Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) опд. Ф. 01. Возрастная психология и психология развития





Скачать 228.2 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины (модуля) опд. Ф. 01. Возрастная психология и психология развития
Дата публикации01.05.2015
Размер228.2 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

Утверждаю

________________________

декан факультета/

директор института

«___» ___________ 20__ года

рабочая Программа учебной дисциплины (модуля)

ОПД.Ф.01. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ


Трудоемкость (в зачетных единицах) 1,7

Направление подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль: логопедия

Квалификация (степень) выпускник - бакалавр
1. Цели и задачи дисциплины (модуля)

Цель дисциплины - раскрыть определяющие закономерности психического развития в его связи с воспитанием и обучением, дать понимание важнейших этапов психического развития, возрастных и индивидуальных особенностей психики человека; вооружить студентов знаниями возрастных психических особенностей основных периодов онтогенеза человека.

Задачи:

1. Формирование ориентировки в особенностях психического развития не только ребенка, но и взрослого человека.

2. Понимание студентами специфики детского возраста и его места в общем развитии личности человека.

3. Задать общетеоретические координаты психологии развития.

4. Формирование умений строить обучение и воспитание в связи с требованиями стадий психического развития ребенка.

5. Помочь осознанию студентами важности пренатального развития человека.

6. Формирование у студентов бережного и чуткого отношения к людям старческого возраста.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: знание современных направлений возрастной психологии и психологии развития; знание подходов к рассмотрению проблемы развития в различных зарубежных и отечественных психологических теориях; итогов теоретического и экспериментального анализа; знание конфликтов, задач развития на каждой возрастной стадии, умение рассматривать её одновременно и как самостоятельный период науки, и как фаза перехода в непрерывном движении человека по жизненному пути; знать феноменологию развития личности и знание современных представлений о содержании основных категорий.

Уметь: умение видеть развитие человека в перспективе жизненного пути, образованного взаимодействием физического, психического и социального; умение применять теоретические знания в педагогической практике, видеть уровень психического развития ребенка, его особенности, находить оптимальные условия для формирования у него устойчивых свойств личности.

3. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет 1 зачетную единицу и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

2

Общая трудоемкость дисциплины

64

64

Аудиторные занятия

36

36

Лекции

18

18

Практические занятия

18

18

Семинары







Лабораторные работы







И (или) другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа

28

28

Курсовой проект (работа)







Расчетно-графические работы







Реферат

+

+

И (или) другие виды самостоятельной работы







Виды итогового контроля (зачет, экзамен)

Зачет - 2


4. Содержание учебной дисциплины (модуля)

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий



Разделы дисциплины

Лекции

ПЗ и С

СРС Компт.

1.

Общие вопросы возрастной психологии









1.1.

Предмет и задачи возрастной психологии. Методы возрастной психологии

2

2

2 ОК-1,

ОК-3,

ПК-5,

ПК-9

1.2.

Феноменология развития личности. Закономерности и динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе

2

2

2 ОК-1,

ОК-3,

ПК-5,

ПК-9

1.3.

Теории психического развития человека

2

2

4

2.

Особенности психического развития на разных этапах онтогенеза










2.1.


Психология раннего детства

2

2

4 ОК-1,

ОК-3,

ПК-5,

ПК-9


2.2.


Психология детства

2

2

4 ОК-1,

ОК-3,

ПК-5,

ПК-9


2.3.


Психология отрочества

2

2

4 ОК-1,

ОК-3,

ПК-5,

ПК-9


2.4.


Психология юности

2

2

4 ОК-1,

ОК-3,

ПК-5,

ПК-9


2.5.


Психология зрелого возраста

2

2

2 ОК-1,

ОК-3,

ПК-5,

ПК-9


2.6.


Психология периода старения

2

2

2 ОК-1,

ОК-3,

ПК-5,

ПК-9




Итого:

18

18

28

4.2. Содержание разделов дисциплины (модуля)

Раздел 1. Общие вопросы дисциплины.

Тема 1. Предмет и задачи возрастной психологии.

Предмет и задачи исследования возрастной психологии. Краткий исторический очерк развития возрастной психологии. Основные аспекты рассмотрения развития психики человека, основные категории возрастной психологии: развитие психики, психол. возраст, периодизация. Разделы возрастной психологии.

Методологические основы психологического исследования и их реализация в возрастной психологии. Единство методологии, методов и методик исследования. Источник методов, используемых в возрастной психологии. Методы организации исследования. Эмпирические методы исследования. Методы обработки данных. Методы интерпретации данных.

Тема 2. Феноменология развития личности. Основные закономерности и динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе.

Понятие «движущие силы психического развития», «факторы психического развития». Основные закономерности психического развития. Взаимосвязь развития и обучения, подход к проблеме соотношения обучения и развития, понятие «развивающее обучение». Взаимосвязь развития и деятельности, понятие «ведущий вид деятельности». Роль общения в процессе формирования психики, особенности общения с взрослыми и со сверстниками. Социальная ситуация развития и ее роль в процессе становления психики. Детство как социокультурный феномен, особенности становления различных сфер психики в разных общественных и исторических условиях.

Тема 3. Теории психического развития человека. Периодизация психического развития.

Биогенетические теории психического развития (Э.Геккель, Ст.Холл). Подход к проблеме психического развития детей различных психологических школах. Психоаналитическая теория психического развития (З.Фрейд, А.Фрейд, М.Кляйн). Эпигенетическая концепция психического развития Э.Эриксона. Теории социального научения (Э.Торндайк, Б.Скиннер, А.Бандура). Проблема развития в гештальт-психологии (М.Вертгеймер, К.Коффка). Теории интеллектуального развития (Ж.Пиаже, Дж.Брунер). Теория развития морального сознания (Л.Колберг). Проблема возраста в работах Л.С.Выготского. Гипотеза о периодичности процессов психического развития (Д.Б.Эльконин). Проблемы психического развития в работах А.Н.Леонтьева, В.В.Давыдова. Теории психического развития А.В.Петровского, В.И.Слободжикова.

Раздел 2. Особенности психического развития на разных этапах онтогенеза.

Тема 1. Психология раннего возраста.

Роль прентального периода в психическом развитии младенца. Социальная ситуация развития новорожденного. Основные новообразования периода новорожденности. Социальная ситуация развития младенца. Ведущий вид деятельности ребенка 1 года жизни. Основные линии развития психики младенца. Кризис 1года жизни. Социальная ситуация развития ребенка раннего возраста, ведущий вид деятельности. Основные достижения в развитии психики ребенка раннего возраста. Кризис 3-х лет.

Тема 2. Психология детства.

Социальная ситуация развития в период дошкольного детства. Ведущий вид деятельности дошкольника. Основные линии развития психики дошкольника. Кризис 7 лет. Проблема психологической готовности ребенка к школе. Социальная ситуация развития в период младшего школьного возраста. Ведущий вид деятельности младшего школьника. Основные новообразования психики в период младшего школьного возраста. Кризис 11-13 лет.

Тема 3. Психология отрочества.

Физиологическая характеристика подросткового возраста. Половое развитие и его взаимосвязь с психическим развитием. Особенности личности подростка. Общение со сверстниками и взрослыми в период отрочества. Основные психологические новообразования. Становление интеллектуальной сферы. Акцентуация характера и нарушение поведения в подростковый период. Психология «трудного подростка».

Тема 4. Психология юности.

Психологическая и физиологическая характеристика ранней юности. Развитие личности в юношеском возрасте. Когнитивное развитие.

Тема 5. Психология зрелого возраста

Психологическая характеристика периода взрослости. Создание семьи как одна из основных задач периода ранней взрослости. Психологическое содержание кризиса 30 лет, его разрешение. Психологическое содержание кризиса середины жизни. Профессиональная деятельность в период взрослости.

Тема 6. Психология периода старения.

Психологическая характеристика периода старения. Типология старых людей. Кризис связанный с выходом на пенсию. Завершение полного жизненного цикла.

5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.

6. Учебно- методическое обеспечение дисциплины

  1. Рекомендуемая литература

а) основная литература:

1 Кулагина, И. В. Возрастная психология / И. В. Кулагина, В. Н. Колюцкий . – М. : Юрайт, 2002. – 464 с.

2 Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития / В. С. Мухина. –М. : Академия, 2007. – 638 с.

3 Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития / В. С. Мухина. М. : Академия, 2007. – 638 с.

4 Немов, Р. С. Психология : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 4 кн. Кн.1. Психология / Р. С. Немов. – М. : Владос, 2001. – 689 с.

б) дополнительная литература:

1. Айдарова, Л. И. Мир детства: младший школьник / Л. И. Айдарова [и др.], сост. А. В. Захарова, В. И. Слободчиков. – М. : Педагогика, 1981. – 398 с.

2. Божович, Л. И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности / Л. И. Божович ; под ред. Д. И. Фельдштейна. – М. : Международная педагогическая академия, 1995. – 208 с.

3. Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия ; ред.-сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, М. Зацепин : – М. : Академия, 2007. – 368 с.

4. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия ; ред.-сост. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – М. : Академия. 2003, 1999. – 624 с.

5. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 1997. – 220 с.

6. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина; под ред. А. Г. Рузской. – М. : Институт практической психологии, 1997. – 383 с.

7. Личко, А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А. Е. Личко. – М. : Апрель Пресс, 1999. – 186 с.

8. Фельдштейн, Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: избранные психологические труды / Д. И. Фельдштейн. – М. : Издательство международной педагогической академии, 1995. – 366 с.

9. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – 2-е изд. – М. : ВЛАДОС, 1999. – 358 с.

10. Эльконин, Б. Д. Психология развития: учеб пособие для вузов / Б. Д. Эльконин. – М. : Академия, 2001. – 141 с.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Рабочая программа, разработанная преподавателем кафедры дошкольного образования и логопедии ПФ ТГПУ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудиторный фонд, телевизор, видеомагнитофон, ДVД-плеер, наглядные пособия, дидактический материал, библиотечный фонд ТГПУ.

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации для преподавателя

Основные формы организации обучения: проведение лекций (в виде традиционных и проблемных лекций); практических / семинарских занятий (в виде коллективных форм обсуждения, круглых столов, деловых игр, мозговых штурмов, работы по микрогруппам – решение проблемных ситуаций, моделирование, презентации проектов), различные формы самостоятельной работы студентов, промежуточные аттестации студентов (в виде контрольных работ и тестирования), консультации, экзамен.

Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной и учебно-методической литературы, сбор и анализ практического материала, ведение словаря и методической папки педагога, проектирование, выполнение тематических творческих заданий и пр. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным и компетентностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом.

8.2. Методические рекомендации для студентов

8.2.1. Перечень примерных практических (семинарских) занятий.

1. Проблемы психологии возрастного развития в трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др. К.Д. Ушинский о роли психологических знаний. Условия успешного проведения наблюдений, экспериментов, тестов.

2. Психическое развитие ребенка: роль биологических предпосылок, влияние среды. Теория культурно-исторического развития Л.С. Выготского. Роль активности самого ребенка в его психическом развитии.

3. Сравнение психоаналитической и психосоциальной теорий. Вклад теории научения в психическое развитие. Стадии интеллектуального развития по Ж. Пиаже. Соотношение обучения и развития по Л.С. Выготскому.

4. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину. Кризисы и их значение. Особенности пренатального развития.

5. Зависимость психического развития младенца от окружающих людей. Двигательная активность, рефлексы. Комплекс оживления. Начало развития речи. Кризис 1-го года жизни. Общая характеристика развития ребенка от 1-го до 3-х лет. Развитие речи у детей раннего детства. Кризис 3-х лет.

6. Ролевая игра - ведущий тип деятельности дошкольника. Готовность к обучению в школе. Социальная ситуация развития семилетнего ребенка. Учебная деятельность.

7. Психологические особенности подросткового и юношеского возрастов.

8. Влияние основных видов деятельности младших школьников на их интеллектуальное развитие.

9. Особенности юношеского возраста после окончания школы. Характерные черты взрослости. Особенности развития в средней взрослости.

10. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости.

11. Возможности личностного развития человека в позднем периоде жизни.

12. Условия поддержания высокого качества жизни в позднем возрасте.

8.2.2. Перечень заданий для самостоятельной работы

Тема 1. Методы возрастной психологии. 

Методы исследования в возрастной психологии: наблюдение, эксперимент, метод опроса, анализ изучения продуктов деятельности детей, тестирование. «Продольные» и «поперечные» срезы. 

Методические указания: выделить основные методы исследования в возрастной психологии, знать область их применения. 

Терминологический тезаурус: анкетирование, беседа, дневниковые записи, метод изучения продуктов деятельности детей, метод продольных срезов (лонгитюдный метод), метод поперечных срезов, метод тестов, наблюдение. 

Вопросы для самопроверки: 

1. Какова характеристика основных методов возрастной психологии? 

2. Какова характеристика вспомогательных методов возрастной психологии? 

3. В чем состоят преимущества и недостатки наблюдения и эксперимента? 

4. Какова специфика применения метода тестирования в исследовании ребенка?

Тема 2. Психоаналитические теории детского развития. Эпигенетическая теория развития личности; генетическая психология: учение об интеллектуальном развитии ребенка 
    Психоаналитическая теория: неудачи адаптации в раннем детстве сказываются в течение всей жизни. Зигмунд Фрейд: стадии психосексуального развития. Подходы к психотерапии, разработанные А. Фрейд. Исследование «трудных детей» в работах Анны Фрейд и Мелани Клейн. Психоанализ М. Клейн. Роль раннего детского опыта в последующем развитии личности. 
    Эрик Эриксон: личность - результат разрешения социального конфликта, возникающего при взаимодействиях в узловых точках развития. 8 стадий психосоциального развития по Э.Эриксону. Исходные принципы и основные понятия теории интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже: умственное развитие – непрерывная и неизменная последовательность стадий, каждая из которых подготовлена предшествующей и в свою очередь подготавливает последующую. Учение об эгоцентрической позиции ребенка. Проблема соотношения эгоцентрической речи и мышления (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский). Учение Ж. Пиаже о развитии операционального интеллекта. Стадии интеллектуального развития. Соотношение интеллекта с другими психическими функциями в концепции Ж. Пиаже. 

Методические указания: ознакомиться с психоаналитическими теориями, эпигенетической и генетической теориями, овладеть системой понятий по данной теме. 

Вопросы для самопроверки: 

1. Каковы основные положения психоаналитической теории?

2. В чем суть понятий понятий «групповая идентичность» и «эго-идентичность»? 

3. Каковы основные стадии интеллектуального развития по Ж. Пиаже? 

4. Чем отличаются понятия «аккомодация» и «ассимиляция»? 

5. Что такое эгоцентризм детского мышления?

Тема 3. Роль общения в психическом развитии человека. Особенности общения на разных этапах онтогенеза 

Общение – акция коммуникации, деятельность, сопряженная с другими видами деятельности, творческая деятельность. Четыре формы общения: ситуативно-личностное; ситуативно-деловое; внеситуативно-познавательное; внеситуативно-личностное. 

Методические указания: осознать роль общения в психическом развитии человека, усвоить особенности общения на различных этапах онтогенеза (по Лисиной М.И.), научиться делать характеристику основных видов общения. 

Вопросы для самопроверки: 

1. Какую роль играет общение в психическом развитии ребенка? 

2. Какие четыре формы общения выделила Лисина М.И.?

Тема 4. Специфика познавательной сферы дошкольника 

Развитие познавательных процессов у дошкольников. Развитие восприятия, включение мышления в форме анализа и синтеза сенсорной информации в процесс восприятия. Переход от внешних действий к внутренним, умственным. Сенсорные эталоны и их роль в развитии восприятия ребенка. Совершенствование внимания, переход от непроизвольного внимания к произвольному под влиянием речи. Возникновение внутренней речи, использование ее как средства мышления. Этапы развития внутреннего плана действий как основы образного и словесно-логического мышления. Связь развития памяти с совершенствованием мышления ребенка. Особенности репродуктивного воображения, становление произвольности воображения, его соединение с памятью и мышлением. Совершенствование речи, переход от ситуативной к контекстной речи. Возникновение монолога. 

Методические указания: осознать сущность познавательной сферы ребенка дошкольного возраста, научиться различать этапы развития познавательных процессов, анализировать особенности развития речи дошкольника. 

Вопросы для самопроверки: 

1. Каковы этапы развития познавательных процессов в дошкольном возрасте? 

2. Какова роль обучения в формировании произвольности психических процессов? 

3. Каковы особенности развития воображения в дошкольном возрасте? 

4. Каковы этапы развития речи в дошкольном возрасте?

Тема 5. Социальная ситуация психического развития в подростковом возрасте. Анатомо-физиологическая перестройка организма и ее влияние на процесс развития. Изменение жизненной социально-психологической ситуации развития: появление новых повышенных требований к интеллекту, поведению подростков со стороны взрослых. Перестройка организма: половое созревание, появление вторичных половых признаков, появление эмоциональной нестабильности. Формирование нового образа физического «Я». 

Методические указания: выделить особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте, научиться связывать анатомо-физиологическую перестройку организма с психическим развитием в подростковом возрасте, осознать изменение характера взаимодействия со взрослыми и использовать полученные знания на практике. 

Вопросы для самопроверки: 

1. Какова социальная ситуация развития в подростковом возрасте? 

2. Каково влияние анатомо-физиологической перестройки организма на психическое развитие в подростковом возрасте?

Тема 6. Общая социально-психологическая характеристика юношеского возраста. 
    Начало установления подлинной социально-психологической независимости во всех сферах, включая материальное и финансовое самообеспечение, самообслуживание, независимость в моральных суждениях, политических взглядах и поступках. Осознание противоречий в жизни (между нормами морали, утверждаемыми людьми и их поступками, между идеалами и реальностью, между способностями и возможностями и т.д.). 

Методические указания: научиться характеризовать социальную ситуацию развития современной молодежи и уметь применять полученные знания на практике.

Вопросы для самопроверки: 

1. Как происходит становления мировоззрения в юношеском возрасте? 

2. В чем выражается осознание противоречий в жизни юношами и девушками?

8.2.3. Примерная тематика рефератов.

1. Детство как социокультурный феномен.

2. Генотипическое и средовое влияние на психическое развитие в различных психологических терапиях.

3. Межкультурные различия в социальном развитии ребенка.

4. Врожденные формы психики и поведения младенцев.

5. Особенности развития мышления у ребенка раннего возраста.

6. Особенности обучения и взаимоотношений детей дошкольного возраста.

7. Индивидуальные различия в адаптации детей к обучению в школе.

8. Развитие познавательных процессов детей в основных видах деятельности: игре, труде, учении.

9. Сензитивность подросткового и раннего юношеского возраста для развития общих и специальных способностей.

10. Основные проблемы и противоречия личностного развития в подростковом возрасте.

11. Особенности межличностных взаимоотношений в подростковом возрасте.

12. Личностное самоопределение в ранней юности.

13. Понятие взросления, его исторические аспекты.

14. Психосоциальные аспекты взросления.

15. Психосоциальные конфликты в период взросления.

16. Зрелость и динамика психологического возраста.

17. Основные положения всевозростного развития.

18. Обучаемость взрослых в различные периоды зрелости.

19. Особенности аффективно-потребностной сферы пожилого человека.

20. Роль семьи в жизни старшего поколения.

8.2.4. Примерные вопросы к зачету.

1. Предмет и задачи возрастной психологии. Связь возрастной психологии с другими науками.

2. Классификация методов исследования в психологии (Ананьев Б.Г.).

3. Стратегии исследования в возрастной психологии.

4. Основные категории возрастной психологии.

5. Основные закономерности психического развития в онтогенезе.

6. Детерминированность психического развития: влияние наследственности и среды.

7. Воспитание и обучение как факторы психического развития.

8. Понятие возрастной периодизации психического развития.

9. Характеристика 3 –х основных групп возрастных периодизаций.

10. Биогенетические теории психического развития (Э. Геккель, Ст. Холл, Гетчинсон).

11. Теории социального научения (Э. Торндйк, Б. Скиннер, А. Бандура).

12. Эпигенетическая концепция психического развития Э. Эриксона.

13. Психоаналитическая теория психического развития (З. Фрейд, А. Фрейд).

14. Теория интеллектуального развития (Ж. Пиаже, Дж. Брунер).

15. Теория развития морального сознания (Л. Колберг).

16. Проблема возраста в работах Л.С. Выготского.

17. Гипотеза о периодичности процессов психического развития (Д.Б. Эльконин).

18. Проблема психического развития в работах А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова.

19. Роль прентального периода в развитии психики ребенка.

20. Своеобразие социальной ситуации новорожденного. Адаптационные возможности новорожденного.

21. Социальная ситуация развития младенца. возрастные новообразования, основные направления психического развития младенца.

22. Характеристика кризиса 1 года жизни.

23. Социальная ситуация развития ребенка раннего возраста. Основные направления психического развития и возрастные новообразования в раннем возрасте.

24. Характеристика кризиса 3 –х лет.

25. Социальная ситуация развития дошкольника. Основные направления психического развития и возрастные новообразования в дошкольном возрасте.

26. Характеристика кризиса 7 лет. Проблема психологической готовности к обучению в школе.

27. Социальная ситуация развития младшего школьника. Основные направления психического развития в младшем школьном возрасте.

28. Характеристика кризиса 11 –13 лет.

29. Социальная ситуация развития подростка. Взаимосвязь физического и психического развития в подростковом возрасте.

30. Особенности развития личности подростка. Подростковые реакции.

31. Развитие интеллектуальной сферы в подростковом возрасте.

32. Акцентуация характера и нарушение поведения у подростка (А.Е. Личко, К.Леонгард).

33. Социальная ситуация развития юношества. Общая психологическая характеристика периода юношества.

34. Когнитивное развитие в юношеском возрасте.

35. Развитие личности в юношеском возрасте.

36. Характеристика 17 лет.

37. Социальная ситуация развития в молодости. Основные направления психического развития в молодости.

38. Характеристика кризиса 30 лет.

39. Характеристика кризиса 40 лет.

40. Профессиональная продуктивность в период зрелости.

41. Создание семьи, взаимоотношения с детьми в период зрелости.

42. Социальная ситуация развития в период поздней зрелости. Общая психологическая характеристика поздней зрелости.

43. Основные варианты развития в поздней зрелости.

Программа учебной дисциплины составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки: 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование Профиль – логопедия.
Программу составили:

К.психол.н. доцент_________________ Файзулаева Е.Д.
Ассистент кафедры ДОиЛ ____________________ Тюшевская Е.В.
Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры ДОиЛ

протокол № ___от «_____» ___________ 2011 г.
Зав. кафедрой __________________ Файзулаева Е.Д.
Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ПФ ТГПУ,
Председатель методической комиссии ПФ ______________Яркина Т.Н.

Согласовано:

Декан ПФ ________________Титова Г.Ю.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) опд. Ф. 01. Возрастная психология и психология развития iconРабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных...
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) опд. Ф. 01. Возрастная психология и психология развития iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психология развития и возрастная...
Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) опд. Ф. 01. Возрастная психология и психология развития iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор...
«Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) опд. Ф. 01. Возрастная психология и психология развития iconIii требования к результатам освоения дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина является продолжением изучения дисциплин общепрофессионального цикла: «Введение...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) опд. Ф. 01. Возрастная психология и психология развития iconРоссийской федерации
«Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности», «Дифференциальная...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) опд. Ф. 01. Возрастная психология и психология развития iconУчебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс...
В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л. С. Выготским,...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) опд. Ф. 01. Возрастная психология и психология развития iconИли задание текущей аттестационной работы
...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) опд. Ф. 01. Возрастная психология и психология развития icon5. историография человеческого развития 32
Психология развития и возрастная психология. Психология развития как прикладная отрасль. Основные задачи психологии развития. Связи...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) опд. Ф. 01. Возрастная психология и психология развития iconИли задание текущей аттестационной работы
«Анатомия и возрастная физиология», «Общая психология», «Возрастная психология», «Специальная педагогика и психология», «Психолого-педагогическое...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) опд. Ф. 01. Возрастная психология и психология развития iconПрограмма дисциплины «Психология развития возрастная психология»
«Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Калининграде
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) опд. Ф. 01. Возрастная психология и психология развития iconПрограмма дисциплины Психология развития и возрастная психологии...

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) опд. Ф. 01. Возрастная психология и психология развития iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Психология развития и возрастная психология», «Патопсихология», «Клиническая психология», «Психологическое консультирование», «Клинико-психологическое...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) опд. Ф. 01. Возрастная психология и психология развития iconРабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:...
«Психология», профиля подготовки «Социально-организационная психология», «Клиническая психология, очной формы обучения
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) опд. Ф. 01. Возрастная психология и психология развития iconЦели и задачи курса
Требования к минимуму содержания и уровню подготовки по дисциплине “Психология развития и возрастная психология ”
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) опд. Ф. 01. Возрастная психология и психология развития iconРабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:...
«Психология», профиля подготовки «Социальн0-организационная психология», «Клиническая психология, очной формы обучения
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) опд. Ф. 01. Возрастная психология и психология развития iconПрограмма учебной дисциплины «Психодиагностика» для специальности...
Изучается на специальности «Педагогика – психология» на дневном отделении в 6 и 7 семестрах, на заочном отделении – в 5, 6, 7 семестрах....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск