Пояснительная записка Цель изучения курса «Окружающий мир»





Скачать 301.64 Kb.
НазваниеПояснительная записка Цель изучения курса «Окружающий мир»
страница1/4
Дата публикации17.07.2013
Размер301.64 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
  1   2   3   4
Пояснительная записка


1. Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе –

- формирование целостной картины мира и осознания места в нём человека на основе единства рационально – научного познания и эмоционально- ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

-духовно нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса является:

  1. формирования уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России её природе и культуре, истории и современной жизни.

  2. осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

  3. формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  4. формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учат осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности.


2. Общая характеристика курса

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществляется на основе идей:

1. идея многообразия мира;

2. идея целостности мира;

3. идея уважения к миру;
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём.

Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии ФГОС начального общего образования, Концепции духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» М.: Просвещение, 2011 (УМК «Школа России» 2011г.)

В программе изменено соотношение часов на изучение некоторых тем. Таблица приведена ниже.





Раздел

Количество часов в

программе

Количество часов в рабочей программе

1

«Где мы живём»

4

4

2.

«Природа»

20

20

3.

«Жизнь города и села»

10

10

4.

«Здоровье и безопасность.

9

9

5.

«Общение»

7

7

6.

«Путешествия»

18

18







68ч.

68ч.


Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, что повысит уровень обученности по предмету.
3. Место курса в учебном плане.

На изучение окружающего мира во 2 классе отводится 68 часов ( 2 часа в неделю, 34 учебные недели)

4. Ценностные ориентиры содержания курса

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии её форм.

  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.

  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к Родине, народу, малой родине.

  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов россии от поколения к поколению.

  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих6 здоровье физическое, психическое, духовно- и социально- нравственное.

Ребенок в этом возрасте – первооткрыватель мира, и его интересует всё. Целостный образ окружающего формируется в процессе поиска ответов на детские вопросы: что? кто? когда? почему? и др. Первоклассники учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной форме ответы на них.

Первый круг вопросов, сгруппированных в разделе «Что и кто?», обеспечивает формирование у детей представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдается самому близкому, что доступно непосредственно чувственному опыту детей. Вторая группа вопросов (раздел «Как, откуда и куда?») это познание учащимися различных процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей. Третий круг вопросов(раздел «Где и когда?») развивает представление детей о пространстве и времени, а четвертый (раздел «Почему и зачем?») обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определение целей и смысла той или иной человеческой деятельности.

5. Результаты изучения учебного предмета
Личностные УУД
Будут сформированы:

  • следующие понятия: «добро», «терпение», «природа», «семья»;

  • уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;

  • умение оценивать жизненные ситуации;

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

  • осознания себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающиеся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • сопереживание чувствам других людей.

Получат возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учиться;

  • адекватного понимания причин успешности/ не успешности учебной деятельности;

  • установка на здоровый образ жизни;

Метапредметные универсальные учебные действия.
Регулятивные УУД

Ученик научится:

  • организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

  • определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • вносить коррективы в работу после учёта характера сделанных ошибок.

  • принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные УУД

Ученик научится:

  • ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

  • отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;

  • сравнивать объекты живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;

  • группировать предметы, объекты на основе существенных признаков;

  • устанавливать несложные причинно-следственные связи.

Ученик получит возможность научиться:

  • произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД

Ученик научиться:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для решения различных коммуникативных задач.

Ученик получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;

  • учитывать разные мнения;

  • на основе прочитанного принимать несложные практические решения.

Предметные УУД

Ученик научится:

  • задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной форме ответы на них;

  • классифицировать объекты окружающего мира по их разнообразию и свойствам;

  • различать процессы, явления окружающего мира, как естественные, так и связанные с деятельностью людей;

  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить причины влияния этих взаимоотношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;

  • понимать необходимость здорового образа жизни;

  • различать символику Российской Федерации;

  • различать объекты природы и изделия человека;

  • различать объекты живой и неживой природы;

  • различать части растений, отображать их в рисунке;

  • приводить примеры домашних и диких животных (не менее пяти);

  • приводить примеры животных разных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида;

  • приводить примеры хвойных и лиственных деревьев своего края;

Ученик получит возможность научиться

  • осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту и в природе;

  • осознано выполнять режим дня;

  • выполнять элементарные правила безопасного поведения;

  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные правила общения со взрослыми сверстниками в школе.


Тематическое планирование




Наименование

разделов и тем

Максимальная нагрузка

учащегося, ч



Теоретическое

обучение, ч


Практическая

работа


Проектные работы


1

Где мы живём

4







Проект «Родное село»

2

Природа

20







«Красная книга»

3

Жизнь города и села

10







«Профессии»

4.

Здоровье и безопасность

9







.

5

Общение

7







«Родословная»

6

Путешествия

18







«Страны мира»




Всего:

68







4


Материально-техническому обеспечению образовательного процесса



Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения





Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. –М.: Просвещение,2011

Учебники:
1. Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник ,2 класс. В 2 ч. Ч.1.- М.: Просвещение, 2012г Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник ,2 класс. В 2 ч. Ч.2.- М.: Просвещение, 2012г
Рабочие тетради:

3. Плешаков А.А Окружающий мир. Рабочая тетрадь, 1 класс. В 2 ч. Ч.1. – М.:Просвещение.2012г.

4. Плешаков А.А Окружающий мир. Рабочая тетрадь, 1 класс. В 2 ч. Ч.2. – М.:Просвещение.2012г.

Методические пособия

Плешаков А.А. Александрова В.П. Окружающий мир: Поурочные разработки: 2 класс


3. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель для начальной школы. М.: Просвещение, 2008.

4. Плешаков А.А Зелёные страницы: книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2006.

5. Плешаков А.А. Тетрадь «Проверь себя» 1 кл.


К
П




Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 1 класс





Технические средства обучения







  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Цель изучения курса «Окружающий мир» iconПояснительная записка Основная цель изучения курса «Окружающий мир»
Предмет «Окружающий мир» способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы...
Пояснительная записка Цель изучения курса «Окружающий мир» iconПояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир»
Пояснительная записка Цель изучения курса «Окружающий мир» iconПояснительная записка Изучение учебного курса «Окружающий мир»
Изучение учебного курса «Окружающий мир» рассчитано на четыре года (по2 часа в неделю) на уроках ознакомления с окружающим миром...
Пояснительная записка Цель изучения курса «Окружающий мир» iconПояснительная записка окружающий мир. Учитель начальных классов Нуянзина...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого приказом Минобразования РФ №1089 от 09. 03....
Пояснительная записка Цель изучения курса «Окружающий мир» iconПояснительная записка Комплект дидактического обеспечения для повышения...
Примеры дидактических материалов (индивидуальных карточек заданий) (Окружающий мир)
Пояснительная записка Цель изучения курса «Окружающий мир» iconПояснительная записка. Факультативный курс «Мир комнатных растений»...
Цель факультативного курса углубить и расширить знания учащихся, интересующихся биологией, выращиванием и разведением комнатных растений;...
Пояснительная записка Цель изучения курса «Окружающий мир» iconПояснительная записка предлагаемая программа «Природоведение»
«Природоведение» предназначена для изучения в 5 классе основной общеобразовательной школы и является продолжением курса «Окружающий...
Пояснительная записка Цель изучения курса «Окружающий мир» iconПояснительная записка к тематическому планированию по Окружающему миру
«Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А....
Пояснительная записка Цель изучения курса «Окружающий мир» iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2010 – 2011 учебный год составлена на основе стандарта начального общего...
Пояснительная записка Цель изучения курса «Окружающий мир» iconПояснительная записка программа состалена в соответствии с образовательной...
Программа состалена в соответствии с образовательной программой начального общего образования мбоу «Комсомольская №1 сош», авторской...
Пояснительная записка Цель изучения курса «Окружающий мир» iconПояснительная записка рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе
Пояснительная записка Цель изучения курса «Окружающий мир» iconУчебный курс «Окружающий мир»
Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А. А. Плешакова «Мир...
Пояснительная записка Цель изучения курса «Окружающий мир» iconПояснительная записка
Предложенная программа факультативного курса «Клуб Почемучек» представляет собой комплекс предлагаемых для исследования научно-познавательных...
Пояснительная записка Цель изучения курса «Окружающий мир» iconОкружающий мир пояснительная записка
Географические открытия и географический кругозор. Зарождение общегеографических знаний
Пояснительная записка Цель изучения курса «Окружающий мир» iconПояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру
Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и разработано по учебнику: Плешаков А. А. Окружающий...
Пояснительная записка Цель изучения курса «Окружающий мир» iconПояснительная записка к образовательной программе
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов «Окружающий мир», 4 класс, часть1; М.: Аст: Астрель, 2011 (Планета знаний)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск