Скачать 73.23 Kb.
|
Урок-презентация по Всеобщей истории «Мировая культура и искусство 20 века» История- 9 класс. Тип: изучение нового материала. Цель урока: Охарактеризовать основные достижения художественной культуры конца XX века, показав, что на её развитие повлияли процессы индустриализации, формирования массовой культуры разрушившей традиционные ценности, представления людей и общественное движение XX века Задачи урока:
Оборудование урока:
План урока 0.Оргмомент. 1м. 1.Условия развития культуры конца XX века. 5м. 2. Литература 20 века: а) Критический реализм; б) Интеллектуальный реализм; в) Психологический реализм; г) Социалистический реализм; д) Авангардизм; е) Экзистенциализм. 3.Художественное направление в искусстве: а) Модерн; б) Дадаи́зм; 30м. в) Экспрессионизм; г) Примитивизм; д) Кубизм; е) Сюрреализм; е) Футуризм; ж) Абстракционизм; з) Супрематизм; и) Абстрактный экспрессионизм; к) Конструктивизм. 4.Массовая культура: а) Поп-арт; б) Хэ́ппенинг; в) Инсталляция; г) Перфоманс; д) Перфоманс. 5.Закрепление нового материала (составление схемы по итогам лекции). 5м. 6.Рефлексия. 3 м.
Литература: Учебник «Всеобщая история 9 класс» Н. В. Загладин М.: Русское слово, 2010г. Новейшая история зарубежных стран 20 века. Пособие для учителя. Н. В. Загладин, Х.Т. Загладина М.: Русское слово, 2001г. Ход урока Вводное слово учителя. Беседа. (Условия развития мировой культуры) Учитель: В уходящем веке культура европейского типа распространилась и на другие континенты — в страны Азии и Америки, а также в Австралию и Новую Зеландию. В течение XX в. сформировались общие черты, тенденции, типичные для западной культуры в целом, проявляющиеся в различных сферах жизни всех стран мира, охваченных ею. Вопрос: Какие исторические условия влияли на развитие культуры конца XX века? Ответ учащихся.
Учитель: Процессы пересмотра затронули и философию, и литературу и искусство. Об этих поисках речь и пойдет. Учитель: Действительно, человеческая деятельность, опирающаяся на сферу разума, сформировала в уходящем столетии единую общечеловеческую культуру, которая включила в себя: — индустриализацию производства и массовое потребление; — единые средства передвижения и передачи информации; — интернациональную науку и доступное практически всем образование; — стилевое и жанровое разнообразие в искусстве. Панорама художественной культуры XX в. весьма разнообразна. Ее специфической особенностью явилось наличие двух художественных систем: модернизма и постмодернизма. Основные направления и течения модернизма либо отвергли, либо до неузнаваемости преобразили всю систему художественных средств и приемов. Конкретно в различных видах искусства это выразилось: — в изменении пространственных изображений и отказе от художественно-образных закономерностей в изобразительном искусстве; — в пересмотре мелодической, ритмической и гармонической организованности в музыке; — в появлении «потока сознания», внутреннего монолога, ассоциативного монтажа в литературе и т. д. 2.Литература 20 века.
Учитель: Стиль модерн реализовал себя в различных видах искусства, проявив достаточную гибкость и многоликость, принимая при этом различные воплощения, что позволило впоследствии теоретикам упрекать модернизм в отсутствии стилевого единства, и даже в праве именоваться стилем. Модернизм (от фр modern — новейший, современный) — общее условное обозначение направлений искусства XX в., для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира. (слайд 8) Модернизм как художественная сие тема был подготовлен двумя процессами своего развития: — декадентством (dekadentia — упадок) — т. е. бегством, культом красоты как единственной ценности, отторжением социальных проблем; — авангардом (фр avantgarde — передовой отряд) — манифеcты которого призывали порвать с наследием прошлого и создать нечто новое, противоречащее традиционным художественным установкам. Вопрос: - Как вы поняли сущность новых художественных направлений? Ответ учащихся. Разновидности модерна: (слайды 9-24) Задание: - Какая картина произвела самое сильное впечатление? Какое настроение передает? Какими средствами? Ответ учащихся.
Учитель: Массовая культура или поп-культура, культура большинства — культура, распространенная, т.е. популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Она включает в себя такие явления, как спорт, развлечения, быт, музыка, в том числе литература, средства массовой информации, изобразительное искусство и т. п. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения . Массовая культура является противоположностью традиционной культуры. Учитель: Загадочное слово Поп-арт!
Вопрос: как вы поняли причины появления массовой культуры? 5. Закрепление нового материала Учитель: - Мы познакомились с калейдоскопом художественных направлений и стилей культуры мировой конца 20 века. Вопрос: Составьте схему влияния массовой культуры на жизнь общества. Проверим (слайд 32) (наводящие вопросы: через чего идёт влияние? Какой результат влияния, особенно на молодёжь? Что играет особое значение интегрирующее в современном обществе? По мере ответов открывать слайд) Вывод: В заключение следует подчеркнуть, что на протяжении XX в культура Западной Европы накопила огромный ценностный потенциал, состоящий из следующих достижений — сохранение среды обитания человека; — создание благоприятных условий для развития личности; — формирование достойного качества жизни людей; — реализация творческого потенциала во всех сферах человеческой дятельности. Задача на будущее состоит в том, чтобы использовать на практике в форме диалога и сотрудничества все ценности западноевропейской культуры, с учетом меняющихся исторических условий. 6. рефлексия. -На уроке мы с вами плодотворно работали, каков продукт нашего урока? -Что показалось неожиданным и интересным? -У кого из вас появилось желание расширить свои знания по этой теме? |