Скачать 127.35 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ РАЙОННЫЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Сценарий ролевой игры Объединение дополнительного образования «Гуманитарная школа» Руководитель – Воропаева Лилия Алексеевна КАМЧАТКА 2012 МИЛЬКОВО Предварительная работа:
Необходимое оборудование:
Место проведения – актовый зал Место мероприятия в общей системе уроков и занятий – изучение материала по истории в 7-х классах предполагает изучение событий XVII века, в том числе и присоединение Камчатки к России (это и общероссийская история и наша камчатская история). Внеклассное мероприятие по данной теме способствует расширению и углублению краеведческих знаний семиклассников, способствует развитию их коммуникативных способностей. Планируемые результаты:
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ 1.Вступление Ректор университета Здравствуйте, уважаемые коллеги! Здравствуйте, уважаемые гости! Мы с вами живём на полуострове, который называется… Как он называется? Все - Камчатка Конечно, это название всем теперь известно. А ведь в конце XVII века, когда была открыта Камчатка, русские люди называли полуостров по-разному: «нос на полдень», «каменный нос», просто «нос». Как появилось название «Камчатка» - вопрос до сих пор спорный. Многое до сих пор остаётся неясным. Учёные до cих пор не могут прийти к однозначному ответу на этот вопрос. Существует более 20 версий происхождения названия «Камчатка». Сегодня мы познакомимся с несколькими из них и попробуем их проанализировать. А потом посмотрим, какая из этих версий покажется большинству наиболее убедительной. Для этого перед вами выступят уважаемые члены нашего учёного Совета, которые предложат вам своё видение этой проблемы. После их выступлений мы бы хотели выслушать ваше мнения по поводу предложенных версий, а может кто-нибудь предложит другую версию, которую мы с удовольствием выслушаем. 2.Заседание Учёного Совета Первый учёный (коряк) Послушайте меня, дорогие товарищи. Дайте слово коренному жителю Камчатки. В 1650 году (как раз в XVII веке) по предложению нидерландского географа Бернхардуса Варениуса на карте мира появилось географическое название – Атлантический океан. Знаете, как оно появилось? Все Как? Первый учёный (коряк) - продолжает Восходит оно к древнегреческим мифам. Сыны богини Земли – Геи – могучие титаны восстали против Зевса и других обитателей Олимпа, но потерпели поражение. Всех их постигла глубокая кара. А один из титанов, по имени Атлант, был приговорён вечно держать на своих плечах небесный свод на западе, где конец света, где небо опускается на Землю, на берегу океана, который в его честь и назван был Атлантическим. Вывод ясен, географические названия связаны с мифами. Давайте вспомним камчатские мифы. Не от них ли пошло название Камчатка? Внимание на экран! Если мы соберём пазл и вспомним миф, который стал сюжетом рисунка Гасенчиковой Татьяны, то, возможно, он раскроет нам тайну происхождения названия «Камчатка». На экран проецируется пазл «Миф о Хончатке» (сервис ProProfs), который собирает один из учащихся. http://eorhelp.ru/node/37718#comment-14758 - адрес страницы, где можно увидеть пазл Первый учёный (коряк) – продолжает Кто-нибудь узнал миф, о котором рассказывает этот рисунок? Выслушиваются ответы детей. Первый учёный (коряк) – продолжает А кто может рассказать этот миф? Вариант рассказа: У одного корякского племени был вождь, которого звали Хончатка. Однажды на это племя напали враги и Хончатка, чтобы спасти племя, приказал людям вместе с оленями и собаками подняться на гору. На самую большую вершину самой большой горы. Враги хорошо понимали, что нельзя преследовать людей, которые сверху могут закидать их камнями и стрелами. Поэтому они решили взять коряков на измор, осадой. Уже давно кончилась вода у осаждённых, но они и думали сдаваться. Мало того, они сверху кричали, что есть у них вдоволь и воды и пищи. Но враги понимали, что не может у них быть много воды и – ждали. И вот когда стало уже совсем невмоготу, когда Хончатка увидел, что вот-вот может погибнуть весь их род, то приказал ночью зарезать белых оленей и их шкурами застелить вершину сопки. Утром, когда враги посмотрели на вершину и увидели её белой, то подумали, что выпал снег. А это значит – надолго теперь хватит воды и людям и оленям и собакам. И ушёл в то утро враг восвояси. Первый учёный (коряк) - продолжает Так мудрый Хончатка спас коряков, спас целый народ. И этот народ в честь своего спасителя и назвал свою землю Хончаткою, теперешнею Камчаткой. Второй учёный (ительмен) Уважаемый коллега! Мы живём в XXI веке и не надо нам рассказывать сказки. Мы ведь не дети. Лучше обратите внимание вот на что. Все вы знаете, что есть в Японии знаменитая гора – Фудзияма. Знаете? Учёные Знаем. Второй учёный (ительмен) - продолжает Все версии об её происхождении восходят к словам яма, что значит «гора». Так что, возможно, происхождение названия «Камчатка» связано со словами. Вслушайтесь в некоторые слова ительменского и корякского языков. Вы в них безо всякого труда услышите знакомое слово «Камчатка». Попробуйте найти эти слова в «Облаке слов» и назовите их. Показывается «Облако слов», в котором дети находят и называют слова. http://eorhelp.ru/node/37718#comment-14758 - адрес страницы, где находится «Облако слов» Второй учёный (ительмен) – подводит итоги Есть корякские слова «хончало» и «кончалал». Так коряки называли ительменов. От этих слов произошло название большой реки, на которой жили ительмены. Русские трансформировали эти слова в название «Камчатка», а потом распространили это название на весь полуостров. Но может быть название «Камчатка» произошло от ительменских слов. Сами себя ительмены называли «кчамзалх», «кчамзалах», «ушкамжа», что значит «человек». Ведь похоже на слово «Камчатка»? А есть ительменское слово «комчачу», что значит мыс, полуостров. А поскольку Камчатка и есть полуостров, то ительменское название полуострова вообще стало и собственным названием этого полуострова. Третий учёный Нет, уважаемый коллега, ничего подобного быть не может. Если ли уж вспоминать слова, то поскольку Камчатка открыта казаками, то только свои слова они могли использовать для названия полуострова. И у них есть такие слова. Например, у донских казаков было слово «камчатый», которым те называли покрытые неровностями места. А уж Камчатку ровной никак назвать нельзя. Это слово как нельзя лучше подходит для названия открытого и присоединённого ими полуострова. Вот что вспоминает один исследователь: «Одновременно со мной прибыл в Петропавловск один уроженец Области Войска Донского и, когда мы, воспользовавшись первым ясным днём, взошли на Петровскую …гору, чтобы полюбоваться окрестностями, то первое, что я услышал от этого донца, было выражение: «Ну и правда Камчатка!». На мой вопрос, что это значит, он объяснил мне, что на Дону для выражения понятия о такой местности, как представилась нашему взору, существует слово «камчатое» или «комовое»» Казаки на Камчатку шли из Анадыря, а в Анадырь – из Якутска. Они хотя бы немного, но знали якутский язык. Так вот, есть у якутов слово «хамса», что значит «курительная трубка». Когда казаки пришли на Камчатку и увидели множество вулканов, которые выпускали дым, «курились». Ведь все слышали это слово? Учёные Конечно, слышали Третий учёный – продолжает Вот тогда-то они и вспомнили слово «хамса», и подумали, что оно вполне подходит для названия полуострова. Слово это немного видоизменилось и получилось название «Камчатка». Второй учёный (ительмен) Казаки могли использовать и другие слова, но связанные с Камчаткой. Вспомним, что писал Г.В.Стеллер. Что на берегах самой большой реки Камчатки жил когда-то именитый и знатный человек, которого звали Кончат или Хончат. Пришедшие казаки узнали о нём от коренных народов. От этого имени и произошло название Камчатка. Третий учёный Уважаемый коллега. Эта версия вообще не выдерживает критики. Ведь ещё С.П.Крашенинников писал, что «Имя Кончат вообще камчадалам не ведомо, … а хотя того имени и был бы у них человек, то река не могла прозваться его именем, ибо камчадалы ни рек, ни озёр, ни гор, ни островов именем человека не называют …, что Камчатка ... Уйкоаль, … большой рекой называется» Четвёртый учёный (Б.П.Полевой) – подходит к карте Камчатки. Совершенно верно. Очевидно, большинство версий ничего общего с истиной не имеет. Правильным может быть только одно объяснение, и оно не должно противоречить «упрямым» историческим фактам. И я, Борис Полевой, назову эти факты. Вот эти факты:
Показывается изображение ткани «камка» Кто-нибудь скажет, что это такое? В случае затруднения разъясняет Это ткань, которая поступала из Китая и называлась «камчатка» или «камка» (от слова «кама» - хан) Камчатка (камка) – это шёлковая китайская ткань с разводами. В XVI-XVII веках из камки шили шубы, кафтаны, телогреи, шапки, рукава, кушаки, штаны, чулки, наволочки, одеяла. Камчатый – из камки сделанный
Если всё это принять во внимание, то может, следует предположить, что был на Камчатке какой-то казак, который запомнился всем одеждой из камки, в честь которого и была названа Камчатка. Оказывается, действительно, в документах XVII века упоминается казак Иван Иванов, который, по названию ткани своей рубашки, получил прозвище Камчатый. Став казаком в 1649 году, он ходил промышлять соболей на Колыму. Потом перешёл на реку Индигирку и обнаружил там её приток, который назвал Камчаткой. Так что есть ещё одна река с названием Камчатка. Первый учёный (коряк) Всё это очень интересно. Но был ли Иван Камчатый на Камчатке? Четвёртый учёный (Б.П.Полевой) - продолжает Архивные данные показали, что в 1657 году в ходе своей службы Иван Камчатый вместе со своим начальником Фёдором Чукичевым … Вам ведь это имя известно? Учёные (все вместе, вразброд) Конечно. Известно. Четвёртый учёный (Б.П.Полевой) - продолжает Так вот, в 1657 году Иван Камчатый вместе с Фёдором Чукичевым быд отправлен в верховья реки Гижиги (показывает на карте), чтобы обложить ясаком (данью) коряков. По пути к ним присоединилась небольшая группа других казаков. На реке Омолоне (Гижиге) они основали зимовье. Естественно, они не сидели там без дела. Оттуда они выходили на поиски «новых землиц» и «неясачных народов». Ходили они и к Охотскому и Берингову морю. Есть сообщение, что Ф.Чукичев в 1659 году отправил Ивана Камчатого за моржовым клыком. А это значит, к Берингову морю. Во время этого и других походов казаки могли побывать на самой большой реке полуострова. В 1661 году казаки должны были вернуться на Колыму, но куда-то исчезли. Когда стали их искать, то обнаружили, что казаки убиты, а их зимовье разрушено. Второй учёный (ительмен) Но совершенно непонятно, кто мог назвать реку Камчатку прозвищем Ивана Камчатого? Четвёртый учёный (Б.П.Полевой) - продолжает Вот здесь я могу предложить вам такую гипотезу. Очевидно, во время своих путешествий Иван Камчатый встречался с другими казаками, и рассказывал им о том, что он видел во время своих путешествий. Возможно, это был словоохотливый человек и занимательный рассказчик. Те, кто слышали его рассказы, хорошо запоминали и их и рассказчика. Я могу даже привести конкретных казаков, которые могли слышать, запомнить и потом дальше передать его рассказы. С Камчатым могли встречаться казаки Шароглаз и Федотов, которые в то время жили в самом узком месте, между Камчаткой и Чукоткой (показывает на карте), и могли встречаться с ним во время его переходов. Могли с ним встречаться казаки Прокопий Фёдоров Травин, Алексей Яковлев Усолец и их спутники, которые собирая ясак, дважды встречались с Иваном Камчатым. Есть так же версия, что таким источником мог быть Михаил Стадухин – первый русский человек, попавший на Камчатку. Таким образом, я полагаю, что название полуострова Камчатка произошло от реки Камчатка, а река была названа в честь Ивана Камчатого. 3.Итоговая беседа/дискуссия Ректор университета Вот Вы и познакомились с различными версиями происхождения названия «Камчатка». Давайте вспомним эти версии. Кто какие версии запомнил? А может быть, кто-нибудь ещё какие-либо версии может привести? Ребята с мест называют версии. Ректор подводит итог. 1 версия – от Хончатки, спасшего коряков от врагов. 2 версия – от корякских или ительменских слов (хончало, кчамзалх, комчачу и др.). 3 версия – от казачьих слов (камчатый, хамса). 4 версия – от имени знаменитого человека Кончата или Хончата. 5 версия – от фамилии казака Ивана Камчатого Ребята! Какая точка зрения показалась Вам наиболее убедительной? Здесь возможны разные варианты (зависят и от качества проведённого Учёного Совета и от уровня подготовки классов):
4.Подведение итогов. Рефлексия Ректор – Вам понравилась наша сегодняшняя работа? Кому понравилась? Поднимите, пожалуйста, руки. Чем понравилась? Кто хочет сказать, скажите. Кому не понравилась? Кто хочет высказаться? Какие были трудности? Ректор высказывает и своё мнение В конце выступает педагог и подводит итоги. ЛИТЕРАТУРА
Приложение Фото «Заседание Учёного Совета» Ткань «камка» |
Конспект сюжетно-ролевой игры План-конспект развития сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей средней группы детского сада | Внеаудиторное занятие "Инженерная графика против программного обеспечения" Перед началом игры необходимо распределить роли и подготовить сценарий игры. Участникам игры, исполняющим роли, нужно сделать подборку... | ||
Конспект интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» План-конспект развития сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей средней группы детского сада | Конспект дидактической игры по образовательной области «Безопасность» План-конспект развития сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей средней группы детского сада | ||
Конспект развития сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей средней... План-конспект развития сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей средней группы детского сада | Курсовая. Оглавление Поскольку в нашей стране этот вид хобби только начинает развиваться, исследований ему посвященных насчитывается крайне мало. Ролевые... | ||
Проект сюжетно-ролевой игры «Салон красоты «Стиль» Но тем ценнее становится ощущение детской удовлетворенности и радости. При проведении игры была создана среда интеллектуального,... | Конспект Сюжетно-ролевой игры Цель: совершенствование психолого-педагогической и методической компетентности молодых педагогов | ||
Конспект сюжетно-ролевой игры «Больница» Цель: совершенствование психолого-педагогической и методической компетентности молодых педагогов | Конспект сюжетно-ролевой игры «Больница» Цель: совершенствование психолого-педагогической и методической компетентности молодых педагогов | ||
Конспект сюжетно-ролевой игры Содействовать формированию умений и навыков правописания заглавных букв в именах собственных | Проект сюжетно-ролевой игры «магазин «цветы» Цель: совершенствование психолого-педагогической и методической компетентности молодых педагогов | ||
Конспект проведения сюжетно ролевой игры Волохов А. В., Система самоуправления в детских общественных объединениях. Нижний Новгород,2009 | Требования к организации ролевой игры на уроке Моу «Горьковская основная общеобразовательная школа» Грайворонского района Белгородской области | ||
План-конспект сюжетно-ролевой игры Волохов А. В., Система самоуправления в детских общественных объединениях. Нижний Новгород,2009 | Проведение образовательной ролевой игры "День самоуправления" в школе Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка» |