Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Основы эстетики»





Скачать 404.7 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины «Основы эстетики»
страница1/2
Дата публикации16.01.2015
Размер404.7 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Военное дело > Методические рекомендации
  1   2
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Основы эстетики». Б1ДВ1

Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлениям подготовки: 100100 – Сервис в индустрии моды и красоты

Цели освоения дисциплины.

Целью курса эстетики является получение общих знаний, умений, навыков, необходимых для общекультурной подготовки бакалавра, а также для профессиональной деятельности в сфере индустрии моды и красоты.

Задачами эстетики как учебной дисциплины является активизация познавательной самостоятельности студентов, приобретение ими целостных знаний по теории отечественной и зарубежной эстетики, формирование целостного представления об эстетических ценностях, их роли в творческой реализации человека и повседневной его жизни, основных видах искусства, понимание роли искусства в человеческой жизнедеятельности, значения эстетических категорий в философском осмыслении действительности.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Данная дисциплина относится к социально-гуманитарному и экономическому блоку (Б1). Курс тесно связан с дисциплиной «Философия». Успешное освоение курса позволит студенту овладеть теоретическим багажом, способствующим оптимальному усвоению профессиональных дисциплин.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

способность владеть культурой мышления, целостной системой научных знаний об окружающем мире, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);

использовать базовые положения математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК -2);

способность к анализу социально значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно - политической жизни (ОК - 5);

способность к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, социальных стандартов; демонстрировать уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовность к поддержанию партнерских отношений (ОК- 8);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • место и роль искусства в человеческой жизнедеятельности,

  • значение эстетических категорий в философском осмыслении действительности.

  • роль эстетических категорий и ценностей в творческой реализации человека и повседневной его жизни, иметь представление об основных видах искусства.

  • основные этапы развития эстетической мысли, наиболее значимые эстетические теории (Сократа, Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Канта, Шиллера, Шеллинга, Гегеля, Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора, Чернышевского, Бердяева, Бергсона, Деррида и др.).

  • основные виды искусства, художественные направления, школы, стили в искусстве прошлого и современности.

  • структуру эстетического сознания.


уметь:

  • хорошо ориентироваться в основных художественных стилях, школах, направлениях искусства прошлого и настоящего,

  • соотносить историю эстетической мысли с художественной практикой,

  • применять свои знания в предстоящей профессиональной деятельности.


владеть:

  • основными категориями эстетики.



План семинара 1

по теме «Предмет эстетики. Система эстетических понятий и категорий»

(4 часа)
План семинара:

  1. Предмет и метод эстетики. Место эстетики в системе социогуманитарного знания.

  2. Эстетическое как универсальная категория. Тенденция к расширению проблемного поля современной эстетики. Интеграция эстетики с культурологией, социологией, психологией, философией, этикой.

  3. Основной категориальный аппарат эстетики.

  4. Роль искусства в формировании человеческой чувственности.


Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Человеческая чувственность как предмет эстетики.

2. Универсальность мышления в образах.

3. Сущность эстетического воспитания.

4. . Факторы, оказавшие наибольшее влияние на формирование эстетики.

5. Каковы основные разделы эстетики?
Задание для самостоятельной работы. Дать определение основных эстетических категорий.
Литература основная:

  1. Бычков В. В. Эстетика : учебник для гуманит. направл. и спец. вузов России / Бычков В. В. - М. : Академический Проект, 2009.

  2. Гуревич П.С. Эстетика. М., 2006.

  3. Дзикевич С. А. Эстетика: начала классической теории : учеб. пособие для вузов / Дзикевич С. А. ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. - М. : Фонд "Мир", 2011.

  4. Подольская Е. А. Эстетика : кредитно-модульный курс : учеб. пособие для бакалавров / Подольская Е. А., Лихвар Е. А. - М. : Дашков и К, 2012.

  5. Эстетика : учеб.-метод. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. О. П. Беспалая]. - Мурманск : МГПУ, 2009.

  6. Эстетика как образ жизни : [сб. статей] / РАН, Ин-т философии ; [сост. и науч. ред. М. А. Кукарцева]. - М. : Канон+РООИ "Реабилитация", 2013.

  7. Философия : [учебник для студ. нефилос. спец. вузов] / Аполлонов А. В., Васильев В. В., Миронов В. В., Разин А. В. ; под ред А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова . - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2010.


Литература дополнительная:

  1. Андрияускас А.А. К вопросу о методологических аспектах исторических связей искусствознания с эстетикой и философией искусства (XYIII - начало XX в.)// Методологические проблемы современного искусствознания. М.,1986.

  2. Баумгартен А. Эстетика, предназначенная для лекций// История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5-ти тт. Т.2. С.452-456.

  3. Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Эстетика. Ростов-на-Дону, 1998.

  4. Кривцун О.А. Эволюция художественных форм. Культурологический анализ. М., 1992.

  5. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М., 1965.

  6. Пинский Л. Поэтическое и художественное. Выразительное// Вопр.литературы. 1997. Март-апрель.

  7. Полевой В.М. Искусство как искусство (без предубеждений и поучений). М., 1995.



План семинара 2

по теме «Эстетика античности» (4 часа)
План семинара:

1. Основные понятия античной эстетики: прекрасное, искусство, мимесис, катарсис.

2. Особенности античного искусства.
Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Как характеризуется прекрасное в космологической эстетике пифагорейцев?

2. С чем связана у пифагорейцев постановка вопроса о гармонии?

3. С чем связан интерес пифагорейцев к музыке?

4. В чём, согласно пифагорейцам, заключается психагогическая и катарсическая функция музыки?

5. Первое определение прекрасного у софистов.

6. Софисты о художественном творчестве.

7. Софисты об особенностях художественного восприятия.

8. Почему эстетика софистов и Сократа может быть охарактеризована как антропологическая?

9. Сократ об искусстве и о главных задачах художника.

10. Концепция мимесиса в философии Платона.

11. Место прекрасного в философской системе Платона.

12. Теория художественного творчества Платона.

13. Почему эстетика Платона и Аристотеля характеризуется как эйдологическая?

14. Аристотелевское определение искусства. Теория мимесиса у Аристотеля.

15. Аристотелевское определение трагедии.
Задание для самостоятельной работы: выписать определения мимесиса у Аристотеля и Платона, катарсис у Аристотеля.
Литература основная:

  1. Бычков В. В. Эстетика : учебник для гуманит. направл. и спец. вузов России / Бычков В. В. - М. : Академический Проект, 2009.

  2. Гуревич П.С. Эстетика. М., 2006.

  3. Дзикевич С. А. Эстетика: начала классической теории : учеб. пособие для вузов / Дзикевич С. А. ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. - М. : Фонд "Мир", 2011.

  4. Подольская Е. А. Эстетика : кредитно-модульный курс : учеб. пособие для бакалавров / Подольская Е. А., Лихвар Е. А. - М. : Дашков и К, 2012.

  5. Эстетика : учеб.-метод. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. О. П. Беспалая]. - Мурманск : МГПУ, 2009.

  6. Эстетика как образ жизни : [сб. статей] / РАН, Ин-т философии ; [сост. и науч. ред. М. А. Кукарцева]. - М. : Канон+РООИ "Реабилитация", 2013.

  7. Платон. Гиппий Больший. // Платон, соч. в 3-х т. Т.1. М., 1968.

  8. Платон. Ион. Там же.

  9. Платон. Пир. Там же, т.2.

  10. Аристотель. Поэтика // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1984.


Литература дополнительная:

  1. Акимова Л. Древнегреческое искусство. // Энциклопедия. Т. 7. Искусство. Ч.1. М., 1997.

  2. Алпатов М. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М.,1987. С. 51-127.

  3. Всеобщая история архитектуры. Т.II. кн. 1. М., 1949. С.32-43.

  4. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли, в 5-ти т. Т.1. С.80-88, 89-92, 94-100.

  5. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1969. С.32-41.

  6. Татаркевич В. Античная эстетика. М., 1977.


План семинара 3

по теме «Эстетика Византии» (4 часа)
План семинара:

  1. Основные понятия византийской эстетики.

  2. Место и роль художественного творчества в культуре Византии.


Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Какова роль произведений Дионисия Ареопагита (Псевдо-Ареопагита) в формировании эстетической проблематики.

2. Каких эстетических проблем касались в своих религиозных произведениях великие капподокийцы: Григорий Назианзин (Григорий Богослов), Василий великий, Григорий Нисский?

3. Каковы основные черты главного направления византийской эстетики – церковно-патристического?

4. В чём сущность так называемой интериорной эстетики или эстетики аскетизма, развивавшейся в рамках патристики?

5. Понятие прекрасного.

6. Понятие «Единое благое-и-прекрасное».

7. Понятие света.

8. Понятие символа.

9. Понятие образа (образы сходные и несходные).

10. Борьба иконоборцев и иконопочитателей. Какие принципы отстаивали каждые из них?

11. Понятие канона.

12. Особенности иконописи.
Задание для самостоятельной работы. Дать определения понятиям: свет, символ, образ, иконопись.
Литература основная:

  1. Бычков В. В. Эстетика : учебник для гуманит. направл. и спец. вузов России / Бычков В. В. - М. : Академический Проект, 2009.

  2. Гуревич П.С. Эстетика. М., 2006.

  3. Дзикевич С. А. Эстетика: начала классической теории : учеб. пособие для вузов / Дзикевич С. А. ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. - М. : Фонд "Мир", 2011.

  4. Подольская Е. А. Эстетика : кредитно-модульный курс : учеб. пособие для бакалавров / Подольская Е. А., Лихвар Е. А. - М. : Дашков и К, 2012.

  5. Эстетика : учеб.-метод. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. О. П. Беспалая]. - Мурманск : МГПУ, 2009.

  6. Эстетика как образ жизни : [сб. статей] / РАН, Ин-т философии ; [сост. и науч. ред. М. А. Кукарцева]. - М. : Канон+РООИ "Реабилитация", 2013.

  7. Булгаков С. Православие. Очерки учения православной церкви. М., 1991. С.297-308, 308-323.

  8. Дамаскин Иоанн. Точное изложение православной веры. М., 1992.

  9. Палама Григорий. В защиту святых безмолвствующих.


Литература дополнительная:

  1. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993.

  2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. М., 1987. С. 113-130.

  3. Островский Г. Как создавалась икона. - В кн. Островский Г. Рассказ о русской живописи. М., 1989. С.17-24.

  4. Успенский Ф. Византия. // Новый энциклопедический словарь под ред. К.К.Арсеньева, изд. Брокгауз Ф.А. и Ефрон И.А. Т. 10.

  5. Философия русского религиозного искусства. М., 1993. (ст. Е.Трубецкого, С.Булгакова, Л.А.Успенского).

  6. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 317-324.


План семинара 4.

по теме «Эстетика итальянского Возрождения. Северное Возрождение»

(4 часа)
План семинара:

1. Основные тенденции, определившие развитие культуры и эстетики итальянского Возрождения.

2. Античность как мировоззренческая опора итальянского Возрождения. Модификация католической традиции.

3. Специфика эстетики итальянского и Северного Возрождения.

4. Трагическое в художественном творчестве итальянского Возрождения.

А) Истоки трагизма Возрождения в концепции Бердяева.

Б) Истоки трагизма Возрождения в концепции Лосева.
Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Является ли итальянское Возрождение уникальным явлением?

2. Что означает понятие «Возрождение»?

3. Каковы причины самоутверждения личности в эпоху итальянского Возрождения?

4. Какие направления античной философии выступили мировоззренческой опорой культуры итальянского Возрождения?

5. Каково влияние христианской веры (в её католическом варианте) на культуру, искусство и эстетику итальянского Возрождения?

6. В чём противоречивость культуры Возрождения? (сочетание оптимистического и трагического мироощущения).

7. В чём видит трагизм творчества художников Возрождения Н.Бердяев?

8. С чем связана высокая социальная ценность искусства?

9. С чем связан интерес к теории искусства? Роль теории различных видов искусства в формировании эстетики итальянского Возрождения?

10. Почему искусство обретает в эпоху итальянского Возрождения высокую познавательную ценность? Как это связано с модификацией католической традиции?

11. Прекрасное в эстетике Возрождения.

12. Логическая организация пространства у художников Возрождения.

13. Отношение искусства к действительности.

14. Проблема общего и единичного в художественном образе.

15. Способ художественного обобщения в эстетике Возрождения.

16. Какую природу имеет художественное творчество с точки зрения Бердяева?

17. Каково содержание классического и романтического искусства в концепции Бердяева?

18. Чем вызван вывод Бердяева о том, что трагедия художника-творца сделала почти невозможным совершенное классическое искусство?

19. В чём, по мнению Бердяева, тайна Возрождения?

20. В чём видит истоки трагизма Возрождения Лосев?

21. Есть ли сходство в анализе эпохи итальянского Возрождения Бердяевым и Лосевым? Концепции Н.А. Бердяева и А.Ф. Лосева.
Задание для самостоятельной работы. Мини-эссе. Эстетика Возрождения: pro et contra.
Литература основная:

  1. Бычков В. В. Эстетика : учебник для гуманит. направл. и спец. вузов России / Бычков В. В. - М. : Академический Проект, 2009.

  2. Гуревич П.С. Эстетика. М., 2006.

  3. Дзикевич С. А. Эстетика: начала классической теории : учеб. пособие для вузов / Дзикевич С. А. ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. - М. : Фонд "Мир", 2011.

  4. Подольская Е. А. Эстетика : кредитно-модульный курс : учеб. пособие для бакалавров / Подольская Е. А., Лихвар Е. А. - М. : Дашков и К, 2012.

  5. Эстетика : учеб.-метод. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. О. П. Беспалая]. - Мурманск : МГПУ, 2009.

  6. Эстетика как образ жизни : [сб. статей] / РАН, Ин-т философии ; [сост. и науч. ред. М. А. Кукарцева]. - М. : Канон+РООИ "Реабилитация", 2013.

  7. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Гл.10. // Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

  8. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.


Литература дополнительная:

  1. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990. С.100-144.

  2. Иванов К.А. Трубадуры, труверы и миннезингеры. М., 1997.

  3. История эстетической мысли. В 6-ти т. Т.2. М., 1985. С.128-166.

  4. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5-ти т.,т.1.


План семинара 5

по теме «Эстетика барокко и классицизма» (4 часа)
План семинара:

1. Причины появления барокко. История термина «барокко».

2. Основные принципы барокко. Барокко в искусстве.

3. История термина «классицизм». Истоки классицизма.

4. Основные принципы классицизма. Классицизм в различных видах искусства.
Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Особенности связи барокко и Возрождения.

  2. Теоретики барокко (Джамбатиста Марино, Маттео Перегрини, Эммануэле Тезауро).

  3. Особая роль остроумия.

  4. Особая роль гениальности, связь её с остроумием.

  5. Роль вдохновения.

  6. Внутренняя противоречивость бытия - предмет анализа эстетики барокко.

  7. Искусство барокко.

  8. . Смысл термина «классицизм» в XVII в.

  9. Влияние Возрождения на эстетику искусство классицизма.

  10. Влияние картезианства.

  11. Влияние античности (античность как исток классицизма: «за» и «против»).

  12. Рассудочность, как основной принцип классицизма.

  13. Эстетические правила классицизма, изложенные в трактате Н. Буало «Поэтическое искусство».

  14. Классицизм во французской литературе и в живописи.


Задание для самостоятельной работы. Реферат по темам: «Эстетика классицизма», «Искусство барокко».
Литература основная:

  1. Бычков В. В. Эстетика : учебник для гуманит. направл. и спец. вузов России / Бычков В. В. - М. : Академический Проект, 2009.

  2. Гуревич П.С. Эстетика. М., 2006.

  3. Дзикевич С. А. Эстетика: начала классической теории : учеб. пособие для вузов / Дзикевич С. А. ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. - М. : Фонд "Мир", 2011.

  4. Подольская Е. А. Эстетика : кредитно-модульный курс : учеб. пособие для бакалавров / Подольская Е. А., Лихвар Е. А. - М. : Дашков и К, 2012.

  5. Эстетика : учеб.-метод. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. О. П. Беспалая]. - Мурманск : МГПУ, 2009.

  6. Эстетика как образ жизни : [сб. статей] / РАН, Ин-т философии ; [сост. и науч. ред. М. А. Кукарцева]. - М. : Канон+РООИ "Реабилитация", 2013.


Литература дополнительная:

  1. Алпатов М. Немеркнущее наследие. М., 1990, с. 116-130. Бенуа А. Барокко. // Новый энциклопедический словарь под ред.К.К.Арсеньева, изд. Брокгауз Ф.А. и Ефрон И.А. т.5, 1911.

  2. Голенищев-Кутузов И.Н. Барокко и его теоретики. // XVIII век в мировом литературном развитии. М., 1969.

  3. Кучиньская А. И Голенищев-Кутузов И.Н. Барокко. // История эстетической мысли в 6-ти т. Т.2, М., 1985.

  4. Литературные манифесты западноевропейских классицистов. МГУ,

  5. Менендес Пидаль Р. Избранные произведения. М., 1961.



План семинара 6

по теме «Эстетика И.Канта» (4 часа)
План семинара:

1. Эстетическая способность суждения - основной предмет «Критики способности суждения».

2. Специфика суждения вкуса в «Аналитике прекрасного».

3. Форма эстетического суждения в сфере разума. Соотношение разума и воображения в сфере возвышенного.

4. Искусство как представление эстетической идеи и произведение гения.
Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Каким образом Кант пытается связать два вида законодательства через способность суждения?

2. Какое место занимает эстетическая способность в ряду других познавательных способностей?

3.Почему способность суждения только в границах эстетики является предметом продуктивной критики?

4. Каким образом эстетика вычленяется из телеологической схемы?

5. В чем отличие эстетической и телеологической способности суждения?

6. В чем различие определяющей способности суждения от рефлектирующей?

7. В чем заключается специфика суждения вкуса?

8. Чем суждение вкуса отличается от суждения чувствования?

9. Предшествует ли в суждении вкуса чувство удовольствия оценке предмета или наоборот?

10. Что означает для Канта «свобода от интереса» в определении прекрасного?

11. Почему чистое суждение вкуса не зависит от понятия совершенства, а также от действия возбуждающего и трогающего?

12. Что такое «норма красоты»?

13. Каким образом Кант различает отношение причинности от формы целесообразности эстетического объекта? Что такое 'целесообразность без цели'?

14. В чем близость и контраст между прекрасным и возвышенным?

15. Каковы принципы деления возвышенного?

16. Какова роль разума и воображения в чувстве возвышенного?

17. Каким образом соотносится природа и искусство у Канта?

18. Каким образом гений связан с природой и в чем величие его шедевра?

19. Почему у Канта «красота - символ нравственности»?
Задание для самостоятельной работы. Составить таблицу красота в природе и красота в искусстве: общее и различия.
Литература основная:

  1. Бычков В. В. Эстетика : учебник для гуманит. направл. и спец. вузов России / Бычков В. В. - М. : Академический Проект, 2009.

  2. Гуревич П.С. Эстетика. М., 2006.

  3. Дзикевич С. А. Эстетика: начала классической теории : учеб. пособие для вузов / Дзикевич С. А. ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. - М. : Фонд "Мир", 2011.

  4. Подольская Е. А. Эстетика : кредитно-модульный курс : учеб. пособие для бакалавров / Подольская Е. А., Лихвар Е. А. - М. : Дашков и К, 2012.

  5. Эстетика : учеб.-метод. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. О. П. Беспалая]. - Мурманск : МГПУ, 2009.

  6. Эстетика как образ жизни : [сб. статей] / РАН, Ин-т философии ; [сост. и науч. ред. М. А. Кукарцева]. - М. : Канон+РООИ "Реабилитация", 2013.

Литература дополнительная:

  1. Балашов Н.И. Эстетическое в философии Канат // Эстетическое. М.,1964.

  2. Калинкин А.Г. Концепция идеала в эстетике немецкого классического идеализма: (Кант и Гегель) // Из истории европейской культуры. М.,1979.

  3. Кормин Н.А. Онтология эстетического. М.,1992. С.16-35.

  4. Кант И. Критика способности суждения // Сочинения в 6-ти томах. М., 1976. Т. 5. С. 101- 379.

  5. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997.

  6. Машненкова Л.П. Некоторые аспекты категории возвышенного в учении И. Канта // Некоторые вопросы теории и истории эстетики. М.,1980. Вып.3.


План семинара 7

по теме «Философия искусства Г.В.Ф.Гегеля» (4 часа)
План семинара:

1. Гегель о способах изучения искусства.

2. Наука о «художественно прекрасном» и ее составные элементы.

3. Понятие «идеала» у Гегеля. Процесс развития идеала.
Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Как Гегель предлагает изучать искусство?

2. Чем отличается обыденное представление об искусстве от понятия искусства в его внутренней необходимости?

3. Почему прекрасное выступает «изображением абсолютного»?

4. Каковы формы и ступени развития прекрасного в искусстве? Чем отличаются друг от друга символическая, классическая и романтическая формы искусства?

5. Каким образом Гегель выстраивает систему отдельных видов искусств и как эти виды связаны со всеобщими формами искусства?

6. Какое место занимает искусство в природной и духовной жизни? 7. Что представляет собой «идея прекрасного вообще»?

8. Почему у Гегеля красота и истина суть одно и тоже?

9. Почему понятие прекрасного заключает в себе свободу и бесконечность?

10. Почему Гегеля не удовлетворяет прекрасное в природе?

11. Почему прекрасное рассматривается Гегелем исключительно в искусстве?

12. Почему искусство должно поставить в центр своих изображений божественное начало?

13. Что такое «идеальная определенность»?

14. Как рассматривает Гегель процесс развития идеала через понятия общего состояния мира, ситуацию, действие?

15. Какие понятия использует Гегель при анализе «творческой субъективности»?
Задание для самостоятельной работы. Составить таблицу соотнесения (по Гегелю) религии, искусства и философии.
Литература основная:

  1. Бычков В. В. Эстетика : учебник для гуманит. направл. и спец. вузов России / Бычков В. В. - М. : Академический Проект, 2009.

  2. Гуревич П.С. Эстетика. М., 2006.

  3. Дзикевич С. А. Эстетика: начала классической теории : учеб. пособие для вузов / Дзикевич С. А. ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. - М. : Фонд "Мир", 2011.

  4. Подольская Е. А. Эстетика : кредитно-модульный курс : учеб. пособие для бакалавров / Подольская Е. А., Лихвар Е. А. - М. : Дашков и К, 2012.

  5. Эстетика : учеб.-метод. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. О. П. Беспалая]. - Мурманск : МГПУ, 2009.

  6. Эстетика как образ жизни : [сб. статей] / РАН, Ин-т философии ; [сост. и науч. ред. М. А. Кукарцева]. - М. : Канон+РООИ "Реабилитация", 2013.

Литература дополнительная:

  1. Гегель Г.В.Ф. Эстетика в 4-х томах. М., 1968. Т.1.

  2. Гегель Г.В.Ф. Эстетика в 4-х томах. М., 1968. Т.1. С. 62-69.


План семинара 8

по теме «Эстетика модернизма» (4 часа)
План семинара:

1. Художественно-культурные истоки модернизма.

2. Модернизм о предназначении художника.
Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Формы изобразительного искусства, открытые кубизмом (многомерность перспективы, изображение объекта в виде множества пересекающихся плоскостей и др.).

2. Что такое супрематизм?

3. Основные особенности экспрессионизма.

4. Философская основа экспрессионизма.

5. Творчество экспрессионистов как протест против несовершенства мира.

6. Экспрессионизм в различных видах искусства (живопись, музыка, кино).

7. Философская основа сюрреализма.

8. Сюрреализм в различных видах искусства (живопись, кино).

9. Каковы два основных направления абстракционизма?
Задание для самостоятельной работы. Составить таблицу экспрессионизм и сюрреализм: общее и различия.
Литература основная:

  1. Бычков В. В. Эстетика : учебник для гуманит. направл. и спец. вузов России / Бычков В. В. - М. : Академический Проект, 2009.

  2. Гуревич П.С. Эстетика. М., 2006.

  3. Дзикевич С. А. Эстетика: начала классической теории : учеб. пособие для вузов / Дзикевич С. А. ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. - М. : Фонд "Мир", 2011.

  4. Подольская Е. А. Эстетика : кредитно-модульный курс : учеб. пособие для бакалавров / Подольская Е. А., Лихвар Е. А. - М. : Дашков и К, 2012.

  5. Эстетика : учеб.-метод. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. О. П. Беспалая]. - Мурманск : МГПУ, 2009.

  6. Эстетика как образ жизни : [сб. статей] / РАН, Ин-т философии ; [сост. и науч. ред. М. А. Кукарцева]. - М. : Канон+РООИ "Реабилитация", 2013.


Литература дополнительная:

  1. Андреев Л.Г. Сюрреализм. М., 1972.

  2. Голомшток М., Синявский А. Пикассо. М., 1960.

  3. Куликова И.С. Экспрессионизм в искусстве. М., 1978

  4. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. Сборник статей. М., 1987.

  5. Малая история искусств. М., 1991. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

  6. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997.

  7. Экспрессионизм. Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство. М., 1966.



План семинара 9

по теме «Эстетика постмодернизма.

Перспективы эстетических исследований 21 века». (2 часа)
План семинара:

1. Принципы дифференциации эстетических теорий XX века.

2. А.Бергсон о роли мифопоэтического творчества в нейтрализации чрезмерного развития рефлексии.

3. Структурализм о способах выявления инвариантов в микро- и макроструктуре художественного текста.

4. Постструктурализм как метод обнаружения "остаточных смыслов" произведения искусства. Ж.Деррида о способах анализа внутренней противоречивости текста.

5. Влияние картины мира XX века на становление нового типа художественного видения. Изменение критериев художественности и проблема художественного контакта. Антиутопичность постмодернизма (ирония, игровое начало, цитатность, культ аутентичности в искусстве постмодернизма).
Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Каковы основные отличительные черты модернизма и постмодернизма?

2. Каковы основные направления эстетических исследований второй половины 20-го века? Назовите имена философов и перечислите основные принципы эстетических теорий, выдвигаемых ими.

3. В чем специфика искусства постмодернизма? Назовите основные черты искусства постмодерна.
Задание для самостоятельной работы, Мини-эссе: «перспективы развития художественного творчества в XXI веке».
Литература основная:

  1. Бычков В. В. Эстетика : учебник для гуманит. направл. и спец. вузов России / Бычков В. В. - М. : Академический Проект, 2009.

  2. Гуревич П.С. Эстетика. М., 2006.

  3. Дзикевич С. А. Эстетика: начала классической теории : учеб. пособие для вузов / Дзикевич С. А. ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. - М. : Фонд "Мир", 2011.

  4. Подольская Е. А. Эстетика : кредитно-модульный курс : учеб. пособие для бакалавров / Подольская Е. А., Лихвар Е. А. - М. : Дашков и К, 2012.

  5. Эстетика : учеб.-метод. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. О. П. Беспалая]. - Мурманск : МГПУ, 2009.

  6. Эстетика как образ жизни : [сб. статей] / РАН, Ин-т философии ; [сост. и науч. ред. М. А. Кукарцева]. - М. : Канон+РООИ "Реабилитация", 2013.


Литература дополнительная:



  1. Гараджа А.В. Критика метафизики в неоструктурализме (по работам Ж.Дерриды 80-х гг.). М., 1989.

  2. Генис А. Вавилонская башня: Искусство настоящего времени. М.,1997.

  3. Герман М. Постмодернистская критика. Отечественный вариант. // Вопросы искусствознания. 1994. №1.

  4. Гуссерль Э. Амстердамские доклады: Феноменологическая психология. //Логос. М., 1992. №3.

  5. Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения. М., 1990.

  6. Деррида Ж. Два слова для Джойса. //AD Marginem'93. М., 1994.

  7. Деррида Ж. Письмо к японскому другу. // Вопросы философии. 1992. № 4.

  8. Ильин И.П. Постструктурализм, Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

  9. Маньковская Н.Б. "Париж со змеями". Введение в эстетику постмодернизма. М., 1995. Андреева Е. Постмодернизм. Искусство второй половины ХХ – начала ХХI века. СПб., 2007.

  10. Эко У. Заметки на полях «Имени розы». М., 2006.

  11. Гадамер Г. Актуальность прекрасного. М.,1991.

  12. Хайдеггер М. Исток художественного творения // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. М., 1987.

  13. Якимович А.К. Утопии XX века. К интерпретации искусства эпохи. //Вопросы искусствознания. 1996. №1.


План семинара 10

по теме «Эстетика реализма. Феномен социалистического реализма». (6 часов)
План семинара:

    1. Способ обобщения в искусстве реализма.

    2. Специфика реализма в различных видах искусства.

    3. Понятие критического реализма.

    4. Реализм в художественном творчестве.

    5. Историко-культурные корни социалистического реализма.

    6. Роль «Основ позитивной эстетики» А.В. Луначарского в формировании феномена социалистического реализма.

    7. Влияние идей соцреализма на художественную практику.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Особенности реалистического направления в пространственных и временных видах искусства.

  2. В чём особенности критического реализма?

  3. Художественная критика о критическом реализме.

  4. Социалистический реализм - миф или реальность?

  5. Социалистический реализм – идеологический фантом или творческий метод?

  6. Назовите произведения, написанные в рамках социалистического реализма?


Задание для самостоятельной работы, Таблица: представители социалистического реализма.

Литература основная:

  1. Бычков В. В. Эстетика : учебник для гуманит. направл. и спец. вузов России / Бычков В. В. - М. : Академический Проект, 2009.

  2. Гуревич П.С. Эстетика. М., 2006.

  3. Дзикевич С. А. Эстетика: начала классической теории : учеб. пособие для вузов / Дзикевич С. А. ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. - М. : Фонд "Мир", 2011.

  4. Подольская Е. А. Эстетика : кредитно-модульный курс : учеб. пособие для бакалавров / Подольская Е. А., Лихвар Е. А. - М. : Дашков и К, 2012.

  5. Эстетика : учеб.-метод. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. О. П. Беспалая]. - Мурманск : МГПУ, 2009.

  6. Эстетика как образ жизни : [сб. статей] / РАН, Ин-т философии ; [сост. и науч. ред. М. А. Кукарцева]. - М. : Канон+РООИ "Реабилитация", 2013.


Литература дополнительная:

  1. Гангнус А. На руинах позитивной эстетики. Новый мир, 1988, № 9.

  2. Золотусский И. Крушение абстракций. Новый мир. 1989, № 1.

  3. Левидов А.М. Автор-образ-читатель. М., 1977. С.238-258.

  4. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997.

  5. Лекции по истории эстетики. Кн. 3. Ч.1 Л., 1976. С. 114-135.


План семинара 11

по теме «Специфика художественного образа». (6 часов)
План семинара:

  1. Специфика художественного образа в различных художественных направлениях. Способы художественного обобщения.

  2. Степени художественного обобщения.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Что такое символизация? В каких направлениях присутствует данный способ художественного обобщения?

  2. Что такое идеализация? В каких направлениях присутствует данный способ художественного обобщения?

  3. Что такое типизация? В каких направлениях присутствует данный способ художественного обобщения?

  4. Что такое масштаб образа?

  5. Каковы степени художественного обобщения?

  6. «Самовыражение» и «катарсис» в искусстве.

  7. Переживание как необходимый способ восприятия художественного образа.


Задание для самостоятельной работы, Анализ любого современного литературного произведения с точки зрения художественных приёмов (идеализации, типизации и обобщения).
Литература основная:

  1. Бычков В. В. Эстетика : учебник для гуманит. направл. и спец. вузов России / Бычков В. В. - М. : Академический Проект, 2009.

  2. Гуревич П.С. Эстетика. М., 2006.

  3. Дзикевич С. А. Эстетика: начала классической теории : учеб. пособие для вузов / Дзикевич С. А. ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. - М. : Фонд "Мир", 2011.

  4. Подольская Е. А. Эстетика : кредитно-модульный курс : учеб. пособие для бакалавров / Подольская Е. А., Лихвар Е. А. - М. : Дашков и К, 2012.

  5. Эстетика : учеб.-метод. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. О. П. Беспалая]. - Мурманск : МГПУ, 2009.

  6. Эстетика как образ жизни : [сб. статей] / РАН, Ин-т философии ; [сост. и науч. ред. М. А. Кукарцева]. - М. : Канон+РООИ "Реабилитация", 2013.


Литература дополнительная:

  1. Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии. // Искусство и коммунистический идеал. М., 1984. С. 231-242.

  2. Коржавин Н. Анна Ахматова и «серебряный» век. Новый мир. 1989, № 7.

  3. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976. С.135-181.

  4. Маркс К., Энгельс Ф. об искусстве. В 2-х т. Т.2. с.128-133, 115-122,173-183.



План семинара 12

по теме «Художественный образ как процесс художественного творчества»

(4 часа).
План семинара:

1. Формирование замысла.

2. Вдохновение.

3. Объективация художественного произведения.
Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Многовариантность замысла.

2. Различные историко-эстетические подходы к анализу вдохновения (Платон, Кант).

3. Роль художественной интуиции в процессе вдохновения (интуитивизм, марксизм).

4. Основные этапы вдохновения.

5. Что такое объективация произведения искусства?
Задание для самостоятельной работы, Мини-эссе: вдохновение и навык в создании художественного произведения.
Литература основная:

  1. Бычков В. В. Эстетика : учебник для гуманит. направл. и спец. вузов России / Бычков В. В. - М. : Академический Проект, 2009.

  2. Гуревич П.С. Эстетика. М., 2006.

  3. Дзикевич С. А. Эстетика: начала классической теории : учеб. пособие для вузов / Дзикевич С. А. ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. - М. : Фонд "Мир", 2011.

  4. Подольская Е. А. Эстетика : кредитно-модульный курс : учеб. пособие для бакалавров / Подольская Е. А., Лихвар Е. А. - М. : Дашков и К, 2012.

  5. Эстетика : учеб.-метод. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. О. П. Беспалая]. - Мурманск : МГПУ, 2009.

  6. Эстетика как образ жизни : [сб. статей] / РАН, Ин-т философии ; [сост. и науч. ред. М. А. Кукарцева]. - М. : Канон+РООИ "Реабилитация", 2013.

Литература дополнительная:

  1. Илиади А. Природа художественного таланта. М., 1965.

  2. Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии. // Искусство и коммунистический идеал. М.,1984. С. 231-242.

  3. Левидов А.М. Автор-образ-читатель. М., 1977.

  4. Мамардашвили М. Литературная критика как акт чтения. // Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.,1990. Бердяев Н.А. Смысл творчества. // Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С.437-459.

  5. Кант И. Критика способности суждения. // Кант И. Соч. в 6-ти т. Т.5, 1966. С. 163-167, 186-188, 203-210, 322-336.

  6. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997.




  1. Неизвестный Э. Синтез искусств. Вопросы философии, 1989, № 7.

  2. Платон. Ион. // Платон. Соч. в 3-х т. Т.1. М.,1968.

  3. Тарковский А. О кинообразе. // Искусство кино, 1979, № 3.

  4. Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству. // Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.


План семинара 13 по теме «Пространство и время художественного образа» (2часа).
План семинара:

  1. Проблема классификации искусств в истории эстетики.

  2. Особенности художественного образа в пространственных видах искусства.

  3. Особенности художественного образа во временных видах искусства.

  4. Особенности пространственно-временного континуума художественного образа в киноискусстве как пространственно-временном виде творчества.


Вопросы для коллективного обсуждения:

    1. Определение выразительных возможностей конкретного вида творчества - первый подход к классификации искусств.

    2. Определение специфики искусства через выделение онтологических параметров.


Задание для самостоятельной работы. Сформулировать и записать: определения художественного пространства, художественного времени, хронтопа.
Литература основная:

  1. Бычков В. В. Эстетика : учебник для гуманит. направл. и спец. вузов России / Бычков В. В. - М. : Академический Проект, 2009.

  2. Гуревич П.С. Эстетика. М., 2006.

  3. Дзикевич С. А. Эстетика: начала классической теории : учеб. пособие для вузов / Дзикевич С. А. ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. - М. : Фонд "Мир", 2011.

  4. Подольская Е. А. Эстетика : кредитно-модульный курс : учеб. пособие для бакалавров / Подольская Е. А., Лихвар Е. А. - М. : Дашков и К, 2012.

  5. Эстетика : учеб.-метод. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. О. П. Беспалая]. - Мурманск : МГПУ, 2009.

  6. Эстетика как образ жизни : [сб. статей] / РАН, Ин-т философии ; [сост. и науч. ред. М. А. Кукарцева]. - М. : Канон+РООИ "Реабилитация", 2013.


Литература дополнительная:

  1. Дюбо Ж.-Б. Критические размышления о поэзии и живописи. М., Искусство, 1976.

  2. Лессинг Г.-Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. М., 1957.

  3. Каган М.С. Морфология искусства. Л., 1974

  4. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Основы эстетики» iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины Методические...
Программа курса предназначена для студентов 3-го курса (5-й семестр) отделения логопедии
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Основы эстетики» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации предназначены для организации самостоятельной работы студентов всех отделений колледжа и направлены на...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Основы эстетики» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Основы эстетики» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502 Информатика Канск
Методические рекомендации для студентов по организации процесса изучения учебной дисциплины
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Основы эстетики» iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины «Ландшафтно-экологическое...
Основные разделы, на которые необходимо обратить внимание при изучении дисциплины
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Основы эстетики» iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов
За это время необходимо изучить все разделы дисциплины, выполнить домашние графические работы, подготовиться к зачету и экзамену
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Основы эстетики» iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины 15 Материалы...
Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Основы эстетики» iconФормы и виды организации учебной деятельности на уроках «Основы религиозных...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Основы эстетики» iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины 18 пояснительная записка
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Основы эстетики» iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля). Практические занятия
Географические открытия и географический кругозор. Зарождение общегеографических знаний
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Основы эстетики» iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины методические...
Умк по дисциплине б в. 13 «Силовая подготовка» составлен в соответствии с фгос, с учебным планом по направлению подготовки 034300....
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Основы эстетики» iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины «История экономических учений»
Самостоятельная работа аспирантов является неотъемлемой составной частью учебного процесса
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Основы эстетики» iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателя. II раздел
Возрастные особенности органов слуха. Физиологические основы деятельности слухового анализатора. Особенности исследования слуховой...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Основы эстетики» iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины логика
В. Я. Коровиной, 9-е издание, М. Просвещение, 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Основы эстетики» iconМетодические рекомендации для преподавателя по организации изучения...
Методические рекомендации для преподавателя по организации изучения дисциплин основной образовательной программы
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Основы эстетики» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации для студентов по организации процесса изучения учебной дисциплины


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск