№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Содержание урока
| Виды учебной деятельности
| Планируемые результаты
| Дом.задание
| Дата проведения урока
|
План
| Факт
|
Искусство в жизни современного человека – 2 ч.
|
1.
| Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Роль искусства в формировании художественного и научного творческого мышления.
| 1
| Урок изучения нового материала (урок-беседа)
| Взаимодействие и взаимопроникновение музыкального, изобразительного искусства и литературы. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Наука и искусство. Многогранная личность Леонардо да Винчи.
| Осмысление учебного материала, выделение главного , анализ и синтез. Построение связного рассказа.
| Понимать смысл употребляемых термином, уметь устанавливать ассоциативные связи между произведениями различных видов искусства, уметь задавать вопросы. Уметь разбираться в соотношении научного и художественного творчества
| Параграф 1.3,4 , и/з
|
|
|
2
| Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена. Основные стили в искусстве прошлого и настоящего (Запад- Россия – Восток). Выразительные средства разных видов искусства в контексте разных стилей.
| 1
| Урок закрепления, обобщения и систематизации знаний (Традиционный урок)
| Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, бытом, религиозными традициями на примере изображений наскальной живописи, произведений народного декоративно-прикладного искусства, фольклора, храмового синтеза искусств., классических и современных образов художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино. Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.
| Восприятие устной речи, её интонационно-образной выразительности. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения, работа со справочниками и словарями.
| Уметь различать виды, стили и жанры искусства. Понимать смысл употребляемых терминов. Знать основные закономерности искусства. Усвоить специфику художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства.
| Параграф 1,2
|
|
|
Искусство открывает новые грани мира – 7 ч.
|
3.
| Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знания и представления о мире.
| 1
| Урок изучения нового материала. Урок –беседа.
| Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведения различные явления природы, волновавшие их. Через чувства и переживания, которые возникают при восприятии величественного моря или таинственных звезд, бескрайних равнин или плавного изгиба реки, они передают своё видение мира.
| Наблюдения жизненных явлений, сопоставление их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства. Подбор музыкальных произведений, созвучных картинам русских художников; живопис. полотен, созвучных литературным образам. Составление музыкально-литературных композиций. Сбор художественной информации для создания альбома, альманаха, компьютерной презентации.
| Уметь различать виды, стили и жанры искусства. Понимать, какими знаниями обогащает знакомство с различными произведениями искусства. Уметь устанавливать ассоциативные связи между произведениями различных видов искусств.
| Пар. 4.5, стр.20-23.
|
|
|
4.
| Искусство как опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытие предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства.
| 1
| Комбинированный урок (традиционный урок)
| Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе
| Подбор художественных произведений для компьютерной презентации. Нахождение сходных и различных черт, выразительных средств, воплощающих отношения творца к природе.
| Уметь устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и зрительными образами-представлениями. Уметь анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей.
| Параграфы 6,7, стр.24-27. и/з
|
|
|
5.
| Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Стремление к отражению и осмыслению средствами искусства реальной жизни. Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров.
| 1
| Урок закрепления (урок собеседование)
| Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, графике, кино, культуре. Автопортрет, изображения детей. Портрет почти всегда реалистичен. Ведь его главная цель – узнаваемость изображаемого на нём человека.
| Сопоставление языка различных направлений портретной живописи. Работа в группах.
| Уметь пользоваться различными источниками информации, выполнять учебные задания
| Параграф 8, стр.28-33
|
|
|
6.
7.
| Художественная оценка явлений, происходящих в стране и жизни человека. Особенности познания мира в современном искусстве.
| 2
| Уроки закрепления (Традиционные уроки)
| Портрет в искусстве России. Портреты наших современников. ХVIII в. в России называют веком портрета. Как начиналась галерея (В жанре портрета писали лучшие рус.художники: Ф.Рокотов, Д.Левицкий. О.Кипренский, К.Брюсов, И.Репин, М.Врубель и др.)
| Анализ средств выразительности, воплощающих характеры героев и персонажей. Доклад по теме. Защита презентаций.
| Уметь соотносить основные виды и жанры изобразительных искусств. Определять выразительность линий, цвета, ритма, композиции. Уметь оргументировать своё отношение к стилистике интерпретаций художественных произведений.
| Параграфы 9,10, стр.34-37, параграф 11, стр.38,39, доклады, презентации
|
|
|
8.-
9
| Непосредственность и неосознанность получения знаний от художественного произведения о народе, о жизни, о себе, о другом человеке.
Мировоззрение народа, обычаи, обряды, религиозные традиции.
| 2
| Уроки повторения, обобщения и систематизации знаний (Традиционные уроки)
| 1.Музыкальный портрет.
2.Портреты наших великих соотечественников: Александр Невский.
3.Портрет композитора в литературе и кино. Образы природы и быта.
4.Создание средствами искусства модели построения мира.
| Анализ средств музыкальной выразительности, воплощающих характеры героев и персонажей. Составление музыкально-литературных композиций.
| Уметь устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств. Уметь выполнять учебные задачи.
| Пар. 12.13, стр.40-43, худож.-творческие задания.
Пар. 14, стр. 44,45 чтение литературн. произведений, худ.-творческие задания.
|
|
|
Искусство как универсальный способ общения – 7 ч.
|
10
| Искусство как проводник духовной энергии
| 1
| Комбинированный урок (урок-беседа)
| Мир в зеркале искусства. Произведения отеч. и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей.
| Построение связного рассказа. Анализ особенностей языка произведений различных видов искусства и соотношение их с эпохой.
| Уметь и прочитывать информацию, заключенную в памятниках искусства. Уметь устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств. Понимать роль искусства в жизни человека и общества.
| Параграф 15, стр.46,47.
|
|
|
11.
| Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации.
| 1
| Урок изучения нового материала (урок-беседа)
| Роль искусства в сближении народов. Музеи международной выставки, конкурсы, фестивали, проекты. Искусство художественного перевода – искусство общения.
| Подбор информации по теме.
Знакомство с творческими достижениями лауреатов различных конкурсов и фестивалей. Участие в различных видах художественно-исполнительской деятельности
| Знать музеи, художественные галереи, архитектурные памятники мирового значения, своего края, города. Владеть информацией о конкурсах и фестивалях различной тематической направленности. Уметь аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций худож.произведений.
| Пар. 16,17, стр.48-55, словарная работа, худ.-творч.задания; инд./з.
|
|
|
12.-
13.
| Способы художественной коммуникации.
Знаково – символический характер искусства. Разница между знаком и символом.
Роль искусства в понимании смысла информации, посылаемой человеку средой и человеком среде.
| 1
1
| Уроки обобще-ния и систематизации знаний (Традиционные уроки)
| Искусство – проводник духовной энергии. Как происходит передача сообщения в искусстве. Знаки и символы в натюрмортах, пейзажах, в жанровых картинах. Символика архитектуры. Символика в скульптуре и живописи. Искусство является каналом связи не только между отдельными людьми, но и между народами, эпохами, городами, странами.
| Работа со справочниками и словарями. Составление плана параграфа учебника. Устный и письменный рассказ.
| Работа со справочниками и словарями. Составление плана параграфа учебника. Устный и письменный рассказы.
| Знать/ понимать символику основных религиозных обрядов, изображений святых. Уметь раскрывать свое понимание художественной идеи нравственно-эстетического смысла, образов- символов – дороги, солнца, огня и др.
| Парагр. 18,19, стр.56-60, параг.20, стр.60-63, худ.-творч. зада-ния. Отве-ты на вопро-сы
|
|
14
| Информационная связь между произведениями искусства и зрителем, читателем, слушателем. Освоение художественной информации об объективном мире и о субъективном восприятии этого мира художником, композитором, писателем, режиссером и др.
| 1
| Урок обобщения и систематизации знаний (Традиционный урок
| Художественные послания предков. Разговор с современником.
| Участие в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения. Работа со справочниками и словарями.
| Уметь задавать вопросы. Уметь отвечать на вопросы. Знать шедевры мировой художественной культуры. Уметь пользоваться различными источниками информации, выполнять учебные и творческие задания
| Парагр. 21,22. Стр.64-67, и/з (творч. хар-ка). Ответы на вопросы (устно и письменно)
|
|
|
15.
| Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств
| 1
| Урок обобще-ния и систематизации знаний (урок-беседа)
| Способы художественной коммуникации. Знаково- символ. характер искусства. Символы в жизни и искусстве. Центр.симв. – образы любой культуры – солнце, дерево, дорога.
| Просмотр фильма. Индивидуальная и групповая работа. Создание компьютерной презентации.
| Понимать значение искусства как универсального способа общения и проводника духовной энергии.Раскрывать своё понимание худож. идеи, нравственно-эстетического смысла образов – символов (дороги, солнца, огня и др.)
| Параграф 23, стр. 68-71 худ.-творч. задания. Подбор отрывка из литерат. произведе-ния
|
|
|
16.
| Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.
| 1
| Урок контроля (урок-зачет)
| Музыкально-поэтическая символика огня. Звучащий цвет и зримый звук А.Н.Скрябин «Симфоническое произведение «Прометей» («Поэма огня»).
| Работа со словарем.
Групповая презентация. Написание реферата
| Знать (понимать ) символику основных религиозных обрядов, изображений святых. Раскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов –символов огня.
| Создание цветовой композиции муз.произведе-ния. Сл./раб. Реферат или презентация, парагр. 24.25 (стр. 72-75).
|
|
|
Красота в искусстве и жизни – 10 ч.
|
17.
| Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания
| 1
| Комбинированный урок (урок-беседа)
| Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с эталоном красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.
| Подробный пересказ
| Уметь различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства. Понимать общее и особенное в произведениях искусства. Выбирать и использовать различные худож.материалыдля передачи собственного художественного замысла.
| Парагр. 26, стр.76-77, ответы на вопросы параграфа.
|
|
|
18.-
19.
| Символы красоты
| 2
| Урок обобще-ния и систематизации знаний. Урок-диспут.
| Символы красоты: скульптурный и живописный портреты, икона, скульптурные и живописные композиции.
| Развернутый ответ на вопрос
| Уметь устанавливать образно-ассоциативные связи между памятником архитектуры, произведениями музыкального, изобразительного искусств и литературы.
| Параграф 27, стр 78-79. Ответы на вопросы (письменно и устно)
|
|
|
20.
| Различение реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве.
| 1
| Урок обобще-ния и систематизации знаний. Урок-диспут.
| Человеческая культура основана на единстве истины, добра и красоты.
| Развернутый ответ на вопрос
| Уметь задавать вопросы и уметь отвечать на вопросы.
| и/зад, задания по выбору.
|
|
|
21.
22.
| Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру.
Соединение в худож. произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника.
| 1
1
| Комбинированный урок (урок-беседа)
| Есть ли у красоты свои законы. Архитектурное сооружение, живописная картина или произведение графики, скульптура или изделия народных умельцев, старинное песнопение или народная песня, спектакль, кинофильм или круп.сочинение для симфонического оркестра – все они созданы по законам красоты. Композиция. Гармония. Ритм. Симметрия.
| Анализ и оценка произведения различных видов искусства. Создание композиции на заданную тему. Работа со словарем.
| Различать жанры искусства и их роль в жизни человека. Понимать значение символов культуры. Уметь устанавливать асоциативные связи между произведениями разных видов искусства.
| Пар.30, стр.82-85, план.ю выучить термины.
Худож.-творч. задания
|
|
|
23.-24.
| Красота в понимании разных народов, социальных групп в различные эпохи.
| 2
| Уроки повторения (дискус-сия)
| Всегда ли люди одинаково понимали красоту. Великий дар творчества: радость и красота созидания.
| Развернутый ответ на вопрос. Оценка своих работ.
| Уметь выявлять особенности представлений человека о красоте в различные эпохи, в разных слоях общества.
| Параграфы 32.33 стр.86-89. Ответы на вопросы уч-ся. Охарактеризовать идеал прекр. человека в разные эпохи. Худ.-тв. задания
|
|
|
25.
| Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства
| 1
| Урок обобщения и систематизации знаний. Урок-диспут
| Как соотносится красота и польза.
| Составление плана параграфа. Устное выступление.
| Уметь различать истинные и ложные ценности. Понимать значение контраста в создании гармонии целого как выражения красоты.
| Парагр.34, стр.90-93, пересказ, ответы на вопросы
|
|
|
26
| Поэтизация обыденности, красота и польза
| 1
| Комбинированный урок (урок-беседа)
| Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве.
| Участие в обсуждении содержания и выразительных средств худож.произведения. Работа со справочниками и словарями.
| Уметь раскрывать образно-смысловой строй произведения, обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, её интонации, образной выразительности
| Параграф 35, стр. 94-95. Создать эскизы плаката или рекламные листовки на социально-значимые темы.
|
|
|
Прекрасное пробуждает доброе – 8 ч.
|
27.
| Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством - это «тихая работа» (Ф.Шиллер).
| 1
| Урок обобщения и систематизации
| Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества. Поэтизация образа матери.
| Развернутый ответ на вопрос
| Уметь размышлять о произведениях искусства, выявлять важные, значимые жизненные проблемы
| Парагр.36. стр 96,97, вопросы и зад. учебника. Худ.-творческие задания: эскиз плаката или рекламной листовки, программа концерта
|
|
|
28.
| Ценностно-ориентирующая, нравственная, воспитательная функция искусства
| 1
| Урок изучения нового материала (урок-экскурсия)
| Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина)
| Самостоятельная работа. Защита презентаций. Работа в группах
| Знать наиболее крупные художественные музеи России и мира. Уметь выполнять учебные и творческие задачи.
| Задания по выбору
|
|
|
29.
| Искусство как модель для подражания
| 1
| Комбинированный урок (традиционный)
| Красоты природы родной земли в живописи. Лирические образы в вокальной и инструм.музыке.
| Устный и письменный рассказ
| Уметь пользоваться различными источниками информации, выполнять учебные и творческие задания
| Задания по выбору
|
|
|
30. -31.
| Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др.
| 2
| Уроки обобще-ния и систематизации знаний (урок-лекция)
| Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные особенности русской классической школы
| Конспектирование лекции. Индивидуальная работа. Работа в группах. Работа со справочниками, словарями. Построение связного рассказа
| Уметь ориентироваться в основных явлениях русского мирового искусства. узнавать изученные произведения.
| Задания по выбору.
|
|
|
32.
| Синтез искусств в создании художественного образа спектакля.
| 1
| Урок обобщения и систематизации знаний (урок-беседа)
| Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра. Поэтика и народная мораль в сказочных образах. Народные сказки, мифы, легенды. Сказка в театре и кино.
| Доклад по теме. Устное выступление
| Уметь выполнять учебные задания
| Задания по выбору.
|
|
|
33.-34
| Соотнесение чувств, мыслей, оценок зрителя с ценностными ориентирами автора художественного произведения – художника, композитора, писателя. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.
| 2
| Уроки контроля (защита проекта)
| Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка»
| Групповая работа. Исследовательский, художественно-практический вид деятельности. Ролевые игры.
| Уметь определять свою роль в проекте. Анализировать и обобщать результаты наблюдения опыта исследования, представлять результаты наблюдений в различных видах.
|
|
|
|