Скачать 140.63 Kb.
|
МОУ «Краснокустовская основная обшеобразовательная школа» «Согласовано» «Утверждаю» _________________(Солянова Н.А.) _______________(Сорокина Г.А..) Зам. дир. по УВР Директор МОУ «Краснокустовская основная МОУ «Краснокустовская основная общеобразовательная школа» общеобразовательная школа» «___»_________20__г. «___»_________20__г. Программа курса по внеурочной деятельности Азбука содержания животных Автор Ясвин В.А. 1, 2 классы Количество часов 68 Учитель Хрусталева Ольга Владимировна 2012 — 2013 уч.год Содержание
программы внеурочной деятельности…………………………………10
Пояснительная записка Познавательный аспект деятельности — обязательный компонент любого вида деятельности. Совокупным предметом познавательной деятельности является вся реальность, ее продуктом — знание. В случае коллективного субъекта — это научное знание в целом; для индивида — индивидуальное знание, полученное, как правило, путем освоения основ научного знания, накопленного человечеством. Основным критерием выделения этой стороны внеурочной деятельности в качестве самостоятельного направления является то обстоятельство, что без моделирования реальности, без передачи последующим поколениям и умножения знания никакая деятельность невозможна, т.к. она основана на информационных процессах получения, хранения, преобразования и использования информации. Главной целью научно-познавательного направления внеурочной деятельности обучающихся является удовлетворение познавательных потребностей обучающихся, которые не могут быть в силу разных причин удовлетворены в процессе изучения предметов Базисного плана. Актуальность данной программы в том, что ее содержание отражает основные принципы построения экологического образования детей, начиная с младшего школьного возраста. Программа позволит подготовить детей к познанию некоторых правил и требований к содержанию животных, позволит познакомить с правилами ухода за ними, а также предупредить о трудностях содержания животных, об ответственности за жизнь питомцев. Программа предполагает обучение школьников, проявляющих интерес к изучению жизни животных. Программа предусматривает последовательное расширение знаний о животном мире. Отличительные особенности программы: программа носит личностно-ориентированный, деятельностный и развивающий характер и состоит из трех основных блоков: предметно-деятельностный, блок функциональной грамотности и блок личностного роста. Программа реализуется на основе следующих принципов: - принцип развития мыслеобразов, при котором вся система представлений о животных опирается на образы, возникающие при эмоционально-эстетическом освоении мира природы; - принцип развития партнерских взаимодействий ребенка, педагога и животными; - принцип развития коактивности, который регулирует использование методов развития стратегий деятельности детей, направленной на животных. Возраст детей: 7 -9 лет Сроки реализации: программа рассчитана на 2 года Формы и режим работы: учебное занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определённых навыков, самостоятельное выполнение заданий. Работа ведётся во второй половине дня. Большая часть времени отводится на практические работы, познавательный материал даётся через наглядное, практическое обучение, в доступной и интересной для учащихся форме Цели и задачи программы Цель программы – формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к ним, освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными, а также потребности в личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных, привитие любви ко всему живому. Общение с животными содержит в себе развивающий потенциал, и программа дает возможность его использовать. Задачи: - формировать у детей систему представлений о социальной ценности животных, их биологических и экологических особенностях; - воспитывать гуманное отношение к каждому животному, потребности в активной личной поддержке мероприятий, направленных на заботу о животных; -внедрять эффективные формы организации отдыха, оздоровления и занятости детей; -улучшать психологическую и социальную комфортность в едином воспитательном пространстве; -укреплять здоровье воспитанников; -развивать творческую активность каждого ребёнка; -укреплять связи между семьёй и школой. Формы подведения итогов: Конференция, выставка фотографий. Компьютерная презентация результатов работ юных любителей животных. Содержание курса. Тема 1.Как животные оказались в нашем жилище Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные – помощники: собака, лошадь и др. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов. Практическая работа: составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными. Тема 2.Почему мы любим животных. Красота животных. Интерес к животным. Содержание и разведение животных как увлечение, искусство и мастерство. Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье. Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми и отзывчивыми людьми. Животные во многом похожи на нас, поэтому мы понимаем и любим их. Практическая работа: конкурс эрудитов – любителей животных. Тема 3. Собаки – самые верные друзья. Основы практической кинологии – науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. «Профессии» собак. Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой. Профилактика и преодоление проблем, возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями. Литература о собаках. Практическая работа: просмотр видеоматериалов о собаках. Тема 4. Кошки, которые не гуляют сами по себе. Основы практической фелиологии – науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и их хозяевах. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. Литература о кошках. Практическая работа: освоение приёмов ухода за взрослой кошкой. Тема 5. Пернатая радуга в комнате. Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Корелла. Неразлучники. Канарейка. Зебровая и японская амадины. Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы. Что нужно птице для хорошего самочувствия. Корма и правила кормления. Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище. «Говорящие» птицы, кого и как можно обучить подражанию человеческой речи. Разведение птиц в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе. Литература о птицах. Практическая работа: просмотр видеоматериалов о птицах, освоение приёмов чистки клетки. Тема 6. Хомка и его ближайшие родственники. Основы содержания мелких грызунов. Особенности жизни грызунов в природе. Хомяки. Морские свинки. Ручные крысы. Мышевидные. Бурундук. Клетки для грызунов и их оборудование. На что обращать внимание, приобретая мелких грызунов. Корма и их кормление. Особенности содержания и разведения. Литература о грызунах. Практическая работа: оформление места проживания хомячка. Тема 7. Рыбы – самые тихие соседи. Основы аквариумистики. История аквариумистики: Китай – Европа – Россия. Типы аквариумов. Выбор и покупка аквариума. Размещение и оборудование: грунт, камни, коряги, вода. Приборы: осветительные, обогревательные, компрессоры и фильтры. Другие необходимые приспособления. Аквариум как модель природного водоема. Выбор и посадка растений в аквариум. Из чего складывается красота аквариума. Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые (петушок, гурами), карповые (золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы (крапчатые сомики, акциструсы), цихлиды (скалярии, хромисы), харациновые (неоновые рыбки, тер-неции). Правила покупки и транспортировки рыб. Корма и кормление. Уход за аквариумом. Типичные ошибки. Разведение. Литература по аквариумистике. Практическая работа: просмотр видеоматериалов; освоение приёмов очистки стенок аквариума. Тема 8. Школа для ваших любимцев. Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить собак и кошек к чистоплотности. Представление об условных рефлексах. Поощрение и наказание. Основные команды и правила дрессировки собак. Животные в цирке. Знаменитые животные - артисты. Методика дрессировки династии Дуровых. Обучение домашних животных различным трюкам. Практическая работа: отработка навыков дрессировки животных. Тема 9. Взрослые, которые всегда готовы нам помочь. Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных. Общество охраны животных. Выбор товаров для содержания животных. Покупки в зоомагазинах. Приобретение животных у любителей. Городской птичий рынок. Лечение животных. Ветеринарные врачи и ветеринарные лечебницы. Клубы любителей различных животных. Газеты, журналы и телепередачи, посвященные содержанию животных. Практическая работа: освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим животным. Тема 10. Мы в ответе за тех, кого приучили. Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных. Как достичь успеха в своем увлечении животными. Дневник наблюдений и картотека. Как собирать книги и статьи. Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных. Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 октября – Всемирный день животных. Практическая работа: освоение приёмов фотографирования птиц и животных. Итоговое занятие. Конференция, выставка. Подведение итогов занятий. Подготовка конференции, выставки фотографий. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных. Практическая работа: проведение конференции, выставки или презентации. Календарно - тематическое планирование
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности У обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия. Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Метапредметными результатами является формирование следующих УУД: Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
Материально-техническое обеспечение
Используемая литература
|
Программа внеурочной деятельности (духовно нравственное направление) наименование курса Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления... | Тематическое планирование По геграфии Класс 7 Учитель НебритоваС.... «География 7 кл.», автор Алексеев А. И. (М., Просвещение, 2009 г.). Данная программа рекомендована для изучения географии в 7 классе... | ||
Программа внеурочной деятельности «Азбука истоков» Программа «Азбука истоков» разработана на основе программы «Истоки» доктора педагогических наук А. В. Камкина | Конспект занятия по внеурочной деятельности «Музыкальная азбука»... План – конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Волшебный сундучок» в 2 «Б» классе | ||
Рабочая программа по внеурочной деятельности (направление общественно-полезная... «Программы начального и основного общего образования. Технология» Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 2007г., авторы: Симоненко... | Тематическое планирование по информатике и икт классы: 9 Учитель:... Планирование составлено на основе программы базового курса «Информатика и икт» для основной школы (8-9 классы). И. Г. Семакин, Л.... | ||
Рабочая программа внеурочной деятельности «Православная культура» Российской Федерации от 12 мая 2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного... | Программа «Ритмика и танец» Срок реализация 1 год Программу составила... При составлении рабочей программы автор использовал образовательную программу дополнительного образования детей "Гармония" (ритмика... | ||
Пояснительная записка Количество часов в неделю 5 Количество часов в год 170 Климановой Л. Ф. (программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4). – М.: Просвещение, 2007 ) в соответствии с требованиями... | Рабочая программа «Этика: Азбука добра» Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления... | ||
Рабочая программа по географии (название учебного предмета, курса,... Программа курса географии 5–9 классов составлена на основе программы География: программа: 5 – 9 классы / А. А. Летягин, И. В. Душина... | Тематическое планирование по географии Класс 7 Учитель Сафина С.... Структура программы определяет общеобразовательный уровень курса в соответствии обязательному минимуму содержания географического... | ||
Рабочая программа по истории (название учебного предмета, курса,... ... | Рабочая программа по истории для 6 класса составлена в соответствии... Программа рассчитана на изучение исторического курса в основной школе в течение 70 часов учебного времени, минимальное количество... | ||
Рабочая учебная программа курса внеурочной деятельности «Художественное творчество» Программа курса Художественное творчество разработана на основе Примерной программы внеурочной деятельности (начальное общее образование)... | Урок с использованием электронных образовательных ресурсов «серная кислота и её свойства» В работе использована программа курса химии для 9 класса общеобразовательных учреждений, ее автор – О. С. Габриелян, учебник – О.... |