Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки. Программа для начальной школы/ Истоковедение. Т. 1





НазваниеКамкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки. Программа для начальной школы/ Истоковедение. Т. 1
страница1/4
Дата публикации21.06.2014
Размер0.67 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4
МБОУ «Новолукинская основная общеобразовательная школа»

Утверждаю.

Директор школы: ____________

Королевич Е.И.

________________________



Разработчик программы

Зуева Людмила Евгеньевна

учитель 1 категории

2013год

Пояснительная записка

«Истоки» - базовый учебный предмет, при взаимодействии с программой «Воспитание на социокультурном опыте» формирующий социокультурную основу учебно- воспитательного процесса, позволяющий ответить на вопросы: «Как развить духовность индивидуума в разных звеньях образования?» и «Как научить детей с ранних лет чувствовать и развивать истоки русской земли?» («Краткий словарь Истоковедения», с. 12) Истоки - это не только школьный предмет, это целая область в образовании. Истоковедение - так можно назвать науку о ценностях культуры. Задача Истоков - расчистить первоначальный смысл универсалий культуры. Шаг за шагом учащиеся, преподаватели и родители приближаются к развитию социокультурной основы личности, приобретают социокультурный опыт (духовный, управленческий, коммуникационный, экологический и опыт самоутверждения).

Целевая установка предмета - приоритетность духовности, нравственности, культуры в ценностных ориентациях учащихся.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 05.2004г. №1089

  • Камкин А.В., Кузьмин И.А. Истоки. Программа для начальной школы/ Истоковедение. Т.1 – М.: Истоки, 2000г.

  • Основная образовательная программа; учебный план МБОУ «Новолукинская основная общеобразовательная школа»

  • Приложение к Федеральному перечню учебников, допущенных Министерством образования и науки РФ (региональный компонент).

  • Истоковедение, том 2,3,4,6,8 Научно – методическое издание. Издательский дом Истоки, Москва, 2007 год

  • Учебное пособие «Истоки», 2,3,4класс, А.В. Камкин, издание четвертое, Издательский дом Истоки, Москва, 2007 год

  • Рабочие тетради (2 части)

  • Истоковедение, том 1,2,3,8. Научно - методическое издание. Издательский дом Истоки, Москва, 2007 год

  • Учебное пособие «Истоки», 2,3,4 класс, А.В. Камкин, издание четвертое, Издательский дом Истоки, Москва, 2007 год

  • Рабочие тетради (2 части)

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями. Применение традиционных методик обучения и воспитания не может решить поставленные предметом задачи. Методика преподавания курса «ИСТОКИ» разработана на основе элементов социокультурного системного подхода, что дает возможность строить образовательный процесс технологично.

Общие цели предмета:

  • Дальнейшее обогащение представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными истоками;

  • Приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников - явлений отечественной и духовной культуры;

  • Закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действительности, и через этот опыт ощущения укорененности в российской этнической и социокультурной среде;

  • Развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков;

  • Развитие единого контекста в группе и продолжение работы по формированию активно действующей четверки, в ресурсном круге.

Дидактический материал для учащихся по программе "Истоки" включает в себя разнообразные задания, соответствующие структуре и содержанию учебного материала учебного пособия. Скомпонован этот материал в соответствии с программой и тематическим планированием.

В содержательном плане в тренинги заложена информация позитивного характера, то, что будет прочувствовано, запомнится на долго, станет личностно значимым, проявится в конкретной ситуации.

Основными видами тренингов являются ресурсный круг, работа в паре и работа в четверке.

Если в центре внимания учителя и учеников во 2 классе являлись ценности внешнего окружающего мира, а в 3-м классе-ценности внутреннего, духовного мира человека, то курс «Истоки-4» класса глубоко изучает традиции, благодаря которым эти ценности сохраняются и передаются из поколения в поколение. И не только изучает, но и посредством активных форм старается, чтобы учащиеся вместе с учителем и родителями (семьей) пропуская через свой личный опыт, осознавая и переосмысливая механизм сохранения социокультурных ценностей российской цивилизации, смогли почувствовать себя крепким звеном в цепи многих поколений русского народа; научились бережно хранить и передавать свой опыт следующим поколениям.

Главными задачами курса являются:

  • Осмысление и конкретизация духовно-нравственных категорий, предусмотренных программой;

  • Развитие внутреннего, духовного мира ради осознания своей нужности, полезности;

  • Воспитание чувства уважения, верности, ответственности к своей семье, родным, соотечественникам, Родине и чувства взаимного признания другого мира (веры, культуры, нации);

  • Социокультурное развитие группы

  • Выработка собственной жизненной позиции, духовное осознание ответов на вопросы: «Кто я? Кто мы?» (формирование целостной идентичности личности)


Эти задачи исходят из стремления ответить на волнующий вопрос: как соединить научение ума с воспитанием души и возрастанием духа школьника.

В основе концепции преподавания Истоков лежит идея активного воспитания - одна из ведущих в социокультурном системном подходе. Средством реализации этой идеи на практике являются активные формы обучения - социокультурные тренинги. Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук.

Социокультурный системный подход в образовании позволяет:

  • развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;

  • осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;

  • создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;

  • обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.

В основе преподавания учебного курса «Истоки» лежит идея активного образования - одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения.

Активные формы обучения (социокультурные тренинги) - это интенсивное или высокоинтенсивное обучение, осуществляемое по определенным технологиям. Тренинг является важной составляющей частью урока.

В ИСТОКОВЕДЕНИИ особое значение имеет системная разработка активных форм. Тренинг логически вписывается в ход урока, включая в активную деятельность всех учащихся.

Каждый тренинг заканчивается переосмыслением социокультурных категорий, происходит переоценка прожитого ребенком, изменяется его восприятие, мышление, чувствование, появляется новый социокультурный опыт. Таким образом происходят социокультурные изменения личности. Эти изменения учитель фиксирует и учитывает в дальнейшем развитии.

Участвуя в тренингах и упражнениях, ребята закрепляют осваиваемые знания на уровне технологий, включают их в свой жизненный опыт, формируют целостную систему ценностей. Они становятся активными участниками событий, воспринимают информацию «изнутри», что позволяет переоценить личный опыт, получить новое видение.

Дети осваивают коммуникативные навыки, учатся правильно общаться друг с другом, приобретают управленческие умения, развивают стратегическое мышление, ресурс успеха.

Каждый тренинг выводит ребенка на новый уровень по пяти аспектам качества образования:

• Содержательный - освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса «Истоки»;

  • Коммуникативный - развитие способности эффективного общения;

  • Управленческий - развитие управленческих способностей;

  • Психологический - формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;

  • Социокультурный — осознание смысла служения Отечеству.

Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений, а также мотивации к обучению и социокультурного опыта. Именно о таком образовании идет речь в Стандарте начального общего образования.

Планируемые результаты освоения основной образовательной

программы.

В соответствии с целями основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО результаты духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся могут быть представлены через:

  • овладение предметной грамотностью через освоение системы социокультурных и духовно - нравственных ценностей и категорий;

  • приобщение всех участников образовательного процесса к базовым ценностям российской цивилизации;

  • развитие коммуникативных умений;

  • развитие управленческих способностей;

  • наполнение духовным смыслом уклада жизни и социокультурного пространства, окружающего обучающегося;

  • развитие мотивации к общению, самовыражению, самоопределению;

  • создание условий для успешной адаптации обучающегося в образовательном учреждении, социальной среде на основе единой системы ценностей, образовательных технологий и активных форм обучения.

Обобщенный результат освоения обучающимися курса «Истоки» и основной образовательной программы начального общего образования может быть представлен в следующих личностных характеристиках выпускника («портрет выпускника начальной школы»), который представлен в Стандарте;

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;


• выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Учебный план и место в учебном плане предмета «Истоки».

Курс «Истоки» в образовательном процессе школы представлен в качестве отдельного учебного предмета как региональный компонент базисного учебного плана со 2- 4 класс.

Год обучения

Наименование учебных курсов

Количество часов

2

Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души.

34

3

Вера. Надежда. Любовь. София

34

4

Традиции образа, слова, дела, праздника.

34
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки. Программа для начальной школы/ Истоковедение. Т. 1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Истоки» в 7 классе отводится 9 час (0,25часа в неделю)(надомное обучение). Тематическое планирование составлено в соответствии с...
Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки. Программа для начальной школы/ Истоковедение. Т. 1 iconПрограмма для начальной школы А. В. Камкин, И. А. Кузьмин
Предполагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина,...
Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки. Программа для начальной школы/ Истоковедение. Т. 1 iconУрока истоки Пояснительная записка Учебник
Учебник: -камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений, издание 4-е, исправленное. – М.:...
Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки. Программа для начальной школы/ Истоковедение. Т. 1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учебных заведений. М.: Издательский дом «Истоки», 2010
Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки. Программа для начальной школы/ Истоковедение. Т. 1 iconРабочая программа для 2-4 классов по истокам Составитель: учитель...
Вологодской области для обучающихся начальных классов. Авторами курса «Истоки» являются И. А. Кузьмин, профессор Российской Академии...
Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки. Программа для начальной школы/ Истоковедение. Т. 1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебник: -камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений, издание 4-е, исправленное. – М.:...
Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки. Программа для начальной школы/ Истоковедение. Т. 1 iconБратья меньшие
...
Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки. Программа для начальной школы/ Истоковедение. Т. 1 iconМетодическая разработка: Курс «Истоки»
«Истоковедение», как междисциплинарное, интегрирующее направление в образовании нацелено на гармоничное развитие личности участников...
Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки. Программа для начальной школы/ Истоковедение. Т. 1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Истокам И. А. Кузьмина, А. В. Камкина «Истоковедение» том 1 : Москва, Издательский дом «Истоки», 2010, соотнесёной с требованиями...
Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки. Программа для начальной школы/ Истоковедение. Т. 1 iconСайты для учителей начальной школы
Образовательная среда начальной школы: информатика, математика, музыка, развитие речи и естествознание
Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки. Программа для начальной школы/ Истоковедение. Т. 1 iconНеделя начальной школы сроки проведения: 28 января-2 февраля 2013...
Он может попробовать себя в разных ролях, попробовать свои силы в различных видах деятельности
Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки. Программа для начальной школы/ Истоковедение. Т. 1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Истоки", Москва, 2007 г.). Они, в основном, не расходятся с предложенным О. А. Бандяк тематическим планированием "Истоковедение",...
Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки. Программа для начальной школы/ Истоковедение. Т. 1 iconПояснительная записка с 2005 г в Костромской области изучается предмет «Истоки»
С 2005 г в Костромской области изучается предмет «Истоки». Одной из форм итоговой аттестации выпускников основной школы может быть...
Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки. Программа для начальной школы/ Истоковедение. Т. 1 iconПояснительная записка с 2005 г в Костромской области изучается предмет «Истоки»
С 2005 г в Костромской области изучается предмет «Истоки». Одной из форм итоговой аттестации выпускников основной школы может быть...
Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки. Программа для начальной школы/ Истоковедение. Т. 1 iconГ. Санкт-Петербурга программа преемственности начальной школы и основной школы
Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации...
Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки. Программа для начальной школы/ Истоковедение. Т. 1 iconПояснительная записка к расписанию уроков. Расписание для учащихся начальной школы составлен
Расписание для учащихся начальной школы составлено на основании учебного школьного плана


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск