Скачать 347.16 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Кафедра общей и социальной педагогики В. И. Голубцова Образовательные программы начальной школы (модуль 1) Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050400.62 Психолого-педагогическое образование, очной и заочной форм обучения Тюменский государственный университет 2011 В. И. Голубцова. Образовательные программы начальной школы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050400.62 Психолого-педагогическое образование, очной и заочной форм обучения – Тюмень, 2011, 25 с. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Образовательные программы начальной школы [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной педагогики. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: И.Н. Емельянова, д.п.н., профессорОглавление Стр. 1. Пояснительная записка…………………………………………….. 4 2. Структура и трудоёмкость модуля……………………………….... 8 3. Тематический план………………………………………………….. 8 4. Взаимосвязь с последующими дисциплинами……………………. 12 5. Содержание модуля…………………………………………………. 13 6. Темы практических занятий с методическими рекомендациями… 14 7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы сту- дентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины………. 22 8. Образовательные технологии……………………………………….. 23 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (основная и дополнительная литература)……………………………… 23 10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины………………………………………………………………. 25 1. Пояснительная записка В условиях современного общества общеобразовательная школа как важная ступень в образовательной системе государства претерпевает качественные изменения в связи с тем, что меняются приоритеты по отношению к развивающейся личности ребёнка, ориентация сегодня не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, а главным образом на развитие общих учебных умений и компетенций младших школьников. Именно этой цели и позволяет достичь реализация одного из принципов развития образования – принципа вариативности. В начальном общем образовании Российской Федерации реализуются 9 вариативных образовательных программ, которые обеспечиваются разными учебно – методическими комплектами ( УМК). Студенту, готовящемуся работать в системе образования, необходимо знать как учебно – методическое обеспечение вариативных программ так и новые формы и методы организации учебного процесса в разных системах: классической и развивающей. 1.1. Цель модуля – обеспечение целенаправленности процесса формирования готовности студентов к педагогической деятельности в начальной школе. Основные задачи модуля:
Модуль относится к циклу Б.3 Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть. Образовательные программы начальной школы. Таблица № 1. Взаимосвязь с предшествующими дисциплинами ООП
Освоение модуля «Образовательные программы начальной школы» необходимо для дальнейшего изучения таких дисциплин как : Б.3 Вариативная часть. Модуль 1. Теоретические основы и технологии начального языкового и литературного образования. Б.3 Вариативная часть. Модуль 2. Теоретические основы и технологии начального математического и естественно – научного образования. Б.3 Вариативная часть. Модуль 3. Теоретические основы и технологии начального гуманитарного и художественно – эстетического образования. Освоение модуля «Образовательные программы начальной школы» так же необходимо для прохождения практики в образовательных учреждениях: 1) «Производственная практика» ( педагогическая практика пробных уроков и внеклассных мероприятий); 2) «Производственная практика» (комплексная педагогическая практика с НИР). 1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО. В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями: Общекультурные компетенции: ОК 1 – владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения. ОК 2 – владеет историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений. ОК 3 - владеет моральными нормами и основами нравственного прведения. ОК 7 – готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе. ОК 8 – готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией. ОК 13 – готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности. ОК 14 - готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям. Общепрофессиональные компетенции: ПК 2 - готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные для обеспечения качества учебно – воспитательного процесса на начальной ступени образования конкретного образовательного учреждения. ПК 4 – способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспеения качества учебно – воспитательного процесса. ПК 6 – способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников. ПК 7 – готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно – воспитательном процессе и внеурочной деятельности. Таблица № 2 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения модуля «Образовательные программы начальной школы»
В результате освоения модуля обучающийся должен: Знать: 1) сущность и особенности образовательных программ начального общего образования, рекомендованных МО РФ, их структуру и содержание; 2) учебно – методические комплекты, обеспечивающие образовательные программы начального общего образования, их отличительные особенности; 3) БОП начального общего образования, его структуру и назначение. Уметь: 1) выделять параметры для сравнительной характеристики УМК по образовательным программам начального общего образования; 2) производить анализ структуры и содержания образовательных программ начального общего образования. Владеть: основными приёмами сравнительно – сопоставительного анализа образовательных программ, учебников и учебно – методических комплектов. 2. Структура и трудоёмкость модуля Семестр 6. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоёмкость модуля составляет 2 зачетные единицы, общее количество часов – 72, из них 17 часов – лекции, 34 часа – практические занятия, 21час – отводится на самостоятельную работу студентов. Таблица № 3 3. Тематический план.
Таблица № 4 Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 5 Планирование самостоятельной работы студентов
4. Взаимосвязь с последующими дисциплинами Освоение модуля «Образовательные программы начальной школы» является необходимой базой для прохождения видов педагогической практики: 1) Производственная (педагогическая практика пробных уроков и внеклассных мероприятий). 2) Производственная (комплексная педагогическая практика с НИР) ; также для освоения дисциплин цикла Б.3 Профессиональный цикл. Вариативная часть ( в том числе дисциплины по выбору студента). Модуль 1. Методика преподавания русского языка и литературного чтения. Модуль 2.Методика преподавания математики. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» Модуль 3.Методика преподавания технологии. Методика преподавания ИЗО. Методика преподавания физической культуры. Теория и методика музыкального воспитания. 5. Содержание модуля. Лекционный курс Модуль 1. Вариативное образование РФ как один из принципов развития общих умений и компетенций у младших школьников. |
Реализуемые образовательные программы (основные и дополнительные)... Программа общеобразовательных учреждений для начальной школы. М.,«Просвещение», 2011 | Основные общеобразовательные программы, реализуемые мбоу сош №90... ... | ||
Неделя начальной школы сроки проведения: 28 января-2 февраля 2013... Он может попробовать себя в разных ролях, попробовать свои силы в различных видах деятельности | Программа «Школа здоровья» для учащихся 1-х классов разработана на... Программы четырёхлетней начальной школы «Начальная школа 21 века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой | ||
Рабочая программа по искусству (изо) составлена на основе обязательного... Изучение искусства (изо) в пятом классе начальной школы направлено на достижение следующих целей и задач | Бунеев Р. Н. Букварь: 1 класс: учеб ник по обучению грамоте и чтению... Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной «Русский язык» (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Примерные основные... | ||
Программа по информатике и информационным технологиям составлена... Программы курса информатики для 3-4 классов начальной общеобразовательной школы (Авторы: Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова,... | Программа воспитательной работы в начальной школе/ Юсупова А. Х./ Мбоу «Школа №34» Наименование программы Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся начальной школы (1-4 классы) | ||
Перечень учебников начальной школы начальной школы Самостоятельные занятия (работа над коллективными и индивидуальными проектами, курсовые работы) | Сайты для учителей начальной школы Образовательная среда начальной школы: информатика, математика, музыка, развитие речи и естествознание | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... С 1 сентября 2012-13 учебного года курс «Основы религиозных культур и светской этики» включен в обязательную часть образовательной... | Тема №2. История философских синтезов Охватывает все образовательные области и учебные предметы, включая такие инновационные для начальной школы, как информатика и иностранный... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью образования в начальной школе является выявление и развитие способности каждого ребенка, формирование физически здоровой личности,... | Тема урока: «Насекомые. Знакомые незнакомцы» Охватывает все образовательные области и учебные предметы, включая такие инновационные для начальной школы, как информатика и иностранный... | ||
Утверждаю: Директор школы Программы курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы (Авторы: Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова,... | Итоги работы начальной школы за 1 триместр 2012-2013 уч года. Основными... ... |