Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 4 классов «Этическая грамматика»





НазваниеРабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 4 классов «Этическая грамматика»
страница1/11
Дата публикации04.08.2014
Размер1.49 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Новопетровская средняя общеобразовательная школа


«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей нач. классов

Руководитель ШМО

__________ Широкова Н.А.

Протокол № ___ от

«____»____________201__ г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по ВР

____________ Спинёва А.В
«____»____________201__ г.


«Утверждаю»

Директор школы

_____________ С.В. Горская
«___»___________201___ г.


Рабочая программа

внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 – 4 классов

«Этическая грамматика»

Составитель:

Никитина Н.А.,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории


с. Новопетровское

2013 г.
Пояснительная записка

Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.

Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное и духовно-нравственное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.

По словам академика Д.С.Лихачёва «мы не выживем физически, если погибнем духовно». Процессы развития нашего общества, которые ориентированы на рыночную экономику, привели не только к отчуждению между людьми, но и к потере жизненных ориентиров. Под угрозой оказались нравственные ориентиры жизни, моральная культура. Кризис общества вызвал кризис человека. А это, прежде всего потеря внутренних духовных ценностей человеческой жизни. Однако воспитание Человека в человеке возможно только в том случае, если осознана необходимость этого и возникает стремление собственное несовершенство преобразить в нечто более совершенное. Следовательно, исцеление общества необходимо начинать с «исцеления» самого человека.

Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.

Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.

Современное политическое, социальное и экономическое развитие указывает перспективную созидательную цель – общечеловеческое нравственное совершенствование. Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Для будущего гражданина России необходимо знать курс этической грамматики. Являясь неотъемлемой частью духовной культуры, она способствует нравственному совершенствованию человека. Поэтому так необходимы уроки, посвящённые этическому воспитанию личности человека и способные сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни, которые могут сохранить душу его от разъедающего практицизма окружающей среды.

Актуальность и социальная значимость данного факультатива состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Факультатив предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.

Практическая значимость данного состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.

Занятия внеурочной деятельности «Этическая грамматика» являются неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса , так как соответствует стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся».

Цель настоящей программы:

освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

Задачи:

развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;

предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;

научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;

прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.
Данная программа позволяет учащимся 1-4 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.
Программа состоит из 4 крупных разделов:

1. Этика общения

Этикет

Этические нормы отношений с окружающими

Этика отношений в коллективе

Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.

Формы и виды деятельности


  • игровая;

  • познавательная;

  • краеведческая;

  • сюжетно - ролевые игры;

  • просмотр мультфильмов;

  • конкурсы;

  • посещение библиотек;

  • праздники.


Место проведения занятий
Школа

Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.

Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для его достижения необходимо:

сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
Формы учета оценки планируемых результатов
Опрос

Наблюдение

Диагностика:

  • нравственной самооценки;

  • этики поведения;

  • отношения к жизненным ценностям;

  • нравственной мотивации.

Анкетирование учащихся и родителей

Данная образовательная программа была составлена на основе программы А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса г и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность»

Программа адресована учащимся 1- 4 классов и рассчитана на 66 часа в год.

Периодичность занятий – 2 час в неделю.

Программа реализуется учителями начальных классов.

Учебно-тематический план

1 класс

Содержание программного материала

Количество часов

Этика общения.

14

Этикет.

12

Этические нормы отношений с окружающими.

18

Этика отношений в коллективе.

18

Итого:

66

Содержание программы.



п/п

Тема занятия

Количество

часов


Виды

деятельности


Этика общения. 14 ч.

1

Доброе слово что ясный день

1

Познавательная беседа. Игра

2

Доброе слово что ясный день

1

Познавательная беседа. Игра

3

Если вы вежливы

1

Познавательная беседа. Игра

4

Если вы вежливы

1

Познавательная беседа. Игра

5

Да здравствует мыло душистое

1

Игра. Конкурс. Рисунки

6

Да здравствует мыло душистое

1

Игра. Конкурс. Рисунки

7

Когда идёшь по улице

1

Познавательная беседа.

Ролевые игры. Практическое занятие на улицах города.

8

Когда идёшь по улице

1

Познавательная беседа.

Ролевые игры. Практическое занятие на улицах города.

9

Узнай себя

1

Путешествие в сказку. Конкурсы.

10

Узнай себя

1

Путешествие в сказку. Конкурсы.

11

Нам счастья не сулит обида чья-то

1

Рассказ. Беседа. Игра

12

Нам счастья не сулит обида чья-то

1

Рассказ. Беседа. Игра

13

Подарок коллективу

1

Урок-сюрприз. Игры

14

Подарок коллективу

1

Урок-сюрприз. Игры

Этикет. 12ч.

15

Простые правила этикета

1

Беседа. Решение задач

16

Простые правила этикета

1

Беседа. Решение задач

17

Повседневный этикет

1

Ответы на вопросы. Игра

18

Повседневный этикет

1

Ответы на вопросы. Игра

19

Весёлые правила хорошего тона

1

Работа с картинками. Сценки-миниатюры

20

Весёлые правила хорошего тона

1

Работа с картинками. Сценки-миниатюры

21

Сказка об этикете

1

Познавательная беседа. Игра

22

Сказка об этикете

1

Познавательная беседа. Игра

23

Путешествие в страну этикета

1

Познавательная беседа. Игра. Посещение библиотеки.

24

Путешествие в страну этикета

1

Познавательная беседа. Игра. Посещение библиотеки.

25

Просим к столу: Новогодний праздник

1

Познавательная беседа.

Ролевые игры.

26

Просим к столу: Новогодний праздник

1

Познавательная беседа.

Ролевые игры.

Этические нормы отношений с окружающими.18ч.

27

Путешествие в волшебную сказку

1

Познавательная беседа. Игра. Конкурсы.

28

Путешествие в волшебную сказку

1

Познавательная беседа. Игра. Конкурсы.

29

Я могу быть волшебником

1

Познавательная беседа. Игра

30

Я могу быть волшебником

1

Познавательная беседа. Игра

31

Маленькое дело лучше большого безделья

1

Познавательная беседа. Игра. Инсценирование. Работа в группах.

32

Маленькое дело лучше большого безделья

1

Познавательная беседа. Игра. Инсценирование. Работа в группах.

33

Любимый уголок родной Отчизны

1

Познавательная беседа. Игра. Поход к памятным местам города.

34

Любимый уголок родной Отчизны

1

Познавательная беседа. Игра. Поход к памятным местам города.

35

У каждого героя свои герои

1

Познавательная беседа. Посещение краеведческого музея.

36

У каждого героя свои герои

1

Познавательная беседа. Посещение краеведческого музея.

37

Мы соберём большой хоровод

1

Познавательная беседа. Игра

38

Мы соберём большой хоровод

1

Познавательная беседа. Игра

39

Я люблю маму милую мою

1

Познавательная беседа. Игра.

40

Я люблю маму милую мою

1

Познавательная беседа. Игра.

41

Поздравляем наших мам

1

Праздник.

42

Поздравляем наших мам

1

Праздник.

43

Люби всё живое

1

Посещение выставочного зала. Беседа.

44

Люби всё живое

1

Посещение выставочного зала. Беседа.

Этика отношений в коллективе. 20ч.

45

Если радость на всех одна

1

Познавательная беседа. Игра. Работа в группах.

46

Если радость на всех одна

1

Познавательная беседа. Игра. Работа в группах.

47

Мой класс – мои друзья

1

Познавательная беседа. Игра.

48

Мой класс – мои друзья

1

Познавательная беседа. Игра.

49

Самолюб никому не люб

1

Познавательная беседа. Игра.

50

Самолюб никому не люб

1

Познавательная беседа. Игра.

51

Путешествие по станциям этикета.




Игра «Волшебное зеркало».

52

Путешествие по станциям этикета.




Игра «Волшебное зеркало».

53

Поиграем и подумаем

1

Познавательная беседа. Игры на свежем воздухе.

54

Поиграем и подумаем

1

Познавательная беседа. Игры на свежем воздухе.

55

О дружбе мальчиков и девочек

1

Познавательная беседа. Игра. Конкурсы.

56

О дружбе мальчиков и девочек

1

Познавательная беседа. Игра. Конкурсы.

57

Путешествие в мир добрых мыслей

1

Познавательная беседа. Игра.

58

Путешествие в мир добрых мыслей

1

Познавательная беседа. Игра.

59

Просмотр мультфильма.

1

Просмотр мультфильма.

60

Просмотр мультфильма.

1

Просмотр мультфильма.

61

О дружбе мальчиков и девочек.

1

Знакомство с рассказом Е.Пермяка «Надёжный человек».

62

О дружбе мальчиков и девочек.

1

Знакомство с рассказом Е.Пермяка «Надёжный человек»

63

Поиграем и подумаем.

1

Игра «Собери букет».

64

Поиграем и подумаем.

1

Игра «Прополка сорняков».

65

Подготовка к празднику

1

Разучивание песен и стихов

66

Доброта что солнце

1

Итоговое занятие. Игры. Песни.

Ресурсное обеспечение реализации Программы

ИКТ

Методическая литература

Для учителя:

Шемшурина А.И. «Этическая грамматика. Методическое пособие»

Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.

Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.

Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.

Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.

Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.

Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.

Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.

Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.

Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.

Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.

Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.

Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010

Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.

“Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.

Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.

Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.

Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.

Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.

Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.

Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.

Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.

Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.

Толстой Л.Н. Волк и собака.

Чуковский К. И. Федорино горе.

Чуковский К.И. Мойдодыр.

Чуковский К.И. Телефон.

Чуковский К.И. Краденое солнце.

Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.

Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010.

Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010.

Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2010.

Ожидаемые результаты
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Занятия по данной программе будут способствовать достижению планируемых результатов Основной образовательной программы МБОУ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Новопетровская средняя общеобразовательная школа


«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей нач. классов

Руководитель ШМО

__________ Широкова Н.А.

Протокол № ___ от

«____»____________201__ г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по ВР

____________ Спинёва А.В.
«____»____________201__ г.


«Утверждаю»

Директор школы

_____________ С.В. Горская
«___»___________201___ г.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 4 классов «Этическая грамматика» iconРабочая программа кружка дополнительного образования культурологической...
Рабочая программа кружка культурологической направленности, «Этическая грамматика» (в 7-ом классе) соответствует требованиям Федерального...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 4 классов «Этическая грамматика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа внеурочной деятельности по этическому, духовно-нравственному направлению
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 4 классов «Этическая грамматика» iconРабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Борковская средняя общеобразовательная школа муниципального образования Шиловский...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 4 классов «Этическая грамматика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности по духовно – нравственному развитию и воспитанию обучающихся общеобразовательных...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 4 классов «Этическая грамматика» iconРабочая программа внеурочной деятельности по духовно нравственному направлению
Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 4 классов «Этическая грамматика» iconПрограмма внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению...
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности: духовно-нравственное,...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 4 классов «Этическая грамматика» iconПрограмма внеурочной деятельности (духовно нравственное направление) наименование курса
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 4 классов «Этическая грамматика» iconПрограмма внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление)...
В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 4 классов «Этическая грамматика» iconХочу знать! (Программа внеурочной деятельности по общекультурному...
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 4 классов «Этическая грамматика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Умелые ручки» для обучающихся 1-2 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 4 классов «Этическая грамматика» iconПрограмма внеурочной деятельности обучающихся по информатике «Творческая...
Программа кружка «Творческая мастерская «Создание видеофильма» разработана для организации внеурочной деятельности обучающихся 5,...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 4 классов «Этическая грамматика» iconРабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка»
Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 4 классов «Этическая грамматика» iconПояснительная записка 3 Теоретические основы внеурочной деятельности...
«Методические рекомендации по содержательно-методическому обеспечению внеурочной деятельности сельских школьников духовно-нравственной...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 4 классов «Этическая грамматика» iconРабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку»
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку» составлена на 2013-14 учебный год. Цель ее – способствовать...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 4 классов «Этическая грамматика» iconРабочая программа по духовно-нравственному направлению Экологический...
Опросный лист №2 «Что я знаю о природе?» Протокол результатов опросного листа №2 1 класс 26
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 4 классов «Этическая грамматика» iconРасписание внеурочной деятельности обучающихся 1-х классов



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск