Скачать 217.15 Kb.
|
Министерство образования РФ Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края. «Утверждаю» Директор ______________ «___»_________ Рабочая программа (Смотрю на мир глазами художника) Программа разработана для 1 – 4 класс На 2011 – 2015 уч. год Составил учитель нач. классов Мут. Н. П. Чегдомын, 2011 Пояснительная записка В начальной школе особое внимание уделяется расширению кругозора учащихся и творческого их раскрытия в области различных видов искусства. Программа «Смотрю на мир глазами художника» рассчитана на учащихся начальной школы и способствует развитию креативности детей. Данная программа составлена на основе Примерной программы под редакцией Горского В.А., издательство Просвещение 2010года и структурирована в соответствии с направлением внеурочной деятельности. Программа ориентирована на учащихся 1-4 классов. Цель занятий: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечивания, формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души, помочь учащимся проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства. Программа поможет решить различные учебные задачи: ●освоить основные правила изображения; ●овладеть материалом и инструментами изобразительной деятельности. воспитательные задачи: ●формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; ●развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; ●формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности. Программа представлена разделами, отображенными в учебно-тематическом плане. Учебно-тематический план
Распределение программного материала по классам:
. Содержание программы: «Живопись» 86ч Начальное представление об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, теплых и холодных цветов. Контраст теплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или черной краской. Углубление знаний об основных и о составных цветах, теплых и холодных, о контрасте теплых и холодных цветов. Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов. Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Зеленый, фиолетовый и оранжевые цвета, до этого известные детям как составные, теперь раскрываются и как дополнительные, поскольку дополняют, усиливают звучание своих пар. Знакомство с живописным приемом подмалевок, накопленные навыков насыщения цвета теплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом. Развитие у детей световосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приемы работы с цветовым пятном. Закрепление навыков получения цветного пятна, освоение цветовых контрастов. Один из основных моментов - освоение детьми знаний о темном пятне как пятне цветном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней. «Графика» 78ч. Знакомство с выразительными средствами этого станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путем разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте темного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами. Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими материалами - углем, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста темного и светлого пятен в создании графического образа. Расширение знаний о выразительности языка графика и об использовании графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма элемента контраста темного и светлого пятен и т.д.) Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя-тремя планами. Закрепление знаний о языке выразительности графики, использование знакомых приемов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Освоение новых графических материалов (уголь, сангина, мел в различных их сочетаниях). Работа с цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света. Закрепление способов работы в печатных техниках. Новая учебная задача-рисование без отрыва от плоскости листа гелиевой ручкой: от начала и до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток и т.д.) рука не отрывается от поверхности листа. «Скульптура»30ч. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки - глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как о трехмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон. Развитие навыка использования основных приемов работы (защипление, заминание, вдавливание ит.д.) со скульптурными материалами - глиной и пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приемов передачи в объемной форме фактуры. Активное закрепление навыков работы с мягкими скульптурными материалами, Ведение работы от общей большой массы без долепливания отдельных частей. Изображение е лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека, Освоение приемов декоративного украшения плоской формы элементами объемных масс, приемов продавливания карандашом, передачи фактуры(создание следов с помощью инструментов). Новые знания и навыки – работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению рельефа: продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты около изображения, т.е. получение двух уровней в изображении. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого материала (пластилина, глины) с последующей доработкой образа. «Аппликация» 32ч. Происходит знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают прием работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции. Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получения симметричных форм. Особое внимание уделяется работ с готовыми цветовыми эталонами двух или трех цветовых гамм. Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы. Дополнит6льным приемом является использование в аппликации фломастеров. Знакомство школьников с новыми материалами, используемыми в аппликации, например с шерстяными нитками, которыми создается не только контур будущего изображения, но и само цветовое пятно. Знакомство с новым приемом использования не только самой вырезанной формы, но и дырки, полученной от вырезания основной фигуры, Соединение на плоскости цветового пятна и его дырки позволит получить новые художественные образы. Новым материалом аппликации могут стать засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж. «Бумажная пластика» 22ч. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивании, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также снимание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного снимания бумаги с целью получения заданного образа. Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый сидуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объема с помощью мятой бумаги. Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приемов сминания, закручивания, надрезания. Работа над объемной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приемы снимания бумаги. Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приемов сминания, закручивания, надрезания бумаги. Работа над объемной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приемы сминания бумаги. «Работа с природными материалами» 16ч. В качестве природных материалов используются корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дерна, обработанное водой дерево и т.д.Работа заключается в создании небольших объемных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги. Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д. Особенностью работы с природными материалами является использование более крупных природных форм. Например, при выборе камней отдается предпочтение большему их размеру, а также попытке найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью. Кроме этого, учащимся предлагается разрисовка камней, как в живописной манере, так и в декоративной. Новые творческие задачи в работе с природным материалом - выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполняют композиции на заданные темы на привычном куске картона или в картонной крышке, а также в маленькой металлической (пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев. «Организация и обсуждение выставки детских работ» 4ч. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержания учебных задач. При организации выставки педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях. Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут высказать и критические замечания о работах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятии. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полученных за год. Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития, как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах станкового искусства. Кроме того, в процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной выразительности изобразительного искусства. Характеристика основных видов деятельности учащихся
Деятельность учащихся, направленная на формирование УУД: Обсуждать в группах все виды художественной деятельности, определяющие все многообразие визуальных пространственных искусств - как основу познания единства мира. Овладеть первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художника к детским книгам. Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы. Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы. Слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства; Цель программы предполагает выход на результат, способствующий обогащению личного опыта каждого ученика, воспитание гражданина. Планируемые результаты: Освоения детьми основных принципов изобразительного искусства. Творческое раскрытие учащихся, формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира. Умения, характеризующие достижения результатов: -уметь осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; -развивать стремление к творческой самореализации средством художественной деятельности.
В состав учебно-методического комплекта к программе входят профильные энциклопедические словари и справочники, видеоматериалы, компьютерная поддержка программы (презентации) Литература: Алексеева В.В. Что такое искусство. - М.,1991 Алехин А.Д. Когда начинается искусство/А.Д.Алехин. - М.,1994 Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства./Е.М. Коротеева. - М.,1991 Коротеева Е.И.Азбука аппликации./Е.И.Коротеева. - М.,2009 Коротеева Е.И. Живопись. Первые шаги./Е.И. Коротеева .-М.,2009 Коротеева Е.И.Графика. Первые шаги./Е.И.Коротеева.-М.,2009 Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство.- М.:АСТ:Астрель,2009-(Планета знаний) |
Российской Федерации Главное управление общего и профессионального образования Иркутской области В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащихся и расширению возможностей... | Рабочая программа По внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Волшебный микрофон», «Театральное творчество», «Смотрю на мир глазами художника», «Бисероплетение», «Квиллинг», «Изонить», «Моделирование»,... | Цвет в искусстве. Разработка занятия по изо по программе «Смотрю на мир глазами художника» Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины по направлению... | ||
1. Пояснительная записка В школьной образовательной программе вопросам практическим, экспериментальным уделяется недостаточное внимание, поэтому данная дополнительная... | Программа по курсу «Криминология» для студентов специальности 03050165 «Юриспруденция» Особое внимание уделяется теории и практике предупреждения преступности и ее видов | ||
Пояснительная записка Комплект дидактического обеспечения для повышения... Примеры дидактических материалов (индивидуальных карточек заданий) (Окружающий мир) | Программ а по внеурочной деятельности пояснительная записка В связи с введением фгос второго поколения внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание в образовательном процессе,... | ||
Программа по физическому воспитанию как средство реализации фгос в начальной школе Ия внеклассной работы в гимназии спортивно-оздоровительного направления учащихся начальной школы для 1-2 классов на основе разработки... | Пояснительная записка Краткая характеристика дисциплины Курс «pr в кризисных ситуациях» В ходе изучения курса особое внимание уделяется вопросам диагностики кризиса в контексте pr, стратегиям оперативного антикризисного... | ||
Пояснительная записка Главной темой программы 7 класса является тема «Классика и современность» Особое внимание уделяется изучению стиля, который рассматривается как отражение мироощущения композитора, как отражение музыкального... | Пояснительная записка Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической... | ||
Урока (групповая технология) 10 класс тема: «Роль личности в истории... Тема: «Роль личности в истории глазами художника по роману Л. Толстого «Война и мир» | «Портрет», является развитие творческого потенциала личности посредством... Активное освоение учащимися традиций искусства, его главных видов дает возможность освоить духовное наследие предыдущих поколений,... | ||
Урок математики в 6 классе. Тема «Пропорция» Обратить особое внимание учащихся на применение пропорции в различных областях деятельности, важность изучения указанной темы для... | Внутренняя образовательная среда В школе уделяется приоритетное внимание решению вопросов создания безопасной образовательной среды и комфортных условий для воспитания... |