Скачать 138.71 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) УТВЕРЖДАЮ Декан ПФ ___________ Г.Ю. Титова «___» __________ 2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СДМ.В.03 Вербальный имидж педагога Направление подготовки 050700.68 Педагогика Профиль подготовки Начальное образование Степень (квалификация) выпускника магистр педагогики г. Томск – 2011 1.Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины «Вербальный имидж педагога» заключается в ознакомлении магистрантов с составляющими вербального имиджа как необходимого компонента профессиональной компетентности педагога, а также условиями, техниками и приемами формирования позитивного вербального имиджа. Курс предназначен для решения следующих задач:
2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате изучения названного курса студенты должны знать: - содержание основных понятий, составляющими сущность вербального имиджа (коммуникативная компетентность; речевое поведение, персональный имидж, речевая культура и др.) - условия и техники формирования позитивного вербального имиджа педагога Уметь: -интонировать устную речь с учетом темпа, выразительности, четкой дикции -структурировать текст публичного выступления, выбирая эффективные речевые приемы; -соблюдать речевые нормы и правила коммуникативного поведения, включая правила говорения и слушания; -критически оценивать собственный речевой опыт в профессиональной сфере. Владеть: -речевым самоконтролем; - техниками продуктивного общения с воспитанниками и взрослыми; -эффективными приемами вербальной самопрезентации 3.Объем дисциплины и виды учебной работы
4.Содержание дисциплины 4.1.Разделы дисциплины и виды занятий
4.2.Содержание разделов дисциплины Раздел I. Погружение в содержание курса «Вербальный имидж педагога» Определение понятия «персональный имидж» и «вербальный имидж» как его компонент. Имидж и образ. Речевая деятельность, речевое поведение, речевая (коммуникативная) компетентность. Анализ вредных речевых привычек педагога и способы их преодоления. Из чего складывается позитивный вербальный имидж человека? Правила говорения. Профессиональная компетентность и вербальный имидж педагога. Раздел II. Голос как основной инструмент реализации вербального имиджа педагога Голос и его характеристики. Правила обращения с собственным голосом, направленные на его сохранение, изучение и улучшение. «Хорошие» и «плохие» голоса. Особенности мужских и женских голосов. Перенапряжение и волнение – два основных врага хорошего голоса. Способы и техники коррекции голоса: работа над дикцией и артикуляцией (коррекция дикционной «неряшливости»); соблюдение оптимального темпа речи, смена темпа, факторы влияния на темп речи; соблюдение пауз (грамматических и неграмматических); приемы развития выразительности звучания (дыхание, тембр, сила звучания). «Разметка текста» и его интонированное прочтение Раздел III. Культура профессионального речевого общения как компонент вербального имиджа педагога Коммуникативная компетентность и способы ее проявления в общении. Виды, функции и средства общения. Коммуникативный контакт. Понятие аттракции, правило «Трех плюсов»: улыбка, комплимент, обращение по имени. Формулы обращения к собеседнику. Соблюдение дистанции (зоны) в общении. Правила прикосновения. Оформление пространства коммуникативного контакта: физические барьеры, их снятие. Зрительный контакт собеседников: виды взгляда, его функции, факторы влияния на частоту зрительного контакта. Словесные конструкции, «подогревающие» общение. Техника задавания вопросов: виды вопросов, правила их постановки, распределение вопросов по фазам коммуникативного контакта. Созидающие реплики, умеренные высказывания, «Мы – подход», «Я – высказывания». Словесные барьеры. Типы речевого поведения Умение слушать как составляющая позитивного вербального имиджа. Слушание как вид речевой деятельности. Типы слушателей. Типичные ошибки при слушании и их причины. Виды слушания: критическое и эмпатическое. Техника формирования пассивного и активного эмпатического слушания. Поддержка, уяснение и комментирование при эмпатическом слушании. Культура устной и письменной речи педагога. Экономность и чистота речи. Правила переделки письменного текста в устный. Письменная методическая и научная продукция как показатель вербального имиджа педагога Раздел IV. Мастерство публичного выступления педагога Понятие ораторской речи. Оратор-драматург, режиссер, актер. «Симптомы» ораторской лихорадки. Приемы преодоления сценического страха. Подготовленное выступление – основное условие избавления от аудиторного шока. Приемы подготовки. Сбор материала, его оформление и расположение, подготовка и способы оформления рукописи. Композиция и словесное выражение публичной речи. Приемы эффективного вступления и заключения. Методы построения основной части. Словесное выражение замысла речи в устном выступлении. Экономность и чистота речи, использование риторических средств; перевод письменного текста в текст устного выступления. Типичные речевые ошибки и недочеты в устной публичной речи. Секреты хорошего выступления. Оформление рукописи, форма преподнесения материала. Контакт со слушателями – заветная мечта выступающего: приемы владения аудиторией и поддержания внимания. Речевой имидж оратора (первое впечатление, речевое поведение, техника речи). Анализ и оценка выступления. Что такое хорошая самопрезентация? 5.Лабораторный практикум Не предусмотрен. 6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1.Рекомендуемая литература а) основная литература:
Л. Г. Павлова. – Ростов н/Д, 2008. – 512 с.
Б) дополнительная
25. Журнал “Советник” - www.SOVETNIK.ru 26. Журнал «Сообщение» – www.soob.ru 27. Журнал PR-Week - www.prwekuk.com 28. http//:www.sbq.ac.at/cerp (Европейская конфедерация связей с общественностью (CERP) 29. http//:www.ipranet.ru (Международная Ассоциация по связям с общественностью (IPRA) 6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины Рабочие программы дисциплины, разработанные преподавателями кафедры ПиМНО. Видео-уроки и видеозанятия. 7.Материально-техническое обеспечение дисциплины Учебные фильмы. Аудиторный фонд, компьютерные классы. 8.Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины 8.1.Методические рекомендации преподавателю Основные формы организации обучения: проведение лекций (в виде традиционных и интерактивных); практических / семинарских занятий (в виде деловых игр, мозговых штурмов, актуализации личностного и профессионального опыта, работы по микрогруппам – решение коммуникативных задач, групповая дискуссия, различные формы самостоятельной работы студентов, консультации, зачет. Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование методической и психолого-педагогической научной литературы, ведение терминологического словаря, проектирование коммуникативных ситуаций, выполнение тематических творческих заданий, написание эссе, экспертиза. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом. 8.2.Методические указания для студентов Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы Раздел 1
Раздел 2
Раздел 3
Раздел 4 1.Подготовка текста публичного выступления, его редактирование. 2.Переконструирование письменного текста в текст устного выступления. 3.Разработка экспертной карты по анализу текста публичного выступления. 4.Заполнение итоговой рефлексивной карты по всему курсу. Примерный перечень вопросов к зачету (12 сем.)
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 050700.68 «Педагогика» - магистерская программа : Начальное образование. Рабочую программу учебной дисциплины составила: Д.п.н., доцент кафедры педагогики и методики начального образования С.И. Поздеева Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры педагогики и методики начального образования, протокол № ______ от «___» __________ 2011 г. Зав. кафедрой педагогики и методики начального образования С.И. Поздеева Рабочая программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией педагогического факультета ТГПУ Председатель методической комиссии ПФ Т.Н. Яркина Согласовано: Декан педагогического факультета Г..Ю. Титова |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Учебная дисциплины Гиревой спорт относится к дисциплине по выбору студента б в. 16, вариативная часть | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Направленность содержания занятий по физической культуре должна быть посвящена решению образовательных, воспитательных, оздоровительных,... | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Целью дисциплины является формирование профессиональных знаний и умений теории и методики восстановительных средств в области физкультурно-оздоровительной... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Лфк; показания, ограничения и противопоказания к физической нагрузке у различных групп населения |