Скачать 400.03 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Б.3.В.10 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВТРУДОЕМКОСТЬ (В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ) 5 Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование Профили подготовки: Изобразительное искусство и Мировая художественная культура Квалификация (степень) выпускника: бакалавр 1. Цели изучения дисциплины Курс теории и истории искусства предусматривает изучение основных этапов развития искусства европейской и внеевропейской традиций от древнейших времен до конца ХХ века. Данный курс формирует у студента умение профессионально разбираться в ценностях мирового художественного наследия, в современной художественно-культурной ситуации, вырабатывает установку на осознание художественно-исторического процесса как целостного явления, в основе которого лежит смена исторических систем мышления, проявляющая в смене художественных стилей и методов. Курс теории и истории искусств призван вооружить студентов способами анализа явлений искусства в соответствии с актуальными проблемами современного искусствознания и теории культуры. Цель курса — оснащение будущих специалистов в области изобразительного искусства и мировой художественной культуры знаниями основ теории искусства, закономерностей и особенностей развития художественной культуры и искусства. Основными задачами курса является формирование у студентов: - концептуального аппарата и методов современного искусствознания; - знаний об искусстве как форме культуры и системе художественной выразительности; - знаний общих закономерностей и исторической логики развития мировой художественной культуры и европейского искусства, в частности; - представлений о художественных традициях, творческих методах, течениях, направлениях и школах в искусстве в их историческом развитии; - знания изучаемых произведений искусства, - представлений о жизни и творчестве выдающихся деятелей мирового искусства. 2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы Дисциплина «Теория и история искусств» относится к вариативной части профессионального цикла основной образовательной программы (ООП). Для освоения этой дисциплины необходимы знания средней школы по мировой истории, истории России. Курс «Теория и история искусств» является базой при изучении целого ряда дисциплин, где необходимо знание основных принципов решения различных художественных задач. К таким дисциплинам относятся: «Живопись», «Рисунок», «Композиция». 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В процессе освоения данной дисциплины студент формирует следующие компетенции: общекультурные:
профессиональные:
По завершении изучения дисциплины студент должен иметь профессиональные знания об искусстве как явлении культуры, о функциях, идейном содержании и морфологии искусства как системы выразительных средств; знать особенности выразительных средств различных видов искусства; владеть понятийным языком современного искусствознания и эстетики; понимать закономерности стилеобразования в искусстве в целом и в различных видах искусства, в частности; знать основы периодизации истории искусства, особенности каждого исторического этапа развития европейского искусства во взаимосвязи с социальными, идейными и эстетическими концепциями; разбираться в исторической эволюции системы видов, жанров и родов искусства; знать и уметь анализировать конкретные художественные произведения; давать историко-искусствоведческий комментарий к художественным произведениям различных стран и эпох. 4. Общая трудоемкость дисциплины 5 зачетных единиц и виды учебной работы
5. Содержание учебной дисциплины Основы теории искусства, искусство как феномен культуры; виды и формы искусств; понятие художественной культуры. Ранние синкретические формы искусства. Основные памятники архитектуры и искусства Востока. Античная скульптура, живопись, мозаика. История искусства средневековья. Своеобразие иконописи в средневековом мире. Своеобразие иконописи Византии и России. Художественная культура Возрождения. Основные художественные стили в искусстве Нового времени. Ведущие направления и проблемы искусства в ХХ веке. Модернизм и постмодернизм в искусстве. Теоретико-методологические подходы к изучению искусств в Новое и Новейшее время. Характеристика направлений и школ в искусствознании 19-20 вв. 5.1. Разделы учебной дисциплины
5.2. Содержание разделов дисциплины ЛЕКЦИИ Раздел I. Основы теории искусства Тема 1. Искусство как феномен культуры Понятия искусства и художественной культуры. Искусство в системе культуры: специфическое значение и многообразные функции. Проблема объяснения природы искусства: искусство как способ познания, искусство как генератор ценностных образцов, искусство как средство идейного общения. Художественность и утилитарность в генезисе искусства. Искусство как мастерство. Искусство и техника. Искусство как психологический феномен. Серьезное и легкое искусство. Эстетическая природа и социальные роли искусства. Внешние границы в внутренние грани феномена искусства. Искусство и эстетическое сознание. Эстетические ценности в искусстве. Категории эстетического и художественного. Искусство и другие формы сознания. Концепции специфической роли искусства. Проблема художественной правды. Взаимодействие искусства и других форм сознания. Искусство и нравственность, искусство и воспитание. Искусство как система выразительности (языковая система). Искусство как деятельность. Произведение искусства. Художественная образность. Искусство и воображение. Художественное творчество. Условность в искусстве: художественная дистанция, наивное искусство, художественная иллюзия. Эстетика практического творчества и искусство. |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образоания | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Знание видов однородных и смешанных ансамблей и тембровой характеристики инструментов | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |