Умк по курсу: «История лингвистических и методических учений»





Скачать 268.57 Kb.
НазваниеУмк по курсу: «История лингвистических и методических учений»
страница1/2
Дата публикации14.10.2013
Размер268.57 Kb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > История > Основная образовательная программа
  1   2
УМК по курсу: «История лингвистических и методических учений»

(дисциплина СД(М). Ф.1)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Мурманский государственный педагогический университет

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ

050300 Филологическое образование

Профиля 540306 Методические технологии в филологическом образовании

(код и наименование направления)

СД(М).Ф.1. История лингвистических и методических учений

Автор-составитель программы: к.ф.н., доцент кафедры АЯ и АФ

Виноградова С.А.

Пояснительная записка.
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: очная

СЕМЕСТР: 9 семестр

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ: 108 часов

КОЛИЧЕСТВО АУДИТОРНЫХ ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ: 36 часов

ЦЕЛЬ: обеспечение студентов базовыми лингвистическими знаниями и пониманием связи теоретического и прикладного языкознания, в частности, в области языкового образования.

ЗАДАЧИ.

К теоретическим задачам относятся:

- обеспечение студента знаниями об истории, современном состоянии и перспективах развития лингвистических течений, а также знаниями основных проблем отраслей теоретического языкознания;

- ознакомление студентов с проблемами прикладного языкознания в области методики преподавания ИЯ, связи теоретического и прикладного языкознания, влиянии смены лингвистической парадигмы на смену подходов в преподавании ИЯ;

- получение студентами широкого лингвистического кругозора, знакомство с современными актуальными проблемами лингвистики, их связь с современными методическими течениями;

- формирование системы знаний о теории обучения ИЯ как научной области, где ИЯ рассматриваются в качестве составной части языкового образования в условиях искусственной языковой среды.

К практическим задачам относятся:

- формирование умения чётко формулировать основные черты лингвистических и методических направлений и концепций, методических школ и учений;

- формирование умения четко раскрывать значение терминов, принятых в той или иной лингвистической/ методической концепции, школе, течении;

- формирование умения иллюстрировать положения лингвистических /методических концепций анализом материала в рамках методик и технологий, а также современных подходов к обучению языку школьников и студентов;

- формирование умения находить связь смены лингвистической парадигмы со сменой методологических подходов в обучении иностранному языку;

Объем дисциплины и виды учебной работы:


№ п/п

Шифр и наименование профиля

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)




Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1

050300 Филологическое образование 540306 М Методические технологии в филологическом образовании



5



9


216


72

54


18

-

144


9 семестр зачет

А семестр - экзамен


Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование раздела, темы




Вариант 1

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

1.

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ В КУЛЬТУРАХ ДРЕВНЕГО И СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА. ГРЕКО-РИМСКАЯ ЯЗЫКОВЕДЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ КАК ФУНДАМЕНТ ЕВРОПЕЙСКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ





4

2




8

2

ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКА В СРЕДНЕВЕКОВОМ ЗАПАДНОХРИСТИАНСКОМ МИРЕ. ЕВРОПЕЙСКАЯ ЛИНГВИСТИКА В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Грамматика Пор-Рояля. Философия языка.





4

-




4

3

ОБЩЕЕ И СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ НАЧАЛА 19 ВЕКА.





4

2




8

4

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ В. ГУМБОЛЬДТА. ЯЗЫКОЗНАНИЕ В РОССИИ 19 ВЕКА. Лингвистическая концепция А.А.Потебни. Ф.Ф.Фортунатов и его школа.





4

1




8

5

МЛАДОГРАММАТИЗМ. КАЗАНСКАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА. И.А. Бодуэн де Куртене. Н.В. Крушевский. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Ф.ДЕ СОССЮРА. А.Мейе. Ж.Вандриес.





4

1




8

6

ШКОЛЫ СТРУКТУРАЛИЗМА. Женевкая. Копенгагенская. Л.Ельмслев. Пражская. Н.С.Трубецкой.





4

1




4

7

Школы структурализма. Лондонская. Американский десриптивизм. Трансформационно-генеративная грамматика Н.Хомского.





4

1




4

8

ТЕЧЕНИЯ в ЯЗЫКОЗНАНИИ 20В.. Э.Сэпир.Б.Уорф. Французская лингвистика. Л.Теньер. Э.Бенвенист. А.Мартине. Е.Курилович. Р.Якобсон.

СОВЕТСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ 20-60-Х ГОДОВ. Н.Я.Марр. И.И. Мещанинов. Л.В. Щерба.




4

-




8

9

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ ЛИНГВИСТИКИ.




4

2




12

10

Социальные и экономические причины, психологические и лингвистические предпосылки возникновения переводных и пря­мых методов. Прямой и переводной метод в России и за рубежом.





4

-




8

11

Метод Г. Палмера и метод М.Уэста. Смешанный метод к России и за рубежом.




4

-




8

12

Новые тенденции в обучении иностранным языкам за рубе­жом после второй мировой войны.




4

-




4

13

Аудиовизуальный и аудиолинвальный методы.




4

-




8

14

Отечественная методика обучения иностранным языкам.




4

1




8

15

Языковое образование на современном этапе общественного развития.




4

2




8

16

Межкультурная парадигма – новая антология современного языкового образования




4

1




8

17

Лингводидактика как методологическая основа обучения ИЯ.





4

2




8

18

Современные методы обучения ИЯ




4

2




12




ИТОГО:

216

72

18




144



ТЕКУЩАЯ И ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Аттестация предусмотрена в 9 семестре – зачет, в А семестре – экзамен.

Текущая аттестация носит накопительный характер и при успешном выполнении текущей самостоятельной работы, магистрант получает возможность получения автоматической итоговой аттестации. Такая форма организации и проведения аттестации позволяет мотивировать магистранта к систематической, планомерной работе в семестре.

В ходе аттестации оцениваются результаты освоения дисциплины, которые проявляются:

- в умении чётко формулировать основные черты лингвистических и методических направлений и концепций, методических школ и учений;

- в умении четко раскрывать значение терминов, принятых в той или иной лингвистической/ методической концепции, школе, течении;

- в умении иллюстрировать положения лингвистических /методических концепций анализом материала в рамках методик и технологий, а также современных подходов к обучению языку школьников и студентов;

- в умении анализировать перспективы лингвистики и методики обучения ИЯ;

- в умении находить связь смены лингвистической парадигмы со сменой методологических подходов в обучении иностранному языку;
Для этого используются следующие формы:
- составление диспозиций с использованием метода «Квант» по следующим тематическим блокам:

1. Становление и развитие основных лингвистических концепций

2.Сравнительно-историческое языкознание.

3.Структурное направление в лингвистике.

4. Прямой и переводной метод обучения второму языку.

5. Личностно – деятельный подход к обучению иностранного языка.

В диспозиции должны быть представлены такие элементы как «ключевые слова», «схема/таблица»(отражающая содержание темы/текста), «понятия», «тезисы», «вопросы». Схема/таблица должна отображать содержание тезисов и строиться на основе ключевых слов.

Работа над диспозицией позволяет магистранту овладеть способом анализа текста. Диспозиции выполняются каждым магистрантом самостоятельно и представляются на практическом занятии.

- составление портфолио по тематическому блоку «История методических течений».

- на основе полученных знаний, а также входе самостоятельной работы составить банк информационных и других ресурсов по изучаемому курсу.

Кроме того, в ходе аттестации оцениваются результаты изучения дисциплины:

Для этого используются:

  1. Тесты для проверки знаний по узловым вопросам курса.

  2. Обсуждение и взаимооценивание плана, хода и результатов выполнения заданий для самостоятельной работы.

  3. Анализ разработанных схем урока и организации самостоятельной работы с учетом основных тенденций развития языкового образования на современном этапе.

  4. Оценивание полноты и адекватности наполнения банка информационных ресурсов по тематике выполняемой УНИРС.


Основное содержание

История лингвистических течений
Становление и развитие основных лингвистических традиций. Языкознание в Индии. Возникновение языкознания в Китае. Возникновение языкознания в Греции. Платон, Аристотель. Языкознание периода эллинизма. Стоики, александрийская школа. Языкознание в Риме. Арабская лингвистическая традиция.(7в. н.э.).

Логический подход к языку, грамматика Пор-Рояля. Философия языка. Создание универсальных языков.

У. Джонс, открытие санскрита Первые генеалогические классификации, А.Шлейхер. Сравнительно-историческое языкознание.

Философские основы теории Гумбольдта. И.Кант, Г. Гегель. Труды по сравнительному языкознанию. Три аспекта для разграничения исследований языков: происхождение, развитие и предел законченности организации. Ступени развития языков. Вклад в типологию языков. Язык – дух народа. Язык и сознание, язык и культура. Язык – материя и форма. Язык и мышление. Творческий характер языка.

Лингвистическая концепция А.А.Потебни. Ф.Ф.Фортунатов и его школа.

Философские основы младограмматизма. Позитивизм.

Н.В. Крушевский И.А. Бодуэн де Куртене. Связь языка с психологией и социологией. Понятия фонемы и морфемы. Системность языковых изменений.

«Мемуар о первоначальной системе гласных в индоевропейских языках». Ш. Балли, А. Сеше. «Курс общей лингвистики». Внешняя и внутренняя лингвистика. Семиология. Знак по Соссюру. Свойства знака. Синхрония и диахрония. Понятие значимости. Разграничение языка и речи.

Школы структурализма. Женевкая. Копенгагенская. Л.Ельмслев. Пражская. Н.С.Трубецкой Лондонская. Американский десркиптивизм. Трансформационно-генеративная грамматика Н.Хомского.

Э.Сэпир.Б.Уорф. Французская лингвистика. Российская лингвистика. Н.Я.Марр. И.И. Мещанинов. Л.В. Щерба.

Семантика. Прагмалингвистика. Социолингвистика и психолингвистика. Когнитивное течение в лингвистике.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Умк по курсу: «История лингвистических и методических учений» iconПрограмма дисциплины «История лингвистических учений»
Программа дисциплины «История лингвистических учений» разработана доцентом кафедры исторического языкознания, кандидатом филологических...
Умк по курсу: «История лингвистических и методических учений» iconУчебно-методический комплекс наименование дисциплины История экономических...
...
Умк по курсу: «История лингвистических и методических учений» iconРабочая программа дисциплины «общее языкознание и история лингвистических учений»
Кафедра английской филологии и современных технологий обучения иностранным языкам
Умк по курсу: «История лингвистических и методических учений» iconМетодические рекомендации по дисциплине б. 1 Общее языкознание и история лингвистических учений
Цель: обеспечение студентов базовыми лингвистическими знаниями и пониманием связи теоретического и прикладного языкознания, в частности,...
Умк по курсу: «История лингвистических и методических учений» iconПрограмма дисциплины «История политических и правовых учений» Цикл гсэ
Специальность 12. 00. 01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
Умк по курсу: «История лингвистических и методических учений» iconРабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История...
Рассмотрено на заседании кафедры (наименование кафедры, дата, номер протокола) Соответствует требованиям к содержанию, структуре...
Умк по курсу: «История лингвистических и методических учений» iconСписок, рекомендованной литературы для написания реферата для сдачи...
История политических и правовых учений: в 5 т. / Под ред. B. C. Нерсесянца. М., 1985—1995. История политических и правовых учений:...
Умк по курсу: «История лингвистических и методических учений» iconПланы семинарских занятий, литература и темы рефератов по курсу история экономических учений
«История экономических учений» занимает важное место в системе экономического образования и предусматривает изучение всех основных...
Умк по курсу: «История лингвистических и методических учений» iconЛингвистические традиции 9
В. Томсена, либо охватывает лишь часть истории лингвистики. Например, ленинградский многотомник «История лингвистических учений»...
Умк по курсу: «История лингвистических и методических учений» iconЛингвистические традиции 9
В. Томсена, либо охватывает лишь часть истории лингвистики. Например, ленинградский многотомник «История лингвистических учений»...
Умк по курсу: «История лингвистических и методических учений» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа дисциплины «История лингвистических учений» составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего...
Умк по курсу: «История лингвистических и методических учений» iconИстория экономических учений
Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2008 (или...
Умк по курсу: «История лингвистических и методических учений» iconРабочая программа дисциплины «История экономических учений»
Дисциплина «История экономических учений», индекс б. 2 относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла...
Умк по курсу: «История лингвистических и методических учений» iconИстория экономических учений
Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2008 (или...
Умк по курсу: «История лингвистических и методических учений» iconМетодические указания по изучению курса «История экономических учений»
Учебный курс истории экономических учений связан с такими учебными курсами как: экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика,...
Умк по курсу: «История лингвистических и методических учений» iconПрограмма дисциплины История правовых и политических учений для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплинудля направления030600. 62 «История» для подготовки студентов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск