Скачать 239.68 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Сорожинская основная общеобразовательная школа имени Ильи Налётова» Рабочая программа по (предмету) ИСТОКИ Класс 6 Всего часов на учебный год -34 Количество часов в неделю-1 Учитель: Соболева Любовь Александровна Категория –первая Стаж работы 29 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету Истоки разработана на основе авторской программы « Истоки» для начальной школы (1 – 4-й классы) И.А. Кузьмина, А.В. Камкина М: Издательский дом «Истоки», 2010 в соответствии с учебным планом МБОУ «Сорожинская ООШ имени Ильи Налётова»» 2013-2014 учебного года. Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2004 года Учебное пособие по предмету «Истоки» для 6 класса имеет название «Слово и образ России». По замыслу автора знакомство с его содержанием должно помочь ученикам сделать еще один шаг вперед на пути постижения глубинных основ жизни русского народа. Общие цели предмета:
Для того, чтобы Слово и Образ Отечества проявились во всей своей полноте, красоте и величии, запечатлелись в душе ученика, необходимо обеспечить их целостное восприятие, осмысление и прочувствование. Как и ранее в курсе «Истоков», достигнуть поставленной цели учителю помогут активные формы обучения – социокультурные тренинги. Содержание тренингов и методика их проведения позволяют расширишь социокультурный опыт учащихся, акцентировать внимание на ключевых идеях каждой темы, развить коммуникативные и управленческие навыки, сформировать мотивацию. Основными видами тренингов в 6 классе являются:
Новыми видами активных форм обучения являются метод номинальной группы и активный экзамен. Системная работа, проводимая во 2, 3, 5 классе дает возможность шестиклассникам выйти на качественно иной уровень организации работы в группе. Если в начале учебного года ученики воспоминают и закрепляют алгоритм работы в четверке, то, начиная со второй четверти, им предлагается выполнить ряд заданий в группе большего состава (7 человек). Увеличение числа участников группы предполагает высокий уровень овладения социокультурными категориями и ценностями, способность организовать взаимодействие. Для того чтобы работа проходила успешно, учащиеся должны уметь:
Необходимым условием перехода к работе в группе большего состава является наличие мотивации к взаимодействию, которое возникает только в том случае, если у учеников имеется достаточный ресурс успеха от совместно осуществляемой деятельности. Как показывает опыт, ученики уже не мыслят урока «Истоки» без активных форм обучения, с нетерпением их ждут, проявляют высокую степень заинтересованности содержанием и способами деятельности. Уровень мотивации зависит от того, насколько планомерно, в системе, проводится работа, уделяется внимание развитию коммуникативных и управленческих умений школьников, каков общий эмоциональный фон уроков. Подробное алгоритмическое описание каждого тренинга дает основание надеяться, что работа учителя по реализации системы активных форм обучения и социокультурному развитию учащихся и группы будет успешной. Для того чтобы значимый результат был достигнут, необходимо внимательно ознакомиться с полным текстом рабочей тетради и методического пособия, четко представить, какие задачи поможет решить каждый конкретный тренинг и системная разработка в целом. Особое внимание следует уделить новым формам активного занятия. Метод номинальной группы – это способ принятия группового решения, позволяющий учитывать мнение каждого и избегать конкуренции, обучающий взаимодействию на основе принципа синергизма, воспитывающий ответственность за совместно осуществляемый выбор. Овладение данным методом работы является необходимым условием социокультурного развития индивидуума и группы, использование его предполагает наличие в классе лидеров, которые имеют ресурс самоутверждения и не проявляют ярко выраженного стремления к саморепрезентации. Активный экзамен позволяет определить уровень социокультурного развития учащихся по всем основным аспектам качества социокультурного образования (содержательный, коммуникативный, управленческий, психологический, социокультурный). Активный экзамен проводится два раза в год и требует от учителя тщательной подготовки, значительных временных затрат, но его результаты всегда оказываются более значимыми по сравнению с прилагаемыми усилиями. Проведение активного экзамена дает возможность не только объективно, на основе самооценки, взаимооценки, экспертной оценки, увидеть и оценить развитие каждого ученика, но и выйти за рамки микрогруппы, создать единый контекст восприятия, осмысления, прочувствования изучаемых социокультурных категорий и ценностей у всех без исключения учащихся класса. Учителю, осуществляющему преподавания предмета «Истоки», необходимо ясно осознавать, что социокультурный опыт, осваиваемый учащимися, это не только знания, умения и навыки, но и чувства, прежде всего такие, как любовь, сострадание, милосердие, совесть и т.д. Эти чувства «дают моральную оценку в отношении к самой личности, в отношении к другим людям, в отношении к культуре как системе жизни, как к продукту активности (В.В. Зеньковский Психология детства. М.: Школа – Пресс, 1996, с.175). Поэтому так важно обеспечить прочувствованное освоение социокультурных категорий и ценностей. В достижении данной цели значимы все составляющие педагогического мастерства учителя: умение ассоциировано излагать материал, способность строить общение на уровне «Взрослый» – «Взрослый», использовать невербальные компоненты коммуникации (интонацию, тембр голоса, темп речи, жесты, мимику и т.д.), а также технологичность в проведении активных форм обучения. Каждый этап тренинга требует определенной подготовки и внимания со стороны педагога. Способность вызвать интерес учащихся к предстоящей работе, сделать переход к организации тренинга уместным и логичным, являются необходимыми на подготовительном этапе. Умение замечать нюансы индивидуальной работы и обсуждения в группе, во время приходить на помощь ученикам, испытывающим затруднения, и таким образом способствовать формированию ресурса успеха, важны на последующих этапах тренинга. Одним из наиболее сложных этапов активного занятия является обсуждение результатов работы в классе и сообщение экспертной оценки. Чтобы данный этап тренинга получился, учителю необходимо заранее продумать аргументацию, подобрать яркие примеры, способные вызвать интерес и убедить каждого ученика, также важно сделать акцент на совместно достигнутых результатах, а не на ошибках, допущенных отдельными учащимися. Большое значение в ходе каждого тренинга отводится рефлексии. Рефлексия, как способность анализировать свои мысли, чувства, переживания, отношения, становится особенно актуальной в подростковом возрасте и является мощным импульсом в формировании самосознания личности. Поэтому необходимо уделять пристальное внимание данному этапу каждого активного занятия. Необходима последовательная реализация всей системы тренингов, разработанных в соответствии с тематическим планированием, т.к. только при этом условии можно достигнуть значимых результатов в социокультурном развитии учащихся и группы. Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
Тематический план
Раздел 1. СЛОВО И ОБРАЗ ОТЕЧЕСТВА. (12 часов) Отечество. Отечество – земля отцов. Россия – общая Родина-мать многих народов. Соотечественники - дети одной Родины, братья. Отечество – связь времен. Служение Отечеству как нравственный долг каждого. Место России на карте мировых цивилизаций. Необъятные просторы Отечества. Диалог культур и цивилизаций. Самобытность. Образы Отечества – единство разнообразия. Лес и степь. Пути-дороги. Города и земли. Святая Русь. Святыни и памятные места. Образы земледельца и воина, сохи и меча. Цвета Родины: белый как символ чистоты и открытости помыслов, красный как символ красоты и жизнелюбия, голубой как символ устремленности к горнему миру, золотой как символ благодати Божией. Колокольный звон – слово о единении в делах и помышлениях. Столица, края и земли. Происхождение слова «столица». Образы Москвы – стольного града. Москва первопрестольная. Москва как собор земель российских. Москва как «третий Рим». Москва как «новый Иерусалим». Кремль – слово в камне. Междуречье Волги и Оки – ядро земли Русской. Крестьяне – труженики. Среднерусская равнина. Образы великого воина – заступника Отечества (благоверный князь Александр Невский), великого молитвенника и печальника о земле Русской (преподобный Сергий Радонежский), великого мудреца (преподобный Андрей Рублев). Владимирский образ Божией Матери. Новгородская земля. Умельцы-ремесленники, купцы-промышленники. Берестяные грамоты. Образы народовластия (вечевой колокол), мира горнего (Святая София) и мира дольнего (богатый гость Садко). Колокол – памятник тысячелетию России. Образ храма-воина. Тихвинский образ Божьей Матери. Вологодско-Белозерский край. Северная Фиваида. Образы святых и нестяжателей: преподобный Кирилл Белозерский, Димитрий Прилуцкий, Нил Сотский, Павел Обнорский. Лен и прялка. Кружево и вологодское масло. Поморье. Русский Север – заповедник народной культуры. Образ северорусской триады (волость – община – приход). Образы святителя Стефана Пермского и Прокопия Праведного. Северный деревянный храм. Холмогорская резьба по кости, берестяные туеса. Тихие протяжные песни Севера. Урал – камень. Сибирь – «златокипящая государева вотчина». Образы землепроходцев и мореходов. Сибирь силы да жилы на кулак мотает, далеко бросает. Сибирский характер. Абалацкая икона Божьей Матери. Поволжье: многоликое и разноязыкое. Казанский образ Божьей Матери. Образы земель торговых и оборотистых (Нижний, Макарьевская ярмарка), Отчизне преданных (Козьма Минин) и вольницу любящих (Стенька Разин). Юг России – степи и просторы, ковыль, звонкие песни. Рубежи и пределы. Границы государства. Рубежи и пределы Отечества. Образы северных рубежей. Белое море. Город архангела Михаила. Островные монастыри. Мужество поморов и негромкие подвиги преображения. Образы западных рубежей. Смоленский край – «ожерелье» земли Русской. Смоленская крепость. Старая смоленская дорога. Смоленский образ Божьей Матери. Образы южных рубежей. Дикое поле. Один в Поле не воин. От былинных богатырей к удалому казачеству. Донской образ Божией Матери. Образы восточных пределов. Камень – Байкал-батюшка – Камчатка – Великий океан: этапы продвижения «встреч Солнца». Легенды о запредельном: о «тридевятом царстве – тридесятом государстве», о странах неведомых, землях незнаемых. Образы града Китежа и Беловодья в памяти народной. Раздел 2. СЛОВО И ОБРАЗ МАЛОЙ РОДИНЫ. (11 часов) Деревня. Образы деревни, села, починка, погоста, торжка, слободы, хутора. Поселение приречные, приозерные, притрактовые, водораздельные. Древнее правило - строить и жить в ладу с природой. Планировка сельского поселения: свободная, рядовая, уличная, круговая. Всему свое место: мирскому сходу и уединению, труду и отдыху, празднику и поминкам. Деревенская околица, колодец, тропинка, проулок. Образа сельского храма и часовни. Трудовые ритмы деревни. Шумный праздник села. Тишина погоста. Людская молва. Город. Роль и назначение города. Духовные образ русского города. Не стоит город без праведника. Святыни города. Православный код городского пространства. Городская среда: кремль, улица, переулок, крюк, площадь, набережная, мост, городской дворик, сквер, парк, памятник. Застройка и планировка города. Имена улиц и площадей. Очаги городской культуры. Центры благотворительности и милосердия. Транспорт. Места общего отдыха. Соседи. Уличные сообщества. Городские районы. Отцы города. Образ родного города. Памятные и святые места. Роща. Гора. Озеро. Поле. Перекресток. Родник. Камень. Памятный крест. Обетный храм. Раздел 3. СЛОВО И ОБРАЗ ВРЕМЕНИ. (9 часов) Жизненный круг времени. Век. Жизненный круг. Время и безвременье. Память и беспамятство. Первое семилетие: младенчество и детство. Имянаречение. Крещение – второе рождение, введение в мир духовный. Крестины – введение в мир земной. Крест и купель. Любовь близких. Колыбельные песни. Бабушкины сказки. Второе семилетие: отрочество. Введение в грамоту - третье рождение. Дружба. Покаяние и чаша. Игры и занятия мальчиков. Игры и занятия девочек. Участие в делах семьи. Походы по малой Родине. Третье семилетие: юность. Удаль молодецкая и девичья скромность. Овладение навыками. Сердечная привязанность. Сватовство. Помолвка и венчание. Русская свадьба. Новая родня и новые заботы. Семь семилетий: от молодости к зрелости и пожилому возрасту. Мужество и женственность. Дела и заботы мужчины. Дела и заботы женщины. Житейский опыт и мудрость. Хранители семейного очага. Завет о почитании родителей. Старость: сила духа и немощи совершенства. Годичный круг времени. Год сентябрьский – от Рождества Богородицы до Успения. Год январский – от Рождества Христова до Воздвижения Креста. Трудовые ритмы года. Народный месяцеслов. Праздники. Пост и мясоед. Гостевания и отгащивания. Нормы поведения в разное время года. Особые дни поминовения. Радоница. Пища будничная, праздничная, постная, скоромная, ритуальная. Седмица. Символика седьмичного круга: будни и воскресенье, труд земной и труд души. Трудовой ритм недели. Особые седмицы: Масляная, Страстная, Светлая. Сутки. Полдень и полночь. Час и мгновенье. Календарно - тематическое планирование по курсу «Истоки» 6 класс «Слово и образ Отечества» (34 часа)
|
Рабочая программа по предмету «истоки» 4 класс «Как развить духовность индивидуума в разных звеньях образования?» и «Как научить детей с ранних лет чувствовать и развивать истоки... | Урок по предмету «Истоки» 2 класс Тема урока: Лес Цели: введение ребенка в круг основных социокультурных ценностей (интегрирование знаний о среде, в которой живет) | ||
Урока истоки Пояснительная записка Учебник Учебник: -камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений, издание 4-е, исправленное. – М.:... | Рабочая программа по предмету «Технология» Рабочая программа по предмету «Технология» 5 – 7 класс (2 часа в неделю- 70 часов в год) разработана применительно к Примерной образовательной... | ||
Рабочая программа по предмету «Технология» Рабочая программа по предмету «Технология» 5 – 7 класс (2 часа в неделю- 68 часов в год) разработана применительно к Примерной образовательной... | Методические рекомендации по оцениванию учебной деятельности по предмету «Истоки» | ||
Рабочая программа «Истоки» 7класс на 2012-2013 учебный год Разработчик:... Учебный курс «Истоки», предлагаемый для учащихся 7 класса, является составной частью истоковедения целостного педагогического направления,... | Рабочая программа по предмету «Литература», 10 класс Рабочая программа по предмету «Литература» в 10 классе составлена на основе следующих нормативных документов | ||
Рабочая программа по предмету «Биология» 6 9 класс Настоящая рабочая программа разработана для преподавания биологии в основной школе (6-9 класс) в Муниципальном Общеобразовательном... | Примерная рабочая программа по предмету «Литература» 9 класс (2011... Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. Я. Коровиной. Литература 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.... | ||
Аннотация к рабочей программе По предмету «Технология. Технический труд» 7 класс Данная рабочая программа по предмету «Технология» составлена для всех учащихся 7 классов Муниципального бюджетного общеобразовательного... | Рабочая программа разработана на основании на основе Программы «Истоки» Российской академии естественных наук с 1995 г.; с 2002 г весь учебно-методический комплект «Истоки» имеет гриф Министерства образования... | ||
Пояснительная записка Ступень обучения (класс) начальное общее Количество часов 34 ч Рабочая программа по предмету «Музыка» 4 класс составлена на основании ооп ООО мбоу лсош №2 | Конспект урока с использованием компьютерной презентации по предмету «Истоки» по теме Рф от 05. 03. 2004 №1089; Рабочая программа по физике для 10 а класса составлена на основе федерального компонента государственного... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 4 класса составлена на основе авторской программы Шевченко Л.... | Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» включает в себя следующие разделы |