Кашекова И. Э. «Искусство. 8-9 классы»: учебник для общеобразовательных школ [Текст] / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, И. Э.





Скачать 224.67 Kb.
НазваниеКашекова И. Э. «Искусство. 8-9 классы»: учебник для общеобразовательных школ [Текст] / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, И. Э.
Дата публикации30.06.2014
Размер224.67 Kb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Культура > Учебник
Муниципальное образовательное учреждение

«Гимназия№1»




Утверждена

Приказ по школе №

от «___» ___________ 201 г.


Рабочая программа учебного курса «Музыка»

8 класса

Учитель:

II квалификационной категории

Сопина М.М.

г. Углич

2013 г.

Пояснительная записка

Цель курса «Музыка» в 8-9 классах - развить опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

  • актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством на примере музыки;

  • культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

  • формирование целостного представления о роли искусства и музыки в культурно-историческом процессе развития человечества;

  • углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

  • воспитание художественного вкуса;

  • приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

  • формирование умений и навыков художественного самообразования.

Программа состоит из пяти разделов. Содержание раскрывается в следующих учебных темах:

    • в 8 классе - «Искусство в жизни современного человека»; «Искусство открывает новые грани мира»; «Искусство как универсальный способ общения»; «Красота в искусстве и жизни»; «Прекрасное пробуждает доброе»;

Документы, определяющие нормативно-правовую и
информационную основу преподавания музыки


  1. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Кашекова И. Э. «Искусство. 8-9 классы»: учебник для общеобразовательных школ [Текст] / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова. – М.: Просвещение, 2010. – 123 с.

  2. Письмо Департамента образования Администрации Ярославской области от 12.01.2006 г. №23/01-10 «О рабочих программах учебных курсов» [Электронный ресурс] //http://www.depedu.yar.ru/

  3. Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс] //http://mon.gov.ru/work/obr/dok/

  4. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство. 8-9 классы.3-е издание, доработанное [Текст]. – М.: Просвещение, 2010. – 144 с.

  5. Рабочие программы. Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Шмагина Т. С. Музыка [Текст] / Н. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2011. – 64 с.

  6. Томчук С. А. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Музыка» в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области [Электронный ресурс] //www.iro.yar.ru/m_letter/index_09.htm

  7. Томчук С. А. Преподавание регионального содержания образования на уроках музыки: методические рекомендации [Текст] / С. А. Томчук – Ярославль: ИРО, 2010. – 28 с.

  8. Томчук С. А. Требования к текущему и итоговому контролю по предмету «Музыка»: критерии оценки результатов обучения [Текст] / С. А. Томчук – Ярославль: ИРО, 2009. – 21 с. 

  9. Томчук С. А., Фалетрова О. М. Музыка в формировании духовной культуры личности (9 класс): Методические рекомендации [Текст] / С. А. Томчук, О. М. Фалетрова. - Ярославль, 2007. – 110 с.

  10. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов [Электронный ресурс] //http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/

  11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] /Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.

  12. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

  13. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе на 2013/2014 учебный год Министерством образования и науки РФ (приказ № 1067 от 19 декабря 2012 г.) [Электронный ресурс] //http://mon.gov.ru/dok/akt/8267.

  14. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования [Электронный ресурс] //http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/.

  15. Учебный план МОУ «Гимназия №1» на 2013 -2014 учебный год.

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Искусство. Музыка» авторов Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д. Критской для 8-9 классов. Данная рабочая программа рассчитана на 32 часов, изучается в объеме 1 часа в 1 полугодии 8 класса и 1 полугодии 9 класса. Все темы курса соответствуют авторскому планированию, учебный материал по данной программе изучается в уплотненном варианте, в соответствии с авторским планированием по предложенным автором темам изучается только музыкальное искусство.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;

  • метод художественного контекста;

  • метод перспективы и ретроспективы;

  • метод проектов.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса. Обучение искусству в 8классах должно обеспечить учащимся возможность:

  • иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии;

  • определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;

  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д., узнавать наиболее значимые их произведения;

  • размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;

  • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

  • выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

  • использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.

Критерии оценки художественно-творческой деятельности учащихся:

  • эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к их познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;

  • осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно- эстетических представлений);

  • воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированность практических умений и навыков, способов художественной деятельности;

  • личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;

  • перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучение других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.

Тематический план по музыке для 8 класса



п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Из них

Приме-

чание

Лабора-

тор-

ные

и прак- тические

Контроль-

ные и

диагности-

ческие

материалы

Экс-

курсии

I.

Искусство в жизни современного человека

2













II.

Искусство открывает новые грани мира

3













Ш.

Искусство как универсальный способ общения

4




Обобщающий урок







IV.

Красота в искусстве и жизни

4













V.

Прекрасное пробуждает доброе

3




Обобщающий урок










Итого

16 ч.




2 ч.







Учебно-тематический план по музыке для 8 класса



Тема урока

Кол-во часов

Формы контроля

1.

Искусство вокруг нас. Знание научное и знание художественное


1




2.

Художественный образ – стиль – язык

1

Музыкальная викторина

3.

Искусство как образная модель окружающего мира.

Пейзаж в живописи, музыке литературе

1

Презентация на тему «Пейзаж в музыке, литературе, живописи»

4.

Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино

1




5.

Портреты наших великих современников в искусстве

1

Подбор музыкальных произведений, созвучных картинам художников

6.

Искусство – проводник духовной энергии

1

Сообщение о значимых музыкально-культурных событиях своего края.

Разработка вопросов для интервью с победителями конкурса

7.

Процесс художественной коммуникации

1




8.

Знаки и символы в жизни и искусстве

1

Интерпретация знаков и символов искусства. Оценка вокально-хоровых навыков учащихся

9.

Обобщающий урок «Художественные послания предков. Разговор с потомками»

1

Защита творческого задания «Разговор с потомками».

Презентация «Знаки и символы в искусстве».

10.

Что такое красота в музыке

1




11.

Законы красоты

1

Композиция с выразительным художественным образом на тему «Музыка», «Дискотека» и т.д.

12.

Великий дар творчества. Преобразующая сила искусства

1

Музыкальная композиция с использованием ИКТ

13.

Красота в понимании разных народов, социальных групп в различные эпохи. Красота и польза.

1




14.

Преобразующая сила музыки.

1

Оценка вокально-хоровых навыков учащихся

15.

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа. Музыкальные образы весенней сказки «Снегурочка».

1




16.

Обобщающий урок по теме «Искусство в жизни современного человека».

1

Защита исследовательского проекта

Поурочный план по музыке для 8 класса



Дата

Тема урока

Основное содержание урока

Материал урока

1.




Искусство вокруг нас. Знание научное и знание художественное


Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности.

Классификация видов искусств. Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусств. Выразительные средства и язык разных видов искусств.

Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании творческого мышления человека (художественного и научного).

1. С.В. Рахманинов Фрагменты «Всенощного бдения».

2. П.И. Чайковский Фрагменты балета «Лебединое озеро».

3. Т. Нарита «Восход солнца».

4.И.С. Бах«Скрипичная партия № 2».

5. А. Шнитке «Соната» для виолончели и фортепиано

6. Г.В. Чичерин Моцарт. Фрагменты из книги.

7. В.А. Моцарт «Симфония № 40» 1 часть.

8. Песни современных композиторов и авторские песни по выбору учителя.

2.




Художественный образ – стиль – язык

Определение художественного образа. Родство художественных образов разных искусств.

Понятие исторического (музыка эпохи барокко, классицизма, романтизма, импрессионизма и т.д.), национального (русская национальная школа), индивидуального композиторского стилей (И.С. Бах, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Г.В. Свиридов и др.). Основные стили в искусстве прошлого и настоящего (Запад - Россия - Восток). Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока.

Музыкальная викторина на определение стиля:

  1. классицизм;

  2. романтизм;

  3. импрессионизм;

  4. экспрессионизм;

национальный.

Музыкальные произведения по выбору учителя для иллюстрации основных стилей в искусстве.

Песни современных композиторов и авторские песни по выбору учителя.

3.




Искусство как образная модель окружающего мира.

Пейзаж в живописи, музыке литературе

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знания и представления о мире.

Образы природы в музыке и живописи. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок).

1. А. Вивальди Фрагменты из концертов «Времена года»

2. П.И. Чайковский Пьесы из цикла «Времена года».

3. М.П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке».

3. К. Дебюсси «Прелюдии».

4. Песни современных композиторов и авторские песни по выбору учителя.

4.




Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино

Жанр портрета. Воплощение жанра портрета в музыке. Особенности воплощения портрета в культуре разных времен. Женский и мужской портреты в музыке.

1.П.И. Чайковский «Средь шумного бала».

2.С.С. Прокофьев Фрагменты из кантаты «Александр Невский».

3. Фрагменты из Ж. Бизе «Кармен» и Р. Щедрина «Кармен-сюита».

4. Песни современных композиторов и авторские песни по выбору учителя.

5.




Портреты наших великих современников в искусстве

Портреты музыкантов в живописи, литературе и кино (А.Г. Рубинштейн, А.П. Бородин, В.А.Моцарт, Ф. Шопен, Ф.И. Шаляпин).

По выбору учителя:

1. А.П. Бородин Симфония №2 «Бородинская»; «Ноктюрн» из струнного квартета №2.

2.Фрагменты из произведений Моцарта.

3. Фрагменты из произведений Шопена.

4. Песни современных композиторов и авторские песни по выбору учителя.

6.




Искусство – проводник духовной энергии

Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации.

Назначение искусства и его роль в сближении народов, стран, эпох. Международные конкурсы, фестивали, проекты.

1.Духовные песнопения.

2.Хоровая и органная музыка. (М. Березовский, С.В. Рахманинов, Г. Свиридов, И.С. Бах, электронная музыка др.).

3.Произведения П.И. Чайковского в исполнении победителей конкурса имени П.И. Чайковского.

4. Произведения в исполнении Л. Паваротти, П. Доминго, Х. Каррераса.

5. Песни современных композиторов и авторские песни по выбору учителя.

7.




Процесс художественной коммуникации

Способы художественной коммуникации. Информационная связь между произведением искусства и зрителем, читателем, слушателем. Освоение художественной информации об объективном мире и о субъективном восприятии этого мира художником, композитором, писателем, режиссером и др. Художественная интерпретация.

1.Романсы 19 века по выбору учителя.

2.Д. Кабалевский «Сонет №90» и Б. Горбонос «Сонет №90», М. Таривердиев «Сонеты Шекспира».

3. Песни современных композиторов и авторские песни по выбору учителя.

8.




Знаки и символы в жизни и искусстве

Знаково-символический характер искусства. Разница между знаком и символом. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в искусстве. Роль искусства в понимании смыслов информации, посылаемой средой человеку и человеком среде. Музыкально-поэтическая символика огня.

1.Музыкальный фольклор - русские народные песни.

2. Г.В. Свиридов «Тройка», В.Я. Шебалин «Зимняя дорога»

3.Н.А. Скрябин «Прометей».

4. Песни современных композиторов и авторские песни по выбору учителя.

9.




Обобщающий урок «Художественные послания предков. Разговор с потомками»

Искусство как проводник духовной энергии. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

Передача представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме

Создание или воспроизведение в образно-символической форме сообщения потомкам о современном человеке средствами разных видов искусств.

10.




Что такое красота в музыке

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Символы красоты. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру.

Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни: вечности духа и кратковременности земной жизни.

1. Д. Каччини, И.С. Бах, Ф. Шуберт «Аве Мария».

2. П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся».

3. Песни современных композиторов и авторские песни по выбору учителя.

11.




Законы красоты

Законы красоты: композиция, симметрия, пропорция, ритм.

Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве.

Соотнесение чувств, мыслей, оценок зрителя с ценностными ориентирами автора художественного произведения — художника, композитора, писателя.

1.Моцарт «Симфония № 40» 1 часть.

2. Создание композиции с выразительным художественным образом на тему «Музыка», «Дискотека» и т.д.

3. Песни современных композиторов и авторские песни по выбору учителя.

12.




Роль творчества в искусстве

Преобразующая сила искусства. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения — художника, композитора, писателя.

1.Исполнительские интерпретации классической и современной музыки.

2.Создание собственных музыкальных обработок с помощью компьютерных программ, например «Band-in-Box».

3. Песни современных композиторов и авторские песни по выбору учителя.

13.




Понятие красоты в искусстве

Красота в понимании разных народов, социальных групп в различные эпохи. Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства. Поэтизация обыденности.

Красота и польза. Воплощение темы экологии, антифашизма, прославления материнства, свершений во благо человечества средствами разных видов искусства. Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни: войны и мира.

1. Лирические образы в вокальной и инструментальной музыке (К.В. Глюк, Л. Бетховен, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов, Г.В. Свиридов и др.).

2. Героические образы в произведениях Л. Бетховена, Ф. Шопена, Д.Д. Шостаковича.

3. Д.Д. Шостакович «8 симфония», 3 часть.

4. Песни современных композиторов и авторские песни по выбору учителя.

14.




Преобразующая сила музыки

Ценностно-ориентирующая, нравственная, воспитательная функции искусства. Искусство как модель для подражания.

Образы созданной реальности — поэтизация, идеализация, героизация и др.

Мир современника в песенном творчестве.

1.Лирические образы в вокальной и инструментальной музыке (К.В. Глюк, Л. Бетховен, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов, Г.В. Свиридов и др.).

2. Авторские песни (И. Дунаевский, А. Пахмутова, Д. Тухманов, Б. Окуджава, А. Розенбаум, Ю. Ким и др.).

15.




Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа. Музыкальные образы весенней сказки «Снегурочка».

Содержательные линии:

  • истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян;

  • варианты народных и авторских сказок (братья Гримм, В. Даль, А. Афанасьев);

  • пьеса для театра А.Ню. Островского «Снегурочка»;

  • музыка П.И. Чайковского к одноименному спектаклю;

  • опера-сказка Н.А. Римского-Корсакова;

  • образы сказки «Снегурочка» в изобразительном творчестве.

1.П.И. Чайковский. Музыка к спектаклю «Снегурочка».

2.Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка».

16.




Обобщающий урок по теме «Искусство в жизни современного человека».

Защита исследовательского проекта по теме «Полна чудес могучая природа». Музыкальные образы весенней сказки «Снегурочка».




MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

4. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

5. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена

6. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

7. Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

8. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

9. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

10. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

11. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

12. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

13. Единая Интернет-колллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) www.school-collection.edu.ru

14. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru

15. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru

16. Учительский портал http://www.uchportal.ru

Список научно-методической литературы для учителя

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.

  2. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  3. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

  4. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  5. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с.

  6. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

  7. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

  8. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.

  9. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

  10. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г.

  11. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.

  12. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  13. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  14. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.

  15. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

  16. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

  17. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

  18. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

  19. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

  20. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.

  21. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

  22. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

  1. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.

  2. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

  3. «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.

  4. Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.

  5. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.

  6. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

  7. Песенные сборники.

Список литературы для учащихся

    1. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

    2. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кашекова И. Э. «Искусство. 8-9 классы»: учебник для общеобразовательных школ [Текст] / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, И. Э. iconСергеева Г. П. «Искусство. 8-9 классы: учеб для общеобразоват учреждений/...
Министерством образования рф, авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д....
Кашекова И. Э. «Искусство. 8-9 классы»: учебник для общеобразовательных школ [Текст] / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, И. Э. iconСергеева Г. П. Кашекова И. Э. Критская Е. Д. Искусство. 8-9 классы
РФ, Федеральным компонентом государственного стандарта начального, основного и среднего (полного) общего образования по программе...
Кашекова И. Э. «Искусство. 8-9 классы»: учебник для общеобразовательных школ [Текст] / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, И. Э. iconГ. П. Сергеева, И. Э. Кашекова Е. Д. Критская Искусство 8-9классы...
Учебник предназначен для учащихся 8-9 классов общеобразо­вательных учреждений. Он написан в соответствии с программой «Искусство....
Кашекова И. Э. «Искусство. 8-9 классы»: учебник для общеобразовательных школ [Текст] / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, И. Э. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская и учебника «Искусство. 8-9 классы» (авторы...
Кашекова И. Э. «Искусство. 8-9 классы»: учебник для общеобразовательных школ [Текст] / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, И. Э. iconТип урока
Учебник: «Искусство. 8-9 классы». Г. П. Сергеева, И. Е. Кашекова, Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2012
Кашекова И. Э. «Искусство. 8-9 классы»: учебник для общеобразовательных школ [Текст] / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, И. Э. iconПояснительная записка к рабочей учебной программе по искусству 8 класс
«Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных...
Кашекова И. Э. «Искусство. 8-9 классы»: учебник для общеобразовательных школ [Текст] / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, И. Э. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных...
Кашекова И. Э. «Искусство. 8-9 классы»: учебник для общеобразовательных школ [Текст] / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, И. Э. iconСергеева Г. П., Кашекова И. Э., Критская Е. Д. Уроки искусства: 8-9...
Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство. 8-9 классы»/Программы общеобразовательных учреждений.– М.: «Просвещение»,...
Кашекова И. Э. «Искусство. 8-9 классы»: учебник для общеобразовательных школ [Текст] / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, И. Э. iconКритская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «Музыка»: Учебник для...
«Музыка. Начальные классы» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7...
Кашекова И. Э. «Искусство. 8-9 классы»: учебник для общеобразовательных школ [Текст] / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, И. Э. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мбоу «Лицей» на 2013-2014 учебный год и на основе авторской программы «Искусство. 8-9 классы». Авторы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова,...
Кашекова И. Э. «Искусство. 8-9 классы»: учебник для общеобразовательных школ [Текст] / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, И. Э. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебник: Сергеева Г. П., Кашекова И. Э., Критская Е. Д. «Искусство. 8-9 классы». М.: «Просвещение», 2011
Кашекова И. Э. «Искусство. 8-9 классы»: учебник для общеобразовательных школ [Текст] / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, И. Э. iconРабочая учебная программа по предмету «Искусство»
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Кашекова И. Э. «Искусство. 8-9 классы»: учебник для общеобразовательных школ [Текст] / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, И. Э. iconРабочая программа Волковой Валентины Николаевны высшая квалификационная...
Министерством образования и науки рф, программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Кашекова И. Э. «Искусство. 8-9 классы»: учебник для общеобразовательных школ [Текст] / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, И. Э. iconРабочая программа по искусству для 9 класса 1час в неделю (всего 35 часов)
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Кашекова И. Э. «Искусство. 8-9 классы»: учебник для общеобразовательных школ [Текст] / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, И. Э. iconРабочая программа педагога болдина Лидия Борисовна, 1 квалификационная категория
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Кашекова И. Э. «Искусство. 8-9 классы»: учебник для общеобразовательных школ [Текст] / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, И. Э. iconРабочая учебная программа «Искусство» 8-9 класс 1час в неделю (всего...
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск