Программа для начальной школы А. В. Камкин, И. А. Кузьмин





Скачать 121.99 Kb.
НазваниеПрограмма для начальной школы А. В. Камкин, И. А. Кузьмин
Дата публикации22.06.2014
Размер121.99 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Истоки

Программа для начальной школы

А. В. Камкин, И.А. Кузьмин

Пояснительная записка

Предполагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А.В. Камкина, доктора исторических наук.

Социокультурный системный подход в образовании позволяет:

  • Развивать социокультурную основу личности с первого года обучения в начальной школы;

  • Осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;

  • Создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;

  • Обечпечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренним и ресурсами человека.

Учебный курс «Истоки» - 1 класс

Азбука истоков «Золотое сердечко»

Учебный курс «Истоки» для 1-го класса позволяет младшему школьнику освоить понятие ИСТОКИ, узнать, что значат Слово, Образ, Книга с большой буквы.

В первом классе дети подводятся к пониманию собственно истоков, знакомятся с социокультурным наполнением СЛОВА, ОБРАЗА, КНИГИ.

ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО живет добрым, честным, святым Словом.

Каждый человек должен ценить сказанное Слово, или оно станет «медью звенящей».

Использование учебного мактериала по теме «СЛОВО» поможет преподавателю осуществить социокультурное присоединение от семьи к начальной школе.

«Истоки» предполагают обечение через «ОБРАЗ». Не все видимое есть Образ. Многое является безобразным.

Вторая часть учебного курса знакомит с Образом Истоков.

КНИГА является главным инструментарием образования в школе.

Третья часть учебного курса позволяет младшему школьнику узнать, что в нашей культуре Книга – живое существо.

Книга может любить и быть любима, наказывать и одухотворять. Как сделать первые шаги по выпуску своей первой Книги?

Главными целями этого курса в 1-м классе являются:

  • Освоение первых социокультурных категорий Слово, Образ, Книга;

  • Развитие ценностей Истоков;

  • Развитие целостного восприятия, способности слышать Слово, видеть Образ, чувствовать окружающий мир.


Тематическое планирование учебного курса

«Азбука Истоков. Золотое сердечко» (1 класс) /32 часа/

I. Мир



Тема урока

Содержание

Основные понятия

Азбука

Прописи

1

Введение в предмет.

Солнышко, мама и папа

Знакомство с «Азбукой Истоков». Алфавит – семья букв. Различные названия и начертания букв. Строчные и прописные буквы. Рукописные шрифты, буквицы.

Родители. Мама. Папа. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Благодарность.

А, М

А а, М м

Колыбельная

2

Мир и лад

(Поле, школа и семья)

Смысл и значение слова. Самое главное в слове – смысл, значение.

Чтобы доброе слово принесло пользу душе, надо его понять.
Сравнение букв с семенами

Из чего состоит слово?

Чем слово отличается от набора букв? Сравнение значения слов поле, лес, поляна, опушка, дол.

Кто поможет правильно понять? Конечно мама и семья, учитель и школа.

Поле. Школа. Семья. Мир. Лад. Согласие. Добрый плод.

П, Л

П п, Л л

Песня

3

Истоки и школа

Что обозначает слово?

(Имена существительные – без терминологии.) Общее и конкретное значение слов. Слово-образ. Слово-символ. Слово-имя. Имена родителей и друзей. (Заглавная буква.)

Колокол. Язык. Книга. Истоки. Отечество. Имена. Уважение к старшим. Школа.

К, О

К к, О о

Считалочка

4

Дар

(Рождество)

Праздничное слово.

Слово-поздравление.

Слово-приветствие.

Слово-прославление.

Дар. Божий дар. Благодарение. Поздравление. Праздник.

Е, Ё

Е, ё

Загадки

5

Истоки и радуга

Откуда берутся слова? Связь и общее происхождение слов. (Корни слов.) Слова тоже имеют свои истоки. У одних общее происхождение, например: род, родина, родник. Другие, хотя и похожие по звучанию, между собой по смыслу не связаны: рука, река. А бывает, что слова кажутся мало похожими, но глубоко связаны и имеют общие древние корни: радуга, радость.

Истоки. Живительная сила. Родная земля. Родное слово.

Родной очаг. Радуга. Сияние истоков.

И, Р

И и, Р р

Хороводная

6

Сказки

А.С. Пушкина

Сказочные слова и присказки. Каковы отличия сказочной речи от обыденной?

Мир сказок. Добро. Честь. Храбрость. Любовь. Милосердие. Мудрость.

Ш, С

Ш ш, С с

Потешка

7

Родной край

Имя края. В какой стране мы живем? Названия городов, сел, рек, гор родного края. Происхождение названий.

Родной край. Родина. Дом. Родные люди. Народная песня.

Й

-

8

Святыни России.

Щит и герб (св. Георгий Победоносец)

Героические слова.

Слова верности.

Слово-действие.

(Глаголы – без терминологии.)

Что значит «Ищи мира»?

Как это делать?

Герб. Щит. Щит-совесть. Святой.

Чудо. Защитник. Победоносец.

Щ, Г

Щ щ, Г г

Марш

9

Святыни России.

Илья Муромец

Славные имена. Связь имени с родным краем. Почему богатыря Илью назвали Муромцем? Имена каких героев тоже связаны с краем?

Богатырь. Добро. Храбрость. Родная земля. Мир.

У, Ф

У у, Ф ф

Частушка

10

Обобщающий урок (Память)

Что более всего запомнилось из пройденного содержания?

Добрая память. Долгая память. Память сердца.

-

-




II. Слово



Тема урока

Содержание

Основные понятия

Азбука

Прописи

11

Слово

Высокое предназначение слова. Уважительное отношение к слову. Интонация. Чтение

с различной интонацией.

Слово. Бесценный дар. Свет. Добро.

Слово и дело.

Х, В

Х х, В в

Угадайка

12

Весна и слово

Слово – сравнение, описание. (Прилагательные – без терминологии.) Метафоры.

С чем можно сравнить весну? Вспоминаем стихи, ищем сравнения.

Весна и слово. Добродетель.

Сад добродетелей. Умиротворение.

Н, Я

Н н, Я я

Песенка

13

Золотое сердечко

Пять талантов

Золотого сердечка.

Почему «верная тропа узка»? Чтение – труд души.

Трудные упражнения.

Золотое сердечко. Талант. Доброе слово. Честное слово.

Слово о родителях.

Труд и подвиг.

Святое слово.

З, Т

З з, Т т

Пословицы

14

Серебряное копытце

Доброе слово. Какие добрые слова мы знаем, часто ли их говорим? Учимся говорить добрые слова родителям, учителям, друзьям.

Добро. Доброе слово. Доброе дело.

Д, Б

Д д, Б б

Совет

15

Честное слово. Добрыня Никитич

Слово – наука.

Чему мы научились?

Слушать и слышать.

Честное слово. Родительское благословение. Подвиг.

Ч, Ы

Ч ч, ы

Былина

16

Слово о родителях

Поэтическое слово. Поэтический образ, рифма, ритм. Примеры из прочитанных стихотворений.

Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание.

Э, Ю

Э э, Ю ю

Пословицы

17

Святое слово. Алеша Попович

Слово и дело в жизни. Работа. Помощник. Слова-помощники. (Предлоги, союзы, междометия – без терминологии). Ищем слова-помощники в тексте – зрительно и на слух.

Святое слово. Богатырская доблесть. Честь.

Ь, Ъ

ь, ъ

Пословицы

18

Чаша жизни

Правила в нашей жизни. Как правильно поступать, как вести себя, как правильно говорить и писать? Правописание слов с большой буквы.

Жизнь. Любовь. Добрые дела.

Ж, Ц

Ж ж, Ц ц

Дорога

19

Обобщающий урок (Внимание)

Наиболее увлекательные минуты на уроках «Истоки». Любимые увлечения и важные дела. Когда мы меньше всего устаем от учебного или физического труда? Нужно ли расширять свой кругозор? Внутренний мир.

Внимание. Умение слушать и слышать.

Любознательность.

Усердие в учебе.

Заботливость.

Сердечное внимание.

-

-

20

Экскурсионно-тематический урок.




III. Образ



Тема урока

Содержание

Основные понятия

21

Родник

Богатство Родины и богатство языка. Близкие по смыслу слова. Множество оттенков речи. (Синонимы, антонимы – без терминологии). Учимся подбирать точные слова и правильно выражать свои мысли.

Род. Родник.

Живая вода.

Святой источник. Святая вода.

22

Образ Родины

Похожие слова. Корень слова. Другие части слова, которые могут стоять впереди или позади корня и менять смысл всего слова. Примеры из предыдущих текстов.

Родина. Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины.

23

Образ защитника Отечества

Дружная жизнь слов в языке. Взаимодействие слов. Изменение формы слова. Зависимость изменения формы одного слова в предложении от изменения формы другого. (Изменение по числам, родам, лицам и падежам на примерах – без терминологии).

Упражнения на подбор слова в правильной форме.

Защитник Отечества. Солнце

Земли русской. Подвиг.

24

Образ праздника

(День Победы)

Передача мудрого и доброго слова через книги. Устная передача – предания, сказки, песни. Почему говорят, что «слово из песни не выкинешь»? Чем песня отличается от рассказа или стихотворения? (Ритм, мелодия, рифма, повтор припева.) Георгиевская скала. Можем ли мы «услышать» письменную речь? Что помогает нам понять интонацию автора? Знаки препинания: почему они так называются? Примеры.

Образ праздника. Великая Победа. Святая память.

25

Обобщающий урок (Мышление)

Как уроки «Истоков» помогают нам учиться мыслить самостоятельно? Что значит мыслить образно? Что такое образ мыслей? Как меняется наш образ мыслей в процессе учебы? Что значит «чистые мысли»?

Мысль и слово.

Мысль и образ.

Образная мысль.

Образ мыслей.

Чистые мысли.

26

Экскурсионно-тематический урок.

IV. Книга



Тема урока

Содержание

Основные понятия

27

Книга

Разнообразие книг. Книги бывают разные, одни описывают исторические события, дркгие рассказывают сказки, истории, стихи, третьи учат строить или шить. И у каждой из них своя задача и свои особенности языка

О чем рассказывают книги? Особенности языка и разные задачи. Угадываем, из какой книги отрывок: из сказки, былины, рассказа, учебника, инструкции и т.п.

Книга – живое существо. Добро и красота. Творец.

28

Книга книг

Жизнь книги. Вечные книги человечества.

Исторические пути книги (возникновение письменности в Древнем Риме, святые братья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки и письменности, первые книги на Руси и т.д.). Библиотека. Традиции собирания библиотеки в семье, школе, обществе.

Книга книг. Библия. Библиотека. Собирание библиотеки.

Связь поколений.

29

Живое слово книги

Книга – культурное наследие народа. Уважение и сохранение чистоты и уникальности родного языка. Книги, пришедшие из других стран.

Живое слово книги. Чтение.

Сердечный дар.

30

Первая книга. Мир книги

Первая книга: увиденное, услышанное, прочувствованное ребенком. Создание Первой книги. Открытие мира книг. Рассказ детей о книгах, прочитанных за год.

Слова благодарности книге.

Слово. Образ. Мир. Добро. Дом. Книга. Истоки.

31

Годовой обобщающий урок (Речь)

Слово сохраняет чистоту Золотого сердечка.

Что значит «говорить от чистого сердца»?

Чистое сердце.

Чистая речь.

Доброе слово.

32

Заключительный экскурсионно-тематический урок.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа для начальной школы А. В. Камкин, И. А. Кузьмин iconКамкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки. Программа для начальной школы/ Истоковедение. Т. 1
Задача Истоков расчистить первоначальный смысл универсалий культуры. Шаг за шагом учащиеся, преподаватели и родители приближаются...
Программа для начальной школы А. В. Камкин, И. А. Кузьмин iconРабочая программа для 2-4 классов по истокам Составитель: учитель...
Вологодской области для обучающихся начальных классов. Авторами курса «Истоки» являются И. А. Кузьмин, профессор Российской Академии...
Программа для начальной школы А. В. Камкин, И. А. Кузьмин iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Истоки» в 7 классе отводится 9 час (0,25часа в неделю)(надомное обучение). Тематическое планирование составлено в соответствии с...
Программа для начальной школы А. В. Камкин, И. А. Кузьмин iconСайты для учителей начальной школы
Образовательная среда начальной школы: информатика, математика, музыка, развитие речи и естествознание
Программа для начальной школы А. В. Камкин, И. А. Кузьмин iconНеделя начальной школы сроки проведения: 28 января-2 февраля 2013...
Он может попробовать себя в разных ролях, попробовать свои силы в различных видах деятельности
Программа для начальной школы А. В. Камкин, И. А. Кузьмин iconГ. Санкт-Петербурга программа преемственности начальной школы и основной школы
Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации...
Программа для начальной школы А. В. Камкин, И. А. Кузьмин iconПояснительная записка к расписанию уроков. Расписание для учащихся начальной школы составлен
Расписание для учащихся начальной школы составлено на основании учебного школьного плана
Программа для начальной школы А. В. Камкин, И. А. Кузьмин iconРеализуемые образовательные программы (основные и дополнительные)...
Программа общеобразовательных учреждений для начальной школы. М.,«Просвещение», 2011
Программа для начальной школы А. В. Камкин, И. А. Кузьмин iconПеречень учебников начальной школы начальной школы
Самостоятельные занятия (работа над коллективными и индивидуальными проектами, курсовые работы)
Программа для начальной школы А. В. Камкин, И. А. Кузьмин iconПрезентация для педагогов и воспитателей начальной школы по теме:...
Издательский дом «Первое сентября», Московский педагогический марафон учебных предметов по теме: «Личностно-ориентированные технологии...
Программа для начальной школы А. В. Камкин, И. А. Кузьмин iconО форматах материалов для учителей начальной школы
Тема нашей конференции «икт в работе учителя начальной школы». Хоть я и не являюсь учителем, но применение современных технологий...
Программа для начальной школы А. В. Камкин, И. А. Кузьмин iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью образования в начальной школе является выявление и развитие способности каждого ребенка, формирование физически здоровой личности,...
Программа для начальной школы А. В. Камкин, И. А. Кузьмин iconСколько педагогов умеют работать по новым образовательным стандартам для начальной школы?
Почему в первом классе не должно быть оценок и домашних заданий? На вопросы "РГ" отвечает доктор педагогических наук, эксперт нового...
Программа для начальной школы А. В. Камкин, И. А. Кузьмин iconВ. И. Голубцова Образовательные программы начальной школы
В. И. Голубцова. Образовательные программы начальной школы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Программа для начальной школы А. В. Камкин, И. А. Кузьмин iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Музыка» для 1—4 классов четырехлетней начальной школы общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с основными положениями...
Программа для начальной школы А. В. Камкин, И. А. Кузьмин iconИтоги работы начальной школы за 1 триместр 2012-2013 уч года. Основными...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск