РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Психотерапия: теория и практика Направление подготовки (специальность)
Клиническая психология Профиль подготовки
Патопсихологическая диагностика и психотерапия Квалификация (степень) выпускника
специалист Форма обучения:
Очная
Курс/семестр: 4/7 Автор программы:
Хозиева М.В., к.психол.н.,доцент кафедры клинической психологии
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Задачи дисциплины:
1. ознакомление студентов с различными теоретико-методологическими антропологическими и аксиологическими парадигмами и соответствующими «психотехниками»,
ознакомление студентов с разработками методологических и теоретических принципов психологического консультирования, психотерапии и психопрофилактики различных расстройств: депрессии, неврозов и некоторых психосоматических расстройств, пищевой, алкогольной, наркоманической и прочих видов психологической зависимости, сексуальных и семейных дисгармоний, а также при работе с жертвами психологического и физического насилия.
ознакомление с принципами обнаружения общих закономерностей и механизмов, лежащих в основе симптомообразования при феноменологически различных, но имеющих единую психологическую природу аномалиях личностного развития.
ознакомление студентов с фундаментальными концепциями и методами различных форм психологического сопровождения в современной клинической психологии, представить их сравнительный анализ, дать оценку их пригодности и эффективности в отношении широкого круга задач теоретической и прикладной клинической психологии.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Курс «Психотерапия: теория и практика» рассчитан на студентов четвертого курса психологических факультетов и проводит параллели с образцами знания, рассматриваемыми в курсах «Психология развития и возрастная психология», «Патопсихология», «Клиническая психология», «Психологическое консультирование», «Клинико-психологическое консультирование» и пр. В процессе изучения данной дисциплины студент должен овладеть следующими знаниями и умениями:
студенты должны ориентироваться в теоретической проблематике различных форм психологического консультирования, психотерапии и психопрофилактики различных состояний.
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Компетенции в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по специальности:
Выпускник должен обладать следующими компетенциями:
а) общекультурными (ОК):
способностью и готовностью к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии;
способностью и готовностью к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения;
способностью и готовностью к овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности;
способностью и готовностью к совершенствованию и развитию своего интеллектуального и общекультурного уровня;
способностью и готовностью к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния.
б) профессиональными (ПК):
готовностью к активной коммуникации и информационно-аналитической деятельности: активным включением в сеть профессионального сообщества, ведением постоянного информационного наблюдения за предметной областью, анализом динамики ее развития, владением приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверки и оценки соотношения теории и эмпирических данных, подготовки отчетной документации и обобщения полученных данных в виде научных статей и докладов (ПК-4);
владением навыками планирования психодиагностического исследования с учетом нозологических, синдромальных, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик, умением формировать комплекс психодиагностических методов, адекватных целям исследования, определять последовательность (программу) их применения;
Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины.
Знание:
Результат обучения
| компетенция
| Образовательная технология
| Вид задания
| Студент знает основные подходы (направления) психотерапии; методы психотерапии; основные понятия психотерапии;
| ОК-1
ОК-2 ОК-3 ОК-4
ПК-2 ПК-4
| Лекции (информационные, обзорные, визуализационные)
Семинары (про-семинар, собственно семинары)
| Конспектирование
лекций
Чтение и конспектирование литературы к семинарским занятиям
| Понимание:
Результат обучения
| Компетенция
| Образовательная технология
| Вид задания
| Студент может преобразовывать, интерпретировать информацию, выделять ключевые моменты; обсуждать основные подходы в психотерапии; распознавать специфику закономерностей психотерапии.
| ОК-1
ОК-2
ОК-3
ОК-4
ПК-2
ПК-4
| Лекции (проблемные, информационные, обзорные, визуализационные,)
Семинары (семинары, семинар-дискуссия)
| Составление конспекта к семинарским занятиям, реферирование литературы (монографий, статей) по заданной теме.
| Применение:
Результат обучения
| Компетенция
| Образовательная технология
| Вид задания
| Студент умеет интерпретировать те или иные формы и этапы развития психотерапии, применять изученное в новых ситуациях, адекватно использовать в своей практической и самостоятельной деятельности изученные понятия; методы психотерапии.
Владеет навыками консультирования медицинского персонала (или сотрудников других учреждений) по вопросам взаимодействия с пациентами (подопечными), создания необходимой психологической атмосферы и терапевтической среды, навыками психологического консультирования населения в целях профилактики и развития
| ОК-1
ОК-2
ОК-3
ОК-4
ПК-2
ПК-4
| Лекции (проблемные, информационные, обзорные, визуализационные, лекция-консультация, лекция-конференция)
Семинары (семинары, семинар-дискуссия, семинар-тренинг)
| Эссе как форма герменевтического анализа (толкование, оценка действия, толкование причин события и т.д.)
| Анализ:
Результат обучения
| Компетенция
| Образовательная технология
| Вид задания
| Студент умеет анализировать разные психотерапевтические случаи; различать техники психотерапии; сопоставлять разные психотерапевтические подходы, критиковать эти подходы; дискутировать по проблемам психотерапии;
анализировать информацию, необходимую для определения целей психологического вмешательства,
-самостоятельно или в кооперации с коллегами разрабатывать программы вмешательства с учётом нозологических и индивидуально-психологических характеристик;
-описывать и анализировать процесс и результаты вмешательства, формулировать рекомендации по результатам проведённого обследования
| ОК-1
ОК-2
ОК-3
ОК-4
ПК-2
ПК-4
| Лекции (проблемные, визуализационные, лекция-консультация, лекция-конференция)
Коллоквиум (устный, письменный, комбинированный, экспресс и др.);
Семинары (семинар-дискуссия, семинар-тренинг)
| Создание опорных схем с предварительной проработкой теоретического материала.
| Синтез:
Результат обучения
| Компетенция
| Образовательная технология
| Вид задания
| Сопоставление разных психотерапевтических подходов; самостоятельная разработка предложенной или выбранной темы, планирование собственного выступления.
Составление новых опорных схем на основе старых, обобщение в новой схеме старых опорных схем с предварительной доработкой. Самостоятельное планирование семинарских занятий в форме дискуссии, а также в форме конференции.
Студент владеет культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений
- необходимыми знаниями об основных направлениях клинико-психологических вмешательств (психотерапии и психологического консультирования) и их теоретической обоснованности
| ОК-1
ОК-2
ОК-3
ОК-4
ПК-2
GR-4
GR -10
GR-12
GR-9
GR-13
| Лекции (проблемные, визуализационные, лекция-консультация, лекция-конференция)
Коллоквиум (устный, письменный, комбинированный, экспресс и др.);
Семинары (семинар-дискуссия, семинар-тренинг)
| Подготовка и проведение дискуссионного выступления по заданной теме. Разработка презентации по заданной теме.
|
Оценка:
Результат обучения
| Компетенция
| Образовательная технология
| Вид задания
| Обсуждение чужих и собственных успехов и недочетов в работе с предварительной разработкой критериев оценки.
| ОК-1
ОК-2
ОК-3
ОК-4
ПК-2
ПК-4
| Коллоквиум (устный, письменный, комбинированный, экспресс и др.);
| Тесты, самоанализ студентов.
|
4. Содержание и структура дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет _4_ зачетных единицы 144 часа.
№ раздела
| Наименование раздела
| Содержание раздела
| Форма текущего контроля
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| Базовые теоретические ориентации и методы современной психотерапии в клинической психологии.
| Классическая и современная психоаналитическая концепция психотерапии.
Когнитивно-бихевиоральная ориентация в психотерапии.
Гуманистически-ориентированные теории и практики психологического воздействия. Гештальт-терапия. Психодрама.
| эссе
| 2
| Теоретико-методологические основы психотерапии пограничных личностных расстройств в клинической психологии.
| Виды психологического воздействия в клинической психологии.
Критерии и границы применения понятия нормы и патологии.
Концепция психологической зависимости как теоретико-эмпирическая основа психотерапии пограничных личностных расстройств.
| эссе
| 3
| Базовые понятия, стратегии и техники психотерапевтической работы.
| Психотерапевтический контакт.
Психологический смысл различения терминов «пациент», «клиент» и «подопечный» в психотерапии и психологическом консультировании.
Психодиагностика через процесс психотерапии.
Понятие «эффективность психотерапии».
Профессиональное самосознание и индивидуальный стиль психотерапевта.
| эссе
| 4
| Психотерапия при пограничных личностных расстройствах
| Феноменологический и семиотический анализ депрессивных состояний «утраты», «потери», «пустоты», острой и хронической душевной боли.
Психотерапевтическая стратегия и тактика при пограничных личностных расстройствах.
| Анализ случая
|
Таблица 2. Структура дисциплины
Вид работы
| Трудоемкость, часов
| Семестр
7
| семестр
| Всего
| Общая трудоемкость
|
|
| 144
| Аудиторная работа:
|
|
| 72
| Лекции (Л)
| 36
|
| 36
| Практические занятия (ПЗ)
| 18
|
| 18
| Лабораторные работы (ЛР)
| 18
|
| 18
| Самостоятельная работа:
| 36
|
| 36
| Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)1
|
|
|
| Расчетно-графическое задание (РГЗ)
|
|
|
| Реферат (Р)
|
|
|
| Эссе (Э)
| 4
|
| 4
| Самостоятельное изучение разделов
|
|
|
| Контрольная работа (К)2
| 4
|
| 4
| Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.)
| 20
|
| 20
| Подготовка и сдача экзамена3
| 8
|
| 8
| Вид промежуточного контроля4
| экзамен
|
| экзамен
| |