ПРИМЕРЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ (ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КАРТОЧЕК ЗАДАНИЙ) (Окружающий мир)
ПРИМЕРЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ (ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КАРТОЧЕК ЗАДАНИЙ) ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕТЕЙ-ИНОФОНОВ В РАМКАХ ПРЕДМЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР») Пояснительная записка
Комплект дидактического обеспечения для повышения уровня языковой компетенции детей-инофонов в рамках предметного обучения в начальной школе на материале предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» основан на системе учебников «Школа России», входящей в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год, построен на материале предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)», ориентирован на использование детьми-инофонами с низким уровнем языковой компетенции.
Перечень обеспечиваемых предметных результатов (по ФГОС НОО)
1. Обеспечиваемые предметные результаты предметной области «Филология»:
овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических);
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
2. Обеспечиваемые предметные результаты предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)»:
сформированность уважительного отношения к России, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира;
освоение доступных способов изучения природы и общества;
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Перечень обеспечиваемых метапредметных результатов:
освоение способов решения проблем поискового характера;
формирование умения планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
использование знаково-символических средств представления информации;
использование речевых средств для решения познавательных задач;
использование различных способов поиска и анализа информации в соответствии с поставленной задачей;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Перечень обеспечиваемых личностных результатов:
формирование основ российской гражданской идентичности, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Описание видов учебной деятельности, предусмотренных карточками заданий
№ карточки
| Темы
(«Школа России»)
| Описание видов учебной деятельности
| 1 – 4
| Что такое Родина?
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей;
— сравнивать, различать и описывать герб и флаг России;
— рассказывать о малой родине» и Москве как столице государства;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
| 5 – 7
| Что такое хвоинки?
| — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
— различать лиственные и хвойные деревья;
— практическая работа в группе: определять деревья с помощью атласа-определителя;
— сравнивать ель и сосну;
— описывать дерево по плану;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
| 8
| Кто такие насекомые?
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых;
— работать в паре: узнавать насекомых на рисунке, определять насекомых с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, приводить примеры насекомых;
— сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
| 9 - 12
| Кто такие рыбы?
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;
— моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги;
— работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку;
— описывать рыбу по плану;
— приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
| 13
| Кто такие птицы?
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;
— практическая работа: исследовать строение пера птицы;
— работать в паре: узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку;
— описывать птицу по плану;
— сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
| 14 – 15
| Кто такие звери?
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;
— практическая работа: исследовать строение шерсти зверей;
— работать в паре: узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку;
— устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
| 16
| Когда придёт суббота?
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее;
— работать в паре: отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль;
— называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым;
— сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
| 17 - 28
| Когда наступит лето?
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года;
— называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым;
— работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника;
— наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
| 29 – 31
| Как живут животные?
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях;
— работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку;
— практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка;
— оценивать свои достижения на уроке
| 32 – 34
| Где зимуют птицы?
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе;
— обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц;
— практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм;
— запомнить правила подкормки птиц;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
| 35 – 39
| Как живёт семья?
| — Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить;
— рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника;
— называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;
— рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи;
— оценивать значение семьи для человека и общества.
В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:
— отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий;
— интервьюировать членов семьи;
— оценивать значение семейных альбомов
| 40
| Что у нас над головой?
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём;
— моделировать форму Солнца;
— работать в паре: моделировать форму созвездий;
— работать со взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради);
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
| 41 – 42
| Когда учиться интересно?
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы;
— работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе;
— рассказывать о своём учителе; формулировать выводы из коллективного обсуждения;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
| Карточка № 1 Тема: Что такое Родина?
Карточка № 2 Тема: Что такое Родина?
Карточка № 3 Тема: Что такое Родина?
Карточка № 4 Тема: Что такое Родина?
Карточка № 5 Тема: Что это за листья?
Карточка № 6 Тема: Что такое хвоинки?
Карточка № 7 Тема: Что такое хвоинки?
Карточка № 8 Тема: Что такое хвоинки?
Карточка № 9 Тема: Кто такие насекомые?
Карточка № 10 Тема: Кто такие рыбы?
Карточка № 11 Тема: Кто такие рыбы?
Карточка № 12 Тема: Кто такие рыбы?
Карточка № 13 Тема: Кто такие рыбы?
Карточка № 14 Тема: Кто такие птицы?
Карточка № 15 Тема: Кто такие звери?
Карточка № 16 Тема: Кто такие звери?
Карточка № 17 Тема: Когда придёт суббота?
Карточка № 18 Тема: Когда наступит лето?
Карточка № 19 Тема: Когда наступит лето?
Карточка № 20 Тема: Когда наступит лето?
Карточка № 21 Тема: Когда наступит лето?
Карточка № 22 Тема: Когда наступит лето?
Карточка № 23 Тема: Когда наступит лето?
Карточка № 24 Тема: Когда наступит лето?
Карточка № 25 Тема: Когда наступит лето?
Карточка № 26 Тема: Когда наступит лето?
Карточка № 27 Тема: Когда наступит лето?
Карточка № 28 Тема: Когда наступит лето?
Карточка № 29 Тема: Когда наступит лето?
Карточка № 30 Тема: Как живут животные?
Карточка № 31 Тема: Как живут животные?
Карточка № 32 Тема: Как живут животные?
Карточка № 33 Тема: Где зимуют птицы?
Карточка № 34 Тема: Где зимуют птицы?
Карточка № 35 Тема: Где зимуют птицы?
Карточка № 36 Тема: Как живёт семья?
Карточка № 37 Тема: Как живёт семья?
Карточка № 38 Тема: Как живёт семья?
Карточка № 39 Тема: Как живёт семья?
Карточка № 40 Тема: Как живёт семья?
Карточка № 41 Тема: Что у нас над головой?
Карточка № 42 Тема: Когда учиться интересно?
Карточка № 43 Тема: Когда учиться интересно?
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Арзуманова Р.А. Речевая адаптация детей-мигрантов. - М.: МИОО, 2003.
Бровкина Е.Т., Козлова Т.А., Герасимов В. А. Ознакомление с окружающим миром. Природоведение: Методика преподавания в нач. шк. - М.: Academia, 2000.
Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 кл. - М.: ВАКО, 2008. - 255 с.
Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» в начальной школе: Беседы с будущим учителем: Учеб. пособие для студентов. - 2-е изд., стер. - М.: Academia, 1999. – 133 с.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир, 1-2 кл.: методика обучения. - М.: Вентана - Граф , 2010. - 364 с.
Виноградова Н.Ф., Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. Окружающий мир в 3-4 классах четырехлетней начальной школы: Беседы с учителем. - М.: Просвещение, 1999. - 91 с.
Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Изучаем «Окружающий мир» с увлечением: 1-4 кл. - М.: 5 за знания, 2007. - 219 с.
Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» : 3 кл. - М.: Вако, 2008. – 381с.
Елизарова Е.М. Такие незнакомые знакомые растения: кружок по предмету «Окружающий мир» : 3-4 кл. - Волгоград: Панорама, 2006. - 127 с.
Еремьян К.П., Хохлова Ю.В. Начальная школа. Занимательные задания по предмету «Окружающий мир». - М.: ЭНАС, 2007. - 131 с.
Клепинина З.А. Методическое пособие к учебнику «Окружающий мир»: для 1 кл. - М.: АСТ-ПРЕСС ШК., 2005. - 156 с.
Окружающий мир: 4 кл.: развитие умения развернутого оценивания информации. - Волгоград: Учитель, 2012. - 114 с.
Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. - М.: Сфера, 2005. - 168 с.
Плешаков А.А. Мир вокруг нас: поурочные разработки: 2 кл. - М.: Просвещение, 2006. - 141 c.
Плешаков А.А. Мир вокруг нас: программа и тематическое планирование для начальной школы: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2012. - 92 с.
Плешаков А.А. Окружающий мир: рабочие программы : 1-4 кл. : пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Программа и планирование учебного курса : 1-4 кл. : пособие для учителей общеобразовательных учреждений . -5-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 92 с.
Плешаков А.А. Уроки по окружающему миру: 1 кл. : пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2007. - 175 с.
Поглазова О.Т. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир»: пособие для учителя. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004. – 254 с.
Программно-методические материалы. Окружающий мир. - 3-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2000.
Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир», 4 кл. - М.: Экзамен, 2006. - 317 с.
Товпинец И.П., Борзова Н.В., Крылова О.В. Окружающий мир: Метод. Рекомендации. - М.: Просвещение, 2001. - 126 c.
Уракова Ф.К. Методическое пособие по развитию связной русской речи у учащихся школ абхазо-адыгской языковой группы, 3 класс // Отчет по исполнению II этапа Государственного контракта № 03.N0911.0125 от 29.11.2011. – М.: РУДН, 2012.
Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 1 кл. Азбука природы в стихах, загадках, считалках, подвижных играх . - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ВАКО, 2004. - 319 с.
Цейтлин С.Н. Специфические ошибки азербайджанско-русских билингвов в письменной речи // Русистика и современность: Мат-лы VII Междунар. науч-практ. конф., СПб, 2005. – С. 51-52.
Чудинова Е.В., Букварева Е.Н. Окружающий мир: метод. рекомендации для учителя: 4 кл. (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). - М.: Вита - Пресс, 2004. - 126 с.
Чудинова Е.В., Букварева Е.Н. Окружающий мир: Методические рекомендации для учителя:2 кл. (Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). - М.: Вита - Пресс, 2002. - 94 c.
Чудинова Е.В., Букварева Е.Н. Окружающий мир: Методические рекомендации для учителя: 1 кл. (Система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова). - Вита-Пресс, 2001. - 111 с.
ФГНУ ИСИО РАО, 2013 |