Рабочая программа по (предмету) истоки класс





Скачать 239.68 Kb.
НазваниеРабочая программа по (предмету) истоки класс
Дата публикации29.06.2014
Размер239.68 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Сорожинская основная общеобразовательная школа

имени Ильи Налётова»



Рабочая программа


по (предмету) ИСТОКИ

Класс 6

Всего часов на учебный год -34

Количество часов в неделю-1
Учитель:

Соболева

Любовь

Александровна

Категория –первая

Стаж работы 29 лет


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету Истоки разработана на основе авторской программы « Истоки» для начальной школы (1 – 4-й классы) И.А. Кузьмина, А.В. Камкина М: Издательский дом «Истоки», 2010 в соответствии с учебным планом МБОУ «Сорожинская ООШ имени Ильи Налётова»» 2013-2014 учебного года. Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2004 года
Учебное пособие по предмету «Истоки» для 6 класса имеет название «Слово и образ России». По замыслу автора знакомство с его содержанием должно помочь ученикам сделать еще один шаг вперед на пути постижения глубинных основ жизни русского народа.
Общие цели предмета:


  1. Дальнейшее обогащение представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными истоками;

  2. Приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников – явлений отечественной и духовной культуры;

  3. Закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действительности, и через этот опыт ощущения укорененности в российской этнической и социокультурной среде;

  4. Развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков;

  5. Развитие единого контекста в группе и продолжение работы по формированию активно действующей четверки, в ресурсном круге.


Для того, чтобы Слово и Образ Отечества проявились во всей своей полноте, красоте и величии, запечатлелись в душе ученика, необходимо обеспечить их целостное восприятие, осмысление и прочувствование.

Как и ранее в курсе «Истоков», достигнуть поставленной цели учителю помогут активные формы обучения – социокультурные тренинги.

Содержание тренингов и методика их проведения позволяют расширишь социокультурный опыт учащихся, акцентировать внимание на ключевых идеях каждой темы, развить коммуникативные и управленческие навыки, сформировать мотивацию.

Основными видами тренингов в 6 классе являются:

  1. ресурсный круг, в том числе на развитие целостного восприятия,

  2. активный выбор,

  3. мнемотехника,

  4. ранжирование, имеющее целью определение последовательности этапов.

Новыми видами активных форм обучения являются метод номинальной группы и активный экзамен.

Системная работа, проводимая во 2, 3, 5 классе дает возможность шестиклассникам выйти на качественно иной уровень организации работы в группе.

Если в начале учебного года ученики воспоминают и закрепляют алгоритм работы в четверке, то, начиная со второй четверти, им предлагается выполнить ряд заданий в группе большего состава (7 человек).

Увеличение числа участников группы предполагает высокий уровень овладения социокультурными категориями и ценностями, способность организовать взаимодействие.

Для того чтобы работа проходила успешно, учащиеся должны уметь:

  • слушать друг друга;

  • проявлять терпимость к иной точке зрения в ходе обсуждения;

  • приходить к единому мнению;

  • структурировать время, выделенное на выполнение задания;

  • доказательно представлять результаты работы классу;

  • делегировать полномочия лидера членам группы с целью самоутверждения каждого.

Необходимым условием перехода к работе в группе большего состава является наличие мотивации к взаимодействию, которое возникает только в том случае, если у учеников имеется достаточный ресурс успеха от совместно осуществляемой деятельности.

Как показывает опыт, ученики уже не мыслят урока «Истоки» без активных форм обучения, с нетерпением их ждут, проявляют высокую степень заинтересованности содержанием и способами деятельности.

Уровень мотивации зависит от того, насколько планомерно, в системе, проводится работа, уделяется внимание развитию коммуникативных и управленческих умений школьников, каков общий эмоциональный фон уроков.

Подробное алгоритмическое описание каждого тренинга дает основание надеяться, что работа учителя по реализации системы активных форм обучения и социокультурному развитию учащихся и группы будет успешной.

Для того чтобы значимый результат был достигнут, необходимо внимательно ознакомиться с полным текстом рабочей тетради и методического пособия, четко представить, какие задачи поможет решить каждый конкретный тренинг и системная разработка в целом.

Особое внимание следует уделить новым формам активного занятия.

Метод номинальной группы – это способ принятия группового решения, позволяющий учитывать мнение каждого и избегать конкуренции, обучающий взаимодействию на основе принципа синергизма, воспитывающий ответственность за совместно осуществляемый выбор.

Овладение данным методом работы является необходимым условием социокультурного развития индивидуума и группы, использование его предполагает наличие в классе лидеров, которые имеют ресурс самоутверждения и не проявляют ярко выраженного стремления к саморепрезентации.

Активный экзамен позволяет определить уровень социокультурного развития учащихся по всем основным аспектам качества социокультурного образования (содержательный, коммуникативный, управленческий, психологический, социокультурный).

Активный экзамен проводится два раза в год и требует от учителя тщательной подготовки, значительных временных затрат, но его результаты всегда оказываются более значимыми по сравнению с прилагаемыми усилиями.

Проведение активного экзамена дает возможность не только объективно, на основе самооценки, взаимооценки, экспертной оценки, увидеть и оценить развитие каждого ученика, но и выйти за рамки микрогруппы, создать единый контекст восприятия, осмысления, прочувствования изучаемых социокультурных категорий и ценностей у всех без исключения учащихся класса.

Учителю, осуществляющему преподавания предмета «Истоки», необходимо ясно осознавать, что социокультурный опыт, осваиваемый учащимися, это не только знания, умения и навыки, но и чувства, прежде всего такие, как любовь, сострадание, милосердие, совесть и т.д. Эти чувства «дают моральную оценку в отношении к самой личности, в отношении к другим людям, в отношении к культуре как системе жизни, как к продукту активности (В.В. Зеньковский Психология детства. М.: Школа – Пресс, 1996, с.175).

Поэтому так важно обеспечить прочувствованное освоение социокультурных категорий и ценностей.

В достижении данной цели значимы все составляющие педагогического мастерства учителя: умение ассоциировано излагать материал, способность строить общение на уровне «Взрослый» – «Взрослый», использовать невербальные компоненты коммуникации (интонацию, тембр голоса, темп речи, жесты, мимику и т.д.), а также технологичность в проведении активных форм обучения.

Каждый этап тренинга требует определенной подготовки и внимания со стороны педагога.

Способность вызвать интерес учащихся к предстоящей работе, сделать переход к организации тренинга уместным и логичным, являются необходимыми на подготовительном этапе.

Умение замечать нюансы индивидуальной работы и обсуждения в группе, во время приходить на помощь ученикам, испытывающим затруднения, и таким образом способствовать формированию ресурса успеха, важны на последующих этапах тренинга.

Одним из наиболее сложных этапов активного занятия является обсуждение результатов работы в классе и сообщение экспертной оценки. Чтобы данный этап тренинга получился, учителю необходимо заранее продумать аргументацию, подобрать яркие примеры, способные вызвать интерес и убедить каждого ученика, также важно сделать акцент на совместно достигнутых результатах, а не на ошибках, допущенных отдельными учащимися.

Большое значение в ходе каждого тренинга отводится рефлексии. Рефлексия, как способность анализировать свои мысли, чувства, переживания, отношения, становится особенно актуальной в подростковом возрасте и является мощным импульсом в формировании самосознания личности. Поэтому необходимо уделять пристальное внимание данному этапу каждого активного занятия.

Необходима последовательная реализация всей системы тренингов, разработанных в соответствии с тематическим планированием, т.к. только при этом условии можно достигнуть значимых результатов в социокультурном развитии учащихся и группы.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  • Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук.

  • Истоковедение, том 8. Научно – методическое издание. Издательский дом Истоки, Москва, 2009 год

  • Учебное пособие «Истоки», 6 класс, А.В. Камкин, издание четвертое, Издательский дом Истоки, Москва, 2010 год

  • Рабочие тетради (2 части)

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.


Тематический план

СЛОВО И ОБРАЗ ОТЕЧЕСТВА.

12

СЛОВО И ОБРАЗ МАЛОЙ РОДИНЫ

11

СЛОВО И ОБРАЗ ВРЕМЕНИ.


9

ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ

2




34 часа


Раздел 1. СЛОВО И ОБРАЗ ОТЕЧЕСТВА.

(12 часов)

Отечество.

Отечество – земля отцов. Россия – общая Родина-мать многих народов. Соотечественники - дети одной Родины, братья. Отечество – связь времен. Служение Отечеству как нравственный долг каждого.

Место России на карте мировых цивилизаций. Необъятные просторы Отечества. Диалог культур и цивилизаций. Самобытность.

Образы Отечества – единство разнообразия. Лес и степь. Пути-дороги. Города и земли. Святая Русь. Святыни и памятные места. Образы земледельца и воина, сохи и меча.

Цвета Родины: белый как символ чистоты и открытости помыслов, красный как символ красоты и жизнелюбия, голубой как символ устремленности к горнему миру, золотой как символ благодати Божией.

Колокольный звон – слово о единении в делах и помышлениях.
Столица, края и земли.

Происхождение слова «столица».

Образы Москвы – стольного града. Москва первопрестольная. Москва как собор земель российских. Москва как «третий Рим». Москва как «новый Иерусалим». Кремль – слово в камне.

Междуречье Волги и Оки – ядро земли Русской. Крестьяне – труженики. Среднерусская равнина. Образы великого воина – заступника Отечества (благоверный князь Александр Невский), великого молитвенника и печальника о земле Русской (преподобный Сергий Радонежский), великого мудреца (преподобный Андрей Рублев). Владимирский образ Божией Матери.

Новгородская земля. Умельцы-ремесленники, купцы-промышленники. Берестяные грамоты. Образы народовластия (вечевой колокол), мира горнего (Святая София) и мира дольнего (богатый гость Садко). Колокол – памятник тысячелетию России. Образ храма-воина. Тихвинский образ Божьей Матери.

Вологодско-Белозерский край. Северная Фиваида. Образы святых и нестяжателей: преподобный Кирилл Белозерский, Димитрий Прилуцкий, Нил Сотский, Павел Обнорский. Лен и прялка. Кружево и вологодское масло.

Поморье. Русский Север – заповедник народной культуры. Образ северорусской триады (волость – община – приход). Образы святителя Стефана Пермского и Прокопия Праведного. Северный деревянный храм. Холмогорская резьба по кости, берестяные туеса. Тихие протяжные песни Севера.

Урал – камень. Сибирь – «златокипящая государева вотчина». Образы землепроходцев и мореходов. Сибирь силы да жилы на кулак мотает, далеко бросает. Сибирский характер. Абалацкая икона Божьей Матери.

Поволжье: многоликое и разноязыкое. Казанский образ Божьей Матери. Образы земель торговых и оборотистых (Нижний, Макарьевская ярмарка), Отчизне преданных (Козьма Минин) и вольницу любящих (Стенька Разин). Юг России – степи и просторы, ковыль, звонкие песни.
Рубежи и пределы.

Границы государства. Рубежи и пределы Отечества.

Образы северных рубежей. Белое море. Город архангела Михаила. Островные монастыри. Мужество поморов и негромкие подвиги преображения.

Образы западных рубежей. Смоленский край – «ожерелье» земли Русской. Смоленская крепость. Старая смоленская дорога. Смоленский образ Божьей Матери.

Образы южных рубежей. Дикое поле. Один в Поле не воин. От былинных богатырей к удалому казачеству. Донской образ Божией Матери.

Образы восточных пределов. Камень – Байкал-батюшка – Камчатка – Великий океан: этапы продвижения «встреч Солнца».

Легенды о запредельном: о «тридевятом царстве – тридесятом государстве», о странах неведомых, землях незнаемых. Образы града Китежа и Беловодья в памяти народной.
Раздел 2. СЛОВО И ОБРАЗ МАЛОЙ РОДИНЫ.

(11 часов)
Деревня.

Образы деревни, села, починка, погоста, торжка, слободы, хутора. Поселение приречные, приозерные, притрактовые, водораздельные. Древнее правило - строить и жить в ладу с природой.

Планировка сельского поселения: свободная, рядовая, уличная, круговая. Всему свое место: мирскому сходу и уединению, труду и отдыху, празднику и поминкам. Деревенская околица, колодец, тропинка, проулок.

Образа сельского храма и часовни.

Трудовые ритмы деревни. Шумный праздник села. Тишина погоста. Людская молва.
Город.

Роль и назначение города. Духовные образ русского города. Не стоит город без праведника. Святыни города. Православный код городского пространства.

Городская среда: кремль, улица, переулок, крюк, площадь, набережная, мост, городской дворик, сквер, парк, памятник. Застройка и планировка города. Имена улиц и площадей.

Очаги городской культуры. Центры благотворительности и милосердия. Транспорт. Места общего отдыха.

Соседи. Уличные сообщества. Городские районы. Отцы города. Образ родного города.
Памятные и святые места.

Роща. Гора. Озеро. Поле. Перекресток. Родник. Камень. Памятный крест. Обетный храм.
Раздел 3. СЛОВО И ОБРАЗ ВРЕМЕНИ.

(9 часов)

Жизненный круг времени.

Век. Жизненный круг. Время и безвременье. Память и беспамятство. Первое семилетие: младенчество и детство. Имянаречение. Крещение – второе рождение, введение в мир духовный. Крестины – введение в мир земной. Крест и купель. Любовь близких. Колыбельные песни. Бабушкины сказки.

Второе семилетие: отрочество. Введение в грамоту - третье рождение. Дружба. Покаяние и чаша. Игры и занятия мальчиков. Игры и занятия девочек. Участие в делах семьи. Походы по малой Родине.

Третье семилетие: юность. Удаль молодецкая и девичья скромность. Овладение навыками. Сердечная привязанность. Сватовство. Помолвка и венчание. Русская свадьба. Новая родня и новые заботы.

Семь семилетий: от молодости к зрелости и пожилому возрасту. Мужество и женственность. Дела и заботы мужчины. Дела и заботы женщины. Житейский опыт и мудрость. Хранители семейного очага. Завет о почитании родителей.

Старость: сила духа и немощи совершенства.
Годичный круг времени.

Год сентябрьский – от Рождества Богородицы до Успения.

Год январский – от Рождества Христова до Воздвижения Креста.

Трудовые ритмы года. Народный месяцеслов.

Праздники. Пост и мясоед. Гостевания и отгащивания. Нормы поведения в разное время года. Особые дни поминовения. Радоница.

Пища будничная, праздничная, постная, скоромная, ритуальная.
Седмица.

Символика седьмичного круга: будни и воскресенье, труд земной и труд души. Трудовой ритм недели.

Особые седмицы: Масляная, Страстная, Светлая.

Сутки. Полдень и полночь. Час и мгновенье.

Календарно - тематическое планирование по курсу «Истоки» 6 класс

«Слово и образ Отечества» (34 часа)



урока

Дата

Тема урока

Содержание

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся


ИКТ

план

факт

Слово и образ Отечества

(12 часов)

1







«Отечество»

(Вводный урок)

Что такое вечные ценности, что к ним вы относите? Что значит образ Отечества? Отечество – земля отцов. Отечество –ширь просторов. Мир между Западом и Востоком. Отечество – связь времен. Едино, но многолико. Обогащение духовного опыта учащихся. Ощущение своих истоков, необъятного пространства, особого положения между Западом и Востоком.


Ресурсный круг: «Слово о Родине»




2







«Святая Русь»

Восприятие и усвоение мысли, что Отечество – Святая Русь. Святая Русь – это идеал земного устроения, хранительница православной веры. Почему Русь Святая?

Духовно – нравственный идеал русского народа. Цвета, звуки, образы Отечества.


Развивающее занятие

«Святая Русь»




3

4







«Столица»

«Стольный град Москва»

Москва как центр, собор земель русских, «третьего Рима». Осознание идеи «Москва – третий Рим». Почему главный город именуют столицей?

Москва – собор земли Русской.

Москва – третий Рим.

Москва – слово в камне.

Развивающее занятие

«Москва – третий Рим»

Мнемотехника


«Стольный град Москва»




5







«Ядро земли Русской»

(Золотое кольцо России)

Междуречье Волги и Оки – как ядре земли русской. В каждом из святых соединились образы воина – заступника, молитвенника, мудреца. Края и земли – свой во всем. Междуречье Оки и Волги – это ядро земли Русской. Три великих образа: кн. Александр Невский, пр. Сергий Радонежский, пр. Андрей Рублев. Владимирский образ Божьей Матери

Оценивающее занятие

«Три великих образа»




6







«Северная Фиваида»

(возможно использование в/ф, аудиокассет, краеведческого материала)

Северная Фиваида. Образ святых Вологодского и Белозерского края. Духовные центры.

Развивающее занятие

«Чудный мир иноческий»

Презентация

7







«Поморы. Земля Новгородская»

Образ своеобразия, неповторимости Поморья и Новгородской земли. Поморы – заповедник русской культуры. Особый мир северного края. Великий Новгрод, ядро земли Новгородской.

Тихвинский образ Божией Матери.

Развивающее занятие

«Поморы. Земля Новгородская»




8







«Поволжье. Сибирь»

Многолико и многоязычно Поволжье.«Волга – матушка» вольница Казанская икона Божьей Матери. Степан Разин. Путь «встречь солнцу». Особый образ Сибири. Строгановы. Государева вотчина. Сибирский характер.


Оценивающее

занятие

«Края и земли»




9

10







«Рубежи и пределы»

Формирование представления о рубежах и пределах, восприятие духовно – нравственных идеалов русского народа. Какую ценность они имеют для государства?

Формирование у учащихся образа России – как дома Пресвятой Богородицы.

Границы государства и пределы Отечества. Образы северных рубежей. Мужество поморов и подвиги преображения. Образы западных рубежей. «Ожерелье земли русской». Смоленский образ Божьей Матери. Образы рубежей южных. Дикое поле. Образы восточных пределов. Камень. Великий океан «Встречь солнцу».

Легенды о запредельном. Образы Беловодья и памяти народной.

Развивающее занятие

«Рубежи нашего Отечества»

11







Повторительно – обобщающий урок

«Образ Отечества»

Материальное процветание и могущество России, связанное с духовными устремлениями и идеалами русского народа. Духовно – нравственные идеалы Отечества. Образ Отечества.

Ресурсный круг


«Образ Отечества»




12







Резервный урок

(возможно рекомендовать к теме «Северная Фиваида»)










Слово и образ малой родины

(11 часов)

13







«Милая моя Родина…»
(в этой теме большая связь с краеведческим материалом)

Малая родина, об образе родного края.. Ощущение истоков своей малой родины. Что значит образ малой родины? Кто такие земляки? Мир знаков и символов российских малых пространств. Смыслы и ценности образа и слова малой родины.

Ресурсный круг


«Слово о малой родине»

Презентация

14







«Город. Семейство русских городов»

Образные, историко – культурные характеристики городов, как центров. Семья русских городов. Покровители городов. Назначение города. Не стоит город без праведников.

Развивающее занятие

«Семейство русских городов».




15







«С чего начинается город?»

Кремль как центр духовного и политического. Городская среде. Кремль. Значение Кремля. Посады. Малые миры большого города.

Ресурсный круг


«В Кремле»




16







«Духовная жизнь города»

Собор: собор людей, святых и святынь. Соборная горка. Площади города. Храмы. Православная топонимия русского города.

Оценивающее

занятие

«Торговая площадь»

Развивающее занятие

«Храмы города»




17







«Жизнь и быт горожан»

Улица: застройка, название, мир улиц. Переулки и дворы. Памятные места города. Поклонная гора. Образ города с поклонной горы.

Ресурсный круг


«Жизнь горожан»




18







«Города легендарные»

Образ земель неведомых, городах легендарных как жизненном идеале русского народа, где гармонично соединились небесное и земное. Святость и праведность как одной из составляющих феномена Русской цивилизации. Города легендарные – град Китеж.


Развивающий занятие

«Невидимый Китеж – град»




19







«Образы деревни»

Образы деревни, села, починка, погоста. Типы поселений, планировка. Деревенская околица. Образы сельского храма и часовни.

Развивающее

занятие

«Типы сельских поселений»

Презентация

20







«Ритмы жизни деревни»

Ритм жизни деревни: трудовые будни, праздники, скорбь. Шумный праздник села. Тишина погоста. Мир – триединство волости – общины – прихода. Мир – «демократия малых пространств».

Развивающее занятие




21







«Памятные и приметные места. Гора. Дерево».

Значимость отдельных памятников и приметных мест Отечества. Гора. Горы в Библии. Гора – место молитвы и духовного прозрения. Горы – памятники. Дерево. Дерево жизни. Древо познания добра и зла. Образы деревьев в Библии, фольклоре и искусстве. Священные рощи.

Развивающее занятие

«Гора – место важнейших событий в священной истории»

Презентация

22







«Камень. Родник. Источник»

Камень. Камни – следовики. Памятные камни. Метафоры и аллегории, связанные с камнем. Родник. Легенды о родниках. Святой источник.

Оценивающее

Занятие

«Образ камня в Библии»




23







«Остров. Озеро. Лукоморье».

Остров. Остров как знак иного мира. Острова мертвых. Остров Буян. Острова спасения. Островные монастыри.

Озеро. Великие озера. Святое озеро. Излучина. Лука. Лукоморье.

Развивающее занятие

«Остров и озеро»




Слово и образ времени

(9 часов)

24







«Жизненный круг»

Век – вечность. Век- жизнь.

Жизненный круг. Первое семилетие: младенчество и детство. Познание родного очага.

Ресурсный круг:

«Жизненный круг»

Развивающее

занятие:

«Главные события младенчества и детства»




25







«Отрочество и юность»

Второе семилетие: отрочество. Третье рождение. Участие в делах семьи. Третье семилетие: юность. Вступление во взрослую жизнь. Твердое владение всеми навыками труда.

Оценивающее

занятие:

«Традиции вступления в брак»




26

27







«Семилетия зрелости»

Семилетие зрелости. Отцовство и материнство. Житейский опыт и мудрость. Пожилые и старые. Почитание родителей. Хранители устоев семейного очага. Наказы стариков.

Развивающее

занятие:

«Нравственные основы семьи»

Развивающее занятие:

«Жизненный круг»




28







«Годичный круг времени»

Год и место.

Год январский. Образ Христа. Год сентябрьский. Образ Богородицы. Год мартовский. Образ Земли – Матери. Трудовые ритмы года. Праздники. Народный месяцеслов.

Оценивающее

Занятие:

«Годичный круг православных праздников»




29








«Зима. Весна. Лето. Осень».

Зима: «умирание природы». Рождество.

Весна: пробуждение природы. Масленица.

Великий пост. Пасха.

Лето: полнота возрожденной природы. Троица. Спас. Преображение.

Осень: угасание природы. Рождество Богородицы. Воздвижение Креста. Покров.

Развивающее

занятие:

«Образ праздника»




30







«Всему свое время»

Всему свое время. У Бога живы все. Каждому времени своя пища.

Развивающее занятие:

«Духовный смысл дней недели»

Ресурсный круг:

«В жизни всему свое время»




31







«Малые круги жизни»

Символика седмичного круга. Трудовой ритм недели. Особые седмицы.

Развивающее занятие:

«Особые дни годичного круга»




32







«День и час»

День красный , черный, белый. Пестрый. Полдень и полночь. Час и мгновение.

Развивающее

занятие:

«Духовный смысл дней недели»

Ресурсный круг:

«В жизни всему свое время»




Обобщающее повторение

( в форме активного экзамена) (2 часа)

33

34







«Наше Отечество»

Слово и образ Отечества. Российская цивилизация. Российское пространство и время, целостность и единство. От большого к малому. Время творит образы. Особый образ Российской цивилизации.

Активный экзамен «Наше Отечество»

Ресурсный круг:

«Живя минутой, не забывай о вечном».




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по (предмету) истоки класс iconРабочая программа по предмету «истоки» 4 класс
«Как развить духовность индивидуума в разных звеньях образования?» и «Как научить детей с ранних лет чувствовать и развивать истоки...
Рабочая программа по (предмету) истоки класс iconУрок по предмету «Истоки» 2 класс Тема урока: Лес
Цели: введение ребенка в круг основных социокультурных ценностей (интегрирование знаний о среде, в которой живет)
Рабочая программа по (предмету) истоки класс iconУрока истоки Пояснительная записка Учебник
Учебник: -камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений, издание 4-е, исправленное. – М.:...
Рабочая программа по (предмету) истоки класс iconРабочая программа по предмету «Технология»
Рабочая программа по предмету «Технология» 5 – 7 класс (2 часа в неделю- 70 часов в год) разработана применительно к Примерной образовательной...
Рабочая программа по (предмету) истоки класс iconРабочая программа по предмету «Технология»
Рабочая программа по предмету «Технология» 5 – 7 класс (2 часа в неделю- 68 часов в год) разработана применительно к Примерной образовательной...
Рабочая программа по (предмету) истоки класс iconМетодические рекомендации по оцениванию учебной деятельности по предмету «Истоки»

Рабочая программа по (предмету) истоки класс iconРабочая программа «Истоки» 7класс на 2012-2013 учебный год Разработчик:...
Учебный курс «Истоки», предлагаемый для учащихся 7 класса, является составной частью истоковедения целостного педагогического направления,...
Рабочая программа по (предмету) истоки класс iconРабочая программа по предмету «Литература», 10 класс
Рабочая программа по предмету «Литература» в 10 классе составлена на основе следующих нормативных документов
Рабочая программа по (предмету) истоки класс iconРабочая программа по предмету «Биология» 6 9 класс
Настоящая рабочая программа разработана для преподавания биологии в основной школе (6-9 класс) в Муниципальном Общеобразовательном...
Рабочая программа по (предмету) истоки класс iconПримерная рабочая программа по предмету «Литература» 9 класс (2011...
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. Я. Коровиной. Литература 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений....
Рабочая программа по (предмету) истоки класс iconАннотация к рабочей программе По предмету «Технология. Технический труд» 7 класс
Данная рабочая программа по предмету «Технология» составлена для всех учащихся 7 классов Муниципального бюджетного общеобразовательного...
Рабочая программа по (предмету) истоки класс iconРабочая программа разработана на основании на основе Программы «Истоки»
Российской академии естественных наук с 1995 г.; с 2002 г весь учебно-методический комплект «Истоки» имеет гриф Министерства образования...
Рабочая программа по (предмету) истоки класс iconПояснительная записка Ступень обучения (класс) начальное общее Количество часов 34 ч
Рабочая программа по предмету «Музыка» 4 класс составлена на основании ооп ООО мбоу лсош №2
Рабочая программа по (предмету) истоки класс iconКонспект урока с использованием компьютерной презентации по предмету «Истоки» по теме
Рф от 05. 03. 2004 №1089; Рабочая программа по физике для 10 а класса составлена на основе федерального компонента государственного...
Рабочая программа по (предмету) истоки класс iconРабочая программа по учебному предмету «Православная культура»
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 4 класса составлена на основе авторской программы Шевченко Л....
Рабочая программа по (предмету) истоки класс iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» включает в себя следующие разделы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск