

    основами современной методологической культуры исследования, навыками исторического анализа;

    методиками сравнительно-исторического, проблемно-хронологического анализа процессов и явлений отечественной истории.





3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

Вид учебной работы


Всего часов

Год обучения

1

2

3





Аудиторные занятия (всего)

36













В том числе:

-

-

-




-

Лекции

36

18

18







Практические занятия (ПЗ)
















Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)

72













В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)
















Контрольные работы
















Подготовка реферата

72

36

36







Вид промежуточной аттестации (реферат)
















Общая трудоемкость час

з.е.

108













3













4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы (блоки) дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела (блока) дисциплины

Лекции

Практ. занятия

Всего

очное

заочное

очное

заочное

очное

заочное

1.

Общие проблемы истории России:

4

1

0

0

4

1

2.

Древняя и средневековая Русь

4

1

0

0

4

1

3.

Россия в XVI-XVII вв.

4

1

0

0

4

1

4

Россия в XVIII –– начале XX в.

8

2

0

0

8

2

5

Россия в ХХ в.

4

1

0

0

4

1

6

Власть и общество в СССР

4

1

0

0

4

1

7

Актуальные проблемы отечественной истории в современной историографии.

4

1

0

0

4

1

8

Этапы развития отечественной исторической науки

4

1

0

0

4

1




Итого:

36

18

0

0

36

18


4.2. Содержание разделов (блоков) дисциплины

№ п/п

Наименование раздела (блока) дисциплины

Содержание раздела (блока) по темам

Вид текущей аттестации по разделу (блоку)

1

Общие проблемы истории России:

1.1. Политическое развитие Средневековой Руси: основные этапы.

1.2. XIX век в исторических судьбах России.

Проблемы и перспективы изучения истории «холодной войны».

1.3. Основные проблемы внешней политики России XX в.

1.4. Актуальные проблемы изучения отечественной культуры XX в.

Доклады, рефераты

2

Древняя и средневековая Русь

2.1. Древнейшие известия о Руси.

2.2. Монгольское завоевание Руси.

2.3. Северо-Восточная Русь: от княжеств к единому государству.

2.4. Западные пределы расселения восточных славян в древности.

2.5. Внешнеполитическая история Древней Руси в ракурсе русско-венгерских отношений.

Доклады, рефераты.

3.

Россия в XVI-XVII вв.

3.1. Приказная система Московского государства.

3.2. Государство и церковь в России в XVII в.

3.3. Некоторые проблемы российской государственности XVI-XVII вв. на материалах делопроизводства Разбойного приказа и его агентов.

3.4. Повседневность власти во второй половине XVII в. на примере царских загородных резиденций

Доклады, рефераты.

4.

Россия в XVIII- начале XX в.

4.1. Общественное сознание в России второй половины XVIII в. Проблемы и методы исследования.

4.2. Становление российского предпринимательства XII- начало XIX в.

4.3. Проблемы экономического развития России в середине XIX – начале XX в.

4.4. Проблемы политической истории России начала XX века.

Доклады, рефераты.

5.

Россия в ХХ в.

5.1. Первая мировая война и революция в России.

5.2. Аграрная история России XX века: итоги и перспективы изучения.

5.3. История России XX века сквозь призму демографии.

5.4. Советский ВПК в 1920-1940-е гг. (на примере авиационной промышленности).

5.5. Судьбы «бывших» в 1920-1930-е гг.

Доклады, рефераты.

6.

Власть и общество в СССР

6.1. Власть и общество в Советской России 1920-1930-х гг.: источники, проблемы и перспективы изучения.

6.2. Послевоенное советское общество: проблемы и перспективы изучения.

6.3. Социальная история политических репрессий в СССР.

6.4. История ГУЛАГа.




7

Актуальные проблемы отечественной истории в современной историографии.

7.1. Дискуссии о концепции и периодизации послевоенного периода советской истории.

7.2. Особенности национально-государственного устройства Российской Федерации: историография проблемы.

Доклады, рефераты.

8

Этапы развития отечественной исторической науки

8.1. Советская историческая наука 30-50-х гг. XX в.

8.2. Военно-историческая антропология как новое историографическое направление

8.3. Историческая мысль русской эмиграции 20-30-х гг. XX в.

Доклады, рефераты.


5. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

– наличие доступного для аспирантов выхода в Интернет;

– наличие специально оборудованных кабинетов и аудиторий для мультимедийных занятий.
6. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Дисциплина «Актуальные проблемы изучения отечественной истории» предполагает проведение 36 часов аудиторных занятий (лекции). Курс рассчитан на два года обучения аспирантов. В рамках курса предусмотрена активная самостоятельная работа аспирантов. Всего курс рассчитан на 108 часа, 3 зачетные единицы.

Основной задачей лекционных занятий является анализ ключевых проблем отечественной истории и их современного состояния.

Формой итогового контроля по дисциплине «Актуальные проблемы изучения отечественной истории» является зачет. Он осуществляется в виде защиты аспирантом реферата по проблематике курса. В качестве темы реферата может быть выбран любой из разделов курса, а также проблемы, связанные с научно-исследовательской работой аспиранта. Выбор и согласование темы реферата производится в индивидуальном порядке в ходе консультаций аспиранта с научным руководителем и руководителем центра. Обязательными требованием к подготовке реферата являются: проблемная постановка задачи, проработка основной отечественной и зарубежной литературы, фундированная источниковая база.

Промежуточный контроль осуществляется в виде отчетов аспиранта о ходе работы над рефератом.
Тематический план лекционного курса

  1. Общие проблемы истории России.

  2. Древняя и средневековая Русь.

  3. Россия в XVI-XVII вв.

  4. Россия в XVIII – начале XX в.

  5. Россия в ХХ в.

  6. Власть и общество в СССР.

  7. Актуальные проблемы отечественной истории в современной историографии.

  8. Этапы развития отечественной исторической науки.


Содержание разделов дисциплины.

Общие проблемы истории России. Проблемы периодизации истории России, ключевые особенности каждого их периодов, их место в общем контексте развития России. Особенности политического развития России с древнейших времен до начала ХХ в. Феномен русской культуры – от древности до наших дней. Россия в мире: основные периоды и особенности развития внешней политики России.

Древняя и средневековая Русь. Проблемы исследования древнейшего периода истории России: источниковедческий аспект. Монгольское завоевание в истории России: хронология и последствия. Северо-Восточная Русь как центр объединения русских земель и складывания централизованного государства. Древняя Русь и Европа.

Россия в XVI-XVII вв. Московское царство – особый период в истории России. Эволюция Русского государства в XVI-XVII в. Россия XVII в. перед вызовами современности: проекты реформ, преобразования и их итоги. Приказная система Московского государства XVI-XVII вв.: формирование, этапы развития и эволюции от Ивана Грозного до Петра I.

Россия в XVIII – начале XX в. Становление Российской империи: ключевые проблемы исследования. Вопросы политической истории. Экономическое развитие России в XVIII-XIX в. Российское предпринимательство: от истоков до начала ХХ в. Власть и общество в имперский период: механизмы идеологического контроля власти, система ценностей общества, феномен русской фронды. Общественное сознание в России XVIII–XIX вв.: проблемы и методы исследования. Проблемы экономического развития России в XVIII – начале XX в.

Россия в ХХ в. Основные проблемы исследования истории России XX в. Россия в революциях, войнах. Политическая, экономическая, аграрная, демографическая история России XX в. История повседневности.

Власть и общество в СССР. Источники, особенности и перспективы изучения взаимоотношений власти и общества в СССР. Социальная история СССР. История ГУЛАГа.

Актуальные проблемы отечественной истории в современной историографии. Проблемы периодизации советской и современной российской истории. Дискуссии. Подходы к исследованию и оценке ключевых событий советской и современной российской истории: коллективизация и модернизация, Великая отечественная война, послевоенный период развития страны, перестройка, проблемы государственного строительства России в 1990-2000-е гг. Национальный вопрос.

Этапы развития отечественной исторической науки. Становление отечественной исторической науки в XVIII – XIX вв. Историк и власть. Судьбы исторической науки и историков в ХХ в. Феномен советской исторической науки. Историческая мысль русской эмиграции. Новые направления исследований в современной отечественной исторической науке: военно-историческая антропология, историческая демография, история повседневности и др. в контексте изучения ключевых проблем отечественной истории.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

Основная литература:

  1. Население России в ХХ в. Исторические очерки. Т. 1-3. М., 2000-2012.

  2. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник для ВУЗов. М., 2008.

  3. Соколов А.К. Курс советской истории. 1917-1940. М., 1999.

  4. Соколов А.К., Тяжельникова B.C. Курс советской истории. 1941-1991. М., 1999.


Дополнительная литература:


  1. Бугай Н.Ф. Курдский мир России: политико-правовая практика, интеграция, этнокультурное возрождение. (1917 — 2010-е годы). М., 2012.

  2. Бугай Н.Ф. Проблемы репрессий и реабилитации граждан: история и историография. ХХ в. – начало ХХI вв. М., 2012. 

  3. Бугай Н.Ф. Северный Кавказ. Государственное строительство и федеративные отношения: прошлое в настоящем. М., 2011

  4. Булдаков В.П. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. Изд. 2-е, доп. М., 2010.

  5. Булдаков В.П. Утопия, агрессия, власть. Психосоциальная динамика постреволюционного времени. Россия, 1920–1930. М., 2012.

  6. Булдаков В.П. Хаос и этнос. Этнические конфликты в России, 1917 – 1918 гг. Условия возникновения, хроника, комментарий, анализ. М.. 2010.

  7. Быстрова И.В. Советский военно-промышленный комплекс: проблемы становления и развития (1930-1980-е). М., 2006.

  8. Быстрова Н.Е. СССР и формирование военно-блокового противостояния в Европе (1945-1955 гг.). М., 2007.

  9. Вандалковская М.Г. Историческая мысль русской эмиграции 20-30-х гг. ХХ в. М., 2009.

  10. Вербицкая О.М. Население российской деревни в 1939-1959 гг.: проблемы демографического развития. М., 2002.

  11. Вербицкая О.М. Российская сельская семья в 1897-1959 гг. М.-Тула, 2009.

  12. Голубев А.В. "Взгляд на землю обетованную": из истории советской культурной дипломатии. М., 2004.

  13. Голубев А.В., Поршнева О.С. Образ союзника в сознании российского общества в контексте мировых войн. М., 2012.

  14. Горский А.А. Москва и Орда. М., 2000.

  15. Горский А.А. От земель к великим княжениям: «примыслы» русских князей второй половины XIII– XV вв. М., 2010.

  16. Горский А.А. Русские земли в XIII-XIV веках: пути политического развития. М., 1996.

  17. Горский А.А. Русь: От славянского Расселения до Московского царства. М., 2004.

  18. Горский А.А., Кучкин В.А., Лукин П.В., Стефанович П.С. Древняя Русь: Очерки политического и социального строя. М., 2008.

  19. Государственность России: идеи, люди, символы / Гл. ред. Р.Г. Пихоя. М., 2007.

  20. Гросул В.Я. Русское зарубежье в первой половине ХIХ века. М., 2008.

  21. Гросул В.Я. Русское общество ХVIII – ХIХ веков. Традиции и новации. М., 2003.

  22. Жиромская В.Б. Основные тенденции демографического развития России в ХХ веке. М., 2013.

  23. Журавлев С.В., Мухин М.Ю. «Крепость социализма»: Повседневность и мотивация труда на советском предприятии, 1928-1938. М., 2004.

  24. Журавлев С.В., Пихоя Р.Г., Соколов А.К. История современной России. Десятилетие либеральных реформ: 1991–1999 гг. М., 2011.

  25. Земсков В.Н. Спецпоселенцы в СССР. 1930-1960. М., 2003.

  26. Зубкова Е.Ю. Прибалтика и Кремль. 1940 – 1953. М.,  2008.

  27. Иванова Г.М. История ГУЛАГа. 1918–1958. Социально-экономический и политико-правовой аспекты. М., 2006.

  28. Иванова Г.М. На пороге "государства всеобщего благосостояния". Социальная политика в СССР (середина 1950-х - начало 1970-х годов). М., 2011.

  29. История предпринимательства в России. Кн. 1-2. М., 2000.

  30. Источниковедение новейшей истории России: теория, методология и практика / Под общей ред. А.К. Соколова. М., 2004.

  31. Корелин А.П. Кооперация и кооперативное движение в России. 1860 – 1917 гг. М., 2009.

  32. Корелин А.П., Степанов С.А. С.Ю.Витте – финансист, политик, дипломат. М., 1998.

  33. Кучкин В.А. Волго-Окское междуречье и Нижний Новгород в средние века. Н.Новгород, 2011.

  34. Кучкин В.А. Договорные грамоты московских князей XIV в. (внешнеполитические договоры). М., 2003,

  35. Кучкин В.А. Русь под игом: как это было? М., 1991,

  36. Марасинова Е.Н. Власть и личность (Очерки русской истории XVIII века). М., 2008.

  37. Марасинова Е.Н. Психология элиты российского дворянства последней трети XVIII в. (По материалам переписки). М. 1999.

  38. Мухин М.Ю. Авиапромышленность СССР в 1921-1941 гг. М., 2006.

  39. Мухин М.Ю. Советская авиапромышленность в годы Великой Отечественной войны. М., 2011.

  40. Народ и война: 1941-1945 гг. / отв. ред. А.С. Сенявский. М.-Тула, 2010.

  41. Пихоя Р.Г., Соколов А.К. История современной России. Кризис коммунистической власти и рождение новой России. М., 2008.

  42. Режимные люди в СССР / Отв. ред. Т.С. Кондратьева, А.К. Соколов. М., 2009.

  43. Российская империя от истоков до начала XIX века. Очерки социально-политической и экономической истории. М., 2011.

  44. Российские либералы. М., 2001.

  45. Российское государство от истоков до XIX века: территория и власть / А.И.Аксенов, Н.И.Никитин, Ю.А.Петров, Н.М.Рогожин, В.В.Трепавлов; отв. ред. Ю.А.Петров; рук. автор. колл. Н.М.Рогожин. М., 2012.

  46. Россия в ХХ веке: Война 1941-1945 годов. Современные подходы. М., 2005.

  47. Русские в Евразии ХVII – ХIХ вв. Миграции и социокультурная адаптация в иноэтничной среде. М., 2008.

  48. Сенявская Е.С. История войн России ХХ века в человеческом измерении: проблемы военно-исторической антропологии и психологии. Курс лекций. М., 2012.

  49. Сенявская Е.С. Противники России в войнах ХХ века: эволюция «образа врага» в сознании армии и общества. М., 2006.

  50. Сенявская Е.С. Человек на войне. Историко-психологические очерки. М., 1997.

  51. Сенявский А.С. НЭП: экономические, политические и социокультурные аспекты. М., 2006.

  52. Сенявский А.С. Урбанизация России в XX веке: роль в историческом процессе. М., 2003.

  53. Сидорова Л.А. Советская историческая наука середины ХХ века: Синтез трех поколений историков. М., 2008.

  54. Смирнова Т.М. «Бывшие люди» Советской России. Стратегии выживания и пути интеграции. 1917-1936 годы. М., 2003.

  55. Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал: В 2-х т. Т. 2. Апогей и крах сталинизма / Под общ. ред. Ю.Н. Афанасьева. М., 1997.

  56. Соколов А.К. От военпрома к ВПК: советская военная промышленность. 1917 – июнь 1941 гг. М., 2012. 

  57. СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: новое в исследовании и освещении в учебной литературе. М., 2005.

  58. Стефанович П.С. Бояре, отроки, дружины: военно-политическая элита Руси в X-XI веках. М., 2012.

  59. Стефанович П.С. Приход и приходское духовенство в России в XVI–XVII веках. М., 2002.

  60. Этнический и религиозный факторы в формировании и эволюции российского государства / отв. ред. Т.Ю. Красовицкая, В.А. Тишков; авт.: В.В.Трепавлов, Т.Ю.Красовицкая, Н.Ф.Бугай, Е.Ю. Зубкова и др. М., 2012.


8. Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины
а) материально-техническое обеспечение

– наличие доступного для аспиранта выхода в Интернет;

– наличие специально оборудованных кабинетов и аудиторий для мультимедийных занятий.

б) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. Gbooks: книги по истории, археологии, географии, этнографии, филологии, лингвистике, филологии, философии, изданные преимущественно до 1917 года. Режим доступа: http://gbooks.archeologia.ru/, свободный.

  2. Библиотека «Вехи». Режим доступа: http://www.vehi.net, свободный.

  3. Библиотека Гумер – гуманитарные науки. Режим доступа: http://www.gumer.info/, свободный.

  4. Библиотека Максима Машкова. Режим доступа: http://lib.ru/, свободный.

  5. Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/, свободный.

  6. Библиотека Якова Кротова. Режим доступа: http://krotov.info/, свободный.

  7. Большая советская энциклопедия. Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/, свободный.

  8. Восточная литература: библиотека текстов Средневековья. Режим доступа: http://www.vostlit.info/, свободный.

  9. Информационно-справочный портал Library.ru. Режим доступа: http://www.library.ru/, свободный.

  10. Либрусек – много книг. Режим доступа: http://lib.rus.ec/, свободный.

  11. Научная электронная библиотека eLibrary.ru. Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp, свободный.

  12. Научный богословский портал Богослов.ru. Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/, свободный.

  13. Официальный сайт Института русской литературы (Пушкинский дом) Российской академии наук. Режим доступа: http://www.pushkinskijdom.ru/, свободный.

  14. Седмица. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». Разделы: «библиотека» и «Православная энциклопедия». Режим доступа: http://www.sedmitza.ru/lib/index.html, свободный.

  15. Содержания журналов и сборников. Режим доступа: http://annals.xlegio.ru/sbo/contens/index.htm, свободный.

  16. Университетская библиотека онлайн. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru /, свободный

  17. Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор. Режим доступа: http://feb-web.ru/, свободный.

  18. Хронос: всемирная история в интернете. Режим доступа: http://www.hrono.ru/, свободный.

  19. Электронная библиотека Руниверс. Режим доступа: http://www.runivers.ru, свободный.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российская академия наук iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерной программы Л. Ф. Климановой (Программы для начальной школы....
Российская академия наук iconКонспект урока Тема урока: Воспроизводство населения. Фио (полностью)...
География России: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений /А. И. Алексеев, В. В. Николина, С. И. Болысов/, под ред. А....
Российская академия наук iconРоссийская академия сельскохозяйственных наук Сибирская научная сельскохозяйственная...
Автор: Петошина С. И., кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры «Социальных наук»
Российская академия наук iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Кф рпа минюста России; Л. И. Потапова, кандидат исторических наук, заведующая кафедрой гуманитарных и социальных дисциплин Калужского...
Российская академия наук iconБюллетень
Новые данные о минералах. Российская академия наук. Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана
Российская академия наук iconРоссийская академия наук федеральное государственное бюджетное учреждение...
...
Российская академия наук iconУчебно-методический комплекс москва 2010 государственное образовательное...
А. В. Морозов, доктор юридических наук, кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой
Российская академия наук iconРоссийская академия сельскохозяйственных наук
Использование интерактивной доски Smart Board и программного обеспечения Notebook
Российская академия наук iconРоссийская академия наук институт психологии московская гуманитарно-социальная академия
На предыдущих уроках мы изучали каждый падеж в отдельности. Сегодня мы обобщим всё, что о них узнали, чтобы лучше отличать один падеж...
Российская академия наук iconРоссийская академия наук федеральное государственное бюджетное учреждение...
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» для специальностей среднего профессионального образования техниче- ского профиля
Российская академия наук iconФизиологическое общество имени и. П. Павлова российская академия...
Рабочая программа по бурятской литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования,...
Российская академия наук iconРоссийская академия наук Учреждение Российской академии наук Институт...
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2007 года №402 19-21 октября в г. Москве состоялся III всероссийский...
Российская академия наук iconШ. Н. Хазиев (Институт государства и права ран)
Российская академия наук внесла существенный вклад в становление и развитие судебной экспертизы. В свою очередь судебные эксперты...
Российская академия наук iconРоссийская академия сельскохозяйственных наук
О предложениях Медведевской районной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ по проекту
Российская академия наук iconРоссийская академия сельскохозяйственных наук Сибирское отделение
Использование в отчётном году акционерным обществом видов энергетических ресурсов 20
Российская академия наук iconРоссийская академия наук
Методические указания по выполнению лабораторной работы «Определение серосодержащих соединений в природных и сжиженных газах»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск