А. Н. Утехина д пед н., профессор воспитание нравственно-гражданских качеств в иноязычном образовании





Скачать 98.21 Kb.
НазваниеА. Н. Утехина д пед н., профессор воспитание нравственно-гражданских качеств в иноязычном образовании
Дата публикации04.07.2013
Размер98.21 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
А.Н. Утехина

д. пед. н., профессор


ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ
В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ



В условиях современного российского общества в силу экономической и идеологической нестабильности как никогда значимой становится проблема нравственного воспитания. В условиях, когда государство ограничило свое участие в обеспечении достойного уровня жизни населения, когда ответственность за свою профессиональную деятельность находится в руках самого специалиста, оказалось, что большинству студентов не хватает таких качеств и знаний, как нравственная готовность жить и трудиться в новых условиях; отсутствуют социально-нравственные компетенции, позволяющие достойно выходить из сложных ситуаций; они не знают основ проявления нравственности, не понимают и не могут аргументировать свое эмоциональное состояние и состояние других людей (сокурсников, педагогов, детей, близких в условиях выбора гражданства за рубежом); они не умеют сотрудничать, согласовывать свои действия с сокурсниками, будущими коллегами. Их эмоциональные переживания зачастую носят негативный характер, не испытывают радости и удовольствия от взаимопомощи и заботы, принимают поспешные решения в поисках «счастья» за рубежом. Все это свидетельствует о том, что в вузовской профессиональной подготовке нравственному воспитанию отводится более чем скромное место. Отсутствие целенаправленной системной работы по воспитанию нравственных качеств у студенческой молодежи может привести к социальному взрыву из-за «дефицита нравственности» в нашем обществе.

Представляется необходимым в первую очередь дать определение описываемому феномену. Нравственная ориентированность – это интегральное качество студента – будущего специалиста, который обладает совокупностью нравственно-ценных базовых знаний, содержательностью представлений о гражданской морали, аргументированностью патриотических суждений, соответствием нравственных суждений поступкам.

В основе воспитания нравственно-гражданских качеств лежит обеспечение единства и взаимосвязи компонентов, структурирующих его: когнитивного (представления о нравственно-гражданской морали), чувственно-эмоционального (развитость эмпатийных переживаний), действенно-практического (проявление нравственных качеств в повседневной жизни студентов).

Изучение и анализ современных работ по проблемам воспитания выявил довольно распространенный взгляд на воспитание как часть образования или как направление дополнительного образования. Мы же вслед за
Г.И. Филоновым, А.В. Мудриком, В.Ш. Масленниковой (Масленникова 2004: 175) рассматриваем категорию воспитания как основную смыслообразующую категорию педагогической науки, а образование и воспитание как две равноправные грани педагогического процесса, способствующие нравственно-гражданскому и интеллектуальному развитию личности. В процессе обучения на становление нравственной личности специалиста влияют: содержание, принципы, методы, формы, приемы обучения. Не секрет, что нередко специальные знания забудутся, другие неизбежно устареют и потеряют свое значение. Нравственные же качества, которые сформировались в ходе усвоения этих знаний, имеют непреходящую постоянную ценность.

В программе развития воспитания в системе высшего образования (утвержденной приказом Министерства образования РФ от 18.10.99) определена основная цель: выполнение государственного заказа, т. е. формирование личности будущего конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего гражданской активностью, высокой общей культурой и нравственными качествами, способствующими ориентации на ценности общества с проявлением чувства долга и ответственности за свою родину. Изучение ФГОС высшего профессионального образования, квалификация «магистр филологии» (Москва, 2011) показывает, что в нем предусмотрены: учебные планы, требования к овладению общекультурными и профессиональными компетенциями по видам деятельности. К сожалению, в программах подготовки бакалавров и магистров не нашло места определение стратегии воспитания будущих высококвалифицированных специалистов, в частности, не раскрыта сущность формирования профессиональной компетентности, основывающейся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленных гражданских качествах, гарантирующих социально-нравственную жизнедеятельность будущего специалиста.

Прежде чем описывать предлагаемую модель образовательно-воспитательного пространства вуза считаем необходимым аргументировать выбор методологических подходов, определяющих ведущую идею профессиональной подготовки студентов.

Выбор аксиологического подхода в качестве методологической основы построения единого пространства нравственного воспитания студентов на языковом факультете дает представление об образовательных ценностях с позиции самоценности человека (Сластенин 2000: 187–194). Предметом педагогической аксиологии является формирование ценностного сознания, ценностного отношения и ценностного поведения будущего специалиста. Аксиологический подход определяет следующие функции профессионального образования:

  • развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих будущим специалистам преодолевать жизненные препятствия;

  • формирование ценностных гражданских качеств и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к профессиональной, социальной и природной сферам;

  • создание в воспитательно-образовательном пространстве вуза возможностей для личностного и профессионального роста и самореализации студентов;

  • обеспечение условий для овладения студентами стратегиями достижения интеллектуально-нравственной свободы, автономии познавательной и научно-исследовательской деятельности;

  • предоставление студентам возможностей для развития творческого и духовно-нравственного потенциала.

Построенная в соответствии с аксиологическим подходом организационная структура воспитательного пространства вуза соответствует основным положениям личностно-ориентированного подхода и предполагает отношение к студенту – будущему специалисту в диалоговом режиме «личность – личность». При этом студент принимается преподавателем как индивидуальность с его интеллектуальными способностями, потребностями, мотивами, интересами, темпераментом. Профессионально-нравственное воспитание студентов в соответствии с личностно-ориентированным подходом, в основе которого лежат теоретические положения Л.С. Выготского,
С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Ш.А. Амонашвили, И.А. Зимней,
Е.В. Бондаревской, И.С. Якиманской, предполагает:

  • создание единой образовательно-воспитательной среды в вузе с первого курса до последнего, в которой сохраняется единство содержательных, технологических и психологических основ на протяжении всего периода обучения студентов в вузе;

  • создание специальных педагогических условий для освоения студентами существующих способов взаимодействия с действительностью посредством осуществления элементарных мыслительных операций: сравнения, рассуждения, обобщения и умозаключения гражданской морали.

Компетентностный подход. В последнее время в языковой дидактике результаты образовательной деятельности рассматриваются через компетентности (ключевые, базовые, специальные). Поэтому целью образовательной деятельности становится не только вооружение обучаемых знаниями и умениями, но и формирование базовых компетентностей, которые должны подготовить студентов к жизни в гражданском обществе.

Из анализа материалов международных конференций, а именно материалов симпозиума «Ключевые компетенции для Европы» (Берн, 1996), а также работ И.А. Зимней и др., видно, что под компетентностью понимается владение определёнными компетенциями, представляющими собой совокупность личностных качеств, знаний, системы ценностей и отношений, способствующими созданию ценностно-смысловых, поведенческих, мотивационных, эмоционально-волевых, когнитивных результатов профессиональной личностной деятельности субъектов (Зимняя 2004: 40).

Проанализируем некоторые компоненты нравственного воспитания, позволяющие определить профессионально-нравственные компетенции как результативно-целевую основу воспитания студентов:

  • нравственно-гражданские знания;

  • нравственно-гражданские отношения и оценки;

  • патриотические переживания;

  • патриотические и волевые устремления;

  • нравственно-гражданский выбор целей и средств;

  • совершенствование нравственных поступков;

  • самовоспитание нравственных черт личности.

Это позволяет нам определить в структуре профессионально-нравственной компетентности следующие компетенции:

  • когнитивную, т. е. знания о гражданской морали, принципах, сформированных патриотических суждениях, нравственных убеждениях; знания о гражданской морали и патриотизме, приобретаемые в процессе структурирования знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, предполагающих расширение, приращение накопленных знаний;

  • чувственно-эмоциональную, т. е. развитость эмпатийных переживаний, выражающихся в патриотической чуткости, скромности, благородстве;

  • действенно-практическую, выражающуюся в проявлении нравственно-гражданских качеств в профессиональной деятельности: сотрудничество, толерантность, разрешение проблемных ситуаций на основе чувства патриотизма, прием, переработка, выдача информации, умение предвидеть и преодолевать нравственно-гражданские затруднения.

Учеными выделены принципы образовательно-воспитательного процесса: принцип гуманистической направленности, целостного подхода к организации воспитательной работы среди студентов, непрерывности нравственно-гражданского воспитания на различных курсах обучения. Это такая организация всех видов образовательной деятельности, при которой целенаправленность на гражданское и патриотическое становление студентов пронизывает всю деятельность вуза: подготовка профессионально-нравственного специалиста, владеющего широкими знаниями и нравственно-гражданскими качествами, обеспечивающими возможность эффективно реализовать накопленный потенциал нравственных компетенций.

Хотелось бы подробнее остановиться на содержании нравственно-гражданского воспитания будущих специалистов по языку. Именно в обучении языковым дисциплинам кроется огромный содержательный потенциал, грамотная реализация которого способствует воспитанию профессионально значимых нравственных качеств. Содержанием патриотического и гражданского воспитания студентов служат учебные предметы профессионально-гуманитарного цикла: дисциплины культурологии, раскрывающие философские категории универсального характера (картина мира, человек, ценности); дисциплины литературоведческого блока, обучающие текстовым аналитическим стратегиям, позволяющим проводить обмен идеями, представлениями, установками, ценностными ориентациями, образцами поведения и деятельности (по Т.М. Дридзе) (Дридзе 1990: 170); дисциплины лингвистического блока, обеспечивающие студентов языковыми аналитическими стратегиями (знаково-языковые коды ценностно-нравственного характера, лингвокультуронимы универсального и частного характера), а также стратегиями нравственно-гражданской коммуникации (коммуникативные коды, нравственные ориентиры); дисциплины страноведческого блока, раскрывающие информационно-познавательные ориентиры зарубежной культуры и обеспечивающие студентов стратегиями осмысления универсального и специфического гражданского и патриотического воспитания.

Выбор методов воспитания обусловлен общеобразовательной профессиональной подготовкой специалиста по языку на уровне государственного стандарта, а также социальным заказом нашего общества на становление нравственно-гражданской позиции будущего специалиста, обладающего нравственно-волевыми, духовно развитыми и психологически устойчивыми качествами патриота и гражданина. Такой специалист обладает не только знаниями и способностями, необходимыми для профессиональной деятельности, но и обладает определенными профессионально-нравственными компетенциями, представляющими совокупность ценностей, потребностей, интересов и мотиваций, которые являются предпосылкой для успешного решения жизненных проблем, социального, профессионального и нравственного самоопределения. Очень важно подчинить весь учебно-воспитательный процесс такой глобальной задаче как воспитание нравственной личности гражданина и патриота. Педагогическая наука располагает достаточно аргументированным арсеналом методов воспитания, которые можно экстраполировать на гражданско-патриотическое воспитание (Утехина 2000: 34).

Первая группа методов:

  • методы формирования знаний, понятий, суждений, убеждений (через поиски проявления гражданских мотивов в лирике Г. Гейне и М.Ю. Лермонтова);

  • методы формирования умений, навыков, воли, характера (через изучение жизнедеятельности писателя как гражданина и патриота (напр. Т. Манн и Л.Н. Толстой); методы: литературный поиск, подбор текстового материала для различных видов анализа, сопоставление, оценка);

  • методы формирования системы отношений, нравственного поведения (мозговой штурм, дискуссионные качели, коллективный диалог, проблемная ситуация).

Данные методы применяются на занятиях различного типа в различных формах – лекциях, семинарах, погружении, уроках поиска истины, бинарных уроках в процессе дискуссий, анализе ситуации, при проведении деловых и ролевых игр.

Вторая группа методов:

  • методы формирования нравственно-гражданского сознания личности;

  • методы вооружения нравственным опытом в поведении и деятельности;

  • методы стимулирования нравственно-гражданского поведения и деятельности.

Данная группа методов реализуется в следующих формах учебно-воспитательной работы – деловые и ролевые игры, нравственно-этические дискуссии, чтения, научные конференции, проектные работы.

Третья группа методов:

  • методы моделирования ситуаций (case-study) и проектирование содержания нравственно обогащающих бесед, обсуждений, проектов;

  • методы коррекции неадекватного безнравственного поведения;

  • методы стимулирования и поощрения морального самоопределения будущего специалиста;

  • методы анализа ситуаций.

Данные методы реализуются в следующих формах: учебные тренинги, профессионально-нравственные консилиумы с приглашением ученых педагогов и психологов.

Работа по нравственному воспитанию осуществляется в учебной и внеучебной деятельности. Преподавателями и студентами изучаются возможности, предоставляемые содержанием языковых дисциплин для воспитания нравственно-гражданских качеств. Анализ программ и учебных планов позволил нам обогатить их содержание гуманно-нравственными представлениями и определить стратегии внеучебной воспитательной работы.

Литература


  1. Дридзе Т.М. Информативно-целевой анализ содержания текстовых источников // Методы сбора информации в социологических исследованиях. М., 1990. 170 с.

  2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 40 с.

  3. Масленникова В.Ш. Современная идеология воспитания социально-ориентированной личности. Казань: РИЦ «Школа», 2004. 175 с.

  4. Сластенин В.А. Аксиологические основания образования // Сластенин. М.: Издательский дом «Магистр-Пресс», 2000. С. 187–194.

  5. Утехина А.Н. Функциональное содержание структуры личностно-гуманного педагогического взаимодействия: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. Ижевск, 2000. 34 с.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. Н. Утехина д пед н., профессор воспитание нравственно-гражданских качеств в иноязычном образовании icon«Развитие гражданских качеств у школьников в процессе усвоения исторических...
Всегда считал, что важнейшей целью исторического образования является воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной...
А. Н. Утехина д пед н., профессор воспитание нравственно-гражданских качеств в иноязычном образовании iconАнализ воспитательного процесса мкоу дёбинская сош
Родине, гордости за свою страну имеет огромное значение для развития ребенка и является источником формирования лучших человеческих...
А. Н. Утехина д пед н., профессор воспитание нравственно-гражданских качеств в иноязычном образовании iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Современные информационные технологии и их роль в иноязычном образовании» выступление на выездном семинаре эмс «Релод-Казань»
А. Н. Утехина д пед н., профессор воспитание нравственно-гражданских качеств в иноязычном образовании iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Нравственно – эстетическое воспитание учащихся; воспитание уважения и любви к матери
А. Н. Утехина д пед н., профессор воспитание нравственно-гражданских качеств в иноязычном образовании iconОбразовательная программа кружкового объединения «Мастерок»
Данное направление ориентировано на обучение, воспитание и развитие детей средствами различных видов декоративно-прикладного творчества...
А. Н. Утехина д пед н., профессор воспитание нравственно-гражданских качеств в иноязычном образовании iconКонспект занятия по обж в подготовительной группе
Воспитание правильной осанки; воспитание моральных, волевых, эстетических качеств, развитие памяти, внимания, умственного кругозора,...
А. Н. Утехина д пед н., профессор воспитание нравственно-гражданских качеств в иноязычном образовании iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На уроках физкультуры наряду с овладением техникой выполнения упражнений происходит развитие и основных двигательных качеств (быстроты,...
А. Н. Утехина д пед н., профессор воспитание нравственно-гражданских качеств в иноязычном образовании iconТаблица оценок умц по гочс тюменской области
Воспитание правильной осанки; воспитание моральных, волевых, эстетических качеств, развитие памяти, внимания, умственного кругозора,...
А. Н. Утехина д пед н., профессор воспитание нравственно-гражданских качеств в иноязычном образовании iconКонспект урока по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
Воспитание правильной осанки; воспитание моральных, волевых, эстетических качеств, развитие памяти, внимания, умственного кругозора,...
А. Н. Утехина д пед н., профессор воспитание нравственно-гражданских качеств в иноязычном образовании iconСистема менеджмента качества в современном университете: достижения, проблемы и перспективы
Солодков А. П., д б н., профессор Прищепа И. М., канд пед наук, доцент Турковский В. И., канд пед наук, доцент Ракова Н. А., канд...
А. Н. Утехина д пед н., профессор воспитание нравственно-гражданских качеств в иноязычном образовании iconКонспект урока Первая доврачебная помощь при кровотечениях
Воспитание правильной осанки; воспитание моральных, волевых, эстетических качеств, развитие памяти, внимания, умственного кругозора,...
А. Н. Утехина д пед н., профессор воспитание нравственно-гражданских качеств в иноязычном образовании iconМ. М. Зощенко. "Золотые слова" Цели
Перспективная цель: развитие читательского восприятия, языкового чутья, нравственно-эстетическое воспитание
А. Н. Утехина д пед н., профессор воспитание нравственно-гражданских качеств в иноязычном образовании iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знания и умения 21 века способствуют формированию у учащихся самостоятельности и развитию у них гражданских, профессиональных и лидерских...
А. Н. Утехина д пед н., профессор воспитание нравственно-гражданских качеств в иноязычном образовании iconКонспект урока по обж ( 9 класс). Тема: Мы за здоровый образ жизни
Воспитание правильной осанки; воспитание моральных, волевых, эстетических качеств, развитие памяти, внимания, умственного кругозора,...
А. Н. Утехина д пед н., профессор воспитание нравственно-гражданских качеств в иноязычном образовании iconУчебно-методический комплекс мо художественно технологического и спортивного цикламоу сош №11
Воспитание правильной осанки; воспитание моральных, волевых, эстетических качеств, развитие памяти, внимания, умственного кругозора,...
А. Н. Утехина д пед н., профессор воспитание нравственно-гражданских качеств в иноязычном образовании iconМетодика
Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств государственных гражданских служащих Иркутской области...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск