Скачать 209.28 Kb.
|
ГБОУ СОШ № 358
Рабочая программа по изобразительному искусству 6а класс учителя изобразительного искусства Решетовой Марины Викторовны Санкт-Петербург 2013 Пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству (Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2005.). Программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических работ - 28; бесед – 4, тренировочных упражнений - 3. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени среднего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности. Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучение изобразительного искусства на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих задач: развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности; способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка; способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре; ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего. Рабочая программа содержит в себе 4 раздела: «Рисование с натуры», «Тематическое рисование», «Беседы» и «Тренировочные упражнения». Рабочей программой по изобразительному искусству в 6 классе предусмотрены три основных вида художественной деятельности. Основными направлениями в художественной деятельности являются: 1. Изобразительная деятельность (рисование с натуры , по представлению ,по памяти -живопись рисунок)- 20 часов 2. Декоративно- прикладная деятельность (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий , дизайн, аппликации, изобразительные техники) – 8 часов 3. Наблюдение за видимым миром (беседы) –7 час Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач. Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы средней школы как: литература, русский язык, музыка, технология, история, биология, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью. Особенности организации художественной деятельности по направлениям по предмету изобразительное искусство. Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью. Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки. Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи. Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д. Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения,в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д. Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале). Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией. Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты. В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства. В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности. Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, беседа по картинам художников и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы. В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить теоретические основы изобразительной грамоты. В 6 классе дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства. Требования к уровню усвоения учебного предмета Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. К концу обучения в 6 классе у обучающихся формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно- творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства. В результате изучения изобразительного искусства ученик 6 класса к концу учебного года должен знать/понимать - отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства - первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.д.); - особенности симметричной и асимметричной композиции; - простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке; - простейшие закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения; - общие художественные приемы устного и изобразительного фольклора на примерах народного промысла (Хохлома, Скопин и пр.) - особенности местных традиций в резьбе и росписи кости, дерева, металла и т.п.; - памятники народной архитектуры и примеры народного искусства родного края; - художественная жизнь родного края Тематическое планирование:
Состав УМК: Перечень литературы и средств обучения ЛИТЕРАТУРА Учебно-методическое обеспечение 1. Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. 2. Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2009. а) основная литература: 1Ломов С. П.,Игнатьев С. Е., Кармазина М.В.Искусство. Изобразительное искусство. 2. Павлова О. В. Изобразительное искусство. 6 класс. Поурочные планы по программе В. С. Кузина. Изд. 2-е. 365 стр. с. б) дополнительная литература для учителя 1. Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 1993 г. 2.Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе. 3. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991.-159с. 4. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе 5. Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.: Просвещение,2006 6. Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981. 7. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 3-е изд. М., 1998. 8.Михайлов А.М. Искусство акварели. М., 1995. 9. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: учебник. 3-е изд. М.,1999 10.Н.М.Сокольникова «Изобразительное искусство .Основы живописи» «Основы композиции», «Основы рисунка», «Краткий словарь» - 11. «Шедевры русской живописи» изд-во «Белый город» 2008 12. «Школа рисования натюрморта» изд-во Мир книги 2010 13 . «Школа рисования пейзажа» изд-во Мир книги 2010 14. «Вы можете писать животных акварелью»- Москва-Астрель-2004 15. «Как рисовать цветы акварелью» -Москва-Астрель-2004 ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
ТАБЛИЦЫ
МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД
DVD-диски
|
Коваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных... | Коваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных... | ||
Коваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных... | Коваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных... | ||
Коваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных... | Коваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных... | ||
Коваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных... | Ломов Е. В., Шорохов Е. В., Игнатьев С. Е., Коваленко П. Ю «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Кузин... | ||
Коваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы | Коваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы | ||
Разработка электронного учебного пособия «Деловая и иллюстративная графика» Рабочая учебная программа по изобразительному искусству составлена на основе авторской программы: Кузин В. С., Ломов С. П., Шорохов... | Развитие самостоятельности в художественно – творческой деятельности детей дошкольного возраста Рабочая учебная программа по изобразительному искусству составлена на основе авторской программы: Кузин В. С., Ломов С. П., Шорохов... | ||
Формирование цветовосприятия младших подростков в процессе обучения изобразительной деятельности Рабочая учебная программа по изобразительному искусству составлена на основе авторской программы: Кузин В. С., Ломов С. П., Шорохов... | Преобразование цветных изображений по образцам Converting color image for sample Рабочая учебная программа по изобразительному искусству составлена на основе авторской программы: Кузин В. С., Ломов С. П., Шорохов... | ||
Шиффман Х. Ощущение и восприятие. Спб, 2003. С. 208-211 Эффект принадлежности цвета Рабочая учебная программа по изобразительному искусству составлена на основе авторской программы: Кузин В. С., Ломов С. П., Шорохов... | Формирование гармоничного цветовосприятия на занятиях по цветоведению... Рабочая учебная программа по изобразительному искусству составлена на основе авторской программы: Кузин В. С., Ломов С. П., Шорохов... |