Скачать 347.01 Kb.
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 6 Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Рабочая программа Наименование учебного предмета История Класс 11А,Б Срок реализации программы, учебный год 2013-2014 Планирование составлено на основе «История. Программы для образовательных учреждений».-М.:Просвещение,2009 Учебник Алексашкина Л.Н. Новейшая история XX век - началоXXIвека: Учебник для 11 класса.- М.: Мнемозина,2005.Допущено Министерством образования и науки Российской федерации. Волобуев О.В., Кулешов С.В. История России XX- началоXXI: Учебник для 11 класса (базовый уровень) -М.:Мнемозина,2009.Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации Рабочую программу составил(а) Камаева Г.В. Уфа-2013 Пояснительная записка Значимость, цели и задачи истории как учебного предмета в обобщенном плане сформулированы в концептуальном документе Стандарта общего образования — Фундаментальном ядре содержания общего образования. В нём подчеркивается, что значимость исторического образования школьников обусловлена познавательными и мировоззренческими свойствами истории как учебного предмета. Главная цель изучения истории в современной школе – образование, воспитание и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельностях. Основными задачами изучения истории в старших классах, с учётом преемственности с основной школы, является: -формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности ; - формирование на основе обобщения фактического материала проблемного, диалектического понимания истории как процесса эволюции общества, цивилизации и истории как науки; - усвоение интегративной системы знаний об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; - развитие способностей учащихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать исторические события, процессы и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности, руководствуясь принципами научной объективности, историзма как методологической основы исторического познания; - содействие современному пониманию истории как науки и учебного предмета в контексте гуманитарного знания и общественной жизни; - развитие умения осуществлять исторический анализ и синтез, формирования понимания взаимовлияния исторических процессов и событий; - формирование у учащихся системы позитивных ценностей на основе осмысления закономерностей и прогрессивности общественного развития, осознание приоритета общественного интереса над личностным, признание уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество; - воспитание учащихся в духе патриотизма, уважение к истории своего Отечества как единого многонационального государства, построенного на основе равенства всех народов России; воспитание у школьников неприятия шовинизма, национализма в любой форме, милитаризма и пропаганды войны; формирование у школьников осознания сопричастности судьбе своей Родины, готовности принять деятельное участие в решении проблем своей Родины. Таким образом, система исторического образования в старших классах должна продолжить формирование и развитие исторических ориентиров самоидентификация школьников в современном мире, их гражданской позиции, патриотизма как нравственного качества личности, системы позитивных гуманистических ценностей, общей гуманитарной культуры. Эти цели и задачи исторического образования значимы для всех старшеклассников, не зависимо от их планов, связанных с поступлением в ВУЗ и будущей профессиональной деятельности. Для тех выпускников школы, кто собирается получить высшее профессиональное образование по гуманитарно-историческим специальностям, системы исторического образования в старших классах должна стать важной ступенью во владении ключевыми методами исторической науки, которые образно можно назвать «мастерской историка» . Программа рассчитана на 68 часов на изучение курсов истории России и Всемирной истории в 11 классе, из них на изучение истории России – 43 часов (21/22 ч.) Всемирной истории – 25 часов (12/13 ч.) Курс ориентирован на федеральный Государственный образовательный стандарт по истории в его базовом уровне. Интегрирование учебного материала по отечественной и всеобщей истории достигается путем создания у учащихся полноценных знаний и представлений об основных этапах развития человечества в целом и нашей страны в частности, о многообразии форм экономической, социальной, политической, духовной, культурной жизни общества, о единстве всемирной истории. Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами. Количество часов на изучение по полугодиям: I полугодие – 33 часа истории России – 21 часов Всемирной истории – 12 часов II полугодие – 35 часов истории России – 22 часов Всемирной истории –13 часов Учебно-методический комплект курса
Формы и методы:
Содержание рабочей программы и общая характеристика учебного предмета Раздел I. Индустриальная модернизация традиционного общества (1900-1914гг.) Новейшее время в истории. Изменения на карте мира. Общество в движении. Проблемы периодизации новейшей истории. На пороге новейшей эпохи. Государства и народы. Научно-технический прогресс. Индустриализация. Империализм. Проблемы модернизации. Страны Европы и США в начале XX в.: достижения и проблемы индустриального развития. Поступь индустриализации. Люди в движении. Социальные движения. Консерваторы, либералы, радикалы в начале XX века. Социальные реформы. Национальные вопросы. «Пробуждение Азии». Мексиканская революция 1910—1917 гг. Подъем освободительных движений. Альтернативы трансформации. Страны Ближнего Востока. Синьхайская революция 1911—1917 гг. Российское общество в начале XX века Население: численность, национальный состав, вероисповедания. Население: социальная структура. «Размывание дворянства». Расслоение крестьянства. От купечества к новорусскому предпринимательству. Формирование рабочего класса. Городская и земская интеллигенция. Уровень жизни. Самодержавная монархия. Императорская власть. Чиновничье царства. Основные направления внутренней политики. Русско-японская война. Основные направления российской внешней политики в Европе. 1905 год: конфликт власти и общества. Причины и начало революции. Общество в борьбе за конституцию. Крестьяне в борьбе за землю. Революционное брожение в вооруженных силах. Национальные проблемы. Всероссийская политическая стачка и Манифест 17 октября. Революционные события в Башкирии. Политические партии и их программы. Общая характеристика. Идейно-теоретические основы. Политические требования. Пути решения рабочего вопроса. Думская монархия и Столыпинские реформы. «Основные законы» 1906 года. Столыпинская реформа в Башкортостане. I и II Государственные думы. Депутаты I Государственной Думы от Уфимской губернии. Спад революции. Аграрные преобразования. Общественно-политическая жизнь. III и IV Государственные думы. Экономическое развитие. Модернизация и культура. Просвещение и наука. Изменения в образе жизни и быте. Социальная благотворительность. Новые явления в художественной культуре. Культура Башкортостана в начале XX века. Народное образование. Печать. Литературная жизнь края. Раздел II. Первая мировая война и ее последствия. Общенациональный кризис в России (1914- начало 1920-х гг.) Первая мировая война: на фронтах и в тылу. На пути к войне. Начало войны. Западный и Восточный фронт. Война и общество. «Гражданский мир». Жизнь в тылу. Кризис назрел. На завершающем этапе (1917—1918 гг.). Россия в Первой мировой войне. Падение монархии. Ход военных действий: победы и поражения. Либералы и война. Прогрессивный блок. Революционеры и война. Оборонцы и интернационалисты. Антивоенные и антиправительственные настроения в армии и тылу. Башкортостан в годы I мировой войны. Революционные события в Петрограде и отречение Николая II. К новому миру. Образование новых государств. Революционные события 1918— начала 1920-х годов. Версальско-Вашингтонская система. Почему рухнула империя Романовых? Николай II: личность и царствование. Политические партии в начале XX века. Причины Февральской революции. Послефевральская Россия: незакрепившаяся демократия. Временное правительство и Петроградский совет: разорванная власть. Политические партии: программные и тактические установки. Создание коалиционного правительства. От надежд к разочарованию. Выступление генерала Л.Г. Корнилова и его провал. Кризис демократии и большевистская революция. Безвластное правительство: неуправляемая страна. Большевистские вооруженные восстания в Петрограде и Москве. Разгон Учредительного собрания. Союз с левыми эсерами. Победившая партия. Брестский мир. Башкортостан в период революционных потрясений 1917 года. Гражданская война: Октябрь против Февраля. Политический водораздел. Ход Гражданской войны. Социалисты против большевиков. Белое движение. Повстанцы: в поисках «третьего пути». Победа красных или поражение белых? Гражданская война в Башкортостане. Становление Советского государства. Большевики строят новый мир. Военный коммунизм. Человек в условиях военно-революционной диктатуры. Почему победили большевики? Октябрь 1917 года: что произошло? Красные и белые: цели и лозунги. Красный и белый террор. Причины поражения Белого движения. Россия в первые десятилетия XX века. Повторительно-обобщающий урок. Раздел III. Борьба демократических и тоталитарных тенденций в 20-30-е годы XX века. Демократии Запада в 1918—1939 гг.: ответы на вызовы времени. Этапы межвоенной истории. Лейбористы в Великобритании: путь к власти. «новый курс» Ф.Рузвельта. Франция: выбор между демократией и авторитаризмом. Утверждение тоталитаризма. Возникновение фашизма и нацизма. Приход к власти. Тоталитарные режимы. Установление авторитарных режимов в Европе. Испания в 1930-е годы: между демократией и авторитаризмом. Борьба за освобождение и обновление в странах Азии. Успехи модернизации в Турции. Новый путь Монголии. Китай: от революции к освободительной войне. Освободительное движение в Индии. М.К. Ганди. Культура в меняющемся мире. В начале эпохи. Новые времени. Культура в «массовом» обществе. Тоталитаризм и культура. Международные отношения в 1920—1930-е годы: мир между войнами. «Эра пацифизма». Начало агрессии. 1939-й год. Мир в 1920—1930-е годы. Повторительно-обобщающий урок. Советская Федерация. Образование СССР. Национально-государственное строительство. Образование Башкирской АССР. Парадоксы советской национальной политики. Нэп: Стратегия или тактика? Новая экономическая политика. Режим в поисках социальной опоры. Социализм с рыночным лицом. Достижения и противоречия нэпа. Удушение нэпа. Задача ускоренного развития промышленности. Политическая борьба в деревне. Башкирской АССР в 1920-годы. Советское общество. Феномен партии-государства. Социалистическое плановое хозяйство. Коллективизация: растоптанная деревня. «Враги народа». Облик нового общества.Башкирская АССР в 1920-1930-е годы. Советский человек. Социалистический быт. Идеологизированная повседневность. Вера и страх. Мобилизированный энтузиазм. «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». Культура в 20—30-е годы. Советская внешняя политика в 20—30-е годы. Урегулирование отношений с сопредельными государствами. Нормализация отношений с ведущими капиталистическими странами. Двойственность советской внешней политики. Нарастание угрозы войны. Проблемы выбора: коллективная безопасность или соглашение с агрессором? Конфликты на западных границах и присоединение новых территорий. Раздел IV. Вторая мировая война. Великая Отечественная война народов СССР (1939-1945гг.) На фронтах Второй мировой войны (1939—1945). Начало. Покорение Европы. 1941—1942 гг.: война разгорается. Перелом в войне. Освобождение Европы. Капитуляция Германии. Разгром Японии. Великая война: вопросы и ответы. Стратегический выбор Гитлера: план «Барбаросса». 22 июня 1941 года. Катастрофическое начало. Московская битва. 1941—1942 годы. В тылу воевавших стран. «новый порядок». Движение Сопротивления. Германия в тотальной войне. На пути к освобождению. Человек и война. Оккупационный режим: идеология и практика. Поведение человека в условиях оккупации. Военнопленные. Человек на фронте и в тылу: всё для победы . Башкортостан в годы Великой Отечественной войны. Полководцы. Великая война: побеждающий народ. Коренной перелом войне. От победы к победе. Завершение освобождения стран Европы. Разгром Германии. Участие СССР в войне с Японией. Кому мы обязаны победой? Итоги и уроки Второй мировой войны. Повторительно-обобщающий урок. Раздел V. Мир во второй половине XX – начале XXI века. От индустриального общества к информационному. Послевоенный мир: Запад и Восток, Север и Юг. Большие перемены. Двухполюсный мир. Крушение колониальной системы. Власть и народ в послевоенный период. Последствия войны. Восстановление. От фултонской речи Черчилля до корейской войны. Власть в борьбе с инакомыслием и «врагами народа». «И Сталин великий нам путь озарил» Общество в движении. Динамика экономического развития. Новые рубежи научно-технического прогресса. Изменения в обществе. Социальные движения. Соединённые Штаты Америки во второй половине XX—начале XXI века. Путь сверхдержавы. Политическое развитие: демократы и республиканцы. Общественные движения. Успехи и проблемы западноевропейского общества. От восстановления к стабильности (1945—1950-е годы). Перемены 1960-х годов. Падение авторитарных режимов в Португалии, Греции, Испании. Неоконсерватизм 1980—1990-х годов. Страны Центральной и Восточной Европы: в поисках своего пути. 1950-е годы: на историческом перепутье (200). Достижения и противоречия «реального социализма». События 1989—1990 гг. На новом этапе. Страны Азии и Африки: освобождение и выбор путей развития. Общая характеристика. Страны Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии: достижения и проблемы модернизации. Афганский эксперимент. Страны арабского мира. Ближневосточный конфликт. Страны Тропической и Южной Африки. Пути модернизации стран Латинской Америки. Общие черты и особенность развития латиноамериканских стран. В послевоенные годы. Национал-реформизм. Кубинская революция. Чили в 1980—1990-е годы. Культура во второй половине XX—начале XXI века. Обновление или упадок. Художники и время. Массовая культура. Проблемы взаимодействия культур. Международные отношения в 1945—2004 гг. На новом этапе. Основные периоды и проблемы международных отношений во второй половине XX века. Отношения между народами. На рубеже веков. Мир во второй половине XX века. Повторительно-обобщающий урок. Хрущев: время первых перемен. Постсталинский период. Наследники и наследие. XX съезд КПСС. Новшества и догмы в процессе реформирования. Внешняя политика. Кризис хрущевского реформаторства. Башкортостан в годы «оттепели». Время Брежнева: застойное общество. Расцвет и разложение номенклатурно-партийного режима. Надорвавшаяся экономика. Уровень жизни. Внешняя политика. Кризис официальной идеологии. Диссиденты и правозащитники. Андропов и Черненко: системный кризис «развтого социализма». Башкортостан в период «застоя» 1965-1985 годов. Человек страны «развитого социализма». В царстве дефицита. В паутине бюрократии. «Болотная духовность». «Мы —советский народ». Достижения культуры. Образование и наука. «Крутой ветер перестройки»: крах курса на реформирование социализма. Начало «перестройки»: «Больше социализма—больше демократии». «Новое мышление» и конец «холодной войны». «Революция снизу» против «революции сверху». ГКЧП и крушение Советского Союза. СССР в 50—80-е годы XX века. Повторительно-обобщающий урок. Трудный переход к новому обществу. Периодизация. Два подхода к реформированию общества и государства. Президент и Верховный Совет. Горячий октябрь 1993 года: конец республики Советов. Референдум по новой Конституции и выборы в Государственную думу. Башкортостан в период реформирования общества . От советской федерации к федерации демократической. Страна и население. Центр и субъекты Федерации: расхождение и согласование интересов. Чечня: сепаратизм в действии. Этнокультурные процессы на современном этапе. Россия в 1994—1999 годы. Реформирование экономики. Аграрные преобразования в новых исторических условиях. Общественно-политическая жизнь. Последнее президентство Б.Н. Ельцина. Социальная структура общества. Внешняя политика. Начало XXI века: в поисках новых решений. Социально-экономическая политика. Расстановка общественно-политических сил и укрепление государственной власти. Духовная жизнь. Внешнеполитические ориентиры. Перемены в политической жизни. Республика Башкортостан в начале XXIвека. Современная Россия: идеи, приоритеты, партии. Идеи и приоритеты российского общества. Политические партии. Проверь себя. Современная Россия. Повторительно-обобщающий урок. Требования подготовки выпускников В результате изучения истории ученик должен знать/понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Предметные результаты: - в контексте всемирной истории относительно целостная система знаний об историческом пути России с древнейших времён и до начала XXI века, об общем и особенностях, о ведущих тенденциях и периодов развития России, о роли и месте нашей страны в мировой истории, о вкладе России в историко-культурное наследие человечества; - элементарные научные знания об эволюции исторической науки в России, об учёных и их трудах по важнейшим проблемам отечественной истории, о дискуссионных вопросах прошлого страны, актуальных с точки зрения настоящего и будущего России, о причинах периодического возвращения историков к переосмыслению существенных фактов и теорий прошлого, о ведущих методах современной исторической науки и источников по истории России; - понятийный научно-исторический аппарат и комплекс предметных познавательных умения, адекватные уровни современной исторической науки и методики обучения истории, приобщающие старшеклассников к «ремеслу историка» на основе работы с разнообразными источниками и средствами исторического образования; - устойчивый познавательный интерес к изучению истории страны и родного края, к историко-культурным событиям и достопримечательностям, связывающим настоящее и прошлое России, готовность и способность к самообразованию в сфере культуры и истории, к использованию исторических знаний и умений (соответствующих компетентностей) для анализа и понимания современных явлений и процессов в России и мире, межкультурного взаимодействия полиэтничном и многоконфессиональном обществе, сохранения и обогащения историко-культурного наследия. Межпредметные результаты (информационно- и социально-коммуникативная компетентность) — комплекс информационно-коммуникативных умений, обеспечивающих самостоятельный, исследовательский, открытый, творческий характер работы с разными видами источников в условиях информационного поликультурного общества: от самоопределения в проблеме и целях деятельности — к поиску и атрибуции необходимых для этого источников, планированию этапов и способов работы на основе анализа и оценки эффективности вариативных решений, к анализу и интерпретации источников, оформлению и презентации результатов своего исследования, аргументации собственных версий и оценок, обсуждению иных точек зрения; — готовность и способность интегрировать и применять знания и умения из разных областей, учебных предметов, социальной практики и собственного опыта для действии в новой ситуации, оригинального представления результатов своей деятельности с помощью разных знаково-символических и речевых средств, информационно-компьютерных технологий, для разработки и выбора наиболее эффективных моделей поведения в нестандартных ситуациях, для проектирования возможных следствий и эффектов своей деятельности, для выявления причин неуспеха или конфликта и принятия в этих условиях конструктивных решений; — готовность и способность общаться, взаимодействовать и сотрудничать с представителями разных социокультурных групп на основе общей предметной / социально ориентированной деятельности, принимая разнообразие их мнении, подходов, ценностных установок и умея слушать собеседников, вести диалог, адекватно оценивать возможности и поступки свои и других людей, преодолевать конфликтные ситуации вырабатывать конструктивные компромиссы, разделять ответственность за процесс и результаты совместной деятельности. Личностные результаты (гражданская и рефлексивная компетентности): — общероссийская идентичность, гармонично сочетающаяся с другими видами позитивной самоидентификации личности старшеклассника в современном поликультурном обществе; — личностная система гуманистических ценностей, основанная на оптимальном балансе общечеловеческих, национальных, этнокультурных и других ценностей и традиций, значимых для конкретного человека; — готовность и способность к жизни, взаимодействию и самореализации в условиях открытого и поликультурного мира на принципах гуманизма, толерантности, отношения к историко-культурному многообразию своей страны и человечества как витальной ценности, уважения окружающих, прав и свобод человека;— целостный, социально ориентированный взгляд на мир, открытый, к саморазвитию и совершенствованию, в том числе на основе исторических знаний и компетентностей. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса Интернет - ресурсы |
Алексашкина Л. Н. Новейшая история XX век: учебник для общеобразовательной школы Рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта... | Программа курса «История России 19 век» и«Новейшая история» Программа курса «История России 19 век» и «Новейшая история» для учащихся 8 класса разработана на основе и соответствует требованиям... | ||
Алексашкина Л. Н. Новейшая история. XX век: Рабочая тетрадь №1, Рабочая... Алексашкина Л. Н. Новейшая история. XX век: Рабочая тетрадь №1, Рабочая тетрадь №2 для 9 классов общеобразовательных учреждений.... | Данилов А. А., Косулина Л. Г. Учебник История России, XIX век Рабочая программа по истории для 8 класса состоит из двух больших модулей: Новая история ( 19 век) и история России (19 век); составлена... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Всеобщая история. Новейшая история» для 9 класса общеобразовательных учреждений М.: Ооо «тид "Русское слово-рс" 2012 г.; Программа... | Рабочая программа по Всеобщей истории. Новейшая история (9 класс)... Л. Н. Алексашкина «Всеобщая история: учеб для 11кл общеобразовательных учреждений». М 2010 | ||
Учебник для 9 класса общеобразоват учреждений / Н. В. Загладин. М.... Козленко С. И., Загладин Н. В., Загладина Х. Т. История России. XX век. М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2008; Загладин Н. В. Новейшая... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа государственная: Левандовский А. А. «История Роcсии. XX век», «Пособия для подготовки к егэ», Сорока-Цюпа А. А. «Новейшая... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «История», а также программ курса «Новейшая история зарубежных стран XX в» для 9 класса, курса «История России XX век» Загладина... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «История», а также программ курса «Новейшая история зарубежных стран. XX в.» для 9 класса, курса «История России XX век» Загладина... | ||
Рабочая программа по предмету «История» для 10 класса на 2012-2013 учебный год В. И. Буганов. (М. «Просвещение»,2009г ). «История России. Конец XVII-XIX век», учебник для 10 класса, В. И. Буганов, П. Н. Зырянов.... | Рабочая программа по истории создана на основе федерального компонента... И. М. Фокеева. Казань, «Тарих», 2003. Рабочая программа ориентирована на использование учебников «Новейшая история» Л. Н. Алексашкина.... | ||
Рабочая программа по предмету история России для 9 класса Составитель:... Преподавание истории в 9 классе завершает первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой... | Загладин Н. В. Всеобщая история. История новейшего времени. Учебник для 9 класса «Новейшая история ХХ века» Загладина Н. В., и авторской программы А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной «История России 6-9 кл.». М.:... | ||
Рабочая программа Курса истории 7 класса к учебникам: Данилов А.... Данилов А. А. История России: История России. Конец XVI-XVIII век Учебник. 7 класс: / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. –М.: Просвещение,... | Использование компьютерного (мультимедиа) учебника "История России:... ... |