Коваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В





НазваниеКоваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В
страница1/6
Дата публикации28.04.2015
Размер0.81 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6
БОУ «Вохтожская средняя общеобразовательная школа №2»


Согласовано на педагогическом совете

_____________________________2014 г.


Утверждаю _____________Мыльникова О.В.

Директор БОУ «Вохтожская средняя общеобразовательная школа №2

_______________________________2014 г.



Рабочая программа

по изобразительному искусству

по программе В.С. Кузина

для 5- 9 классов


Составитель:

учитель изобразительного искусства

БОУ «Вохтожская средняя

общеобразовательная школа №2»

Смирнова С.А.
высшей квалификационной категории.


2014 год
Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству (Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2005.).

Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени среднего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков,

универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся.

В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.
Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучение изобразительного искусства на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих задач:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности;

  • способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

  • способствовать овладению обучающимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;

  • ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.


Для выполнения поставленных учебно–воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

В основу программы вложены:

  • тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

  • единство воспитания и образования, обучения в творческой деятельности обучающихся;

  • система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;

  • система межпредметных связей (литература, русский язык, история, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

Для выполнения творческих проектных заданий обучающиеся могут выбирать разнообразные материалы: карандаш, акварель, гуашь, уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть.
В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность обучающихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности.

Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, беседа по картинам художников и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить

межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы.

В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить теоретические основы изобразительной грамоты.

Дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

Особенности организации художественной деятельности по направлениям по предмету изобразительное искусство.
Рисование с натуры (рисунок, живопись) - включает в себя также рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, а также акварельными и гуашевыми красками. Задания по рисованию с натуры могут быть длительными (1-2 урока) и кратковременными (наброски и зарисовки выполняются в течение 7-15 минут). Для развития зрительной памяти, пространственных представлений у обучающихся важно как можно чаще давать им задания рисовать по памяти и по представлению. В целом содержание разделов «Рисунок» и «Живопись» знакомит школьников с правилами рисования, обогащает их знаниями конструктивного строения предметов, элементарных законов линейной и воздушной перспективы, светотени, композиции, гармонии цветовой окраски, расширяет их представления о многообразии предметов, явления действительности, несет в себе ярко выраженную познавательную направленность.

Тематическое рисование

Это рисование композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе представленных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Содержание раздела «Тематическое рисование и иллюстрирование» включает рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование повестей, рассказов, сказок, басен и других литературных произведений. С 5 класса обучающимся рекомендуется рисование и на исторические темы.

Декоративное рисование.

Осуществляется в процессе выполнения обучающимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Обучающиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. В содержании раздела «Декоративная работа» раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетического, трудового и патриотического воспитания. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учить их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых. Произведения декоративно-прикладного искусства передают детям представление народа о красоте, добре.

Лепка.

Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции. Основным содержанием раздела является лепка из пластилина (а где возможно, и из глины) листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных, по памяти и по представлению. Лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека.

Аппликация.

Это составление изображения на основе его элементов из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги и т.п. В содержание этого раздела входит составление цветных наклеенных рисунков (аппликаций) с натуры овощей, фруктов, цветов, животных, фигуры человека, составление сюжетных композиций и декоративных работ.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире. Дети учатся пониманию содержания картин и некоторых средств художественной выразительности (рисунок, цвет, композиция и т.п.), у них воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного творчества. Ознакомление с произведениями изобразительного искусства проводится в начале или в конце урока в течении 8-10 минут; в одной беседе показываются, как правило, до пяти произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства.
Требования к уровню усвоения учебного предмета

Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат три компонента:

знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым обучающимся знаний;

уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать/понимать:

  • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объём, ритм, композиция);

  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

  • наиболее крупные художественные музеи России и мира;

  • значение изобразительного искусства в художественной культуры.


В результате изучения изобразительного искусства ученик должен уметь:

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусства в творческой деятельности;

  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объём, светотень, перспектива, композиция);

  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства; оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.).


Тематическое планирование 5 класс

Время, отводимое на проведение занятий по предмету ИЗО, в 5 классе распределяется следующим образом:


Раздел обучения

Количество часов

  1. Рисование с натуры (по представлению, по памяти) объектов окружающего мира. Живопись. Рисунок

14

  1. Тематическое рисование и иллюстрирование

6

  1. Декоративное рисование. Аппликация, изобразительные техники

12

  1. Тренировочные упражнения

2

ИТОГО

34 часа


Перечень знаний и умений формируемых у обучающихся 5 класса
К концу учебного года обучающиеся должны знать:

  • Отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;

  • Первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, цвет, колорит, светотень и т.д.), их роль в эстетическом восприятии произведений;

  • Особенности симметричной и асимметричной композиции;

  • Простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;

  • Простейшие закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения;

  • Общие художественные приёмы устного и изобразительного фольклора на примерах народных промыслов (Хохлома, Скопин и пр.);

  • Особенности местных традиций в резьбе и росписи кости, дерева, металла и т.п.;

  • Памятники народной архитектуры и примеры народного искусства родного края;

  • Художественная жизнь родного края.


К концу учебного года обучающиеся должны уметь:


  • Проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействия на чувства зрителя;

  • Рисовать с натуры, по памяти и представлению отдельные предметы и несложные натюрморты из 203 предметов: доступными графическими или живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цветов натуры с учётом источника освещения, влияния окраски окружающих предметов (рефлекс);

  • Изображать фигуру человека с натуры, по памяти, по представлению карандашом, акварелью, передавая основное строение, пропорции, объём фигуры человека, находящегося в движении (идёт, бежит и т.д.) и в покое;

  • Сравнивать свой графический или живописный рисунок с натурой, исправлять замеченные ошибки;

  • Использовать цвет как средство выразительности; применять цветовой контраст, тёплый и холодный колорит и др.;

  • Самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных, сцен из жизни детей, элементов государственной символики;

  • Соблюдать последовательность графического и живописного изображения.


Содержание учебного предмета

1. Цветовой круг (1 час – практ. работа)

Изучение основ цветоведения. Спектр. Классификация цветов: хроматические, ахроматические. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Контрастные и сближенные цвета.

Практическая работа: раскрасить акварельными красками цветовой круг, начиная с основного, красного цвета направо.

Материалы: краски, кисточки, баночки с водой.

Зрительный ряд: методические таблицы: «Цветовой круг», «Полный цветовой круг», «Теплые и холодные цвета», «Контрастные цвета», «Сближение цвета». Подборки оттенков разных сочетаний.

Литературный ряд: стихи о цветах (живописных), о радуге.
2-3. «Декоративный цветок». (2 часа – практ. работа)

Отработка живописной техники, «мазок», условность декоративного изображения. Стилизация. Приёмы работы «по - сухому», «по – сырому».

Межпредметная связь (литература, биология).

Практическая работа: выполнит стилизованный рисунок цветка.

Материалы: альбом, краски, букеты цветов, открытки.

Зрительный ряд: японская, китайская графика (растения), Т.Яблонская «На окне весна»; К.Петров-Водкин «Натюрморт с черемухой»; А.Герасимов «После дождя» Мокрая терраса», «Натюрморт полевые цветы», «Роза», «Полевой букет», авторские работы художников, детские рисунки. Волшебные цветы.
4. Живописные упражнения, монотипия «веселые кляксы».. (1 час – тренировочные упражнения).

Живописная техника, цветоведение, простейшие виды печати.

Практическая работа: тренировочные упражнения; монотопия «весёлые кляксы».

Материалы: акварель, гуашь, палитра, бумага, кисти, плитка из оргстекла, керамика, газеты (подстелить), для учителя методические таблицы «Цветовой круг», «Теплые и холодные цвета».
5. Золотая осень. Рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти. (1 час – практ. работа)

Беседа о красоте «золотой осени». Живопись. Жанр пейзажа. Рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти. Изучение строения дерева, кустарников, передача в изображении этих знаний и наблюдений, элементов воздушной и линейной перспективы, создание определенного колорита, настроения цветом, освоение техники живописи «мазком», обобщений впечатлений обучающихся от экскурсии в парк.

Практическая работа: нарисовать рисунок осеннего дерева.

Материал: альбом, карандаш, краски (акварель или гуашь), кисти, бумага, палитра, баночки с водой, листья деревьев.

Зрительный ряд: И.Шишкин «Лесные дали», «Осень», В.Поленов «Московский дворик», «Осень в Абрамцеве», И.Левитан «Золотая осень», «Березовая роща», А.Куинджи «Березовая роща».

Литературный ряд: Г.Скребицкий «Художник-осень», загадки и стихи о деревьях.

Музыкальный ряд: П.Чайковский «Времена года», А.Вивальди «Времена года».
6. Рисование фруктов и овощей. (1 час – практ. работа)

Натюрморт. Работа с палитрой, освоение основ цветоведения. смешанные и основные цвета. Работа с трафаретом.

Практическая работа: выполнить натюрморт под руководством учителя.

Материал: простой карандаш, ластик, краски, кисти, баночки с водой, бумага, палитра.

Зрительный ряд: фотографии, открытки с фруктами и овощами, репродукции: Стожаров «Чай с калачами», «Квас», Хруцкий «Натюрморт с братиной», «Цветы и плоды», И.Машков «Фрукты на блюдце».
7. Хохлома. «Золотые узоры». Декоративная роспись кухонной разделочной доски ( 1 час – практ.работа)

Декоративная роспись разделочной доски. Хохлома. Украшение и стилизация. Фоновое письмо. Верховое письмо. Элементы росписи: «осочка», «травинка», «капелька», «усики», «завитки», «цветочек», «смородинка», «рябинка», «ягодка». Световое решение. Кистевая роспись, узор «тычком». Работа с трафаретом.

Практическая работа: выполнить доску под «хохлому», взяв характерные цветовые сочетания, приемы росписи.

Материал: акварельные краски, кисти, баночки с водой, бумага, палитра.

Зрительный ряд: изделия Хохломы, Жостово, Палеха и др.
8. Рисуем отгадки к народным загадкам. (1 час – практ. работа).

Иллюстрация к книге, организация листа в книге (композиция).

Практическая работа: проиллюстрировать загадки.

Материал: гуашь, карандаш простой, ластик, бумага, баночки с водой, палитра.

Литературный ряд: загадки.

9-10. Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда. (2 часа – практ. работа).

Гжель, Жостово, Скопин, Опошня, Городец, ковроткачество. Контрастные цвета. Орнамент, основные группы: замкнутые, ленточные, сетчатые. Декоративная переработка форм. Раппорт

Практическая работа: (9 урок): сделать три декоративные полосы (фризов) из трех пар контрастных цветов; (10 урок): выполнить эскиз декоративной росписи «волшебного» фигурного сосуда

Материал: простой карандаш, ластик, краски (гуашь, акварель), кисти, баночки с водой.

Зрительный ряд: фотографии изделий художественных промыслов, сами изделия.
11. «Рыжий кот». Рисование с натуры домашних животных. (1 час – практ. работа)

Анималистика – жанр в искусстве. Художники анималисты. Основные этапы работы художника – анималиста над изображением животного, птицы. Анатомия животного, цвет, пластика, образ жизни. Последовательность выполнения рисунка.

Практическая работа: выполнить рисунок животного под руководством учителя, используя графические художественные материалы.

Материалы: простой карандаш, ластик, сувениры, бумага.

Зрительный ряд: рисунки методического фонда учащихся, ДШИ, работы Ватагина, Е.Чарушина, В.Серова, Леонардо да Винчи, П.Клодтта, К.Петрова-Водкина «Купание красного коня», репродукции конных памятников.

Литературный ряд: загадки, стихи, отрывки из литературных произведений.
12. Мультипликационные герои ( 1 час – практ.работа)

Знакомство с искусством мультипликации, работой художников в этой области. Последовательность выполнения рисунка.

Практическая работа: выбрать любимого мультгероя, нарисовать его.

Материалы: альбомы, гуашь, акварель, банки с водой, простой карандаш, кисть, открытки с героями мультфильмов, детские книги.

Зрительный ряд: иллюстрации , книги о мультипликации.

Литературный ряд: загадки.
13. «Веселый Дед Мороз» (1 час – практ. работа).

Новый год в жизни человека, в искусстве. Техника аппликации из цветной бумаги и других доступных материалов. Последовательность выполнения аппликации.

Практическая работа: выполнить аппликацию под руководством учителя.

Материалы: открытки новогодние, бумага, цветная, вата, мишура, клей ПВА, ножницы.
14. Раппорт ткани. (2 часа – практ. работа).

Овладение способом «набивки» по шаблону, трафарету, знакомство со способами размножения изображений. Последовательность выполнения работы: изготовление шаблона, изготовление трафарета, оформление рисунка с использованием раппорта.

Практическая работа: изготовить шаблон, трафарет и оформить рисунок с использованием раппорта.

Материалы: кусочки ткани с узором, шаблоны, трафареты, бумага, гуашь, темпера, клей ПВА, куски белой ткани или бумаги.

Зрительный ряд: фотографии и репродукции о создании тканей.

15-16. Гравюра на картоне (1 час – практ. работа).

Печатная (тиражная) графика, знакомство с творчеством художников – графиков. Гравюра (ксилография, линогравюра, шелкография, литография). Высокая печать, глубокая печать. Последовательность выполнения работы.

Практическая работа: выполнить эскиз, вырезать заготовки деталей из картона, наклеить (техника аппликации), нанести краску, отпрессовать и получить лист отпечаток.

Материалы: альбомные листы, тонкий картон, клей ПВА, кисти, ножницы, гуашь, фотовалик, губка-поролон.

Зрительный ряд: авторские работы детей, Дюрер «Кролик», И.Билибин – иллюстрации к русским народным сказкам
17-18. Работа в технике «граттаж» (2 час – практ.работа).

Освоение художественной техники, её возможностей. Законы композиции. Графика. Штрих. Знакомство с разнообразием штриха и его возможностями. Графические упражнения. Выполнение заготовки (основы). Работа над сюжетом. Правила т/б. Практическая работа: выполнить графические упражнения карандашом .

Материал: простой карандаш, ластик, бумага, желток, черная тушь или гуашь, булавки с головкой, циркуль, гвоздики со шляпкой, вязальные спицы.

Зрительный ряд: черно-белые фотографии, пейзажи; репродукции печатной графики, методические таблицы.
19. Наброски с фигуры человека (1 час – практ. работа)

Анализ картин (например, Ф.Решетникова «Опять двойка», А.Лактионова «В гостях у внуков»). Анатомия и пластика тела человека. Общее и индивидуальное. Анализ пропорций, объёмной формы; тоновая и цветовая разработка формы. Модель. Этапы рисунка.

Практическая работа: выполнить рисунок-набросок фигуры человека (1-2 наброска по 15-20 минут каждый)

Материал: простой карандаш, бумага (белая).

Зрительный ряд: наброски с фигуры человека И.Репина, В.Серова и др.; методические таблицы (скелет, мышечная система, пропорции людей разного возраста).
20. Русские богатыри. (1 час – практ. работа)

В.Васнецов, П. Корин, Е. Вучетич, В. Суриков и др. Патриотизм и история в изобразительном искусстве. Исторический жанр, иллюстрация. Последовательность выполнения работы.

Межпредметные связи (музыка, лит-ра, история, география)

Практическая работа: выполнить композицию на тему дополняя аппликацией.

Материал: простой карандаш, краски (гуашь или акварель), кисти, баночки с водой, бумага, палитра.

Зрительный ряд: М.Врубель «Богатырь», «Микула Селянинович», Мартос «Памятник Минину и Пожарскому», Вучетич «Родина- мать зовет!», П.Корин «Александр Невский», А.Бубков «Утро на Куликовском поле»; фотографии Пскова, Новгорода, Владимира, Суздаля.

Музыкальный ряд: Глинка «Иван Сусанин» («Жизнь за царя», А.Бородин «Богатырская симфония, 1 –я часть; песня ВОВ «Вставай страна огромная»).
21. Транспорт. (1 час – практ. работа).

Рисование сложного объекта (техники) по уменьшенной модели. Современные машины разной марки. Порядок последовательности рисования автомашины.

Практическая работа: самостоятельно сделать наброски автомашины (основные формы кузова, колес, прорисовывание деталей).

Материал: модели машин, карандаш, акварель, фотографии и иллюстрации с машинами.

Зрительный ряд: В. Васнецов «Ковер-самолет», «Иван –царевич на сером волке».
22-23. Натюрморт из геометрических тел. (2 час – практ.работа).

Конструкция. Линейный (сквозной) рисунок, светотень (полутень, рефлекс, тень, блик, свет). Техника штриха и его культура. Гризайль – как соединение рисунка и живописи.

Практическая работа: (на 23 уроке) - выполнить сквозную прорисовку и начальный этап светотени; (на 24 уроке) – выполнить штриховку.

Материал: простой карандаш, ластик, бумага.

Зрительный ряд: методические таблицы.

24-25. Натюрморт из разнородных предметов: геометрических тел, фруктов и овощей (2 часа – практ.работа)

Светотень, цвет. Работа в технике гризайль. Конструкция. Рисование предметов аналогичной формы, но разного материала и характера (шар, яблоко, призма, коробок и др.); первоначальные сведения о форме предметов; Материальность в рисунке. Перспектива: фронтальная, угловая, воздушная. Жанр натюрморта.

Практическая работа: рисунок натюрморта (композиция, первоначальная передача светотеней, цвета, подробная проработка рисунка) в технике гризайль или живопись.

Материал: простой карандаш, ластик, бумага.

Зрительный ряд: таблицы и пособия «Этапы рисования с натуры геометрических тел»; И. Хруцкий «Цветы и плоды»; В. Стожаров «Натюрморт. Лён»; Ж.Б. Шарден «Атрибуты искусств. Натюрморт»; К. Петров-Водкин «Черёмуха в стакане»; М. Врубель «Натюрморт. Подсвечник, графин, стакан»; рисунки школьников.
26-27. Наброски с натуры модели домика. (2 часа – практ. работа).

Линейное (сквозное) построение. Предметы и анализ их формы. Линейная перспектива: линия горизонта, уровень горизонта, точка зрения, точка схода, фронтальная и угловая перспективы.

Межпредметные связи – анализ геометрических форм в математике.

Практическая работа: сделать наброски с модели домика в разных поворотах или один длительный рисунок с выявлением штриховкой объема домика.

Материал: бумага, карандаш, методические таблицы «Последовательность рисования призмы, коробки, ящика», проволочные модели призм, кубов.

Зрительный ряд: репродукции с четким изображением предметов призматической формы, фотографии изделий (шкатулки, мебель, здания) в угловой перспективе и перспективных изменениях, И.Левитан «Осенний день. Сокольники», И.Репин «Невский проспект», А.Веницианов «Гумно», В.Маковский «В мастерской художника».
28. Рисование по представлению. «Старинный терем» из геометрических фигур (1 час - практ. работа).

Рисунок по представлению из геометрических форм (карандаш). Архитектура, русская архитектура. Храм (купол, барабан – глава, основная часть храма, нижнее основание храма). Крестьянский дом (охлупень, полотенце, причелина, ставни). Основные материалы этого вида искусства. Сквозной рисунок, штриховка по форме, конструирование.

Практическая работа: выполнить рисунок старинного терема с использованием геометрических фигур.

Материал: альбом, карандаш, тушь, геометрические тела (кубики, пирамидки, спичечные коробки и т.п.), фотографии архитектурных сооружений с четко выраженными формами (чтобы просматривалась конструкция) - Кижи, крепостная Москва, репродукции живописных сооружений, геометрические тела, строительный конструктор.

Зрительный ряд: репродукции картин художников В.Суриков «Утро стрелецкой казни», А.Лентулова «Собор Василия Блаженного», В.Васнецов «Картины о старой Москве».
29. Буквица. (1 час практ. работа)

Искусство художника книги. История книгопечатания. Искусство каллиграфия. Работа с текстом, шрифтом. Вспомогательная сетка, её использование.

Межпредметные связи (история, лит-ра)

Практическая работа: написать печатными буквами текст загадки или пословицы, украсив ее первой буквой – «буквицей».

Материал: таблицы, доска, мел, бумага, карандаши, акварель, тушь, фломастеры, линейка.

Зрительный ряд: образцы шрифтов; детские работы по заданию; образцы рисованных букв; копии страниц летописи.
30-31. Иллюстрирование сказки П.Ершова «Конек-горбунок» (2 часа – практ. работа)

Иллюстрация к книге. От эскиза к завершению. Цвет в иллюстрации. Художники – сказочники: В. Васнецов, И. Билибин, Ю. Васнецов, Е. Рачёв, М. Врубель и др. Книжная графика. Оформление книги.

Практическая работа: эскизирование иллюстрации сказки П. Ершова «конёк-горбунок» в карандаше, работа красками.

Материал: альбом, карандаши, акварель или гуашь, цветная бумага, мелки, банка, кисти.

Зрительный ряд: репродукции народных лубков, книга Ершова П. с иллюстрациями разных художников, методическая таблица «Последовательность выполнения иллюстраций».
32-33. Портрет (2 часа – практ. работа)

История возникновения портрета в скульптуре. Скульптор. Пропорции лица. Жанр портрета в изобразительном искусстве.

Практическая работа: налепить на каркас пластилин, сделать основу голову, закрепить, определить части головы, сформировать нос, губы и т.д.

Материал: клеенка, пластилин, стеки, баночки для каркаса (или фольга алюминиевая), ДСП подставка, брусочек 150х20х20, гипсовые головы и модели, методические таблицы «Стрение черепа», «Мимические мышцы»

Зрительный ряд: В.Мухина «Рабочий и колхозница», «Портрет доктора А.Замкова», Ж.Гудон «Статуя Вольтера», Микеланджело «Скорчившийся мальчик, Мирон «Дискобол».

34. Четыре разных портрета (по одной схеме (1 час – практ. работа)).

Рисунок, живопись. Рисование четырёх лиц по одной схеме. Общее и индивидуальное, мимика, возраст, пол. Детский портрет в живописи. Дружеский шарж.

Практическая работа: под руководством учителя нарисовать по единой схеме заготовки для будущих портретов, каждому лицу придать индивидуальные черты: по возрасту, полу, национальности, настроению, прическе.

Материал: фотографии, рисунки лица (крупным планом), альбомы, банки с водой, кисти, краски, методическая таблица «Мимика».

Зрительный ряд: 3А. Веницианов «Захарка», В.Серов «Девочка с персиками», «Мика Морозов», Рембрандт «Сын Титус за чтением».

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Коваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В iconКоваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В
М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных...
Коваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В iconКоваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В
М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных...
Коваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В iconКоваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В
М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных...
Коваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В iconКоваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В
М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных...
Коваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В iconКоваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В
М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных...
Коваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В iconКоваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В
М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных...
Коваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В iconКоваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В
М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных...
Коваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В iconЛомов Е. В., Шорохов Е. В., Игнатьев С. Е., Коваленко П. Ю
«Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Кузин...
Коваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В iconКоваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы
Коваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В iconКоваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы
Коваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В iconРазработка электронного учебного пособия «Деловая и иллюстративная графика»
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству составлена на основе авторской программы: Кузин В. С., Ломов С. П., Шорохов...
Коваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В iconРазвитие самостоятельности в художественно – творческой деятельности детей дошкольного возраста
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству составлена на основе авторской программы: Кузин В. С., Ломов С. П., Шорохов...
Коваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В iconФормирование цветовосприятия младших подростков в процессе обучения изобразительной деятельности
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству составлена на основе авторской программы: Кузин В. С., Ломов С. П., Шорохов...
Коваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В iconПреобразование цветных изображений по образцам Converting color image for sample
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству составлена на основе авторской программы: Кузин В. С., Ломов С. П., Шорохов...
Коваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В iconШиффман Х. Ощущение и восприятие. Спб, 2003. С. 208-211 Эффект принадлежности цвета
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству составлена на основе авторской программы: Кузин В. С., Ломов С. П., Шорохов...
Коваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В iconФормирование гармоничного цветовосприятия на занятиях по цветоведению...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству составлена на основе авторской программы: Кузин В. С., Ломов С. П., Шорохов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск