На уроках русского языка в 5-9 классах





Скачать 120.23 Kb.
НазваниеНа уроках русского языка в 5-9 классах
Дата публикации01.07.2014
Размер120.23 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Использование технологии проблемно-диалогического обучения

на уроках русского языка в 5-9 классах

(из опыта работы)

С 2006 года в МАОУ «Гимназия им. А.С.Пушкина» г.Сыктывкара обучение русскому языку в 5-9 классах в целях обеспечения непрерывного и преемственного учебного процесса по Образовательной системе «Школа 2100» ведется по «Программе по русскому языку для основной школы. 5-9 классы» (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучёва).

Опыт работы по освоению программы и обучению по ней позволяет выявить следующие достоинства и недостатки:

+

-

1) Направленность программы на развитие учащихся (// Эльконин, Давыдов, Занков). Опора на опыт школьника.

Необходимость корректировки программы по развитию речи:

1) наличие большого числа однотипных заданий и их неравномерное распределение не позволяет реализовать в полной мере творческий потенциал школьника, например, программа по русскому языку в 5 классе подразумевает проведение 9 свободных диктантов, 5 подробных изложений (в 1 полугодии – 4, во втором – 1), 8 сочинений, из них 3 - по картине, 3 – по личным впечатлениям («Осенний лес» и дважды «Маленькое путешествие» - упр. 331, 466), 2 - на лингвистическую тему. Из 8 мини-сочинений – 6 на лингвистическую тему. Много заданий на создание учебно-научных текстов.

Поэтому необходимо вводить разные по тематике и жанрам сочинения, например из программы по развитию речи Т.А.Ладыженской:

5 кл. – этюд, описание животного, описание предмета, рассказ по сюжетным рисункам;

6 кл. – описание помещения, описание внешности (в учебнике есть ряд упражнений по данным темам);

7 кл. – репортаж, рассказ по сюжетной схеме;

8 кл. – описание памятника, «Моя родословная»;

9 кл. – эссе, рецензия (есть материал в учебнике), есть и параграфы, посвященные умению составлять тезисы, конспекты, готовить доклады.

2) недостаточное количество и неравномерное распределение разных видов изложения не позволяет подготовить учащихся к успешному прохождению ГИА по русскому языку (имеется в виду часть 1 – написание сжатого изложения): в 5-6 классах нет ни одного сжатого или выборочного изложения, в 7 классе – 1 сжатое, 1 выборочное.

2) Культурно-ориентированное обучение русскому языку (через тексты, в том числе и тексты по русской литературе).

3) Функционально-смысловой акцент в обучении (многие языковые явления рассматриваются с точки зрения их функционирования в речи– « Наречие в текстах разных стилей», «Имя прилагательное в текстах разных стилей», «Роль числительных в жизни» и т.д.). Много заданий, связанных с написанием сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

4) Рабочие тетради (тетради на печатной основе):

- задания по подготовке к ГИА и ЕГЭ;

- контрольные работы с заданиями разного уровня (необходимого, программного, максимального)

5) Опережающее обучение: в 5 классе изучаются 3 группы вводных слов по значению, в 6 классе при повторении в начале года – остальные группы вводных слов по значению; в 5-7 классах происходит постепенное знакомство с видами связи слов в словосочетании, с видами сложного предложения, в 8-9 классах – систематизация и обобщение знаний по синтаксису.

6) При введении новых знаний использование технологии проблемно-диалогического обучения.


В Образовательной системе «Школа 2100» на этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний. Данная технология разработана на основе исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении (И.А.Ильницкая, В.Т.Кудрявцев, М.И.Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В.Брушлинский, А.М.Матюшкин, А.Т.Шумилин и др.).

При традиционном введении материала постановка проблемы сводится к сообщению темы учителем, а поиск решения – к сообщению готового знания учителем, вследствие чего деятельность учащихся репродуктивна. При проблемном введении материала на уроке открытия нового знания (ср. традиционную методику: урок объяснения нового материала) методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учениками вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решений организуют «открытие» знания учащимися, и, следовательно, деятельность последних можно отнести к творческому типу (учащиеся творчески усваивают знания через диалог с учителем).

Постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы (Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002; Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения (в сб. «Образовательная система «Школа 2100». Вып.7. – М.: Баласс, 2003. – С.184-199; Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика (в сб. «Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа/Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. – М.:Баласс, 2010. – С.272-282).

Существуют три основных метода постановки учебной проблемы:

- побуждающий от проблемной ситуации диалог;

- подводящий к теме диалог;

- сообщение темы с мотивирующим приемом.

Наиболее эффективными являются диалогические методы: побуждающий и подводящий диалоги (второй более простой).
Сообщение темы с мотивирующим приемом
Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Учитель сам сообщает тему урока, но вызывает интерес класса применением одного из мотивирующих приемов.

Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока (могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественных произведений, интересные случаи из области науки, культуры и повседневной жизни, шутки и т.д.). Например, при изучении темы «Гласные в суффиксах имен существительных -ек, -ик» можно вспомнить книгу или мультфильм по книге Л.Гераскиной «В стране невыученных уроков».

Второй прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого. Иногда одновременно используются оба приема. Например, при начале изучения темы «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных» можно представить вниманию класса оформленные в виде ценников такие записи: «Свинное сало», «Клюквеный морс», «Тыквеные семечки» - и спросить: «Как вы думаете, чем так удивили меня, вашего учителя, эти ценники при посещении магазина? Что они могут сказать о грамотности написавших их людей?»
Подводящий к теме диалог
Не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока.
Урок русского языка в 6 классе по теме «Морфологические признаки и разряды местоимений-прилагательных и местоимений-числительных»



Учитель

Учащиеся

Актуализация изученного. Словарный диктант

Учащиеся записывают словосочета-ния, обозначают орфограммы:

купить что-нибудь, рассадить кое-кого кое с кем, возьми себя в руки, ни о чем не беспокоился, некого пригласить, порадуемся за него, обещали кое-чем помочь, ничем не интересоваться.

Правописание какой части речи повторяли? Почему она получила такое название?

Правописание местоимений. Употребляется вместо имени.

Вместо слов какой части речи употребляются здесь местоимения?

Вместо имен существительных

Как называются такие местоимения? Почему они получили такое название?

Местоимения-существительные.

Они получили такое название, потому что отвечают на вопросы имени существительного (приводят примеры), указывают на предмет или лицо.

Как изменяются местоимения-существительные?

По падежам, а у местоимения «него» можно определить число и лицо.

Укажите разряды местоимений-существительных.

Неопределенные, отрицательные, личные, возвратное

Местоимения каких разрядов не встретились? Приведите примеры.

Вопросительные, относительные

(приводят примеры)

Подумайте, если местоимения употребляются вместо «имени», то какие еще группы местоимений, кроме местоимений-существительных, можно выделить?

Есть имена прилагательные и имена числительные. Наверное, существуют местоимения-прилагательные и местоимения-числительные (формулируется тема урока).

Попробуйте сформулировать вопросы, на которые мы сегодня будем искать ответ.

На какие вопросы отвечают эти группы местоимений? Как изменяются? К каким разрядам относятся? (Учитель помогает уточнить формулировку темы урока).


Урок русского языка в 6 классе по теме «Фразеологизмы»
Учитель диктует слова. Ученики записывают их на доске и в тетради.

Фиолетовый, рассчитать, акробат, земляника, егерь, оптимизм, легенда, обоняние, галерея, иней, здравница, мираж.
- Объясните значение слов «егерь», «здравница», «оптимизм».

- Обозначьте орфограммы.

- Выделите карандашом первые буквы слов. Какое слово у вас получилось?

- Сформулируйте тему и цель урока.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, так как требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

- создания проблемной ситуации;

- побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

- побуждения к формулированию учебной проблемы:

- принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Урок русского языка в 8 классе «Безличные предложения»

(Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Исаева Н.А. Русский язык. 8-й класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2006. – С.163-165)


Учитель

Ученик

Запишите предложения.

Ученики записывают.

В комнате душно.

Мне хочется спать.

Сейчас поздно светает.

Вам не видать таких сражений.

Найдите грамматическую основу предложений. Подчеркните.

Подчеркивают и называют грамматические основы: душно, хочется спать, светает, не видать.

Попробуйте «восстановить» в этих предложениях подлежащее. Что вы заметили?

Испытывают затруднение. Убеждаются, что в данных предложениях не может быть подлежащего.

Почему в этих предложениях не может быть подлежащего? Какие у вас есть гипотезы?

Может, это как-то связано с типом сказуемого.

Согласны с этой гипотезой?

Нет, в 1-м предложении – СИС, во 2-м – СГС, в других – ПГС.

Какие еще есть гипотезы?

Может, важно, какой частью речи выражено сказуемое?

Как можно проверить эту гипотезу?

Указывают части речи: слово категории состояния, глаголы.

Достаточно ли этих признаков?

Нет, глаголы встречались и в других видах односоставных предложений.

Попробуем дополнить эту версию, уточнить. Укажите форму слов.

Слово категории состояния «душно» - неизменяемая часть речи. Глаголы «хочется», «светает» - в изъявительном наклонении, настоящем времени, 3 л., ед.ч.. «Не видать» – инфинитив, неизменяемая глагольная форма.

В чем необычность всех этих форм?

Не могут указывать на действующее лицо. Неизменяемые формы не могут связываться с подлежащим, а глаголы «светает» и «хочется» безличные.

Как мы можем назвать такие предложения, в которых нет и не может быть лица?

Безличными.

Сформулируйте тему урока.

Безличные предложения.

Попробуйте сформулировать определение безличных предложений.

Формулируют определение. Сравнивают свой ответ с формулировкой учебника.

Технология поиска решения учебной проблемы.

Суть поиска решения учебной проблемы – помочь ученикам открыть новое знание. На уроке существуют две основные возможности обеспечить такое открытие: побуждающий к гипотезам диалог (приведен выше) и подводящий к знаниям диалог.
Побуждающий к гипотезам диалог

Данный метод поиска решения является наиболее сложным, поскольку требует осуществления четырех педагогических действий:

- побуждения к выдвижению гипотез;

- принятия выдвигаемых учениками гипотез;

- побуждения к проверке гипотез;

- принятия предлагаемых учениками проверок;
Реагировать на гипотезы следует эмоционально неокрашенно: словом «так» и кивком головы. Есть два варианта выдвижения гипотез: последовательный и одновременный.
Подводящий к знанию диалог

Данный метод поиска решения учебной проблемы не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.
Урок русского языка в 6 классе «Морфологические признаки и разряды местоимений-прилагательных и местоимений-числительных»

(фрагмент урока).

Учитель. Итак, мы с вами выяснили, что, кроме местоимений-существительных, есть и другие группы местоимений. Постараемся узнать, на какие вопросы отвечают местоимения-прилагательные и местоимения-числительные и каково их общее грамматическое значение. Оформим наши ответы в виде записей в тетради и на доске. Первую строчку вы без труда заполните сами.
Группы Вопрос Общее грам.значение

Мест.-сущ. Кто? Что? Указывают на предмет или

лицо.
Учитель. Если местоимения-существительные отвечают на вопросы существительных и указывают на грамматическое значение существительных, то на какие вопросы будут отвечать и на что будут указывать местоимения-прилагательные и местоимения-числительные?

Ученики самостоятельно пытаются дать ответы на вопрос, далее сравнивают свои ответы с материалом учебника, учитель вносит дополнения (про вопрос прилагательного «каков?» шестиклассники, как правило, забывают, в учебнике данный вопрос не указан).
Мест.-прилаг. Какой? Чей? Указывают на признак

Каков? предмета.

Мест.-числит. Сколько? Указывают на количество.

Различие методов постановки учебной проблемы и методов поиска ее решения – в характере учебной деятельности школьников, в развивающем эффекте. Побуждающий от проблемной ситуации диалог и побуждающий к гипотезам диалог обеспечивают подлинно творческую деятельность учеников и развивают их речь и творческие способности. Подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом и подводящий к знанию диалог лишь имитируют творческий процесс, при этом подводящий к теме диалог успешно формирует логическое мышление и речь учащихся, а развивающий результат сообщения темы с мотивирующим приемом незначителен.

Сходство трех основных методов постановки учебной проблемы заключается в том, что все они обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала. Сходство трех основных методов поиска решения учебной проблемы – в том, что любой из них обеспечивает понимание нового знания учениками, ибо нельзя не понимать то, что открыл сам.

Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования, поскольку является:

результативной – обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности;

здоровьесберегающей – позволяющей снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и открытия знаний.

2011 г.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

На уроках русского языка в 5-9 классах iconСловарная работа на уроках русского языка
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по...
На уроках русского языка в 5-9 классах iconДоклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»...
С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка...
На уроках русского языка в 5-9 классах iconУчебно-методический комплекс по олимпийскому и паралимпийскому образованию...
Учебно-методический комплекс предназначен для использования на уроках русского языка в начальной школе (1-4 классах)
На уроках русского языка в 5-9 классах icon2. развитие догматической науки
Учебно-методический комплекс предназначен для использования на уроках русского языка в начальной школе (1-4 классах)
На уроках русского языка в 5-9 классах iconЛитература I÷ii веков о Христе и христианах
Учебно-методический комплекс предназначен для использования на уроках русского языка в начальной школе (1-4 классах)
На уроках русского языка в 5-9 классах iconГ. В. Носовский, А. Т. Фоменко царь славян
Учебно-методический комплекс предназначен для использования на уроках русского языка в начальной школе (1-4 классах)
На уроках русского языка в 5-9 классах iconИсследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы
С. М. Нетрадиционные формы контроля на уроках литературы: Статья из сборника: Воспитание личности на уроках русского языка и литературы:...
На уроках русского языка в 5-9 классах iconТестовый контроль на уроках русского языка в начальных классах
Практическое руководство по администрированию базы данных пользователей системы дистанционного обучения нп «телешкола» 1
На уроках русского языка в 5-9 классах iconНа уроках русского языка и литературы
Калныш С. В. Приёмы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
На уроках русского языка в 5-9 классах iconОбщероссийская общественная организация «молодые интеллектуалы россии»
Учебно-методический комплекс предназначен для использования на уроках русского языка в начальной школе (1-4 классах)
На уроках русского языка в 5-9 классах iconМуниципального района безенчукский на февраль 2013 года
Учебно-методический комплекс предназначен для использования на уроках русского языка в начальной школе (1-4 классах)
На уроках русского языка в 5-9 классах iconСтратегический план развития федерации хоккея на траве россии
Учебно-методический комплекс предназначен для использования на уроках русского языка в начальной школе (1-4 классах)
На уроках русского языка в 5-9 классах iconПрограмма подготовлена авторским коллективом в составе: В. П. Усенко, кандидат
Учебно-методический комплекс предназначен для использования на уроках русского языка в начальной школе (1-4 классах)
На уроках русского языка в 5-9 классах iconМетодическое объединение учителей русского языка и литературы Советского...
Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
На уроках русского языка в 5-9 классах iconСамообразования «Формирование орфографической зоркости на уроках...
В ходе изучения опыта работы Качановой Светланы Викторовны по теме: «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка»,...
На уроках русского языка в 5-9 классах iconРазмышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам...
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск