Скачать 380.92 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) УТВЕРЖДАЮ Декан ПФ ___________ Г.Ю. Титова «___» __________ 2011г. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ДПП.Ф.17 — Литература с основами литературоведения г. Томск – 2011 1.Цели и задачи дисциплины Цель: изучение основных закономерностей развития литературного процесса. литературоведческих понятий, проблем современного литературного процесса. Задачи: - познакомить студентов с природой, структурой и особенностями художественной литературы; - систематизировать знания понятийно-терминологического аппарата литературоведения (основные термины, тропы, стиховедческие понятия); - познакомить с методами анализа художественного произведения; - углубить понятия о художественном методе, направлении, жанре, стиле. - сформировать представления о закономерностях литературного процесса, этапах и направлениях его становления в России; - выработать навыки анализа художественных текстов разной эстетической природы в их типологических, исторических проявлениях и неповторимости авторских решений. 2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины - представлять основания периодизации истории отечественной литературы, - знать о своеобразии каждого ее периода, о доминирующих в нем направлениях (творческих методах: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм) и эстетических системах (модернизм, авангард, постмодернизм), - иметь навыки профессионального литературоведческого анализа художественных произведений в аспекте исторической поэтики, жанрово-родовой природы, индивидуально-творческих достижений отдельных авторов, - аргументированно высказывать суждения на заданную тему со ссылками на анализируемый текст, с использованием соответствующих понятий и терминов теории литературы. 3.Объем дисциплины и виды учебной деятельности
4.Содержание дисциплины 4.1.Разделы дисциплины и виды занятий
4.2.Содержание разделов дисциплины 1. Фольклористика – наука о фольклоре. Специфические особенности фольклора как искусства слова. Жанровый состав фольклора, жанрообразующие признаки. Обрядовый и необрядовый фольклор. Понятие фольклоризма писателя. Разные типы фольклоризма.Фольклор в детском творчестве. Фольклор в школьном изучении. Народные сказки, жанровые разновидности, кумулятивные сказки. Былины, их жанровые разновидности. Малые жанры фольклора. 2. Предмет литературоведения. Цели и задачи изучения. Литературоведческие школы. Литература – искусство слова. Специфика литературы как вида искусства.Литературоведение в системе других наук. Проблема интегрированного знания. Систематика литературоведения. Литературоведческие школы (мифологическая, историческая, заимствования, компаративистики и т.д.). Основные и вспомогательные дисциплины: текстология, герменевтика, критика текста, источниковедение, палеография, библиография и др. Связь литературоведения с другими науками (лингвистикой, историей, фольклористикой, философией, аксиологией, религиоведением, этикой, эстетикой, психологией и др.). Связь литературы - искусства слова с другими его видами (музыкой, живописью, кино, театром и т.д.). 3.Литература как часть культуры. Основные этапы истории литературы. Древнерусская литература. Жанры и особенности ДРЛ. Медиевистика – наука о ДРЛ. Предпосылки возникновения древнерусской литературы. Своеобразие ДРЛ. Проблема периодизации ДРЛ. Жанры древнерусской книжности. Взаимодействие устной и письменной тенденций в развитии ДРЛ. «Слово о полку Игореве». Традиции русской книжности и фольклорных жанров. Авторская позиция, жанровая природа, особенности стиля. Идея «Слова» и формы ее реализации в древнерусском памятнике. Образная система в «Слове». Литература периода феодальной раздробленности, татаро-монгольского нашествия. Воинские повести. Повести о татаро-монгольском нашествии. Композиция воинской повести. Основные принципы изображения исторических событий. Осмысление нашествия как наказание за грехи. «Слово о погибели Русской земли». Литература периода Московской Руси. Особенности русской литературы XVI в. Демократическая литература XVII в. Появление реалистических элементов в русской литературе. Морально-дидактические и бытовые повести XVII в. («Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Карпе Сутулове», «Повесть о Фроле Скобееве»). Конфликт «отцов и детей» и его отражение в русских повестях XVII в. Сатирические произведения XVII в. («Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Калязинская челобитная»). 4. Анализ «Повести временных лет», «Жития Сергия Радонежского», «Повести о Петре и Февронии Муромских». Русское летописание. «Повесть временных лет». Формы летописного повествования. Эпический стиль в ПВЛ. Литература Киевской Руси. Житийная литература. Понятие житийного канона. Характерные образцы жанра жития. Оригинальные русские жития. Герой житийной литературы. Композиция житийных памятников. Творчество Епифания Премудрого («Житие Сергия Радонежского»). «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Синтез элементов жития и бытовой повести. Эпический стиль в повести. 5. Основные литературоведческие термины и понятия. Литературное произведение как единое целое. Основные компоненты содержания литературного произведения. Анализ эпического произведения Содержание – основной идейно-эмоциональный смысл произведения (буквальный, исторический, реальный). Тема (тематика), проблема (проблематика), идея (пафос), характеры, обстоятельства. Анализ повести Н.В. Гоголя «Шинель». 6. Поэтические средства художественной выразительности. Тропы. Язык художественного произведения. Тропы. Язык художественного произведения как элемент стиля. Речь автора и действующих лиц. Поэтические средства художественной выразительности (эпитет, сравнение, метафора, метонимия, гипербола, оксюморон и т.д.). 7. Литературное произведение как единое целое. Основные компоненты формы литературного произведения. Анализ лиро-эпического произведения. Стиль, жанр, композиция, художественная речь. Анализ лиро-эпической поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича». 8. Основные этапы истории литературы. Литературная сказка XIX в. Народная и литературная сказка, их сходство и различие. Стихотворные и прозаические литературные сказки. Анализ литературных сказок. Сказки А.С. Пушкина, П. Ершова, В.И. Даля, М.Ю. Лермонтова, В.Ф. Одоевского, А. Погорельского, С.Т. Аксакова, А.Н. Толстого и т.д. 9.Основные этапы истории литературы. Содержательно-формальные компоненты художественного произведения. Анализ лирического произведения. Сюжет, фабула, конфликт. Анализ стихотворений А.С. Пушкина «Анчар», «Пророк», «Памятник»; стихотворений М.Ю. Лермонтова «Пророк», «Три пальмы»; стихотворения В.С. Соловьева «Пророк». 10. Основы стиховедения. Системы стихосложения. Рифма, виды рифм. Строфа. Стихотворные размеры и т.д. 11. Основные этапы истории литературы. Басенное творчество И.А. Крылова. Жанрообразующие признаки басни. Басни Эзопа, Лафонтена, И. Дмитриева, Хемницера у истоков басенного творчества И.А.. Крылова. Тематика басен Крылова. Художественные особенности басен.12. 12. Личность и творчество А.С. Пушкина. Основные этапы творчества. Творчество А.С. Пушкина. Начало пути. Поэма «Руслан и Людмила». Полемика с В.А.Жуковским о способе обработки фольклора. Авторское начало в поэме. Лирика Пушкина петербургского периода. Проблематика и поэтика. Философская лирика. Сказки. Фольклоризм Пушкина. 13.Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов – «второй поэт, вторая сила» Личность и творчество. Своеобразие лирики. Религиозно-философская проблематика лирики Лермонтова, ее эволюция и поэтика. Поэтическое новаторство. Проза Лермонтова. Использование писателем русского и кавказского фольклора в своем творчестве. 14. Основные литературоведческие термины и понятия. Роды и жанры литературы. Стадиальное развитие литературы. Эпос. Лирика. Драма. Литературные жанры. Понятие «жанр». Эпические жанры. Особенности анализа эпических произведений. Поэтика. Лирические жанры, лирический сюжет, лирический герой, поэтический язык, ритмико-мелодическая организация лирики. Особенности анализа лирических произведений. Жанры драматические, их своеобразие, тип конфликта, особенности поэтики, способы выражения авторской позиции. Особенности анализа драматических произведений. |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Учебная дисциплины Гиревой спорт относится к дисциплине по выбору студента б в. 16, вариативная часть | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Направленность содержания занятий по физической культуре должна быть посвящена решению образовательных, воспитательных, оздоровительных,... | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Целью дисциплины является формирование профессиональных знаний и умений теории и методики восстановительных средств в области физкультурно-оздоровительной... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Лфк; показания, ограничения и противопоказания к физической нагрузке у различных групп населения |