РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА МУЗЫКА 1 – 4 КЛАССЫ
для УМК образовательной системы «ШКОЛА 2100…» Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по музыке, авторской учебной программы «Музыкальное искусство» В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (утвержден приказом МОиН РФ 06.10.2009 г.), программа: 1-4 классы (В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В. А. Школяр).- М.:Вентана-Граф, 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Роль и место дисциплины
| Курс «Музыка» направлен на приобщение обучающихся к миру искусства, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений искусства, на развитие художественных способностей и художественного вкуса, на формирование навыков и способов художественной деятельности.
| 2. Адресат
| Программа адресована обучающимся 1-4-х классов общеобразовательных школ по образовательной системе «Школа 2100…».
| 3. Соответствие ФГОС
| Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом МОиН РФ 06.10.2009 г.).
| 4. Планируемые результаты образования
| Разделы:
1 класса «Как можно услышать музыку» представлен 8-ю тематическими блоками;
2 класса «Три кита в музыке – песня, танец, марш», «О чём говорит музыка», «Куда ведут нас «три кита», «Что такое музыкальная речь»;
3 класса «Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость», «Интонация», « Развитие музыки», « Построение (формы) музыки»;
4 класса «Музыка моего народа», « Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ»
научат обучающихся:
• воспринимать музыку различных жанров, размышлять о
музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
• ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России;
• воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального (в пении, слове, движении и др.) и народного творчества (в песнях, играх, действах).
• соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
• наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
• исполнять музыкальные произведения разных форм и
жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.);
• определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.
| 5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
| Личностными результатами изучения музыки являются:
наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Предметными результатами изучения музыки являются:
устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;
ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
| 6. Целевая установка
| Целью уроков музыки является воспитание у обучающихся музыкальной культуры, как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.
Задачи курса:
раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека;
формирование у обучающихся эмоционально-ценностного отношения к музыке;
воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта – человека сочиняющего, исполняющего, слушающего.
развитие музыкального восприятия как творческого процесса – основы приобщения к искусству.
| 7. Принципы, лежащие в основе построения программы
| Программа «Музыкальное искусство» опирается на следующие принципы:
преподавание музыки в школе как живого образного искусства;
возвышение ребенка до понимания философско-эстетической сущности искусства;
деятельностное освоение искусства;
моделирование художественно-творческого процесса.
| 8. Виды и формы организации учебного процесса
| Формы организации урока: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в группах и самостоятельная работа детей.
Виды занятий: урок, виртуальная экскурсия, фантазия, театрализация, сказка, игра
| 9. Содержание учебной программы
| Учебный материал 1-го класса знакомит с детским музыкальным фольклором (колыбельная песня, загадки, пословицы, народные игры). Это позволяет естественно вводить учащихся в более сложные художественные явления, например, былину, сказочные фрагменты опер («Руслан и Людмила» М.И. Глинки).
Учебный материал 2-го класса раскрывает содержание музыкального искусства через темы «О чём говорит музыка», «Какую роль играет музыка в жизни человека», «Что музыка может выражать (характер, настроение, эмоции) и изображать (движение, покой)». Пониманию единства мысли, речи, характера человека послужит представленная в учебнике «Галерея» портретов русских людей, написанных художниками-передвижниками.
Учебный материал 3-го класса играет кульминационную роль, поскольку вводит учащихся в искусство через закономерности музыки. Они получают представление об интонации как носителе смысла музыки, о развитии музыки, о формах её построения и ведущих музыкальных жанрах – от песни, танца, марша до оперы, балета, симфонии, концерта.
Учебный материал 4-го класса даёт школьникам представление о композиторской и народной музыке, о музыке народов России, ближнего и дальнего зарубежья. В учебнике найден «ключ» для выявления национальных особенностей, характерных черт музыки того или иного народа (через тождество и контраст, сравнение, сопоставление уклада жизни, природы и пр.).
Учебный материал структурирован в соответствии с содержанием программы, дающим возможность полнее раскрыть её образовательный и воспитательный потенциал. Этот «ход» необходим для того, чтобы убедительно показать неслучайность выбора учебных тем, того или иного «методического ключа» в освоении тематизма, репертуара, вида музыкальной деятельности.
| 10. Организация внеурочной деятельности
| Внеурочная деятельность направлена на расширение и углубление музыкальной культуры учащихся начальной школы и предполагает такие направления: участие в кружковой работе, проектную деятельность
| 11. Материально – техническое обеспечение
| Печатные пособия
Портреты композиторов в электронном виде
Плакаты(10): расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партий в хоре, графические партитуры
Транспарант: поэтический текст гимна России.
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке
Презентации, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов
Учебно-практическое оборудование
Синтезатор
Детские музыкальные инструменты
| 12. Объем и сроки изучения
| Систематический курс музыкального искусства рассчитан на 203 часа. Из них:
1 класс – 33 часа; 2 класс – 34 часа; 3 класс – 34 часа; 4 класс – 34 часа.
Программа учебного курса «Музыка» объемом 33 часов в год, по 1 ч. в неделю. Изучается в течение всего учебного года.
| 13.Библиографический список
| Список литературы для обучающихся:
В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, учебник «Музыка»: 1 класс, - М.:Вентана-Граф, 2009;
О.В.Кузьмина, В.О.Усачева, Л.В.Школяр «Музыкальное искусство:
В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, учебник «Музыка»: 2 класс, - М.:Вентана-Граф, 2010;
Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыкальное искусство», 2 класс, в 2- частях.
В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, учебник «Музыка»: 3 класс, - М.:Вентана-Граф, 2010
Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыкальное искусство», 3 класс.
Список методической литературы для учителя:
В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А.Школяр, «Музыкальное искусство. 1 класс. Методическое пособие», - М.:Вентана-Граф, 2009;
Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыкальное искусство», 1 класс, в 2- частях.
В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, учебник «Музыка»: 2 класс, - М.:Вентана-Граф, 2010;
Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыкальное искусство», 2 класс, в 2- частях.
В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, учебник «Музыка»: 3 класс, - М.:Вентана-Граф, 2010
Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыкальное искусство», 3 класс.
| |