Скачать 403.22 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) Утверждаю ________________________ декан факультета / института «___» ___________ 20__ года рабочая Программа учебной дисциплины Б.3.В.16 ВВЕДЕНИЕ В СЛАВЯНСКУЮ ФИЛОЛОГИЮ Трудоемкость (в зачетных единицах) – 3 Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование Профиль подготовки Русский язык Квалификация (степень) выпускника бакалавр 1. Цели изучения дисциплины. Дисциплина «Введение в славянскую филологию» изучается с целью создания теоретических основ для сравнительно-сопоставительного изучения славянских языков и культур. В число основных задач дисциплины входит формирование у студентов базовых знаний о генезисе, истории, культуре и языках славянских народов, умений видеть межъязыковые славянские соответствия на разных уровнях языковой системы и распознавать славянские письменные тексты по их языковой принадлежности, а также интерпретировать языковые факты в аспекте репрезентации славянской картины мира. 2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы. Дисциплина «Введение в славянскую филологию» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин ООП. Для освоения дисциплины «Введение в славянскую филологию» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «История» (в разделе «История славянского мира»), «Теория языка» (прежде всего в разделах «Классификации языков», «Образование и историческое развитие языков», «Лингвистические методы», отчасти в разделах «Фонетика», «Лексика». «Грамматика», «Письмо»), «Фольклор и древние литературы» (прежде всего в разделе «Славянская мифология»), «Польский язык», а также освоенных разделов дисциплины «Современный русский литературный язык». Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Старославянский язык», «Историческая грамматика». 3. Требования к уровню освоения программы. Процесс изучения дисциплины направлен в первую очередь на формирование ряда специальных компетенций:
Кроме того, в рамках изучения дисциплины у студента дополнительно формируется ряд общекультурных и профессиональных компетенций:
В результате освоения дисциплины студент должен:
4. Общая трудоемкость дисциплины 3 зачетные единицы и виды учебной работы.
5. Содержание учебной дисциплины. 5.1. Разделы учебной дисциплины.
5.2. Содержание разделов дисциплины. 1. Предмет и задачи славянской филологии, ее место среди других филологических дисциплин. Славянская филология и славяноведение. Основные разделы славяноведения. Сравнительно-исторический и сопоставительный методы в славяноведении. Структура вводного курса славянской филологии. Смежные дисциплины. 2. Славяне как этническое единство. Обзор современного славянства. Понятие этноса. Типы этнических общностей, принципы их выделения. Признаки славянского этнического единства. Понятие этнонима. Автоэтнонимы и аллоэтнонимы (экзоэтнонимы). Мотивированность этнонимов. Этимология славянских этнонимов. Славяне в современном мире: славянские народы, их численность, территория расселения, отношение к государственности, культурные центры. 3. Этногенез и древнейшая история славян. Проблема славянской прародины. Данные археологии, истории и лингвистики в вопросе определения прародины славян; роль топонимики, фитонимики и древнейших заимствований. Основные гипотезы об исконной территории обитания славян (дунайская /балканская/, висло-одерская /«польско-автохтонная»/, гипотеза о двух прародинах, среднеднепровская и др.). Древнейшие сведения о славянах у античных и средневековых авторов (греческие, латинские, восточные источники): этнонимы, территория расселения, численность, род занятий и обычаи, язык. Ранние государства и государственные объединения славян (Само, Карантанское княжество (Хорутания), Первое Болгарское царство, Великая Моравия, Чешское княжество, Великая Польша, Хорватское княжество, Сербское княжество, Паннонское (Блатенское) княжество, Русский каганат и др.) и их историческая судьба. 4. Материальная и духовная культура славян по данным их языка. Социальная организация: племя, род, семья, вождь. Право, закон, суд. Быт и хозяйство: жилище, ремесла, скотоводство, земледелие, бортничество, торговля. Представление о человеке: анатомическое строение, болезни; душа, чувства, мышление, память, речь. Представления об окружающей природе: растения, животные, цвета, рельеф, время. Математические сведения: счет, геометрические представления. Искусство: пение, музыкальные инструменты, танцы, ваяние, рисование. Славянское язычество, его связь с индоевропейской традицией. Оппозиции «жизнь – смерть», «чет – нечет», «белый – черный» и др. в системе мифологических представлений древних славян. Пантеон восточных славян, локальные культы балтийских славян; низшие божества славянской мифологии. Погребальные обряды. Календарные и аграрные праздники, их религиозно-магическое значение и обрядовая сторона. Распространение христианства у славян. Двоеверие и проблема «креолизации» религиозных систем. 5. Славянские языки. Проблемы генеалогической классификации славянских языков. Вопрос о границах между языком и диалектом в составе славянской группы. Мертвые славянские языки (старославянский, полабский и др.). Особенности графики, орфографии, фонетики, грамматики и словаря современных славянских языков, краткая история их формирования: восточнославянские языки (русский, украинский, белорусский); западнославянские языки (польский, чешский, словацкий, серболужицкие); южнославянские языки (сербохорватский /сербскохорватский/, словенский, болгарский, македонский). История формирования славянских литературных языков; диалектное членение славянских языков. 6. Краткий очерк истории славянской филологии. Предпосылки возникновения и зарождение славянской филологии. Основоположники славянской филологии Й. Добровский, А. Х. Востоков, В. Копитар. Русские славистические кружки Н. П. Румянцева и А. С. Шишкова. Деятельность Российской Академии наук, университетских славистов (В. И. Григорович, И. И. Срезневский). Пражская и венская школы славянской филологии (Й. Юнгман. П. Й. Шафарик, В. Караджич, Ф. Миклошич и др.). Славистика и младограмматизм. Школы Ф. Ф. Фортунатова и А. А. Шахматова. Филологическая и компаративистская традиции в славянском языкознании первой половины XX в. Синхронно-описательная славистика: от работ И. А. Бодуэна де Куртенэ к исследованиям Пражского лингвистического кружка. Славянская филология во второй половине XX в.: основные направления и центры исследований; публикации литературных и диалектных словарей, атласов и грамматик славянских языков; периодические издания славистической направленности; международные съезды славистов. 5.3. Лабораторный практикум. Не предусмотрен. |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |