Традиционные ценности древнерусской культуры как фактор эстетического освоения мира





Скачать 149.88 Kb.
НазваниеТрадиционные ценности древнерусской культуры как фактор эстетического освоения мира
Дата публикации06.07.2013
Размер149.88 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
УДК 18

Традиционные ценности древнерусской культуры как фактор эстетического освоения мира

Лапшина Нина Васильевна,

кандидат философских наук, доцент, lapshini@mail.ru,
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва
Лапшина Анна Евгеньевна, преподаватель, lapshini@mail.ru,

Институт туризма и гостеприимства (г. Москва), филиал

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

The article examines the impact of traditional values of ancient culture in the modern aesthetic development of the world. Values are the kind of the material and spiritual objects and phenomena, their characteristics, which have a socio-cultural meaning and destination, are capable of meeting the material and spiritual needs of people and represent the basis, purpose and means of social development. Aesthetic development of the world involves a man making sense of transformation of the world according to the principles of beauty. One of the most important evidence of the progress of culture - to develop an understanding of cultural values of the past and of the cultures of other nations, the ability to save, accumulate, treat them as aesthetic value.
В статье рассматривается влияние традиционных ценностей древнерусской культуры на современное эстетическое освоение мира. Ценности – предметы и явления материального и духовного порядка, их свойства, которые имеют социокультурный смысл и предназначение, способны удовлетворять материальные и духовные потребности людей и составляют основу, цель и средство общественного развития. Эстетическое освоение мира человеком предполагает осмысливание и преобразование мира по принципам красоты. Одно из важнейших свидетельств прогресса культуры – развитие понимания культурных ценностей прошлого и культур других национальностей, умение беречь, накоплять, воспринимать их как эстетическую ценность.
Key words: ancient Russian culture, traditional values, aesthetics

Ключевые слова: древнерусская культура, традиционные ценности, эстетика
По мере изучения наследия древнерусской культуры научные представления о нем значительно расширяются. Открываются ранее не известные страницы художественного творчества, которые влекут за собой появление новых философских и культурологических интерпретаций ценностных способов освоения мира.

Опыт человеческой жизнедеятельности в согласии с теми или иными аспектами реальности и идеями приводит к тому, что по­степенно выкристаллизовывается понимание значимых для жизни человека объектов реаль­ного или идеального мира, которые называются ценностями [1].

Ценности – предметы и явления материального и духовного порядка, их свойства, которые имеют социокультурный смысл и предназначение, способны удовлетворять материальные и духовные потребности людей и составляют основу, цель и средство общественного развития. Они способны возвышать сами потребности и интересы каждого человека, а также всей духовной культуры человечества.

Ценности, находясь в социуме и составляя его познавательно-оценочный каркас, не существу­ют абстрактно, сами по себе, поскольку реализуются посредством ценностной ориентации освоения действительности общества. Ценность определяет положительное или отрицательное значение предмета для человека и человечества. Не вдаваясь в широкую дискуссию о ценностях, идущую с середины XIX века, определим ценность в самом общем смысле как «позитивно значимое явление для че­ловека» [4].

Духовные ценности можно определить как воплощенные в идеальных образах и в содержании духовной культуры предметы и явления, а также их стороны и свойства, фиксирующие значимость объекта для субъекта, функционирующие преимущественно в духовной сфере общества и направленные на удовлетворение потребностей и интересов развития человека и общества. Духовные ценности связаны с гуманизмом, гуманистической культурой, нравственностью и художественно-эстетическими критериями.

Таким образом, одним из ценностных способов освоения мира выступает эстетика. Эстетическое освоение мира человеком предполагает осмысливание и преобразование мира по принципам красоты. Подобное понимание эстетики было предложено в XVIII веке немецким философом Александром Баумгартеном. Он первый ввел в научный оборот термин и понятие «эстетика» (от греч. «чувственно воспринимаемое»). Согласно его определению, эстетика – это философская наука о чувственном познании, совершенной формой которого является красота.

Баумгартен ввел важное с точки зрения аксиологии1 понятие «эстетическое», которое охватывает весь предмет эстетики – эстетическое отношение человека к миру, позволяющее анализировать действительность с точки зрения ее эстетической ценности.

Эстетическая ценность как вид духовной ценности фиксирует непосредственное чувственно-духовное, бескорыстное восприятие предметов, процессов действительности, их свойств и сторон. Эстетической ценностью может обладать все, доступное чувственному восприятию: явления природы, человек, предметы, создаваемые человеком (в том числе продукты духовной деятельности), – все то, что называется «второй природой».

История культурно-художественного развития славянских и других племен, населявших Древнюю Русь и населяющих Россию до сих пор, говорит о возникновении, вернее, станов­лении в самых разных землях и регионах России такой художественно-образной системы, которая в основном применяется в народном искусстве, создаваемом народными массами для создания эстетизированной среды жизнедеятельности и деятель­ности людей. Ей присущи следующие особенности:

  • особый народный орнамент с использованием зооморфных элементов в храмовой и светской архитектуре;

  • своеобразная символика цвета и света в иконах, фресках, в живописи народных мастеров, на предметах утвари и быта, выполняющих не только и не столько утилитарные, но, прежде всего, художественно-эстетические функции;

  • изразцы, широко использовавшиеся в ярославской школе храмового зодчества, а также для на­ружной отделки и для внутреннего оформления печей, галерей и переходов из помещения в помещение;

  • художественная резьба по дереву, придававшая экстерьерам и интерьерам храмов, жилых помещений и даже хозяйственных построек неповторимый вид;

  • исполь­зование деревянных лемехов для самых разнообразных целей;

  • неповторимые формы предметов утвари, представляющих собой не только орудия труда, но и несущих в себе образно-эстетические представления своих создателей.

В традиционном народном искусстве России наблюдается переплетение в художественно-образной форме природ­ных, зооморфических, языческих и христианских символов, метафор и мифологических сюжетов. Мрачный, по представлениям европейцев, российский север через произведения народного искусства россиян подарил миру такое разнообразие и чистоту светлых, наполненных жизнью красок, какого, может быть, не знает и знойный светлый юг.

Кроме того, народ создал свою национальную певческую и танцевальную культуру. До сих пор русская живопись и скульптура, музыка и архитектура, театр и хореография питаются от народного искусства представлениями народов о красоте и безобразии жизни, ее возвышенных и низменных, тра­гических и комических моментах.

Такие выдающиеся мастера, как В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих и другие прошли школу народного искусства. Именно народное искусство России, по нашему мнению, дает гарантии ее духовного будущего.

Актуализация ценностей древнерусской культуры, особенно непрофессиональной, народной, наиболее ярко и самобытно продемонстрирована эстетикой русского модернизма начала XX века. С одной стороны, русский модернизм питался корнями народного искусства, с другой, это стремление вовлечь массы в творчество сочеталось с элитарно­стью, с желанием создать искусственный мир красоты, эстетизации действительности.

Одной из черт существования древнерусской традиции в современном искусстве, на наш взгляд, является апофатичность, не признающая эстетику, когда высший идеал может быть преподнесен в отрицательной форме как отступление от него или его недостижение, что свидетельствует об утере эстетического вкуса.

Понятие вкуса введено в понятийно-категориальный эстетический аппарат в середине XVIII века, и с этого времени начинается серьезное исследование его содержания. Одни авторы, например, Вольтер, полагали, что вкус – это способность определять красоту, видеть, понимать и наслаждаться ею. При этом предполагалось, что вкус отчасти является врожденным, отчасти воспитывается в течение продолжительного времени. Вкус присущ ограниченному числу людей – знатокам и ценителям искусства. Они сознательно воспитали в себе эстетический вкус.

Основоположник эстетики классицизма И. Винкельман, отчасти разделяя позицию Вольтера, полагал, что вкус как способность чувствовать прекрасное, присущ всем людям, но в разной степени. Вкус надо воспитывать на идеальных образцах искусства и, прежде всего, – на произведениях античности.

Другой немецкий философ И. Гердер утверждал, что эстетический вкус присущ всем народам и является врожденной способностью. На вкус оказывают воздействие разные условия: природные, национальные, исторические и другие, что приводит к формированию различных, порой противоположных вкусов. Каждый человек способен воспитать в себе хороший, абсолютный вкус.

Раскрывая содержание эстетики как науки о суждении вкуса, И. Кант отмечал, что вкус – это способность судить о прекрасном, опираясь на чувство удовольствия или неудовольствия. Вкус не утилитарен. «Вкус есть способность судить о предмете или о способе представления на основе удовольствия или неудовольствия, свободного от всякого интереса. Предмет такого удовольствия называется прекрасным» [6]. Однако в этом субъективном суждении вкуса, отмечал И. Кант, содержится и нечто общезначимое. Представление Канта об эстетическом вкусе стало базовым для понимания вкуса и в последующие времена.

К сожалению, в современных эстетических исследованиях проблема вкуса отходит на дальний план, но, тем не менее, она не может быть отброшена совсем. Современная эстетика определяет вкус как способность человека по чувству (нравится — не нравится) дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты. Эстетический вкус позволяет отличать прекрасное от безобразного в освоении действительности и в искусстве.

Что же касается природы эстетического вкуса, то вряд ли его можно назвать врожденной способностью. Скорее, вкус – это духовно-практическая, эмоциональная способность, формирующаяся в процессе инкультурации людей. Суждения вкуса являются единством чувственного и рационального познания, поэтому вкус нельзя сводить ни к чистой мысли, ни к чистой эмоции.

Обычно различают первичные и вторичные суждения вкуса. В первичных суждениях преобладает эмоция, во вторичных – логические оценки начинают преобладать над эмоциональными, но эмоциональное и логическое не исчезают, а остаются в синтезе.

Высшей формой духовно-практического освоения мира по принципам красоты выступает искусство. Искусство является одним из универсальных способов освоения мира. Оно представляет собой чувственную сферу духовной культуры. Искусство связано, прежде всего, с переживаниями и эмоциями. Оно предполагает преимущественно чувственное восприятие и субъективное воспроизведение действительности, которую человек как бы пропускает через себя. Это не значит, что в искусстве как художественной деятельности отсутствует разум, воля, мысль, но они играют подчиненную роль. Доминирует в художественном творчестве чувство, чувство прекрасного. Искусство воздействует на человека как раз через это чувство прекрасного, присущее человеку во все времена.

В наше время ощущение «прервавшейся связи времени», ощущение утраты традиционных этических и эстетических ценностей присутствует на различных уровнях человеческого бытия. После «переоценки всех ценностей» в XIX веке, которая привела к переоценке эстетических представлений об искусстве, в XX веке научно-технический прогресс, опередив этический (по выражению немецкого ученого А. Швейцера), стал господствующим во всем мире и в творчестве.

Современную культуру, культуру XXI века называют постмодернизмом, то есть сменившим модернизм прошлого века – века глобальных катастроф.

По поводу содержания, границ, сущности модернизма и постмодернизма нет единого мнения ни в культурологических, ни в эстетических исследованиях. Глубоко не вдаваясь в дискуссию по поводу вышеупомянутых понятий и отражаемых ими процессов, следует осветить некоторые имеющиеся точки зрения.

Модернизм – это художественно-эстетическая система, сложившаяся в конце XIX века. Его верхней границей принято считать середину XX века (примерно 50–60-е годы). Суть модернизма заключается в разрыве с традициями реализма. Модернизм отказывается от изображения реального человека, старается добиться новаторства любой ценой. Модернизм часто отождествляют с авангардизмом.

По поводу содержания модернизма и авангардизма существуют разные взгляды. Так, современный отечественный искусствовед Т.В. Ильина полагает, что модернизм, порывающий с традицией и считающий формальный эксперимент основой своего творческого метода, именуется авангардизмом. Все авангардистские течения отказывают искусству в прямой изобразительности, отрицают познавательные функции искусства [5].

Другую позицию занимает наш соотечественник В.П. Руднев. Он считает авангардизм и модернизм разными течениями, хотя признает, что порой грань между ними бывает трудно провести. По его мнению, типичными для искусства модернизма являются такие художественные направления, как символизм, экспрессионизм и акмеизм, для авангарда – футуризм, сюрреализм, дадаизм [7].

Иная позиция у современного ученого, специалиста в области эстетических исследований В.В. Бычкова. Он утверждает, что культура XX века прошла несколько хронологических стадий: авангард, модернизм, постмодернизм.

Авангард – это совокупность бунтарских, скандальных, эпатажных, новаторских направлений первой половины XX века. Авангард включает в себя кубизм, экспрессионизм, футуризм, абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм.

Модернизм, по мнению Бычкова, – это своего рода академизация и легитимизация авангардных находок середины XX века без бунтарско-эпатажного характера [2].

Существуют и другие позиции по вопросу о начале, содержании и сути модернизма, авангардизма, абстракционизма. Эта дискуссия, видимо, связана с тем, что грани между этими течениями условны и подвижны и нет четких критериев разграничения авангардизма и модернизма между собой, поскольку эти разграничения проводятся, скорее, на чувственно-эмоциональном уровне, чем на рациональном, хотя рациональные моменты имеются и в подходах, и в определениях течений.

Причины нового искусства – модернизма, по мнению испанского философа X. Ортега-и-Гассета, скрываются в отношениях человека и общества, сложившихся в конце XIX – начале XX века. Эти ощущения человека модернизм и авангардизм положили в основу своего стремления создать нечто принципиально новое по сравнению с традиционным, реалистическим искусством.

Вместе с тем, в отрицании традиционности часто можно видеть именно возврат к традиции. Например, в творчестве художника К.С. Петрова-Водкина, члена объединения «Мир искусства», со всей очевидностью проступает влияние древнерусской иконописи, особенно ярко проявившееся в таких работах, как «Петроградская мадонна» и «Купание красного коня».

Модернистское искусство ориентируется на новаторство в области формы и содержания, а авангардизм – в области прагматики. Эстетическая позиция авангардизма заключается в активном и агрессивном воздействии на человека. В замысел авангардиста входит полное или частичное непонимание произведения воспринимающим субъектом.

Как нет четких границ между авангардизмом и модернизмом, так нет ясных границ и между модернизмом и постмодернизмом (начало последнего определяется 50–60-ми годами XX века). Отмечая этот факт, Ихаб Хассан – известный американский литературовед, исследующий постмодернизм, пишет, что модернизм и постмодернизм не разделены Китайской стеной. Одна история пишется на месте другой, стертой, а культура и история проницаемы для прошлого, настоящего и будущего [9].

Если говорить коротко и образно, то главным объектом постмодернизма выступает Текст как последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию. Под Текстом понимается все, что сделано человеком. Но в постмодернизме Текст не отображает реальности, а творит новую реальность и даже несколько реальностей. И они носят не реальный, а виртуальный характер. Реальности больше нет, имеется только Текст, то есть представление о реальности, которая зависит от точки зрения наблюдателя. Характерными чертами постмодернистского Текста называют прерывистость, фрагментарность, дисгармоничность, эклектизм. Этот Текст, как в виртуальной (компьютерной) реальности, можно читать с любого места, с любой страницы. Текст — это основная, характерная черта постмодернизма.

Человек в XXI веке ощущает дисгармонию мира, нестабильность своего положения в нем, чувствует отчуждение от общества, испытывает растущее влияние абстрактного мышления.

Искусство XXI века фактически основано на отрицании всех сфер традиционной эстетики, традиционной художественности. Однако вряд ли все искусство в современном мире можно свести только к постмодернизму. Остается еще традиционная русская художественная культура, и высокое профессиональное творчество в классических традициях. Эстетика искусства нашего времени должна быть ориентирована на воспроизводство ценностей традиционно народной культуры прошлого, а также на заимствования и реминисценции классического наследия [8].

Народная художественная культура во все времена питала профессиональное творчество. Задача искусства – социализация человека по законам красоты, его цель можно в целом определить как катарсис.

Катарсис – это не только очищение души от негативных эмоций и ощущений, но и приведение духовного мира человека в равновесное состояние. Теория катарсиса, созданная и разработанная еще в очень давние времена, актуальна и в настоящее время. Именно катарсис позволяет отграничить подлинное искусство, позитивно воздействующее на душу (внутренний мир) человека, от неискусства, подделки, шоу-бизнеса, вызывающего в человеке «темные» или упрощенные инстинкты, являющиеся стимулом для разрушительных действий людей.

Говоря о культуре России, необходимо отметить, что с момента ее формирования, то есть с древнерусской культуры, и на протяжении всего ее многовекового пути видимой центростремительной силой, которая вовлекала различные явления и процессы реальной истории в свою культурную орбиту, ей присуща традиция художественного освоения и постижения мира. В исторической ретроспективе духовная мотивация художественного творчества древнерусской культуры имеет своим источником христианское мировоззрение, религиозные основы бытия.

Религия наиболее удалена от переменчиво-земного и тяготеет к традиционному и вечному. Поэтому в ней резко выражено устойчивое, инерционное, оберегающее начало культуры.

Материальные и экзистенциальные (жизненные) ценности древнерусской культуры органически связаны с духовными ценностями. Народное творчество, фольклор – это часть духовной формы памяти народа, потому что в нем аккумулируется информация о материальной и духовной деятельности человека: знания, на­выки, способы ориентации в мире, народная мудрость, эстетические и художественные представления о мире, правила нравственности, образцы поведения. Исследования этногра­фов и фольклористов выявляют в фольклоре не только способность преемственности знаний, но и различных способов мышления, мировоззрения.

Веками во взаимодей­ствии с другими видами культуры традиционное искусство несло важную миссию трансля­ции новым поколениям представлений об идеале в отношениях с природой. Сама жизнеспо­собность этого искусства, проверенная его действенность заставляют сегодня пристально всмотреться в произведения фольклора, чтобы осмыслить их роль и возможности в передаче экологической культуры.

Духовная традиционная экологическая культура включает многообразные сферы – эти­ческую, эстетическую, религиозную, педагогическую. В нее включаются разносторонние представления о принципах взаимоотношений человека и окружающей среды и способах передачи этих принципов новым поколениям.

Экологическая культура в сфере передаваемых этнических традиций выступает в ду­ховной и материальной своих ипостасях. Если материальная культура является областью этнографических знаний, то значительная часть духовной экологической культуры может быть раскрыта средствами фольклористики.

Как важнейший элемент духовной культуры народа фольклор является средоточием обширных народных знаний об окружающем мире, дает образцы экологического мышления, выражает чувства, ценностные отношения к окружающей среде, предлагает эталоны поведения в различных ситуациях взаимоотношений с природой. Фольклор идеален в качестве выразителя тра­диционно существующей экологической культуры.

Одним из мировоззренческих компонентов культуры, без сомнения, является язык народа как разновидность гносеологических ценностей. Овладевая языком своего народа, человек получает не только сред­ство для общения, он получает целый пласт культуры, целую «программу жизнедеятельно­сти», ибо язык содержит в себе в концентрированной форме весь предыдущий исторический опыт этноса, его национальные традиции.

Таким образом, важным компонентом культуры являются традиции народа, ее специфические выразительные средства, духовный строй. Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в течение длительного времени. В качестве традиций выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д.

Традиции присущи самым различным об­ластям общественной жизни, но удельный вес их в различных областях не одинаков. Он дос­тигает максимума в религии.

Возродившийся ныне научный интерес к истории древнерусский культуры вполне закономерен. Культурная память народа, нации, страны – необходимое условие самодвижения общества: «Одно из важнейших свидетельств прогресса культуры – развитие понимания культурных ценностей прошлого и культур других национальностей, умение беречь, накоплять, воспринимать их как эстетическую ценность». [3]
Литература

  1. Андреев А.П., Селиванов А.И. Русская традиция. М., 2004.

  2. Бычков В.В. Эстетика. М., 2002.

  3. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика, М., 1995.

  4. Зеленов Л.А. История и философия науки. Н.Новгород, 2004.

  5. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 2000.

  6. Кант И. Критика способности суждения. Сочинения. В 6-ти т. Т. 5. М.,1966.

  7. Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры XX века. М., 2001.

  8. Суслова Т.И. Традиции и новации как одна из проблем современной эстетической теории // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2003. № 4.

  9. Швейцер А. Современная западноевропейская и американская эстетика. М., 2002.



1 АКСИОЛОГИЯ (греч. axia — ценность и logos — учение) — учение о природе ценностей (slovari.yandex.ru).


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Традиционные ценности древнерусской культуры как фактор эстетического освоения мира iconСемья, семейные ценности
Конкретизировать с учащимися понятия «семья» и «семейные ценности», показать, как традиционные религии России относятся к семье;...
Традиционные ценности древнерусской культуры как фактор эстетического освоения мира iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основная цель школьного предмет «Изобразительное искусство» развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного,...
Традиционные ценности древнерусской культуры как фактор эстетического освоения мира iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основная цель школьного предмет «Изобразительное искусство» развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного,...
Традиционные ценности древнерусской культуры как фактор эстетического освоения мира iconПояснительная записка Основная цель объединения «И зостудия»
Основная цель объединения «Изостудия» развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного,...
Традиционные ценности древнерусской культуры как фактор эстетического освоения мира iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Охарактеризовать основные достижения художественной культуры конца XX века, показав, что на её развитие повлияли процессы...
Традиционные ценности древнерусской культуры как фактор эстетического освоения мира iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовной жизни человека. Влияние литературы...
Традиционные ценности древнерусской культуры как фактор эстетического освоения мира iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Человек в современной социокультурной ситуации»; «Гуманитарная культура как фактор преобразования России»; «Культура как фактор...
Традиционные ценности древнерусской культуры как фактор эстетического освоения мира iconЦель освоения дисциплины: формирование у студентов основ эстетического...
Место дисциплины в структуре ооп: дисциплина тесно связана с изучением дисциплин и «Философия», «Отечественная история», «История...
Традиционные ценности древнерусской культуры как фактор эстетического освоения мира iconТематическое планирование литература 9 класс
Из древнерусской литературы. Самобытный характер древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» величайший памятник древнерусской...
Традиционные ценности древнерусской культуры как фактор эстетического освоения мира iconШкольный возраст важнейший период в развитии человека. Учащийся образовательного...
Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного...
Традиционные ценности древнерусской культуры как фактор эстетического освоения мира icon«Русская музыка XIX века как организующий фактор мировой музыкальной культуры»
Дня рождения М. П. Мусоргского, 170-летию со Дня рождения Н. А. Римского-Корсакова и Году культуры
Традиционные ценности древнерусской культуры как фактор эстетического освоения мира iconПредмет Мировая художественная культура класс 7 класс тема уроков:...
МС(К)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья С(К)ош «Гармония»
Традиционные ценности древнерусской культуры как фактор эстетического освоения мира iconУрок самопознания в 11 классе Тема: Ценности и цена
«ценность», «общечеловеческие ценности», «духовные ценности», «материальные ценности»
Традиционные ценности древнерусской культуры как фактор эстетического освоения мира iconПрофессиональная проба как системообразующий фактор формирования...
Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Ярославской области»,...
Традиционные ценности древнерусской культуры как фактор эстетического освоения мира iconГумилёв Л. Н. Древняя Русь и Великая степь
Россия не рассматривается как фактор европейской политики, русская культура – как неотъемлемая часть культуры европейской, русский...
Традиционные ценности древнерусской культуры как фактор эстетического освоения мира iconУниверсализм эстетического опыта и универсалии культуры и цивилизации
Как представляется коллективу авторов Проекта, для уточнения самой актуальности темы исследования и ее тематизации в духе запросов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск