Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф





Скачать 138.71 Kb.
НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф
Дата публикации09.04.2015
Размер138.71 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ

Декан ПФ

___________ Г.Ю. Титова

«___» __________ 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СДМ.В.03 Вербальный имидж педагога

Направление подготовки 050700.68 Педагогика
Профиль подготовки Начальное образование
Степень (квалификация) выпускника магистр педагогики

г. Томск – 2011

1.Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины «Вербальный имидж педагога» заключается в ознакомлении магистрантов с составляющими вербального имиджа как необходимого компонента профессиональной компетентности педагога, а также условиями, техниками и приемами формирования позитивного вербального имиджа.

Курс предназначен для решения следующих задач:

  • овладение понятийным аппаратом, необходимым для изучения феномена вербального имиджа (речевое поведение, речевая деятельность, речевая компетентность, речевое общение, аттракция, культура речи и др.);

  • формирование общей коммуникативной компетентности как способности индивида к общению в различной ситуациях профессионального и личностного общения;

  • развитие общеречевых умений, связанных с техникой речи, мастерством публичного выступления и речевой культурой применительно к устной и письменной формам профессиональной речи педагога.


2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения названного курса студенты должны знать:

- содержание основных понятий, составляющими сущность вербального имиджа (коммуникативная компетентность; речевое поведение, персональный имидж, речевая культура и др.)

- условия и техники формирования позитивного вербального имиджа педагога

Уметь:

-интонировать устную речь с учетом темпа, выразительности, четкой дикции

-структурировать текст публичного выступления, выбирая эффективные речевые приемы;

-соблюдать речевые нормы и правила коммуникативного поведения, включая правила говорения и слушания;

-критически оценивать собственный речевой опыт в профессиональной сфере.

Владеть:

-речевым самоконтролем;

- техниками продуктивного общения с воспитанниками и взрослыми;

-эффективными приемами вербальной самопрезентации
3.Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

12

Общая трудоемкость дисциплины


100

100

Аудиторные занятия

51

51

Лекции

34

34

Практические занятия

17

17

Семинары

-

-

Лабораторные работы

-

-

И (или) другие виды аудиторных занятий

-

-

Самостоятельная работа

49

49

Курсовой проект (работа)







Расчетно-графические работы







Реферат







И (или) другие виды самостоятельной работы







Вид итогового контроля

зачет

зачет


4.Содержание дисциплины

4.1.Разделы дисциплины и виды занятий


№ п/п

Раздел дисциплины

лекции

Практ. занятия

Самост. работа

I. Погружение в содержание курса «Вербальный имидж педагога»

1.

Вербальный имидж как составная часть профессиональной компетентности педагога.

2




5

2.

Компоненты позитивного вербального имиджа педагога

2

2

5

II. Голос как основной инструмент реализации вербального имиджа педагога

3.

Голос, его характеристики. «Враги» хорошего голоса.

4

2

5

4.

Способы и приемы улучшения собственного голоса.

4

2

5


III. Культура профессионального речевого общения как компонент вербального имиджа педагога

5.

Коммуникативная компетентность педагога.

4




5

6.

Словесные конструкции, «подогревающие» общение.

4

2

5


7.

Техники эффективного слушания.

2

2

5

.8

Культура устной и письменной речи педагога

4

2

5

IV. Мастерство публичного выступления педагога

9.

Структура и композиция текста публичного выступления.

4

2

5

10.

Секреты хорошего выступления, речевая самопрезентация.

4

3

4




ИТОГО

34

17

49


4.2.Содержание разделов дисциплины
Раздел I. Погружение в содержание курса «Вербальный имидж педагога»

Определение понятия «персональный имидж» и «вербальный имидж» как его компонент. Имидж и образ. Речевая деятельность, речевое поведение, речевая (коммуникативная) компетентность. Анализ вредных речевых привычек педагога и способы их преодоления. Из чего складывается позитивный вербальный имидж человека? Правила говорения. Профессиональная компетентность и вербальный имидж педагога.
Раздел II. Голос как основной инструмент реализации вербального имиджа педагога

Голос и его характеристики. Правила обращения с собственным голосом, направленные на его сохранение, изучение и улучшение. «Хорошие» и «плохие» голоса. Особенности мужских и женских голосов. Перенапряжение и волнение – два основных врага хорошего голоса. Способы и техники коррекции голоса: работа над дикцией и артикуляцией (коррекция дикционной «неряшливости»); соблюдение оптимального темпа речи, смена темпа, факторы влияния на темп речи; соблюдение пауз (грамматических и неграмматических); приемы развития выразительности звучания (дыхание, тембр, сила звучания). «Разметка текста» и его интонированное прочтение

Раздел III. Культура профессионального речевого общения

как компонент вербального имиджа педагога

Коммуникативная компетентность и способы ее проявления в общении. Виды, функции и средства общения. Коммуникативный контакт. Понятие аттракции, правило «Трех плюсов»: улыбка, комплимент, обращение по имени. Формулы обращения к собеседнику. Соблюдение дистанции (зоны) в общении. Правила прикосновения. Оформление пространства коммуникативного контакта: физические барьеры, их снятие. Зрительный контакт собеседников: виды взгляда, его функции, факторы влияния на частоту зрительного контакта.

Словесные конструкции, «подогревающие» общение. Техника задавания вопросов: виды вопросов, правила их постановки, распределение вопросов по фазам коммуникативного контакта. Созидающие реплики, умеренные высказывания, «Мы – подход», «Я – высказывания». Словесные барьеры. Типы речевого поведения

Умение слушать как составляющая позитивного вербального имиджа. Слушание как вид речевой деятельности. Типы слушателей. Типичные ошибки при слушании и их причины. Виды слушания: критическое и эмпатическое. Техника формирования пассивного и активного эмпатического слушания. Поддержка, уяснение и комментирование при эмпатическом слушании.

Культура устной и письменной речи педагога. Экономность и чистота речи. Правила переделки письменного текста в устный. Письменная методическая и научная продукция как показатель вербального имиджа педагога

Раздел IV. Мастерство публичного выступления педагога

Понятие ораторской речи. Оратор-драматург, режиссер, актер. «Симптомы» ораторской лихорадки. Приемы преодоления сценического страха. Подготовленное выступление – основное условие избавления от аудиторного шока. Приемы подготовки. Сбор материала, его оформление и расположение, подготовка и способы оформления рукописи.

Композиция и словесное выражение публичной речи. Приемы эффективного вступления и заключения. Методы построения основной части. Словесное выражение замысла речи в устном выступлении. Экономность и чистота речи, использование риторических средств; перевод письменного текста в текст устного выступления. Типичные речевые ошибки и недочеты в устной публичной речи.

Секреты хорошего выступления. Оформление рукописи, форма преподнесения материала. Контакт со слушателями – заветная мечта выступающего: приемы владения аудиторией и поддержания внимания. Речевой имидж оратора (первое впечатление, речевое поведение, техника речи). Анализ и оценка выступления. Что такое хорошая самопрезентация?
5.Лабораторный практикум
Не предусмотрен.
6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1.Рекомендуемая литература

а) основная литература:

  1. Бредемайер, К. Провоцирующая риторика? Меткий ответ! / К. Бредермайер. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 272 с.

  2. Введенская, Л. А. Деловая риторика: учебное пособие для вузов / Л. А. Введенская,

Л. Г. Павлова. – Ростов н/Д, 2008. – 512 с.

  1. Грейс, Н. Приемы развития памяти, внимания и речи / Н. Грейс. – СПб : Питер, 2008. – 192 с.

  2. Ежова, Н. Н. Научись общаться! : коммуникативные тренинги / Н. Н. Ежова. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 249 с.

  3. Панасюк, А. Ю. Как убеждать в своей правоте : современные психотехнологии убеждающего воздействия / А. Ю. Панасюк. - М., 2001. -312 с.

  4. Ханин, М. И. Практикум по культуре речи, или как научиться красиво и убедительно говорить. – СПб., 2002. – 192 с.

Б) дополнительная

  1. Вагапова, Д. З. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах / Д. З. Вагапова. – М., 1999.

  2. Веденская, Л. А. Культура и искусство речи (современная риторика) / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. - Ростов н/Д , 2003. - 576 с.

  3. Гольдин, В. Е. Этикет и речь / В. Е. Гольдин. – Саратов, 1978, 110 с.

  4. Голуб, И. Б., Книга о хорошей речи / И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. – М, 1997. - 268 с.

  5. Далецкий, Ч. Риторика : заговори, и я скажу, кто ты : учебное пособие / Ч. Далецкий. - М., 2003. – 488 с.

  6. Егидес, А. П. Лабиринты общения / А. Едигес. - М., 1999. – 392 с.

  7. Ивин, А. А. Риторика : искусство убеждать: учебное пособие /А. А. Ивин. – М., 2002. - 304 с.

  8. Казарцева, О. М. Культура речевого общения : теория и практика обучения : учебное пособие / О. М. Казарцева. – М., 2003. – 496 с.

  9. Карнеги, Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично / Д. Карнеги. - М., 1989. - 448 с.

  10. Клубков, П. А. Говорите, пожалуйста, правильно / П. А. Клубков. – СПб., 2000. –192 с.

  11. Кинг Л. Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно. Секреты общения; пер. с англ. / Л. Кинг. - СПб., 1999. - 240 с.

  12. 11Леммерман Х. Учебник риторики : тренировка речи с упражнениями; пер. с нем. / Х. Леммерман. – М., 1998. – 256 с.

  13. Мучник, Б. С. Основы стилистики и редактирования : учебное пособие для средней и высшей школы / Б. С. Мучник. – Ростов- на- Дону, 1997.

  14. Панкратов, В. Н. Психология успешного взаимодействия : практические рекомендации / В. Н. Панкратов. Серия «Психология бизнеса и управления».- М., 1999.- 128 с.

  15. Пиз, А. Язык телодвижений (как читать мысли других по их жестам); пер. с англ. / А. Пиз.- СПб., 1997, 248 с.

  16. Плещенко, Т. П. Стилистика и культура речи. Практические занятия : учебное пособие для студентов вузов / Т. П. Плещенко, Н. В. Федотова,

  17. Р. Г.Чечет. – Минск, 1999.

  18. Розенталь, Д. Э., Голуб. И. Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. – М., 1996.

  19. Сергеечева, В. Азы общения / В. Сергеечева – СПб., 2002.- 224 с.

  20. Стешов, А. В. Устное выступление : логика и композиция / Л.,1989 - 32 с.

  21. Томсон, П. Самоучитель общения / П. Томпсон. – СПб., 2000. – 256 с.

  22. Успенский, Л. В. Культура речи (размышления писателя) / Л. В. Успенский. - М., 1997.- 96 с.

  23. Фомин, Н. А. Психология делового общения / Н. А. Фомин. –Минск, 1999

  24. Журнал «PR-диалог» - www.pr-dialog.ru

25. Журнал “Советник” - www.SOVETNIK.ru

26. Журнал «Сообщение» – www.soob.ru

27. Журнал PR-Week - www.prwekuk.com

28. http//:www.sbq.ac.at/cerp (Европейская конфедерация связей с общественностью (CERP)

29. http//:www.ipranet.ru (Международная Ассоциация по связям с общественностью (IPRA)
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Рабочие программы дисциплины, разработанные преподавателями кафедры ПиМНО. Видео-уроки и видеозанятия.
7.Материально-техническое обеспечение дисциплины
Учебные фильмы. Аудиторный фонд, компьютерные классы.
8.Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины
8.1.Методические рекомендации преподавателю
Основные формы организации обучения: проведение лекций (в виде традиционных и интерактивных); практических / семинарских занятий (в виде деловых игр, мозговых штурмов, актуализации личностного и профессионального опыта, работы по микрогруппам – решение коммуникативных задач, групповая дискуссия, различные формы самостоятельной работы студентов, консультации, зачет.

Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование методической и психолого-педагогической научной литературы, ведение терминологического словаря, проектирование коммуникативных ситуаций, выполнение тематических творческих заданий, написание эссе, экспертиза. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом.

8.2.Методические указания для студентов
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий

для самостоятельной работы
Раздел 1

  1. Составление аналитической таблицы «Для профессионального речевого поведения вредна привычка….»

  2. Написание эссе «Человек, вербальный имидж которого меня привлекает».


Раздел 2


  1. Составление разметки текста и подготовка его к выразительному прочтению

  2. Составление картотеки упражнений для отработки дикции.


Раздел 3

  1. Анализ видеоматериалов по определению речевого поведения педагога.

  2. Разработка экспертной карты анализа вербального имиджа педагога.

  3. Написание аналитических комментариев к профессионально-речевым ситуациям.


Раздел 4
1.Подготовка текста публичного выступления, его редактирование.

2.Переконструирование письменного текста в текст устного выступления.

3.Разработка экспертной карты по анализу текста публичного выступления.

4.Заполнение итоговой рефлексивной карты по всему курсу.

Примерный перечень вопросов к зачету (12 сем.)


  1. Соотнесение понятий «речевая деятельность», «речевое поведение», «речевая компетентность», «вербальный имидж».

  2. Физиологические и речевые правила обращения с голосом.

  3. Приемы отработки четкой дикции.

  4. Способы работы над темпом речи.

  5. Факторы, влияющие на темп речи.

  6. Приемы преодоления ораторской лихорадки.

  7. Этапы подготовки публичного выступления.

  8. Элементы композиции публичной речи, понятие хорошего вступления и заключения.

  9. Коррекция типичных речевых недочетов в публичном выступлении.

  10. Способы поддерживания внимания слушателей.

  11. Что такое аттракция и как ее достигать в коммуникативном контакте?

  12. Соблюдение дистанций в общении.

  13. Правила реализации зрительного контакта.

  14. Виды вопросов, правила их использования.

  15. Словесные конструкции, поддерживающие и тормозящие общение.

  16. Типичные ошибки при слушании и их причины, типы «неслушателей».

  17. Приемы пассивного эмпатического слушания.

  18. Приемы активного эмпатического слушания.

  19. Правила эффективного слушания.

  20. Компоненты позитивного вербального имиджа.

  21. Коммуникативная компетентность педагога, ее компоненты.

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 050700.68 «Педагогика» - магистерская программа : Начальное образование.
Рабочую программу учебной дисциплины составила:
Д.п.н., доцент кафедры

педагогики и методики

начального образования С.И. Поздеева

Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры педагогики и методики начального образования,

протокол № ______ от «___» __________ 2011 г.
Зав. кафедрой

педагогики и методики

начального образования С.И. Поздеева

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией педагогического факультета ТГПУ
Председатель методической

комиссии ПФ Т.Н. Яркина

Согласовано:

Декан педагогического факультета Г..Ю. Титова

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Учебная дисциплины Гиревой спорт относится к дисциплине по выбору студента б в. 16, вариативная часть
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Направленность содержания занятий по физической культуре должна быть посвящена решению образовательных, воспитательных, оздоровительных,...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Целью дисциплины является формирование профессиональных знаний и умений теории и методики восстановительных средств в области физкультурно-оздоровительной...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Лфк; показания, ограничения и противопоказания к физической нагрузке у различных групп населения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск