Рабочая программа дисциплины «возрастная психология»





НазваниеРабочая программа дисциплины «возрастная психология»
страница1/4
Дата публикации23.12.2014
Размер0.51 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт социальных технологий

Кафедра общей психологии
УТВЕРЖДЕНО

На заседании учебно-методической

комиссии института

«___» ___________20__г.

Протокол №___

Председатель УМК

Берговина М.Л. ____ Фамилия И.О., подпись


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Направление подготовки (Специальность)

020400.62 Биология
Квалификация (степень) выпускника

бакалавр
Форма обучения

Очная
Блок дисциплин (Б1.ДВ2 – дисциплина по выбору базового цикла)

Семестр 3

Всего учебных занятий – 108 часов, 3 зачетных единицы.

В том числе:

Аудиторные - 54 часа, 1.5 зачетных единицы, из них:

Лекции - 18 часов, __0.5___зачетных единицы;

Практические занятия - 36 часов, __1__зачетная единица;

Лабораторные занятия - 0 часов, _____зачетных единиц;

Самостоятельная работа – 49 часов, 1.5 зачетных единиц;

КСР – 5 час.

Форма текущего контроля – контрольная работа;

Промежуточный контроль – зачет.
Сыктывкар 2013

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт социальных технологий

Кафедра общей психологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
«ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»


Направление подготовки (Специальность)

020400.62 Биология

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр
Форма обучения

очная

Сыктывкар 2013
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ



Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО и

учебного плана направления 020400.62 «Биология»

Составитель (ли) (или автор) рабочей программы «Возрастная психология»
Канд. биол. наук., доцент Ветошева Валентина Ивановна.

подпись
*Сведения о рецензентах:
Должность, учёное звание____________________________________________ Ф.И.О

подпись
Должность, учёное звание____________________________________________ Ф.И.О

подпись
Рабочая программа рассмотрена и одобрена

На заседании кафедры общей психологии

Протокол заседания №__ от «___»___________20… г.

Заведующий кафедрой

К.психол.н., доцент Разина Татьяна Валерьевна.

подпись
Для дисциплин, читаемых на других факультетах:

Согласовано:

Председатель учебно-методической комиссии факультета ………………….

Звание………….__________(Ф.И.О.)

подпись

Для дисциплин блоков ЕН, ГСЭ:

Декан-эксперт соответствующего блока

Звание………….__________(Ф.И.О.)

подпись

*Примечание: рекомендуется указать не менее двух рецензентов,

один из которых - внешний;


Содержание
1. Цель и задачи освоения учебной дисциплины

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Календарно-тематический план

4.2. Содержание курса лекций

5. Образовательные технологии

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,

Промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

6.1 Самостоятельная работа

6.2 Примерные темы практических занятий

6.3 Примерный перечень вопросов для подготовки к контрольной работе

6.4. Бально-рейтинговая система

6.6 Перечень примерных вопросов к зачету.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

9. Приложение


  1. Цель дисциплины:


Цели дисциплины, соотнесенные с ООП ВПО:
Цель: сформировать представление о категориях «развитие» и «возраст», дать представление о физиологическом и психическом развитии человека в процессе онтогенеза.

Задачи:

- Дать знания студентам о специфике психологической сущности различных возрастов.

- Сформировать основные понятия и категории возрастной психологии.

- Ознакомить студентов теоретически и практически с основными психологическими закономерностями периодов: Пренатального, Младенческого, Раннего детства, Дошкольного детства, Младшего школьного возраста, Подросткового возраста, Юности.

Реализация данных целей и задач позволит выпускнику подготовиться к таким видам профессиональной деятельности как педагогическая и организационно-управленческая.
2. Место в структуре ООП по направлению «Психология»
Направление подготовки 020400.62 Биология, квалификация (степень) «бакалавр».


  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата


Дисциплина относится к циклу Б1.ДВ2 (дисциплина по выбору базового цикла), изучается в 3-ем семестре.

Данная учебная дисциплина должна опираться на знания и навыки, полученные в курсе общая психология и возрастная физиология.

Данный учебный курс позволяет студентам познакомиться с основными закономерностями процесса развития в ходе онтогенеза. Позволяет с позиций научного мышления проанализировать и интерпретировать факты роста и развития ребенка, которые студенты наблюдают в обыденной жизни, объяснить и учесть возрастные особенности окружающих в их поведении и психике.

Впоследствии знания, умения и навыки, полученные в курсе, могут использоваться при прохождении педагогической практики и при воспитании своих детей.



  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.


ОК-4 Использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики


  1. В результате освоения дисциплины обучаемый должен:


Знать: предмет, цели, задачи дисциплины. Основные методы возрастной психологии и специфику их использования в различных возрастах. Основные детерминанты психического развития (наследственность, среда, собственная активность). Роль и соотношение обучения и развития в процессе жизни человека, основные детерминанты развития и их понимание отечественными учеными. Основные формы психического развития ребенка внутриутробно. Основные закономерности и новообразования младенческого возраста. Основные закономерности и новообразования возраста раннего детства. Основные закономерности и новообразования дошкольного возраста. Основные закономерности и новообразования младшего школьного возраста.

Основные закономерности и новообразования подросткового возраста. Основные закономерности и новообразования юношеского возраста. Специфику зрелого и пожилого возраста.
Уметь: дифференцировать предметную область исследований возрастной психологии. Дать рекомендации практического характера женщинам, ожидающим ребенка по грамотному психологическому самонастрою и взаимодействию с плодом. Определять нормальное и отклоняющееся развитие ребенка в возрасте от 1 до 3 лет в соответствии с возрастными нормами, провести исследование психического развития. Определять нормальное и отклоняющееся развитие ребенка в возрасте от 3 до 7 лет в соответствии с возрастными нормами, провести исследование психического развития ребенка и определить готовность ребенка подготовительной группы к обучению в школе. Определять нормальное и отклоняющееся развитие ребенка в возрасте от 7 до 12-14 лет в соответствии с возрастными нормами, провести наблюдение за психическим развитием. Определять нормальное и отклоняющееся развитие подростка в возрасте от 10-12 до 14-16 лет в соответствии с возрастными нормами, провести исследование психического развития. Определять нормальное и отклоняющееся развитие юноши в возрасте от 14-16 до 20-25 лет в соответствии с возрастными нормами, провести исследование психического развития.
Владеть: общими представлениями о возрастной психологии. Уметь организовать и провести исследования в рамках возрастной психологии, а также овладеть системой методов диагностики и системой критериев определяющих степень и темпы возрастного развития. Владеть приемами определения готовности 7-летних детей к обучению. Сформировать осознанное материнство.


4. Структура и содержание дисциплины:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часов. На самостоятельную работу 1.5 зачетных единицы, 49 часов.

4.1 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН






Наименование разделов, тем

Количество часов по учебному плану

Макс-я нагрузка студентов (часов)

Аудиторная нагрузка

Самостоя-тельная работа

В том числе

Формы текущего контроля по теме, разделу

Лекции

Семинар

Практич.

Лабор.

1.

Введение в психологию развития






















1.1.

Предмет и задачи

11

Контрольные вопросы

ОК-1,4,14

ПК-6

2




2




6

1.2.

Методы

17

2




8




6

2.

Теории возрастной психологии и психологии развития






















2.1.

Проблема детерминант психического развития ребенка условий и движущих сил в зарубежной психологии

18

Тест №1

Тест №2

ПК-9, 15,20

4




6




7

2.2.

Движущие силы психического развития ребенка в отечественной психологии Соотношения обучения и развития.

17

Контрольные вопросы

ПК-5,9, 15,16,20

5




5




6

2.3.

Проблема возраста. Периодизации развития в онтогенезе. Кризисы в развитии.

17

Контрольные вопросы

ОК-4,

ПК-1,9,15,20

5




5




6

3

Экзамен

36



















4.

Психологическое содержание возрастов






















4.1

Пренатальное развитие

9

Контрольные вопросы по фильму

ПК-1,5,20

2




1




6

4.2

Младенческий возраст

11

2




1

2

5

4.3

Ранний возраст

14

Контрольные вопросы

ПК-1,5,6,9,20

2




2

2

8

4.4

Дошкольный возраст

15

2




2

2

8

4.5

Младший школьный возраст

15

Контрольные вопросы

ПК-1,5,6,9,16, 18,20

2




2

2

8

4.6

Подростковый возраст

14

Контрольные вопросы

ПК-1,5,6,9,15, 16, 18,20

2




2

2

8

4.7

Юношеский возраст

15

Контрольные вопросы

ПК-1,5,6,9, 18,20

2




2

2

8

4.8

Период взрослости

13

1




2

2

8

4.9

Психология зрелых возрастов

14

Контрольные вопросы

ПК-1,5,6,9, 18,20

1




2

2

8

4.10

Психология старения, старение и старость.

15

Контрольные вопросы

ПК-1,5,6,9, 18,20

2




2

2

8

5

Экзамен

27






















Всего:

288 час

11 час

36 час




54 час

18 час

106 час


Промежуточный контроль: отчеты по практике, контрольная работа.

Итоговый контроль: зачет.
4.2 Содержание курса лекций.

1. Введение в предмет. Связь с другими науками.

2. Методы, используемые в возрастной психологии. Методы организации исследования в возрастной психологии.

3. Соотношение наследственности и среды.

4. Пренатальное развитие детей. Периоды пренатального развития. Триместры.

5. Новорожденный. Шкала Апгар. Приспособление к новым условиям.

6. Физическое, когнитивное, языковое и психосоциальное развитие ребенка в первые два года жизни. Новообразования этого возрастного возраста.

7. Физическое, когнитивное, языковое и психосоциальное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Готовность к школе детей подготовительной группы детского дошкольного возраста.

8. Физическое, когнитивное, языковое и психосоциальное развитие ребенка в младшем школьном возрасте. Новообразования детей младшего школьного возраста.

9. Физическое, когнитивное, языковое и психосоциальное развитие ребенка в подростковом возрасте. Новообразования подросткового возраста.

10. Стили родительского воспитания.

11. Особенности юношеского возраста. Психосоциальное развитие.

12. Ранняя, средняя и поздняя взрослость. Специфика каждого периода.


  1. Образовательные технологии


В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030300 – Психология реализация компетентностного подхода с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием дисциплины и составляет 5%.

В учебном процессе процент аудиторных занятий определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП и составляет 50 %.

Занятия лекционного типа составляют 25 %.

Практические и семинарские занятия – 25 %.

В учебном процессе используются следующие образовательные технологии:

Лекции,

Семинар-конференция,

Семинар-дискуссия,

Практические работы на базе детского сада и общеобразовательной школы.

Метод кейсов.

Мини-исследования.
Занятия лекционного типа 30 % аудиторных занятий,

Занятия, проводимые в интерактивных формах 60 % аудиторных занятий.

6.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов и оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

6.1 Самостоятельная работа.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
1. Темы рефератов, докладов и практических заданий. Рекомендуемая литература.
1. Тема «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе».
а) подобрать тесты для выявления готовности ребенка к обучению в школе.

б) провести тестирование на готовность детей к школе на базе детского сада.

в) обработать и представить полученные данные и обсудить результаты с психологом детского сада.
Литература


  1. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А.Венгера, В.В.Холмовской. М., 1978.

  2. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. трудов. /Под ред. Д. Б.Эльконина, Л. А.Венгера. М., 1981.

  3. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1959.

  4. Карпов Ю. В. О диагностике стадий интеллектуального развития ребенка // Вестн. МГУ. Сер. 14 "Психология". 1985. № 1. С. 7-13.

  5. Кеэс П. Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей // Вопросы психологии. 1983. № 6. С. 43-49.

6) Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М.: Просвещение. 1968. – С. 207-246.
2.Тема «Практические приемы развития мышления и воображения в детском возрасте». (3-7 лет).

  1. Подготовить доклад в котором обосновывается необходимость интеллектуального развития ребенка и основные принципы (10-15 мин.).

  2. Подготовить игровой дидактический материал.

  3. Рассказать о теоретических основах и психологических механизмах воздействия и провести игры.


Литература:


  1. Е.В.Заика Комплекс игр для развития воображения. / Вопр.псих. 1993, №2, стр.54.

  2. Е.В.Заика Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся / Вопр. психол. 1990. № 6. С. 86 — 92.

  3. Н.Н.Палагина Развитие воображения ребенка в русской народной педагогике / Вопр.псих. №6, 1989.



3. Тема «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка».

Проанализируйте статью Л.С.Выготского “Игра и ее роль в психическом развитии ребенка” (Вопр.психол. 1966., №6. С. 62 – 76) и ответьте на вопросы:

  1. Какое значимое психологическое событие происходит в развитии психики ребенка в игровой деятельности.

  2. Может ли это событие произойти в другой деятельности. Если да, то в какой и за счет чего.

  3. Если из детства исключена игра, какие последствия это имеет для последующего личностного развития человека.




  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «возрастная психология» iconРабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных...
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для...
Рабочая программа дисциплины «возрастная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психология развития и возрастная...
Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная...
Рабочая программа дисциплины «возрастная психология» iconИли задание текущей аттестационной работы
...
Рабочая программа дисциплины «возрастная психология» iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор...
«Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная...
Рабочая программа дисциплины «возрастная психология» iconИли задание текущей аттестационной работы
«Анатомия и возрастная физиология», «Общая психология», «Возрастная психология», «Специальная педагогика и психология», «Психолого-педагогическое...
Рабочая программа дисциплины «возрастная психология» iconIii требования к результатам освоения дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина является продолжением изучения дисциплин общепрофессионального цикла: «Введение...
Рабочая программа дисциплины «возрастная психология» iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) опд. Ф. 01. Возрастная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины «возрастная психология» iconРоссийской федерации
«Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности», «Дифференциальная...
Рабочая программа дисциплины «возрастная психология» iconУчебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс...
В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л. С. Выготским,...
Рабочая программа дисциплины «возрастная психология» iconПрограмма дисциплины «Психология развития возрастная психология»
«Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Калининграде
Рабочая программа дисциплины «возрастная психология» iconПрограмма дисциплины Психология развития и возрастная психологии...

Рабочая программа дисциплины «возрастная психология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Психология развития и возрастная психология», «Патопсихология», «Клиническая психология», «Психологическое консультирование», «Клинико-психологическое...
Рабочая программа дисциплины «возрастная психология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Общая психология, Возрастная и педагогическая психология, Социальная психология, Педагогика, Практика речи, Практическая грамматика,...
Рабочая программа дисциплины «возрастная психология» iconПрограмма учебной дисциплины «Психодиагностика» для специальности...
Изучается на специальности «Педагогика – психология» на дневном отделении в 6 и 7 семестрах, на заочном отделении – в 5, 6, 7 семестрах....
Рабочая программа дисциплины «возрастная психология» iconЦели и задачи курса
Требования к минимуму содержания и уровню подготовки по дисциплине “Психология развития и возрастная психология ”
Рабочая программа дисциплины «возрастная психология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Общая психология», «Возрастная психология» и «Детская психология», являясь их логическим продолжением, позволяющим углубить и расширить...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск