НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)»
Кафедра педагогики и филологии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе и
инновационному развитию
Р.Ф. Габидуллин
«29» августа 2012 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Направление подготовки – 031300 «Журналистика»
Квалификация (степень) выпускника – бакалавр журналистики
Профиль подготовки – «Менеджмент, маркетинг и реклама в СМИ» Уфа
2012
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ
(Академия ВЭГУ)»
Кафедра педагогики и филологии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе и
инновационному развитию
Р.Ф. Габидуллин
«29» августа 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Направление подготовки – 031300 «Журналистика»
Квалификация (степень) выпускника – бакалавр журналистики
Профиль подготовки – «Менеджмент, маркетинг и реклама в СМИ»
Уфа
2012
АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Дисциплина «Основы телевидения» является частью цикла «Дисциплины по выбору» ООП ВПО по направлению подготовки бакалавра журналистики, профилю «Менеджмент, маркетинг и реклама в СМИ».
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с прикладными аспектами тележурналистики.
Дисциплина нацелена на формирование общекультурных компетенций
- культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- свободное владение нормами и средствами выразительности русского (и родного – национального) языка, письменной и устной речью в процессе личностной и профессиональной коммуникации, при подготовке журналистских публикаций (ОК-17).
профессиональных компетенций:
- понимание значения этических ориентиров и регуляторов журналистской деятельности, знание основных российских и международных документов по профессиональной этике (ПК-12);
- знание базовых принципов формирования организационной структуры современной редакции (редакционного комплекса), основных функций сотрудников различного должностного статуса, углублённо – круга обязанностей корреспондентского корпуса (ПК-19).
В результате изучения дисциплины студент должен
Знать:
- основные этапы истории развития телевидения;
- основные журналистские профессии на телевидении;
- основные телевизионные жанры;
- этические нормы и права тележурналиста.
Уметь:
- грамотно и логично излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- пользоваться языком с учётом конкретной ситуации, обстановки, правил речевого этикета.
Владеть:
навыками работы тележурналиста.
Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации образовательного процесса: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студента, консультации).
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётные единицы, 108 часов.
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды аттестации: текущая аттестация успеваемости в форме компьютерного тестирования, промежуточная аттестация в форме зачёта. 1. Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Основы телевидения» является ознакомление студентов с принципами и методами работы тележурналистов. 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи.
№ п/п
| Наименование обеспе-чиваемых дисциплин
| № № разделов данной дисциплины,
| 1
| 2
| 1.
| Основы журналистской деятельности
|
| +
| 2.
| Основы теории коммуникации
|
| +
| 3.
| Современный русский (и родной) язык
|
| +
|
3. Структура и содержание дисциплины
3.1. Тематический план дисциплины
Тема
| Виды учебной работы, трудоёмкость (в часах)
| ЛЗ
| СЗ/ПЗ
| ЛР
| СРС
| очное
| заочное
| очное
| заочное
| очное
| заочное
| очное
| заочное
| СО
| СПО
| СО
| СПО
| ВПО
| СО
| СПО
| СО
| СПО
| ВПО
| СО
| СПО
| СО
| СПО
| ВПО
| СО
| СПО
| СО
| СПО
| ВПО
| Раздел 1. Телевидение как канал массовой коммуникации
| 1. Телевидение в системе СМИ
| 2
| -
| 0,5
| 0,5
| 0,5
| 4
| -
|
| 0,5
| 0,5
| -
| -
| -
| -
| -
| 6
| -
| 9
| 9
| 9
| 2. История телевидения в России
| 2
|
| 0,5
|
|
| 4
|
|
|
|
| -
| -
| -
| -
| -
| 6
|
| 9
| 9
| 9
| 3. Журналистские профессии на телевидении
| 2
| -
| 0,5
| 0,5
| 0,5
| 4
| -
|
| 0,5
| 0,5
| -
| -
| -
| -
| -
| 6
| -
| 9
| 9
| 9
| 4. Основные телевизионные жанры
| 2
| -
| 0,5
| 0,5
| 0,5
| 4
| -
| 1
| 0,5
| 0,5
| -
| -
| -
| -
| -
| 6
| -
| 9
| 9
| 9
| Раздел 2. Особенности работы на телевидении
| 5. Репортаж как особый жанр телевидения
| 2
| -
|
| 0,5
| 0,5
| 4
| -
| 1
| 0,5
| 0,5
| -
| -
| -
| -
| -
| 6
| -
| 12
| 12
| 12
| 6. Речь. Элементы актёрского мастерства
| 2
| -
|
| 0,5
| 0,5
| 4
| -
| 1
| 0,5
| 0,5
| -
| -
| -
| -
| -
| 6
| -
| 12
| 12
| 12
| 7. Основы работы оператора
| 2
| -
|
| 0,5
| 0,5
| 4
| -
| 1
| 0,5
| 0,5
| -
| -
| -
| -
| -
| 6
| -
| 12
| 12
| 12
| 8. Этика и право в работе репортёра, оператора
| 2
| -
|
| 0,5
| 0,5
| 4
| -
| 1
| 0,5
| 0,5
| -
| -
| -
| -
| -
| 6
| -
| 12
| 12
| 12
| 9. Основы режиссуры репортажных жанров
| 2
| -
|
| 0,5
| 0,5
| 4
| -
| 1
| 0,5
| 0,5
| -
| -
| -
| -
| -
| 6
| -
| 12
| 12
| 12
| ИТОГО
| 18
| -
| 2
| 4
| 4
| 36
| -
| 6
| 4
| 4
| -
| -
| -
| -
| -
| 54
| -
| 96
| 96
| 96
|
3.2. Содержание разделов дисциплины
Лекционные занятия
Раздел
| Тема лекционного занятия
| План лекционного занятия
| 1. Телевидение как канал массовой коммуникации
| 1.1. Телевидение в системе СМИ
| 1. Телевидение как разновидность СМИ.
2. Функции телевидения.
| 1.2. История телевидения в России
| 1. Основные этапы развития телевидения в России.
2. Развитие телевидения до Великой отечественной войны.
3. Развитие телевидения после Великой отечественной войны.
4. Телевидение на постсоветском пространстве.
| 1.3. Журналистские профессии на телевидении
| 1. Редактор.
2. Продюсер.
3. Корреспондент (репортёр).
4. Требования к профессиональному мастерству репортёра.
5. Комментатор и обозреватель.
6. Диктор и ведущий новостей.
7. Шоумен, модератор, интервьюер.
8. Критерии оценки профессиональной деятельности на телевидении.
| 1.4. Основные телевизионные жанры
| 1. Понятие о жанре.
2. Интервью и сходные с ним жанры.
3. Виды интервью.
4. Комментарий и обозрение.
5. Очерк.
6. Другие жанры.
| 2. Особенности работы на телевидении
| 2.1. Репортаж как особый жанр телевидения
| 1. Понятие о репортаже.
2. Виды репортажей.
3. Структура репортажа.
4. Основные принципы подготовки текста репортажа.
| 2.2. Речь. Элементы актёрского мастерства
| 1. Понятие речевой ошибки.
2. Типы речевых ошибок.
3. Элементы актёрского мастерства.
4. Орфоэпия и техника речи.
5. Речь и дыхание.
| 2.3. Основы работы оператора
| 1. План изображения.
2. Использование трансфокатора.
3. Наведение на фокус.
4. Освещение.
5. Построение кадра.
6. Ракурс.
7. План изображения.
8. Запись звука.
| 2.4. Этика и право в работе репортёра, оператора
| 1. Ответственность журналиста.
2. Этические принципы журналиста.
3. Кодекс Конгресса журналистов.
4. Аккредитация.
5. Анонимные источники информации.
6. Личная жизнь и общественный интерес.
7. Конфиденциальные сведения.
8. Съёмки «скрытой камерой».
9. Освещение предвыборных кампаний.
10. Использование псевдонима.
| 2.5. Основы режиссуры репортажных жанров
| 1. Понятие монтажа.
2. Основные принципы вёрстки информационной программы.
|
Практические занятия
Раздел
| Тема практического занятия
| План практического занятия
| 1. Телевидение как канал массовой коммуникации
| 1.1. Телевидение в системе СМИ
| 1. Специфика телевидения.
2. Информационная функция телевидения.
3. Культурно-просветительная функция телевидения.
4. Интегративная функция телевидения.
5. Социально-педагогическая или управленческая функция телевидения.
6. Организаторская функция телевидения.
7. Образовательная функция телевидения.
8. Рекреативная функция телевидения.
| 1.2. История телевидения в России
| 1. Этапы развития телевидения в России.
2. Первые проекты телевизионных систем.
3. Образование Центральной студии телевидения.
4. Космические системы телевидения.
5. Реформы телевидения на постсоветском пространстве.
| 1.3. Журналистские профессии на телевидении
| 1. Редактор.
2. Продюсер.
3. Корреспондент (репортёр).
4. Требования к профессиональному мастерству репортёра.
5. Комментатор и обозреватель.
6. Диктор и ведущий новостей.
7. Шоумен, модератор, интервьюер.
8. Критерии оценки профессиональной деятельности на телевидении.
| 1.4. Основные телевизионные жанры
| 1. Понятие о жанре.
2. Интервью и сходные с ним жанры: беседа, дискуссия, ток-шоу, пресс-конференция.
3. Виды интервью: протокольное интервью, информационное интервью, интервью-портрет, интервью-анкета, проблемное интервью.
4. Комментарий и обозрение.
5. Очерк.
6. Другие жанры.
| 2. Особенности работы на телевидении
| 2.1. Репортаж как особый жанр телевидения
| 1. Понятие о репортаже.
2. Событийный (новостной) репортаж.
3. Информационный (проблемный) и аналитический репортажи.
4. Структура репортажа. Тема, подводка ведущего и т.д.
5. Основные принципы подготовки текста репортажа.
| 2.2. Речь. Элементы актёрского мастерства
| 1. Понятие речевой ошибки.
2. Типы речевых ошибок: лексико-стилистические, морфолого-стилистические, синтаксико-стилистические, фоно-стилистические.
3. Элементы актёрского мастерства.
4. Орфоэпия и техника речи.
5. Речь и дыхание.
| 2.3. Основы работы оператора
| 1. План изображения: крупный, дальний.
2. Использование трансфокатора.
3. Наведение на фокус, глубина резкости.
4. Освещение.
5. Функции света, виды света: фронтальное освещение, диагональное освещение, контровое освещение, бестеневое (тональное) освещение, режимное освещение.
6. Построение кадра. Правило «тройного деления».
7. Ракурс.
8. Запись звука.
| 2.4. Этика и право в работе репортёра, оператора
| 1. Ответственность журналиста.
2. Этические принципы журналиста: достоверность в изложении фактов, полнота информации.
3. Законодательные ограничения журналиста.
4. Кодекс Конгресса журналистов.
5. Аккредитация.
6. Анонимные источники информации.
7. Личная жизнь и общественный интерес.
8. Конфиденциальные сведения.
9. Съёмки «скрытой камерой».
10. Освещение предвыборных кампаний.
11. Использование псевдонима.
| 2.5. Основы режиссуры репортажных жанров
| 1. Понятие монтажа.
2. Схема построения сюжета.
3. Факторы, определяющие структуру сюжета.
4. Основные принципы вёрстки информационной программы.
|
Самостоятельная работа студента
Раздел
| Тема
| Вид самостоятельной работы
| 1. Телевидение как канал массовой коммуникации
| 1.1. Телевидение в системе СМИ
| – проработка конспекта лекции;
– Князев А.А. Основы тележурналистики и телерепортажа. – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2001. – С. 4 – 8;
– подготовка к практическому занятию.
| 1.2. История телевидения в России
| – проработка конспекта лекции;
– Князев А.А. Основы тележурналистики и телерепортажа. – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2001. – С. 8 – 10;
– подготовка к практическому занятию.
| 1.3. Журналистские профессии на телевидении
| – проработка конспекта лекции;
– Князев А.А. Основы тележурналистики и телерепортажа. – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2001. – С. 12 – 22;
– подготовка к практическому занятию.
| 1.4. Основные телевизионные жанры
| – проработка конспекта лекции;
– Князев А.А. Основы тележурналистики и телерепортажа. – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2001. – С. 23 – 31;
– подготовка к практическому занятию.
| 2. Особенности работы на телевидении
| 2.1. Репортаж как особый жанр телевидения
| – проработка конспекта лекции;
– Князев А.А. Основы тележурналистики и телерепортажа. – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2001. – С. 33 – 61;
– подготовка к практическому занятию.
| 2.2. Речь. Элементы актёрского мастерства
| – проработка конспекта лекции;
– Князев А.А. Основы тележурналистики и телерепортажа. – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2001. – С. 62 – 89;
– подготовка к практическому занятию.
| 2.3. Основы работы оператора
| – проработка конспекта лекции;
– Князев А.А. Основы тележурналистики и телерепортажа. – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2001. – С. 90 – 110;
– подготовка к практическому занятию.
| 2.4. Этика и право в работе репортёра, оператора
| – проработка конспекта лекции;
– Князев А.А. Основы тележурналистики и телерепортажа. – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2001. – С. 111 – 128;
– подготовка к практическому занятию.
| 2.5. Основы режиссуры репортажных жанров
| – проработка конспекта лекции;
– Князев А.А. Основы тележурналистики и телерепортажа. – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2001. – С. 129 – 139;
– подготовка к практическому занятию.
|
Интерактивные формы занятий:
№ темы
| Формы
| 1.
| Решение проблемных ситуаций
| 2.
| Дискуссия
|
4. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:
Коды
компетенции
| Наименование компетенции
| Структурные элементы компетенции
(в результате освоения дисциплины обучающийся должен знать, уметь, владеть)
| 1
| 2
| 3
| ОК-4
| Культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь
| Знать основные логические законы
| Уметь применять эти законы на практике
| Владеть навыками логической, аргументированной, ясной устной и письменной речи
| ОК-17
| Свободное владение нормами и средствами выразительности русского (и родного – национального) языка, письменной и устной речью в процессе личностной и профессиональной коммуникации, при подготовке журналистских публикаций
| Знать нормы и средства выразительности русского языка
| Уметь использовать средства выразительности русского языка в своей профессиональной деятельности
| Владеть навыками создания яркого, оригинального текста
| ПК-12
| Понимание значения этических ориентиров и регуляторов журналистской деятельности, знание основных российских и международных документов по профессиональной этике
| Знать этические нормы и права тележурналиста
| Владеть нормами профессиональной этики
| Уметь пользоваться правами тележурналиста
| ПК-19
| Знание базовых принципов формирования организационной структуры современной редакции (редакционного комплекса), основных функций сотрудников различного должностного статуса, углублённо – круга обязанностей корреспондентского корпуса
| Знать принципы организации редакции телестудии
| Уметь осуществлять профессиональную деятельность с учётом специфики средства массовой информации
| Владеть кругом своих функциональных обязанностей
|
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
5.1. Основная литература
1. Правовые и этические нормы в журналистике [Текст] / Составитель Е.П. Прохоров. – М.: Аспект Пресс, 2009.
2. Вартанов А. Российское телевидение на рубеже веков: проблемы, программы, лица [Текст] / А. Вартанов. – М.: КДУ, 2009.
3. Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения [Текст] / Н.А. Голядкин. – М.: Аспект Пресс, 2011. 5.2. Дополнительная литература
1. Князев А. Основы тележурналистики и телерепортажа [Текст] / А. Князев. – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2001.
2. Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. Телевизионная журналистика [Текст] / Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. – М.: Высшая школа, МГУ, 2002. 5.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
1. Князев А. Основы тележурналистики и телерепортажа. – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2001. – Режим доступа: http://www.zipsites.ru/books/telezhurnalistika/
2. Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. Телевизионная журналистика. – М.: Высшая школа, МГУ, 2002. – Режим доступа: http://journ-port.ru/publ/28-1-0-259 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для проведения лекционных занятий необходимо следующее материально-техническое обеспечение: компьютерный класс, аудитория, оснащённая презентационной техникой (проектор, экран, компьютер, ноутбук и т.д.), комплекты электронных презентаций слайдов.
Для проведения практических занятий необходимо следующее материально-техническое обеспечение: компьютерный класс, аудитория, оснащённая презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук и т.д.), рабочее место преподавателя, оснащённое компьютером с доступом в Интернет, рабочие места студентов, оснащённые компьютерами с доступом в Интернет, предназначенные для работы в электронной образовательной среде, комплекты электронных презентаций/слайдов и т.д.
7. Методические рекомендации по изучению дисциплины
7.1. Методические рекомендации по организации и технологиям обучения для преподавателя
Дисциплина «Основы телевидения» решает следующие задачи:
- углубить представление о задачах и функциях телевидения;
- ознакомить студентов с особенностями тележурналистики.
Освоение дисциплины «Основы телевидения» предполагает следующие формы работы: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов.
Отбор материала для лекционных занятий, его организацию рекомендуется производить в соответствии со следующими принципами:
- гражданственности в обучении;
- научности;
- воспитывающего обучения;
- фундаментальности и прикладной направленности обучения;
- преемственности, последовательности и систематичности;
- последовательность и систематичность в обучении;
- единства группового и индивидуального обучения;
- соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых;
- сознательности и творческой активности обучаемых;
- доступности обучения при достаточном уровне его трудности;
- наглядности;
- продуктивности и надёжности обучения;
- оптимальности.
На практических занятиях рекомендуется использовать следующие виды работы:
- разбор конкретных ситуаций;
- выполнение тестовых заданий.
Рекомендуется использовать следующие виды самостоятельной работы студентов:
- проработка конспекта лекции;
- анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме;
- подготовка к практическому занятию;
- выполнение тестовых заданий.
Для освоения дисциплины рекомендуется использовать следующие средства обучения: компьютерный класс, аудитория, оснащённая презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук и т.д.), комплекты электронных презентаций/слайдов и т.д.
7.2. Методические рекомендации по освоению дисциплины для студента
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётные единицы, 108 часов.
В рамках дисциплины предполагается изучение следующих разделов:
- Телевидение как канал массовой коммуникации;
- Особенности работы на телевидении.
Ключевыми понятиями дисциплины «Основы телевидения» являются: телевидение, функции телевидения, Порфирий Иванович Бахметьев, Александр Григорьевич Столетов, Борис Львович Розинг, Павел Васильевич Шмаков, редактор, продюсер, корреспондент, репортёр, комментатор, обозреватель, диктор, ведущий новостей, шоумен, модератор, интервьюер, интервью, беседа, дискуссия, ток-шоу, пресс-конференция, комментарий, обозрение, очерк, эссе, репортаж, речевая ошибка, орфоэпия, техника речи, дикция, пауза, дыхание, план изображения, трансфокатор, освещение, ракурс, принципы журналиста, Кодекс Конгресса журналистов, источник информации, монтаж, сюжет.
Изучая дисциплину, студент познакомится с понятием и структурой телевизионной журналистики.
Выполняя практические, необходимо придерживаться следующего алгоритма: проанализировать рекомендованные учебники, учебные пособия и специальную литературу по данной теме, использовать самообучающие программы, освоить методы анализа материала.
Во избежание ошибок при выполнении практических заданий следует иметь в виду, что необходимо пользоваться дополнительной литературой и ссылками на источники.
По дисциплине предусмотрено выполнение студентами различных видов самостоятельной работы.
- проработка конспекта лекции;
- подготовка рефератов;
- подготовка к практическому занятию;
- выполнение тестовых заданий.
По итогам освоения дисциплины предусмотрена промежуточная аттестация. Рубежная аттестация предусмотрена после изучения раздела 1 (1-я рубежная точка) в форме компьютерного тестирования, после изучения раздела 2 (2-я рубежная точка) в форме компьютерного тестирования. Промежуточная аттестация предусмотрена в форме компьютерного тестирования.
Для подготовки к аттестации рекомендуется
- изучить лекционный и практический материал;
- изучить материалы, представленные по данной дисциплине в библиотеке Академии ВЭГУ или воспользоваться электронной библиотекой;
- использовать самообучающие программы;
- контролировать уровень своих знаний тестами-тренингами. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учётом ООП ВПО по направлению и профилю подготовки «Менеджмент, маркетинг и реклама в СМИ». Автор канд. филол. наук, доцент Трегубов А.Н.
Рецензент канд. филол. наук, доцент Каракуц-Бородина Л.А. Программа одобрена на заседании Учёного совета Академии ВЭГУ
от 29.08.2012 г., протокол № 7 |