Экологическое воспитание младших школьников через интегрированные уроки.
Е. Н. Васильева, МКОУ Бобровская СОШ №1
Еще со времен К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого главным в каждом уроке является соединение целей обучения и воспитания. В современных учебных стандартах обращается внимание на приоритетное значение воспитания на основе формирования учебной деятельности. Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга. Успех в воспитании ответственного отношения к окружающему миру во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования личности человека, обеспечивающие эффективность дальнейшего экологического образования, что будет содействовать созданию единой непрерывной системы становления и развития у человека экологической культуры.
Учащиеся младшего школьного возраста проявляют высокий познавательный интерес к миру природы, и он может стать отправной точкой в воспитании экологической культуры на уроках и на внеклассных мероприятиях. Воспитание направлено на формирование экологически целесообразных потребностей общения с окружающей средой, сбережения ее от загрязнения и разрушения. Воспитание – это формирование привычки соблюдать экологические предписания и запреты, желания и намерения решать экологические проблемы в своей местности, в своей стране, в мире. Нужно воспитывать в ребенке не только созерцательное отношение к природе, но и, что особенно важно, созидательное. Только зародив в душе учеников уважение и любовь к природе, ее жизни, можно быть уверенным, что там уже не будет места варварству. Жизнь человека напрямую зависит от жизни природы, поэтому, охраняя ее, человек, прежде всего, охраняет свою жизнь. Человек – неотъемлемая часть природы. Эта мысль должна прослеживаться во всех учебных предметах.
Каждый учебный предмет вносит определенный вклад в формирование экологической культуры младших школьников. Продумав функции отдельных предметов в экологическом образовании и воспитании учащихся, я осуществляю целенаправленное руководство учебным процессом с помощью интегрированных уроков. Интеграция в начальном обучении позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению.
С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию его творческого мышления.
Наиболее полное экологическое воспитание дети будут получать, конечно, на уроках окружающего мира. Но, опираясь на программу начальной школы, можно сгруппировать изучаемые предметы, которые вносят определенный вклад в формирование экологической культуры младших школьников с окружающим миром.
окружающий мир – литература;
окружающий мир – ИЗО – музыка;
математика – окружающий мир;
русский язык – окружающий мир;
окружающий мир –ИЗО – трудовое обучение;
окружающий мир – внеклассное чтение – ИЗО;
окружающий мир –ИЗО – трудовое обучение;
окружающий мир – физическая культура и др.
На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретенные знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, интеллектуальных способностей, экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.
Для понимания информации экологического характера на уроках русского языка можно использовать тексты о воде, воздухе, почве, растениях и животных, это могут быть как диктанты, так и изложения, сочинения, так как главная цель учителя – не только проверить знания учащихся, но и пробудить их чувства, мысли, побудить их задуматься над самыми различными вопросами гармонии и единства всего созданного на планете.
Так, на уроке во 2 классе «Птицы нашего леса», дается представление о птицах, как составной части живой природы. Дети узнают, почему птиц называют пернатыми, почему они – друзья природы, какую птицу называют санитаром леса и чем люди могут помочь своим крылатым друзьям.
В 3 классе при изучении темы «Сложные слова. Экосистема леса» дети узнают экосистемы природы и, главное, что может произойти с ними при неграмотном вмешательстве человека.
В 4 классе по теме «Природа и человек. Роль леса в природе и жизни человека. Упражнение в правописании безударных окончаний существительных» ведется разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, необходимости охраны растительного мира, правилах поведения в лесу.
Урок окружающего мира и физической культуры «Здоровый образ жизни» позволяет в комплексе изучить строение человека и воспитывает человека, который умеет заботиться о своем здоровье. Комплекс утренней гимнастики, режим и правильное питание помогают сохранить здоровье человека.
На уроке музыки и окружающего мира «В гости к весне» развивается умение сравнивать, наблюдать, делать выводы. В процессе изучения народных традиций, устного народного творчества формируются представления об исторически сложившемся поведении человека в природе.
На уроке «Весна в природе и в художественных образах» закрепляются знания об изменениях в природе, воспитывается доброе отношение к природе, устанавливаются причинно-следственные связи.
Изучение экологических связей, способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.
Таким образом, можно подвести итог всему сказанному: интеграция предметов способствует общему развитию ребенка и более глубокому изучению тем на уроке, способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. ЛИТЕРАТУРА:
1. Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе. Начальная школа. – 1991.
2.Глазкова Л. М. Внеклассная работа по экологии в общеобразовательных школах. Теория и практикав образовательного процесса, формирующего экологически мыслящую личность. Материалы научно-практической конференции. Самара: изд-во СамГПУ, 1999.
3. Дежникова Е. С., Иванова Л. Ю., Клемяшева Е. М., Снишко И. В., Цветкова И. В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001.
4.Светловская Н. Об интеграции как методическом явлении, и её возможностях в начальном обучении. Начальная школа. - 1990. -№5.
|