АННОТАЦИЯ
к рабочей учебной программе по дисциплине
Онкология YI курс
060103 ПЕДИАТРИЯ
Название дисциплины: Онкология. Курс YI.
Трудоемкость:
-
Медицинский факультет
| 6 курс (педиатрия)
| Виды учебной работы
| Трудоемкость (час)
| Аудиторные занятия:
|
| Лекции
| 12 (час)
| Семинары, практические занятия
| 30 (час)
| Экзамен
| нет
| Зачет
| Зачет
| Самостоятельная работа:
| 10 (час)
| Конкретизировать формы работы
|
| Истории болезни
| -
| Подготовка рефератов, конспектов, схем, таблиц
| 1 (час)
| Выполнение контрольных работ
| 2 (час)
| Работа с больными
| 5 (час)
| Курсовая работа (научная работа)
| 2 (час)
| Общая трудоемкость
| 52 (час)
| 2.1. СЕМЕСТРЫ ИЗУЧЕНИЯ, СРОКИ – XI – XII семестры.
2.2. ЭКЗАМЕН ИЛИ ЗАЧЕТ, КОГДА – зачет XI – XII семестры.
2.3 ОЧНОЕ
Требования к уровню освоения содержания дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО:
3.1. Перечень формируемых компетенций
Общекультурные компетенции (текст компетенций)
| Коды формируемых компетенций
| Способностью и готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию.
| ОК - 3
| Способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности.
| ОК - 5
| Способностью и готовность использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции.
| ОК - 7
| Способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.
| ОК - 8
|
Профессиональные компетенции
|
| - общепрофессиональные:
Cпособность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками; Cпособность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности; Способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность; Способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-интрументальных исследований, морфологического анализа, операционного и секционного материала, написать медицинскую карату амбулаторного и стационарного больного; Способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач;
|
ПК - 1 ПК – 3 ПК – 4
ПК – 5
ПК - 9
|
- в диагностической деятельности:
Способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом. Способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов. Способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом. Анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ). Выполнять основные диагностические мероприятия по выявлении неотложных и угрожающих жизни состояний. Способностью и готовностью анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам пациентов с учетом их физиологических особенностей организма человека.
| ПК - 15
ПК - 16
ПК – 17
ПК - 18
| - в лечебной деятельности:
Способностью и готовностью назначать больным адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным.
| ПК - 20
| Способностью и готовностью осуществлять взрослому населению и подросткам первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояний, в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения, проводить госпитализацию больных в плановом и экстренном порядке, проводить лечебно-эвакуационные мероприятия в условиях чрезвычайной ситуации.
|
ПК – 21
| Способностью и готовностью назначать и использовать медикаментозные средства, проводить мероприятия по соблюдению правил их хранения.
| ПК – 22
| -в психолого - педагогической деятельности: Способностью и готовностью к обучению взрослого населения, подростков и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни.
|
ПК – 26
| - в организационно-управленческой деятельности:
Способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций Способностью и готовностью решать вопросы экспертизы трудоспособности (стойкой и временной) пациентов, оформлять соответствующую медицинскую документацию, определить необходимость направления больного на медико-социальную экспертизу.
|
ПК – 27
ПК – 30
|
- в научно-исследовательской деятельности:
Способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования.
|
ПК – 31
|
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
Этиологию, патогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся онкологических заболеваний.
Клиническую картину этих заболеваний и их осложнений.
Современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных.
Способы лечения злокачественных опухолей, показания к их применению.
Деонтологические аспекты в онкологии.
Уметь:
Собрать анамнез, проанализировать характер жалоб (нарушений функций органа, болевого синдрома, патологических выделений, изменений общего состояния и т.д.).
Проводить физикальное обследование больного.
Составить план клинического и инструментального обследования с подозрением на злокачественную опухоль.
Интерпретировать данные лабораторных исследований применительно к злокачественным новообразованиям различных органов.
Интерпретировать рентгенограммы различных органов с типичными признаками новообразований.
Интерпретировать результаты описания морфологической картины злокачественной опухоли.
Проводить пальцевое исследование прямой кишки с интерпретацией обнаруженных изменений.
Определить кожные симптомы и симптомы со стороны соска при раке молочной железы.
Определить по внешним признакам рак кожи, меланому.
Проводить диагностические пункции, взятие мазков-отпечатков, соскобов при опухолях наружных локализаций.
Сформулировать онкологический диагноз.
Определить клиническую группу онкологического больного, наметить тактику его ведения, составить прогноз заболеваний.
Владеть:
Собрать анамнез болезни, жалобы больного и проанализировать информацию об онкологическом больном.
Производить расспрос пациента и его родственников,
Выявлять жалобы и анализировать их характер (нарушение функций органа, наличие болевого синдрома, патологических выделений, изменений общего состояния и т.д.)
Собирать анамнез жизни больного.
Проводить физикальное обследование первичного очага опухоли, зон регионарного и отдалённого метастазирования
Собрать направленный анамнез (факторы риска);
Проводить дифференциальную диагностику доброкачественных и злокачественных опухолей.
4. Краткое содержание дисциплины «Онкология» кафедры «Госпитальная хирургия» (VI курс – педиатрия) 4.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы
№
| Разделы
| Лекции
Трудоёмкость
(час)
| Практические занятия
Трудоёмкость
(час)
|
| I. ОБЩ АЯ ОНКОЛОГИЯ
| 2
|
| 1.
| Организация онкологической помощи. Скрининг на злокачественные опухоли. Группы риска. Группы. Методы диагностики и принципы
лечения злокачественных опухолей.
| 2час
| 5 час
|
| II. ЧАСТНАЯ ОНКОЛОГИЯ
| 10
|
| 2.
| Рак желудка
| 2
| 5 час
| 3.
| Колоректальный рак
| 4
| 5 час
| 4.
| Доброкачественные и предопухолевые заболевания молочных желез. Рак молочной железы
| 2
| 5 час
| 5.
| Рак лёгкого
| 2
| 5 час
| 6.
| Рак кожи. Меланома. Рак щитовидной железы.
Зачет
| -
| 5 час
|
| ВСЕГО
| 12 час.
| 30час
|
4.2. Тематика практических занятий по онкологии для студентов VI курса (педиатрия)
Тема1. Организация онкологической помощи. Скрининг на злокачественные опухоли. Методы диагностики и принципы
лечения злокачественных опухолей.
Содержание:
Показать актуальность разбираемой темы.
Достичь знания студентами организации онкологической помощи, основных методов диагностики и лечения злокачественных опухолей. Оценка распространённости опухолевого процесса по стадиям и системе TNM
Знать деление онкологических больных на клинические группы, правила и сроки диспансеризации
Изучить учётную документацию. Анализ причин запущенности злокачественных заболеваний. Деонтология в онкологии.
Тема 2. Рак желудка (РЖ)
Содержание:
Показать актуальность разбираемой темы. Заболеваемость, эпидемиология, группы риска, профилактика РЖ.
Достичь знания студентами предраковых заболеваний желудка. Клиническая картина, синдром «малых признаков» РЖ. Стадии заболевания. Метастазирование. Осложнения.
Дать оценку объективного и лабораторного исследования при РЖ. Рентгенологическое и комплексное эндоскопическое обследование
Знать принципы и особенности лечения РЖ в зависимости от стадии. Лучевая и химиотерапия. Отдаленные результаты лечения. Диспансеризация
Тема 3. Колоректальный рак
Содержание:
Показать актуальность разбираемой темы. Заболеваемость, эпидемиология, группы риска, профилактика заболевания
Достичь знания студентами cимптомов рака правой и левой половины ободочной кишки, рака прямой кишки
Определить значение рентгенологического и эндоскопического обследования. Гемокульттест. Полное проктологическое обследование
Знать последовательность и технические особенности при оперативном лечении разбираемой патологии. Показания к лекарственному и комбинированному лечению.
Тема 4. Рак молочной железы
Содержание:
Показать актуальность разбираемой темы. Мастопатия. Этиология и патогенез. Классификации РМЖ
Отработать навыки обследования больных. Методика пальпации молочных желёз и лимфатических узлов. Методы специального исследования (маммография, УЗИ, пункционная биопсия, секторальная резекция)
Достичь знания студентами возможностей раннего выявления РМЖ. Методика самообследования.
Знать принципы лечения РМЖ. Выбор метода в зависимости от стадии и формы опухоли. Система диспансеризации, реабилитация больных РМЖ.
Тема 5. Рак лёгкого (РЛ)
Содержание:
Показать актуальность разбираемой темы. Заболеваемость, эпидемиология, группы повышенного риска
Знать семиотику РЛ. Клинические варианты центрального и периферического рака. Дифференциальный диагноз. Оценка данных анамнеза и физикального обследования. Цитологическое исследование мокроты
Достичь знания студентами ренгенологических симптомов РЛ. Значение ФБС и КТ, трансторакальной пункции.
Знать принципы лечения РЛ: хирургического, лучевого, химиотерапевтического. Комбинированное и комплексное лечение.
Тема 6.
Рак кожи. Меланома. Рак щитовидной железы. Зачет.
Содержание:
Показать актуальность разбираемой темы. Группы риска. Профилактика.
Достичь знания студентами клинических вариантов рака и меланомы кожи, рака щитовидной железы. Стадии рака кожи. Классификации меланом по Кларку и Бреслоу, тактики лечения больных с опухолями щитовидной железы.
Знать признаки малигнизации невусов. Особенности забора биопсийного материала при подозрении на меланому кожи, рака щитовидной железы.
Знать технические особенности при оперативном лечении разбираемой патологии. Криогенный метод и лазеротерапии. Иммунотерапия. Знать последовательность и объём оперативного лечения РЩЖ. Лучевая терапия. Лечение радиоактивным йодом. Гормонотерапия.
5. Формы контроля, Оценочные средства:
Вопросы текущего контроля по каждой теме:
Собеседование.
Контрольные и ситуационные задачи.
Тестовый контроль
Рентгенограммы молочной железы, рентгенограммы легкого, пищевода, желудка, ободочной кишки, прямой кишки. Эхограммы щитовидной, молочной железы.
Тестовый контроль по теме – заключение преподавателя
Демонстрация больного, курация больных в палате, чтение УЗИ-грамм, Rg-грамм и т.д. – заключение преподавателя.
Контроль знаний (опрос).
Итоговый контроль.
Вопросы итогового тест- контроля проводятся на последнем практическом занятии. Проводится тест-контроль с чтением УЗИ-грамм, Rg-грамм и т.д.
Итоговая государственная аттестация выпускников.
Зав. Курсом онкологии кафедры госпитальной хирургии, профессор
доктор мед. наук И.Е. Бахлаев 22.02.2012 г.
|