ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЫ № 12 С УИОП
Принята педагогическим советом
Протокол № 11 от 30.08.13 г.
Согласована с Управляющим советом
Протокол № 8 от 30.08.13 г.
Введена в действие приказом
директора МОУ СОШ № 12с УИОП
№ 407 от 30.08.13
г.о. Орехово- Зуево
2013г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ № 12 с УИОП ____________С.И. Краснова
«______» ____________________2013г. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №12 с углубленным изучением отдельных предметов 2012-2013 учебный год
МОУ СОШ № 12 с УИОП – образовательное учреждение города, где развиваются потенциальные возможности учащихся и создаются условия для самореализации учеников и педагогов. В школе созданы условия для осуществления основных направлений материальной, кадровой инфраструктуры и методического обеспечения введения профильного образования.
Миссия МОУ СОШ № 12 с УИОП - качественное образование на основе компетентностного и системно-деятельностного подхода; осуществление углубленного и профильного обучения, гарантия высоких результатов при сдаче ГИА и ЕГЭ.
Цель:
развитие мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);
формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;
формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.
Задачи:
освоение обучающимися государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего, основного общего и среднего общего образования по всем предметам учебного плана и учебных программ углубленного и профильного уровня по предметам физико-математической направленности;
обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;
создание оптимальных условий для овладения ключевыми компетентностями, адаптации обучающихся к жизни в обществе, для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
развитие у обучающихся культуры умственного труда, навыков самообразования, исследовательской деятельности;
воспитание у обучающихся гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, семье, толерантности;
совершенствование системы сохранения, укрепления здоровья детей и создание условий для эффективного использования здоровьеформирующих технологий;
совершенствование системы информационного обеспечения образовательного пространства;
эффективное использование современных образовательных технологий;
обеспечение качества и доступности образовательных услуг путём повышения эффективности системы управления.
Целью реализации образовательной программы МОУ СОШ № 12 с УИОП является оптимальное общее развитие каждого школьника: обеспечение планируемых результатов по достижению целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Образовательная программа разработана в соответствии с Уставом и Программой развития школы. Образовательная программа учреждения выступает как средство создания условий для достижения образовательных задач учащихся и их родителей. Поэтому образовательная программа как документ ориентирована в первую очередь на учащихся и их родителей.
Учебный план МОУ СОШ № 12 с УИОП составлен в соответствии с Федеральным базисным учебным планом 2004 года с учетом реализуемых школой общеобразовательных программ, программ предпрофильной подготовки, углубленного изучения отдельных предметов и программ профильного обучения. Учебный план целенаправленно и системно реализует цели и задачи школы, связывая федеральный, региональный и школьный компоненты.
Учебный план МОУ СОШ № 12 с УИОП отражает современные тенденции обновления содержания образования на федеральном и региональном уровнях, а также специфику школы, являющегося инновационным образовательным учреждением. Основой учебного плана школы является осуществление принципов преемственности и профильности обучения.
Учебный план утвержден директором МОУ СОШ № 12 с УИОП.
Учебный план школы формирует образовательное пространство, способствующее наиболее полному удовлетворению индивидуальных интеллектуально-творческих потребностей учащихся. Содержание образовательного процесса в МОУ СОШ № 12 с УИОП направленно на углубленную подготовку по предметам, являющимся базой для продолжения обучения в высших учебных заведениях, что позволяет сформировать положительную мотивацию выбора выпускниками будущей профессии и развить их познавательный интерес к выбранному виду деятельности.
Учебный план состоит из 5 модулей:
базовые учебные предметы;
предметы регионального компонента для учащихся 2 и 3 ступеней обучения;
предметы из компонента ОУ для учащихся 2 ступени обучения;
профильные учебные предметы для учащихся 3 ступени обучения;
элективные учебные предметы для учащихся 2 и 3 ступеней обучения.
Характеристика кадрового состава
Работу с детьми осуществляет квалифицированный коллектив, состоящий из 49 педагогических работников: учителя - 41 человек; администрация (директор и заместители директоров) - 3 человека; другие педагогические работники (руководитель физического воспитания, социальный педагог, педагог-организатор, психолог) - 5 человек. Среди учителей высшую категорию имеют 16 педагогов, I категорию - 7 педагогов, II категорию - 9 педагогов. Среди учителей школы:
Учителя, награжденные Нагрудным знаком «Отличник образования» - 2 педагога;
Учителя, награжденные Нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ» -"4 педагога;
Лауреаты премии Губернатора Московской области - 8 педагогов;
Лауреаты премии Главы администрации г.о. Орехово-Зуево - 5 человек;
Победители ПНП «Образование» - 9 педагогов, в том числе на федеральном уровне - 8 педагогов;
В школе функционирует высокопрофессиональный стабильный преподавательский коллектив.
В рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в части «Совершенствование учительского корпуса» администрация школы постоянно контролирует и стимулирует профессиональный рост учителей. За последние три года более 75 % педагогов прошли курсы повышения квалификации.
В 2013 -2014 учебном году будет продолжена работа по кредитно-модульной системе повышения квалификации педагогических работников (как очных, так и дистанционных), профессиональной переподготовки и других форм повышения квалификации, конкурсов профессионального мастерства.
Высокая квалификация учителей, готовность к постоянному профессиональному росту позволяют ставить перед коллективом и успешно решать любые образовательные задачи.
Материально-техническая и учебно-методическая база
В целом, санитарно-гигиенические, материально-технические условия соответствуют целям и задачам образовательного процесса. Школа получила санитарно-эпидемиологическое заключение на право ведения образовательной деятельности. В течение учебного года постоянно уделяется внимание улучшению материально-технической базы, охраны здоровья и обеспечению санитарно-гигиенического режима работы школы.
Учебно-воспитательный процесс осуществляется в 3-х этажном здании, построенном по типовому проекту. Занятия проводятся в 50 классных комнатах (включая учебные кабинеты), 2 мастерских, 1 кабинете обслуживающего труда, 2-х компьютерных классах, имеющих выход в интернет. Имеется медицинский кабинет, кабинет психолога, библиотека, оснащенная компьютером, зал-столовая на 165 посадочных мест, спортивный зал, актовый зал.
Общий фонд школьной библиотеки составляет 19170 экземпляров, из них 9090 школьных учебников:
У школы имеется свой сайт - адрес: sc012@yandex.ru
Школьное оборудование отвечает современным требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.
В реализации данного направления особую роль играет процесс информатизации школы. На начало 2012-13 учебного года в МОУ СОШ № 12 с УИОП имеется мощная материально- техническая и нормативно-правовая базы по информатизации системы образования.
Имеется 10 автоматизированных рабочих мест (АРМ) администратора, одно автоматизированное рабочее место (АРМ) библиотекаря, 16 автоматизированных рабочих места (АРМ) учителя. Информационно - техническое оснащение школы представлено в Приложении.
Материально-техническое оснащение школы удовлетворительное, но в рамках реализации плана перспективного развития МОУ СОШ № 12 с УМОП на основе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на 2011-2016 г.г. предусмотрено значительное улучшение материально-технической базы школы.
Программно-методическое обеспечение Учебный план и методическая тема школы
Учебный план школы на 2013-2014 учебный год соответствует Концепции модернизации российского образования, Федеральному базисному учебному плану (2004г.), ориентированному на предпрофильную и профильную подготовку учащихся, Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения в 1-2 классах.
С начала 2011-2012 учебного года педагогический коллектив принял новую методическую тему работы школы на 2011-2016гг. - «Формирование современной модели образовательного учреждения в условиях модернизации образования: компетентный учитель — деятельный ученик» в рамках одного из направлений Национальной образовательной инициативы «НАША НОВАЯ ШКОЛА» - " Развитие педагогического потенциала как фактора обновления качества образования".
Идет работа по внедрению теоретических основ данного методического направления, соответствующего инновациям, заложенным в Федеральном Государственном стандарте образования второго поколения (ФГОС), целью которых является оказание действенной помощи учителям в улучшении организации обучения и воспитания школьников в условиях модернизации образования.
При проведении учебных занятий по Иностранному языку, Технологии, Информатики и ИКТ, Физике, Химии (при проведении практических занятий), Физической культуры (10-11кл.) курсов по выбору осуществляется деление классов на 2 группы при наполняемости 25 человек и более. Выбор элективных курсов учащиеся осуществляют самостоятельно, с учетом личных интересов и учебной траектории развития.
Учебный план I ступени (1-4 классы) ориентирован на 4-х летний срок освоения государственных образовательных программ начального общего образования. В соответствии с индивидуальными особенностями детей, пожеланиями родителей и профессиональным выбором педагогов, образовательный процесс строится на основе следующих программ:
традиционной программы для учащихся 1- 4 классов;
развивающей программы Л.В. Занкова, в 3 «Б», 4 «Б» классах.
Учебный план первой ступени на 2012-2013 учебный год
Учебный план II ступени общего образования (5-9 классы) ориентирован на 5-летний срок освоения государственных образовательных программ. представлен в Приложении 1 Формы организации учебно-воспитательного процесса в 2013-2014 учебном году
1. Уроки (классно-урочная форма)
2. Лекции, семинары, диспуты, конференции консультации
3. Занятия по выбору (профессиональная подготовка, факультативы, элективы)
Конкурсы, олимпиады
Предметные недели
Открытые уроки
Деятельность профильных отрядов
В школе успешно применяются нетрадиционные формы проведения уроков: урок - «соревнование, урок - конференция, урок - пресс-конференция, урок - историческая игра, урок
КВН, литературная гостиная, вечер английского языка, Поле чудес, урок - соревнование и др.
Ведущими формами учебных занятий остаются практикум, лекции, зачёт, лабораторная работа, дидактическая игра и т.д.
По-прежнему действует принцип учёта степени обученности и обучаемости учащихся, что находит своё отражение в организации учебной деятельности старшеклассников. Корректировка учебных программ в связи с этим требует методического обеспечения. Ведущими приёмами и методами остаются:
приём актуализации субъективного опыта старшеклассника;
метод беседы;
метод диалога и полилога;
методы диагностики и самодиагностики.
Карта инновационной деятельности
Инновационная деятельность в школе систематически и планомерно осуществляется в следующих сферах:
технологии, методы, средства организации педагогического процесса;
формы организации обучения и воспитания;
образовательная экология.
Учителя школы работают по блочно-модульной системе Н.С. Кочетова, используют технологию индивидуальных образовательных траекторий Н.Н. Суртаевой, технологию личностно-ориентированного обучения, интеграцию предметного образования, проблемное обучение. Инновации в школе-интернате осуществляются в виде частичных, мелких модификаций, связаны с усовершенствованием, рационализацией, видоизменение образовательного процесса.
В 2013 - 2014 учебном году планируется продолжить работу по внедрению инновационных технологий, диссеминации передового педагогического опыта.
Управление реализацией программы через мониторинг
Для достижения результата реализуются следующие направления деятельности школы: Педагогическое направление деятельности коллектива школы связано с созданием внутри школы особого образовательного пространства, ориентированного на обучение и
воспитание интеллектуальной высоконравственной личности; обеспечивающего в зависимости от интересов и образовательных запросов непрерывность среднего и высшего образования, создающего для ученика условия, в которых выпускник школы приобретает качества личности, отраженные в модели выпускника.
Существенной характеристикой педагогического пространства является создание психологического комфорта для каждого ученика; поиск способов формирования мотивов к учебной деятельности, постоянному наращиванию творческого потенциала личности, к становлению навыками самостоятельной и исследовательской деятельности; развитии познавательных интересов учащихся с разными психофизиологическими данными, исходным уровнем обученности и другими особенностями.
Научно-методическая деятельность коллектива направлена на разработку, адаптацию и внедрение педагогических средств, необходимых для внедрения технологии личностно -ориентированного обучения, методик, отдельных педагогических приемов, сценариев внеурочных мероприятий, коллективных творческих дел, нетрадиционных уроков и других
научно-методических разработок, необходимых для достижения образовательных целей. Кадровое направление деятельности школы предполагает подготовку учительского коллектива к:
-осознанию, рефлексии, анализу имеющегося педагогического опыта, выявлению фрагментов развивающего опыта, согласующегося со стратегическими целями школы; - технологическому оформлению инновационного педагогического опыта, согласующегося с образовательной программой школы;
- освоение новых норм и образцов педагогической деятельности, направленных на разработку системы дифференциации обучения по уровню развития учащихся; создание ситуации успеха каждого ученика в образовательном пространстве, развитие у учащихся умения действовать в ситуации неопределенности, нестабильности, осуществлять исследовательскую деятельность, самостоятельно приобретать и усваивать новые знания;
- экспериментальной апробации педагогических инноваций, адекватных концептуальным стратегиям образовательной политики школы;
- экспериментальной апробации системы мониторинга результативности учебно-воспитательного процесса.
Экспериментальное направление деятельности школы предполагает освоение коллективом педагогов-единомышленников основ экспериментальной деятельности, с последующим разворачиванием этапов эксперимента: аналитико-констатирующего, формирующего и заключительного.
Формы организации методической работы, используемые педагогами школы:
Тематические педагогические советы;
Методические объединения;
Работа учителей над темами самообразования;
Научно-практические конференции;
Открытые уроки и их анализ;
Взаимопосещение уроков и их анализ;
«Круглые столы»;
Индивидуальные беседы по организации и проведению урока;
Участие в зональных и всероссийских семинарах;
Работа городского методического объединения;
Аттестация;
Повышение квалификации;
Анкетирование учащихся, анализ данных.
Формы и методы управления реализацией образовательной деятельности
Показатели
| Технология
| Сроки
| Ответств.
| Выход
| Уровень сформированности обязательных результатов обучения
| Посещение уроков. Административные контрольные работы, тесты. Сравнительный анализ
| В течение года по плану работы школы
| Директор, зам. директора по УВР,
руководители ШМО,
| Справки,
Педсовет
(анализ
итогов
года)
| Качество знаний учащихся
| Итоговая аттестации в форме ЕГЭ, государственные экзамены. Олимпиады, конкурсы. Сравнительный анализ итогов года по предметам с результатами прошлых лет.
| Полугодовые и
годовые
контрольные
работы. В
течение года.
Промежуточная
аттестация
| Замдиректора по УВР,
руководители ШМО, кафедры
| Педсовет
(анализ
итогов
года),
справки,
анализ
итогов
года
| Общая и качественная успеваемость
| Отчеты учителей по итогам четверти и года. Сравнительный анализ итогов года с результатами прошлых лет.
| Конец триместра, года
| Зам. директора по УВР
| Справки, анализ итогов года
| Степень готовности выпускников основной школы к продолжению образования
| Классно-обобщающий контроль (срезы, анкетирование, тестирование, собеседование)
| По плану работы школы
| Зам. директора по УВР
| Справки
| Степень готовности выпускников основной и средней школы к итоговой аттестации
| Посещение уроков, анкетирование, предварительный контроль, проверка документации
| В течение года, март - май
| Зам. директора по УВР
| Родитель ские
собрания
| Устройство выпускников
| Сопоставительный анализ результатов поступления выпускников в колледжи, ВУЗы
| Август - сентябрь
| Директор
| Педсовет
|
Основные элементы контроля учебно-воспитательного процесса
Выполнение всеобуча;
Состояние преподавания учебных предметов;
Качество ЗУН учащихся, личностные, предметные и метапредметные достижения;
Качество ведения школьной документации;
Выполнение учебных программ и предусмотренного минимума письменных работ в соответствии с ЕГОР;
Подготовка и проведение итоговой аттестации за курс основной и средней школы;
Выполнение решений педагогических советов и совещаний.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 12 с углубленным изучением отдельных предметов
г.о. Орехово-Зуево Московской области
на 2013-2014 учебный год Учебный план МОУ СОШ № 12 с УИОП разработан на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего общего образования, регионального базисного учебного плана, утвержденного приказом министра образования Московской области от 02.08.2013 № 2958, и составлен с учетом реализуемых общеобразовательным учреждением общеобразовательных программ, программ предпрофильной подготовки, углубленного изучения отдельных предметов и программ профильного обучения.
Основополагающими принципами построения учебного плана являются:
обязательность федерального компонента, обеспечивающего единство образовательного пространства;
целостность и сочетаемость инвариантной и вариативной частей;
преемственность структуры и содержания начального, основного и среднего (полного) общего образования;
вариативность, обеспечивающая индивидуальные потребности в образовании;
диверсификация образовательных услуг с учетом потенциальных ресурсов образовательного учреждения и социальных запросов населения.
Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №12 с углубленным изучением отдельных предметов соответствует действующему законодательству РФ в области образования и определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав образовательных областей и образовательных компонентов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, образовательным областям и образовательным компонентам.
Часы компонента общеобразовательного учреждения использованы для углублённого и расширенного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей (элективов).
Предельно допустимая нагрузка в неделю по учебному плану в 1 классах составляет 21 часов, во 2- 4 классах – 23 часа, в 5 классах – 29 часов, в 6 классах – 30 часов, в 7 классах – 32 часа, в 8, 9 классах – 36 часов, в 10, 11 классах – 37 часов.
Учебный план предполагает деление класса на две группы при изучении предметов «Иностранный язык» (2-11 классы), «Физическая культура» (10,11 классы), «Информатика и ИКТ» (5-11 классы), «Технология» (5-9 классы).
Режим работы МОУ СОШ № 12 с УИОП:
по пятидневной учебной неделе – 1-4 классы,
по шестидневной учебной неделе – 5 -11 классы.
Объем домашних заданий (по всем предметам) таков, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч, в 4 - 5 классах - 2 ч, в 6 - 8 классах - 2,5 ч, в 9 - 11 классах - до 3,5 ч. (СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 10.30).
Обучение в 1 классе проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий (СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 10.10), осуществляется с соблюдением следующих требований:
учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый).
В 2-4 классах продолжительность урока – 45 минут.
Начальное общее образование. Первая ступень общего образования - сложившееся, самоценное, самостоятельное и обязательное звено в системе непрерывного и общего образования. Усиление внимания к воспитанию и развитию школьников определяет ориентацию на достижение планируемых результатов не только на предметные знания и умения, но и на такие важные для характеристики качества выпускника начальной школы, как учебная и речевая деятельность, культура поведения, усвоение эстетических норм и другое. На первой ступени обучения закладывается база, фундамент всего последующего образования. Начальная ступень школьного обучения познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования составляет 4 года.
Продолжительность учебного года: 1 класс – 33 учебные недели, 2 - 4 классы – 34 учебных недель.
Учебный план для учащихся 1-3 классов начальной школы, реализующих в 2011-2015 учебном году ФГОС НОО, разработан на основе:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции),
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования науки России от 6.10.2009 г. № 373, зарегистрирован в Министерстве юстиции России 22.12.2009 г, регистрационный номер 15785) с изменениями;
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерстве образования и науки России от 17.12.2010 г. № 1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции России 01.02.2011 г, регистрационный номер 19644);
санитарно - эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрировано в Министерстве юстиции России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19993);
письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
приказ министра образования Московской области от 18.01.2013 № 152 «О выполнении решения Коллегии Министерства образования Московской области от 21.12.2012 «О реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в общеобразовательных учреждениях Московской области».
В начальной школе реализуется образовательные системы «Школа 2100», «Школа России».
Реализация учебного плана начального общего образования в 1-3-х классах направлена на формирование базовых основ и фундамента всего последующего обучения, в том числе:
- учебной деятельности, как системы учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
- универсальных учебных действий;
- познавательной мотивации и интересов обучающихся, их готовности и способности к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Учебный план 1-3-х классов состоит из двух компонентов: часов учебной работы (21-23 часа соответственно) и внеурочной деятельности. В каждом классе выделяется по 10 часов в неделю на внеурочную деятельность по направлениям: спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, социальное и общекультурное.
|