Скачать 307.79 Kb.
|
Школьный возраст – важнейший период в развитии человека. Учащийся образовательного учреждения активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Жизненная ориентация школьника зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на Земле. Российская Федерация страна полиэтническая, поликонфессиональная, поликультурная, но при всем своем многообразии наша Россия – государство, объединяющее миллионы людей одной судьбой, общими чаяниями и делами. Жизнь России, россиян нерасторжимо связана с практической реализацией принципа толерантности, ставшего одним из основных во взаимодействии людей в нашем Отечестве. Сказанное вовсе не означает, к сожалению, отсутствие проблем в российском обществе во взаимоотношениях граждан, относящихся к различным этническим группам, конфессиям. Тем значимее становится воспитание толерантности у подрастающего поколения россиян. И в годы военных испытаний, и в мирное время представители разных народов, населявших Россию, показывали пример возможности совместного мирного труда и ратного подвига. Вопросы формирования толерантности у людей, ее практического применения являются актуальными для человечества в целом. В ноябре 1995 года Генеральная конференция ООН приняла Декларацию принципов толерантности. В ней говорится: «Понятие толерантности означает уважение, принятие и правильное понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Это то, что делает возможным достижение мира и ведет от идеологии насилия и войн к культуре мира. Толерантность – это не уступка, не снисхождение или потворство. Это, прежде всего, активное отношение, сформированное на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательства на основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные лица, группы и государства». В честь принятия Декларации 16 ноября было объявлено Международным Днем толерантности. К сожалению, современный мир полон событий, которые являются ярким проявлением нетолерантного поведения, доходящего до геноцида. В борьбе против подобных страшных процессов важно обращаться к прошлому человечества, анализировать причины, механизмы возникновения и развития нетерпимости, порой превращаемой в государственную политику. Среди всех периодов геноцида выделяется Холокост (от греческого слова Holocaustos – всесожжение, жертвоприношение с помощью огня). Это наиболее распространенный термин, обозначающий преследование и уничтожение 6 миллионов евреев нацистами и их пособниками после прихода к власти Гитлера и до окончания Второй мировой войны (1933 – 1945 гг.). В ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. в Германии произошло событие, вошедшее в историю под названием «Хрустальной ночи» (Ночь разбитых витрин). Эта была первая массовая акция прямого физического насилия по отношению к евреям на территории Третьего рейха. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в своем обращении к участникам вечера-реквиема, посвященного 70-летию «Хрустальной ночи» подчеркнул: «В годовщину так называемой «Хрустальной ночи» мы вновь обращаемся к урокам истории, из которых ясно видно, к каким катастрофическим последствиям привело попустительство шовинизму и ксенофобии, разобщенность мирового сообщества и национальный эгоизм. И спустя семь десятилетий продолжаем воспринимать трагедию еврейского народа и как глобальную катастрофу, и как горькое предостережение нынешним поколениям. Мы обязаны не просто помнить о прошлом, но и четко осознавать, какие угрозы современному миру несут межнациональная рознь, расовая нетерпимость и пренебрежение к человеческому достоинству. И крах фашизма – самое грозное предупреждение всем, кто и в наши дни проповедует эти опасные идеи, пытается оправдать преступления нацистов и подвергает ревизии итоги Второй мировой войны. Это не только оскорбляет память павших, но и фактически открывает путь для возрождения человеконенавистнических теорий, порождает недоверие во взаимоотношениях между народами. Самым страшным проявлением Холокоста стали лагеря смерти, созданные фашистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками», к которым нацисты относили славян, евреев, цыган и многих, многих, многих других. По самым скромным подсчетам более трети всех жертв нацистской оккупации СССР (5 млн. русских, 3 млн. украинцев, 1,5 млн. белорусов) было уничтожено по расовому признаку. Среди всех народов, которые были нацистами, обречены на физическое истребление, евреев они объявили главным врагом и по их планам этот народ подлежал полному уничтожению («окончательное решение еврейского вопроса» по терминологии фашистов). Поэтому не случайно в самом печально известном лагере смерти Освенциме (Польша, Верхняя Силезия, в 55 км от Кракова), в котором было уничтожено около полутора млн. человек, в основном были убиты евреи. 27 января 1945 года Освенцим освобожден Советской Армией, тем самым были предотвращены дальнейшие массовые казни. Академик Бим Бад Как детям объяснить: шесть миллионов Исчезнувших в застенках навсегда, Замученных, отравленных 'Циклоном', Расстрелянных, повешенных, сожжённых? Никто не видел слёз, не слышал стонов, Весь мир был равнодушен, как всегда. Шесть миллионов. Нам представить страшно, В какую бездну их толкнули ниц. Шесть миллионов напрочь стёртых лиц, Шесть миллиoнов – целый миp за каждым. Шесть миллионов с будущим рассталось, Потухло взглядов, закатилось лун, Сердец шесть миллионов разорвалось, Шесть миллионов отзвучало струн. А сколько не свершившихся открытий, Талантов? Кто узнает их число? Шесть миллионов оборвалось нитей, Шесть миллионов всходов полегло. Как объяснить 'шесть миллионов' дeтям? По населенью - целая страна, Шесть миллионов дней – тысячелетья. Шесть миллионов жизней – чья вина? Как вышло так: прошли десятилетья, И через реки крови, море слёз То тут, то на другом конце планеты Подонки отрицают Холокост? Как детям объяснить шесть миллионов?.. УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ – УРОК ИСТОРИИ Вариант 1. Урок толерантности – урок истории Холокоста. Проведение такого урока подходит для тех классов, в которых ученики только знакомятся с темой. Урок со слов пастора Мартин Нимеллер, узника нацистских лагерей: «Сначала они пришли за евреями. Я молчал – я не был евреем. Затем они пришли за коммунистами. Я молчал – я не был коммунистом. Затем они пришли за профсоюзными работниками. Я молчал – я не был профсоюзным работником. Затем они пришли за мной. Но уже не осталось никого, кто мог бы мне помочь". Вопрос учащимся: «Что же произошло?» Перед учащимися возникает история Холокоста в датах (лучше на экране, можно плакат или написать на доске, но заранее). Учитель рассказывает историю Холокоста в контексте истории Второй мировой и Великой Отечественной войны: от истории прихода Гитлера к власти, через рассказ о принятии закона «О защите германской крови и германской чести» в 1935 году и «Хрустальной ночи» 1938 г. – к Ванзейской конференции 1942 года, на которой нацистские лидеры обсудили меры и средства по выполнению приказа Геринга "О проведении мероприятий для окончательного решения еврейского вопроса в сфере германского влияния". От рассказа о лишении гражданских прав и конфискации имущества – к изоляции в гетто, депортации в лагеря смерти и, в конечном счете, к тотальному уничтожению. Не менее важно определить места в истории Холокоста для четырех групп действующих лиц: жертвы и палачи (их роли достаточно ясно определены), а так же наблюдатели и спасатели. Особое внимание необходимо уделить наблюдателям (наши зарубежные коллеги называют их очень ёмко: «стоящие рядом»). Кто они? Мирные люди, вчерашние друзья и соседи... Как они поведут себя в новых обстоятельствах оккупации? Станут преследователями и даже убийцами своих вчерашних друзей? Сохранят нейтралитет, опасаюсь за собственную жизнь и жизни своих родных? Или помогут? Станут теми самыми спасателями-спасителями, на которых вся надежда? Рассматривая нравственные дилеммы Холокоста, можно обратиться и к проблемам сегодняшнего дня, от сложных межнациональных и межконфессиональных отношений, до проблем коллектива класса. Вариант 2. Урок толерантности – урок истории Освенцима. В истории самого страшного из существовавших в Европе шести лагерей смерти – Освенцима – отражение всей истории Холокоста. И об этой истории можно рассказать по-разному. Можно, воспользовавшись исторической справкой, переходить от этапа к этапу, от цифры к цифре, от одного имени к другому. Можно познакомить учеников с историей страданий и смерти одного человека (абстрактного или реального): дом, семья, мирная жизнь – война, изоляция в гетто – депортация, поезд, вагон для перевозки скота, где живые перемешались с мертвыми – прибытие на маленькую станцию «Освенцим», «селекция», расставание с семьей – газовая камера или смерть от изнурительного труда... Еще один вариант – сделать основой урока описание быта лагеря, обычного дня заключенного, совершив виртуальную экскурсию. Школьники так же могут многое узнать об Освенциме, работая с документами. Выделим основные группы свидетельств: - воспоминания выживших узников и документы погибших, - воспоминания и письма советских солдат и офицеров, освобождавших лагерь, или побывавших там вскоре после освобождения, - показания «персонала» Освенцима, преимущественно – данные во время судебных разбирательств; - официальные документы, как нацистского командования, так и комиссий, расследовавших потом его зверства; - фотографии. К этому перечню можно добавить еще одну группу: стихи, эссе, картины, т.е. художественные произведения. Их нельзя назвать прямыми свидетельствами, но сила их эмоционального воздействия очень велика. Учеников можно разделить на группы, каждая из которых будет работать с определенным типом документов, составляя собственное представление о лагере смерти. Объединив получившиеся фрагменты, класс получает целостную картину и новый материал для размышлений. С другой стороны, можно разделить имеющиеся материалы по тематическому принципу. Например, исследуя вопрос о том, какую прибыль приносили узники Третьему Рейху, можно сопоставить циркуляр начальника группы Главного хозяйственного управления СС группенфюрера Рихарда Глюкса «По вопросу об использовании срезанных волос» от 6 августа 1942 г., фотографию советского военного корреспондента, обнаружившего в освобожденном лагере тюки аккуратно упакованных волос, и стихотворение Данки Максимович «Детская косичка в Освенциме». Данка Максимович ДЕТСКАЯ КОСИЧКА В ОСВЕНЦИМЕ Осень сменяет лето, пятый раз сменяет, а тонкая, словно ящека, девочкина косичка лежит в Освенцимском музее – живет и не умирает. Мамины пальцы сгорели, но все-таки ясно видно, как девочку в путь-дорогу пальцы те собирают, то они цепенеют, то беспомощно виснут и черную ленту предчувствий в тонкую косу вплетают. Туго косичка закручена, не расплетется до вечера. Слезные змейки стелются – мама горько плачет. Девочка улыбается ласково и доверчиво, девочка не понимает, что эти слезы значат. Вот палачи ледяные – банды их ясно вижу – косят людские волосы, мечут в стога большие. Легкие детские локоны ветер уносит выше, в грузные копны сложены женские косы густые. Словно шерсть настриженную, словно руно овечье, в кучи их кто-то сваливает и приминает ногами. Вижу – пылают яростью большие глаза человечьи, вижу старух испуганных рядом со стариками. То, что словами не выскажешь, тоже вижу ясно: пламя пышет из топки и палачей озаряет, длинные их лопаты – от детской крови красные, стылые детские трупы в топку они швыряют. Вижу седины бедные, как в серебристом инее, и рядом – как ящерка – тонкую девочкину косичку, вижу глазенки детские – большие, синие-синие. Вариант 3. Урок толерантности – история Холокоста через личные истории. Современные школьники достаточно спокойно относятся к цифрам, подтверждая старую истину о том, что гибель миллионов – статистика, а гибель одного человека - трагедия. Постоянно видя жестокость и насилие на теле- и киноэкранах, они не воспринимают исторические факты как достоверные. Поэтому рассказать им о трагедии Холокоста иногда проще через истории конкретных людей, лучше всего, сверстников. Осознавая ужас произошедшего с теми, у кого был схожий жизненный опыт, похожие проблемы и планы, ученик ставит себя на место жертвы и в нем пробуждается сочувствие. Актуализировать и «приблизить» тему Холокоста можно так же, предлагая школьникам сопоставить судьбы жертв Холокоста и жертв Великой Отечественной войны. Например, семнадцатилетняя Маша Брускина, узница Минского гетто, подпольщица, казненная нацистами 26 октября 1941 года, и восемнадцатилетняя партизанка Зоя Космодемьянская, погибшая так же трагически всего на месяц позже. Во всем мире известна история еврейской девочки Анны Франк, ее дневник – одна из самых читаемых книг. «Двенадцатилетняя ленинградка Таня Савичева начала вести свой дневник чуть раньше Анны Франк, жертвы Холокоста. Они были почти ровесницами и писали об одном и том же - об ужасе фашизма. И погибли эти две девочки, не дождавшись Победы: Таня – в июле 1944, Анна – в марте 1945 года. «Дневник Анны Франк» был опубликован после войны и рассказал о своем авторе всему миру. «Дневник Тани Савичевой» не был издан, в нем всего 7 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде. Эта маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм1». Такие истории могут многое объяснить... И, в заключение. Какой бы урок толерантности, посвященный теме Холокоста, вы не провели, его можно завершить словами российского историка и философа, основателя Центра «Холокост» Михаила Яковлевича Гефтера: «Шесть миллионов евреев – расстрелянных, удушенных в газовках. Шесть миллионов – и каждый в отдельности. Это – память, противящаяся забвению. Это – зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство. Это – убеждение: НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ «КОГО-ТО», ГЕНОЦИД ВСЕГДА ПРОТИВ ВСЕХ. Вот что означает ХОЛОКОСТ». И тогда ваш урок станет настоящим уроком толерантности. Литературно-музыкальная композиция Оборудование: мультипроектор, аудиоситема, экран, видеомагнитофон, компьютер. Оформление: фотоэкспозиции, стенды, книжные выставки, симнолика 60-летия Победы, эмблемы Государственного музея Аушвиц-Биркенау, польского движения Сопротивления, свечи, цветы, камни. Музыкальное сопровождение (фрагменты из произведений): И.С. Бах месса si-minоr, ВWV 232 Кyгiе еlеisоn, М.П. Мусоргский «Картинки с выставки» («Старый замок»), С. Рахманинов 2-й концерт для фортепиано с оркестром, ч. 1, В. Киляр, музыка к кинофильму «Пианист», А. Айги, музыка к кинофильму «Страна глухих» («Одиночество»); польские песни времен Второй мировой войны: А. Ковальски «Лагерная молитва», Я. Марковски «Марш Мокотова», З. Прейснер «Варшавская календа», исполнение в сопровождении гитары песни А. Городницкого «По Освенциму ветер гуляет...». Видеоматериалы: фрагменты из художественно-публицистического сериала «Россия в войне. Кровь на снегу», М. Ромм «Обыкновенный фашизм», «Аuschwitz Wspomnienia № 1327», «Власов. Дважды проклятый генерал». Так же на экран проецируются фотографии, сделанные учащимися в Освенциме. Авторы стихотворений: Д. Самойлов, Ю. Друнина, Е. Евтушенко, Л. Озеров, Ю. Мориц, В. Шимборская, Ч. Милош, В. Каня, Х. Гури, С. Добровольски, М. Езерский. Продолжительность 20 минут.
Приложение ИСТОРИЯ ХОЛОКОСТА Хронологическая таблица Апрель 1940 г. - Рейхсфюрер СС Г. Гиммлер издал приказ о создании концлагеря в Освенциме. 1 марта 1941 г. - Г. Гиммлер посетил Освенцим и отдал приказ о строительстве лагеря в Биркенау (Аушвиц-2). Март 1941 г. - Гитлер отдал устный приказ о переходе к «окончательному решению» еврейского вопроса путем физического уничтожения евреев. 22 июня 1941 г. - После нападения Германии на Советский Союз и захвата в плен сотен тысяч красноармейцев у нацистов появилась возможность значительно увеличить численность заключенных. Конец 1941 г. - В лагерь стали прибывать советские военнопленные пешим маршем из расположенного поблизости лагеря военнопленных в Ламсдорфе. Три тысячи пленных сразу были умерщвлены, а из оставшихся 12 тыс., большинство вскоре скончались от истощения и изнурения. Февраль 1942 г. – В Освенциме в живых осталось менее 1 тыс. советских военнопленных. 15 февраля 1942 г. - Гитлеровцы осуществили депортацию в Освенцим первой группы евреев, которых уничтожили газом «циклон Б». 20 марта 1942 г. - Начали работать газовые камеры Освенцима-Биркенау. Первыми их жертвами стали польские евреи из Верхней Силезии. 4 июля 1942 г. - Нацисты провели первую селекцию на перроне по прибытии в Освенцим. В поезде находились и евреи из Словакии. 7 июля 1942 г. - Гиммлер дал разрешение ставить в Освенциме медицинские опыты на заключенных. 15-16 июля 1942 г. - В Освенцим прибыл первый поезд с голландскими евреями. 16-18 июля 1942 г. - Французская полиция арестовала в Париже 13 тыс. евреев, «не имеющих гражданства». 9 тыс. из них (включая 4 тыс. детей) были отправлены в Освенцим. 26 ноября 1942 г. - Нацисты депортировали в Освенцим норвежских евреев. 17 декабря 1942 г. - Союзники по антигитлеровской коалиции сделали заявление: лица, виновные в уничтожении евреев, понесут наказания после войны. 26 февраля 1943 г. - В Освенцим прибыл первый поезд с цыганами. Их поместили в специальный цыганский лагерь. 22 марта - 25 июня 1943 г. - В Освенциме-Биркенау завершилось строительство четырех крематориев с газовыми камерами. 19 марта 1944 г. - Гитлеровские войска оккупировали Венгрию. Началась депортация венгерских евреев в Освенцим. 2 августа 1944 г. - Нацисты ликвидировали цыганский семейный лагерь в Освенциме. 2897 человек были умерщвлены газом в течение одной ночи. Ноябрь 1944 г. - В Освенциме нацисты прекратили применение в газовых камерах отравляющего газа «циклон Б». 7 - 18 января 1945 г. - Гитлеровцы начали принудительную эвакуацию узников из Освенцима. Заключенных под охраной СС заставляли идти пешком в Германию. «Марши смерти». 27 января 1945 г. - Части Красной Армии освободили Освенцим. Темы к написанию эссе, сочинений, рефератов, посвященных Международному дню памяти жертв Холокоста
Евреи не должны иметь права жить среди нас. Евреи не должны иметь право жить». (Рауль Хильберг, историк Холокоста).
* * * ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ |
Программа работы по сенсорике Окатова Светлана Сергеевна Младший школьный возраст детей с умственной отсталостью – важнейший период формирования жизненного ресурса детей, этап становления... | Методические рекомендации: Выпускной вечер последний школьный праздник... Цель: организованное проведение торжественного мероприятия, посвященного окончанию учащимися общеобразовательного учреждения и вручения... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Одним из ключевых направлений развития общего образования является здоровье школьников. Именно в школьный период формируется здоровье... | Курсовая работа по возрастной психологии Далее следовал возраст вступления в брак – до 30 лет; возраст выполнения общественных обязанностей – до 40 лет; возраст познания... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Школьные годы – важнейший период жизни человека. Это период интенсивного роста и совершенствования организма, развития высшей нервной... | Конкурс «Формула успеха» 23 человека (педагоги). Окружной уровень:... ... | ||
Цель сайта: помочь определить свои жизненные позиции, чтобы активно влиять на свою жизнь… Последствия увеличения страхового риска в течение срока действия договора страхования 11 | Физика как важнейший источник знаний об окружающем мире В-третьих, физика вносит существенный вклад в развитие духовного облика человека, формирует его мировоззрение, учит ориентироваться... | ||
Рабочая программа (внеурочная деятельность, художественно-эстетическое... Младший школьный возраст время, когда закладываются основы духовности личности благодаря эмоциональности восприятия ребенком окружающего... | Рабочая программа дисциплины «возрастная психология» Цель: сформировать представление о категориях «развитие» и «возраст», дать представление о физиологическом и психическом развитии... | ||
Доклад муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя... Знакомство с отчетом позволит каждому получить интересующую информацию и осознать свою роль в развитии школы, получив основание для... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Из этого желтого золота сможешь сделать сосуды для еды и питья. И тем продлишь свою жизнь. Продлив же свою жизнь, сподобишься увидеть... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические... | Экологическое воспитание младших школьников через интегрированные уроки Жизнь человека напрямую зависит от жизни природы, поэтому, охраняя ее, человек, прежде всего, охраняет свою жизнь. Человек – неотъемлемая... | ||
Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения И перспективы личностного и познавательного развития [6: 3]. Младший школьный возраст – это период формирования центральных психологических... | Особенности подросткового возраста Подростковый возраст – сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка. Подростковым принято считать период от 11-12 до 15-16... |