Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования





Скачать 138.1 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дата публикации09.03.2015
Размер138.1 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Журналистика > Пояснительная записка
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет

Высшая школа экономики»
Факультет медиакоммуникаций
Программа дисциплины
«Английский язык для академических целей»

для направления 030600.62 «Журналистика»
подготовки бакалавра
(3 курс)
Автор к. ф. н., доц. Калашников А. В.



Рекомендована секцией УМС

__________________________________

__________________________________
Председатель

_________________________________

_________________________________

«_____» _____________________ 2011г.

Утверждена УС факультета

_________________________________
Ученый секретарь

_________________________________

«_____» ______________________ 2011г.

Одобрена на заседании кафедры

английского языка при факультете права

Зав. кафедрой
_______________________ Чиронова И.И.
«_____» ________________________ 2011г.



Москва

2011

Пояснительная записка

Программа разработана для направления 030600.62 «Журналистика» подготовки бакалавра 3 года обучения  в  полном соответствии с «Концепцией преподавания английского языка в Государственном университете – Высшей школе экономики (I ступень - Бакалавриат)», вступила в силу: 4 августа 2010 года) и предназначается для студентов III-го курса Отделения деловой и политической журналистики факультета медиакоммуникаций, продолжающих изучение английского языка в НИУ ВШЭ.

Согласно «Концепции…», в основе настоящей Программы лежат  следующие положения:

  • обучение английскому языку осуществляется с учетом общеевропейских требований Совета Европы по иностранным языкам в рамках разработки единой общеуниверситетской программы НИУ ВШЭ в области преподавания английского языка;

  • в процессе преподавания реализуется компетентностный подход (essential study skills approach);

  • ведущая роль в обучении отводится развитию коммуникативной компетенции, необходимой для академической и профессиональной деятельности на английском языке;


Предлагаемый данной Программой курс иностранного языка носит коммуникативно ориентированный характер и предполагает развитие уже имеющихся навыков и умений, а также - подготовку студентов к самостоятельному практическому использованию приобретенных знаний по английскому языку в будущей профессиональной деятельности. Цель курса – приобретение общей, коммуникативной и профессиональной компетенции.

Практическое владение английским языком, позволяющее в дальнейшем использовать его в работе по выбранной специальности, предполагает наличие таких навыков и умений в различных видах речевой деятельности, которые дают возможность:

  • расширить словарный запас за счет различных пластов лексики до 4000 лекс. ед. (из них 2000 – продуктивно) с целью восприятия устной речи и свободного выражения своих мыслей на английском языке в рамках тематики, обусловленной общей программой курса;

  • оформлять извлеченную из англоязычных источников информацию в виде переводов, планов-конспектов, резюме; вести переписку на английском языке, уметь фиксировать нужную информацию при аудировании;

  • овладеть техникой различных видов чтения и извлечения информации с различной степенью полноты и точности, необходимой для работы с англоязычной литературой;

  • овладеть техникой различных видов письменного выражения мыслей, необходимой в работе специалистов данного направления.

Курс рассчитан на 108 часов (58 часов аудиторной работы (при интенсивности 2 час./нед.) и 50 часов внеаудиторной работы).

Основными элементами предлагаемого курса (English for Specific Purposes – ESP («язык специальности»)) являются три аспекта:

1) английский язык для профессиональной коммуникации, целью которого является овладение специальной терминологией и определенными коммуникативными умениями и навыками в соответствии с профилем отделения;

2) общественно-политическая лексика («язык публицистики») – аспект, необходимый для овладения навыками и умениями работы с новостными и аналитическими материалами зарубежных СМИ;

3) домашнее чтение, строящееся на отрывках из произведений англоязычной художественной прозы, посвящённой жизни журналистов.

Программой предусмотрены следующие формы занятий:

  • аудиторные групповые занятия под руководством преподавателя,

  • обязательная самостоятельная работа студента по заданию преподавателя,

  • обязательная самостоятельная работа студента по заданию преподавателя, выполняемая во внеаудиторное время, в том числе с использованием технических средств обучения,

  • индивидуальная самостоятельная работа студента под руководством преподавателя,

  • индивидуальные консультации.

Важной составной частью самостоятельной работы студентов является использование современных аудио-визуальных средств и интерактивных методов обучения.
Учебные задачи дисциплины

Основной задачей III-го курса является развитие «коммуникативной компетенции, необходимой для квалифицированной информационной и творческой деятельности в различных сферах и ситуациях» профессионального и делового партнёрства, совместной научной работы.

В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие навыки и умения по различным видам речевой деятельности.

Чтение:

  • зрелое владение всеми видами чтения оригинальной литературы по специальности информационного, научно-популярного, публицистического, художественного жанров, а именно:

  1. ознакомительное чтение со скоростью 180-200 слов/мин без словаря; количество неизвестных слов не превышает 4-5% по отношению к общему количеству слов в тексте;

  2. изучающее чтение – количество неизвестных слов не превышает 8% по отношению к общему количеству слов в тексте; допускается использование словаря;

  3. формирование и развитие навыков и умений работы с оригинальной литературой научного характера (отрывки из научных статей, докладов, рефератов, монографий и т.п.).

Говорение и аудирование:

  • участие в диалоге/полилоге профессионального характера (приём зарубежных специалистов; обмен информацией профессионального и научного характера в повседневном общении; установление и поддержание партнёрских взаимоотношений; обсуждение условий профессионально-делового сотрудничества в ходе переговоров и т.д.); выражение определенных коммуникативных намерений (совет, сожаление, удивление/недоумение и др.);

  • владение техникой интервью;

  • владение всеми видами монологического высказывания (информирование, пояснение, уточнение, инструкция, иллюстрирование); умение сделать доклад; (монологическое высказывание профессионального характера в объеме не менее 15-18 фраз за 5 минут в нормальном среднем темпе речи);

  • понимание сообщения профессионального характера (в монологической форме и в ходе диалога/полилога), относящегося к одной из указанных сфер и ситуаций общения, длительностью до 5 минут звучания в нормальном среднем темпе речи;

  • понимание новостных и аналитических сообщений зарубежных СМИ.

Письмо:

  • реализация на письме коммуникативных намерений (владение с различными типами деловой корреспонденции: установление и поддержание деловых контактов, подача запроса, выражение благодарности, сожаления, упрека);

  • фиксирование нужной информации при аудировании;

  • составление плана, тезисов сообщения/доклада/статьи/репортажа/очерка/обзора;

  • подготовка вопросов для пресс-конференции/интервью;

  • перевод с английского языка на русский и с русского языка на иностранный;

  • составление информативных текстов в виде газетной статьи, очерка, обзора, новостной статьи, репортажа, пресс- и ньюс-релиза.


Критерии оценки и Балльно-рейтинговая система1

Для текущего, промежуточного и итогового оценивания применяется балльно-рейтинговая система контроля, что обусловлено современным этапом развития системы высшего профессионального образования в России в связи с подписанием Болонских соглашений. При балльно-рейтинговой системе итоговая оценка складывается из оценки, полученной за ответ на зачете или экзамене, а также на основании общих баллов за выполнение текущих и/или контрольных заданий по каждому учебному модулю курса.

Для дифференцированного зачета или экзамена применяется следующая шкала, обеспечивающая сопоставимость с международной системой оценок, которая соотносится со шкалой НИУ ВШЭ (1:10):

100% шкала

Шкала НИУ ВШЭ

Уровни языковой компетенции по Общеевропейской шкале

95-100%

10

С1

89-94%

9

В2+

83-88%

8

В2

77-82%

7

В1+

71-76%

6

В1

65-70%

5

А2+

60-64%

4

А2

50-63%

3

А1+

31-49%

2

А1

0-30%

1





После первого модуля студенты пишут контрольную работу. В конце второго модуля проходит зачет (в устной или/и письменной форме), где проверяются все навыки речевой деятельности. Также, в зимнюю сессию студенты получают итоговую отметку, которая рассчитывается следующим образом:

- зачет – 50%

- контрольная работа – 20% (за первый модуль)

- активность на занятиях – 30% (активное участие в дискуссиях, выполнение домашних заданий, презентации, словарные диктанты).

Во время третьего модуля студенты пишут контрольную работу, а в конце третьего модуля проводится экзамен. Также, итоговая отметка за курс выставляется следующим образом:

- экзамен - 50%

- контрольная работа – 20% (за третий модуль)

- активность на занятиях – 30% (активное участие в дискуссиях, выполнение домашних заданий, презентации, словарные диктанты).

В случае, если студент набирает по результатом итоговой отметки меньше 4 баллов, цифры не округляются.

Данная система контроля направлена на повышение уровня учебной автономии студентов, способствует максимальной прозрачности всей системы обучения, системы контроля и оценивания его результатов, и в целом, повышению объективности и эффективности текущего, промежуточного и итогового контроля.
Содержание программы

Лексика


Совершенствование лексических навыков, приобретенных на I и II-м курсах.

Узкоспециальная профессиональная и научная лексика.

Лексика новостных и аналитических сообщений зарубежных СМИ.

Грамматика


Совершенствование грамматических навыков, приобретенных на I и II-м курсах.

Формирование грамматических навыков использования в речи, распознавания и понимания форм и конструкций, характерных для профессионального языка журналистов и научной речи (устной и письменной).
Развитие навыков по видам речевой деятельности.

Аудирование включает прослушивание записей различных видов устной речи (в том числе: деловые и политические новости, диалоги, полилоги, монологическая речь, реклама, телефонный разговор, и т.д.) и выполнение заданий на основе прослушанного материала:

  • ответы на вопросы;

  • выборочный поиск информации;

  • составление конспекта;

  • выражение собственного мнения по заданной теме и т.д.

Говорение включает монологическую, диалогическую, полилогическую речь: проведение дискуссий и обсуждений, докладов и сообщений, выражение точки зрения “за” и “против”, ролевые и деловые игры, описание ситуаций, иллюстраций, графиков, диаграмм. Проведение “круглых столов”, конференций, пресс-конференций.

Письмо включает овладение техникой составления различных типов официально-деловых текстов и ведения деловой корреспонденции. Составление реферата, аннотации и рецензии на прочитанный текст. Написание доклада на научную тему, рецензии на фильм, книгу или спектакль. Неформальное письмо, составление резюме, автобиографии.
Данный курс предполагает изучение обширного массива оригинальных неадаптированных текстов по специальности, а также отрывков из текстов научного характера (рефератов, докладов, научных эссе и т.д.), посвященных деятельности СМИ.

Программа включает знакомство с узкоспециальной терминологией, жаргонизмами, а также базовой научной лексикой, характерной для исследований в области деятельности СМИ.

Для самостоятельной работы студентов предлагается ряд тем, работа над которыми носит обзорно-творческий характер и выполняется в форме статьи, эссе, доклада или самостоятельного анализа (объем 150 - 180 слов). В рамках аспекта «Домашнее чтение» продолжается знакомство с англоязычными художественными произведениями, посвященными работе журналиста.
Тематика III года обучения.

Тема 1. Влияние СМИ на общество (история вопроса, механизмы воздействия, научные исследования).

Тема 2. Освещение деятельности террористов в СМИ. Журналистика на пороге третьего тысячелетия.

Тема 3. Кто владеет СМИ?

Тема 4. Журналистская этика.

  1. Тематический план

мод


Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

I

Влияние СМИ на общество.

34




16

14

Контрольная работа







2

2

II

Освещение деятельности террористов в СМИ.

Журналистика на пороге третьего тысячелетия.

34




18

16

III

Кто владеет СМИ?

40




10

8

Журналистская этика.







10

8

Контрольная работа







2

2

Итого

108




58

50

Тематика заданий по различным формам текущего контроля:

Темы домашних заданий по ESP:

1. Draft out a report on your summer practice on TV, radio or a newspaper.

2. Study the essays on the influential nature of the media. Prepare a short summary in writing.

3. Prepare a report on the ways the mass media sway public opinion. Be ready to deliver the report in class.

4. How do partisan business owners use the media to sway public opinion without overstepping the fictitious bounds of neutrality? Write an editorial on the topic.

5. Interview a media baron.

6. Imagine you run a local newspaper. What will you do to be competitive?

7. Are censors and watchdogs necessary in a democratic society? Give your reasons.

8. Some argue that public discussion on terrorism has been changed fundamentally since the events of 11 September 2001. To what extent is this true?

9. Look through several English and American newspapers and magazines and write out the cliches revealing the double standards in covering the situation in Iraq.

10. Compare two quality papers and two tabloids. What journalistic genres do they use?

  1. Study the given quotations from newspaper and journal reviews of the novel you've read. What would you write about the novel if you were a reviewer?


Вопросы для оценки качества освоения дисциплины.

  1. How influential is the media in changing public opinion?

  2. What are the forms and mechanisms of media propaganda?

  3. Television violence is considered to be a cause of delinquent behaviour. Do you agree? Give your reasons.

  4. The mass media are often accused of enhancing common stereotypes. Why?

  5. How is the policy of "double standards" revealed through cliches?

  6. What is subliminal messaging?

  7. Describe a global media empire.

  8. What is characteristic of takeovers and mergers in the media world?

  9. What pitfalls one may encounter while covering "the war on terrorism"?

  10. Why is the concept 'terrorism' difficult to describe?

  11. The hunt for scoop and the journalistic ethics. Dwell on the dilemma.

  12. What should journalists do not to provoke fear and not to spread panic among people in situations affecting the public's health and safety.

  13. Dwell on censorship and freedom of speech in a democratic society.

  14. What is the role of journalism at the beginning of the third millenium?


Базовый учебник Journalistic Matters. Сост. Е.В. Колосовская, Е.В. Кузьмина. Учебное пособие для студентов III-го курса отделения журналистики. - ГУ-ВШЭ. 2006.

Пособие состоит из 2-х частей и приложения.

Первая часть - основной курс. Он состоит из 4-х разделов:

Unit 1 "The Mass Media Influence" ("Влияние СМИ на общество");

Unit 2 "Covering Terrorism" ("Освещение деятельности террористов в СМИ");

Unit 3 "Media Ownership" ("Кто владеет СМИ?");

Unit 4 "Journalistic Ethics" ("Журналистская этика").

Каждый раздел отражает изучаемую тематику по модулям.

Вторя часть - курс домашнего чтения, разработанный на основе романа Артура Хейли "Вечерние новости" (Arthur Hailey. The Evening News). Цель курса по домашнему чтению - активизировать самостоятельную работу студентов по изучаемой тематике.

Вторая часть состоит из 5-ти частей:

Part 1. The Horseshoe;

Part 2. Emergence Landing Reporting;

Part 3. After the Takeover of the Network;

Part 4. Reporting Kidnapping;

Part 5. Tracing the Kidnappers.

В Приложение вошли дополнительные материалы, которые могут быть использованы по усмотрению преподавателя.
Учебно - методическое обеспечение дисциплины:

Базовый учебник:

Journalistic Matters. Сост. Е.В. Колосовская, Е.В. Кузьмина. Учебное пособие для студентов III-го курса отделения журналистики. - ГУ-ВШЭ. 2006.

Аудиокассеты:

Kenny N., Sunderland P. CAE Practice Tests. Plus 2. - Harlow: Longman. Fifth impression.- 2003. (аудиокурс)

Основная литература:

1. Roodin, R. (2002), An Introduction to Journalism: essential techniques and background knowledge. - Oxford: Focal Press.

2. Современная англоязычная деловая пресса: интернет сайты, представляющие ведущие мировые периодические издания ("The New York Times", "Financial Times", "The World Street Journal", "The Economist") в электронном виде: www.businessweek.com; www.economist.com; www.wto.org; www.reuters.com; http://news.ft.com/home/europe; www.platts.com; www.thestreet.com

3. Hailey A. The Evening News. - London: Corgi Books. - 1990.

4. Hicks, W., (1995), English for Journalists. - London and New York: Routlege.

Дополнительная литература (научный фонд НИУ ВШЭ):

1. Merill, J.C., (1995), Global journalism: survey of international communication. - London: Longman.

2. Simpson, I., Utley, D., (1995), English for telecoms. - York, UK: York Associates Publications.

Словари и справочники:

1. Longman Business English Dictionary. - Harlow: Pearson Education Limited, 2000.

2. Курьянов Е.И. Англо-русский словарь по средствам массовой информации (с толкованиями). - М.: Московская международная школа переводчиков, 1993.

3. Элмор Р. Терри. Словарь языка средств массовой информации США. - М.: Русский язык, 1992.

Автор ______________________ Калашников А.В.

1 Программа дисциплины «Иностранный язык», рекомендованная Научно-методическим советом по иностранным языкам МОН РФ, 2010 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск