Скачать 404.7 Kb.
|
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Основы эстетики». Б1ДВ1 Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлениям подготовки: 100100 – Сервис в индустрии моды и красоты Цели освоения дисциплины. Целью курса эстетики является получение общих знаний, умений, навыков, необходимых для общекультурной подготовки бакалавра, а также для профессиональной деятельности в сфере индустрии моды и красоты. Задачами эстетики как учебной дисциплины является активизация познавательной самостоятельности студентов, приобретение ими целостных знаний по теории отечественной и зарубежной эстетики, формирование целостного представления об эстетических ценностях, их роли в творческой реализации человека и повседневной его жизни, основных видах искусства, понимание роли искусства в человеческой жизнедеятельности, значения эстетических категорий в философском осмыслении действительности. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Данная дисциплина относится к социально-гуманитарному и экономическому блоку (Б1). Курс тесно связан с дисциплиной «Философия». Успешное освоение курса позволит студенту овладеть теоретическим багажом, способствующим оптимальному усвоению профессиональных дисциплин. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: способность владеть культурой мышления, целостной системой научных знаний об окружающем мире, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1); использовать базовые положения математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК -2); способность к анализу социально значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно - политической жизни (ОК - 5); способность к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, социальных стандартов; демонстрировать уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовность к поддержанию партнерских отношений (ОК- 8); В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать:
уметь:
владеть:
План семинара 1 по теме «Предмет эстетики. Система эстетических понятий и категорий» (4 часа) План семинара:
Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Человеческая чувственность как предмет эстетики. 2. Универсальность мышления в образах. 3. Сущность эстетического воспитания. 4. . Факторы, оказавшие наибольшее влияние на формирование эстетики. 5. Каковы основные разделы эстетики? Задание для самостоятельной работы. Дать определение основных эстетических категорий. Литература основная:
Литература дополнительная:
План семинара 2 по теме «Эстетика античности» (4 часа) План семинара: 1. Основные понятия античной эстетики: прекрасное, искусство, мимесис, катарсис. 2. Особенности античного искусства. Вопросы для коллективного обсуждения: 1.Как характеризуется прекрасное в космологической эстетике пифагорейцев? 2. С чем связана у пифагорейцев постановка вопроса о гармонии? 3. С чем связан интерес пифагорейцев к музыке? 4. В чём, согласно пифагорейцам, заключается психагогическая и катарсическая функция музыки? 5. Первое определение прекрасного у софистов. 6. Софисты о художественном творчестве. 7. Софисты об особенностях художественного восприятия. 8. Почему эстетика софистов и Сократа может быть охарактеризована как антропологическая? 9. Сократ об искусстве и о главных задачах художника. 10. Концепция мимесиса в философии Платона. 11. Место прекрасного в философской системе Платона. 12. Теория художественного творчества Платона. 13. Почему эстетика Платона и Аристотеля характеризуется как эйдологическая? 14. Аристотелевское определение искусства. Теория мимесиса у Аристотеля. 15. Аристотелевское определение трагедии. Задание для самостоятельной работы: выписать определения мимесиса у Аристотеля и Платона, катарсис у Аристотеля. Литература основная:
Литература дополнительная:
План семинара 3 по теме «Эстетика Византии» (4 часа) План семинара:
Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Какова роль произведений Дионисия Ареопагита (Псевдо-Ареопагита) в формировании эстетической проблематики. 2. Каких эстетических проблем касались в своих религиозных произведениях великие капподокийцы: Григорий Назианзин (Григорий Богослов), Василий великий, Григорий Нисский? 3. Каковы основные черты главного направления византийской эстетики – церковно-патристического? 4. В чём сущность так называемой интериорной эстетики или эстетики аскетизма, развивавшейся в рамках патристики? 5. Понятие прекрасного. 6. Понятие «Единое благое-и-прекрасное». 7. Понятие света. 8. Понятие символа. 9. Понятие образа (образы сходные и несходные). 10. Борьба иконоборцев и иконопочитателей. Какие принципы отстаивали каждые из них? 11. Понятие канона. 12. Особенности иконописи. Задание для самостоятельной работы. Дать определения понятиям: свет, символ, образ, иконопись. Литература основная:
Литература дополнительная:
План семинара 4. по теме «Эстетика итальянского Возрождения. Северное Возрождение» (4 часа) План семинара: 1. Основные тенденции, определившие развитие культуры и эстетики итальянского Возрождения. 2. Античность как мировоззренческая опора итальянского Возрождения. Модификация католической традиции. 3. Специфика эстетики итальянского и Северного Возрождения. 4. Трагическое в художественном творчестве итальянского Возрождения. А) Истоки трагизма Возрождения в концепции Бердяева. Б) Истоки трагизма Возрождения в концепции Лосева. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Является ли итальянское Возрождение уникальным явлением? 2. Что означает понятие «Возрождение»? 3. Каковы причины самоутверждения личности в эпоху итальянского Возрождения? 4. Какие направления античной философии выступили мировоззренческой опорой культуры итальянского Возрождения? 5. Каково влияние христианской веры (в её католическом варианте) на культуру, искусство и эстетику итальянского Возрождения? 6. В чём противоречивость культуры Возрождения? (сочетание оптимистического и трагического мироощущения). 7. В чём видит трагизм творчества художников Возрождения Н.Бердяев? 8. С чем связана высокая социальная ценность искусства? 9. С чем связан интерес к теории искусства? Роль теории различных видов искусства в формировании эстетики итальянского Возрождения? 10. Почему искусство обретает в эпоху итальянского Возрождения высокую познавательную ценность? Как это связано с модификацией католической традиции? 11. Прекрасное в эстетике Возрождения. 12. Логическая организация пространства у художников Возрождения. 13. Отношение искусства к действительности. 14. Проблема общего и единичного в художественном образе. 15. Способ художественного обобщения в эстетике Возрождения. 16. Какую природу имеет художественное творчество с точки зрения Бердяева? 17. Каково содержание классического и романтического искусства в концепции Бердяева? 18. Чем вызван вывод Бердяева о том, что трагедия художника-творца сделала почти невозможным совершенное классическое искусство? 19. В чём, по мнению Бердяева, тайна Возрождения? 20. В чём видит истоки трагизма Возрождения Лосев? 21. Есть ли сходство в анализе эпохи итальянского Возрождения Бердяевым и Лосевым? Концепции Н.А. Бердяева и А.Ф. Лосева. Задание для самостоятельной работы. Мини-эссе. Эстетика Возрождения: pro et contra. Литература основная:
Литература дополнительная:
План семинара 5 по теме «Эстетика барокко и классицизма» (4 часа) План семинара: 1. Причины появления барокко. История термина «барокко». 2. Основные принципы барокко. Барокко в искусстве. 3. История термина «классицизм». Истоки классицизма. 4. Основные принципы классицизма. Классицизм в различных видах искусства. Вопросы для коллективного обсуждения:
Задание для самостоятельной работы. Реферат по темам: «Эстетика классицизма», «Искусство барокко». Литература основная:
Литература дополнительная:
План семинара 6 по теме «Эстетика И.Канта» (4 часа) План семинара: 1. Эстетическая способность суждения - основной предмет «Критики способности суждения». 2. Специфика суждения вкуса в «Аналитике прекрасного». 3. Форма эстетического суждения в сфере разума. Соотношение разума и воображения в сфере возвышенного. 4. Искусство как представление эстетической идеи и произведение гения. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Каким образом Кант пытается связать два вида законодательства через способность суждения? 2. Какое место занимает эстетическая способность в ряду других познавательных способностей? 3.Почему способность суждения только в границах эстетики является предметом продуктивной критики? 4. Каким образом эстетика вычленяется из телеологической схемы? 5. В чем отличие эстетической и телеологической способности суждения? 6. В чем различие определяющей способности суждения от рефлектирующей? 7. В чем заключается специфика суждения вкуса? 8. Чем суждение вкуса отличается от суждения чувствования? 9. Предшествует ли в суждении вкуса чувство удовольствия оценке предмета или наоборот? 10. Что означает для Канта «свобода от интереса» в определении прекрасного? 11. Почему чистое суждение вкуса не зависит от понятия совершенства, а также от действия возбуждающего и трогающего? 12. Что такое «норма красоты»? 13. Каким образом Кант различает отношение причинности от формы целесообразности эстетического объекта? Что такое 'целесообразность без цели'? 14. В чем близость и контраст между прекрасным и возвышенным? 15. Каковы принципы деления возвышенного? 16. Какова роль разума и воображения в чувстве возвышенного? 17. Каким образом соотносится природа и искусство у Канта? 18. Каким образом гений связан с природой и в чем величие его шедевра? 19. Почему у Канта «красота - символ нравственности»? Задание для самостоятельной работы. Составить таблицу красота в природе и красота в искусстве: общее и различия. Литература основная:
Литература дополнительная:
План семинара 7 по теме «Философия искусства Г.В.Ф.Гегеля» (4 часа) План семинара: 1. Гегель о способах изучения искусства. 2. Наука о «художественно прекрасном» и ее составные элементы. 3. Понятие «идеала» у Гегеля. Процесс развития идеала. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Как Гегель предлагает изучать искусство? 2. Чем отличается обыденное представление об искусстве от понятия искусства в его внутренней необходимости? 3. Почему прекрасное выступает «изображением абсолютного»? 4. Каковы формы и ступени развития прекрасного в искусстве? Чем отличаются друг от друга символическая, классическая и романтическая формы искусства? 5. Каким образом Гегель выстраивает систему отдельных видов искусств и как эти виды связаны со всеобщими формами искусства? 6. Какое место занимает искусство в природной и духовной жизни? 7. Что представляет собой «идея прекрасного вообще»? 8. Почему у Гегеля красота и истина суть одно и тоже? 9. Почему понятие прекрасного заключает в себе свободу и бесконечность? 10. Почему Гегеля не удовлетворяет прекрасное в природе? 11. Почему прекрасное рассматривается Гегелем исключительно в искусстве? 12. Почему искусство должно поставить в центр своих изображений божественное начало? 13. Что такое «идеальная определенность»? 14. Как рассматривает Гегель процесс развития идеала через понятия общего состояния мира, ситуацию, действие? 15. Какие понятия использует Гегель при анализе «творческой субъективности»? Задание для самостоятельной работы. Составить таблицу соотнесения (по Гегелю) религии, искусства и философии. Литература основная:
Литература дополнительная:
План семинара 8 по теме «Эстетика модернизма» (4 часа) План семинара: 1. Художественно-культурные истоки модернизма. 2. Модернизм о предназначении художника. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Формы изобразительного искусства, открытые кубизмом (многомерность перспективы, изображение объекта в виде множества пересекающихся плоскостей и др.). 2. Что такое супрематизм? 3. Основные особенности экспрессионизма. 4. Философская основа экспрессионизма. 5. Творчество экспрессионистов как протест против несовершенства мира. 6. Экспрессионизм в различных видах искусства (живопись, музыка, кино). 7. Философская основа сюрреализма. 8. Сюрреализм в различных видах искусства (живопись, кино). 9. Каковы два основных направления абстракционизма? Задание для самостоятельной работы. Составить таблицу экспрессионизм и сюрреализм: общее и различия. Литература основная:
Литература дополнительная:
План семинара 9 по теме «Эстетика постмодернизма. Перспективы эстетических исследований 21 века». (2 часа) План семинара: 1. Принципы дифференциации эстетических теорий XX века. 2. А.Бергсон о роли мифопоэтического творчества в нейтрализации чрезмерного развития рефлексии. 3. Структурализм о способах выявления инвариантов в микро- и макроструктуре художественного текста. 4. Постструктурализм как метод обнаружения "остаточных смыслов" произведения искусства. Ж.Деррида о способах анализа внутренней противоречивости текста. 5. Влияние картины мира XX века на становление нового типа художественного видения. Изменение критериев художественности и проблема художественного контакта. Антиутопичность постмодернизма (ирония, игровое начало, цитатность, культ аутентичности в искусстве постмодернизма). Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Каковы основные отличительные черты модернизма и постмодернизма? 2. Каковы основные направления эстетических исследований второй половины 20-го века? Назовите имена философов и перечислите основные принципы эстетических теорий, выдвигаемых ими. 3. В чем специфика искусства постмодернизма? Назовите основные черты искусства постмодерна. Задание для самостоятельной работы, Мини-эссе: «перспективы развития художественного творчества в XXI веке». Литература основная:
Литература дополнительная:
План семинара 10 по теме «Эстетика реализма. Феномен социалистического реализма». (6 часов) План семинара:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задание для самостоятельной работы, Таблица: представители социалистического реализма. Литература основная:
Литература дополнительная:
План семинара 11 по теме «Специфика художественного образа». (6 часов) План семинара:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задание для самостоятельной работы, Анализ любого современного литературного произведения с точки зрения художественных приёмов (идеализации, типизации и обобщения). Литература основная:
Литература дополнительная:
План семинара 12 по теме «Художественный образ как процесс художественного творчества» (4 часа). План семинара: 1. Формирование замысла. 2. Вдохновение. 3. Объективация художественного произведения. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Многовариантность замысла. 2. Различные историко-эстетические подходы к анализу вдохновения (Платон, Кант). 3. Роль художественной интуиции в процессе вдохновения (интуитивизм, марксизм). 4. Основные этапы вдохновения. 5. Что такое объективация произведения искусства? Задание для самостоятельной работы, Мини-эссе: вдохновение и навык в создании художественного произведения. Литература основная:
Литература дополнительная:
План семинара 13 по теме «Пространство и время художественного образа» (2часа). План семинара:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задание для самостоятельной работы. Сформулировать и записать: определения художественного пространства, художественного времени, хронтопа. Литература основная:
Литература дополнительная:
|
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Методические... Программа курса предназначена для студентов 3-го курса (5-й семестр) отделения логопедии | Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов... Методические рекомендации предназначены для организации самостоятельной работы студентов всех отделений колледжа и направлены на... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии... Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502 Информатика Канск Методические рекомендации для студентов по организации процесса изучения учебной дисциплины | ||
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Ландшафтно-экологическое... Основные разделы, на которые необходимо обратить внимание при изучении дисциплины | Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов За это время необходимо изучить все разделы дисциплины, выполнить домашние графические работы, подготовиться к зачету и экзамену | ||
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 15 Материалы... Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования | Формы и виды организации учебной деятельности на уроках «Основы религиозных... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология... | ||
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 18 пояснительная записка Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля). Практические занятия Географические открытия и географический кругозор. Зарождение общегеографических знаний | ||
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины методические... Умк по дисциплине б в. 13 «Силовая подготовка» составлен в соответствии с фгос, с учебным планом по направлению подготовки 034300.... | Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «История экономических учений» Самостоятельная работа аспирантов является неотъемлемой составной частью учебного процесса | ||
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателя. II раздел Возрастные особенности органов слуха. Физиологические основы деятельности слухового анализатора. Особенности исследования слуховой... | Методические рекомендации по организации изучения дисциплины логика В. Я. Коровиной, 9-е издание, М. Просвещение, 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию... | ||
Методические рекомендации для преподавателя по организации изучения... Методические рекомендации для преподавателя по организации изучения дисциплин основной образовательной программы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации для студентов по организации процесса изучения учебной дисциплины |