Скачать 337.14 Kb.
|
Пояснительная записка Основная цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе, метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных). Предмет «Окружающий мир» способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы: – мотивы, выражающие его потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности; – ценностно-смысловая ориентация (осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе; стремление к сохранению и укреплению своего здоровья); – базовые историко-культурные представления и гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них); – любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе, культуре, истории, вероисповеданиям, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников; – базовые нравственно-этические ценности (уважение к чувствам верующих людей, пиетет к культовым сооружениям; учет нравственных позиций других людей); – учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам, способам постановки опытов, наблюдений; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям, выраженный в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки успешности учения. Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартами начального общего образования второго поколения и представлены в программе тремя содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни». Программными предметными результатами изучения курса «Окружающий мир», необходимыми для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин, являются: - усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (доступных для осознания младшими школьниками); - сформированность умения наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества, религии; - сформированность умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема, интернет); - сформированность умения осуществлять информативный поиск в словарях, справочниках, картах, определителях (в том числе на электронных носителях), в интернете для выполнения учебного задания или для практических целей; - способность использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта, схемы маршрутов) и их условные обозначения для поиска необходимой информации и объяснения социальных и природных явлений; - способность использовать готовые модели и другие источники информации (расписания поездов, самолетов, пассажирских автобусов, схемы экскурсионных маршрутов) для поиска и использования необходимой информации в быту. - умение составлять список используемой литературы и интернет-адресов; - способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника, взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность существования у партнера другой точки зрения, в том числе не совпадающей с его собственной точкой зрения; - способность выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, докладчик, председатель заседания школьного клуба «Мы и окружающий мир»). Основное содержание программы Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире (6 ч) Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, важнейшие (2–3) предприятия, учреждения культуры, быта, их назначение, достопримечательности. Окружающий ребенка мир — природа живая и неживая (на уровне различения объектов живой и неживой природы, объектов природы от изделий). Органы чувств человека. Свойства объектов, которые можно определять с помощью органов чувств. Получение знаний с помощью органов чувств о естественных и искусственных объектах окружающего мира. Практические работы: различение звуков, определение вкуса, температуры (теплое, холодное), мягкости, твердости, формы, влажности (мокрое, сухое), цвета с помощью органов чувств. Живая природа (14 ч) Признаки живой природы (живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают). Животные как часть живой природы. Насекомые, рыбы, птицы, звери как наиболее доступные для выделения детьми группы животных. Дикие и домашние животные. Растения — часть живой природы. Какие бывают растения: травы, кустарники, деревья. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян (по выбору учителя). Способы распространения растений. Распознавание деревьев своей местности по листьям, плодам, кронам. Практические работы: наблюдения за прорастанием семян, ростом растений, способами распространения растений на новые места. Природа и ее сезонные изменения (37 ч) Смена времен года. Осенние изменения в неживой природе. Жизнь растений осенью. Хвойные и лиственные деревья осенью. Изменение окраски листьев деревьев и кустарников. Листопад. Труд людей осенью. Жизнь животных осенью. Зимние изменения в неживой природе. Первоначальные представления о разном состоянии воды (снег, лед). Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время года. Жизнь в воде подо льдом. Жизнь деревьев, кустарников и трав зимой. Труд людей зимой. Весенние изменения в неживой природе. Жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной. Природа в летнее время года. Съедобные и несъедобные ягоды.Знакомство с грибами на примере шляпочных грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Лекарственные растения. Правила сбора ягод, грибов, лекарственных растений. Безопасное поведение в природе. Первое знакомство с термином «Экология». Красная книга России. Практические работы, наблюдения, экскурсии: урок-экскурсияосенью с целью наблюдения за изменениями в природе. Опыт, доказывающий, что лед — это замерзшая вода. Опыт, доказывающий, что тонкий лед опасен. Опыт, доказывающий, чист ли белый снег.Рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках. Длительное наблюдение за распусканием почек. Урок-экскурсия с целью различения деревьев и кустарников родного края зимой. Наблюдения за повадками домашних животных, за жизнью насекомых, диких птиц. Наша родина — Россия (6 ч) Первоначальные представления о родном Крае, о Родине: Россия — многонациональная страна. Столица нашей Родины — Москва. Достопримечательности Москвы (Красная площадь, Кремль). Знакомство с государственной символикой: флаг России, герб России, гимн России. Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир » к концу 1-го года обучения Обучающиеся научатся: -название своего поселка (города), название своей улицы, номер своего дома, адрес школы; -названия: своего государства (Россия), столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня); -государственную символику России; -первый куплет и припев гимна России; -виды городского транспорта (электричка, трамвай, троллейбус, автобус); -правила поведения в городе во время экскурсии; -что такое природа, природа живая и неживая (на уровне различения объектов); -название органов чувств и их функции; -названия органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена); -основные признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение; -названия и внешние отличительные признаки 8–10 растений; 8–10 животных (на уровне рода); -название каждого времени года и их последовательность; -основные признаки времен года; -правила безопасности на воде в зимнее и летнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время. -соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий; -проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях; -различать объекты природы и изделия человека; -различать объекты живой и неживой природы; -различать части растений, отображать их в рисунке; -приводить примеры домашних и диких животных (не менее пяти); -приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида; -приводить примеры хвойных и лиственных деревьев своего края; -приводить примеры кустарников и травянистых растений своего края; -приводить примеры съедобных грибов своего края; -приводить примеры ядовитых ягод своего края; -ориентироваться в основных достопримечательностях своего края; -называть столицу России (Москва), главную площадь столицы (Красная площадь), главную достопримечательность столицы (Кремль), историческую достопримечательность Кремля (Спасскаябашня). -для обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения; -установление связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; -выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улице, в быту; -писать на конверте свой адрес; -выполнять правила поведения в природе и участия в ее охране; -подписывать почтовый конверт (адрес научного клуба «Мы и окружающий мир», обратный адрес). Программу обеспечивают: Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н.Окружающий мир. 1 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник, 2011. Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. – М.: Академкнига/Учебник, 2011. Трафимова Г.В, Трафимов С.А., Федотова О.Н. Окружающий мир 1 класс: Учебник-хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник, 2011. Трафимова Г.В, Трафимов С.А., Федотова О.Н. Окружающий мир. 1класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник, 2011. № п/п Образовательные линии (окр. мир) Образовательные линии Обязательный минимум Возможность углубления Количество Должны знать Должны уметь 1. Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире. Населённый пункт в котором живёт ребёнок. Природа живая и неживая. Органы чувсв человека. Свойства объектов. Адрес, название своего посёлка, название своей улицы, адрес школы. Правила поведения в природе. Название органов чувств и их функции. Описывать дорогу от дома до школы. Определять признаки различных объектов природы, проводить простейшие наблюдения за объектами природы, уметь рассказывать о своих наблюдениях. Изучать окружающий мир с помощью органов чувств. Выполнять простейшие опыты и обобщать результаты. Различать объекты неживой и живой природы. Оценка своего и чужого поведения в природе. Способы участия уч-ся в природоохранной деятельности. Природные сообщества родного края. 8 2. Живая природа Признаки живой природы. Животные как часть живой природы. Насекомые, рыбы, птицы. Звери. Дикие и домашние животные. Растения. Виды и части растений. Способы распространения растений. Названия и внешние отличительные признаки 8-10 животных. Признаки живых организмов. Признаки насекомых. Общие признаки растений. Название органов растений. Названия и внешние отличительные признаки 8-10 растений. Раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных, насекомых. Различать части растений. Анализировать строение семени и делать выводы. Передача своих впечатлений об окружающем мире. Способы распространения семян. 10 3. Природа и её сезонные изменения. Смена времён года. Сезонные изменения в неживой природе. Основные признаки времён года. Название каждого времени года и их последовательность. Правила безопасности на воде и на льду. О труде людей осенью, весной, летом. Правила наблюдения и проведения опытов. О зимовке животных, о работе лесника. Признаки по которым из всех животных выделяются особые группы. О жизни некоторых животных подо льдом. Отличия деревьев и кустарников зимой. Правила поведения на экскурсии. Раннецветущие растения. Питательные и целебные свойства ягод. Признаки и названия грибов. Лекарственные растения. Анализировать изменения природы. Различать овощи и фрукты. Обобщать жизненные наблюдения об изменениях в окружающей среде. Оказывать помощь животным зимой. Определять разные виды деревьев и кустарников. Отличать раннецветущие растения от остальных растений. Устанавливать взаимосвязи в природе. Анализировать и обобщать полученную информацию при наблюдении. Различать съедобные и несъедобные грибы. Соблюдать правила безопасности при соблюдении опытов. Хлорофилл, листопад. Тритон, летучая мышь. Приметы весны. Съедобные и несъедобные ягоды. Правила сбора грибов. Красная книга России. 38 4. Наша Родина – Россия. Представления о родном Крае, Родине. Столица нашей Родины – Москва. Достопримечательности Москвы. Знакомство с государственной символикой. Название нашей планеты, родной страны, региона, населённого пункта, столицы государства. Государственную символику, первый куплет и припев гимна России. Правила поведения во время движения по населённому пункту. Правила членов клуба «Мы и окружающий мир». Описывать достопримечательности родного края. Называть виды животных и растений родного края. Описывать традиции, обычаи, историю государственных символов России, важнейшие исторические события. Важные сведения из истории родного края. Конституция- Основной Закон государства. Характеристика отдельных исторических событий. 10 Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
|
Пояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир» | Пояснительная записка Цель изучения курса «Окружающий мир» Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,... | ||
Пояснительная записка Изучение учебного курса «Окружающий мир» Изучение учебного курса «Окружающий мир» рассчитано на четыре года (по2 часа в неделю) на уроках ознакомления с окружающим миром... | Пояснительная записка окружающий мир. Учитель начальных классов Нуянзина... Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого приказом Минобразования РФ №1089 от 09. 03.... | ||
Пояснительная записка Комплект дидактического обеспечения для повышения... Примеры дидактических материалов (индивидуальных карточек заданий) (Окружающий мир) | Пояснительная записка. Факультативный курс «Мир комнатных растений»... Цель факультативного курса углубить и расширить знания учащихся, интересующихся биологией, выращиванием и разведением комнатных растений;... | ||
Пояснительная записка предлагаемая программа «Природоведение» «Природоведение» предназначена для изучения в 5 классе основной общеобразовательной школы и является продолжением курса «Окружающий... | Пояснительная записка к тематическому планированию по Окружающему миру «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А.... | ||
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2010 – 2011 учебный год составлена на основе стандарта начального общего... | Пояснительная записка программа состалена в соответствии с образовательной... Программа состалена в соответствии с образовательной программой начального общего образования мбоу «Комсомольская №1 сош», авторской... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе | Учебный курс «Окружающий мир» Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А. А. Плешакова «Мир... | ||
Пояснительная записка Предложенная программа факультативного курса «Клуб Почемучек» представляет собой комплекс предлагаемых для исследования научно-познавательных... | Окружающий мир пояснительная записка Географические открытия и географический кругозор. Зарождение общегеографических знаний | ||
Пояснительная записка: Цель курса «Живой уголок» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Пояснительная записка: Цель курса «Живой уголок» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) |