Конспект лекций Кравцова Т. А. доцент кафедры Индустрии моды исмд





Скачать 283.66 Kb.
НазваниеКонспект лекций Кравцова Т. А. доцент кафедры Индустрии моды исмд
страница1/3
Дата публикации05.07.2013
Размер283.66 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3
ПРОПЕДЕВТИКА

(основы композиции в дизайне одежды)

Краткий конспект лекций
Кравцова Т.А. доцент кафедры Индустрии моды ИСМД
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Тема 1. Вводная лекция. Понятие композиции. Цели и задачи курса. Место курса основ композиции в специальных дисциплинах.

Литература:

  1. Основы теории проектирования костюма: Учеб. Для вузов / ред. Козловой. Т.В. – М.: Легпромбытиздат, 1998. – 352 с.

  2. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. – 264 с.

  3. Устин В.Г. Композиция в дизайне. Учебное пособие. Основы построения формальной композиции в дизайнерском творчестве. – Владивосток: Издательство ВГУЭС, 1998. – 98 с.

  4. Чернышев О.В. Формальная композиция. Творческий практикум. – Минск: Харвест, 1999. – 312 с.


В творческом процессе дизайна современной одежды решающая роль принадлежит композиции. Композиция, отражающая внутреннюю гармоническую упорядоченность во внешнем проявлении, является понятием организующим, имеющим силу соединять части, составляя из них единое целое. Работа над композицией представляет собой процесс индивидуального образного мышления дизайнера, его представления, реализуемые в конкретном художественном произведении. Такой род деятельности предполагает наличие у специалиста таланта и интуиции, основанной на трудолюбии и богатом визуальном опыте. При этом основы композиции это довольно строгая наука, которая опирается на знание конкретных правил и законов и использование выразительных средств и приемов. Таким образом, процесс работы над композицией есть единство интуитивного и логического начал.

Под композицией в искусстве понимают строение (структуру) художественного произведения, расположение его основных элементов и частей в определенной системе и последовательности, т. е. композиция – это единство и целостность формы художественного произведения, обусловленная его содержанием. Композицию рассматривают в двух взаимосвязанных проявлениях: как живой процесс художественного творчества, т.е. решение проектной задачи, и как ее реализация.

Целью настоящего курса является ознакомление студентов с основными закономерностями композиционной организации структуры формы в дизайне, привитие профессиональных навыков работы с плоскостной и объемно-пространственной формой, выработка чувства меры в поисках художественной выразительности проектируемого изделия и развитие индивидуальных творческих возможностей.

Основные задачи курса заключаются в развитии у студентов способности грамотно использовать законы композиции в проектировании объектов дизайна, а также в умении самостоятельно превращать теоретические знания в метод профессионального творчества в проектировании костюма.

Опыт преподавания дисциплины показывает, что в ряду дисциплин, которые студенты начинают постигать уже с самого начала обучения («Цветоведение и колористика», «Рисунок», «Живопись») данный курс является наиболее фундаментальным. Знакомство с содержанием дисциплины должно способствовать не только расширению представлений об основных принципах и закономерностях композиционного мастерства, но, прежде всего, должно побудить студента к самостоятельному и постоянному овладению знаниями как залогу успешной учебы и дальнейшей творческой деятельности.

Тема 2. Роль восприятия в познании действительности и творческой деятельности. Основные законы восприятия формы. Равновесие. Целостность. Выразительность.

Литература:

  1. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. – 264 с.

  2. Емельянович И.И., Бесчастнов Н.П. Печатный рисунок на ткани. – М.: Легпромбытиздат, 1990. – 224 с.

  3. Голубева О.Л. Основы композиции. – М.: Издательский дом «Искусство», 2004. – 120 с.

  4. Чернышев О.В. Формальная композиция. Творческий практикум. – Минск: Харвест, 1999. – 312 с.



Закономерности композиции выступают как объективно действующие условия, отражающиеся на характере нашего восприятия формы. Независимо от того является ли субъект восприятия профессионалом или человеком неискушенным, нарушение важнейших закономерностей композиции вызывает у него определенную реакцию – сигнал о нарушении целостности. В современной теории зрительного восприятия огромное значение придается визуальной структуре воспринимаемого объекта с его наиболее характерными особенностями, под которыми понимают следующие структурные свойства: направления, углы, расстояния между элементами, резко выраженные пластические и ритмические особенности. Основными качествами композиции формы, влияющими на восприятие являются равновесие, целостность и выразительность.

Равновесие способствует тому, чтобы композиция воспринималась легко. Сбалансированная композиция, вызывает ощущение цельности, простоты, ясности. Существенным средством композиции является разделение воспринимаемого объекта на элементарные части. В этом реализуется один из главных принципов композиции – закон соподчинения частей целому. Как система ряда соподчинений, композиция возникает лишь при наличии особых связей между частями целого. Особенно велика роль закономерностей, связанных с пропорциями. Известно, какое значение для гармонии формы имеет четкая система закономерных отношений, положенная в основу размеров основных элементов и элементов орнамента народного костюма. Каждый объект дизайна должен обладать специфическими выразительными средствами. Это свойство визуальной модели, которое осознается посредством таких зрительно воспринимаемых качеств, как скорость, форма, цвет.

В законе единства и целостности композиции получили отражение и воплощение природные принципы организации объектов окружающего мира. Анализ творений природы, как и подлинно прекрасных творений рук человеческих, постоянно подтверждает наличие неких объективных закономерностей. Ведь примеры тесной связи и взаимного согласования всех элементов формы человек постоянно видел перед своими глазами: соразмерность формы листа дерева, его кроны и ствола, целесообразную согласованность частей тела всех животных, гармонию природных ландшафтов. Все части расположены в строгом порядке, группируясь и объединяясь в целое за счет равновесия, сбалансированности, симметрии, повторяемости, ритма, соразмерности, пропорциональных соотношений. Эти композиционные начала, присущие природным формам, получили эстетическое освоение и закрепились в опыте искусства и в ходе социально-исторической практики.
Тема 3. Художественный образ. Средства выражения художественного образа. Общее понятие о форме, цвете, фактуре.

Литература:

  1. Основы теории проектирования костюма: Учеб. Для вузов / ред. Козловой. Т.В. – М.: Легпромбытиздат, 1998. – 352 с.

  2. Горина Г.С. Моделирование формы одежды. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982. – 184 с.

  3. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. – 264 с.

  4. Голубева О.Л. Основы композиции. – М.: Издательский дом «Искусство», 2004. – 120 с.

  5. Устин В.Г. Композиция в дизайне. Учебное пособие. Основы построения формальной композиции в дизайнерском творчестве. – Владивосток: Издательство ВГУЭС, 1998. – 98 с.

  6. Чернышев О.В. Формальная композиция. Творческий практикум. – Минск: Харвест, 1999. – 312 с.


Художественный образ – это выражение авторского ощущения, личностного видения предмета, явления, окружающего мира. Это форма отражения объективной реальности с позиций определенного эстетического идеала в искусстве и культуре. Художественный образ представляет собой неразрывное, взаимопроникающее единство объективного и субъективного, логического и чувственного, рационального и эмоционального, абстрактного и конкретного, общего и индивидуального, необходимого и случайного, части и целого, сущности и явления, содержания и формы. С художественным образом связана способность искусства доставлять человеку глубокое эстетическое наслаждение. Мыслить образами – это значит конкретно воспроизводить содержание предметов, понятий, мыслей с живостью и яркостью, свойственным представлению, возникшему в результате ассоциаций, в которых используется жизненный опыт, накопленный графический опыт и творческий дар художника.

Основное средство выражения художественного образа – форма. Совокупность тех или иных форм обогащает художественный образ, дает ему разностороннюю эмоциональную характеристику, усложняет ассоциативный строй. На выразительности формы держится художественный образ. Стилизация – один из приемов визуальной организации образного выражения, при котором выявляются наиболее характерные черты предмета и отбрасываются ненужные детали. Трансформация – это изменение формы предмета в необходимую сторону: округление, вытягивание, увеличение или уменьшение в размере отдельных частей, подчеркивание угловатости и т.д. Особое значение для придания выразительности художественному образу имеют пропорции. Пропорциональное соотношение частей с целым дает различные вариации его трактовки.

Цвет в совокупности с формой дает богатые по своему содержанию произведения. Форма выражается через цвет, фактуру и свет. Используя цвет в качестве средства выражения художественного образа, следует учитывать характер физиологического воздействия цвета на человека, физические и эмоциональные ассоциации, вызываемые цветом. Цвета имеют субъективные и объективные свойства восприятия.

Фактура имеет физические характеристики и обладает эстетической выразительностью. Фактура по разному взаимодействует с формой, влияет на субъективную оценку при восприятии формы. Учитываются факторы восприятия фактуры связанные с освещением.
Тема 4. Основные элементы изобразительного языка. Выразительные средства графики. Линия, пятно, штрих, точка. Линеарные и пятновые изображения.

Литература:

  1. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. – 264 с.

  2. Емельянович И.И., Бесчастнов Н.П. Печатный рисунок на ткани. – М.: Легпромбытиздат, 1990. – 224 с.

  3. Голубева О.Л. Основы композиции. – М.: Издательский дом «Искусство», 2004. – 120 с.

  4. Паранюшкин Р.В. Композиция / Серия «Школа изобразительных искусств», Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2001. – 80 с.


Точка, линия, пятно – элементы организации плоскостной композиции. Из элементов графики наиболее активно воспринимается линия. Через линию передаются как качества предметов - кривизна, угловатость, волнистость, так и качества движения – напряженного и вялого, быстрого и медленного. В зависимости от конфигурации линия и пятно по-разному взаимодействуют на зрителя. Процесс происходит на ассоциативном, интуитивном и физическом уровнях восприятия, на уровне памяти. Цветовые и линейные образы качеств природных и искусственных объектов являются материалом из которого строятся пространственные образы предметов творчества. Чем богаче духовный мир зрителя, тем разнообразнее палитра сопереживания с художником.

Линия служит границей, отделяющей изображаемую форму от окружающего ее пространства. Универсальность ее в том, что она одновременно принадлежит только данной плоскости и служит границей пересечения нескольких плоскостей. Отсюда ее гибкость в переходах от плоского изображения к объемному, ясность в выражении пространственных форм. Ряд историков считают, что линия лежит в основании развития искусства многих стран. Понимание культуры графической линии, ее теоретическое обоснование произошло на рубеже XIX-XX века вместе с признанием графики как особого вида искусства. Эмоциональная окраска линеарного изображения рассматривается в зависимости от формы линии, материала, на котором производится изображение и используемого инструмента.

В пятновом изображении форма определяется сочетанием различных по конфигурации пятен. Под пятном понимается часть плоскости выделенная каким-либо цветом, и образованная группой точек, линий или штрихов. Различают пластичность двумерного и трехмерного пятнового изображения. Меняющиеся по светлоте и цветовому тону пятна усиливают глубину рельефа в текстильных орнаментах.

Эстетика штриха в искусстве графики связана с культурой нанесения изображений от руки. Различают ряд разновидностей штрихового рисунка. Штрих используется одновременно с линией, передавая фактуру и движение формы.

Точечное изображение наиболее трудоемкое. Современная полиграфическая печать основана на совмещении в различных сочетаниях мельчайших точек основных цветов. Такой метод при наличии высокоточной технологии позволяет получать качественные репродукции даже с живописных произведений.
Тема 5. Объективные и субъективные свойства формы. Первичные элементы формы. Геометрический вид формы. Понятие массы и динамического состояния в композиции.

Литература:

  1. Голубева О.Л. Основы композиции. – М.: Издательский дом «Искусство», 2004. – 120 с.

  2. Устин В.Г. Композиция в дизайне. Учебное пособие. Основы построения формальной композиции в дизайнерском творчестве. – Владивосток: Издательство ВГУЭС, 1998. – 98 с.

  3. Милова Н.П., Мельник Н.Б. Основы композиции (Руководство), Часть 1. – Владивосток: Издательство ВГУЭС, 2000. – 60 с.

  4. Степанов А.В. Объемно-пространственная композиция. – М.: Стройиздат, 1993. – 256 с.


В основе восприятия объемно-пространственных форм лежат свойства присущие всем окружающим природным и искусственным системам. Эти свойства являются объективными. Основные свойства объемно-пространственных форм: геометрический вид, положение в пространстве, величина, масса. К дополнительным свойствам относятся фактура, свет и цвет. Каждое из этих свойств может изменяться в определенных пределах и иметь бесконечное количество состояний.

Геометрический вид формы определяется очертанием поверхности (силуэтная форма одежды) и соотношением размеров формы по трем координатам. Положение в пространстве определяется по отношению к осям координат, к зрителю, к другим формам. Величина формы рассматривается как соотношение протяженностей формы по трем координатам, как соотношение двух или более форм между собой и по отношению к человеку. Масса в физике определяется количеством вещества, из которого состоит тело. В художественно-композиционном плане масса рассматривается на основе ассоциативного субъективного восприятия как массивность и зависит от мерности объема, плотности заполнения материалом, цвета, фактуры.

Под фактурой подразумевается характер поверхности различного масштаба – от шероховатости (характер переплетения и волокнистый состав ткани) до различной степени расчлененности поверхности. Выразительные возможности фактуры выявляются светом.

Статичность – подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости, устойчивости формы во всем ее строе, в самой геометрической основе. Статичны объекты, которые имеют явный центр и у которых ось симметрии служит главным средством организации формы. Если в форме ярко выражена активная односторонняя направленность, ее называют динамичной. Динамическое состояние формы связано с пропорциями.
Тема 6. Средства гармонизации в композиции. Ритмическая организация формы. Метрический повтор. Ритм. Виды ритма в костюме.

Литература:

  1. Основы теории проектирования костюма: Учеб. Для вузов / ред. Козловой. Т.В. – М.: Легпромбытиздат, 1998. – 352 с.

  2. Горина Г.С. Моделирование формы одежды. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982. – 184 с.

  3. Устин В.Г. Композиция в дизайне. Учебное пособие. Основы построения формальной композиции в дизайнерском творчестве. – Владивосток: Издательство ВГУЭС, 1998. – 98 с.

  4. Паранюшкин Р.В. Композиция / Серия «Школа изобразительных искусств», Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2001. – 80 с.

  5. Милова Н.П., Мельник Н.Б. Основы композиции (Руководство), Часть 1. – Владивосток: Издательство ВГУЭС, 2000. – 60 с.

  6. Скрипник Л.Ю., КравцоваТ.А. Художественное конструирование одежды: Конспект лекций. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 1999. – 102 с.


Одним из основных условий возникновения художественных качеств одежды является единство всех элементов ее формы, то есть соразмерность, согласованность, соподчиненность, что обеспечивает целостное восприятие формы. Средством объединения элементов формы в гармоничное целое являются ритм, пропорции, масштабность, контраст, нюанс, тождество, симметрия.

Гармонизация на основе метра и ритма предполагает установление закономерного порядка в расположении элементов композиции. Чтобы порядок состоялся необходимо не менее трех элементов. Метр – простейший порядок, основанный на повторении равных элементов через равные промежутки. Монотонность метрического ряда устраняется определенными приемами. Ритм – более сложное чередование, основанное на непрерывном изменении свойств элементов. На изменении величины элементов основана организация нарастающих и убывающих рядов. Плавное нарастание характеризует статичность ряда, резкое – динамичность. Организация ритмических рядов основана на множестве приемов: изменение интервалов, сужение – расширение, параллельность и встречность движения, изменение цвета, пластики, светотени и др. Средство анализа сложных рядов – ритмическая партитура.

Ритм в костюме представляет собой убывание или нарастание в чередовании объемов, конструктивных деталей, сгущении цвета, тона, фактуры. Пример метрического ряда – заложенные в одну сторону складки, пели и пуговицы застежки, орнаментальные полосы рисунка ткани. В костюме, построенном на ритме кривых линий, порядок устанавливается относительно не только величин формы, но и нарастания и убывания кривизны линий, наклонов этих линий к общей оси и к друг другу. Чередование контрастных цветовых пятен создает активную хроматическую композицию, обеспечивает выразительное образное звучание костюма.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект лекций Кравцова Т. А. доцент кафедры Индустрии моды исмд iconКурс для дистанционного обучения курс подготовлен доцентом кафедры...
Курс английского языка предназначен для студентов факультета управления по специальности «связи с общественностью» дистанционной...
Конспект лекций Кравцова Т. А. доцент кафедры Индустрии моды исмд iconРеферат по технологии на тему: «Иерархия моды»
Как ориентироваться в, на первый взгляд, хаотичном мире моды? Огромное количество дизайнеров, модных показов, брендов. При разработке...
Конспект лекций Кравцова Т. А. доцент кафедры Индустрии моды исмд iconКонспект лекций Введение Цель курса
В. М. Амиров, кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати факультета журналистики УрГУ
Конспект лекций Кравцова Т. А. доцент кафедры Индустрии моды исмд iconКонспект лекций по дисциплине «История США и Канады»
Составитель: Козлов Л. Е., канд пол наук, доцент кафедры международных отношений и американистики
Конспект лекций Кравцова Т. А. доцент кафедры Индустрии моды исмд iconКонтрольная работа зачет
Негосударственная автономная некоммерческая образовательная организация «Институт Индустрии Моды»
Конспект лекций Кравцова Т. А. доцент кафедры Индустрии моды исмд iconКонтрольная работа зачет
Негосударственная автономная некоммерческая образовательная организация «Институт Индустрии Моды»
Конспект лекций Кравцова Т. А. доцент кафедры Индустрии моды исмд iconКонтрольная работа зачет
Негосударственная автономная некоммерческая образовательная организация «Институт Индустрии Моды»
Конспект лекций Кравцова Т. А. доцент кафедры Индустрии моды исмд iconКонтрольная работа зачет
Негосударственная автономная некоммерческая образовательная организация «Институт Индустрии Моды»
Конспект лекций Кравцова Т. А. доцент кафедры Индустрии моды исмд iconКонспект лекций раскрывает содержание и структуру учебной дисциплины...
Налоговое право : конспект лекций / сост доцент Р. В. Бобринев; Кузбасский институт экономики и права. – Кемерово, 2011 – 144 с
Конспект лекций Кравцова Т. А. доцент кафедры Индустрии моды исмд iconКурс для дистанционного обучения курс подготовлен доцентом кафедры управления
Курс «Лексикология современного русского языка» предназначен для студентов факультета управления по специальности «связи с общественностью»...
Конспект лекций Кравцова Т. А. доцент кафедры Индустрии моды исмд iconКонспект лекций по дисциплине «Информационные технологии управления»...
Составители: кандидат технических наук, доцент кафедры общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин...
Конспект лекций Кравцова Т. А. доцент кафедры Индустрии моды исмд iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины «Основы эстетики»
Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлениям подготовки: 100100 – Сервис в индустрии моды и красоты
Конспект лекций Кравцова Т. А. доцент кафедры Индустрии моды исмд iconКорнеева Евгения Ивановна к и. н., доцент кафедры «Менеджмент в сфере услуг»
«Оздоровительный сервис в индустрии гостеприимства» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Конспект лекций Кравцова Т. А. доцент кафедры Индустрии моды исмд iconМаркетинг в туризме Текст лекций
Г. Л. Васильева, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и рынков фгбоу впо «Ярославская гсха»
Конспект лекций Кравцова Т. А. доцент кафедры Индустрии моды исмд iconАдминистрации городского округа «город калининград» муниципальное...
Этот вид творческой деятельности как в целом по стране, так и в нашем регионе активно развивается и имеет хорошие перспективы в становлении...
Конспект лекций Кравцова Т. А. доцент кафедры Индустрии моды исмд iconНормализация и редукция пространств признаков стилей текстов а. С. Кравцова, В. В. Поддубный
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол № от 20 г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск