Хочу знать! (Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1- 4 классов)





НазваниеХочу знать! (Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1- 4 классов)
страница1/3
Дата публикации10.08.2013
Размер238 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3
Шевченко Елена Анатольевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №160»

Тайгинского городского округа

Кемеровская область, г. Тайга
«ХОЧУ ЗНАТЬ!»

(ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1- 4 КЛАССОВ)


  1. Пояснительная записка

С детства каждого ребенка окружает множество привычных вещей. Но откуда они появились? Когда были созданы? Кто дал им название? На эти и многие другие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Хочу узнать!».

Предлагаемая программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.

Цель:    создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи:

  • Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.

  • Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.

  • Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.

  • Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей.

  • Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.

  • Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

Принципы: 

- доступность, познавательность и наглядность

- учёт возрастных особенностей

- сочетание теоретических и практических форм деятельности

- усиление прикладной направленности обучения

- психологическая комфортность

Виды деятельности младшего школьника:

  • Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).

  • Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в  учебные коммуникации, парную и групповую работу).

  • Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).

  • Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).

  • Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).

Программа «Хочу узнать!» педагогически целесообразна, так как способствует более  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке; развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Программа может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников. Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная и игровая деятельность. Программа способствует  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка и рассчитана на любого ученика, независимо от его предварительной подготовки, уровня интеллектуального развития и способностей. Для проведения занятий необходимо помещение. Для оснащения: учителю – компьютер с проектным оборудованием для показа презентаций; детям – рабочее место для выполнения практических работ. Необходимые принадлежности: пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски, кисти, картон, иголки, нитки, ткань, конструктор (металлический или пластмассовый), и т. д.

Объем: Программа рассчитана на 168 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю, которое состоит из теоретической и практической части. Срок реализации 4 года (1-4 класс):

1 класс – 32 часа

2 класс – 34 часа

3 класс – 34 часа

4 класс – 34 часа

Способ реализации: внеурочная деятельность в режиме второй половины дня младших школьников в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.


  1. Планируемые результаты

Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Хочу узнать!» можно считать следующее:

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;

  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

  • формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Основным объектом оценки результатов  освоения программы служит  сформированность  у  обучающегося    коммуникативных  и  познавательных универсальных  действий,  направленных на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

  • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную   задачу   в   практическую;

  • умение   контролировать   и   оценивать   свои действия,  вносить  коррективы  в  их  выполнение  на  основе оценки  и  учёта  характера  ошибок,  проявлять  инициативу  и самостоятельность в обучении;

  • способность  к  осуществлению  логических  операций сравнения, анализа; установлению  аналогий,  отнесению  к  известным понятиям;

  • умение  сотрудничать  с  педагогом  и  сверстниками  при решении  различных задач,  принимать  на  себя  ответственность за результаты своих действий;

  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.

Формы диагностики учета результатов освоения программы

Формой подведения итогов в каждом классе могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу. Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить в слайдовую презентацию по направлениям и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в «Технологии», «Изобразительном искусстве», «Окружающем мире», «Музыке», «Физической культуре».

Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.

Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения».

Пример. Раздел «Все для дома»: «Ручной инструмент, устройство или машина для резки (стрижки) различных материалов – это … (ножницы)

Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала каждого года обучения. Ключ к результату усвоения материала:

1-й уровень (70-80% ) — 3 балла

2-й уровень (80-90% ) — 4 балла

3-й уровень (90-100%) — 5 баллов

Самоконтроль: В 1 классе учитель (или родители), а со 2 класса, когда дети умеют писать, дети ведут Листы самооценки «Мои достижения». Основными задачами их введения являются:

  • развитие познавательных интересов обучающихся

  • создание ситуации успеха для каждого ученика

  • повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях

  • максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка

  • приобретение навыков саморефлексии

Пример:

Раздел

Тема

Я знаю

Я умею

«Школа»

Первые рисунки

Первые рисунки появились больше 10 тысяч лет назад. Рисовали люди на стенах пещер.

Рисовать восковыми мелками слона.





  1. Тематический план

Курс включает в себя еженедельные занятия, каждое из которых состоит из теоретической и практической частей и имеет следующие направления:


п\п

Название раздела

Количество часов




1 класс




1

Игры и игрушки

12

2

Все для дома

20




итого

32




2 класс




3

Школа

20

4

Еда

14




итого

34




3 класс




5

Одежда

13

6

Праздник

21




итого

34




4 класс




7

Предприятия, сооружения, здания

16

8

Транспорт

9

9

Полезные изобретения

9




итого

34


Учебно-тематический план

1 класс

п\п

Тема

Практические действия или трудовые операции (примерные)




Игры и игрушки




1

Где появились куклы

Вырезание бумажных кукол

2

Русский сувенир

Изготовление тряпичных кукол

3

История глиняной игрушки

Лепка игрушек из глины

4

Какой музыкальный инструмент был первым

Изготовление шумовых игрушек из пластиковых бутылок и крупы

5

Кто первым запустил бумажного змея

Изготовление бумажного змея

6

Кто придумал мяч

Игры с мячом

7

Настольные игры

Изготовление настольной игры

8

Подвижные игры

Разучивание подвижных игр

9

Настольный театр

Оригами. Игрушки

10

Калейдоскоп

Мозаика из разной крупы

11

Что нам известно об игре в шашки

Обучение игре в шашки

12

Как появились шахматы

Обучение игре в шахматы




Все для дома




1

«Зажгите, пожалуйста, свечи» (подсвечник)

Лепка из пластилина подсвечника

2

Дырявое шило (про иголку)

Вдевание нитки в иголку

3

Посередине гвоздик (ножницы)

Вырезание фигурок из бумаги

4

Зеркало или жизнь!

Изготовление зеркала для куклы(из фольги)

5

Кто изобрел расческу для волос

Прическа для куклы

6

Королевская шкатулка

Рисование узора для шкатулки

7

Не лает, не кусает (замок)

Лепка из пластилина ключей

8

Клад римских воинов (гвозди)

Забивание гвоздиков

9

Откуда пришла тарелка

Тарелка из папье-маше

10

Как баклуши били (ложки)

Роспись ложки

11

Вилы и вилка

Рисование столовых приборов

12

Преграждающая вход. Дверь

Дизайн двери для дворца

13

От бусинки до окна (стекло)

Бусы из бисера

14

История возникновения кровати

Проектирование спальни

15

Дом для одежды (шкаф)

Изготовление шкафа из картона

16

Когда было впервые изготовлено мыло

Рисование упаковки для мыла

17

Время не ждет! (часы)

Изготовление циферблата из картона и проволоки

18

Из чего построен дом? Глиняный кирпич

Лепка дома из кирпичиков (пластилин)

19

Скатерть-самобранка

Вырезание узоров на бумажной скатерти

20

Висячие сады (комнатные растения)

Уход (полив, рыхление, посадка) комнатных растений




итого

32
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Хочу знать! (Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1- 4 классов) iconРабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Хочу всё знать!» для 1 класса
Программа курса внеурочной деятельности «Хочу всё знать!» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего...
Хочу знать! (Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1- 4 классов) iconРабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению...
Основной общеобразовательной программы мбоу «Байдеряковская оош», утвержденной приказом директора от 31 августа 2013 года №75
Хочу знать! (Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1- 4 классов) iconПрограмма внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Будем здоровы!»
Программа «Будем здоровы!» для учащихся начальной школы, общекультурное направление, автор-составитель Н. К. Шумилова
Хочу знать! (Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1- 4 классов) iconРабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению хочу быть химиком
Исследовательская деятельность направлена на формирование ключевых компетенций обучающихся: ценностно-смысловых, учебно-познавательных,...
Хочу знать! (Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1- 4 классов) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Умелые ручки» для обучающихся 1-2 классов
Хочу знать! (Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1- 4 классов) iconПрограмма внеурочной деятельности обучающихся по информатике «Творческая...
Программа кружка «Творческая мастерская «Создание видеофильма» разработана для организации внеурочной деятельности обучающихся 5,...
Хочу знать! (Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1- 4 классов) iconПояснительная записка содержание программы «Школа Этикета»
Школа этикета. Педагогический проект на тему «Духовно-нравственное формирование личности и воспитание младших школьников средствами...
Хочу знать! (Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1- 4 классов) iconПрограмма внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению...
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности: духовно-нравственное,...
Хочу знать! (Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1- 4 классов) iconРасписание внеурочной деятельности обучающихся 1-х классов

Хочу знать! (Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1- 4 классов) iconРабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка»
Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности
Хочу знать! (Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1- 4 классов) iconПрограмма рассчитана на 66 часов, предполагает равномерное распределение...
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности общекультурного направления обучающихся 5-6 классов. Предусмотренные...
Хочу знать! (Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1- 4 классов) iconПрограмма внеурочной деятельности
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися начальной школы. Данный курс направлен на организацию...
Хочу знать! (Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1- 4 классов) iconПрограмма по спортивно-оздоровительному направлению. Отчетная документация...
«Анализ направлений деятельности учреждений дополнительного образования по внеурочной деятельности»
Хочу знать! (Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1- 4 классов) iconПрограмма рассмотрена на Методическом совете Протокол №1 от 23. 08. 2012г
Программа «Юный программист» относится к обще-интеллектуальному направлению внеурочной деятельности обучающихся 5-9 классов, срок...
Хочу знать! (Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1- 4 классов) iconПрограмма курса по внеурочной деятельности Азбука содержания животных...
Главной целью научно-познавательного направления внеурочной деятельности обучающихся является удовлетворение познавательных потребностей...
Хочу знать! (Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1- 4 классов) iconРабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному...
Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск