Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф





Скачать 146.27 Kb.
НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф
Дата публикации30.10.2014
Размер146.27 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Право > Программа дисциплины
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ

Декан ПФ

___________ Г.Ю. Титова

«___» __________ 2011 г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.Ф.06 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА


г. Томск – 2011

1.Цели и задачи дисциплины
Цель — вооружить студентов знаниями о педагогической науке, о ее месте в системе гуманитарных знаний о человеке.

Задачи:

1) сформировать у студентов общее представление о педагогике как науке;

2) дать представление о методах педагогических исследований;

3) расширить понятийный аппарат у студентов;

4) познакомить студентов с характеристикой образовательных программ.
2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате освоения содержания учебной дисциплины студенты должны знать:

- предмет педагогической науки, ее категориальный аппарат;

- место педагогики в системе гуманитарных знаний и наук о человеке;

- основные направления педагогических исследований, методы их осуществления;

- общую характеристику образовательных программ.

Студенты должны обладать первоначальными умениями и навыками:

- формирования целей и задач современного учебно-воспитательного процесса;

- характеризовать технологии обучения и воспитания в контексте их целей и задач, структуры, типологических особенностей;

- различных методов педагогических исследований.
3. Объем дисциплин и виды учебной деятельности


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

Общая трудоемкость дисциплины

144

144

Аудиторные занятия

18

18

Лекции

18

18

Практические занятия







Семинары







Лабораторные работы

-

-

И (или) другие виды аудиторных занятий

-

-

Самостоятельная работа

72

72

Курсовой проект (работа)







Расчетно-графические работы







Реферат







И (или) другие виды самостоятельной работы







Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет

зачет


4. Содержание дисциплины
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий


№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практич занятия

Самост. работа

1.

Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке, ее объект. Основные категории педагогики

2




9

2.

Методология педагогической науки и деятельности. Принципы организации научного исследования

2




9

3.

Структура педагогической науки. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики.

2




9

4.

Методы педагогических исследований. Основные хзарактеристики научного исследования в педагогике

2




9

5.

Теории целостного педагогического процесса. Теории обучения и воспитания.

2




9

6.

Компетентностный подход к построению педагогического процесса. Возрастосообразность педагогического процесса.

2




9

7.

Многообразие образовательных программ, их общая характеристика

2




9

8.

Различные подходы к конструированию содержания образования на разных ступенях обучения.

2




9




ИТОГО

18




72


4.2.Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке, ее объект. Основные категории педагогики.

Педагогика как область гуманитарного знания. Становление педагогики как науки, этапы развития педагогической науки. Основные категории педагогики: обучение и развитие; развитие и обучение; педагогическое взаимодействие. Связь педагогики с другими науками. Философские основания педагогики. Формы взаимосвязи с другими науками.

Тема 2. Методология педагогической науки и деятельности. Принципы организации научного исследования.

Принципы организации научного исследования. Понятие «методология». Педагогические методы моделирования. Принципы организации научного исследования

Тема 3. Структура педагогической науки. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики.

Основные разделы педагогики, их общая характеристика. Подсистема социальной педагогики: семейная педагогика, перевоспитание правонарушителей. Отрасли специальной педагогики: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика. Место частных (предметных) методик в структуре педагогической науки. Основные понятия педагогики: обучение, воспитание, образование, формирование, развитие, педагогический процесс, продукты педагогической деятельности и т.д., их значения.

Тема 4. Методы педагогических исследований. Основные характеристики научного исследования в педагогике.

Методы и методики педагогического эксперимента. Педагогические измерения. Методы получения информации в эксперименте. Методы наблюдения. Методы изучения документации учебно-воспитательного процесса и продуктов деятельности учащихся. Опросные методы в педагогическом эксперименте. Педагогическое тестирование. Методы обработки результатов эксперимента.

Тема 5. Теории целостного педагогического процесса. Теории обучения и воспитания.

Целостность педагогического процесса, ее сущность. Закономерности педагогического процесса, его этапы. Проблема целеполагания. Цели и задачи воспитания и обучения.

Тема 6. Компетентностный подход к построению педагогического процесса. Возрастосообразность.

Сущность компетентностного подхода в педагогическом процессе. Понятия «компетенция», «компетентность», необходимость их реализации в современном педагогическом процессе.

Возрастная периодизация в педагогике. Особенности воспитания обучаемых различных возрастных групп. Учет индивидуальных особенностей.

Тема 7. Многообразие образовательных программ. Их общая характеристика.

Общая характеристика современных образовательных программ, их особенности. Инновационные технологии, их своеобразие.

Тема 8. Различные подходы к конструированию содержания образования на разных ступенях обучения

Проблемы преемственности в современном образовании. Особенности построения содержания образования на этапе предшкольного и начального обучения. Специфика содержания образования в современной общеобразовательной средней школе.
5.Лабораторный практикум
Не предусмотрен.
6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1.Рекомендуемая литература
а) основная литература:

  1. Крулехт, М. В. Теоретическая педагогика: учебно-методическое пособие.- СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. - 144 с.

  2. Педагогика. Большая современная энциклопедия. /Сост. Е.С. Рапацевич. - Минск: Издательство Современное слово, 2008 .

  3. Подласый, П. И. Педагогика: учебник для вузов. / П. И. Подласый. - М., Высшее образование, 2007. - 540 с.


б) дополнительная литература:

  1. Арнаутов, В. В. Опыт инновационно-моделирующей деятельности по проектированию образовательных процессов / В. В. Арнаутов // Педагогика. - 1999. - № 1. С. 18-23.

  2. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. - М., 1995.

  3. Борейко, Н. М. Педагогика / Н. М. Борейко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков - М., 2007.

  4. Вергелес, Г. И. Младший школьник : учим учиться / Г. И. Вергелес, В. С. Конева. - СПб., 2007.

  5. Джуринский, А. Н. Зарубежная школа : современное состояние и тенденции развития / А. Н. Джуринский. - М.: Просвещение, 1993.

  6. Елькина, О. Ю. Продуктивный опыт младших школьников : состояние и перспективы развития / О. Ю. Елькина. - М. - Новокузнецк, 2006.

  7. Коджаспарова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспарова. - М., 2005.

  8. Морева, Н. А. Современные технологии учебного занятия. - М.: Просвещение, 2007.

  9. Нечаева, Н. В. Педагогическая система развивающего обучения Л. В. Занкова / Н. В. Нечаева, Н. Н. Рощина. - Самара, 2006.

  10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. - М., 2002.

  11. Педагогика : педагогические теории, системы, технологии / под ред. С. А. Смирнова. М., 2003.

  12. Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников / К. Н. Поливанова. - М.: Просвещение, 2008.- 192 с.

  13. Ситаров, В. А. Дидактика / В. А. Ситаров. - М., 2004.

  14. Амонашвили, Ш. А. Баллада о воспитании / Ш. А. Амонашвили. - М. : Издательский Дом Ш.А. Амонашвили; ГОУ «Московский государственный педагогический университет», 2007. - 87 с.

  15. Амонашвили, Ш. А. Истина школы / Ш.А. Амонашвили. - М. : Издательский Дом Ш.А. Амонашвили; Лаборатория гуманной педагогики МГПУ, 2006. - 87 с.

  16. Доронова, Т. Н. Из ДОУ — в школу / Т. Н. Доронова. - М. : Линк-Пресс, 2007. - 232 с.

  17. Иванченко, В. Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей : новые подходы / В. Н. Иванченко. - Ростов-на-Дону : Учитель, 2007. - 256 с.

  18. Макаренко, А. С. Книга для родителей / А. С. Макаренко. - М. : Просвещение, 1988. - 317 с.

  19. Макаренко, А. С. О воспитании / А. С. Макаренко. - М., 1988.

  20. Маленкова, Л. И. Теория и методика воспитания : пед. общество России. - М., 2002.

  21. Сухомлинский, В. А. Родительская педагогика / В. А. Сухомлинский. - М., 1973.

  22. Трайнев, В.А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, психологии: методология и рпактика проведения: учеб.пособие для вузов. М.: Владос.- 303с.

  23. Шаталов, В.Ф. Педагогическая проза. - М.: Педагогика, 1980.


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины
Видеофильмы, архивные материалы. Рабочие программы, разработанные преподавателями кафедры ПиМНО.
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Учебные аудитории, библиотечный фонд ТГПУ
8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
8.1. Методические рекомендации преподавателю

Основные формы организации обучения: проведение лекций (в виде традиционных и проблемных лекций); практических / семинарских занятий (в виде демонстрации и обсуждения видеопрограмм, деловых игр, мозговых штурмов, работы по микрогруппам – решение проблемных ситуаций, моделирование, презентации проектов), различные формы самостоятельной работы студентов, промежуточные аттестации студентов (в виде контрольных работ и тестирования), консультации, зачет.

Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной литературы, законодательной и другой нормативно-правовой документации, методические разработки внеклассных воспитательных мероприятий, сбор и анализ практического материала в средствах СМИ, ведение методической папки с разработками занятий, составление аннотированного списка журнальных статей, составление тематики родительских собраний. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом.
8.2. Методические указания для студентов
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий

для самостоятельной работы


  1. Образование как общественное явление и педагогический процесс.

  2. Связь педагогики с другими науками.

  3. Составляющие части и разделы педагогики.

  4. Технологии организации процесса обучения и воспитания.

  5. Проблема целеполагания в педагогической науке и практике.

  6. Инновационные технологии обучения и воспитания (общая характеристика).

  7. Организация средового воспитания в системе М. Монтессори.

  8. Философские основания воспитательной системы Р. Штайнера.

  9. Понятие «методология». Принципы организации научного исследования.

  10. Основные характеристики научного исследования в педагогике.

  11. Педагогические измерения. Методы получения информации в эксперименте.

  12. Методы наблюдения. Методы изучения документации учебно-воспитательного процесса и продуктов деятельности учащихся.

  13. Опросные методы в педагогическом эксперименте.

  14. Педагогическое тестирование (общая характеристика).

  15. Современные образовательные программы (общая характеристика).

  16. Методы обработки результатов эксперимента.

  17. Проблемы нравственности в современном образовании.

  18. Своеобразие инновационных технологий в образовании.

  19. Возрастная периодизация в педагогике.


Примерная тематика рефератов


  1. Проблема целеполагания в педагогике.

  2. Становление педагогики как науки.

  3. Подготовка личности ребенка к жизни как цель педагогического процесса.

  4. Сотрудничество и партнерство в педагогической деятельности.

  5. Проблема ценностей в современном обществе и образовании.

  6. Способы организации обучения и воспитания в различных технологиях.

  7. Организация обучающей среды в системе М. Монтессори.

  8. Концептуальные обоснования развития личности ребенка в Вальдорфской педагогике.

  9. Принципы организации научного исследования.

  10. Инновационные образовательные технологии в современной школе.


Примерный перечень вопросов к зачету


  1. Cтановление педагогики как науки.

  2. Объект, предмет и функции педагогики.

  3. Связь педагогики с другими науками и ее структура.

  4. Принципы организации научного исследования.

  5. Основные разделы педагогики, их общая характеристика.

  6. Методы педагогических исследований, их общая характеристика.

  7. Методы и методики педагогического эксперимента.

  8. Методы получения информации в эксперименте. Методы наблюдения.

  9. Методы изучения жокументации учебно-воспитательного процесса и продуктов деятельности учащихся.

  10. Опросные методы в педагогическом эксперименте.

  11. Педагогическое тестирование. Методы обработки результатов эксперимента.

  12. Сущность педагогического процесса и его закономерности.

  13. Проблемы целеполагания. Цели и задачи воспитания и образования на современном этапе.

  14. Понятия «компетентность» и «компетенция», необходимость их реализации в современном образовательном процессе.

  15. Возрастная периодизация в педагогике.

  16. Общая характеристика современных образовательных программ.

  17. Своеобразие инновационных технологий в современном образовании.

  18. Проблема преемственности в современном образовании.

  19. Особенности построения содержания образования на этапе предшкольного и начального школьного обучения.

  20. Специфика содержания образования в современной общеобразовательной школе.


Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031200 (050708.65) – Педагогика и методика начального образования.
Рабочую программу учебной дисциплины составила:
К. п.н., доцент кафедры

педагогики и методики

начального образования Г.Х. Вахитова


Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры педагогики и методики начального образования
Протокол № ______ от «___» __________ 2011г.
Зав. кафедрой

педагогики и методики

начального образования С.И. Поздеева

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией педагогического факультета ТГПУ
Председатель методической

комиссии ПФ Т.Н. Яркина

Согласовано:
Декан педагогического

факультета Г.Ю. Титова

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Учебная дисциплины Гиревой спорт относится к дисциплине по выбору студента б в. 16, вариативная часть
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Направленность содержания занятий по физической культуре должна быть посвящена решению образовательных, воспитательных, оздоровительных,...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Целью дисциплины является формирование профессиональных знаний и умений теории и методики восстановительных средств в области физкультурно-оздоровительной...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Лфк; показания, ограничения и противопоказания к физической нагрузке у различных групп населения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск