Конспект урока Аттестуемый педагог Лобова Ирина Александровна Предмет литература класс 7 Тема урока. «Полтавский бой. Роль Петра I в Полтавском сражении» Урок с использованием ИКТ
| Этапы работы
| Содержание этапа
| 1.
| Организацион
ный
|
Цель урока:
Показать мастерство А. С. Пушкина в изображении Полтавской битвы, раскрыть отношение автора к образу Петра I.
Задачи:
1.Образовательные:закрепить определение жанра «поэма», выяснить, какие средства художественной изобразительности использует
А. С. Пушкин, чтобы нарисовать картину Полтавского боя. Определить, какую роль в этом бою играл Петр1,и отношение автора к этому герою.
2.Развивающие: развивать навыки анализа текста
художественного произведения, умения определять понятия, устанавливать аналогии и делать выводы.
3.Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство уважения к истории своей страны и чувство гордости за её героическое прошлое. Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация.
Электронные учебные модули: А.С.Пушкин «Полтава». Часть 1 (базовое изучение)
http://fcior.edu.ru/card/15853/a-s-pushkin-poltava-chast-1-bazovoe-izuchenie.html и
А.С.Пушкин «Полтава». Часть 2 (базовое изучение) http://fcior.edu.ru/card/15822/a-s-pushkin-poltava-chast-2-bazovoe-izuchenie.html Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Тип урока: комбинированный.
| 2.
| Актуализация знаний
| -Дайте определение жанру «поэма».
-Какое историческое событие легло в основу поэмы «Полтава»?
Сражение под городом Полтава в 1709 году. (слайд 1)
-В чём заключается значение Полтавской битвы?
(В 1709 году русские войска разгромили шведов под Полтавой. Эта победа укрепляет авторитет и мощь России в числе других государств. В. Г. Белинский так определил роль этой победы: «Полтавская битва была не просто сражение, замечательное по огромности военных сил… нет, это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства».) - А. С. Пушкин тоже Полтавскую битву считал важным событием в царствовании Петра I. В поэме «Полтава» Пушкин выступает не только как поэт, но и как историк. Он задумывается над судьбой Родины. И Полтавскую битву поэт называет «счастливым происшествием, которое избавило страну от опасного врага». Этому историческому событию поэт посвятил поэму «Полтава».
-Ребята, а что вы знаете о Петре1?
Валентин Серов. Портрет Петра I.Слайд 2.
| 3.
| Работа с текстом поэмы «Полтава»
| Чтение отрывка «Полтавский бой», составление цитатного плана фрагмента.
Цитатный план:
1. «И битвы поле роковое
Гремит, пылает здесь и там».
2. «Толпой любимцев окружённый,
Выходит Пётр».
3. «Полки увидели Петра».
4. «Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки».
5. «И грянул бой, Полтавский бой!»
6. «Ура! мы ломим; гнутся шведы».
7. «Пирует Пётр».
| 4.
| Беседа по тексту
| - Проследите по тексту поэмы последовательность событий Полтавского боя. Какое из них выделяет Пушкин? Почему?
Слайд 3.
| 5.
| Работа в группах
Выступление
групп.
| Задание 1 группе: прочитайте описание Петра I во время битвы. Что в его облике подчеркивает автор? «За дело, с богом!» Из шатра,
Толпой любимцев окруженный,
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Идет. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
Почуя роковой огонь,
Дрожит. Глазами косо водит
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могущим седоком.
***
Уж близок полдень. Жар пылает. Как пахарь, битва отдыхает. Кой-где гарцуют казаки. Ровняясь строятся полки. Молчит музыка боевая. На холмах пушки, присмирев Прервали свой голодный рев. И се — равнину оглашая Далече грянуло ура: Полки увидели Петра.
И он промчался пред полками, Могущ и радостен, как бой. Он поле пожирал очами. За ним вослед неслись толпой Сии птенцы гнезда Петрова — В пременах жребия земного, В трудах державства и войны Его товарищи, сыны: И Шереметев благородный, И Брюс, и Боур, и Репнин, И, счастья баловень безродный, Полудержавный властелин.
Слайд 4.
Задание 2 группе: прочитайте описание Карла XII
Ошибся в этом Карле я. Он мальчик бойкой и отважный; Два-три сраженья разыграть, Конечно, может он с успехом, К врагу на ужин прискакать, Ответствовать на бомбу смехом; Не хуже русского стрелка Прокрасться в ночь ко вражью стану; Свалить как нынче казака И обменять на рану рану; Но не ему вести борьбу С самодержавным великаном: Как полк, вертеться он судьбу Принудить хочет барабаном; Он слеп, упрям, нетерпелив, И легкомыслен, и кичлив, Бог весть какому счастью верит; Он силы новые врага Успехом прошлым только мерит — Сломить ему свои рога.
***
И перед синими рядами Своих воинственных дружин, Несомый верными слугами, В качалке, бледен, недвижим, Страдая раной, Карл явился. Вожди героя шли за ним. Он в думу тихо погрузился. Смущенный взор изобразил Необычайное волненье. Казалось, Карла приводил Желанный бой в недоуменье... Вдруг слабым манием руки На русских двинул он полки.
Какие черты характера подчеркиваются у этого полководца? Задание 3 группе.
- Исправьте ошибки в определении терминов:
эпитет
| форма поэтической речи, основанная на сопостав-
лении двух предметов или явлений.
| сравнение
| повторение однородных согласных в стихе, фразе,
строфе.
|
метафор
| это образное выражение, построенное на
сопоставлении двух предметов или состояний,
имеющих общий признак.
| Аллитера-
ция
| художественное определение, подчёркивающее какое-либо свойство предмета или явления.
|
- Найдите в описании облика Петра I и боя метафоры, сравнения, эпитеты. Какую роль они играют в художественном описании боя и облика Петра I?
| 6.
|
Составление
таблицы.
| Сопоставьте строки, посвящённые Петру I и Карлу XII. Обратите внимание на внешний облик, поступки и настроение полководцев. Заполните таблицу:
|
|
| - Какой приём использует А. С. Пушкин?
Антитеза (от греч. antithesis — «противоположение») - стилистическая фигура, сопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления.
| 7.
| Проверка
уровня усвоения материала
| Электронные учебные модули: А.С.Пушкин «Полтава». Часть 1 (базовое изучение)
http://fcior.edu.ru/card/15853/a-s-pushkin-poltava-chast-1-bazovoe-izuchenie.html и
А.С.Пушкин «Полтава». Часть 2 (базовое изучение) http://fcior.edu.ru/card/15822/a-s-pushkin-poltava-chast-2-bazovoe-izuchenie.html
Задание 1. Расположите события, описываемые А.С.Пушкиным, в хронологическом порядке.
Задание 2.Кому из героев поэмы автор даёт следующую характеристику?
Задание 3.
Какие отрывки взяты из поэмы «Полтава»?
Задание 5.
С каким чувством описывает А.С.Пушкин Полтавскую битву?
Задание 6. Какой троп использует автор в строке «Горит восток зарею новой»?
Задание 7. Каким пафосом проникнута поэма?
| 8.
| Рефлексия.
| -Вот и подошел к концу наш урок. Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Что вам понравилось?
Какую роль сыграл Петр I в победе над шведами?
| 9.
|
| Выставление оценок.
| 10.
| Домашнее
задание
| Выучить наизусть отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Полтава» (описание боя).
*Составить синквейны на темы «Петр I» и « Карл XII»
| |