Скачать 0.51 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Институт социальных технологий Кафедра общей психологии УТВЕРЖДЕНО На заседании учебно-методической комиссии института «___» ___________20__г. Протокол №___ Председатель УМК Берговина М.Л. ____ Фамилия И.О., подпись РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» Направление подготовки (Специальность) 020400.62 Биология Квалификация (степень) выпускника бакалавр Форма обучения Очная Блок дисциплин (Б1.ДВ2 – дисциплина по выбору базового цикла) Семестр 3 Всего учебных занятий – 108 часов, 3 зачетных единицы. В том числе: Аудиторные - 54 часа, 1.5 зачетных единицы, из них: Лекции - 18 часов, __0.5___зачетных единицы; Практические занятия - 36 часов, __1__зачетная единица; Лабораторные занятия - 0 часов, _____зачетных единиц; Самостоятельная работа – 49 часов, 1.5 зачетных единиц; КСР – 5 час. Форма текущего контроля – контрольная работа; Промежуточный контроль – зачет. Сыктывкар 2013 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Институт социальных технологий Кафедра общей психологии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» Направление подготовки (Специальность) 020400.62 Биология Квалификация (степень) выпускника бакалавр Форма обучения очная Сыктывкар 2013 ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО и учебного плана направления 020400.62 «Биология» Составитель (ли) (или автор) рабочей программы «Возрастная психология» Канд. биол. наук., доцент Ветошева Валентина Ивановна. подпись *Сведения о рецензентах: Должность, учёное звание____________________________________________ Ф.И.О подпись Должность, учёное звание____________________________________________ Ф.И.О подпись Рабочая программа рассмотрена и одобрена На заседании кафедры общей психологии Протокол заседания №__ от «___»___________20… г. Заведующий кафедрой К.психол.н., доцент Разина Татьяна Валерьевна. подпись Для дисциплин, читаемых на других факультетах: Согласовано: Председатель учебно-методической комиссии факультета …………………. Звание………….__________(Ф.И.О.) подпись Для дисциплин блоков ЕН, ГСЭ: Декан-эксперт соответствующего блока Звание………….__________(Ф.И.О.) подпись *Примечание: рекомендуется указать не менее двух рецензентов, один из которых - внешний; Содержание 1. Цель и задачи освоения учебной дисциплины 2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. 4. Структура и содержание дисциплины 4.1. Календарно-тематический план 4.2. Содержание курса лекций 5. Образовательные технологии 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, Промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 6.1 Самостоятельная работа 6.2 Примерные темы практических занятий 6.3 Примерный перечень вопросов для подготовки к контрольной работе 6.4. Бально-рейтинговая система 6.6 Перечень примерных вопросов к зачету. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины 9. Приложение
Цели дисциплины, соотнесенные с ООП ВПО: Цель: сформировать представление о категориях «развитие» и «возраст», дать представление о физиологическом и психическом развитии человека в процессе онтогенеза. Задачи: - Дать знания студентам о специфике психологической сущности различных возрастов. - Сформировать основные понятия и категории возрастной психологии. - Ознакомить студентов теоретически и практически с основными психологическими закономерностями периодов: Пренатального, Младенческого, Раннего детства, Дошкольного детства, Младшего школьного возраста, Подросткового возраста, Юности. Реализация данных целей и задач позволит выпускнику подготовиться к таким видам профессиональной деятельности как педагогическая и организационно-управленческая. 2. Место в структуре ООП по направлению «Психология» Направление подготовки 020400.62 Биология, квалификация (степень) «бакалавр».
Дисциплина относится к циклу Б1.ДВ2 (дисциплина по выбору базового цикла), изучается в 3-ем семестре. Данная учебная дисциплина должна опираться на знания и навыки, полученные в курсе общая психология и возрастная физиология. Данный учебный курс позволяет студентам познакомиться с основными закономерностями процесса развития в ходе онтогенеза. Позволяет с позиций научного мышления проанализировать и интерпретировать факты роста и развития ребенка, которые студенты наблюдают в обыденной жизни, объяснить и учесть возрастные особенности окружающих в их поведении и психике. Впоследствии знания, умения и навыки, полученные в курсе, могут использоваться при прохождении педагогической практики и при воспитании своих детей.
ОК-4 Использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики
Знать: предмет, цели, задачи дисциплины. Основные методы возрастной психологии и специфику их использования в различных возрастах. Основные детерминанты психического развития (наследственность, среда, собственная активность). Роль и соотношение обучения и развития в процессе жизни человека, основные детерминанты развития и их понимание отечественными учеными. Основные формы психического развития ребенка внутриутробно. Основные закономерности и новообразования младенческого возраста. Основные закономерности и новообразования возраста раннего детства. Основные закономерности и новообразования дошкольного возраста. Основные закономерности и новообразования младшего школьного возраста. Основные закономерности и новообразования подросткового возраста. Основные закономерности и новообразования юношеского возраста. Специфику зрелого и пожилого возраста. Уметь: дифференцировать предметную область исследований возрастной психологии. Дать рекомендации практического характера женщинам, ожидающим ребенка по грамотному психологическому самонастрою и взаимодействию с плодом. Определять нормальное и отклоняющееся развитие ребенка в возрасте от 1 до 3 лет в соответствии с возрастными нормами, провести исследование психического развития. Определять нормальное и отклоняющееся развитие ребенка в возрасте от 3 до 7 лет в соответствии с возрастными нормами, провести исследование психического развития ребенка и определить готовность ребенка подготовительной группы к обучению в школе. Определять нормальное и отклоняющееся развитие ребенка в возрасте от 7 до 12-14 лет в соответствии с возрастными нормами, провести наблюдение за психическим развитием. Определять нормальное и отклоняющееся развитие подростка в возрасте от 10-12 до 14-16 лет в соответствии с возрастными нормами, провести исследование психического развития. Определять нормальное и отклоняющееся развитие юноши в возрасте от 14-16 до 20-25 лет в соответствии с возрастными нормами, провести исследование психического развития. Владеть: общими представлениями о возрастной психологии. Уметь организовать и провести исследования в рамках возрастной психологии, а также овладеть системой методов диагностики и системой критериев определяющих степень и темпы возрастного развития. Владеть приемами определения готовности 7-летних детей к обучению. Сформировать осознанное материнство. 4. Структура и содержание дисциплины: Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часов. На самостоятельную работу 1.5 зачетных единицы, 49 часов. 4.1 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Промежуточный контроль: отчеты по практике, контрольная работа. Итоговый контроль: зачет. 4.2 Содержание курса лекций. 1. Введение в предмет. Связь с другими науками. 2. Методы, используемые в возрастной психологии. Методы организации исследования в возрастной психологии. 3. Соотношение наследственности и среды. 4. Пренатальное развитие детей. Периоды пренатального развития. Триместры. 5. Новорожденный. Шкала Апгар. Приспособление к новым условиям. 6. Физическое, когнитивное, языковое и психосоциальное развитие ребенка в первые два года жизни. Новообразования этого возрастного возраста. 7. Физическое, когнитивное, языковое и психосоциальное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Готовность к школе детей подготовительной группы детского дошкольного возраста. 8. Физическое, когнитивное, языковое и психосоциальное развитие ребенка в младшем школьном возрасте. Новообразования детей младшего школьного возраста. 9. Физическое, когнитивное, языковое и психосоциальное развитие ребенка в подростковом возрасте. Новообразования подросткового возраста. 10. Стили родительского воспитания. 11. Особенности юношеского возраста. Психосоциальное развитие. 12. Ранняя, средняя и поздняя взрослость. Специфика каждого периода.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030300 – Психология реализация компетентностного подхода с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием дисциплины и составляет 5%. В учебном процессе процент аудиторных занятий определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП и составляет 50 %. Занятия лекционного типа составляют 25 %. Практические и семинарские занятия – 25 %. В учебном процессе используются следующие образовательные технологии: Лекции, Семинар-конференция, Семинар-дискуссия, Практические работы на базе детского сада и общеобразовательной школы. Метод кейсов. Мини-исследования. Занятия лекционного типа 30 % аудиторных занятий, Занятия, проводимые в интерактивных формах 60 % аудиторных занятий. 6.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов и оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. 6.1 Самостоятельная работа. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 1. Темы рефератов, докладов и практических заданий. Рекомендуемая литература. 1. Тема «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе». а) подобрать тесты для выявления готовности ребенка к обучению в школе. б) провести тестирование на готовность детей к школе на базе детского сада. в) обработать и представить полученные данные и обсудить результаты с психологом детского сада. Литература
6) Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М.: Просвещение. 1968. – С. 207-246. 2.Тема «Практические приемы развития мышления и воображения в детском возрасте». (3-7 лет).
Литература:
3. Тема «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка». Проанализируйте статью Л.С.Выготского “Игра и ее роль в психическом развитии ребенка” (Вопр.психол. 1966., №6. С. 62 – 76) и ответьте на вопросы:
|
Рабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных... Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для... | Учебно-методический комплекс дисциплины «психология развития и возрастная... Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная... | ||
Или задание текущей аттестационной работы ... | Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор... «Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная... | ||
Или задание текущей аттестационной работы «Анатомия и возрастная физиология», «Общая психология», «Возрастная психология», «Специальная педагогика и психология», «Психолого-педагогическое... | Iii требования к результатам освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина является продолжением изучения дисциплин общепрофессионального цикла: «Введение... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) опд. Ф. 01. Возрастная... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Российской федерации «Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности», «Дифференциальная... | ||
Учебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс... В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л. С. Выготским,... | Программа дисциплины «Психология развития возрастная психология» «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Калининграде | ||
Программа дисциплины Психология развития и возрастная психологии... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Психология развития и возрастная психология», «Патопсихология», «Клиническая психология», «Психологическое консультирование», «Клинико-психологическое... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Общая психология, Возрастная и педагогическая психология, Социальная психология, Педагогика, Практика речи, Практическая грамматика,... | Программа учебной дисциплины «Психодиагностика» для специальности... Изучается на специальности «Педагогика – психология» на дневном отделении в 6 и 7 семестрах, на заочном отделении – в 5, 6, 7 семестрах.... | ||
Цели и задачи курса Требования к минимуму содержания и уровню подготовки по дисциплине “Психология развития и возрастная психология ” | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Общая психология», «Возрастная психология» и «Детская психология», являясь их логическим продолжением, позволяющим углубить и расширить... |