Реэмигранты из китая. Вклад в развитие науки и образования красноярского края. Новоселов М. Ю., научный руководитель д-р ист наук Дацышен В. Г





Скачать 67.49 Kb.
НазваниеРеэмигранты из китая. Вклад в развитие науки и образования красноярского края. Новоселов М. Ю., научный руководитель д-р ист наук Дацышен В. Г
Дата публикации04.07.2013
Размер67.49 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
УДК 94(47+57)
РЕЭМИГРАНТЫ ИЗ КИТАЯ. ВКЛАД В РАЗВИТИЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ.

Новоселов М. Ю.,

научный руководитель д-р ист. наук Дацышен В.Г.

Сибирский федеральный университет
В начале 20-х г. XX в. на территории Китая завершилось формирование русскоязычной диаспоры. Образовалось несколько центров русской эмиграции в Китае: Маньчжурия, Синьцзян, Шанхай [1, с. 80]. Первые попытки возвратить эмигрантов на Родину советское правительство стало предпринимать ещё в начале 20-х г. Однако весь процесс возвращения на Родину растянулся до 60-х. г. и происходил в несколько этапов. Последний заключительный этап реэмиграции, который начался в 1954 г., был самым массовым [1, с. 83].

В историографии основное внимание уделяется процессу реэмиграции, адаптации реэмигрантов в Советском Союзе. Например, работы отечественных историков Н. Н Аблажей [2, с. 106], Н. Е Абловой [3, с. 432] и зарубежных исследователей: Ван Чжичэн [4, с. 576], Н. В. Райан [5, с. 208]. Однако реэмиграция в отдельные регионы и вклад реэмигрантов в их развитие обходится вниманием. Среди реэмигрантов был высок процент хорошо образованных людей, которые смогли реализовать себя в сфере науки и образования. Для исследования вклада реэмигрантов в развитие Красноярского края необходимо использование не только данных местных архивов, но и широкое привлечение документов личного происхождения, например, автобиографии, письма и другие документы из семейных архивов. Также к этой группе источников относятся воспоминания вернувшихся на Родину, опубликованные в периодических изданиях. Кроме опубликованных воспоминаний есть и неопубликованные или полученные в результате интервьюирования. В данной работе представлены документы из личных архивов С. В. Петунина, неопубликованные мемуары А. И. Воросовой [6], а также данные, полученные в результате интервьюирования реэмигрантов и их потомков.

В 1954 г в Красноярский край въехало 713 семей реэмигрантов из Китая, в общей сложности 2842 человека. За первую половину 1955 г. в Красноярском крае было размещена 101 семья (489 человек). Таким образом, по имеющимся данным с 1954 г. в течение полутора лет на территории края были размещены 3331 человек, прибывших из Китая [7, с. 174]. Согласно данным статистики Красноярский край был одним из лидеров среди регионов РСФСР в размещении реэмигрантов из КНР.

Постановления правительства определили, что труд переселенцев из КНР может быть использован в совхозах, но при их трудоустройстве предписывалось учитывать специальность и квалификацию. По прибытии на места вселения большинству репатриантов были выделены личные приусадебные участки, многие репатрианты практически сразу же приобрели на личные средства и выделенные при въезде денежные пособия мелкий скот и птицу [8, с. 235].

В сельской местности в основном оседали лишь реэмигранты из Трехречья, которые были привычны к сельскому труду, а большинство реэмигрантов, работавших на целине, были преимущественно городскими жителями и, будучи высококвалифицированными специалистами, покинув целину, смогли успешно работать в других секторах советской экономики, а также заниматься научной деятельностью. Так, например, Е. Таскина и И. Мухин, рассмотрев более 650 биографий реэмигрантов, размещенных в различных республиках и регионах СССР, приводят следующие данные: кандидатами наук стали более 30 реэмигрантов, получили докторскую степень 16 человек, лауреатами государственных премий – 9 человек [9, с. 95].

Среди прибывших из Китая было немало учителей, подготовкой которых к советской системе образования занимались двухгодичные педагогические курсы, созданные в 1951 г. по инициативе администрации Русского отдела департамента народного просвещения в Харбине. Среди учащихся были учителя младших классов, поступившие для повышения квалификации. Занятия проходили по вечерам. Весной 1953 г. состоялись выпускные экзамены [10, с.112]. Прибыв на свою историческую Родину, педагоги продолжили работать по специальности, хотя не всем это удалось сразу, ведь к реэмигрантам относились с осторожностью. Так, например, по воспоминаниям Сковородникова А. П., после того как он перебрался в Красноярск, устроиться работать в школе ему удалось не сразу, хотя вставшие на очередь в гороно после него уже трудоустроились. Только после обращения в горком его взяли на работу учителем [11].

Несмотря на то, что статистика распределения реэмигрантов в Красноярском крае отсутствует, анализ биографий свидетельствует о достижениях реэмигрантов, их значимом вкладе в педагогической и научной деятельности. Подтверждением могут послужить ряд биографий наиболее известных реэмигрантов.

Например, проректор КрасГУ, заслуженный строитель России Елисафенко С. И. Еще в Китае он закончил Харбинский политехнический институт, по специальности инженер-механик путей сообщения. Переехав в Красноярск, работал в строительно-монтажных управлениях, дослужился до должности управляющего трестом. Став проректором КрасГУ, осуществил строительство большого университетского корпуса, 14 раз побывал в разных городах Китая, в том числе в Харбине. По его инициативе в университете было введено изучение китайского и японского языков. Также многое сделал для СФУ (КрасГУ) доктор филологических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования России, заслуженный работник высшей школы, основатель и бессменный руководитель красноярской научной школы риторики Сковородников Александр Петрович. Еще в Харбине он с супругой Натальей Трифоновной закончил педагогические курсы. Приехав с семьей на целину в Ирбейский район Красноярского края село Усть-Яруль, он непродолжительное время руководил агитбригадой. Переехав в г. Красноярск, обучался вместе с женой в Красноярском государственном педагогическом институте (КГПИ). В 1968 г. Александр Петрович стал деканом историко-филологического факультета КГПИ. В 1981 г. А.П. Сковородников был приглашён в Красноярский государственный университет ректором Вениамином Сергеевичем Соколовым для того, чтобы возглавить инициативную группу по созданию филологического факультета. В 1983 г. А. П. Сковородников по приглашению ректора пединститута А.Н. Фалалеева вернулся в КГПИ на должность проректора по научной работе. Вернувшись в КрасГУ, он открывает в 1987 г. кафедру общего языкознания и риторики, которой и заведовал 20 лет. В 1989 г. по приглашению Хэйлуцзянского университета профессор Сковородников побывал в Китае в составе делегации КрасГУ. Одна из главных научных работ А. П. Сковородникова – первый в практике отечественной лексикографии энциклопедический словарь-справочник «Культура русской речи» [11].

Среди преподавателей Красноярского государственного медицинского университета также были реэмигранты. Например, Шарайкина Евгения Павловна – кандидат медицинских наук, профессор кафедры анатомии и начальник учебно-методического управления КрасГМУ; Валентинович Евгений Мечиславович – кандидат медицинских наук, доцент КрасГМУ; [12].

Помимо таких достаточно известных реэмигрантов, сумевших достичь определенных высот в своей профессиональной деятельности, множество других реэмигрантов также работали в сфере образования, они оставили после себя добрую память, а некоторые написали воспоминания и мемуары, которые являются ценным историческим источником не только для изучения эмиграции и реэмиграции, но в них также содержится много важной информации, интересных наблюдений о Китае. В качестве примера можно привести неопубликованные мемуары учителя русского языка и литературы Воросовой Анны Ивановны. Будучи наблюдательным человеком, она детально, обладая литературными способностями, описывает в своих мемуарах географию, климат, природу и ландшафт Маньчжурии. Много внимания она уделила описанию китайского населения, подробно описываются ужасы японской оккупации, жестокое обращение японских властей с населением Китая. Подробно описано освобождение Советской армией Маньчжурии в 1945 г.[6]

Таким образом, на основе имеющихся источников можно сделать следующий вывод: несмотря на изначальную неудачную попытку привлечь реэмигрантов в сельское хозяйство края, вновь прибывшие эмигранты благодаря хорошему образованию, полученному в эмиграции, а также своим деловым качествам достигли высот в профессиональной деятельности, работая в сфере науки и образования Красноярского края они сумели прекрасно проявить свои способности и знания, полученные в эмиграции. Значительное количество учителей среди реэмигрантов объясняется хорошо функционировавшей системой образования в эмиграции и деятельностью педагогических курсов, созданных по инициативе советских властей. Дальнейшее изучение вклада реэмигрантов в развитие науки и образования Красноярского края требует изучения личных дел эмигрантов, большинство из которых в настоящее время недоступны.

Список литературы и источников:
1. Новоселов М. Ю. Процесс и этапы русской реэмиграции из Китая на территорию СССР // Perspektywy rozwoju nauki we współczesnym świecie / Materiały Międzynarodowej Naukowi-Praktycznej Konferencji. Kraków, 2012. С. 80 – 84.

2. Аблажей Н. Н. Репатрианты из КНР в районах освоения целинных залежных земель (1954–1962 гг.) // Гуманитарные науки в Сибири. Серия.: Отечественная история. Новосибирск. 2008. № 2. С. 104–106

3. Аблова Н. Е. КВЖД и российская эмиграция в Китае: международные и политические аспекты истории (первая половина XX в.). М.: НП ИД «Русская панорама», 2004. 432 с.

4. Ван Чжичен. История русской эмиграции в Шанхае. М.: Русский путь, 2008. 576 с.

5. Райан Н. В. Россия-Харбин – Австралия: Сохранение и утрата языка на примере русской диаспоры, проживавшей XX веке вне России. М.: Русский путь, 2005. – 208 с.

6. Воросова Анна Ивановна. Мемуары.

7. Аблажей Н. Н. Репатриация из Китая в 1954–1963 гг. как форма планового сельскохозяйственного переселения // Массовые аграрные переселения на восток России (конец XIX – середина ХХ в.) / Н.Н. Аблажей, С.А. Красильников, Д.Д. Миненков, Г.А. Ноздрин. Новосибирск: изд-во НГУ, 2010.

8. Аблажей Н. Н. С востока на восток: Российская эмиграция в Китае. М.: Логос, 2007. 298 с.

9. Таскина Е., Мухин И. Русские из Китая. Судьбы репатриантов 40-50-х годов XX века // Проблемы Дальнего Востока. 2007. № 3. С. 91-99

10. Педагогические курсы в Харбине (1951 – 1953 г. ) // Политехник. Sydney Australia. – № 10. С. 112

11. Интервью. г. Красноярск. Сковородников Александр Петрович (Харбин), 1929 г.р.

12. Личный архив Петунина Сергея Васильевича.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реэмигранты из китая. Вклад в развитие науки и образования красноярского края. Новоселов М. Ю., научный руководитель д-р ист наук Дацышен В. Г iconКгоу спо «Сосновоборский автомеханический техникум»
РФ, а в 2005 году вновь произошла смена учредителя – им становится Агентство профессионального образования и науки администрации...
Реэмигранты из китая. Вклад в развитие науки и образования красноярского края. Новоселов М. Ю., научный руководитель д-р ист наук Дацышен В. Г iconМинистерство образования и науки красноярского края приказ от 28...
Статьи 126 Семейного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Камчатского края от 19. 12. 2008 №439-п «Об утверждении...
Реэмигранты из китая. Вклад в развитие науки и образования красноярского края. Новоселов М. Ю., научный руководитель д-р ист наук Дацышен В. Г iconИстория становления и развития полевой археографии в сибири в XX...
Развитие умений и навыков детей в различных видах деятельности не возможно без совместной работы дошкольного учреждения с семьёй
Реэмигранты из китая. Вклад в развитие науки и образования красноярского края. Новоселов М. Ю., научный руководитель д-р ист наук Дацышен В. Г iconОтечественная история
В. Гермизеева, канд ист наук, доцент; А. Ф. Букин, канд ист наук, доцент; Т. В. Глазунова, ст преп.; М. Т. Когут, канд ист наук,...
Реэмигранты из китая. Вклад в развитие науки и образования красноярского края. Новоселов М. Ю., научный руководитель д-р ист наук Дацышен В. Г iconН72 Авторы: докт ист ист наук, проф. А. М. Родригес; докт ист наук,...
Новейшая история зарубежных стран. XX век. Пособие для учащихся 10-11 кл общеобразовательных учреждений / Под ред. А. М. Родригеса:...
Реэмигранты из китая. Вклад в развитие науки и образования красноярского края. Новоселов М. Ю., научный руководитель д-р ист наук Дацышен В. Г iconС., Шалатова И. М. научный руководитель проф канд техн наук Васина Г. И
О внесении изменений в приложения к приказу Министерства образования и науки Камчатского края от 31. 01. 2012 №96 «Об организации...
Реэмигранты из китая. Вклад в развитие науки и образования красноярского края. Новоселов М. Ю., научный руководитель д-р ист наук Дацышен В. Г iconУчебного спецкурса* для вузов
Министерства образования и науки Российской Федерации. Проект рнп. 21 491 «Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов...
Реэмигранты из китая. Вклад в развитие науки и образования красноярского края. Новоселов М. Ю., научный руководитель д-р ист наук Дацышен В. Г iconПрограмма по учебному предмету «История Красноярского края» составлена...
На изучение учебного материала по учебному предмету «История Красноярского края» Базисным планом Городокской средней общеобразовательной...
Реэмигранты из китая. Вклад в развитие науки и образования красноярского края. Новоселов М. Ю., научный руководитель д-р ист наук Дацышен В. Г iconПротокол заседания регионального координационного совета общероссийского...
Колесников А. К., руководитель Регионального отделения Пермского края Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное...
Реэмигранты из китая. Вклад в развитие науки и образования красноярского края. Новоселов М. Ю., научный руководитель д-р ист наук Дацышен В. Г iconМинистерство образования и науки российской федерации сибирское отделение...
Тимирязевского образовательного округа Томского района Томской области) (грант №Г 1-80 Минобразования России по фундаментальным исследованиям...
Реэмигранты из китая. Вклад в развитие науки и образования красноярского края. Новоселов М. Ю., научный руководитель д-р ист наук Дацышен В. Г iconПо истории соответствующей отрасли науки утверждается на кафедре,...
Прием 2011 г. / Российский государственный гуманитарный университет, Управление аспирантурой и докторантурой; сост.: канд ист наук...
Реэмигранты из китая. Вклад в развитие науки и образования красноярского края. Новоселов М. Ю., научный руководитель д-р ист наук Дацышен В. Г iconИстория россии
М. М. Горинов (раздел II гл. 5 § 1 — 5), докт ист наук А. С. Сенявский (раздел II гл. 5 § 6), канд ист наук А. А. Печенкин (раздел...
Реэмигранты из китая. Вклад в развитие науки и образования красноярского края. Новоселов М. Ю., научный руководитель д-р ист наук Дацышен В. Г iconЗаседание рмо учителей изо с повесткой дня
Колесников А. К., руководитель Регионального отделения Пермского края Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное...
Реэмигранты из китая. Вклад в развитие науки и образования красноярского края. Новоселов М. Ю., научный руководитель д-р ист наук Дацышен В. Г iconИнвестиционная стратегия красноярского края на период до 2030 года
Характеристика основных показателей инвестиционной деятельности Красноярского края 2
Реэмигранты из китая. Вклад в развитие науки и образования красноярского края. Новоселов М. Ю., научный руководитель д-р ист наук Дацышен В. Г iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
В соответствии со статьей 103 Устава Красноярского края, статьей 15 Закона Красноярского края от 02. 11. 2000 n 12-961 "О защите...
Реэмигранты из китая. Вклад в развитие науки и образования красноярского края. Новоселов М. Ю., научный руководитель д-р ист наук Дацышен В. Г iconVi международная научно-практическая конференция «Современные проблемы...
Научный журнал «Студенческий научный вестник России» секция Экономика и управление (Россия, Краснодар 30 марта 2013 г., срок заявок:...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск