Методические рекомендации для преподавателя по организации изучения дисциплин основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.





Скачать 141.67 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для преподавателя по организации изучения дисциплин основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.
Дата публикации05.07.2015
Размер141.67 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Математика > Методические рекомендации
Методические рекомендации для преподавателя по организации изучения дисциплин основной образовательной программы

по направлению подготовки 051000.62 «Профессиональное обучение

(по отраслям)», профиль «Экономика и управление»

1.1 Методические рекомендации к лекционному блоку


Для успешного освоения лекционных вопросов к лекции необходимо готовиться. При подготовке к лекциям студент на основе УМК должен ознакомиться с перечнем вопросов, найти соответствующий материал в теоретических источниках и сформулировать собственные вопросы, которые отвечают его познавательным потребностям. Студенту следует задать себе следующие вопросы: Какие вопросы кажутся мне наиболее интересными? Какие вопросы представляют наибольшую сложность? Освоение какого материала поможет мне в дальнейшей профессиональной деятельности. Активное слушание лекционного материала предполагает конспектирование важных теоретических положений, понятий, размышление и ответ на проблемные вопросы, сформулированные в ходе лекции преподавателем, формулировка собственных вопросов, которые возникли в ходе изложения. Целесообразно дома еще раз просмотреть лекционный материал и обратиться к рекомендуемым источникам для закрепления и углубления научного содержания.

Контроль усвоения лекционного материала проводится перед началом каждой последующей лекции в течение 5-10 минут.
1.2 Методические материалы для преподавателя по подготовке и проведению семинарских, практических занятий

Рабочими программами дисциплин предусмотрены семинарские занятия, проводимые с использованием разнообразных форм организации учебной деятельности студентов.

При подготовке к семинарским занятиям необходимо ознакомиться с предложенной литературой, выделить основные положения и систему доказательств. При устном ответе будет оцениваться умение свободно (в монологической форме) излагать вопрос, формулировать противоречия, делать выводы, отвечать на дополнительные вопросы преподавателя и других студентов. Подготовка к занятию и выполнение заданий должно завершиться рефлексивной оценкой вашего уровня подготовки.

Рассмотрим реализуемые формы проведения семинарских занятий.

  1. Особое место в структуре семинарского занятия занимают презентации с докладами, которые позволяют продемонстрировать теоретические и эмпирические знания, умения систематизировать и концептуализировать информацию, содержащуюся в учебных и научных текстах, в соответствии с планом доклада. Готовясь к докладу, надо прочитать рекомендованную литературу и составить планы прочитанных текстов, а затем составить план доклада в соответствие с его целью и задачами.

Критерии оценки выполнения задания

Задание оценивается по следующим критериям:

- полное раскрытие темы выступления

- логичность и структурность содержания выступления

- эстетическое оформление слайдов презентации

- соблюдение требований к созданию презентации

- грамотность выполненной работы.

2. Тестирование предполагает контроль знаний студентов с применением тестов закрытого и открытого типов. Студент должен ответить не менее чем на 10 заданий. Продолжительность тестирования 5 – 7 минут. Компьютерное тестирование, предусматривает быстроту (не более 30 мин.) ответа студента на 50 тестовых заданий.

Критерии оценки выполнения тестовых заданий

- правильность и безошибочность ответа

- грамотное и аргументированное изложение ответа на тест открытого типа

- быстрота ответа.
1.3. Методические рекомендации к выполнению реферата

I. Общие положения

1.Планирование, организация и контроль выполнения рефератов

Руководитель реферата:

  • выдает тематику*;

  • назначает консультации;

  • ведет учет выполнения студентами рефератов.

Примечание студент имеет право предложить свою тему для написания реферата помимо тех, которые предлагаются ведущим преподавателем. В данном случае требуется согласование и утверждение темы преподавателем.

2. Порядок выполнения рефератов

Выполнение реферата включает несколько этапов работы:

  • выбор темы, согласование ее с преподавателем, ведущим семинарские (практические) занятия;

  • подбор и анализ литературы, изложенных в ней различных взглядов и концепций по данному вопросу, при необходимости анализ практической ситуации исходя из ее теоретических аспектов;

  • составление рабочего плана реферата, согласование его с преподавателем, ведущим семинарские (практические) занятия;

  • написание реферата;

  • оформление реферата;

  • защита реферата на семинарском (практическом) занятии.

Изучение литературы по выбранной теме предполагает просмотр следующих источников:

  • учебники, учебные пособия;

  • законодательные и нормативные акты;

  • монографии, научные сборники;

  • справочный материал;

  • материалы периодической печати;

  • Интернет-источники.

Рабочий план – это логическая основа реферата. От правильного его составления зависят структура, содержание, логическая связь частей. План не следует излишне детализировать, то есть можно главы не разбивать на параграфы. В нем в логической последовательности перечисляются основные вопросы темы.

На защите желательно использование иллюстративного материала (таблицы, рисунки), подготовленного заранее с использованием Microsoft Power Point или на плакатах.

3.Требования к содержанию реферата

К содержанию рефератов предъявляются следующие требования:

  • актуальность исследования, представленного в работе;

  • соответствие основным направлениям и итогам развития научной мысли в изучаемой области, ее современному состоянию;

  • объективность теоретического освещения изучаемой проблемы;

  • доказательность, научная аргументация рассматриваемых положений;

  • достоверность, типичность (а не случайность) используемых данных, примеров, фактов;

  • использование информационных технологий, базирующихся на применении НИТ и соответствующего программного обеспечения.

4. Требования к построению и оформлению

Реферат должен содержать следующие структурные элементы:

  • титульный лист;

  • содержание;

  • введение;

  • основной текст;

  • заключение;

  • список литературы.

Титульный лист – первый лист реферата. Титульный лист включается в общее количество страниц работы, но не нумеруется.

Содержание – обязательный элемент аппарата, служащий для ориентации в реферате и указывающий заголовки.

В содержание включают все структурные элементы реферата, в том числе порядковые номера и наименования всех структурных единиц основного текста, с указанием номера страниц, на которых они начинаются.

Содержание размещают на следующей после титульного листа странице реферата, включают в общее количество страниц работы, но не нумеруют. Заголовок «Содержание» записывают полужирным шрифтом, размер 14, с первой прописной буквы, располагая в центре поля страницы. Наименования, включенные в оглавление, записывают строчными буквами, начиная с прописной.

Введение – структурная часть реферата, вводящая читателя в суть проблематики ее основного текста. Объем Введения должен составлять 1 страницу печатного текста.

Введение размещают на отдельной странице, располагая слово «Введение» посередине поля страницы, и записывают полужирным шрифтом, размер 14, с первой прописной буквы.

Во Введении автор должен кратко обосновать актуальность освещаемой в реферате проблемы (вопроса), обосновать причины выбора темы, сформулировать цель реферата, представить его информационную базу.

Актуальность исследования должна отражать степень его важности в данный момент для теории и практики.

Цель – это результат, который должен получить автор. В ее формулировке рекомендуется использовать следующие слова: «выявить», «определить», «обосновать», «проанализировать и обобщить опыт», «раскрыть», «рассмотреть» и т. п.

Информационной базой исследования могут быть материалы федерального и территориальных органов государственной статистики Российской Федерации, данные первичного учета и годовых отчетов предприятий, нормативно-справочные материалы, материалы проведенного анкетирования, наблюдения, результаты экспертного опроса, информационные ресурсы Интернет-порталов и т.п.

Основной текст реферата должен отражать суть вопроса и содержать его подробное изложение. Объем основного текста 10-15 страниц (без Введения и Заключения). Структура основного текста реферата определяется темой, а также требованиями кафедры. Дополнять содержание основного текста должны карты, графические материалы - таблицы, рисунки и пр.

Заключение структурная часть реферата, завершающая его, где делаются обобщения, выводы и т.п. Основные выводы работы должны быть сформулированы в виде кратких, четких предложений и утверждений. Объем Заключения не менее 1 страницы.

Заключение размещают на отдельной странице, располагая слово «Заключение» посередине поля страницы, и записывают полужирным шрифтом, размер 14, с первой прописной буквы.

Список литературы должен содержать сведения об источниках, использованных при написании реферата: цитируемых, упоминаемых и т.д.

Список использованной литературы должен отвечать следующим требованиям:

  1. соответствовать теме реферата;

  2. включать разнообразные виды изданий: официальные, нормативные, справочные, научные, учебные и др.

Библиографическое описание представляет собой составленный по определенным правилам перечень сведений о каждом источнике. К этим сведениям при описании книги относятся:

  1. фамилия и инициалы автора (авторов);

  2. заглавие;

  3. вид литературного источника (учебник, учебное, пособие, монография);

  4. место издания, издательство, год издания;

  5. количество страниц.

При описании статьи из периодического издания (журнала, газеты) необходимы следующие сведения:

  • фамилия и инициалы автора статьи (авторов, если они указаны);

  • заглавие статьи;

  • название периодического издания;

  • год выпуска периодического издания, его номер;

  • страницы, на которых помещена статья.

Следует соблюдать алфавитный принцип расположения источников, при котором записи размещают по алфавиту фамилий авторов (фамилии соавторов во внимание не принимаются) или заглавий документов. Работы авторов-однофамильцев ставятся в алфавите их инициалов, работы одного автора – в алфавите заглавий книг и статей. Как правило, в начало списка использованных источников помещают официальные документы (законы, постановления, указы и т.д.).

В соответствии с указанным ГОСТом обязательны пробелы до и после каждого знака (кроме точки и запятой, когда пробел оставляется только после знака). В конце каждого описания ставится точка.

После определения места источника в списке в соответствии с выбранным принципом расположения каждое библиографическое описание нумеруется арабскими цифрами. Список использованной литературы реферата должен содержать не менее 5 источников.

Наименование структурного элемента «Список использованной литературы» записывается посередине страницы полужирным шрифтом, размер 14, с первой прописной буквы. Список использованной литературы располагают в конце работы.

II. Защита и оценка рефератов

Защита рефератов проходит во время лабораторного занятия в академической группе.

После обсуждения реферата в группе работа студента оценивается преподавателем.

Уровень рефератов оценивается оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Оценка «отлично» выставляется, если в реферате обоснована актуальность темы; проведен анализ позиций авторов изученных работ; высказана своя точка зрения на проблему, которой посвящен реферат и дано ей обоснование; сделаны общие выводы; оформление рукописи соответствует предъявляемым требованиям; при защите использовался иллюстративный материал.

Оценка «хорошо» выставляется, если в реферате обоснована актуальность темы; проведен анализ позиций авторов изученных работ; отсутствует свое отношение к освещаемой проблеме; сделаны выводы; оформление рукописи соответствует предъявляемым требованиям; при защите не использовался иллюстративный материал.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если в реферате обоснована актуальность темы; изложена позиция авторов изученных работ без анализа; отсутствуют свое отношение к освещаемой проблеме и выводы; оформление рукописи частично соответствует предъявляемым требованиям; при защите не использовался иллюстративный материал.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если реферат не отвечает предъявляемым требованиям.

Оценка оформляется в журнале преподавателя.

Лучшие рефераты могут быть рекомендованы на конкурс рефератов, для дальнейшей разработки этой темы с целью выполнения курсовой работы (проекта) и др.

После защиты рукописи рефератов сдаются преподавателю и хранятся на кафедре до конца семестра.
1.5 Методические указания по выполнению курсовой работы

Цели выполнения курсовой работы:

  • закрепить, углубить и расширить теоретические знания и практические умения;

  • овладеть навыками самостоятельной работы;

  • выработать умения формулировать суждения и выводы, логически последовательно их излагать;

  • выработать умение публичной защиты.

В курсовой работе студент должен показать знание основных теоретических вопросов темы, умение оперировать понятиями и категориями изучаемой дисциплины. Выполнение курсовой работы предполагает углубленное изучение соответствующей темы на основе ознакомления с различными источниками (монографиями, учебниками, учебными пособиями и журнальными статьями) и сопоставления существующих в теории точек зрения. Курсовая работа должна давать ясное представление о сути освещаемой темы и ее основных аспектах; быть последовательной и аргументированной в логическом и фактическом отношениях. Соответствие этим требованиям и нижеуказанным правилам оформления является критерием оценки работы.

Тематика курсовых работ разрабатывается преподавателем.

Руководство курсовой работой поручается преподавателю, который:

  • помогает студенту определить круг вопросов для изучения избранной темы и методы исследования; подобрать литературу наметить план курсовой работы;

  • консультирует студента по вопросам содержания и последовательности выполнения курсовой работы;

  • осуществляет систематический контроль.

Выполненная работа должна быть сдана руководителю не позднее чем за месяц до сессии. Преподаватель возвращает проверенную работу за 10 дней до зачета или экзамена.

При выполнении заданий студент должен выполнить следующие требования:

  • определившись с номером варианта, следует найти и обстоятельно изучить соответствующую литературу и материал лекций, составить план рассмотрения темы;

  • работа должна начинаться с титульного листа, на котором указываются название института и факультета, фамилия и инициалы студента (слушателя), семестр обучения, учебная дисциплина, место (город) и год написания;

  • при выполнении работы написание тем и вопросов обязательно;

  • номера страниц вставляются в центре верхней части (страницы);

  • работа выполняется на компьютере; текст набирается 14-м кеглем (шрифт Times New Roman) через полтора интервала, все поля ― по 2 см.;

  • объем курсовой работы ― 20―25 страниц.

В курсовой работе:

На странице, следующей за титульным листом, указывается тема и помещается план. Изложение каждой части работы (введения, параграфов основной части, заключения, списка литературы) предваряется соответствующим заголовком и начинается с новой страницы.

Во введении обосновывается актуальность темы ― излагается состояние её научной разработанности, формулируется проблема; обосновывается структура работы, формулируются её цель и соответствующие ей задачи.

В основной части излагается решение познавательных задач, сформулированных во введении работы. Каждый параграф предваряется соответствующим заголовком и начинается с нового абзаца.

Параграфы завершаются формулировкой соответствующего вывода

В заключении следует подвести итоги, сделать обобщение полученных результатов, сформулировать основные выводы из рассмотренной проблемы.

Курсовая работа должна указывать на хорошее знание и понимание материала автором, содержать в заключении мысли студента о перспективах использования представленного в работе материала в своей профессиональной деятельности. Подобный подход к написанию курсовой работы позволит приобрести некоторые навыки творческого исследования, либо усовершенствовать навыки, ранее полученные при изучении других гуманитарных предметов.

В списке литературы использованные источники перечисляются по алфавиту. Библиографическое описание литературы должно соответствовать требованиям ГОСТа. Поэтому все реквизиты книги следует брать с оборота её титульного листа, где они содержатся в виде каталожной карточки (вместе с аннотацией, которую приводить не нужно).

В приложении выносятся таблицы, графики, отдельные документы. В этом случае в тексте делается сноска.

В результате защиты курсовая работа, согласно Положению о курсовых экзаменах и зачетов в вузе, оценивается дифференцированной отметкой. Студент не представивший курсовую работу или не защитивший ее по неуважительной причине, считается имеющим академическую задолженность.

После защиты курсовая работа сдается на кафедру и хранится 2 года.
1.6 Методические указания для студента по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины

Для успешного освоения дисциплины студенту необходимо активно слушать лекционные занятия, готовиться к семинарским занятиям и осуществлять самостоятельную работу.

Основой при планировании и организации времени, необходимого на изучение дисциплины являются требования, изложенные в нормативных документах: федеральном государственном образовательном стандарте и настоящей рабочей программе. Аудиторная работа определяется в соответствии с учебным планом и регулируется расписанием.

Программа самостоятельной познавательной деятельности студентов предусматривает выполнение заданий для самостоятельной работы. Студент может обратиться к преподавателю для консультации, что повысит эффективность самостоятельной работы.

Бюджет времени для студентов по отдельному виду самостоятельной работы определяются преподавателем. Результатом работы преподавателя по нормированию самостоятельной работы является распределение выделенного аудиторного и внеаудиторного бюджета времени по сформулированным темам программы самостоятельной познавательной деятельности студентов.

Распределение объема времени на самостоятельную работу в режиме дня студента не регламентируется расписанием.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для преподавателя по организации изучения дисциплин основной образовательной программы по направлению подготовки 051000. iconМетодические рекомендации по их написанию, задания на практику, вопросы...
Экстернат – самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального...
Методические рекомендации для преподавателя по организации изучения дисциплин основной образовательной программы по направлению подготовки 051000. iconРабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 030100. 68 «Философия»...
Методические рекомендации для преподавателя по организации изучения дисциплин основной образовательной программы по направлению подготовки 051000. iconМетодические рекомендации (материалы) для преподавателя Методические...
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Методические рекомендации для преподавателя по организации изучения дисциплин основной образовательной программы по направлению подготовки 051000. iconРабочая программа дисциплины «Конфликтология в профессиональной деятельности»
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы...
Методические рекомендации для преподавателя по организации изучения дисциплин основной образовательной программы по направлению подготовки 051000. iconРекомендации по применению модульного принципа формирования основной...
На примере образовательной программы по направлению подготовки «Экономика» (уровень бакалавриата)
Методические рекомендации для преподавателя по организации изучения дисциплин основной образовательной программы по направлению подготовки 051000. iconРабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной...
Дисциплина базовой части Учебного плана (от 08. 07. 2011 №13) подготовки бакалавра имеет трудоемкость 6 зачетных единиц (включая...
Методические рекомендации для преподавателя по организации изучения дисциплин основной образовательной программы по направлению подготовки 051000. iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины методические...
Умк по дисциплине б в. 13 «Силовая подготовка» составлен в соответствии с фгос, с учебным планом по направлению подготовки 034300....
Методические рекомендации для преподавателя по организации изучения дисциплин основной образовательной программы по направлению подготовки 051000. icon1. Требования к результатам освоения основной образовательной программы
Магистр по направлению подготовки 022000 – Экология и природопользование в соответствии с целями основной образовательной программы...
Методические рекомендации для преподавателя по организации изучения дисциплин основной образовательной программы по направлению подготовки 051000. icon1. Требования к результатам освоения основной образовательной программы
Магистр по направлению подготовки 021300 – Картография и геоинформатика в соответствии с целями основной образовательной программы...
Методические рекомендации для преподавателя по организации изучения дисциплин основной образовательной программы по направлению подготовки 051000. iconУчебно-методический комплекс дисциплины «всеобщая история искусств»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной...
Методические рекомендации для преподавателя по организации изучения дисциплин основной образовательной программы по направлению подготовки 051000. iconМетодические рекомендации для бакалавриата по направлению 030900...
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ооп) бакалавриата
Методические рекомендации для преподавателя по организации изучения дисциплин основной образовательной программы по направлению подготовки 051000. iconАннотации и к программам основной образовательной программы высшего...
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп
Методические рекомендации для преподавателя по организации изучения дисциплин основной образовательной программы по направлению подготовки 051000. iconОтчет по результатам самообследования основной образовательной программы...
Выполнение требований к условиям реализации основной образовательной программы 15
Методические рекомендации для преподавателя по организации изучения дисциплин основной образовательной программы по направлению подготовки 051000. iconАннотации и к программам основной образовательной программы высшего...
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп
Методические рекомендации для преподавателя по организации изучения дисциплин основной образовательной программы по направлению подготовки 051000. iconАннотации и к программам основной образовательной программы высшего...
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп
Методические рекомендации для преподавателя по организации изучения дисциплин основной образовательной программы по направлению подготовки 051000. iconАннотации и к программам основной образовательной программы высшего...
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск