Скачать 146.27 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) УТВЕРЖДАЮ Декан ПФ ___________ Г.Ю. Титова «___» __________ 2011 г. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Ф.06 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА г. Томск – 2011 1.Цели и задачи дисциплины Цель — вооружить студентов знаниями о педагогической науке, о ее месте в системе гуманитарных знаний о человеке. Задачи: 1) сформировать у студентов общее представление о педагогике как науке; 2) дать представление о методах педагогических исследований; 3) расширить понятийный аппарат у студентов; 4) познакомить студентов с характеристикой образовательных программ. 2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате освоения содержания учебной дисциплины студенты должны знать: - предмет педагогической науки, ее категориальный аппарат; - место педагогики в системе гуманитарных знаний и наук о человеке; - основные направления педагогических исследований, методы их осуществления; - общую характеристику образовательных программ. Студенты должны обладать первоначальными умениями и навыками: - формирования целей и задач современного учебно-воспитательного процесса; - характеризовать технологии обучения и воспитания в контексте их целей и задач, структуры, типологических особенностей; - различных методов педагогических исследований. 3. Объем дисциплин и виды учебной деятельности
4. Содержание дисциплины 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
4.2.Содержание разделов дисциплины Тема 1. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке, ее объект. Основные категории педагогики. Педагогика как область гуманитарного знания. Становление педагогики как науки, этапы развития педагогической науки. Основные категории педагогики: обучение и развитие; развитие и обучение; педагогическое взаимодействие. Связь педагогики с другими науками. Философские основания педагогики. Формы взаимосвязи с другими науками. Тема 2. Методология педагогической науки и деятельности. Принципы организации научного исследования. Принципы организации научного исследования. Понятие «методология». Педагогические методы моделирования. Принципы организации научного исследования Тема 3. Структура педагогической науки. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики. Основные разделы педагогики, их общая характеристика. Подсистема социальной педагогики: семейная педагогика, перевоспитание правонарушителей. Отрасли специальной педагогики: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика. Место частных (предметных) методик в структуре педагогической науки. Основные понятия педагогики: обучение, воспитание, образование, формирование, развитие, педагогический процесс, продукты педагогической деятельности и т.д., их значения. Тема 4. Методы педагогических исследований. Основные характеристики научного исследования в педагогике. Методы и методики педагогического эксперимента. Педагогические измерения. Методы получения информации в эксперименте. Методы наблюдения. Методы изучения документации учебно-воспитательного процесса и продуктов деятельности учащихся. Опросные методы в педагогическом эксперименте. Педагогическое тестирование. Методы обработки результатов эксперимента. Тема 5. Теории целостного педагогического процесса. Теории обучения и воспитания. Целостность педагогического процесса, ее сущность. Закономерности педагогического процесса, его этапы. Проблема целеполагания. Цели и задачи воспитания и обучения. Тема 6. Компетентностный подход к построению педагогического процесса. Возрастосообразность. Сущность компетентностного подхода в педагогическом процессе. Понятия «компетенция», «компетентность», необходимость их реализации в современном педагогическом процессе. Возрастная периодизация в педагогике. Особенности воспитания обучаемых различных возрастных групп. Учет индивидуальных особенностей. Тема 7. Многообразие образовательных программ. Их общая характеристика. Общая характеристика современных образовательных программ, их особенности. Инновационные технологии, их своеобразие. Тема 8. Различные подходы к конструированию содержания образования на разных ступенях обучения Проблемы преемственности в современном образовании. Особенности построения содержания образования на этапе предшкольного и начального обучения. Специфика содержания образования в современной общеобразовательной средней школе. 5.Лабораторный практикум Не предусмотрен. 6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1.Рекомендуемая литература а) основная литература:
б) дополнительная литература:
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины Видеофильмы, архивные материалы. Рабочие программы, разработанные преподавателями кафедры ПиМНО. 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины Учебные аудитории, библиотечный фонд ТГПУ 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 8.1. Методические рекомендации преподавателю Основные формы организации обучения: проведение лекций (в виде традиционных и проблемных лекций); практических / семинарских занятий (в виде демонстрации и обсуждения видеопрограмм, деловых игр, мозговых штурмов, работы по микрогруппам – решение проблемных ситуаций, моделирование, презентации проектов), различные формы самостоятельной работы студентов, промежуточные аттестации студентов (в виде контрольных работ и тестирования), консультации, зачет. Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной литературы, законодательной и другой нормативно-правовой документации, методические разработки внеклассных воспитательных мероприятий, сбор и анализ практического материала в средствах СМИ, ведение методической папки с разработками занятий, составление аннотированного списка журнальных статей, составление тематики родительских собраний. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом. 8.2. Методические указания для студентов Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Примерная тематика рефератов
Примерный перечень вопросов к зачету
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031200 (050708.65) – Педагогика и методика начального образования. Рабочую программу учебной дисциплины составила: К. п.н., доцент кафедры педагогики и методики начального образования Г.Х. Вахитова Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры педагогики и методики начального образования Протокол № ______ от «___» __________ 2011г. Зав. кафедрой педагогики и методики начального образования С.И. Поздеева Рабочая программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией педагогического факультета ТГПУ Председатель методической комиссии ПФ Т.Н. Яркина Согласовано: Декан педагогического факультета Г.Ю. Титова |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Учебная дисциплины Гиревой спорт относится к дисциплине по выбору студента б в. 16, вариативная часть | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Направленность содержания занятий по физической культуре должна быть посвящена решению образовательных, воспитательных, оздоровительных,... | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Целью дисциплины является формирование профессиональных знаний и умений теории и методики восстановительных средств в области физкультурно-оздоровительной... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Лфк; показания, ограничения и противопоказания к физической нагрузке у различных групп населения |