Валерия Карпиленко, аспирант кафедры социальных коммуникаций





НазваниеВалерия Карпиленко, аспирант кафедры социальных коммуникаций
Дата публикации02.07.2013
Размер99.3 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Журналистика > Документы
Валерия Карпиленко,

аспирант кафедры социальных коммуникаций

Мариупольского государственного университета
Телевизионный новостной сюжет как разновидность новостного дискурса.

Его методы влияния на современную аудиторию.
Иллюзия «присутствия» при каком-либо событии, обеспечиваемая телевидением, дает возможность эффективно манипулировать сознанием зрителей. Ведь одно и то же событие может быть показано по-разному с помощью различных когнитивных структур новостного дискурса. И целью нашей статьи является именно определение составляющих, которые входят в современные когнитивные структуры телевизионных новостей.

Телевидение создается людьми. И на мнение каждого человека, так или иначе, влияют определенные внешние факторы. Не стоит забывать и о рейтингах, которые напрямую зависят от симпатий аудитории. Массовый же потребитель больше всего склонен не к аналитическому мышлению, а к сенсациям и развлечениям.

Взяв для примера украинское телевидение, следует отметить, что на нем развлекательных шоу становится слишком много. Появляются и чисто-развлекательные каналы, выпуски новостей на которых вообще отсутствуют (телеканал «ТЕТ»). Телеканал «1+1» же пошел на еще один шаг – создал аналогичный программе «Телевизионная Служба Новостей» выпуск «ТСН. Особенное» (http://www.1plus1.ua/dyvitsya/programy/tsn-osoblive.html), позиционирующий себя как: «много светских новостей, эксклюзивные расследования о жизни звезд, репортажи с самых интересных культурных событий и многое другое. «ТСН. Особенное» - непринужденный выпуск новостей, в котором ведущая Соломия Витвицкая преподносит нам поводы для обсуждения». Да и через развлекательные шоу на аудиторию также осуществляется воздействие. Через смех и развлечения насаждается информационная политика государственных структур (например, российский «Прожекторперисхилтон»). Развлекательные шоу могут служить и отвлекающим средством, демонстрируя свободу слова, собирая граждан вместо массовых митингов у телевизоров. Тот же «95 квартал» (Телеканалы «Интер» и «1+1» - Украина) снимает определенное эмоциональное напряжение, создавая представление, что в стране можно выражать сопротивление власти на полную мощь.

Политические ток-шоу (по типу «Свободы слова») также стали нести больше функцию развлекательную, чем информационную. На первый план теперь вышли не ценность фактов, а громкость голоса оппонентов, а иногда и физическая сила.

Все средства массовой информации потому и называются так, что первым и главным их качеством – тем, ради чего и создавались, скажем, петровские «Ведомости», - была способность удовлетворить информационные потребности индивида, общества, государства. Телевидение распространяет информацию полнее и быстрее, достовернее и эмоциональнее своих предшественников. С общетеоретических курсов по журналистике известно разнообразие толкований понятия «информация». Здесь мы употребляем его в самом узком и конкретном смысле: информирование людей о событиях в стране и мире, показ новостей.

Регулярное получение социальной информации стало необходимым условием полноценного участия в современной жизни. Информационные выпуски, состоящие из репортажей и устных сообщений о том, что произошло в последние часы в мире или в том регионе, на который вещает данная станция, составляют опорные точки ежедневной сетки вещания. Все остальные телепередачи располагаются в интервалах между выпусками новостей. Сдвиг выпуска новостей с традиционного места и времени в эфире – событие чрезвычайное [1]. Появление прямых эфиров позволило надеяться на определенную объективность телевидения. Благодаря прямым включениям стало гораздо труднее не показать нежелательное, исчезла возможность вырезать тот или иной кадр. Но возможность конструировать новости определенным образом остается всегда.

Для удовлетворения потребности людей получать оперативную информацию в концентрированном виде применяются все новые формы ее подачи - «заголовки новостей» перед основным выпуском и после него, слишком короткие выпуски между другими передачами. В то же время с помощью заголовков новостей можно создать определенный контекст для информации. Метафорический заголовок может натолкнуть зрителя на определенные мысли, создать двойной смысл.

Название произведения, обращенное ко всему личному багажу знаний и жизненного опыта читателя, стимулирует у него работу мысли, раскрывает интеллектуальный потенциал, заставляет вступать в диалог с автором, вызывает вопросы, настраивает на определенный «горизонт ожидания», побуждает прогнозировать развертывания содержания произведения. Все уровни организации публицистического текста (жанрово-тематический, лексико-синтаксический, образно-стилистический, ритмический т.п.) имеют прямую корреляцию с его названием.

Актуальными проблемами изучения текста в современном журналистиковедении является вопрос его системности, интертекстуальности, дискурсивности, кодирования и декодирования содержания [2]. Не последнее место занимает и порядок новостей. В выпусках новостей принято сообщать о наиболее существенных фактах из сферы политики, а также о событиях, резко отклоняются от обычного, нормального течения жизни. И уже потом идут новости из области медицины, культуры, науки [3]. Телевидение ориентирует зрителя в окружающем мире, не только информируя его, но и привлекая к художественным и нравственным достижениям человечества. По своей природе культура двойственна. Она способна поднять человека до уровня высших духовных ценностей. Но она же способна и опустить его до элементарных потребностей, тогда принято говорить о культуре массовой.

Достоверность отдельно взятого факта или суждения еще не гарантирует объективности, хотя без такой вероятности говорить об объективности не приходится.

В экранном сообщении о событии могут быть опущены факты, существенные для понимания ситуации, или изложена точка зрения, односторонне освещающая картину и создающая неверное представление о причинах происходящего [4].

Эмоциональные новости характерны более для телевидения, чем для печатных СМИ (не считая, конечно, сообщений в сети Интернет). И если в печатных СМИ информация передается только словами, то на телевидении главным является видеоряд. Казалось бы, как можно не доверять тому, что видишь своими глазами? Именно по этому принципу и строится доверие к телевизионным новостям.

Опять же, с появлением интерактивных медиа, информация воспринимается аудиторией быстрее, меньше анализируется, реже проверяется и скорее передается дальше. Поэтому новости в какой-то мере перестают быть новостями в их первозданном виде, становясь похожими больше на мнения и точки зрения. Фактологическая журналистика превращается в журналистику когнитивную. Реально во многих сферах сегодня перед нами разворачивается борьба за освоение нового пространства – пространства чувств и эмоций. Если раньше удалось освоить полюс рацио, то сегодня все усилия во многих сферах направлены на освоение сферы эмоцио, поскольку она является более влиятельной с точки зрения принятия решений человеком [5; 114]. Так или иначе, журналистские тексты призваны не только информировать читателя (учитывая их главную первоначальную функцию), но и побуждать к размышлениям над событием, собственным выводам, к которым, в основном, аудиторию подталкивают именно с помощью умственных, когнитивных конструкций новостного дискурса.

Поэтому типы дискурса в зависимости от средства массовой коммуникации мы рассматриваем отдельно, обращая особое внимание на телевизионные новости и новости в сети Интернет, которые на сегодня являются наиболее оперативным и интерактивными средствами информирования и связи между массовой аудиторией и окружающим миром.

Теленовости являются основным средством влияния на современное массовое сознание, поскольку элиты не интересуются теленовостями с точки зрения информации, а исключительно с точки зрения ее коррекции теми или другими телекомпаниями, поскольку все они принадлежат разным владельцам, включая государство как собственника тоже [5; 339].

Упрощение новостей сводится к тому, что новостью становится не проблема глобальная, а проблема конкретная – персонализированная. В основном, новости направлены на эмоциональное воздействие, которое служит питанием для размышлений над событиями в конкретной семье. Новости центральных украинских каналов чаще всего начинаются с сообщений о несчастных случаях, убийства, ДТП... Дошло до того, что на место первого (по сути, главного в стране события) выносится смерть одного человека, хотя это трагедия конкретной семьи, а не страны в целом. На втором, если не на последнем месте идут парламентские новости о законах и т.д., хотя внимание населения уже направлено ​​на ту новость, которая была первой. Просматривая новости за сентябрь 2012 года на канале «1+1» (http://www.1plus1.ua/), следует отметить, что в течение месяца лишь два дня не транслировались сюжеты, которые содержали бы жестокость и насилие. К сенсационным сюжетам в смысле акцентирования внимания именно на жестокости мы отнесли: криминальные сюжеты и сюжеты о ДТП, пожарах, несчастных случаях и т.п. В то же время 23 новостных выпуска за месяц повесткой дня выбирали именно сюжеты, которые содержали в себе «экранизацию» тех или иных трагических событий. Кое-где (например, 12.09.2012; 14.09.2012; 24.09.2012; 27.09.2012; 28.09.2012) подобных сюжетов в выпуске было больше пяти и в отдельных случаях их число достигало 10-ти сюжетов за выпуск.

По результатам опроса, который провела «Телекритика» (http://www.telekritika.ua/), 80% респондентов считают, что «на украинском ТВ засилье криминальных новостей, их количество следует уменьшить», лишь 3% опрошенных «Криминальные новости интересно смотреть, поэтому не стоит что-то менять» и 17% дали ответ «мне все равно, я не смотрю ТВ» [6].

Одно из наиболее очевидных свойств газетных и телевизионных новостей, которое игнорировалось как в традиционных, так и в сравнительно недавних исследованиях средств массовой информации, в том, что они представляют собой особый вид дискурса. Доминирование социальных наук в изучении средств массовой коммуникации привело к концентрации внимания преимущественно на экономических, политических, социальных или психологических аспектах обработки текстов новостей [7; 111]. Овладеть техникой создания новостей не возможно без знаний. Надо уметь не только грамотно писать, но и широко мыслить, чтобы не просто давать информацию, но и конструировать ее нужным образом.

Для того, чтобы читатель обладал всей необходимой информацией, новостной журналист использует разные инструменты. Он может изложить факты в определенном порядке. Указать на несоответствие в сообщениях источников. Наконец, напомнить читателю о предыстории происходящего, чтобы тот понял, в каком направлении развиваются события. Чего новостной журналист делать не должен, так это путать правду с информацией. Зачастую трудно проверить утверждение того или иного участника событий. Более того, сложно проверить даже очевидные факты [8]. Именно от представления информации зависит формирование взглядов аудитории. Даже подавая информацию достоверную, журналист имеет возможность влиять на потребителей информации...

Прецедентные тексты отсылают коммуникантов к фоновым знаниям, которые появляются у человека в процессе познания и освоения мира. У представителей одной культурной группы фоновые знания оказываются в некоторой степени сходными при наличии индивидуальных элементов фоновых знаний. Под фоновыми знаниями мы понимаем знания и представления, свойственные коммуникантам какой-либо культурной группы, не закрепленные в словарной дефиниции. Фоновые знания представляют собой очаги культуры в ментальном мире человека, существующие в виде понятий, знаний, ассоциаций, переживаний в сознании человека. Таким образом, прецедентные тексты являются ценностными в интеллектуальном и эмоциональном отношениях речевыми механизмами, часто воспроизводимыми в коммуникативных актах, обладающие способностью «отсылать» коммуникантов в фоновые знания. По справедливому утверждению Н.А. Кузьминой, узнавание отраженных в тексте отдельных объектов национальной культуры требует знания общего вербального кода и фоновых знаний.

В процесс актуализации прецедентных текстов включаются механизмы памяти, с помощью которых происходит «уточнение, декодирование» семантики прецедентного текста. При включении прецедентных текстов в высказывание коммуниканты исходят из представления о культурной компетенции своего собеседника и апеллируют к его знаниям, создавая при этом единый знаковый механизм, благодаря которому происходит адекватное восприятие семантики прецедентного текста [9]. Фоновые знания можно отнести к интертекстуальности и метафорам. Именно благодаря им мы имеем дело с «безграничными текстами». Т.е. текстами, которые не имеют границ благодаря своему свойству направлять читателя к предыдущим смыслам и значениям того или иного высказывания.

Использование прецедентного текста может вызвать в сознании коммуниканта определенные аспекты знаний, связанные с его автором или текстом-источником. Данные элементы знаний могут оказаться важными при декодирования смыслов, содержащихся в прецедентном тексте [9]. Впрочем, для этого зритель должен обладать значительным багажом предварительных знаний, чтобы декодировать скрытый смысл, который пытается донести автор текста.

В новостях чаще всего используются именно эпизодические сюжеты. Эпизодическая память – часть долговременной памяти, в которой хранится подробная информация о каждом событии или действии, включая вербальные действия. Поскольку предполагается, что ситуационные модели находятся в эпизодической памяти, мы иногда называем их эпизодическими моделями.

Современная аудитория имеет свои особые черты, приобретенные не без участия телевидения. На сегодняшний день идет своеобразная борьба за аудиторию между телевидением и «универсальным медиа», которым стал Интернет. Если Интернет может предоставить потребителю информации и новости, и кино, и музыку, и общение, то телевидение пытается любыми способами привлечь внимание к себе. К сожалению, борьба за рейтинги приводит к использованию эффекта сенсационности, который выигрывает у качества и требований к стандартам правдивых новостей.

Телевидение до сих пор может оказывать влияние на аудиторию с помощью метафор, интертекста, эпизодических и тематических новостей и т.д., но выбирает все же привлечение внимания с помощью новостей резонансных. И, говоря о новой аудитории, мы можем сделать вывод, что ее нынешние запросы являются результатом воспитания медиакультуры и отучения аудитории от сложных когнитивных структур в пользу более простых и даже несколько примитивных.

Список использованной литературы:


  1. Кузнецов Г. В. Телевизионная журналистика / Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А.Я. Юровский. – М. : «ВЫСШАЯ ШКОЛА», 2002.

  2. Галич В.М. Поэтика публицистического текста (на материале творчества Олеся Гончара): Учебное пособие / В.М. Галич. – М.: Путь, 2006. – 200 с.

  3. Муратов С.А. ТВ – эволюция нетерпимости / Муратов С.А. – М. : Б.и., 2000. – 241 с.

  4. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром / С.А. Муратов. – М.: Аспект Пресс, 2003.

  5. Почепцов Г.Г. Від Facebook'y і гламуру до WikiLeaks: медіа комунікації / Г.Г. Почепцов. – М.: Наследие, 2012. – 464 с.

  6. Чи вважаєте ви, що… [Електронний ресурс] / mediasapiens. – Режим доступу: http://osvita.mediasapiens.ua/poll/chi-vvazhaiete-vi-shcho.

  7. Т.А. ван Дейк Язык. Познание. Коммуникации. / Т.А. ван Дейк. – Б.: БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. – 308 с.

  8. Амзин А. Новостная интернет-журналистика / А. Амзин. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 144 с.

  9. Гриценко Л.М. Особенности функционирования прецедентных текстов в чат-коммуникации [Електронний ресурс] / Л.М. Гриценко. – Режим доступу: http://www.lib.tsu.ru/mminfo/000349304/07/image/07-010.pdf

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Валерия Карпиленко, аспирант кафедры социальных коммуникаций iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социология коммуникаций»...
Автор: Сауткин A. А., кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Валерия Карпиленко, аспирант кафедры социальных коммуникаций iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Понятие и цели маркетинговых коммуникаций. Приведены определения и цели маркетинговых коммуникаций, рассмотрена модель элементов...
Валерия Карпиленко, аспирант кафедры социальных коммуникаций iconПрограмма дисциплины Отечественная история для направления 080200...
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
Валерия Карпиленко, аспирант кафедры социальных коммуникаций iconСлободин В. П., к и. н. Белое движение в годы гражданской войны в...
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
Валерия Карпиленко, аспирант кафедры социальных коммуникаций iconФгбоу впо «Государственный аграрный университет Северного Зауралья»
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
Валерия Карпиленко, аспирант кафедры социальных коммуникаций icon«Башкирские народные песни об Отечественной войне 1812 года»
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
Валерия Карпиленко, аспирант кафедры социальных коммуникаций iconIsbn 978-5-89118-479-4 А. А. Ветров, В. И. Пересыпкин
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
Валерия Карпиленко, аспирант кафедры социальных коммуникаций iconУвлечённые небом братья Кузьмины. Бекенева Олеся Александровна Россия,...
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
Валерия Карпиленко, аспирант кафедры социальных коммуникаций icon«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных...
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
Валерия Карпиленко, аспирант кафедры социальных коммуникаций iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
Валерия Карпиленко, аспирант кафедры социальных коммуникаций iconМоу «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Астрахани
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
Валерия Карпиленко, аспирант кафедры социальных коммуникаций iconМетодические рекомендации для студентов по программе учебной дисциплины...
Составитель: доцент кафедры менеджмента и маркетинговых коммуникаций, кандидат искусствоведения Гольдман И. Л
Валерия Карпиленко, аспирант кафедры социальных коммуникаций iconПрограмма дисциплины культура массовых коммуникаций
Выписка из протокола заседания кафедры всеобщей истории об утверждении программы дисциплины «Культура массовых коммуникаций»
Валерия Карпиленко, аспирант кафедры социальных коммуникаций iconПроблемы функционирования рыбохозяйственного комплекса ханты-мансийского...
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
Валерия Карпиленко, аспирант кафедры социальных коммуникаций iconРоль великобритании в отечественной войне 1812 года, или был ли у...
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
Валерия Карпиленко, аспирант кафедры социальных коммуникаций iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социология международных...
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск