Скачать 120.23 Kb.
|
Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в 5-9 классах (из опыта работы) С 2006 года в МАОУ «Гимназия им. А.С.Пушкина» г.Сыктывкара обучение русскому языку в 5-9 классах в целях обеспечения непрерывного и преемственного учебного процесса по Образовательной системе «Школа 2100» ведется по «Программе по русскому языку для основной школы. 5-9 классы» (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучёва). Опыт работы по освоению программы и обучению по ней позволяет выявить следующие достоинства и недостатки:
В Образовательной системе «Школа 2100» на этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний. Данная технология разработана на основе исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении (И.А.Ильницкая, В.Т.Кудрявцев, М.И.Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В.Брушлинский, А.М.Матюшкин, А.Т.Шумилин и др.). При традиционном введении материала постановка проблемы сводится к сообщению темы учителем, а поиск решения – к сообщению готового знания учителем, вследствие чего деятельность учащихся репродуктивна. При проблемном введении материала на уроке открытия нового знания (ср. традиционную методику: урок объяснения нового материала) методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учениками вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решений организуют «открытие» знания учащимися, и, следовательно, деятельность последних можно отнести к творческому типу (учащиеся творчески усваивают знания через диалог с учителем). Постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы (Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002; Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения (в сб. «Образовательная система «Школа 2100». Вып.7. – М.: Баласс, 2003. – С.184-199; Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика (в сб. «Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа/Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. – М.:Баласс, 2010. – С.272-282). Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: - побуждающий от проблемной ситуации диалог; - подводящий к теме диалог; - сообщение темы с мотивирующим приемом. Наиболее эффективными являются диалогические методы: побуждающий и подводящий диалоги (второй более простой). Сообщение темы с мотивирующим приемом Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Учитель сам сообщает тему урока, но вызывает интерес класса применением одного из мотивирующих приемов. Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока (могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественных произведений, интересные случаи из области науки, культуры и повседневной жизни, шутки и т.д.). Например, при изучении темы «Гласные в суффиксах имен существительных -ек, -ик» можно вспомнить книгу или мультфильм по книге Л.Гераскиной «В стране невыученных уроков». Второй прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого. Иногда одновременно используются оба приема. Например, при начале изучения темы «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных» можно представить вниманию класса оформленные в виде ценников такие записи: «Свинное сало», «Клюквеный морс», «Тыквеные семечки» - и спросить: «Как вы думаете, чем так удивили меня, вашего учителя, эти ценники при посещении магазина? Что они могут сказать о грамотности написавших их людей?» Подводящий к теме диалог Не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. Урок русского языка в 6 классе по теме «Морфологические признаки и разряды местоимений-прилагательных и местоимений-числительных»
Урок русского языка в 6 классе по теме «Фразеологизмы» Учитель диктует слова. Ученики записывают их на доске и в тетради. Фиолетовый, рассчитать, акробат, земляника, егерь, оптимизм, легенда, обоняние, галерея, иней, здравница, мираж. - Объясните значение слов «егерь», «здравница», «оптимизм». - Обозначьте орфограммы. - Выделите карандашом первые буквы слов. Какое слово у вас получилось? - Сформулируйте тему и цель урока. Побуждающий от проблемной ситуации диалог Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, так как требует последовательного осуществления четырех педагогических действий: - создания проблемной ситуации; - побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации; - побуждения к формулированию учебной проблемы: - принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы. Урок русского языка в 8 классе «Безличные предложения» (Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Исаева Н.А. Русский язык. 8-й класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2006. – С.163-165)
Технология поиска решения учебной проблемы. Суть поиска решения учебной проблемы – помочь ученикам открыть новое знание. На уроке существуют две основные возможности обеспечить такое открытие: побуждающий к гипотезам диалог (приведен выше) и подводящий к знаниям диалог. Побуждающий к гипотезам диалог Данный метод поиска решения является наиболее сложным, поскольку требует осуществления четырех педагогических действий: - побуждения к выдвижению гипотез; - принятия выдвигаемых учениками гипотез; - побуждения к проверке гипотез; - принятия предлагаемых учениками проверок; Реагировать на гипотезы следует эмоционально неокрашенно: словом «так» и кивком головы. Есть два варианта выдвижения гипотез: последовательный и одновременный. Подводящий к знанию диалог Данный метод поиска решения учебной проблемы не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания. Урок русского языка в 6 классе «Морфологические признаки и разряды местоимений-прилагательных и местоимений-числительных» (фрагмент урока). Учитель. Итак, мы с вами выяснили, что, кроме местоимений-существительных, есть и другие группы местоимений. Постараемся узнать, на какие вопросы отвечают местоимения-прилагательные и местоимения-числительные и каково их общее грамматическое значение. Оформим наши ответы в виде записей в тетради и на доске. Первую строчку вы без труда заполните сами. Группы Вопрос Общее грам.значение Мест.-сущ. Кто? Что? Указывают на предмет или лицо. Учитель. Если местоимения-существительные отвечают на вопросы существительных и указывают на грамматическое значение существительных, то на какие вопросы будут отвечать и на что будут указывать местоимения-прилагательные и местоимения-числительные? Ученики самостоятельно пытаются дать ответы на вопрос, далее сравнивают свои ответы с материалом учебника, учитель вносит дополнения (про вопрос прилагательного «каков?» шестиклассники, как правило, забывают, в учебнике данный вопрос не указан). Мест.-прилаг. Какой? Чей? Указывают на признак Каков? предмета. Мест.-числит. Сколько? Указывают на количество. Различие методов постановки учебной проблемы и методов поиска ее решения – в характере учебной деятельности школьников, в развивающем эффекте. Побуждающий от проблемной ситуации диалог и побуждающий к гипотезам диалог обеспечивают подлинно творческую деятельность учеников и развивают их речь и творческие способности. Подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом и подводящий к знанию диалог лишь имитируют творческий процесс, при этом подводящий к теме диалог успешно формирует логическое мышление и речь учащихся, а развивающий результат сообщения темы с мотивирующим приемом незначителен. Сходство трех основных методов постановки учебной проблемы заключается в том, что все они обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала. Сходство трех основных методов поиска решения учебной проблемы – в том, что любой из них обеспечивает понимание нового знания учениками, ибо нельзя не понимать то, что открыл сам. Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования, поскольку является: результативной – обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности; здоровьесберегающей – позволяющей снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и открытия знаний. 2011 г. |
Словарная работа на уроках русского языка Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по... | Доклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»... С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка... | ||
Учебно-методический комплекс по олимпийскому и паралимпийскому образованию... Учебно-методический комплекс предназначен для использования на уроках русского языка в начальной школе (1-4 классах) | 2. развитие догматической науки Учебно-методический комплекс предназначен для использования на уроках русского языка в начальной школе (1-4 классах) | ||
Литература I÷ii веков о Христе и христианах Учебно-методический комплекс предназначен для использования на уроках русского языка в начальной школе (1-4 классах) | Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко царь славян Учебно-методический комплекс предназначен для использования на уроках русского языка в начальной школе (1-4 классах) | ||
Исследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы С. М. Нетрадиционные формы контроля на уроках литературы: Статья из сборника: Воспитание личности на уроках русского языка и литературы:... | Тестовый контроль на уроках русского языка в начальных классах Практическое руководство по администрированию базы данных пользователей системы дистанционного обучения нп «телешкола» 1 | ||
На уроках русского языка и литературы Калныш С. В. Приёмы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы | Общероссийская общественная организация «молодые интеллектуалы россии» Учебно-методический комплекс предназначен для использования на уроках русского языка в начальной школе (1-4 классах) | ||
Муниципального района безенчукский на февраль 2013 года Учебно-методический комплекс предназначен для использования на уроках русского языка в начальной школе (1-4 классах) | Стратегический план развития федерации хоккея на траве россии Учебно-методический комплекс предназначен для использования на уроках русского языка в начальной школе (1-4 классах) | ||
Программа подготовлена авторским коллективом в составе: В. П. Усенко, кандидат Учебно-методический комплекс предназначен для использования на уроках русского языка в начальной школе (1-4 классах) | Методическое объединение учителей русского языка и литературы Советского... Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы | ||
Самообразования «Формирование орфографической зоркости на уроках... В ходе изучения опыта работы Качановой Светланы Викторовны по теме: «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка»,... | Размышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам... Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б |