Глазами газет





НазваниеГлазами газет
страница1/26
Дата публикации16.03.2015
Размер3.59 Mb.
ТипСтатья
100-bal.ru > Журналистика > Статья
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26


Казанский государственный университет


Роман Баканов

МАСС-МЕДИА

ГЛАЗАМИ ГАЗЕТ
Практические рекомендации

в помощь начинающему медийному критику
Учебно-методическое пособие

Издательство

Казанского государственного университета

2008

УДК 070.09(075.8)

Б19

Печатается по решению

заседания кафедры журналистики

Казанского государственного университета

Протокол № 7от 24.04.2008 г.
Научный редактор

кандидат филологических наук, доцент

Д.В.Туманов
Рецензенты;

кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики

Л.М.Пивоварова

кандидат филологических наук, ст. преподаватель кафедры журналистики

М.В.Симкачева

Б19     Баканов Р.П.

           Масс-медиа глазами газет: Практические рекомендации в помощь начинающему медийному критику: Учебно-методическое пособие / Р.П. Баканов. – Казань: Издательство Казанского государственного университета, 2008. – 256 с.
В предлагаемом учебно-методическом пособии на материалах наиболее тиражных русскоязычных республиканских и федеральных газет исследовано становление такой новой для современной журналистики России области, как медийная критика. Даны методические рекомендации студентам: с чего начать практику анализа публикаций печатных СМИ и телевизионных передач, есть советы студентам по подготовке самостоятельных внеаудиторных учебных работ. В конце пособия собраны более двадцати наиболее интересных, на взгляд автора, газетных материалов о ТВ. Составлен и опубликован также полный перечень всех выявленных публикаций о телевидении в русскоязычных газетах Республики Татарстан за период 1990 – 2007 гг.

Предназначено студентам, обучающимся по дисциплине «Медийная критика в системе современной журналистики России», аспирантам и преподавателям факультетов и отделений журналистики университетов, а также всем, кто интересуется процессами функционирования медиа в современной отечественной журналистике.


© Казанский государственный

университет, 2008

© Р.П.Баканов, 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора 5
Методика преподавания дисциплины 9
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

Методические рекомендации тем, кто делает первые

шаги в изучении журналистской критики 11
ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

Принципы и способы создания аналитических выступлений 33

Рецензия 38

Обозрение 60

Творческий портрет 79

Статья 91

Зарисовка 98

Реплика 106

Аналитическая корреспонденция 123

Этическая памятка начинающему медийному критику 132
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Обобщающие итоги и перспективы исследований 135
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

В ПРЕССЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 139
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «МЕДИЙНАЯ КРИТИКА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ РОССИИ» 156

Оценка работы студента в семестре

(текущий контроль знаний) 163

Список литературы по дисциплине 165

Темы рефератов и курсовых работ 186

Контрольные вопросы и задания для

компьютерного тестирования по дисциплине 188
ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ 200

ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА 206

Рабкин Е. «Наших бьют!» 206

Лавришко В. «Не расстанусь с комсомолом,

буду вечно молодым» 208

Лавришко В. «Четыре татарина» ничем не хуже

целой команды юристов 211

Ниоткуда И. Обозрение из рубрики «Вместе у ТV» 212

Ниоткуда И. Обозрение из рубрики «Вместе у ТV» 214

Ниоткуда И. Материал из рубрики «ТV «ВК» 215

Ниоткуда И. Материал из рубрики «ТV «ВК» 216

Столяров В. Даешь итальянский футбол! 217

Николаев С. Газета «КРИС» как инструмент

обмана избирателей 218

Закиров Л. У нас всегда есть место талантам 220

Жаржевский Л. Трудно жить с приветом 221

Закиров Л. Большая стирка 225

Мухамметдинов Р. Комментарий к капитуляции Дикобра

Жаржевского, или «Yashesen Тatarstan! Jarjevskiy – kaput!» 227

Титова Н. Новостной десерт, или Социальная

скорая помощь на телеканале «Вариант» 227

Дурманов И. Кто натравил Дикобра на «Новую Вечерку»? 229

Дурманов И. Еще раз о Дикобре и «Орионе» 232

Дурманов И. Как поправить заднюю часть? 234

Закиров Л. Лолита Вторая 235

Платонов О. Шок – это по-нашему 237

Платонов О. Марш, марш левой 238

Даутова Р. Добрые фильмы – добрые зрители? 239

Бородина А. Непреодолимое развлечение 240

Волков Д. Империя зла: краткий курс 245

ОТ АВТОРА
Медийная критика в нашей стране – пока недостаточно понятое направление. Неясное как для журналистов («какое вы имеете право критиковать нашу информационную политику, мы же в вашу работу не лезем», – такие пассажи, к сожалению, часто можно слышать от коллег), так и для аудитории масс-медиа. В самом деле, для кого прежде всего предназначена эта специфическая область журналистики?

Журналистскую критику образно можно представить в виде Фемиды, весы которой находятся в постоянном колебании. На обложке этой книги Фемида смотрит влево, тем самым, показывая, что в сегодняшней практике СМИ преобладает критика с негативной оценкой. Но все субъективно, и завтра отношение общества к масс-медиа может измениться в противоположную сторону. Медиакритика в России развивается с постепенным освобождением СМИ из-под государственной опеки и проявляется главным образом в печатных СМИ в виде телевизионной критики. По теории у критики два адресата: непосредственно создатель анализируемого творческого продукта и те люди, которые его прочитали (прослушали или посмотрели). Мы также считаем, что критика способствует реализации одной из главных функций СМИ – просвещению аудитории. Но становление медийной критики на российской почве происходит очень непросто. Причин тому несколько: неготовность медийного сообщества к конструктивной самокритике, игнорирование профессиональной этики, власть рейтинга над содержанием…

В данной работе хотелось бы обратить внимание на телевизионную критику. Мы рассматриваем эту область журналистики как составную часть медиакритики. Телекритика – явление для современной журналистики нашей страны не новое: она появилась в начале 1960-х годов в некоторых журналах после начала регулярного телевещания из Москвы на регионы. Но именно в наше время телевизионная критика может и должна сыграть свою важную роль помощника и ориентира, как для телезрителей, так и для работников телевидения, в мире многогранной ТВ-деятельности, не только выявлять творческие удачи/неудачи, но и выработать общие объективные критерии оценки медийного (в данном случае телевизионного) содержания.

Работа, которую вы держите в руках, выполнена в виде учебного пособия по курсу «Медийная критика в современной журналистике России». Мы рассматриваем здесь региональную практику медийной критики. Как показывает анализ общественно-политических газет Республики Татарстан (РТ), медиакритика реализуется здесь только в виде телевизионной критики, да и то крайне нерегулярно. Мы провели мониторинг наиболее тиражных изданий республики за 1991 – 2007 годы. Выявленные публикации проанализированы по нескольким аналитическим и художественно-публицистическим жанрам: реплика, обозрение, творческий портрет и рецензия. Кроме того, в данном учебном пособии предложен анализ некоторых материалов, а часть журналистских выступлений собрана для самостоятельного разбора студентами.

Почему мы взялись за изучение этой темы?

Помните фразу героя романа Шолохова «Поднятая целина»: «Народ, что табун, его вести надо»? В наше время скорость передачи информации настолько высока, что человек просто не в состоянии осмыслить и проанализировать не то что все поступающие к нему данные, но хотя бы половину из них. По данным социологов, ХХI век является веком «управляющих информацией» людей, временем, в которое около 70% живущих на Земле так или иначе задействованы в производстве информации. А уж получает и обрабатывает ее каждый из нас. Ситуация «информационного хаоса» способствует развитию и усилению редакциями СМИ манипулятивных приемов по отношению к аудитории. И телевидение здесь – пожалуй, главный пример манипулирования зрителями посредством сетки вещания, а также постоянно измеряемого рейтинга той или иной передачи.

«На рубеже ХХI века произошла окончательная переориентация молодежной аудитории от печатного текста к аудиовизуальному, – пишет А.В.Федоров. – Поэтому вопрос о необходимости и актуальности медиаобразования … уже принадлежит прошлому». И дополняет: «Современная система образования в качестве приоритетных целей рассматривает использование средств массовой коммуникации и медиапедагогики для формирования умений ориентации в информационном поле, противостояния манипуляциям общественным сознанием, для адаптации людей к новым социальным условиям жизни, для позитивного развития личности»1.

Перед автором данного учебного курса стоят несколько задач:

- рассмотреть медийную критику как часть критики: через анализ материалов о медиа выявить-поделить материалы по типам критики: рецензирующая, проблемно-постановочная, комментирующая, описательная, «желтая»;

  • помочь студентам определить для себя собственные критерии для анализа, используя примеры из практики отечественных медийных критиков;

  • обучить студентов основным правилам подготовки публикаций, содержащих критический разбор медийной продукции. При этом акцент должен быть сделан на постоянной практической работе. Нам представляется, что через знакомство с творчеством ведущих отечественных телекритиков студентам будет легче освоить требования к каждому из жанров, в которых работают критики;

- понять данное направление в журналистике как одну из форм саморегулирования журналистского сообщества, этического аудита профессии.

Мы учитываем, что дело это крайне сложное. В данном учебном курсе акцент сделан также и на медиаобразование, понимаемое в самом общем виде как образование посредством изучения функционирования приемов деятельности СМИ. Поддерживая мнение некоторых российских (А.П.Короченский, А.В.Спичкин, А.В.Шариков, А.В.Федоров и других) и зарубежных (Л.Мастерманн, К.Базэлгэт и других) ученых, скажем, что в наш информационно насыщенный век каждый человек должен стараться понять принципы деятельности редакций СМИ, а также критически воспринимать любую поступающую ему информацию. А начинать обучение необходимо с вузовских и даже со школьных лет.

В этом учебном пособии впервые собраны все материалы о телевидении, которые были выявлены нами в результате мониторинга республиканских газет. Наиболее важные из них проанализированы, другие (не менее интересные и раскрывающие специфику деятельности ТВ) опубликованы в конце книги как материалы, рекомендуемые для самостоятельного анализа студентами. Также в пособии приведен полный перечень публикаций о телевидении в газетах РТ.

Мы пока не изучали аудиторию СМИ Татарстана и не знаем, каковы ее предпочтения и пожелания в области медийной критики. Такие исследования актуальны и необходимы, они должны проводиться постоянно. Считаем, что, только выявив мнения населения, можно приступать к формированию «программы развития» медийного образования телезрителей, радиослушателей, читателей. Какие решить
задачи, какие использовать для этого средства? Каковы должны быть промежуточные результаты этого проекта? Отвечать на эти вопросы придется в самое ближайшее время.

Надеемся, что учебный курс «Медийная критика в системе современной журналистики России», предназначенный для студентов третьего курса факультетов и отделений журналистики, вызовет интерес как у студентов, так и у профессиональных журналистов.

Данная работа охватывает только практическую, большую часть авторского спецкурса и призвана главным образом дать методические рекомендации студентам по освоению специфики практической деятельности медийного критика.

Предлагаемое учебное пособие состоит из двух частей. В первой, методологической, части собраны рекомендации студентам и всем, кто интересуется критическим анализом медийных текстов, как подготовиться, освоить правила и технологию самостоятельной интерпретации и оценки публикаций.

Часть вторая – практическая. Здесь много внимания уделено жанровой специфике журналисткой критики, даны лучшие образцы для анализа из республиканских и федеральных изданий. Кроме того, для желающих выполнить реферативную, курсовую или дипломную работу в книге приведены методологические указания по организации, целям и задачам исследования, выбору эмпирической базы, оформлению полученных результатов.

Кроме того, во второй части содержатся творческие задания в форме подготовки публикаций в нескольких жанрах критики (рецензия, обозрение, творческий портрет, статья, зарисовка, реплика) и журналистики (аналитическая корреспонденция).
С уважением,

Роман БАКАНОВ,

rbakanov@yandex.ru

Методика преподавания дисциплины
В процессе обучения студентов дисциплине «Медийная критика в системе современной журналистики России» перед преподавателем стоит задача не только ознакомить обучающихся с таким новым для российской журналистики направлением, как медийная критика или, как ее еще называют, журналистская критика, но и помочь им попробовать свои силы в самостоятельной работе. Поэтому, на наш взгляд, на данное время оптимальной можно считать следующую форму организации обучения.

1. Лекционные занятия. Этот блок предусматривает информирование студентов о теоретических основах медийной критики, не зная которых, вряд ли можно качественно выполнить анализ телевизионных передач или газетно-журнальных публикаций, а также под критическим углом зрения рассмотреть и понять практику функционирования современных СМИ. Так, студенты должны знать, насколько актуальна сейчас журналистская критика, в чем заключаются ее цель и задачи, каковы ее объект и предмет исследования, функционально-жанровое разнообразие, различие в типах критики и т.д. Отдельное внимание преподаватель уделяет этическим требованиям, предъявляемым к каждому медийному критику, а также совместно со студентами проводит обсуждение такой проблемы: в какой степени медиакритика соотносится с профессиональной этикой журналиста? В рамках лекционных занятий для лучшего усвоения знаний студентами преподаватель подкрепляет теоретические сведения примерами из современной практики отечественной и зарубежной критики СМИ.

2. Практические занятия. Данная форма организации обучения направлена на то, чтобы обучающиеся с помощью преподавателя познакомились с творчеством ведущих медийных критиков федеральных и республиканских печатных СМИ. Предполагается, чтобы владея теоретическими знаниями в области медийной критики, студент на примерах из газет и журналов, а также специализированных Интернет-ресурсов мжет посмотреть и сделать свои выводы, как на практике выполняются / не выполняются теоретические положения. В качестве эмпирической базы используются такие издания, как газеты: «Аргументы и факты», «Аргументы недели», «Вечерняя Казань», «Восточный экспресс», «Звезда Поволжья», «Известия», «Комсомольская правда», «Литературная газета», «Московские новости», «Московский комсомолец», «Независимая газета», «Новая газета», «Новые Известия», «Республика Татарстан», «Российская газета» и «Труд». Журналы: «Журналист», «Журналистика и медиарынок», «Журналистика и культура русской речи», «Искусство кино» и «Среда».

Практические занятия предлагается проводить в двух видах. Первый – в начале занятия студентам раздается подготовленная преподавателем подборка публикаций, содержащих критический анализ телевизионных передач или материалов печатных СМИ. Обучающиеся знакомятся с каждым выступлением и совместно
с преподавателем обсуждают его на предмет выявления авторской цели, объекта и предмета данного исследования, средств художественной выразительности, применяемых критиком, и уместности тропов в конкретных случаях и т.п. Таким образом, цель данного вида занятий – дать представление студентам о методике критического анализа творческого произведения, а также предоставить им возможность самостоятельно провести мини-исследование конкретного медийного продукта и сделать собственные выводы по его результатам. К сожалению, в связи с тем что настоящий спецкурс рассчитан только на 36 часов, то таких занятий в процессе обучения может быть только одно или два.

Второй вид обучения – семинар. Его цель – предоставление возможности каждому студенту попробовать свои силы в исследовании творческого своеобразия конкретного медийного критика за определенный промежуток времени (определяется студентом по согласованию с преподавателем). Учащийся самостоятельно выполняет работу, а на занятии докладывает коллегам о результатах своего анализа
и отвечает на возможные вопросы. При этом ему необходимо рассказать и о методике своего исследования. В зависимости от количества желающих выполнить такое задание преподаватель может выделять отдельные часы для заслушивания выступлений или выделять время (10 – 15 минут) на каждом занятии и обсуждать работу одного
студента.

3. Самостоятельная практическая внеаудиторная работа студентов. Предусматривает проведение самостоятельного анализа конкретного медийного продукта и оперативную подготовку по результатам газетной публикации в одном из наиболее часто встречающихся в современной медиакритике жанров: реплике, зарисовке, аналитической корреспонденции, творческом портрете, обозрении и рецензии. За семестр необходимо попробовать себя минимум в трех из этих жанров (в пособии приводятся баллы на каждый из них). Каждый материал должен быть обсужден с преподавателем. Сверхзадачей студента является возможность публикации текста в СМИ.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Глазами газет iconТема : «Инновационные технологии проведения уроков и внеклассных мероприятий»
В плане предметной недели было проведено 18 мероприятий. Из них общешкольного плана : внутри школьная математическая олимпиада, конкурс...
Глазами газет iconП лан проведения тематической недели
Игры народов мира", выставка газет "Великие политические игры", выставка газет "Игры героев художественной литературы"
Глазами газет icon© 2006 «рефераты для журфаковцев» http :// journref. Narod. Ru факультет...
Результаты одного из массовых исследований свидетельствуют о том, что в среднем современный японец в день тратит на чтение газет...
Глазами газет iconРеферат по дисциплине «Французский язык и страноведение» на тему...
«Французский язык и страноведение» на тему «Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия»
Глазами газет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Нормы римского права глазами современников (судебный процесс глазами Плавта, речи Цицерона как источник сведений о нормах римского...
Глазами газет iconПрограмма элективного курса по истории Отечества в 10 классе ( 35...
Данный курс предлагает совершить увлекательное путешествие в 20 столетие, чтобы глазами современников этой эпохи погрузиться в мир...
Глазами газет iconСтатья посвящена анализу лидеров прессы США газет, на протяжении...
Сша – газет, на протяжении многих лет входящих в пятёрку крупнейших по тиражу в стране: The Wall Street Journal, usa today, The New...
Глазами газет iconКонкурс творческих работ «Права человека глазами ребенка»
Педагогический совет моу проводниковская средняя общеобразовательная школа направляет Южину Юлию Дмитриевну, ученицу 6 класса, для...
Глазами газет iconПояснительная записка в начальной школе особое внимание уделяется...
Программа «Смотрю на мир глазами художника» рассчитана на учащихся начальной школы и способствует развитию креативности детей
Глазами газет iconКонкурс газет, валентинок на тему «СДнёмСвятогоВалентина !»

Глазами газет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящее Положение о конкурсе творческих работ среди школьников «Конституция глазами детей» определяет порядок и сроки организации...
Глазами газет iconКраткое содержание проекта в проекте на основе жизненного опыта,...
В программе на изучение темы «Мир глазами историка» в учебном плане отводится 1 час. Так как тема урока носит познавательный характер,...
Глазами газет iconСводный список газет и журналов, выписываемых библиотеками якутской цбс в I полугодии 2014 г

Глазами газет iconДипломная работа
Своеобразие жанров интернет-журналистики (на примере газет «Lenta ru», «Ytro ru», «Территория» и журнала «Beautytime ru»)
Глазами газет iconУрока (групповая технология) 10 класс тема: «Роль личности в истории...
Тема: «Роль личности в истории глазами художника по роману Л. Толстого «Война и мир»
Глазами газет iconВ чем суть разбирательства?
Из интернета, тв- новостей и газет мы узнаем последние новости о патентном противостоянии двух мощных компаний: Apple и Samsung


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск